Кафедра специального дефектологического образования

Учебный корпус № 2, Булавина, 1, ауд. 22

Заведующий кафедрой, к.п.н. - Чечель Екатерина Олеговна


 
 
Развитие современного общества и формирующиеся тенденции в системе образования Донецкой Народной Республики определяются сегодня гуманистическими приоритетами. В условиях признания личности любого человека, как высшей ценности, и принятия его права на полную реализацию своих возможностей становятся актуальными проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения интеллектуальной, физической, сенсорной, эмоциональной сфер. На первый план выходят проблемы, связанные с обеспечением полноценного развития, обучения, социального интегрирования и социальной реабилитации таких людей. 
 
В последнее время отмечается существенное увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, которые нуждаются в профессиональной помощи педагогов-дефектологов. Работа дефектолога позволяет ребёнку с отклонениями в физическом или психическом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениями и ценностям. Трудно переоценить социальную значимость этой профессии в обществе. Дети, лишённые от природы возможности жить полноценной жизнью, в результате работы дефектолога приобщаются к окружающему миру, его достижениям и ценностям, становятся полноценными членами общества. Именно эти специалисты дарят детям шанс на счастливую жизнь, возможность быть включенным в разные коллективы, раскрывая перед ними новые возможности и радость человеческого общения.
 
Для кафедры специального дефектологического образования приоритетным является подготовка высококвалифицированных бакалавров и специалистов в области дефектологии, которые в будущем станут мощной движущей силой развития практической профессиональной деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
Кафедра специального дефектологического образования Донецкого педагогического института является выпускающей и обеспечивает проведение всех видов учебных занятий по 54 курсам. 
 
Кафедра имеет в своем распоряжении фонд учебной и методической литературы, формируется база справочных и специальных периодических изданий, в перспективе планируется создание учебно-дефектологической лаборатории и студенческого научного кружка «ДефектологиЯ», деятельность которого направлена на формирование положительной мотивационной готовности к предстоящей профессиональной деятельности, раскрытие научного потенциала студентов, их способностей к научно-исследовательскому поиску. 
 
Кафедра имеет профессиональные связи со специальными образовательными учреждениями, на базе которых студенты имеют возможность пройти практику, познакомиться с особенностями работы дефектолога и получить первый профессиональный опыт. 
 
Базами практики кафедры специального дефектологического образования являются образовательные учреждения различного типа (средние общеобразовательные школы-интернаты, специальные коррекционные школы, муниципальные образовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения и т.п.), реабилитационные и развивающие центры, больницы и поликлиники, социальные службы и пр.
 
Наши студенты в процессе обучения получат высокую профессиональную подготовку и будут уметь осуществлять
- коррекцию  нарушений  развития  в  условиях  личностно-ориентированного  подхода  к  образованию  и  развитию  лиц  с ограниченными возможностями здоровья; 
- планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор учебно-методического обеспечения; 
- изучение, образование, развитие, абилитацию, реабилитацию и социальную  адаптацию  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты; 
- разработку индивидуальной образовательно-коррекционной программы,  планирование  коррекционно-развивающей  работы  на  основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор и создание учебно-методического обеспечения; 
-  психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и  профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
Следует отметить, что работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, сегодня является востребованной и высокооплачиваемой. 
 
Сфера деятельности педагога-дефектолога очень широка: такие специалисты востребованы в школах-интернатах, специальных коррекционных школах, дошкольных образовательных учреждениях, реабилитационных и развивающих центрах. В услугах дефектолога часто нуждаются не только государственные образовательные учреждения, но и частные детские сады и школы, а также медицинские учреждения (больницы, поликлиники, центры и т.п.). Кроме этого специалисты-дефектологи ведут частную практику, оказывая личностно-ориентированную педагогическую помощь детям с нарушениями физического или психического развития, а также их родителям, подбирая наиболее эффективные пути решения трудностей в воспитании и обучении детей.
Что такое дефектология и кто же такой дефектолог?

Если есть профессия, применительно к которой можно говорить о призвании и использовать другие возвышенные слова, то, несомненно, это дефектолог. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, – сегодня и всегда самый востребованный и высокооплачиваемый из педагогов.

В соответствии с государственным высшим образовательным стандартом существует несколько дефектологических специальностей. Это учитель-сурдопедагог, обучающий детей с недостатками слуха – от полной глухоты до слабослышащих. Учитель-олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития. Учитель-тифлопедагог работает с детьми с недостатками зрения. Дошкольный педагог-дефектолог и, наиболее известный,  –  учитель-логопед, специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Этот перечень говорит о том, что дефектологи, которых готовят педагогические вузы, работают на стыке медицины, педагогики и психологии, то есть – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей.

Дефектология – это раздел педагогической науки, изучающий вопросы воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития. Дефектология объединяет такие профессии, как логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог. Любой из этих специалистов – дефектолог.

Чем занимается и что делает дефектолог? Дефектолог – это прежде всего педагог, который обучает, развивает и формирует. Любой педагог наряду с профессиональными (педагогическими) должен иметь и психологические знания. А педагог, который работает с детьми, имеющими трудности в развитии, должен быть одновременно и психологом. Именно для этого в Донецком педагогическом институте разработана программа обучения, которая готовит педагогов-дефектологов, давая разносторонние знания: и в области логопедии, и сурдопедагогики, и тифлопедагогики, и олигофренопедагогики и т.д. На кафедре специального (дефектологического) образования студенты-дефектологи изучают не только специальные дисциплины (коррекционную педагогику, логопедию, сурдо-, тифло- и олигофренопедагогику), но и психологию, общую педагогику, другие общеобразовательные дисциплины, которые органично входят в учебный план подготовки и формируют общекультурные и профессиональные компетенции будущего специалиста.

Дефектолог нужен, если ребенок имеет нарушения в развитии и испытывает от этого трудности. При нарушениях речи, зрения, слуха и интеллекта обучают и формируют необходимые навыки дефектологи, работающие «на местах» – в логопедических, тифло- и сурдосадах, школах-интернатах, реабилитационных центрах и пр.

В психологии есть принцип «не навреди». В дефектологии другой принцип – «не опоздай». Результат занятий напрямую связан с временным моментом. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психолого-педагогической поддержке. Поэтому дефектологи начинают работать с ребенком сразу, как выявлено нарушение.

В компетенцию современного специалиста дефектолога входит не только непосредственная работа с детками, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений в развитии. Дефектолог не только работает с детьми, у которых наблюдаются физические и психоэмоциональные отклонения (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития и т.д.), в его обязанности также входит социализация детей с отклонениями в развитии,  подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе, участие в психолого-медико-педагогических комиссиях и т.д.

Чем отличается дефектолог от логопеда?

Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. Логопед работает с детьми, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Он корректирует невнятную речь ребенка, производит постановку правильного произношения сложных звуков и т.п.

Дефектолог занимается общим развитием ребенка с нарушениями в развитии, работает с психофизическими проблемами, развивает эмоционально-волевую составляющую.

Теперь вы знаете, что логопед – это тот же дефектолог.

Дефектологов готовят в педагогических институтах. Раньше факультеты, выпускающие логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов и др., назывались дефектологическими. Поэтому все эти специальности объединялись под общим названием – дефектология.

21 век – век толерантности, поэтому теперь факультеты, выпускающие специалистов по работе с нарушениями слуха, зрения, речи и пр., называются факультетами коррекционной педагогики или специальными (дефектологическими) факультетами.