Кафедра психологии

Учебный корпус № 2, Булавина, 1, ауд. 28

Заведующий кафедрой, к.п.н. - Новикова Елена Владимировна


 

Основой деятельности кафедры психологии ДонПИ является подготовка психолога-профессионала, который является высокообразованным специалистом, личностью, способной свободно ориентироваться и реализовываться в мировом пространстве.

Предмет изучения психологии — человеческая душа — неисчерпаем. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Психолог работает с душой человека, его психикой. Это одна из тех профессий, которая становится частью её носителя. Становясь психологом, человек становится им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, мы используем свои профессиональные знания и опыт. Однако даже самый лучший психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех проблем. Он ищет пути решения проблемы вместе с самим человеком, которому нужна помощь, помогает найти его внутренние ресурсы. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом зрения, направляя человека к мысли, что наша жизнь — в наших руках.

Известно, что общество XXI века – это новое поколение людей, современная реальность которых всё больше предъявляет требования к личности, ее стрессоустойчивости, лабильности, возможности адаптироваться. Современные условия жизни обуславливают необходимость профессиональной психологической поддержки и помощи при решении трудных жизненных ситуаций, при столкновении с кризисными ситуациями, а также помощь в реализации личностного потенциала человека.

Профессия «Психолог» в современном мире актуальна, популярна, престижна, востребована. Психологи-педагоги работают в школах, детских садах, колледжах, ВУЗах, образовательных центрах и т.д. Большую часть работы в этих учреждениях занимает психодиагностика – определение специальными методами способностей и личностных особенностей учащихся и воспитанников и выстраивание индивидуального подхода к обучению на основании психологического портрета. Психолог-педагог занимается также коррекционной и развивающей работой: помогает справляться с трудностями, развивать необходимые умения, навыки и качества. Психолог проводит экспертизу образовательных программ, учебных пособий, психологический анализ урока и помогает учителю находить более эффективные методы обучения и воспитания. Психолог-исследователь, работая в научно-исследовательских институтах, лабораториях, агентствах социологических исследований, занимается научными исследованиями и разработками актуальных проблем психологии.

За последние годы профессия психолог расширила свои возможности и сферы деятельности. Современный специалист-психолог – это теоретик и практик, владеющий инновационными психологическими технологиями, это специалист, помогающий решить сложные жизненные вопросы, связанные с воспитанием, развитием, адаптацией, определением места в жизни и т.д.

Основными приоритетами работы кафедры психологии ДОНПИ являются:

качественная психолого-педагогическая подготовка будущих специалистов «психологов-педагогов», подготовка высокоморальных и высоконравственных специалистов-психологов.

Основные направления деятельности кафедры психологии:

1) разработка новых учебных программ и оригинальных курсов на принципах государственности и гуманизма;
2) оснащение всех учебных курсов учебно-методической документацией;
3) внедрение в учебный процесс подготовки психологов новейших образовательных технологий;
4) проведение научных исследований по современным проблемам психологии:
разработка научной теме кафедры: «Психологическое сопровождение высшего профессионально-педагогического образования в условиях строительства Донецкой Народной Республики;
расширение тематики и усиление роли научно-исследовательской работы студентов;
организация и работа студенческого научного общества.
проведение мероприятий местного и республиканского уровней для студентов, научно-практических семинаров и конференций
5. проведение учебно-воспитательной работы среди студентов:
проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование высоконравственной и высокоморальной личности;
организация и работа психологического кружка «Я – будущий психолог».

Современному психологу необходимо постоянно учиться, самосовершенствоваться, развиваться, чтобы идти в ногу с быстро меняющимся миром и технологиями. Ему важно обладать качествами, позволяющими успешно реализовывать необходимую профессиональную деятельность: ответственность, добросовестность, терпимость, доброжелательность, уважительное отношение к людям. Помимо этих качеств психологу необходимо развивать эмпатию (эмоциональное сопереживание душевным переживаниям другого), открытость, самообладание, интерес к людям, умение признавать свои ошибки, стрессоустойчивость, рефлексию (самоанализ), общительность и т.п. Именно поэтому, на кафедре психологии ДОНПИ, помимо необходимой учебной деятельности, большое внимание также уделяется воспитанию личности студента-психолога.

Кафедра психологии ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт», является выпускающей и обеспечивает преподавание лекций, семинаров, практических по 36 учебным дисциплинам, среди которых:

1. Общая психология,
2. Возрастная психология,
3. Психология личности,
4. Социальная психология,
5. Специальная психология,
6. Психодиагностика,
7. Основы консультирования,
8. Основы психотерапии,
9. Психология семьи,
10. Организационная психология,
11. Психологическая служба в системе образования,
12. Эспериментальная психология,
13. Дифференциальная психология,
14. Основы нейропсихологии,
15. Психология одаренности,
16. Педагогическая психология и др.

Большое значение в подготовке специалистов на кафедре уделяется их фундаментальному профессиональному образованию на базе новейших достижений культуры, науки и техники.

В обучении широко используются электронные и компьютерные средства, современные формы и методы педагогики высшей школы.

Кафедра имеет профессиональные связи с институтами Донецкой Народной Республики.

Огромное внимание уделяется прохождению практики студентами на базе образовательных и воспитательных учреждений Республики.

Основные виды профессиональной деятельности нашего выпускника:

1) психопрофилактика – работа по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении,
2) просветительская деятельность, способствующая созданию благоприятного психологического климата в учреждениях;
3) психодиагностика – получение психологической информации о человеке или группе людей;
4) психологическая коррекция – целенаправленное воздействие на определенные сферы психики человека, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;
5) психологическое консультирование – обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом — для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
6) психотерапия в рамках психологической модели – оказание психологической помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.

Наши выпускники могут работать: в образовательных организациях (школы, детские сады, ВУЗы); в социальных организациях (детские дома, приюты, дома престарелых и т.п.); в психологических консультативных службах и центрах; на предприятиях; на телефонах доверия и т.д.