Механизмы психологической защиты личности.
Когда мы ощущаем дискомфорт и чувствуем себя неуютно, когда нам становится страшно, когда нас провоцируют на конфликтную ситуацию, мы начинаем защищаться. В психологии это называется механизмами психологической защиты личности.
Механизм защиты может быть выражен в форме нападения, что является «лучшей» защитой, как говорят в обществе, в форме агрессии, раздражения, недовольства, а так же, в отстраненности от происходящего (так называемый уход в себя), нежелание общаться. Форма механизмов защиты личности может быть совершенно разной, в зависимости от характера и темперамента индивида, его взглядов на ситуацию в частности и отношение к своей жизни в целом.
Здесь точно так же, как с ответственностью. Если человек имеет взрослую позицию и рассуждает здраво, то ему не нужны никакие защитные механизмы, он просто не попадает в такие ситуации и не имеет в своем окружении таких людей, от которых нужно защищаться.
Люди, ответственные за свои мысли, действия и поступки — это те, которые ведут постоянную работу над собой, над своим личностным и духовным ростом.
Ну а если взрослый человек остался своим мышлением в детстве, он имеет детскую позицию, то есть, позицию безответственности и перекладывания ее на чужие плечи. А как защищаются наши дети? Чаще всего, в агрессивной форме.
Они не будут долго разглагольствовать, защищая себя от нападок других детей, они действуют в той же форме, что и их сверстники. То есть, защищаясь и нападая. Так же действуют, казалось бы, взрослые люди. На самом деле, они еще в далеком детстве.
Механизмы психологической защиты наиболее свойственны детям, которые еще не приспособлены к жизненным ситуациям, они еще не знают и не умеют эффективно взаимодействовать с окружающими его сверстниками, они еще учатся этому. Если же родители сами не умеют взаимодействовать между собой или с окружающими, то чему они могут научить своего ребенка? Да, на словах это сказать легко, но дети учатся на примерах и причем, на примерах взрослых, в частности, своих самых близких людей — мамы и папы.
Давайте посмотрим какие же механизмы защиты зарождаются в детстве и переходят в последующем во взрослую жизнь, накрепко запуская свои корни и мешая успешной жизнедеятельности личности.
Механизмы психологической защиты.
♦ Вытеснение, то есть забывание чего – то или кого – то на бессознательном уровне. Если человеку что – то не нравится или он не хочет делать какое – то дело, он автоматически, как бы, забывает то, что ему не нравится, отстраняется от этого.
При навязчивых страхах, надуманных человеком, возникает повышенная тревожность. Идет защита против враждебного отношения к объекту своего страха.
Например, матери часто излишне переживают за своих детей, считая, что с ними обязательно должно произойти что – то нехорошее.
Тем самым, матери вытесняют враждебность по отношению к своему ребенку или уже сформировавшейся личности. Это в дальнейшем может привести к истерическим реакциям.
Механизм вытеснения включается в детстве. Когда ребенок не хочет чего – то делать, он забывает о том, что ему нужно сделать это. И если ему не напомнить и не объяснить, для чего именно ему это нужно (обратите внимание! Ему, а не родителям), он так и будет постоянно вытеснять эти моменты из своей жизни.
♦ Регрессия – механизм психологической защиты, который позволяет удовлетворять все свои потребности и желания, оставаясь на прежнем (привычном и облегченном) уровне, то есть на детском или юношеском этапе развития.
Этот механизм переходит в жизнь взрослого человека в том случае, если в его детстве присутствовал недостаток любви, ласки и внимания.
В детстве он начинает либо капризничать, либо сюсюкать, как малыш, либо просит, чтобы его одевали, кормили из ложечки и так далее.
Регрессия проявляется и в тех случаях, когда все трудности всегда решали за ребенка его родители, не давая ему самостоятельно вздохнуть.
Когда человек не может выразить адекватно свои эмоции, возникают трудности, и он при повышенной ответственности привлекает внимание окружающих, перекладывает ответственность на других, либо уходит в болезни, надеясь в этом случае получить чуткую ласку и заботу. Нередко этот механизм защиты выливается в психические заболевания, в частности, шизофрению.
♦ Проекция — перекладывание ответственности на других, о чем и говорилось в предыдущей статье. Наблюдаем мы это ежедневно. Людям, имеющим привычку только критиковать, не видя себя, и обвинять других в своих бедах и неудачах, как раз и свойственен этот защитный механизм.
Зачастую механизм проекции включается у незрелых и ранимых личностей, «застрявших» в детстве. Это неспособность принимать самостоятельные решения. Их просто не научили этому в детском возрасте.
В запущенных случаях эти люди теряют способность отличать фантазии от действительности.
♦ Интроекция – перекладывание на себя чувства вины, самобичевание, самоуничижение, излишняя самокритика, явное занижение самооценки. Интроекция выполняет огромнейшую роль в раннем развитии личности, на ее основе маленьким человечком усваиваются ценности и идеалы семьи.
♦ Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, он оправдывает неприемлемые мысли, чувства и поступки.
Когда мы начинаем оправдывать свои действия, снимая с себя ответственность, мы защищаемся, рационализируя. Но это не ложь и не обман. Это защитная реакция личности, помогающая сохранить самоуважение.
В рационализации есть доля правды, но все таки больше самообмана.
♦ Интеллектуализация – излишнее использование интеллектуальности для погашения эмоций и чувственных переживаний. Личность не проживает эти чувства и эмоции, а лишь проговаривает, хотя на самом деле их не существует. Например, говоря о каких либо чувствах другому, на самом деле, он не испытывает этих чувств (например, радость за другого, любовь к другому, понимание его проблемы и т.д.).
♦ Компенсация – замещение недостатков, придуманных человеком и тех, которые существуют на самом деле. Социально — приемлемая компенсация – глухонемой становится ясновидящим и одаренным свыше, социально — неприемлемая – агрессивность и конфликтность, как компенсация невнимания к себе со стороны других людей.
♦ Отрицание того, что не принимается человеком сознательно. Отвергаются мысли, эмоции, чувства, желания. Отрицание, как и все механизмы защиты, появляется в детстве. Это некий уход от проблемной ситуации. Если привести сравнение, то это равнозначно страусу, прячущему голову в песок. Или когда дети прячут лицо ладошкой, думая, что их никто не видит. Отрицание проблемы у взрослых людей происходит в кризисных ситуациях. Это может быть серьезное заболевание, неизбежность смерти (страх перед смертью), горе, связанное с потерей близкого, измена любимого человека и другие критические ситуации.
♦ Смещение (вымещение). Это перенос негативных эмоций и чувств с одного объекта на другой. Например, с неудачных рабочих моментов негатив вымещается на детей, мужа, близких.
Мы порой не умеем разделять рабочие моменты с личными, не умеем делать адекватное разделение между работой и домом, между одних отношений и других (с разными людьми), мешая их в одной каше, называемой «дружба» (помните, в детстве?).
Различать границу многообразия взаимоотношений просто необходимо для успешной жизнедеятельности в целом.
Какой можно сделать вывод?
Дело в том, что мы, люди, созданы не для того, чтобы защищаться друг от друга, включая механизмы психологической защиты личности, или не дай Бог, нападать друг на друга, а для того, чтобы эффективно взаимодействовать, оказывать помощь и поддержку друг другу, если нас об этом просят. Любить или хотя бы уважительно относиться друг к другу. Ведь как мы относимся к Миру, так и он поворачивается к нам!
Источник: http://v-izhikowa.ru/mehanizmyi-zashhityi/
Механизмы психологической защиты личности
Наш организм – система, склонная к саморегуляции. Для стабилизации состояния в моменты конфликтов, особенно внутриличностных, наша психика придумала механизмы психологической защиты. Цель включения механизма – снижение тревоги и переживаний, испытываемых при конфликте. Хорошо это или плохо? Нужно с этим бороться или нет? Давайте разберемся.
От чего, кроме неудовлетворенных потребностей, мы конфликтуем?
Усталость – основа внутренней нестабильности. Вы замечали, что можно долго позитивно смотреть на ситуацию, предотвращать конфликт, но в это время влияние негативных факторов продолжает накапливаться, как и усталость. И тогда вывести нас из равновесия может любой пустяк. От чего мы устаем и становимся уязвимы к конфликтам?
- Избыток или дефицит физической либо интеллектуальной активности.
- Переедание или голод.
- Недостаток или переизбыток сна.
- Однообразная или наоборот переменчивая деятельность.
- Озадаченность чем-либо и повышенное беспокойство.
Постарайтесь записывать весь свой день, чтобы понять, на что больше всего у вас уходит энергии. Затем исправьте то, что, как вы думаете, вас опустошает. Вместе с этим возьмите за правило помогать людям, но не в ущерб себе. Осваивайте ауторегуляцию и научитесь управлять своими механизмами психологической защиты.
Что такое защитный механизм
Защитный механизм – рычаг предотвращения психических расстройств личности. Однако защитные механизмы обладают двойственностью. С одной стороны, они стабилизируют внутренний мир личности, то есть налаживают взаимоотношения человека с самим собой, а с другой – могут разрушить взаимоотношения с внешним миром.
Цель работы защиты – предотвращение травмы. Задача – справиться с сильной негативной эмоцией и сохранить самоуважение индивида. Для этого внутри личности происходит перестройка системы (иерархии) ценностей. Это резервные способы решения мозгом поступающих проблем. Они включаются тогда, когда основные нормальные методы дали сбой, а проблема не осознается самим человеком.
Виды защит
В критической ситуации накала эмоций наш мозг, базируясь на предшествующем опыте, включает тот или иной механизм. К слову, человеку под силу научиться управлять своими защитами. Какие же механизмы психологической защиты существуют?
Вытеснение
Замещение мыслей о конфликте другими увлечениями, занятиями, мыслями и эмоциями. В результате конфликт и его причина забываются либо не осознаются. Человек действительно забывает нежелательную информацию, истинные мотивы. Но вместе с этим становится тревожным, боязливым, замкнутым, робким. Постепенно снижается самооценка и уровень притязаний.
Рационализация
Пересмотр ценностей, изменение отношения к ситуации ради сохранения достоинства («она от меня ушла, но не известно еще, кому повезло больше»).
Регрессия
Это пассивно-оборонительная тактика, опасная занижением самооценки. Предполагает откат к моделям поведения более раннего возраста. Это беспомощность, неуверенность, удивление, плаксивость. В результате личность становится инфантильной и останавливается в развитии. Такой человек не способен самостоятельно и конструктивно решать конфликты.
Дискредитация
Принижение достоинства того, кто критикует («кто бы говорил!»). Другая сторона медали – идеализация. Постепенно человек переходит в чередование первого и второго. Это опасно нестабильностью в отношениях.
Отрицание
Сдерживать негативные эмоции, отрицать до последнего, надеясь на неожиданный результат и изменения – суть этого механизма. Включается в ситуации конфликта мотивов личности и внешних условий (информации, убеждений, требований). Из-за такого механизма развивается неадекватное представление о себе и окружающей среде. Человек становится оптимистичен, но оторван от реалий. Он может попасть в беду из-за сниженного ощущения опасности. Такой человек эгоцентричен, но при этом общителен.
Обособление
«Даже думать не хочу об этом». То есть игнорирование ситуации и возможных последствий, эмоциональное отчуждение. Человек уходит от внешнего мира и межличностных взаимоотношений в свой мир. Для окружающих он выглядит неэмоциональным чудиком, но на деле у него высоко развита эмпатия. А уход от стереотипов позволяет нестандартно видеть мир. Так рождаются художники, поэты, философы.
Компенсация, или замещение
Поиск самоопределения и успеха в другой сфере, группе людей. Перенос с недоступного на доступный объект.
Гиперкомпенсация
Утрированное, противоположное нежеланному явлению поведение. Такие люди отличаются нестабильностью, неоднозначностью. Про них можно сказать: «от любви до ненависти один шаг».
Агрессия
Нападения на того, кто критикует. «Лучшая защита – нападение».
Расщепление
Разделение личностью своего опыта ради создания внутреннего мира. Ангел и дьявол, альтернативные личности (которым иногда дают имена), образы помогают человеку оставаться здоровым. Но с другой стороны – его видят разным человеком. Про таких людей говорят «Да он, да вы что?! Он не мог так поступить! Вы лжец!» И снова прекрасная почва для конфликтов.
Идентификация
Перенос своих нежелательных чувств, мыслей, качеств, желаний на других, что нередко выливается в агрессию. Кроме этого, человек постепенно себе приписывает все больше положительных качеств. С точки зрения конфликтов это самая неблагополучная защита.
Сублимация
Перенос материального и обыденного на уровень абстрактного и творческого. Это приносит удовольствие и радость. Это оптимальный и самый безопасный вариант психологической защиты.
Постепенно личность самореализуется творчески и защита, как и неопределенность, отпадает сама собой. Любые неудовлетворенные потребности можно преобразовать в творчество.
Это самый здоровый тип психологической защиты.
Механизмы нарушения саморегуляции
Иногда наш организм дает сбой, бессознательные механизмы отключаются, сознательные, оказывается, недостаточно освоены, что выражается зацикленностью на конфликте (проблеме), глубокими переживаниями и невозможностью адекватного разрешения ситуации. Что это за механизмы?
- Интроекция. Выделение нежелательных образцов в отдельную категорию личности, которая самим человеком не воспринимается.
- Ретрофлексия. Невозможность удовлетворения потребностей, направленных во внешнюю среду, проявляется перенаправлением энергии на себя.
- Дефлексия. Это уход от тесного межличностного взаимодействия на поверхностное: болтовня, шутовство, условности.
- Слияние. Предполагает устранение границ между внешним и внутренним миром.
В результате каждого из этих нарушений человек отказывается от части своего Я или вовсе теряет индивидуальность.
Возвращение себя
При коррекции поведения человек проходит ряд этапов:
- игра в образ;
- осознание своей фальши (страх);
- неопределенность (потеря привычно и отсутствие ориентиров);
- осознание реального ужаса ситуации (подавил себя и сам же ограничил);
- возвращение себе себя и своих эмоций.
К сожалению, самому пройти этот путь практически не возможно. Я рекомендую обратиться к специалисту. В зависимости от ситуации психологи отдают предпочтение гештальт-терапии, арт-терапии, психодрамме, индивидуальному консультированию или другому методу психокоррекции.
А что можно самостоятельно сделать сознательного?
Механизмы психологической защиты включаются на бессознательном уровне, то есть сам человек может использовать другие методы решения конфликтов. Прежде всего, важно знать особенность трансформации информации, собственно, почему возникает так много конфликтов (рисунок ниже).
Трансформация информации при общении
Таким образом, важно хорошо управлять своими эмоциями, максимально точно определять чувства. Но вместе с этим нужно учиться выражать эти чувства, то есть развивать коммуникативные навыки и самоконтроль. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми способами саморегуляции и оптимизации психического состояния.
Самомассаж
Идеально подойдет для снятия напряжения. Пройдитесь тыльными сторонами рук по своему телу ото лба до пят. Вы расслабите мышцы, за счет чего снизится тревога и стресс, уменьшится возбуждение.
Релаксация
Ежедневно отводите себе 15 минут для расслабления тела и высвобождения мыслей.
Проводить занятие рекомендуется при тусклом свете, в кресле, максимально освободив себя от одежды и других аксессуаров (в том числе контактных линз). По 2 раза на 5 секунд напрягайте поочередно группы мышц.
Выполняйте какое-либо действие, например, максимально высоко поднимайте ногу, а потом отпускайте. Дыхание сохраняйте ровным.
Дыхательная гимнастика
Выдохните максимально глубоко, медленно вдохните весь воздух в помещении, задержитесь на 5 секунд. Теперь плавно выдохните. Вы чувствуете изменение сознания и мыслей? Повторите упражнение. После нескольких повторений успокойтесь, посчитайте до десяти, ощутите, как с каждым счетом ваше сознание становится все более ясным.
Нейролингвистическое программирование при тревоге
НЛП (нейролингвистическое программирование) – популярное направление в психологии коррекции сознания. Предлагаю вам методику, снижающую тревожность, что так важно, ведь именно она предвестник включения защитных механизмов.
- Подробно опишите свою тревогу: ее суть, форму, содержание или даже внешность.
- Сколько раз за день (неделю, месяц) и как долго вы ей придаетесь?
- Определите место и время, когда и где тревога никогда не посещает вас.
- В это время предлагайте мозгу шутливую игру «давай потревожимся». Да, вот так, клин клином. Думайте только негативное, но именно в это время и в этом месте. Постепенно вы запрете свою тревогу именно там.
- В завершение поблагодарите свой разум: «Спасибо тебе, мозг, мы неплохо поработали. Я знал, что ты меня не подведешь».
В результате таких регулярных занятий повысится ваша стрессоустойчивость и изменится отношение к неудачам. Вы не будете переживать их так эмоционально и тяжело, как раньше.
Техника НЛП не имеет однозначного отношения к ней специалистов и клиентов, кто-то считает ее сомнительной, кто-то – оптимальным методом коррекции сознания. Я считаю, что сам метод неплохой, но подходит не всем.
Воображариум
- Представьте свое самое сильное и актуальное негативное чувство на данный момент или то, от чего вы хотите избавиться.
- Представьте себя в виде персонажа мультфильма (фильма). Не ограничивайте себя. Единственное, что у вас с ним должно быть общего – эмоции и чувства, а остальное – на ваше усмотрение.
- Присмотритесь теперь к окружению. Что и (или) кого вы видите?
- Теперь представьте такой сюжет, где эмоции вашего героя меняются в лучшую сторону. Не ограничивайтесь реальностью. В воображариуме можно все.
Это упражнение раскрывает ваши внутренние резервы, подсказывает ответы, развивает способность чувствовать и выражать свои чувства.
Общие рекомендации
Для самостоятельного и здорового преодоления конфликтных ситуаций рекомендую вам освоить ряд нехитрых принципов и правил.
- Умейте принимать критику и извлекать из нее пользу.
- Всегда помните, что критикуют не вас, а ваши поступки или отдельные черты, даже если неправильно формулируют свою мысль.
- Умейте отвечать за свои поступки.
- Умейте разговаривать.
Послесловие
Психологическая защита – реакция человека на конфликтную ситуацию. Притом механизмы психологической защиты включаются тогда, когда человек не осознает противоречие своего Я-реального и Я-идеального.
Механизм включается, но саморазвития и изменений личности не происходит.
Когда же до сознания доходит несоответствие поведения индивида его же убеждениям (или других людей, но значимых для него), то начинается путь саморегуляции.
- Такая разница во включении сознательного и бессознательного обычно обусловлена самовосприятием и самооценкой. Когда человек в целом положительно к себе относится, то отдельные негативные поступки или черты замечает. Если же его отношение к себе в целом негативно, то он не замечает эту «каплю в море».
- Вывод: чтобы быть здоровым и самому управлять своими эмоциями, нужно иметь адекватную самооценку и самовосприятие. А самому управлять сознанием нужно, потому психологические защиты не оказывают желаемого результата и не предотвращают конфликты, кроме внутриличностного (исключение – метод сублимации).
- Психологические механизмы хороши в редких и экстренных ситуациях, но при частом включении они калечат личность. Потому важно работать над своей стрессоустойчивостью, чтобы любая мелочь не воспринималась психикой как критичная ситуация и призыв к включению резервного питания.
Литература по теме
В заключение рекомендую вам книгу Вадима Евгеньевича Левкина «Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие». Это практическое руководство для изменения себя, своего поведения и механизмов защиты (сознательных и бессознательных). Материал написан житейским языком, подкреплен примерами, по пунктам разложены все рекомендации. Настоящее руководство к жизни.
Также советую прочитать статьи «Виды конфликтов в психологии» и «Типы конфликтных личностей и их характеристика». Удачи в саморегуляции!
Источник: https://psychologist.tips/245-mehanizmy-psihologicheskoj-zashhity-lichnosti.html
Механизмы психологической защиты личности и их виды
08-07-2014 Теги: защита личности,методики
Сейчас даже человек без тесных взаимоотношений с психологической наукой знает про так называемые механизмы психологической защиты личности. Данный термин ввел основатель психоанализа З. Фрейд, позже это было доработано и уточнено в рамках не только психоаналитической теории, но и других направлений и подходов.
Самозащита личности
Считается, что человеческая психика имеет свойство бессознательно защищать себя от влияния негативных (неблагоприятных) факторов и событий.
Это характерно как для взрослых сформировавшихся индивидуумов, так и для маленьких детей, защита которых (по мнению некоторых ученых) еще более сильна, что обусловлено слабым эго и чрезмерным влиянием инстинктивной энергии на сознательную часть личности.
Основная функция, которую выполняют механизмы психологической защиты личности, заключаются в предохранении психики от излишних стрессов и разрушительной тревоги. Поскольку (как было отмечено ранее) защита работает на уровне бессознательного, человек не имеет возможности ее контролировать.
Единственный способ – это анализ своего поведения и осознание некоторых его закономерностей, которые впоследствии можно при желании пытаться подавлять или изменять. Однако считается, что само осознание факта использования какой-либо бессознательной защиты приводит к ее уменьшению и стабилизации душевного состояния.
Однако защитные механизмы не являются исключительно положительным образованием (как может показаться на первый изначально).
Множество современных психотерапевтов делают акцент на негативной роли защит, указывая на то, что они тормозят развитие личности, мешая достижению жизненно необходимых целей.
Деструктивное влияние можно наблюдать при частом повторении одних и тех же защит за короткий промежуток времени, что означает невозможность для данного человека справляться с определенного рода нагрузками.
Социально-психологические механизмы социализации чем-то схожи с описываемыми нами защитными свойствами психики. Они тоже имеют влияние на личность и способствуют ее адаптации к окружающей среде.
Это объясняется тем, что приобретение защитных механизмов происходит в процессе первичной социализации ребенка.
Основным эталоном для ребенка всегда является родитель, поэтому и психологические защиты будут усвоены аналогично тем, которые есть у мамы и папы.
Стоит помнить, что психологические механизмы защиты есть у всех и это есть нормальное явление, означающее гармоничное существование личности. Однако если человек использует исключительно примитивные детские механизмы (или же данные стратегии мешают его активной жизни), то стоит подумать о помощи квалифицированного специалиста.
Группы защит
В своё время З. Фрейд выделил группу наиболее распространенных психологических защит.
- Вытеснение – перемещение некой информации на бессознательный пласт при желании индивида избавиться от нее. При этом травмирующие аспекты все равно влияют на психику, однако человек не может на них повлиять, так как не осознает их наличие.
- Идеализация – завышение качеств другого субъекта с целью сосредоточения в нем всего хорошего, и, как следствие, восприятие его как абсолютно доброго и безопасного. Данный механизм свойственен людям, считающими себя плохими и нуждающимся в помощи.
- Идентификация — отождествление себя с другим субъектом, принятие на себя его хороших и плохих качеств в зависимости от ситуации.
- Изоляция – уход вглубь себя для защиты сознания от травмирующих впечатлений внешнего мира.
- Интроекция – помещение внутрь своей психики целостных внешних объектов и восприятие их как собственных.
- Конверсия – трансформация психологических тревог в физиологические симптомы, описанная особенно подробно В. Райхом в теории мышечного панциря.
- Проекция – наделение другого субъекта своими эмоциями, переживаниями, мыслями.
- Регрессия – преобладание детских форм поведения.
- Рационализация – попытка дать всем событиям логичное, рациональное объяснение.
- Сублимация – перенаправление энергии либидо на несексуальные источники удовлетворения. Например, творчество или работу.
Последние два защитных механизма считаются зрелыми и наиболее продуктивными для социального функционирования личности.
Видео: Психологические защиты
Источник http://kak.stroisami.ru/
Источник: http://bitnet.ru/mehanizmyi-psihologicheskoy-zashhityi-lichnosti-i-ih-vidyi/
Психологическая защита
Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).
Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.
Что такое психологическая защита
- Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.
- Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.
- Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.
Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации.
Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.
Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает.
Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную.
Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.
При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.
Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.
Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.
Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.
Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.
Механизмы психологической защиты личности
Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение сознания от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.
Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного.
Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения.
Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.
Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение).
Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом.
Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.
- Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, фрустрации, ощущения стыда, вины, чувства гнева.
- Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень инфантильности индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.
- Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.
Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.
Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к самообману.
Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.
Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.
Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.
Виды психологической защиты
Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.
В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность.
Согласно концепции Фрейда, сублимация — это главный результативный защитный механизм при созревании личности.
Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии адаптации говорит о психическом созревании и сформированности личности.
Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную.
При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление.
При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.
Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.
Следующим, часто применяемым приемом, является вытеснение, которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное.
Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание.
Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.
Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной.
Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками.
В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).
Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие.
Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности.
Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.
Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности.
Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви.
Иногда агрессия или злость к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.
Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.
Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация.
Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины.
Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.
Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.
Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида.
Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию).
Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).
Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.
Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.
Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.
Способы и приемы психологической защиты
Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.
Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.
Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.
Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию.
Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают.
Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.
Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям.
Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их.
Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.
Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.
Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи».
Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность.
Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.
Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!
Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.
Источник: https://psihomed.com/psihologicheskaya-zashhita/
Консультация на тему: Механизмы психологической защиты и их роль в развитии детей. | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Механизмы психологической защиты и их роль в развитии детей
Слайд 2
Защитная система ребенка формируется на базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм его поведения в процессе индивидуального научения и развития форм психического отражения.
Первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций.
Эти постепенно усложняющие автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующее воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации.
Слайд 3
Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений – трансформации внутренней картины мира и образа самого себя (отрицание, проекция, замещение).
Слайд 4
Психологическая защита Психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживание.
- Слайд 5
- Причины нарушения душевного равновесия у детей 6-7 лет 1 Потеря, болезнь, смерть 20 % 2 Травмы и опасные для жизни ситуации 17, 9 % 3 Напряженные отношения с родителями и другими членами семьи 15, 5 % 4 Матеиальные утраты и нарушение покоя взрослых 11, 4 % 5 Разные страхи 10, 6 % 6 Отношения со сверстниками 6, 6 % 8 Прочие напряженные ситуации 3, 8 %
- Слайд 6
Цель психологической защиты По мнению А.Фрейд, это снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.
- Слайд 7
- Наиболее распространенные механизмы психологической защиты отрицание вытеснение регрессия подавление идентификация проекция
- Слайд 8
Отрицание – это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо действия, события имеют место. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Возникая одним из первых в онтогенезе, отрицание предохраняет младенца от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Наиболее примитивные формы отрицание – не-видение, не-слышание.
Слайд 9
Вытеснение – форма переживания, отсутствующего в сознании; крайняя форма отрицания. В отличие от подавления, вытеснение связано не с исключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. По мнению З.Фрейда, причиной вытеснения является стремление избежать неудовольствия, вызванного данным воспоминанием.
Слайд 10
Подавление . При подавлении защита проявляется в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, любо при выводе из памяти в сознание.
Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора.
Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
Слайд 11
Проекция – механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо.
При реализации проекции личность сдвигает границы своего «Я», удерживая внутри себя только положительные личностные качества.
Тем самым создаются условия для отвержения неприемлемых аспектов образа «Я» и возникновения ощущения того, что они как бы принадлежат другому.
Слайд 12
Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных.
Позволяет человеку преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я», чтобы оно стало лучше приспособлено к социальному окружению .
С помощью идентификации ребенок усваивает образцы поведения значимых для него людей, т.е. активно социализируется.
Слайд 13
Регрессия – это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия.
Психологи считают, что различные виды регрессии являются полезными приспособленческими реакциями, позволяющими ребенку справляться с тревожащими его ситуациями.
Он как бы вновь занимает ту надежную и прочную стартовую площадку, от которой может оттолкнуться в дальнейшем для разрешения той или иной сложной проблемы.
- Слайд 14
- Заключение Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие.
- Слайд 15
- На базе постоянного использования психологических защит в детстве у человека формируются определенные черты характера регрессия – наивность и непоследовательность, замещение – агрессивность, отрицание – доверчивость, вытеснение – неуверенность, проекция – подозрительность, компенсация – рациональность, любознательность.
- Слайд 16
Специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, т.е. дети не отдают себе отчета в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические механизмы.
Слайд 17
Спасибо за внимание.
Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/19/mehanizmy-psihologicheskoy-zashchity-i-ih-rol-v