Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их

Все методы

Что такое самодисциплина, как ее тренировать для достижения идеального уровня и какие будут последствия

Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их
Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их

Вспомните, как часто Вы отказывались от выполнения заранее намеченного дела или не доводили его до конца? Если оно было действительно бесполезным, то правильно, что отказались от него.

Но наверняка были дела, которые могли дать полезные результаты, но по каким-то причинам (лень, отсутствие настроения, возможностей, вдохновения…) они были не завершены.

Жалели ли Вы или жалеете до сих пор о подобных незаконченных делах? Если да, то этот метод поможет Вам научиться доводить дела до конца и получать полезные результаты.

Чтобы гарантированно доводить дела до конца, необходимо постоянно тренировать самодисциплину.

Самодисциплина – это способность элемента системы заставить себя совершать действия для получения результатов и достигать целей, независимо от возникающих препятствий (проблем, потребностей, плохого настроения, вредных воздействий, лени, отсутствия мотива или стимула и т.п.)

Действие – это один из основных компонентов для достижения успеха. Без него невозможно получить результат. А без самодисциплины многие действия не будут начаты или доведены до конца, потому что лень, «не охота», «попозже»… Если не достаточно возможностей для выполнения действий, то можно воспользоваться методами Решение проблем, Генерация полезных идей и Достижение успеха.

Идеальная самодисциплина — это самодисциплина системы, позволяющая выполнять абсолютно все запланированные действия для достижения поставленной цели независимо от любых возникающих препятствий (проблем, воздействий, потребностей, плохого настроения и т.п.)

Она помогает стать независимым от самого себя, сбросить лишний груз с плеч, избавиться от привычки откладывать дела на потом.

Как достичь идеальной самодисциплины?

Рассмотрим такой пример. Допустим Ваша цель – спать только 6 часов в сутки и хорошо чувствовать себя весь день

После принятия решения о необходимости достичь какую-либо цель, надо определить текущий уровень самодисциплины. Если его не знать, то будет непонятно, куда требуется двигаться.

  • Например, Вы спите 9 часов в сутки. Ясно, что для достижения цели нужно спать на 3 часа меньше
  • Затем надо совершать постепенные маленькие шаги к цели.
  • Конечно, можно сразу вставать на 3 часа раньше, но с большой вероятностью через 3-4 дня такой нагрузки Вам будет плохо даже после 10 часов сна

Начинать надо именно с маленьких шагов, потому что у человека ограниченные возможности во всех областях. Если он начнет сразу нагружать себя непосильными задачами, то быстро выдохнется (прогорит). Необходимо использовать прогрессивный подход, т.е. постепенно увеличивать нагрузку. Тогда можно значительно расширить свои возможности.

Поэтому лучше каждый день ставить будильник на 10 минут раньше. С таким подходом цель можно достичь за 3часа * 60минут / 10минут = 18 дней

Но возникает две проблемы:

как заставить себя начать действовать в направлении цели как продолжать действовать после начала и довести дело до конца

Как начать действовать?

  1. Решением этой проблемы является сила воли.
  2. Сила воли — это способность элемента системы сознательно и незамедлительно принимать решения, начинать выполнять действия в соответствии с ним и преодолевать препятствия для достижении поставленной цели.

  3. Чем воля сильнее, тем быстрее человек приступает к реализации своих решений (действиям), а не откладывает их.

При проявлении силы воли человек долгое время концентрируется на выбранной цели («собирает волю в кулак»), ограничивает менее важные желания (борьба мотивов), продумывает план действий и исполняет его (прикладывает усилия).

При этом абсолютно отсутствует эмоциональное удовольствие от процесса, а только от результата. Т.е. если какие-то действия совершаются только ради получения удовольствия, то это проявление не силы воли, а эгоизма или лени.

Чтобы развивать силу воли, нужно сознательно ставить перед собой все более сложные цели, требующие приложения значительных усилий продолжительное время.

Хотя сила воли дает очень мощный толчок вначале, но этот толчок является временным. Она лишь дает импульс, помогающий преодолеть инертность. Чем правильнее направление ее действия, тем более мощным будет этот импульс. Она нужна спринтерам, но мало полезна марафонцам.

Как продолжать действовать?

Но если сила воли дает только временный эффект в начале, то как продолжать действовать без нее? Для этого нужны следующие компоненты:

Плацдарм Упорство Навыки Отдых

Плацдарм — это такие окружающие условия, которые сами помогают двигаться вперед. Он создает защитные барьеры от внешних воздействий, облегчает движение, снижает затраты энергии. Поэтому вначале движения надо потратить время на разрушение препятствий, мешающих действовать (укрепить позиции).

Упорство – это способность элемента системы продолжать выполнение начатых действий для достижения поставленной цели независимо от возникающих препятствий. Упорство позволяет избежать ситуации, когда есть четкое осознание полезности цели, но нет мотивации для ее достижения.

Упорство само даст мотивацию, когда будут получены первые полезные результаты. Конечно, не стоит во всем проявлять упорство. Это проявление упрямства, которое плохо влияет на выбор, корректировку и достижение целей.

Иногда отступление является наилучшим или даже единственным вариантом, его не надо воспринимать как проигрыш и бояться его.

Силу воли и упорство можно сравнить с реактивным и ионным двигателями. Реактивный двигатель (сила воли) очень мощный, дает сильный толчок на старте и быстрый разгон, но тратит очень много топлива и поэтому его хватает не на долго. Ионный же двигатель (упорство) гораздо слабее, но тратит очень мало топлива, поэтому используется для поддержания набранной скорости. Поэтому силу воли надо использовать только в начале и при появлении сложных проблем, требующих больших усилий, а упорство — все остальное время, пока не будет достигнут успех.

Навык – это умение системы выполнять определенные действия автоматически или подсознательно, сформированное путем их многократного повторения в определенных условиях. Играет роль автопилота, помогающего прикладывать минимальные усилия при выполнении часто повторяющихся действий.

Отдых нужен для того, чтобы не переутомиться и не дойти до состояния стресса или депрессии. Отдых может быть пассивным (сон, еда, прогулка, просмотр фильмов…

) или активным (спорт, другое дело, путешествие…). Пассивный отдых нужен для восстановления физических сил, а активный — эмоциональных. Как говорится: «Лучший отдых от работы — это переключение на другую работу».

Отдых также помогает процессу генерации идей.

Например, для правильного сна существуют следующие рекомендации: — перед сном можно совсем немного поесть (не спать натощак), не пить тонизирующие напитки (чай, кофе…); — принять душ или ванну; — спать на правом боку с небольшой подушкой, чтобы позвоночник образовывал горизонтальную линию, или на спине, но без подушки и поворота головы. Спать на животе вредно для позвоночника, а на левом боку – для сердца; — лучше ложиться головой на север или восток, т.к. в этих направлениях пересекаются электромагнитные поля Земли и коры головного мозга, что улучшает кровоснабжение мозга, повышает спокойствие сна. Сновидения в таком положении более яркие, долгие, запоминающиеся; — одевать как можно меньше одежды, чтобы кожа «дышала»; — в спальне должен быть свежий воздух, температура 27-28 градусов; — не пытаться снова заснуть после пробуждения, даже если спали только 4-5 часов (конечно если кто-то не разбудил), т.к. пробуждение означает повышение активности мозга; — найти оптимальное время засыпания и пробуждения. Например, одни комфортно себя чувствуют, ложась в 22 и просыпаясь в 6 (жаворонки), а другие – ложась в 5 и просыпаясь в 12 (совы); — немного поспать днем или вечером (не больше 1 часа).

Подобные рекомендации создадут такие условия (плацдарм) и выработают привычки, которые помогут спать мало и чувствовать себя бодро, т.е. достигнуть цели.

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.

Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ!

Последствия тренировки самодисциплины

Тренировку самодисциплины можно сравнить с тренировкой мышц. Мышцы – уникальная ткань. Если она не работает, то саморазрушается, в отличие от других тканей. Т.е. если не тренировать мышцы, то они станут слабее. Таким же поведением обладает самодисциплина – без тренировки она ослабевает.

Самым ценным вознаграждением за непрерывную тренировку самодисциплины является возможность достигать более сложных и уникальных целей, полезность которых гораздо выше. Ведь достичь чего-то простого или скопировать могут все, а пользы от этого нет.

Именно поэтому следует поступать наоборот — ставить перед собой все более грандиозные и великие цели и двигаться в их направлении. Чем сложнее и оригинальнее цель, тем больше возможностей дадут результаты ее достижения.

Приучив себя ставить такие цели, можно получить доступ к миру результатов, которые закрыты остальным — к особенной личной сокровищнице.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их

«СОДиС — Система Организации Дел и Самореализации» ©

Практическое руководство по наведению порядка в жизни и успешной самореализации при поддержке онлайн-органайзера «Личные цели». Более 120 методов, техник и стратегий организации дел, планирования и достижения личных целей.

Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их

  • Научитесь делать первый шаг к достижению успехас помощью тренинга
  • Тренинг уверенности в себе
  • Развитие воображения
  • Организуйте личные цели и делас помощью сервиса
  • Личные цели — Бесплатный онлайн органайзер, ежедневник, планировщик дел и задач, календарь
  • Личные достижения — Трекер онлайн

Научитесь находить легкие пути к достижению целейс помощью тренинга
Отслеживайте натреннированность вашей самодисциплиныс помощью сервиса

© Автор метода: Марченко Сергей

РЕКОМЕНДОВАТЬ МЕТОД…

Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их

Выполните тест для закрепления знаний

и увеличьте свой рейтинг теоретика

Присоединитесь, чтобы результат теста повлиял на Ваш рейтинг

И поделитесь своим мнением:

Присоединитесь, чтобы Ваш отзыв или комментарий увеличил Ваш рейтинг

Считаете этот проект полезным?
Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их

Развитие внимания Генерация полезных идей

Источник: https://ManProgress.com/ru/methods/training-self-discipline.html

Как развить самодисциплину: 10 эффективных способов

Сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать ихПолезные советы

Самодисциплина — слово, которое у большинства людей вызывает напряжение или даже отторжение. Воображение рисует армейский порядок жизни, изнурительные аскезы и «табу» на творческое самовыражение.

Всегда ли это так, или это всего лишь навязанные стереотипы?

Словарь дает определение самодисциплины, как способности заставить себя предпринимать действия независимо от эмоционального состояния. Ключевым моментом является способность не поддаваться постоянному «ветру перемен» наших эмоций.

Не секрет, что самые успешные люди — именно те, кто умеет ставить цели и неколебимо идти к своей мечте.

Рассмотрим 10 эффективных способов, которые помогут развить самоконтроль и самодисциплину.

1. Знайте свои слабости «в лицо»

У каждого из нас есть свои слабости и недостатки. Большинство людей бояться признаться даже самим себе в их существовании или, наоборот, громогласно защищают их право на существование.

Читайте также:  Работа с возражениями в продажах: 8 основопологающих техник

Психологи рекомендуют учиться развивать честную позицию вначале по отношению к самому себе. Признаться себе в существовании тех или иных недостатков и слабостей, честно без приукрашиваний. На этом этапе можно с ними взаимодействовать. Очень медленно и постепенно, шаг за шагом, маленькая победа за победой.

Психолог  Александр Колмановский утверждает, что комплекс неполноценности появляется тогда, когда человек ожидает постоянной оценки своих действий от окружающих людей и боится их неодобрения.

«Человек с комплексом неполноценности боится своих недостатков, боится признавать их (даже перед самим собой), так как чувствует, что его правильно будет осудить, высмеять, не посчитаться, не включить в списки, опустить — в общем, подвергнуть остракизму в любой форме. Комплекс неполноценности — это и есть негативное самопринятие «.

  • Таким образом, первый шаг к способности быть более самоорганизованным — научиться честно признаваться в собственных слабостях.
  •  Самоконтроль и дисциплина — ключи к здоровью, благополучию и успеху

2. Учимся преодолевать соблазны

Следующим шагом на пути к нашим целям станет развитие способности преодолевать соблазны.

Как говорится в пословице: «С глаз долой, из сердца вон «. Как бы не казалось это просто, но эффект каждый может оценить- психологи рекомендуют просто убрать объекты ваших привязанностей с поля зрения, это в значительной степени поможет в развитии самодисциплины.

Если вы хотите питаться здоровой пищей- просто не покупайте вредные продукты, если хотите увеличить свою продуктивность – отключите мобильный телефон, выйдете из соцсетей. 

Чем меньше отвлекающих факторов, тем более вы сосредоточены на достижении своих целей. Необходимо учиться быть сконцентрированным на том, что вы делайте именно сейчас. В этом большая доля успеха любых начинаний.

3.  Уделите время качественному и своевременному приему пищи

Большинство людей страдает различными заболеваниями, возникшими из-за ненормированного, низкокачественного питания. Достижение любой цели требует в первую очередь хорошей физической формы. Для этого необходимо отрегулировать свой прием пищи, рассмотреть полезность продуктов, которые вы чаще всего употребляете.

Если вы страдаете перееданием, психологи рекомендуют быть очень осознанным во время приема пищи. Старайтесь отслеживать свое желание постоянно есть — не является ли это «заеданием» проблем.

  1. Екатерина Бурляева, терапевт-диетолог, заведующая консультативно-диагностическим центром «Здоровое и спортивное питание», утверждает, что привыкшие постоянно переедать люди не могут ограничиться нормальным количеством пищи, им постоянно кажется, что они голодны.»
  2. Таким образом, своевременный прием полезной пищи является неотъемлемым фактором здорового образа жизни.
  3.  Создай себя заново за 30 дней. 30 действенных советов

4. Поставьте четкие цели и напишите план их достижений

Стивен Кови в своей книге-бестселлере «7 навыков высокоэффективных людей» утверждает, что каждый человек почувствует себя действительно значимым, если он будет осознавать, что его деятельность приносит благо миру. Он рекомендует четко сформулировать для себя свои цели и миссию. Цели- это мечты с конкретными датами, миссия-это то, ради чего человек в целом живет и действует.

Стивен Кови утверждает, чтобы действительно быть человеком с высокой продуктивностью- нужно взять полную ответственность за свою жизнь и преодолеть страх выглядеть «плохим» в глазах других людей. Целеустремленный человек — целостный человек, он четко осознает ценность своего времени и окружающих людей.

Итак, в первую очередь напишите свои планы и цели на бумаге и потом разберитесь для себя — зачем вам нужно их реализовывать, в чем смысл их достижения. Важно также осознать, будет ли их реализация в жизни на благо окружающим, или это просто личные амбиции.

5. Создайте свою дисциплину

Самодисциплина — не врожденное качество. Каждый из нас приобретает его с опытом, осознанными усилиями. Как и любой другой навык, он требует ежедневной практики. Развитие силы воли требует много усилий.

Психологи рекомендуют делать маленькие шаги в достижении своих целей, но каждый день.

Существует так называемое «правило 20 минут». Уделяем только 20 минут в день деятельности, которая приближает нас в достижении цели. Спустя непродолжительное время результат будет очевиден.

Самодисциплина неотрывно связана с самоограничением и совершением постоянных усилий. Психологи рекомендуют анализировать свои продвижения, развивая таким образом осознанность и ответственность.

6. Создавайте новые привычки, но не усложняйте их

Формирование новой привычки может показаться сложным преодолением уже устоявшегося образа жизни. Тем не менее, в достижении цели это является одним из важных факторов успеха.

Психологи рекомендуют разбить свою цель на какое-то количество этапов. Вместо того, чтобы «перегореть «уже в самом начале, лучше делать несложные, но выполнимые для вас задачи.

Вы мечтаете сбросить вес? Начните с физических упражнений, которые будут длиться 10-15 минут.

Если хотите улучшить режим дня, ложитесь спать на 15 минут раньше. Если хотите употреблять здоровую пищу, заранее составляйте список продуктов. Делайте маленькие шаги, преодолевайте собственные страхи и продолжайте всегда идти только вперед.

7. Создайте свой утренний распорядок

Утренний распорядок – чрезвычайно важный элемент самодисциплины. Время, когда вы просыпаетесь, определит насколько продуктивным будет весь день.

В восточной психологии и аюрведе говорится, чем раньше человек просыпается, тем больше у него способности преодолевать сложности в жизни. Ранний подъем дарит человеку здоровье, неуязвимость, силу воли, спокойствие и решительность. 

Самое оптимальное время для утреннего пробуждения — от 4 до 6 утра. В утренние часы очень благоприятно заниматься медитативными практиками, делать зарядку, пробежки, употреблять легкую и полезную пищу.

8. Меняйте свои предубеждения

Согласно исследованиям Стэндфордского университета, сила воли человека определяется его убеждениями. Если вы считаете, что у вас небольшая сила воли, вы, вероятно, не превысите своих придуманных пределов. Если вы верите в то, что вы способны достичь поставленные цели, шансы на успех значительно увеличиваются.

Другими словами, если вы сможете устранить внутренние страхи и препятствия и утвердиться в своей способности достигать намеченные цели, вас неминуемо ждет успех.

9. Делайте себе небольшие вознаграждения

Планируйте не только задачи, но и небольшие вознаграждения, которые будут стимулировать вас идти дальше. Почувствуйте себя маленьким ребенком, который только познает все окружающее, делает небольшие успехи и неимоверно радуется маленьким достижениям.

Движение вперед не должно никогда прекращаться. Вы достигли определенную цель, «поднимайте планку». Радуйтесь каждому небольшому продвижению, стимулируйте себя маленькими подарками.

10. Прощайте себе ошибки и продолжайте идти вперед

Даже если мы руководствуемся самыми лучшими намерениями и следуем четко намеченному плану, нас может ожидать много неудач и ошибок. Любой успех сопряжен с трудностями и преодолением страха вновь оступиться.

Психологи учат воспринимать сложности как неотъемлемую часть пути. У каждого будут свои взлеты и падения, которые дадут свой неоценимый опыт. Главное, не останавливаться, может быть очень медленно, но все же двигаться вперед. Не позволяйте себе погружаться в депрессивное состояние на долгое время, чувствовать вину, гнев, разочарование. 

Учитесь на своих ошибках, умейте прощать себя и окружающих, ведь успех определяется не только тем, что вы достигли, но и тем как, какой опыт вы приобрели в процессе достижения, какие жизненные уроки усвоили.

Как стать лучшей версией себя

Источник: https://www.infoniac.ru/news/Kak-razvit-samodisciplinu-10-effektivnyh-sposobov.html

Самодисциплина

Самодисциплина – это приобретенное качество личности, выражающееся в самоорганизации, самоконтроле, проявлении ответственности и способности выстраивать собственную деятельность соответственно принятому плану (режиму, регламенту, программе), а не эмоционально-настроенческому состоянию, которое преобладает у субъекта. Выглядеть это может как непосредственное выполнение составленного плана, который берет за начало осуществления момент его формирования (например, определился с профессией – записался на курсы, купил специализированные книги и учишься – последовательно и безотлагательно). В реальности же между моментом выбора цели и началом реального выполнения действий по ее воплощению могут проходить дни и месяцы (чтение книг откладывается, курсы посещаются через раз).

Сила самодисциплины значительно влияет на эффективность предполагаемой деятельности, скорость и степень развития человека.

Самодисциплина наиболее действенный прием саморазвития и борьбы с зависимостями, а также негативными привычками (опоздания, беспорядок, заедание проблемных ситуаций, несдержанность эмоций).

В современных различных областях, специализирующихся на методах развития и саморазвития личности, какое бы проявление они не имели (психология, энергетические практики, физические нагрузки, образование), самодисциплине отводится основная роль.

Понятие самодисциплина

Чтобы наиболее верно определить и понять, что такое самодисциплина, вначале необходимым является обозначение термина дисциплина. Дисциплина определяется, как способность человека неукоснительно придерживаться определенных жизненных норм и принципов.

Дисциплинированность большей частью обусловлена внешними мотивирующими факторами, а не внутренними убеждениями (так, человек вовремя приходит на работу, так как боится увольнения; следит за внешностью и опрятностью одежды, так как хочет быть принятым в обществе).

Дисциплинированность проявляется как следование определенному и вполне естественному распорядку, принятому в данном социальном окружении.

Чтобы появилась самодисциплина, необходимы внутренние, дисциплинирующие факторы, т.е. для ее развития нужна самодисциплина, что ставит человека изначально в тупик. Разрешает этот замкнутый круг определение самодисциплины в контексте деятельностного подхода.

Самодисциплина подразумевает под собой неукоснительное следование выбранному пути и плану, а также отказ от действий, которые отдаляют от цели, пустого и бесполезного времяпрепровождения. Данное поведение требует высокого уровня осознанности при выполнении деятельности и сконцентрированности на цели.

Обычно проблемы с дисциплиной и самодисциплиной у человека возникают тогда, когда он заставляет делать себя нежеланные вещи, или совершать поступки, которые могут пребывать в сильном противоречии с убеждениями и принципами самого человека.

Это ориентация целей и потребностей, которая исходит не из глубокого внутреннего понимания себя, а из копирования чужих установок и способов жизнетворчества. А копировать всегда тяжелее, чем жить своим знанием.

Когда очередные попытки достижения и вынужденной самодисциплины терпят крах, стоит задумать не о том, какая техника развития самодисциплины еще нужна, а о том действительно ли и на самом ли деле человек хочет именно того, к чему стремится или это лишь верхняя часть айсберга истинной потребности.

В психотерапевтической практике часто встречаются случаи, когда человек прилагает огромные усилия для достижения определенной выбранной цели (например, выучиться на переводчика), тратит большое количество времени, внешних и внутренних ресурсов (например, репетиторы, образование), а в итоге ничего не выходит и напоминает топтание на месте. При таких случаях часто может вскрыться абсолютно другая потребность (например, угодить родителям, через осуществление их мечты о профессии переводчика), которую можно удовлетворить менее затратными и более адекватными методами.

Уровень развития и проявления самодисциплины не константная величина и зависит от адекватности прилагаемых усилий. Уровень дисциплины снижается при повышении импульсивности и отвлекаемости, а также к концу дня при возрастании утомления.

Читайте также:  Типология майерс бриггс: определение типа личности

Самодисциплина имеет определенную степень зависимости, связанную с особенностями социального окружения. Так, находясь в контакте с дисциплинированным человеком, собственный уровень дисциплинированности также повышается, и наоборот, пребывая в расслабленных условиях, рядом с веселящимися людьми, уровень самодисциплины снижается.

Психология самодисциплины

Психология самодисциплины одна из самых востребованных и популярных тем, касающихся саморазвития (духовного, психического, интеллектуального или физического). Все больше людей сталкивается с тем, что основным препятствием для достижений является не недостаточность знаний, практических умений или несоответствие условий и прочее, а именно недостаток самодисциплины.

Психология самодисциплины включает пять основных процессов: оценка своего состояния, сила воли, направленный труд, старание, упорство в поставленной цели.

Оценка своего состояния, уровня развития выбранного навыка, степень приближенности или отдаленности от поставленной цели и необходимые задачи, стоящие на пути ее достижения – это все те элементы реальности, которые необходимо заметить и оценить прежде, чем приступать к активным изменениям.

Как позитивный, так и негативный взгляд и оценка могут дать негативные результаты эффективности достижения, так как при излишне позитивном восприятии ситуации усилий будет прикладываться меньше, чем требуется, а при негативизации больше, чем человек может осуществить без ущерба для самого себя.

Развитая сила воли – это то, что позволяет начать действовать, преодолеть накопленную инерцию старого образа жизни.

Добиться качественных изменений, используя только силу воли невозможно, однако именно она дает первый толчок к действиям и созданию новых паттернов поведения, согласно ранее выбранному плану.

Задача личности максимально использовать энергетический потенциал силы воли за тот короткий промежуток, пока не иссякла энергия, и придать новой деятельности инерционную заряженность.

На этом этапе развития самодисциплины необходимо предупредить возможные ремиссии (худеющим — убрать всю калорийную еду, решившим бегать — обзавестись абонементом или другом, который будет вытаскивать на пробежку, тем, кто нормализует свой режим дня – поставить таймеры отключения интернета и средств связи).

Направленный труд неотъемлемый компонент самодисциплины, ведь только прилагая существенные усилия, возможно, достичь результата и перестроить свою жизнь. Если человек продолжает выполнять какую-либо деятельность, прилагая усилия в той же мере, что и раньше, то развития не происходит.

Сила самодисциплины возрастает в тот момент, когда регулярно прикладываются существенные усилия на пути к выбранной цели.

Старание предполагает собой выполнение необходимых действий в определенный, обозначенный заранее период времени, независимо от того, есть ли желание, интерес или эмоциональная предрасположенность это делать.

Сюда входят рутинные или однотипные дела, возможно ежедневные и занимающие мало времени, но скучные. Именно тут и кроется соблазн не выполнить их, тогда результат начинает отдаляться, а уровень трудности возрастает, самодисциплина рушится.

Упорство заключается в выполнении действий, даже когда мотивация иссякла и хочется все бросить, это возможность продолжать действовать, даже если эмоционально человек абсолютно не готов или не желает заниматься данными делами сейчас.

Упорство в достижении необходимых целей проявляется в постоянном мониторинге уровня развития необходимых навыков и приближения к результату, в зависимости от чего может меняться стратегия поведения или даже отказ от выполнения данных задач.

Например, лучше отменить тренировку при гриппе, чтобы восстановить силы организма и продолжить достижение потом, чем идти в зал и получить осложнения, которые могут сделать достижение выбранной цели невозможным.

Мы рассмотрели главные психологические составляющие самодисциплины, на основании которых можно спланировать пути и способы ее развития.

Как развить самодисциплину

Развитие самодисциплины это процесс, требующий постоянного поддержания, так как все наработанные в течение времени навыки сойдут на нет при прекращении действий, обусловленных дисциплиной.

Однако при постоянной тренировке способность к постановке и выполнению все более сложных заданий повышается и достигается с меньшим количеством прилагаемых усилий.

Чем масштабнее цель ставит перед собой человек, тем больше опосредованной выгоды он получает на выходе (помимо достигнутой цели развивается самодисциплинированность, повышается уровень возможностей достижения других задач, приобретение уникальных навыков).

Прежде чем непосредственно приступить к развитию самодисциплины следует определиться с собственными целями, желаниями, понять для чего и нужно ли вообще дисциплинироваться. Это очень глубокая работа, которая затрагивает экзистенциальные области самоопределения человека и может занять достаточно большое количество времени.

Но потраченное время окупится сторицей, так как потом, даже при отказе от попыток развития самодисциплины, с человеком начнут происходить определенные изменения.

Так, осознав мотивы своей жизни, соприкоснувшись с поиском ее смыла, становится невозможным часами пропадать в играх и социальных сетях, заниматься ерундой, смотреть в одну точку.

Дальше необходимо устранить мешающие и отвлекающие факторы, которые отдаляют момент самосовершенствования (тут актуально определить время для работы и время для общения, обеспечить себе место для занятий, где не потревожат и т.д.).

Стоит определить те области, где достаточно просто сформировать привычку, которая обычно формируется в течение двадцати одного дня, и сконцентрироваться на сознательном ежедневном выполнении заданий.

Впоследствии установление привычек можно соотносить с определенным временным промежутком и расставив их несколько в течение дня, человек получает автоматическую дисциплинированность.

Важно на каждом этапе помнить, что самодисциплина это средство, а не цель и не стремится к полнейшему упорядочиванию своей жизни, всегда должно оставаться место для творчества и маневров. А также важно соотносить поставленные цели со своими потребностями и особенностями – не стоит заставлять себя просыпаться на рассвете, если вы сова, только в угоду развития самодисциплины.

Непосредственная связь уровня самодисциплины и мотивации давно замечена и учеными и обывателями. Когда человек осознает собственные цели, видит перспективы дальнейшего развития и желаемых приобретений, ему легче выполнять определенные задачи, следовать построенному плану.

Чем на более длительный период времени распространяются цели, тем более высока вероятность заинтересованного выполнения промежуточных задач.

Взаимосвязь ежедневных задач друг с другом и достижением чего-то значимого в будущем значительно повышает личную заинтересованность, мотивацию и соответственно самодисциплину.

Как развить самодисциплину? Для этого рекомендуют большие и сложные дела разбивать на более мелкие и простые задачи, планируя дела в своем ежедневном расписании.

Важно расставлять приоритетность той или иной задачи и после чего хорошо выполнять дела по рейтингу приоритетности, без соскальзывания на мелкие и менее значительные дела (потому что они проще), чем выполнение одного более тяжелого, но приоритетного пункта.

При выполнении плана важна мотивация и умение уложиться в определенные сроки.

Тут может прийти на помощь такая техника развития самодисциплины, как оповещение знакомых и общественности о планируемом проекте и сроках его выполнении (окружающие будут требовать результатов, тем самым подстегивая к выполнению планов вовремя).

Так же можно разбить всю необходимую работу на несколько обозримых кусков, при выполнении каждого из которых нужно поощрять себя чем-то приятным. Важно следить не только за крайним сроком выполнения задания, но и за продолжительностью периода, который занимает выполнения.

Стоит отмечать себе, сколько можно выделить времени на определенную деятельность и прекращать этим заниматься по истечении данного временного отрезка. Итак, помимо внутренней мотивации создается внешняя система наказаний и поощрений выполняемой задачи.

Однако стоит аккуратно подходить к данным элементам, чтобы стремление достигнуть цели не стало самоцелью и не отнимало отдых, нормальное питание, сон и прочее.

В таком режиме человек не может функционировать нормально, поэтому одной из основных задач самодисциплины является ее применение для обеспечения себе режима сна, умеренной необходимой физической нагрузки, прогулок на свежем воздухе.

Чем более отдохнувшим, здоровым и энергичным будет человек, тем легче ему будет направить свое внимание на организацию рабочих процессов.

Источник: https://psihomed.com/samodistsiplina/

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Изучение самоконтроля как элемента учебной деятельности младших школьников
  • 1.1 Самоконтроль как элемент учебной деятельности
  • 1.2 Психические особенности развития навыков самоконтроля у младших школьников
  • 1.4 Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
  • Глава 2. Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности
  • 2.1 Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса
  • 2.2 Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля
  • 2.3 Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования.

Определился ряд общих проблем, среди которых есть проблема отсутствия систематичности в реализации целостного развития личности, подготовка ее к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия умений выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям к уровню коммуникативной и информационной культуры.

Были выделены приоритеты в развитии образования, способствующие позитивным переменам и условиям их реализации. Особенно ценным для школьного учителя является признание ученика субъектом образования, самоценности его индивидуальности.

В ходе реализации программы развития системы образования, предполагается повышение качества образования и образовательных технологий и апробации нового содержания.

«Новое содержание» понимается как содержание, способствующее развитию личности ребенка, его становления как субъекта разных форм и видов деятельности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только в самоизменении индивидом самого себя как субъекта, но и в способности фиксировать изменения.

Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — цель развивающего обучения.

Для реализации этой цели в начальной школе апробируется технология «формирования учебной деятельности».

Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями.

Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки.

Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

И именно сейчас старое дидактическое правило «Учить детей учиться» как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

Актуальность выбора темы данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать, хотя в ходе освоения младшими школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог же должен быть компетентен в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы.

Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников различными авторами трактуются по-разному. Некоторые из них считают, что представления о самоконтроле имеются уже у школьников 1-2 классов. Однако привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А. Собиева, И.Н.

Марголин, А.К. Сердюк). Другие считают, что «собственно контроль становится возможен лишь к концу второго года обучения». В некоторых работах (С.П. Тищенко, К.П. Мальцева, Н.А. Романова и др.) отмечается, что у учащихся 1-2 класса самоконтроля нет совсем или же он крайне незначителен.

Читайте также:  Доска визуализации желаний: как правильно сделать своими руками

Формирование самоконтроля — длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения.

Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников.

По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

  1. Все сказанное обусловило выбор темы данной работы: «Методы и приемы формирования навыка самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности».
  2. Проблема
    , определенная нами, заключается в решении вопроса: какие способы формирования самоконтроля младших школьников будут оптимальными в организации учебного процесса.
  3. Цель данной выпускной квалификационной работы: рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.
  4. Объектом
    данного исследования являются способы формирования навыка самоконтроля у учащихся начальных классов, а предметом —
    методы и приемы формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.
  5. В соответствии с целью исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.
  6. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
  7. 1. изучить особенности формирования самоконтроля младших школьников;
  8. 2. подобрать и апробировать систему методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе организации учебной деятельности;

3. проанализировать полученные результаты.

  • Для осуществления цели работы и решения поставленных задач нами были использованы различные методы
    :
  • метод исследования психологической и педагогической литературы;
  • методы исследования реального педагогического процесса: наблюдение, беседа.

Поставленные задачи определили логику и содержание работы. Она состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

Опытно-практическая работа проходила в 3 классе «Б» школы № 1100 ЮЗАО г. Москвы.

Глава 1. Изучение самоконтроля как элемента учебной деятельности младших школьников

Учебная деятельность ― ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Эта деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет — это человек. В случае обсуждения учебной деятельности младшего школьника — ребенок. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение — он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий.

Самое существенное в учебной деятельности — это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» — «Умею», «Не мог» — «Могу», «Был» — «Стал» — ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

Исследуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин особое значение придавал тому, как ребенок оценивает степень изменений. Он писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач» (Эльконин Д.Б.

Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1989, с.231). Тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко.

Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций.

Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Именно в построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего ребенка нужно научить учиться.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. 1) Учебная задача — это то, что ученик должен был освоить.
  2. 2) Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
  3. 3) Действие контроля — это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

Источник: https://mirznanii.com/a/177890/metody-i-priemy-formirovaniya-navykov-samokontrolya-u-mladshikh-shkolnikov

Как повысить самодисциплину: 5 шагов к умению владеть собой

Автор статьи – Марк Тайрэлл (Mark Tyrell) – гипнотерапевт, сооснователь интернет сайта hypnosisdownloads.com.

  • Персональный самоконтроль может создать ту разницу между хорошей жизнью с реализованными планами и мечтами – с одной стороны, и чувством горечи и потери – с другой.
  • Исследования, проводившиеся в течение многих лет, показали, что дети, которые в четырехлетнем возрасте уже могут в какой-то степени владеть собой и обладают самодисциплиной, и в выборе: одна конфета, но сейчас, или две конфеты, но позже, выбирают второй вариант, с большей вероятностью добиваются успеха в жизни, становясь взрослыми.
  • Самодисциплина сама по себе не приводит к успеху, не делает человека более счастливым.

Но известно, что самоконтроль – это не просто лотерея по наследованию генетической предрасположенности к удаче: то, что или есть, или нет (как группа крови или цвет глаз). Мы все можем научиться контролировать свои сиюминутные желания и эмоции. Но как добиться этого? Как можно целенаправленно укрепить самодисциплину?

Шаг первый: качайте свои «мускулы» самодисциплины

Обратите внимание на слова, которые мы используем, говоря о самодисциплине. Мы говорим о «сильной» или «слабой» воле: совсем как о мышцах. И, в соответствии с исследованиями, чем больше времени вы тратите на самоконтроль, тем более сильным он становится.

Тренировка в каком-то одном направлении (например, работа над заветным проектом определённое количество времени каждый день) начнёт укреплять самодисциплину в других сферах.

Например, в умении говорить «нет» на какие-то приглашения, куда вы могли бы пойти раньше и послушать чужие проблемы. Итак, каждое упражнение будет влиять на общее состояние самодисциплины.

Но, к сожалению, у дисциплины есть и другие свойства.

Шаг второй: не «перезанимайтесь»!

Тренировки каждый день, день за днём, поднятия тяжестей часами, в конце концов, не сделают вас сильнее, поскольку чересчур интенсивные занятие начнут ослаблять мышцы, сделают их уязвимыми.

Точно так же люди, которые обещают «с 1-го января начать новую жизнь» и сразу нагружают себя большим количеством обязательств, в конечном итоге часто заканчивают ещё большей потерей самоконтроля. Когда мы тренируем свою мускулатуру, в ней сгорает природный сахар (гликоген), и это приводит к потере мышцами силы и необходимости сделать передышку.

То же самое касается и самодисциплины. Удивительно, но, практикуя самодисциплину, вы точно так же сжигаете гликоген в своём организме, как если бы вы занимались физической тренировкой. Установлено, что стабильный уровень сахара в крови помогает добиться бОльших успехов в самоконтроле.

Так что решите, в каком направлении вы будете практиковать самодисциплину, и не переусердствуйте, пытаясь осилить всё и сразу.

Шаг третий: опасайтесь перфекционизма

Стремление сделать всё на высоком уровне может парадоксальным образом сказаться на качестве и эффективности общего результата. Не забывайте, что резкое увеличение активности вызывает в организме отток глюкозы. Перфекционизм мешает выделить главное в том или ином деле, заставляя концентрировать своё внимание абсолютно на всём, на ненужных мелочах.

Чувство необходимости контроля всех без исключения аспектов деятельности, в том числе тех, которые вам не нужны (например, что думают и говорят остальные люди) – это потеря энергии, которая могла бы быть приложена там, где это действительно необходимо.

Тяга к перфекционизму заставляет нас раньше сдаваться и бросать начатое, а также вызывает сомнения: «Если это не может быть сделано так, как хочется мне, то и возиться не стоит!»

Так что напоминайте себе, что вы – всего лишь человек, и что вам простительно делать ошибки, прежде чем выйти на более высокий уровень самодисциплины.

Шаг четвёртый: чётко представляйте себе последствия своих действий

Дети из исследования по самодисциплине, которое упоминалось в начале текста, могли вести себя двумя способами. Те, кто отказывался от одной конфеты сейчас, чтобы получить позднее две конфеты, отличались более развитым воображением.

Это хороший пример того, как может быть использовано воображение – один из прекраснейших инструментов человека (но не стоит злоупотреблять этим, доводя себя до излишнего беспокойства).

При необходимости задействовать самодисциплину и управлять своими эмоциями, просто представьте позитивный результат такой работы, который будет значительно превосходить тот, что имеется сейчас. Кто-то использует для этого гипноз, очень мощный инструмент для усиления воображения, который помогает остро ощутить будущую реальность.

Шаг пятый: напоминайте себе о том, кто вы и к чему стремитесь

Когда мы чувствуем себя слабыми, мы можем попасть в ловушку «настоящего» (иногда «жить одним днём» не так уж и здорово). Но достоверно установлено, что когда мы поддаёмся какому-либо искушению, напоминание наших основных идей, ценностей вслух или про себя может дать нам необходимый заряд самодисциплины и энергии.

Такое упражнение позволяет нам отказаться от «тоннельного» зрения и освещает более крупную картину. Например, в следующий раз, когда вас будет магнетически тянуть к пончикам, скажите себе: «Здоровье и красота моего тела являются важными для меня!».

Или если ситуация подталкивает вас на некорректные действия по отношению к какому-то человеку, скажите себе: «Быть порядочным человеком важно для меня!». Попробуйте.

Напоследок хотелось бы напомнить слова древнеримского поэта Горация: «Управляй своим умом, или им будут  управлять желания».

Источник: https://newgoal.ru/kak-povysit-samodisciplinu-5-shagov-k-umeniyu-vladet-soboj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector