Система ценностей человека: как повлиять на формирование

Самому человеку нужно честно признать, что он зачастую соглашался с такой удобной позицией вечного ребёнка, не желал брать на себя ответственность зрелого человека и передавал свои права многим земным и небесным эгрегорам. Ведь значительно проще переложить ответственность на кого-то другого.

Пришло время более глубоко посмотреть на все те ценности, которые приобрело человечество, сделать ревизию, избавиться от хлама, то есть от того, что уже не работает, и с новым багажом отправиться в путь, в наступившее тысячелетие!

Вначале я предлагаю рассмотреть наиболее распространённый набор ценностей, который важен для большинства людей. В этом наборе присутствуют муж, жена, семья, дети, родители, род, родина, работа, друзья, домашние животные, увлечения.

Согласитесь, что этот набор интересен как минимум 80 процентам населения Земли. Вот здесь и попробуем разобраться. Рассмотрим работающую систему ценностей взрослого человека со средним уровнем осознания (а таких людей большинство).

В различных аудиториях и в индивидуальных беседах я задавал вопрос: «Кто для вас является самым дорогим и наиболее ценным существом?» И получал самые разные ответы, вплоть до такого: «Кот!» Но чаще всего звучит: «Ребёнок», «Дети». Редко можно услышать: «Мой муж», «Мой любимый». И практически никогда я не слышал такой ответ: «Самый любимый для меня человек – это я!»

Люди боятся говорить о любви к себе. Для человека, воспитанного в духе коллективизма и тоталитарного государства, такой ответ часто не укладывается в голове, а если и мелькнёт подобная мысль, то будет задавлена страхом оказаться эгоистом.

Но эгоизм – это тоже недостаточная любовь к себе! Ведь, любя себя больше, чем других (а это и есть эгоизм), человек создаёт себе значительные проблемы, тем самым показывая, что он недостаточно любит себя.

В заповеди, данной Иисусом, однозначно говорится: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И вот за невыполнением этого условия: «как самого себя», стоят и принижение своей роли, и эгоизм.

А на этой почве вырастают и гордыня, и самоуничижение, и агрессия, и много других негативных проявлений. Стоит поставить себя на достойное место, как всё приходит к естественному состоянию и рождается достоинство человека.

По-настоящему любить себя – это очень тонкое и глубокое проникновение в свою суть. Это единение со своей душой, это единение с Богом.

Поэтому по-настоящему любящих себя людей не так много. Это и создаёт проблемы человечеству. В каждом человеке бесконечно много любви, почему же она не всегда проявляется?

Особенно сложно, а точнее, наверное, невозможно проявить истинную любовь к себе и к другому человеку, когда забываешь о свободе.

Если о любви всё-таки думают и говорят, то о свободе – во много раз меньше. А ведь без свободы нет истинной любви, как и без любви нет истинной свободы! Любовь и свобода настолько взаимосвязанные категории, что на самом деле это – суть одно, и это есть Бог!

Полная свобода каждой личности – вот естественный и духовный путь развития!

На самом деле свобода не приходит и её не дают – она есть в человеке изначально. Человек есть сама свобода! Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет.

Поэтому малейшее ущемление свободы есть ущемление самой сути человека, и оно мучит, унижает его и заставляет отдавать жизнь ради свободы.

Что же это такое – сладкое слово «свобода»?!

Каждая душа приходит в эту жизнь решать свои задачи, приобретать свой опыт, и никто не имеет права нарушить свободу воли этой души. Даже Бог не делает этого! А человек зачастую берёт на себя право ограничивать свободу другого человека! За что и получает множество проблем.

Чувствовать своей собственностью мужа (жену), ребёнка – это уже крайность в отношениях. И такое положение вещей мы видим сплошь и рядом. Считать, что если есть печать в паспорте, то имеется полное право на судьбу другого человека, – это абсурд.

Поэтому и возникает недоумение: мы любим друг друга, тогда почему у нас проблемы со здоровьем, с финансами? Почему мало радости и счастья – ведь когда есть любовь, то всё должно быть прекрасно? Посмотрите внимательнее – а насколько ярко рядом с любовью проявлена свобода? Если нет ее, то и любовь неполноценна, и вот эта неуравновешенность двух составляющих и создаёт проблемы.

Сейчас многие считают себя верующими людьми, но Бог есть абсолютная любовь и абсолютная свобода! Не соблюдение ритуалов, а любовь и свобода, проявленные в жизни, – вот истинная вера в Бога.

Полная свобода – основа взаимоотношений, иначе они не приносят счастья.

В предыдущих главах мы увидели, к чему приводит нарушение принципа свободы. Ведь «святая» материнская любовь превращается в чудовище, пожирающее своих детей именно из-за нарушения свободы своей и свободы другого человека.

Там, где нет свободы, нет и любви!

Оба партнёра во взаимоотношениях равны в праве высказывать свои пожелания и предпочтения.

Выбор одного из партнёров не должен оскорблять или обижать другого. Негативное восприятие мнения другого человека есть отрицание истинной сущности своей и партнёра. Когда это происходит, то это означает, что люди забыли, кто они есть на самом деле.

Я уверен, что человек может жить так, что его любви будет хватать ему самому и всем, с кем он связан, но пока большинству из нас необходимо учиться любить! И осознание системы ценностей – важный шаг на этом пути.

Например, человек не осознаёт, что он создан по образу и подобию Бога, что он является наибольшей ценностью на Земле, и в результате может выдвинуть на ненадлежащее место в своей системе ценностей собаку или кошку, автомашину или государство… Тем самым он принижает Создателя и в первую очередь – себя, неосознанно привлекая к себе неприятности.

Нельзя детям дать то, чего не имеешь сам. Не поставив себя в центр своей жизни, не выстроив свою систему ценностей, не получится сделать счастливой жизнь свою и детей.

Нарушенная система ценностей закладывается в голову детям, и они в результате имеют те же проблемы, что и родители.

Иногда дети пытаются что-то изменить в этом порочном круге, и тогда возникает конфликт между поколениями, создающий ещё большие проблемы.

А когда у родителей и детей единый и верный взгляд на жизнь, то возникает удивительное созвучие и благоденствие всех поколений в этом роду. И такие семьи есть!

Одиночество имеет под собой всё ту же причину, и выход из него следующий: нужно сосредоточиться «на себе, любимой», становиться всё более гармоничной.

Это наиболее эффективный способ решения на первый взгляд сложной задачи.

Если женщина одинока, это означает, что для такого её внутреннего состояния Мир ничего хорошего предложить ей не может! Нужно пересмотреть свою систему ценностей, скорее всего, именно там кроется решение.

Так вот, в центр, в начало всего поместите СЕБЯ!

Исключительно важно, чтобы место рядом с вами было свободным, тогда сюда может кто-то прийти. Иначе пришедший не будет ощущать себя в этом пространстве комфортно и быстро уйдёт. Часто так и происходит: появившийся рядом мужчина через некоторое время неожиданно исчезает. А ему нет места! Он это чувствует интуитивно или даже видит реально, что главное место отдано кому-то или чему-то другому.

Система ценностей человека: как повлиять на формирование

1. Таким образом, этот первый круг любви включает СЕБЯ, а в дальнейшем и ПАРУ: я + он (она).

Довольно часто место, предназначенное для половинки, бывает занято детьми, работой, родителями, духовным учителем, вознесённым Владыкой и даже животным! Естественно, что в этом случае, как бы человек ни бился, он будет одинок и ему будет трудно иметь всю полноту счастья. Только сформированный и наполненный любовью центр Я + ОН (ОНА) позволит достичь желаемого. Любовь пары есть самое ценное во Вселенной! Это основа жизни. Разделить и выделить главного в паре нельзя – РАВНОЗНАЧНЫ оба.

2. Вторым кругом является то пространство, которое создаёт эта пара- Пространство Любви! Это тот комплекс психологических, социальных и экономических отношений, которые создают семью.

Это и жильё, и всё необходимое для совместной жизни – «семейное гнёздышко», «домашний очаг»…Здесь нет мелочей. И супружеское ложе оказывает влияние на формирование пространства пары.

Недаром наши предки свято оберегали свою спальню. Туда не могли заходить даже дети.

В спальне не должно быть третьего! Даже в виде портретов и икон. У каждой пары имеется свой необходимый и желаемый набор второго круга. И если пара уделила этому вопросу достаточно внимания, заботы, любви, то она имеет хорошее основание для построения своего счастья. Очень часто молодые пары разбивают свою семейную лодку о рифы быта из-за того, что недооценили важность этого пространства.

3. Пара, создав семью, можетродить ребёнка. Я выделил слово «может» для того, чтобы ещё раз напомнить, что главная цель семьи – не рождение детей, а раскрытие себя в совместном проживании мужчины и женщины.

Не сотворив пары, всё остальное создать исключительно сложно, и в таком случае без проблем и страданий не обойтись. Как говорит Анастасия: «Преступно рожать детей, не подготовив для них Пространства Любви».

Теперь мы пришли к третьему кругу любви – к детям.

4. На четвёртом месте находится любовь к родителям, к своим корням.

Без корней, без этой любви человек существует как перекати-поле. Поэтому родовые связи так важны для гармоничного развития человека и реализации его в жизни. Но это взаимоотношения не только с родителями, но и со всеми родственниками.

Это очень важно – не потерять отношения с родом своим! Тогда человек стоит на земле крепко, как дерево с мощными корнями. Не любящий своих родителей, не уважающий их, имеющий обиды на них, рубит сук, на котором сидит, – он лишает себя энергетической связи с землёй.

Но любовь к родителям не должна принимать форму жертвенности. Не забывайте, что она находится на четвёртом месте!

5. На пятом месте в иерархии любви находится творческая реализация человека в социуме, проще говоря, его деятельность, работа. Опять же обращаю ваше внимание – именно здесь, на пятом месте! Не по времени, которое посвящается работе, а по месту в душе, по значимости в сознании. А что мы видим в реальности? Большинство людей отдают этой сфере жизни времени и сил значительно больше, чем любви.

Довольно часто работа выходит на первый план. И человек может добиться больших результатов в карьере, но при этом потерять здоровье или семью, детей и даже жизнь. Ведь не случайно в языке существует выражение «сгорел на работе» – это как раз о таких людях.

  • 6. На шестом месте находится всё остальное: друзья, хобби, общественные, религиозные и другие интересы, любовь к животным…
  • Приоритеты отношений семейного человека:
  • Система ценностей человека: как повлиять на формирование

http://www.baby.ru/blogs/post/194008593-32216313/

Именно так!

Я понимаю, что для многих предложенная схема явится большим откровением, может вызвать даже неприятие. Но не спешите отвергать! Задумайтесь, понаблюдайте, проанализируйте, прочувствуйте, – может быть, здесь звучит истина?

Государственная система заинтересована в ином мировоззрении и много сделала для того, чтобы укрепить человека в перевёрнутой системе ценностей, где на первых позициях страна, работа, дети… а сам человек где-то на периферии. Таким человеком, – с перевёрнутым мировоззрением, легче управлять. Пришло время встать с головы на ноги!

Читайте также:  Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Предложенная иерархия ценностей является работающей системой, позволяющей наиболее эффективно решать многие жизненные вопросы. Но она не единственная, и каждый человек имеет право выбора.

Попробуйте разные варианты, приобретите опыт и сотворите своё пространство любви, то, которое вы желаете. Может быть, в вашем творческом поиске откроется ещё более эффективное решение.

Главное – любите и будьте свободными!

Религиозные люди могут задать вопрос: «А где здесь любовь к Богу? Почему она не на первом месте?» Я уже в начале главы, где речь шла о свободе, говорил о том, что наивысшей ценностью являются любовь и свобода, что это и есть Бог. Но давайте ещё глубже рассмотрим этот вопрос, вспомним основные библейские положения.

Бог есть сама любовь! И Бог есть везде и во всем. Всё, что мы рассмотрели, наполнено любовью, является пространством любви Бога, то есть Самим Богом. Бог-Любовь везде: и в самом человеке, и в тех, кто рядом с ним, в их детях, родителях, делах – во всём окружающем. Эта любовь Бога как воздух, который заполняет всё и без которого нет жизни.

Источник: http: //ecomagic.com.ua/duhovnost/1782-izbytochnaya-materinskaya-lubov.html

Система ценностей человека: как повлиять на формирование

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/402243383-32216313/

Жизненные ценности

Совокупность всего того, что мы считаем важным и значимым, что составляет основу наших приоритетов, мы называем жизненные ценности.

Эта система выполняет функцию духовного стержня, благодаря которому мы определяем цели и способы самореализации в обществе.

Поэтому ситуации, в которых мы вынуждены принимать во внимание обстоятельства, идущие вразрез с нашими жизненными ценностями, могут стать источником кризисов и даже вызвать серьезные психологические проблемы.

Условно все жизненные ценности можно разделить на индивидуальные и общечеловеческие. К индивидуальным ценностям относят все то, что касается личных интересов человека. Прежде всего, это свобода, здоровье, счастье, благополучие, творческая самореализация и важные для конкретного человека моральные качества.

Но с самого рождения мы живем в обществе людей, поэтому в своей деятельности мы вынуждены принимать во внимание и общечеловеческие ценности. К таким относится все то, что способствует гармоничной жизни общества независимо от места проживания и культурных традиций.

Среди общечеловеческих ценностей особое место занимает человеческая жизнь, семья, дружба, профессионализм, взаимопомощь и моральные качества, способствующие выживанию и процветанию общества.

Система жизненных ценностей каждого человека в той или иной мере включает в себя личные и общечеловеческие ценности, а их согласованность внутри определяет нас как гармонично развитую личность.

Как формируются жизненные ценности?

Источником формирования жизненных ценностей считают естественные потребности человека, индивидуальные психические наклонности и культурные традиции.

В детстве человек все ценности воспринимает сквозь призму личных потребностей и отношений с другими людьми. Это могут быть друзья, родители, учителя, игрушки, развлечения и т. д.

В этот период жизни эмоциональные взаимоотношения играют ключевую роль в процессе формирования личности.

Система ценностей человека: как повлиять на формирование

По мере взросления человек все больше внимания обращает на самого себя. Теперь основным критерием самооценки становятся не столько близость и хорошие отношения с другими людьми, сколько соответствие собственных мыслей и поступков определенным идеалам. Человек ищет свое место в жизни и стремится достичь внутренней определенности.

На этом этапе жизни на первый план выходят жизненные ценности, связанные с социальными отношениями. Человеку хочется приобрести ценные умения, статус, уважение других людей и семейное счастье.

Деньги в таком случае могут стать инструментом самореализации и в сознании психически целостного человека воспринимаются как средство, а не цель.

Какие расстройства могут возникать на фоне кризиса ценностей?

Жизненные ценности образуют духовный стержень человека, который позволяет сохранять психическое равновесие в стрессовых ситуациях и находить внутренние ресурсы для самореализации.

Нарушение принципов, выстроенных на базе общечеловеческих или индивидуальных ценностей, может стать причиной развития различных психических кризисов.

Среди самых распространенных вариантов – потерян смысл жизни, неуверенность в себе, депрессия, появление алкогольной зависимости и психосоматические заболевания.

Как можно повлиять на формирование своих жизненных ценностей?

Прежде всего, признайте, что вам еще есть куда расти, и примите мысль, что человек может изменить свою жизнь, сменив свои ценностные ориентиры. Затем попробуйте проанализировать свои желания и ситуации, в которых вы ощущали неудовлетворенность собой и своими поступками.

Для дальнейшей работы со сферой своих жизненных ценностей полезно вспомнить, какие поступки, умения или качества характера вызывают у вас симпатию. Постарайтесь найти позитивный образ человека и опишите его значимыми для вас словами.

Размышляйте, изучайте опыт других людей и старайтесь понять внутреннюю красоту того, что бы вы хотели реализовать в своей жизни.

Система ценностей человека: как повлиять на формирование

Разумеется, решить подобные проблемы самостоятельно удается далеко не всем. В первую очередь это связано с работой защитных механизмов сознания, препятствующих смене привычного образа жизни.

Чтобы докопаться до сути проблемы и выстроить план ее преодоления, нужна помощь квалифицированного психолога.

Помните, что главная ценность жизни — время, которое с любого момента вашей жизни может стать лучше и счастливее. 

Источник: https://arefyeva.pro/dialog/articles/307/

Система ценностей человека по Альфреду Адлеру

Система ценностей человека: как повлиять на формированиеИзначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека.

И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.

Именно когда речь идет об осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак,

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. 

Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей.
Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь.

Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку.

Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей. Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны. Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе.

В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.
К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость. Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл.

Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)

Система ценностей человека: как повлиять на формирование
Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:

  • теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
  • экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
  • эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
  • социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
  • политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
  • религиозный интерес в единении и понимании космоса.

В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:

  • выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;
  • помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;
  • честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;
  • справедливость – быть беспристрастным судьей.

Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),

  • богатство (обладание различными материальными благами и услугами), 
  • мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), 
  • образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), 
  • уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). 

К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества.

Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

  • регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо
  • понимание смысла жизни
  • способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности
  • открытость сознания для нового опыта
  • стремление понять взгляды и позиции других людей
  • открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии
  • последовательность поведения, соответствие слов и дела
  • серьезное отношение к вопросам ценностей
  • проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам
  • ответственность и активность

Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте. Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь. Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.

Читайте также:  Самая тяжелая работа - это работа над собой

Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой. 

При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе. Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления. Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи). К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры.

Источник

Источник: http://icennosty.blogspot.com/2012/06/blog-post_7419.html

Катастрофа личности. Человек и система ценностей в обществе

Система ценностей человека: как повлиять на формирование

Автор Инна Викторовна Маслова, кандидат философских наук.

Огромный вызов современности заключается в отношении к категориям добра и зла — как к релятивистичным или, напротив, абсолютным? Чем определяется характер ценностной системы человека — она опирается на незыблемые основания безусловных святынь и табу, или допускает относительность ценностных установок и двойную мораль. Автор публикуемого замечательного текста обосновывает, что именно абсолютный характер нравственных принципов — классическая система ценностей — обеспечивает жизнеспособность человека и общества, а в культивировании нравственной среды социума состоит подлинная цель государства. 

В обществе существуют три основные темы, которые невозможно обойти вниманием: место общества в мире (в том числе место традиционной культуры), место человека в обществе и место жизненных приоритетов конкретного человека в классической системе ценностей.

На первый вопрос отвечает общая мировая политика и внешняя политика страны. На второй вопрос — внутренняя политика страны. А на третий вопрос должны ответить общество и каждый конкретный человек. Политику оставим политикам.

А вопрос, непосредственно касающийся каждого, исследуем в данной статье.

Есть два подхода к системе ценностей: классический и неклассический.

Классический предполагает неизменную шкалу ценностей, а неклассический — подвижную, — от анархии ценностей (нет ничего устойчивого, все стихийно меняется) вплоть до переворота шкалы ценностей на противоположную классической, а затем жесткое закрепление этой новой системы. В последнем случае предполагается подвижность ценностей в сторону этой новой искусственной системы.

Поэтому на самом деле неклассический вариант представляет собой не только свободное жонглирование ценностями при отсутствии какой бы то ни было идеологии, но и идеологию с сознательным смещением приоритетов. Внешне и один, и другой варианты выражаются полным безразличием к нравственной оценке происходящего.

Чтобы данное безразличие сохранялось, делается всё, чтобы человек не знал о классической системе ценностей, а если он узнал о ней, то создаются условия, которые исключают самого человека из общества. Таким образом, задача неклассического пути — не дать человеку определиться в системе классических ценностей.

МЕСТО КЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Человек пришел в мир, чтобы жить. Жизнь — это самое простое понятие для понимания и самое трудное для объяснения. Каждый человек приходит в мир с верой в него.

В мире он находит поддержку, опору, учителей и наставников. Они объясняют, что он должен, что от него зависит и что он получит. Общество берется поддерживать человека и его будущее.

Сам же человек берет ответственность за свое нравственное совершенствование.

Классическая система ценностей — это и есть гарантия взаимной ответственности. Если система ценностей меняется, общество теряет единство и разрушается. Таким образом, изменение системы ценностей в сторону против нравственности — это тенденция против общества.

Человек перед жизнью всегда искренен, перед ней он не может играть чью-то роль. Он предстоит Творцу и откликается на Его Замысел о нем. Замысел о человеке всегда направлен на его совершенствование как Человека. Трудности человека подстерегают везде, но если они от Бога, они не разрушают жизнь человека.

Что же такое жизнь? Сейчас в моду вошел психологический подход. Многие психологи жизнь определяют только там, где человек напряжен, мобилизован, где нет зоны комфорта. Но другая часть психологов скажет, что жизнь — это ощущение свободы и защищенности в зоне комфорта.

Кто прав? Никто из них не прав, потому что говорят они не о жизни, а о жизненных состояниях, а их — неисчислимое множество. Нельзя более общее понятие определять понятием более узким по смыслу. Отметим некоторые важные аспекты классической системы ценностей.

Она существует в обществе, но всегда заново формируется в точке, где появляется жизнь. Обеспечение жизни конкретного живого существа — первая задача классической системы ценностей.

Что значит обеспечение жизни? В классической системе ценностей это твердо определено: обеспечение потребностей физических, культурных, духовных для развития человека и обеспечение условий для формирования целостной личности. Такую и только такую цель может иметь государство.

Формирование целостной личности — такой и только такой задачей должна определяться система воспитания, образования и профориентации. Сегодня некоторые «психологи» нашли иной подход к вопросу обеспечения жизни. Заявка интересная — сам человек решает, что ему нужно. Нужны ли ему духовные, культурные и вообще какие-то ценности, а, следовательно, и условия.

Легко догадаться, какие условия предполагаются там, где жизнь полагается только вне зоны комфорта. При таких убеждениях остается всего шаг до цинизма и разделения людей на касты. Классическая система ценностей такого бесчеловечного отношения не допускает. Жизнь для нее определяется не зоной комфорта и дискомфорта, а нравственными принципами.

Эти принципы не меняются для разных категорий людей.

Сейчас появилась тенденция — говорить о классической системе ценностей как о культуре в ограниченном аспекте, в котором культура сводится к любым формам человеческого самовыражения.

В этом контексте существует множество культур, поэтому создается впечатление, что и систем ценностей много. В связи с этим следует сказать, что каждая страна, национальность и даже каждый человек могут иметь свою систему ценностей.

Но классической она становится, когда на первый план выходят высшие общечеловеческие ценности, основанные на нравственных принципах.

А они, в свою очередь, опираются на нравственный закон и на недопустимость «поступать с кем-то так, как бы не хотелось, чтобы поступали с близкими и с собой». Ясно, что разговор при этом идет о нормальных нравственных человеческих отношениях, а не об искусственно навязанных человеку.

Классическая шкала ценностей дает каждому человеку место в обществе, хотя «психологи» часто настойчиво убеждают в обратном.

Только при принятии классической системы ценностей возможно существование общества как общества с единым культурным пространством, только в этом случае можно говорить о месте человека в обществе.

Но если это так, то почему происходит отказ от классической системы ценностей, в основе которой лежат нравственные ценности?

О ПРИЧИНАХ НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ

Отход от классической системы ценностей произошел из-за трех основных причин:

1. В законодательной базе произошло изменение ценностных ориентиров: формирование личности стало зависеть от «принятых в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» (закон «Об образовании РФ»). Так что не духовно-нравственные приоритеты в классической системе ценностей формируют человека, а те ценности, которые принимаются, видимо, большинством.

2. Существует фактор Х, как совокупность воздействий на всех микро- и макроуровнях, который воздействует на индивидуума, затрагивая его физическое, психическое и психо-физическое состояние.

Воздействие извне на человека делает его измученным, уставшим, такое состояние характеризуется как состояние «ни до чего».

Понятно, что человек, который пытается выжить, не имеет сил даже на выполнение элементарных задач, дезориентирован, живет на пределе своих возможностей, такой человек не может обеспечивать приоритеты классической системы ценностей в обществе.

3. В СМИ полностью игнорируются интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями.

По первой причине следует отметить существующие негативные тенденции. Постепенно в образовательной системе исчезают те цели, из-за которых собственно и необходимо образование — не формируется духовно-нравственная личность. Часто звучит призыв стать личностью, свободной от всего.

И незаметно, в предоставлении ребенку свободы, учителя и родители забывают и считают необязательным учить ребенка быть честным, ответственным за слова, дела и поступки, заботящимся о близких, любящим Родину, уважающим старших.

У детей отмечается общая тенденция к оправданию безнравственных поступков, к неразличению добра и зла, опросы показывают отсутствие у многих детей знаний, что такое хорошо, а что такое плохо.

Противостоят этой тенденции отдельные педагоги и отдельные учебные учреждения, ведущие яркую созидательную работу на ниве духовно-нравственного просвещения и воспитания. Однако и тут не всё так просто.

Существующая современная образовательная тенденция осуществляет подмену ценностей в самом процессе формирования личности. Происходит навязывание псевдо-духовных и псевдо-нравственных ценностей, суть которых сводится к задаче позиционировать ребенка лучшим, успешным.

В детях сознательно культивируют снобизм, высокомерие, их не учат состраданию, им не прививают нравственность. Воспитательная работа часто ограничивается коллективным посещением музея или подготовкой концерта, в основе этих мероприятий часто отсутствуют нравственные ориентиры.

У лиц с искаженным представлением о духовно-нравственных ценностях присутствует недружественное отношение к ребенку с особенными возможностями, к человеку, попавшему в трудную ситуацию.

Подмену ценностей легко заметить, если в воспитательно-образовательных программах отсутствуют такие основополагающие нравственные понятия как совесть, сострадание, сопереживание. Но подмена может происходить и на уровне понятий.

Вместо традиционной для нашей страны христианской морали в школы проникают оккультистские методики и технологии. Ребенку говорят о нравственных правилах, но не в аспекте различения добра и зла, а с позиции возможности выбора добра или зла. Это противоречит проверенной временем классической системе ценностей.

Без традиционного культурного наследия дети оказываются обделенными в духовном и нравственном смысле.

Вторая причина отхода от общечеловеческих ценностей связана с некоторыми «успехами» научных исследований. Плоды научного прогресса изменяют у человека восприятие внешнего мира. Они воздействуют непосредственно на человека и ограничивают возможности человека в оценке происходящего.

Это изменяет выбор человека без его на это воли и заставляет его принять навязанные ценности, а отсутствие единых нравственных оценок разрушает общество, страну. Таким образом, истинная причина исчезновения высокого статуса высших ценностей лежит не в области личного выбора, а в области вмешательства в жизнь «каждого конкретного человека». Современная наука пошла против человека.

Пришло время, когда научные технологии скрыто работают против здоровья простого человека и общества в целом.

Проведенные независимые исследования показали, что раздраженные уставшие люди постоянно имеют истощенную нервную систему и пониженные энергетические ресурсы. С каждым годом количество таких людей возрастает. Для большинства людей самым обычным состоянием стало состояние усталости.

Бодрых улыбчивых людей мы видим только в рекламе. Страшно, что под влияние фактора, воздействующего на нервную систему, попадают дети, подростки, юноши и девушки.

Помимо плановых воздействий на нервную систему жизненность человека «убивается» через добавление вредной химии в пищу, напитки и во многие некачественные товары. В последние годы ответственность за качество технологического процесса при изготовлении продуктов и товаров лежит на самом производителе.

Ясно, что отсутствие нравственных приоритетов приводит к увеличению использования вредной химии, тем более, что она значительно экономит ценное сырьё, уменьшает себестоимость производства.

Третья причина разрушения единых общечеловеческих ценностей — отсутствие в СМИ точки зрения, отражающей классическую систему ценностей. Это самый недостойный результат «перестройки».

Воздействие на организм, приводящее к истощению нервной системы, приводит и к извращению ценностей. Несмотря на оказываемое влияние на психику, некоторые люди сохранили приверженность к базовой системе ценностей.

Но они оказываются не просто в стороне от «мейнстрима», но вообще не имеют возможности выразить свое мнение публично.

Читайте также:  Энергетическая гимнастика для омоложения: 5 упражнений

Интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями, полностью игнорируются. Катастрофа личности заключается в том, что в СМИ не отражается позиция самой многочисленной группы людей — людей, приверженных к классической системе ценностей.

Чем можно оправдать своеобразный остракизм людей, принимающих классическую систему ценностей? Это ничем невозможно оправдать.

В СМИ принципиально существует замалчивание этого выбора, поскольку после выводов, сделанных на основании классических ценностей, различных мнений уже просто быть не может.

И не в силу «тоталитарного» мышления, а из-за основательности выводов и невозможности не признать их наиболее желательными для большинства нормальных нравственных людей. Да и человеку, выражающему неклассические ценности, придется признаться, что он против общечеловеческих ценностей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВ СОВЕСТИ

Как правило, неклассическая система ценностей принимается с целью доминирования. Она уже завуалировала все, что касается «каждого конкретного человека». Уже невозможно обнаружить нестыковку слов с действиями, хотя они наглядны как нельзя более. Сегодня существует тенденция введения новых понятий.

Так, например, «появился новый тренд» использовать такое понятие как эффективность. В него можно вкладывать совершенно любой смысл.

Так эффективность медицины может заключаться в увеличении продаж медикаментов, что может включать в себя уменьшение числа болеющих людей, а может сознательно предполагать обратное. При безразличии к общечеловеческим ценностям не считается нужным это уточнять. Для оценки эффективности этого не требуется.

Эффективность может измерять, например, только прибыль. Поэтому может быть очень эффективное мероприятие с негативными последствиями. Но про негатив никто не говорит, важна только эффективность.

Так в неклассическом способе ценностной ориентации легко совершить подмену — негативный результат можно назвать эффективным. При этом мало кто даже сообразит, что за что выдается. Неклассическая система ценностей игнорирует совесть, долг и ответственность, хотя может и декларировать их формально.

В классической же системе ценностей все противоречия очень наглядны. Позволю себе пример из фильма «Корабли штурмуют бастионы». В оправдание своих действий адмирал Нельсон спрашивает: «А Вам не кажется, что совесть солдата и совесть адмирала, это не одно и то же?». На что следует ответ адмирала Ушакова: «Разве у одного человека могут быть две совести».

Как видим, в классическом контексте трудно совершить подмену.

Следует отметить, что классическая система ценностей не может стоять в одном ряду со всеми наборами неклассического типа. Классическая система ценностей это не ниша, в которую можно упрятать людей как в клуб по интересам. Единые ценности объединяют людей независимо от их уровня образования, интересов и религиозного предпочтения.

Классическая система ценностей не является религией. Если люди настроены на общечеловеческие ценности, у них всегда было, есть и будет много общего, несмотря на их культурные и религиозные отличия. Сейчас много говорят о гуманном отношении к человеку, но если это говорится вне классической системы ценностей, то это фикция, похожая на разговор о доброте мизантропа.

Классическая система ценностей не предполагает ценности успеха, когда за этим кроется желание заработать чужими руками, добиться чего-то за счет кого-то, в контексте общечеловеческих ценностей не мыслится эксплуатации. Классическая система ценностей ставит всё на свои места и не допускает подмены понятий. Принятие классической системы ценностей — признак здорового общества.

Следует всем признать за классической системой ценностей право быть. Должна появиться на всех художественных произведениях отметка о том, к какой системе ценностей они относятся. Знак КСЦ будет гарантировать, что это художественное произведение можно смело смотреть или читать всей семьей, независимо от возраста.

Следует дать в вещательных программах место и время для трансляции таких произведений. И, наконец, самое главное — в передачи, обсуждающие те или иные вопросы, должны обязательно приглашаться люди, выражающие классическую систему ценностей. Их позиция должна открыто транслироваться, чего до сих пор не наблюдалось.

В обратном случае придется признаться, что свобода слова ограничена и личность не свободна.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Добро и зло в жизни человека

Российское образование — антропологическое измерение

Национальная безопасность страны и качество образования

Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка

Методология стратегии и тактики перехода к нравственному государству

Аксиология России в перспективе мирового развития

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов»

Источник: http://rusrand.ru/analytics/katastrofa-lichnosti-chelovek-i-sistema-cennostey-v-obschestve

Формирование жизненных ценностей и приоритетов

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • по курсу: «Правоведение»
  • на тему: «Общечеловеческие ценности в праве»
  • Выполнил: студент группы 39 – 61
  • Вахреев Сергей Олегович
  • Проверил: старший преподаватель
  • Минкин Марат Риналович
  • Альметьевск 2013
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • 1. Формирование жизненных ценностей и приоритетов
  • 2. Право – как общечеловеческая ценность
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение:

Обращение к этапам развития общечеловеческих ценностей ,обусловлено наличием проблематики нравственного начала в современном обществе.

Казалось бы ,человечество эволюционирует: создается все больше возможностей для технического и интеллектуального труда, повышается качество образования. С развитием технологий и повышением интеллектуального уровня ,человечество стало могущественной силой. Однако, несмотря на все достижения, наблюдается явная деградация духовного начала .

Развивая свой интеллект, мы забыли о самом важном , о том что делает нас людьми, а именно об общечеловеческих ценностях.

Что мы считаем общечеловеческими ценностями? Это качества, которые присущи каждому человеку , которые развивались со времен античности и до наших дней, прежде всего к ним относят: человеческое достоинство, равенство, честность, долг, справедливость, ответственность , поиск истины и смысла жизни, а также уважение к культурным ценностям.

Современный мир находится в подвешенном состоянии, так как духовно- нравственный кризис усугубил кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, а также в межнациональных отношениях.

Очень остро стоит проблема взаимоотношений государств, стимулируется сепаратизм в национальных республиках , происходит насаждение абсолютно новых ценностей, которые противоречат общечеловеческим принципам.

Именно поэтому следует обратить внимание на исследование общечеловеческих ценностей на различных исторических этапах существования общества , для того чтобы осознать их значимость и ,возможно, найти новые пути решения проблемы нравственности современного общества.

Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется так же и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные).

Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности.

На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции.

Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте – в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», — говорил В.А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение – родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) – непосредственно влияет на развитие психики ребенка.

Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать. А не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи.

Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем.

Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами.

Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, дать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.

Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода – это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы.

Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную» позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности – маленький». Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность.

В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.

Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным.

Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизнь без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает.

И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/15760.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector