Слатшейминг: почему осуждают и как бороться?

Каждую вторую девушку хоть раз в жизни, но клеймили всеми последними словами, которые описывают «девушку легкого поведения». С чем это связано и почему слатшейминг это глупо и очень отвратительно?

Слатшейминг был всегда. И если раньше за отсутствие девственности могли камнями закидать, то сейчас тебя обложат последними словами. Чтобы не ходить вокруг да около, мы спросили мнение эксперта.

Елена Соловьева — владелица и основательница первого в Украине отеля для ролевых игр Cherry Twins рассказала нам все, что она думает про слатшейминг.

Слатшейминг: почему осуждают и как бороться?

  Девочке, девушке, женщине в любом возрасте и статусе хочется быть красивой и яркой. 

   Привлекать к себе внимание, очаровывать, нравиться — вполне природный зов. Но тут подключается плюющийся ядом социум с четкими, веками проверенными постулатами — короткую юбку носят шлюхи. А глаза малюют дешевые шлюхи. 

   А яркой хочешь быть потому, что мозгов у тебя нет и кроме как трусами светить ты больше не годишься не на что. И закончишь на дороге. Окружной. Это в лучшем случае, конечно, потому что ты ж еще и наркоманкой попутно станешь с хахелями своими. И умрешь ты, горемыка, в сточной канаве и порванном чулке, вся в помаде и в неприличной позе. 

Осуждать все, что не вписывается в привычные рамки и стереотипы, кидает вызов устоявшимся канонам и правилам — увы, такая же человеческая природа, как и желание выделяться. Парадокс? А человек вообще существо алогичное. 

Давайте вспомним, что женщины право голоса получили всего то в прошлом веке. Kinder, Kuche. Kirche (дети, кухня, церковь) — вот и весь женский удел.

А в либеральной Европе единичные женские претензии на индивидуальность и мнение лечились электричеством и считались нервным расстройством.

И тут вдруг дорвались… И права равные, и ноги от ушей, и карьеры им подавай, так они еще, с…чки крашенные, и красивые через одну. Обидно, конечно. 

Слатшейминг: почему осуждают и как бороться?

Галка с третьего то подъезда, она ведь почему шлюха — потому что ей уже под 40, а ножки как у девочки и задница такая, что хоть орехи колоть. Но вот сейчас они возьмут и всей лавочкой проанализируют, что Галка 10 часов в спортзале каждую неделю пашет, успевая при этом растить двух детей и свой фирмой управлять. Да шлюха она, не иначе! Потому что так проще. 

Так легче и быстрее оправдать собственные дряблые ляжки, скучную жизнь, эпичную лень и отсутствие смелости. Чтоб хоть раз в жизни надеть платье в пайетках. Короткое. И чтоб чулки под ним. 

Заклеймить, унизить, навесить ярлык, растоптать Галкино самолюбие, чтоб рыдала ночь в подушку и сожгла все эти юбчонки свои ночью в, на кухне в тазике. А потом в церковь. Вмести с детьми. Грехи замаливать. Потому что нечего быть яркой, когда вокруг такая жизнь тяжелая. 

Сюр? Именно.

Тогда почему же нас продолжает задевать это шипение в спину? Когда же мы все поймем, что все эти ярлыки относятся исключительно к тем, кто пытается их вешать? И никакая мама, подруга, начальник, сборы социально ответственных бабушек на посту под кодовым название «лавочка» не имеют ни малейшего права решать, как вам выглядеть, в чем вам ходить, и какая длина должна быть у вашей юбки?

Слатшейминг: почему осуждают и как бороться?

Осуждают? Начните день с легкой медитации, состоящей из воздушного поцелуя своему отражению и мысли, что такую стерву сглазить невозможно. И цокайте каблучками дальше, украшать собой мир. 

И, главное, помните, если хотя бы раз в месяц вам никто не зашипел в спину — значит пора укоротить юбку, детка!

Источник: https://beauty.ua/lifestyle/wellness/7023-chto-takoe-slatsheyming-ili-pochemu-u-nas-est-pravo-na-seksualnost

Слатшейминг – осуждение за сексуальность

Очень часто нам приходится слышать о том, что женщина что-то должна. Быть добропорядочной матерью, но при этом обладать сексуальностью. Обеспечивать себя, но уметь быть слабой, проявлять инициативу и в то же время быть недоступной. И другие «должна», порой противоречащие друг другу. Одно из таких противоречий породило явление слатшейминга.

Что такое слатшейминг?

Нетрудно перевести два слова, лежащие в основе явления: slut – женщина легкого поведения, shame – стыд. В русском языке нет эквивалента названию этого феномена, суть которого заключается в обвинении женщин из-за их обольстительности, количества партнеров, самоподачи. Понятия нет, но явление существует.

Девушки, наделенные от природы пышными формами, вызывают самые разнообразные реакции на свое тело и образ – от восхищения и зависти до осуждения. Еще в 2016 году дива Ким Кардашьян заявила в своем аккаунте о том, что она жена, мать, бизнесвумен и имеет право быть сексуальной.

Слатшейминг: почему осуждают и как бороться? Ким Кардашьян

Социум заставляет женщин чувствовать либо вину за то, что они сексуальны, либо участвовать в продаже своей телесности: подтверждать миф о том, что стандарт красоты решает в этом мире если не все, то многое. Есть и другая альтернатива, когда яркой женщине приписывают низкие умственные способности или отсутствие моральных принципов.

Почему так происходит?

Общество само еще не решило, что ему нужно от женщины: быть сексуальной или не быть ею. Отсюда возникает концепция «хорошей» и «плохой» сексуальности. Чрезмерная сексапильность автоматически становится признаком вульгарности, легкомысленного поведения и доступности.

Многим мужчинам невдомек, что женщина, красящая губы алым и носящая мини, не ставит своей целью стать объектом домогательств или оскорблений.

Отсюда всплывает новая проблема, когда ответственность за унижающие достоинство женщины действия мужчин перекладывается на саму жертву, мол, спровоцировала.

Стереотипы, заложенные в нас исторически, подсказывают, что желанность женщины определить можно только по мужскому вниманию к ней, взглядам, восхищению, комплиментам, что не совсем так.

Объектом слатшейминга становятся те женщины, которые берут под контроль свое тело и свою самость, а также те, кто самодостаточно обходится без преклонения противоположного пола.

С одной стороны, мужчинам нравятся сексапильные женщины, с другой – привлекать внимание собой считается неприличным. Показная чувственность обесценивается, а ее обладательница заметно теряет свои позиции как личность. Вот и выходит, что сексуальность желаема, но не желательна. Женщина становится объектом вожделения и осуждается теми, кто это вожделение ощутил.

К слову, молодые люди в меньшей степени подвергаются слатшеймингу. Если привлекательный мужчина пройдется по улице без футболки, в худшем (хотя, как посмотреть) случае он станет объектом кокетливых взглядов. Женщина в коротких шортах вызовет осуждение других представительниц прекрасного пола и сальные взгляды мужчин.

Разумеется, не все мужчины и женщины становятся слатшеймерами, многим из нас абсолютно все равно на то, как выражают свою телесность другие люди, будь то нагота или специфический стиль. 

Слатшейминг: почему осуждают и как бороться? Слатшейминг

Быть сексуальной или не быть?

Можно сколько угодно говорить о свободе слова и самоопределении женщин, но факт остается фактом: в нашем мире быть чересчур сексуальной небезопасно.

Слатшейминг имеет опасное последствие – посягательства на женское тело, которые часто остаются безнаказанными, потому что жертва была «одета вызывающе» / «вела себя раскованно» / «сама спровоцировала».

Случаи, когда насилию подвергались скромно одетые девочки, почему-то замалчиваются.

Если пока не в наших силах перевоспитать оголодавших или, наоборот, пресыщенных женским телом самцов, то мы можем хотя бы провести для себя четкую грань между неброской женской чувственностью и вызывающей безвкусицей.

Будьте собой, носите то, что нравится и подходит именно вам. Не нужно прятать бюст третьего размера, но и выставлять его намеренно тоже чревато.

Быть сексуальной отчего-то считается целенаправленным действием, тогда как сексуальность имеет внутреннее происхождение и мало связана с весом, ростом, объемом груди и обхватом талии.

Она скорее распознается интуитивно, как глубокая связь женщины с самой собой: со своей телесностью, эмоциональным миром, самооценкой и гармонией внешнего и внутреннего состояния.

Источник: https://bestwom.ru/slatshejming-osuzhdenie-za-seksualnost.html

Слатшейминг – в современном обществе и причины его возникновения

В любом обществе существуют социальные нормы – принятые за эталон образцы поведения, отклонение от которых осуждается окружающими. Социальные нормы необходимы для того, чтобы поддерживать в обществе стабильность, упорядоченность во взаимоотношениях людей и социальных групп.

Но иногда, нормы становятся ограничениями, предрассудками, мешают самовыражению личности.

В современное время психологи заинтересовались таким понятием как слатшейминг, считая его проблемой 21 века, попробуем разобраться, что такое слатшейминг, как он проявляется и нужно ли с ним бороться.

Что такое слатшейминг

Понятие слатшейминг пришло в русский язык из английского, оно состоит из двух отдельных слов «slut» – что в переводе значит шлюха и «shaming» – стыд.

Таким образом, под сталшеймингом подразумевают создание у женщины чувства вины, стыда за сексуальный внешний вид, наличие нескольких половых партнеров, чрезмерно раскрепощенное поведение.

На самом деле, несмотря на то, что это понятие появилось сравнительно недавно, общество всегда осуждало «свободное» женское поведение, причем в прошлом, степень дозволенности была значительно меньше.

Это интересно! В Древнерусском государстве замужняя женщина, появившаяся на улице с непокрытой головой или распущенными волосами, переходила в разряд распутной женщины, теряла всякое уважение в обществе. Большинство замужних женщин настолько боялись общественного осуждения, что согласились бы скорее умереть, чем выйти из дома с распущенными волосами.

Слатшейминг: почему осуждают и как бороться?

Что же касается поведения, то окружающим вовсе не обязательно уличать женщину в беспорядочных половых связях, доказывать ее измены своему избраннику, подтверждать фактами оскорбительные высказывания в ее адрес.

Для того чтобы назвать представительницу прекрасного пола шлюхой вполне достаточно личного мнения, зависти к симпатичной девушке, собственных (верных или ошибочных) выводов.

Часто в старших классах, девушки пользующиеся популярностью, вниманием со стороны противоположного пола, осуждаются своими одноклассницами, обвешиваются общественными «ярлыками», зачастую не соответствующими действительности.

Кроме того, в современном обществе существует конфликт, между все еще сохранившимся стремлением к образу целомудренной, нетронутой, чистой душой и телом девушки и образом сексуально привлекательной леди, которая без труда добивается успеха в личной жизни, карьере, социуме, благодаря личному обаянию и умению правильно себя преподнести. Девочки подростки просто разрываются между этими двумя полностью противоположными моделями поведения, не знают, как себя вести в социуме, желая одновременно выглядеть красиво и привлекательно, но при этом, не вызывающе.

Образами секс-див заполнены интернет ресурсы, кинофильмы, телепередачи, реклама.

Неосознанно, прекрасная половина человечества копирует этот образец поведения, который преподносят как эталон одновременно все средства массовой информации.

Но неожиданно для себя, женщины в ответ на копирование новомодного женского стандарта поведения, получают всеобщее неодобрение, гнев и даже агрессию со стороны общества.

Возможные причины возникновения слатшейминга

Степень дозволенности проявления в социуме женской сексуальности всегда контролировалась со стороны мужчин, и всего общества в целом. На протяжении сотен веков за женщинами и мужчинами были закреплены разные гендерные роли.

Мужчина считался единственным кормильцем семьи, добытчиком, охотником. Женщине отводилась роль хранительницы семейного очага, матери детей, ответственной за передачу семейных традиций.

Разница между социальными ролями наложила свой отпечаток на общественные ожидания, разные по отношению к поведению мужчины и женщины. Развязное, «свободное» поведение мужчины считалось практически нормой, в то время как для женщины оно было запретным на протяжении веков.

Разберемся подробнее, в чем причины общественного неодобрения и даже некоторого страха по отношению к соблазнительному женскому телу и «свободному поведению» представительниц прекрасного пола.

Причина 1.Слатшейминг выступает как форма общественного контроля, направленного на сохранение института брака и семьи. Общество, в котором существует большой процент разводов, мало счастливых и благополучных семей по праву можно назвать больным, деградирующим.

Поэтому любая прогрессивная человеческая цивилизация стремится к сохранению института брака и семьи, хотя бы даже для воспроизводства новых членов социума.

Но смогут ли сохранять верность мужчины, если перед их глазами постоянно находятся полуголые, соблазнительно ведущие себя женщины, многие из которых превосходят в молодости и привлекательности жену? Будут ли верны женщины своим мужьям, если видя их «раскованное» поведение и откровенные наряды множество мужчин будут их домогаться?

Ярким примером негативных последствий разрушения института брака и семьи, является большинство современных европейских стран.

В Европе уже катастрофически упала рождаемость, ученые даже предсказывают вырождение коренного европейского населения в ближайшие 25-45 лет.

И все это потому, что сексуально раскрепощенное поведение стало нормой, как для европейских мужчин, так и для женщин, практически исчезли какие-либо ограничения, рамки приличия.

Причина 2. Общество боится эффектных женщин, умело использующих собственную сексуальность для достижения личных целей. История знает немало примеров женщин, которые благодаря своей сексуальности, обольстительности заполучили невиданную власть, смогли вершить судьбы государств и даже целых народов.

Клеопатра, Маркиза де Помпадур, Диана де Пуатье, Мерлин Монро, Ян-гуйфэй, Мата – Хари – имена известных во всем мире женщин, которые изменили ход истории.

Если мужчинам, чтобы обрести власть и влияние требуются богатства, сильная армия, хорошие общественные связи- то женщины способны влиять на массы одним своим внешним видом и соблазнительным поведением.

Примером проявление страха по отношению к красивым, соблазнительным, могущественным женщинам являются средневековые гонения на ведьм.

Доподлинно известно, что чаще всего в руки инквизиции (церковного суда) попадали особенно привлекательные, обладающие незаурядным умом женщины.

Многие из них сгорали на костре только из-за женской зависти, отказа влиятельному мужчине, веры римской католической церкви в греховность женского тела.

Причина 3. Слатшейминг используется в социуме для оправдания сексуального насилия.

Читайте также:  Либеральный стиль воспитания детей: плюсы и минусы

Зачастую мужчины, обвиненные в сексуальном домогательстве или сексуальном насилии, пытаются оправдать свое преступление откровенной женской одеждой или раскованным, провоцирующим поведением жертвы.

Преступники утверждают, что откровенный наряд, соблазнительное поведение дают им сигнал о согласии женщины на сексуальный контакт. Они полностью отрицают собственную вину, перекладывают ее на представительниц прекрасного пола, за совершенное над ними сексуальное насилие.

Насколько сексуальным и откровенным были одежда и манера поведения жертвы судить сложно, ведь в извращенном мозгу преступника даже повседневное слегка облегающее платье, длинные распущенные волосы, нарощенные ногти могут выглядеть как сигнал к действиям, повод считать женщину шлюхой.

Причина 4. Признание законов телегонии. Закон телегонии – это известная научная концепция, доказанная лишь в 19 веке, однако ее неосознанно придерживались многие общества прошлого.

Закон телегонии утверждает, что любой сексуальный контакт с партнером накладывает свой генетический отпечаток на будущем потомстве женщины. Так женщина, имевшая несколько половых партнеров в прошлом, до брака, рождает детей совершенно не похожих на своего отца – ее законного мужа.

При этом на мужчин закон телегонии распространяется в гораздо меньшей степени, количество сексуальных контактов мужчины до брака практически не влияют на здоровье и генетику его потомства.

В связи с этим, в социуме строго следили именно за женским поведением, у королей, султанов, и даже обычных мужчин огромное количество сексуальных связей считалось нормой.

Но стоило даже тени подозрения в неверности упасть на королеву, наложницу в гареме – ее ждала смертная казнь и позор в обществе. Не следует думать, что законы телегонии признавали только в Средневековье или царствах Древнего мира.

К примеру, телегония официально признавалась в СССР в 40-50 годы, в настоящее время ученые ведут о ней споры, одни считают ее научным фактом, другие лжеаргументом в пользу женского целомудрия.

Проявления слатшейминга в современном обществе

В современном социуме слатшейминг проявляется многочисленными способами:

  1. Устное выражение общественного неодобрения раскрепощенного женского поведения и сексуального внешнего вида. Так девушка, надевшая короткую юбку, платье с глубоким декольте может услышать неприятные и даже оскорбительные слова в свой адрес. Интересно, что оскорбления от мужчин, они слышат чаще, чем от женщин.
  2. Выдвижение угроз так называемым распутницам, девушкам, обвиненным в легком поведении. Отдельные личности могут угрожать, преследовать, досаждать девушкам, которых они считают легкодоступными, по объективным или воображаемым причинам.
  3. Онлайн-преследование девушек в социальных сетях, опубликовавших откровенные фотографии, посты, сообщения сексуального характера. Обидчики размещают оскорбительные комментарии, смеются над «шлюхами», угрожают им, распространяют про них унизительные слухи и сплетни.
  4. Сексуальное насилие над девушками, которые позволяют себе флиртовать, ведут себя свободно и раскованно, надевают откровенные наряды.

С одной стороны слатшейминг является необходимым элементом социального контроля, для сдерживания в обществе распущенности и вседозволенности. С другой стороны, он представляет серьезную проблему, из-за слатшеминга возникает множество социальных конфликтов, противоречий.

Слатшейминг или почему шлюха это не оскорбление .

Источник: https://motivacii-net.ru/slatshejming-v-sovremennom-obshhestve-i-prichiny-ego-vozniknovenija/

Слатшейминг: Почему женщин осуждают за сексуальность

ТЕКСТ: Дарья Сухарчук

«2016 ГОД. ПОРА УЖЕ ЗАВЯЗЫВАТЬ С БОДИШЕЙМИНГОМ И СЛАТШЕЙМИНГОМ. Я не собираюсь зависеть от тех, у кого какие-то проблемы с моей сексуальностью. Оставайтесь собой и позвольте мне тоже быть собой, — пишет Ким Кардашьян в своём эссе. — Я мать.

Я жена, сестра, дочь, предпринимательница, и я имею право быть сексуальной». Ким Кардашьян — одна из самых объективируемых женщин планеты, метаженщина и поп-дива, которая точно знает, куда идёт на своих каблуках и что по этому поводу думает.

Но мир видит в ней в основном части тела: ну да, они у неё есть, и да, она ими гордится.

Женщины, не скрывающие своей сексуальности, вызывают полярные реакции — где от восхищённого обсуждения до осуждения всего один шаг.

Эмбер Роуз защищает Ким Кардашьян и ее обнажённые селфи, призывает не стыдиться связей на одну ночь и активно критикует двойные стандарты, касающиеся мужской и женской сексуальности.

«Жаль, что я не поняла раньше, что реакция окружающих на мою сексуальность — это не моя проблема, а их», — говорит Эмили Ратаковски, прославившаяся после клипа Робина Тика «Blurred Lines».

У самого понятия слатшейминг (осуждение женщины за «фривольный» внешний вид или поведение, равнозначное крику «шлюха!») нет аналога в русском языке, как и устоявшегося перевода. И это тот случай, когда слова нет, а явление есть.

Достаточно вспомнить, как совсем недавно в соцсетях проходились по внешности и манерам Ларисы Сладковой, ведущей прогноза погоды на челябинском отделении канала СТС.

Не секрет, что на должность ведущих метеопередач во всём мире часто берут эффектных женщин, способных приковать внимание к экрану — до сих пор считается, что секс способен продать что угодно, в том числе атлантический антициклон.

На итальянском канале Rete 4 подобный подход к выбору ведущих обернулся крупным секс-скандалом, а новый руководитель службы новостей начал перемены на канале с того, что сделал ведущими прогноза погоды профессиональных метеорологов.

Мексиканский канал Televisa Monterrey вообще прославился благодаря нескольким сексуальным ведущим прогноза погоды. Девушки быстро стали известны под прозвищем «куколки» и начали появляться и в других шоу; в одном из них грудь и талию героини мерили сантиметром.

Мексиканские ведущие считают, что выглядеть сексуально — их обязанность, потому что именно этого от них требует руководство канала и зрители. «Важно иметь красивое тело, — говорит ведущая Габриэла Лосоя. — Я ставлю себя на место зрителя: если я увижу на экране кого-то некрасивого, я переключу канал».

И это очень важный момент, о котором мы часто забываем: именно система и общество диктует подобные стандарты внешнего вида, и эта же система и общество считают себя вправе их осуждать.

Традиционное представлениео сексе, где мужчина берёт,

а женщина даёт, превращает сексуальную женщину в объект 

С одной стороны, нам внушают, что сексуальность — необходимая, если не основная черта женщины, с другой — «чрезмерная» сексуальность регулярно вызывает парад язвительных шуток и устойчиво ассоциируется с легкомысленностью, вульгарностью и глупостью.

И право проводить границу между «хорошей» и «плохой» сексуальностью общество берет на себя.

Стоит вспомнить пост Сергея Пархоменко о ведущей «Эха Москвы» Эрике Эвер, где знаменитый и опытный журналист, опубликовав фотографию сексуально выглядящей ведущей, сделал вывод о её непрофессионализме по внешности.

Подобная реакция напоминает знаменитые кадры из фильма «Малена», который отлично объясняет механизм объективации и нападки на сексуальных женщин. Главная героиня, показанная глазами влюблённого в неё подростка, на протяжении всего фильма практически не говорит и очень мало действует.

Главная, определяющая черта Малены — это её сексуальность, которая порождает ничем не подтверждённые слухи о её многочисленных связях с мужчинами и в конце концов окончательно разрушает её жизнь. Молчит она не потому, что ей нечего сказать — просто тем, кто её окружает, нет до её слов никакого дела. Малена для них не человек, а центр их сексуальных фантазий.

Объект без голоса. Зачем вам голос, девушка, с такой-то попой и такими ногами?

Стереотипы, существующие веками, говорят нам, что женская сексуальность может выражаться только через мужское желание, мужские взгляды, а значит, откровенно сексуальная женщина есть овеществлённое желание мужчин, которые её окружают.

 В патриархальном обществе женская сексуальность находится под контролем мужчин: именно они решают, будут ли внешность и поступки женщины считаться развратными и недопустимыми или, наоборот, вызывать желание и, следовательно, одобрение.

 Именно поэтому так часто жертвами слатшейминга становятся женщины, которые берут свою сексуальность в свои руки и самостоятельно распоряжаются своим телом: с обвинениями сталкиваются и те, кто свободно меняет партнёров, и те, кто отказывает мужчине в сексе.

Фото опубликовано Karina Banda (@karinabandatv) Мар 9 2016 в 3:47 PST

Традиционное представление о сексе, где мужчина берёт, а женщина даёт, превращает сексуальную женщину в объект по умолчанию.

Чем ярче выражена эта сексуальность, тем сложнее нам абстрагироваться от неё и разглядеть за сексуальным телом (а также декольте, мини-юбкой или фотографией в обнажённом виде) человека с биографией, системой взглядов и чувствами.

Сочувствовать подчёркнуто сексуальным женщинам, которых осуждает общество, труднее, потому что они не соответствуют нашим представлениям о том, как должны выглядеть и вести себя жертвы. Куда проще решить, что объём мужского внимания, которое им достаётся, компенсирует все нападки и делает их заслуженными.

С другой стороны, считается, что привлекать слишком много внимания неприлично: женщинам полагается скрывать, контролировать свою сексуальность и беречь её для «того единственного».

Выставленная на всеобщее обозрение, сексуальность как бы обесценивается, а вместе с ней обесценивается и сама личность женщины — и сильнее всего это заметно в том обществе, где ценность женщины для общества определяется в первую очередь её привлекательностью. Откровенно сексуальная женщина в сознании окружающих отчасти перестаёт быть человеком.

Она — воплощённое желание смотрящих, объект, который можно свободно обсуждать. Домогательства воспринимаются многими как справедливое наказание за «чрезмерную» сексуальность.

Право на свою точку зрения, право на сложную внутреннюю жизнь во многом делает человека человеком в глазах других людей.

Каждый раз, когда перед нами оказывается женщина, выглядящая подчёркнуто сексуально, куда проще обвинить ее в отсутствии вкуса, аморальности или глупости, ну или в конце концов в том, что она не нашла в себе силы бороться за право выглядеть иначе.

Ведь выраженная сексуальность может быть как осознанной и добровольной, так и навязанной обществом, и разобраться, что первично, порой очень непросто.

Поэтому в первую очередь важно признать долю собственной вины в происходящем и понять, что причина слатшейминга кроется не в поступках и внешности других людей, какими бы ни были их мотивы, а в нашем к ним отношении. И хорошая тренировка для этого — научиться видеть под сексуальным нарядом человека, а не только отдельные части тела.

ФОТОГРАФИИ: cover photo Miramax Films

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life-opinion/217507-slutshaming

«Слатшейминг»: почему девушек осуждают за слишком «раскованное» поведение

Слатшейминг — не самое привычное для русского языка слово. Это неудивительно, ведь оно является прямой калькой из английского. Слатшейминг — это осуждение девушек за внешний вид и поведение, которое считается слишком «свободным». Рамки того, что является допустимым и чрезмерным, конечно же, никак не установлены и определяются только тем, кто выступает субъектом осуждения.

Как проявляется слатшейминг

Многие из вас, возможно, подумают «Достаточно не спать со всеми подряд и никто не станет считать тебя девушкой легкого поведения». И вот здесь заключается первая проблема слатшейминга: он вообще редко строится на объективных фактах.

Кто из нас не сталкивался с невероятно ценным и необходимым мнением других людей о том, что юбка могла бы быть и подлиннее, а вырез — поменьше? А еще макияж мог бы быть не таким ярким, а красная помада — это вообще первый признак проститутки.

К тому же, физическими критериями все не ограничивается: «шлюхой» может стать просто популярная девушка или вообще та, кто отказала в сексе (да, в этом явлении вообще мало логики).

Никого не волнует, что с одной стороны девушкам навязывается стереотип об обязательной сексуальности, а с другой — их за эту же сексуальность и осуждают.

Более того, даже если кто-то практикует секс без обязательств и доволен этим — за такого человека можно только порадоваться, ведь при условии взаимного согласия партнеров это никому не вредит. Но в выигрыше почему-то остаются только мужчины — для них это считается признаком мужественности. А вот девушка, которая относится к своей сексуальности «по-мужски», рано или поздно получит обидное клеймо.

Такие двойные стандарты и формируют саму культуру слатшейминга.

В патриархальном обществе именно мужчинам дается возможность определять рамки и нормы для женской сексуальности, а как только кто-то выходит за эти границы, ее тут же пытаются загнать обратно, используя общественное осуждение как инструмент наказания.

К этому нередко присоединяются и соратницы по полу: неосознанно подчиняясь ограничениям со стороны общества, они требуют того же самого от всех девушек, вне зависимости от их личного желания.

  Какой язык был признан самым несексуальным

Как слатшейминг вредит каждой из нас и почему с ним нужно бороться

Возможно, сейчас вы думаете: «Нужно просто не обращать внимание на то, что говорят другие». Отчасти, это верно — до тех пор, пока такая возможность есть.

Слатшейминг окружает женщин с самого юного возраста. Девочкам, которые просто интересуются маминой косметичкой, запрещают краситься — потому что так они будут похожи «на шлюху».

Девушки постарше предпочитают не ту одежду, которая действительно им нравится, а продиктованную обществом — и продолжают жить день за днем в неуютном для них образе, что влияет на самооценку.
Ситуация не заканчивается на психологическом давлении.

Нередко женщинам отказывают в работе или просто в уважительном отношении, основываясь исключительно на том, как они выглядят. Кстати, для такого даже не нужна откровенная одежда: мнение «она красивая, значит тупая» — тоже проявление слатшейминга.

Одно из самых серьезных и травмирующих последствий такого отношения — виктимблейминг или «обвинение жертвы».

Чаще всего с ним сталкиваются жертвы изнасилований или домогательств: в России полицейские нередко считают совершенно нормальным поинтересоваться, что носила жертва и какой образ жизни она ведет.

При том, что единственным виноватым в этом может быть лишь атакующий, часть его вины переносится на жертву. Ни одежда, ни макияж, ни количество сексуальных партнеров не могут считаться оправданием изнасилования.

Читайте также:  Как повысить себе самооценку: мощные инструменты для её поднятия

  «Свой» врач-гинеколог: по каким критериям его нужно выбирать

Как с этим жить

Для начала, перестаньте осуждать других девушек. Это сложно и требует усилий, но все-таки возможно. С этим хорошо помогают две мысли, которые стоило бы преподавать в начальной школе.

Вы никогда не знаете, что движет другим человеком.
Никто не обязан следовать моральным нормам, которые вы определили для себя.

Признайтесь: осуждение редко связано с реальным беспокойством за другого человека. Чаще оно вызвано непониманием или завистью: «почему она может, а я нет». Освобождение от идеи о том, что все должны соблюдать единые нормы и стандарты позволяет не только освободить кучу времени и нервов, но и дает возможность для исследования и понимания собственных желаний и стремлений.

Источник: https://umnaja.ru/slatshejming-pochemu-devushek-osuzhdayut-za-slishkom-raskovannoe-povedenie

Осуждение: как с ним бороться

  • протоиерей Георгий Бреев
  • О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.
  • Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.
  • Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние — скорее исключение… 

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито.

Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» — и сразу нам тепло на душе.

Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»… 

Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно.

И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих».

И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками. 

Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, — суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек — такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!  

***

В Священном Писании есть очень глубокое выражение: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2:11).

И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности.

Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.

Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны.

Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6:41–42).

Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому — если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим.

Потому что, когда мы оцениваем себя иначе — перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения — нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю».

Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.

***

Ведение, знание человека о себе самом и о Боге — мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой — не вышли на уровень покаяния.

Заглядывать в себя — это начало процесса духовного.

Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание — может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь — отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.

Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество — от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат». 

Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага — поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь — смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб…

***

Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает. В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный.

Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?

Поэтому осуждение — это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».

Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный, который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать.

Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит:Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12:48).

Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве — как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение — не вполне верно. Бог не выносит решения.

Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать. 

Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор — всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд — милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез33:11). 

***

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому.

Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается.

Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права! 

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин 2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются.

Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».

Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить(Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность.

И принципиальность: «Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».

***

Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся!» Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться.

Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием.

Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание — особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.

У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности.

Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.

«Все плохие и все плохо!» — это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы.

В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:18–19).

Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему — и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он — разэдакий. Все.

Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке — тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому. 

***

Как бороться с осуждением? Во-первых, у Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого». 

Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И — почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить! 

В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека — на свое.

И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует.

Читайте также:  Минусы и плюсы одиночества: все за и против

Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье — сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!» 

Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?

***

Осуждения избежать можно в любом случае. Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».

Осуждение — это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой».

Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть.

На пути стоит соблазн осудить — никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.

 Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“».

Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших.

Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, — как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику. 

Сам по себе человек — прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется — как во всех наших сказках всегда бывает — в последний момент…

Источник: интернет-издание православный журнал “Фома”

Источник: https://azbyka.ru/osuzhdenie-kak-s-nim-borotsya

«Сама виновата»: почему жертв насилия принято обвинять и как с этим бороться

«Афиша Daily» запускает рубрику «Новая этика»: мы будем рассказывать о явлениях, для обозначения многих из которых пока нет слов в русском языке, но при этом они становятся заметной частью нашей жизни. В первом выпуске мы объясняем, что такое виктимблейминг и почему с ним необходимо бороться

Виктимблейминг (от англ. victim — жертва и blame — обвинять) происходит, когда жертве какого‑либо преступления приписывается провокация преступника, желание стать этой самой жертвой. Чаще всего о виктимблейминге говорят в контексте таких преступлений, как домашнее или сексуальное насилие. «Афиша Daily» попыталась разобраться в том, как работают механизмы обвинения жертвы.

Как становятся жертвами

«Я постоянно чувствую себя виноватой» — так описывали свое состояние жертвы домашнего насилия, которые согласились дать анонимное интервью для этого материала. Эти женщины продолжительное время терпели побои, унижения и сексуальное насилие от любимых людей и не могли разорвать отношения с ними из‑за чувства вины, страха и непонимания того, что происходит на самом деле.

Многие жертвы насилия рассказывают о том, что унижения происходят не внезапно: как правило, им предшествуют манипуляции, которые превращают отношения в зависимость, а потом в этих отношениях появляется насилие.

«Это очень простая схема — когда мужчина сначала любит, потом унижает, затем приходит с букетом роз и словами о том, как ты нужна, — рассказывает одна из девушек, переживших насилие. — В итоге ты начинаешь постоянно оглядываться на него, даже когда умываешься в ванной.

Как правило, к тому моменту, когда случается физическое насилие, ты уже абсолютно готова к такому повороту событий».

Другая девушка вспоминает, что когда ее «любимый и родной» молодой человек, с которым она жила в одной квартире, впервые схватил ее за волосы и ударил коленом в голову, она испытала чувство вины, потому что в ее картине мира человека можно ударить только за ужасное преступление, а значит, и она сделала что‑то очень плохое. Такие ситуации стали повторяться: он таскал ее за волосы по улице, бил при знакомых (которые, кстати, никак не реагировали), унижал. «Однажды, — рассказывает девушка, — он привязал мои руки к батарее и изнасиловал меня. Я выла и ничего не могла сделать, потому что он меня обездвижил. Это был вообще не акт любви, в этом нет ничего общего даже с сексом — так, наверное, в тюрьме опускают. Я никому об этом не рассказывала, потому что это считается семейными отношениями».

Подробности по теме

«Любовь рассасывается вместе с синяками»: истории жертв домашнего насилия

«Любовь рассасывается вместе с синяками»: истории жертв домашнего насилия

Механизм, который перекладывает вину за случившееся на жертву, сначала поражает самих жертв. Семейный психолог и сексолог Марина Травкова считает, что в основе всей этой системы лежит мощная защита и вера в причинно-следственные связи, когда в «справедливом мире», где ты подчиняешься определенным «правилам», наказание получают только плохие.

Женщины, пережившие насилие, начинают задаваться вопросом, почему это случилось именно с ними.

«Будь хорошей девочкой, и к тебе будут хорошо относиться» — такими представлениями пронизана вся наша жизнь, поэтому когда женщине летит в лицо кулак от любимого человека, ее сознание отказывается принимать реальность и жить в мире, где попросту возможны такие вещи и события», — говорит Травкова.

Абьюзер (человек, совершающий физическое, моральное, экономическое или любое другое насилие — Прим. ред.) может создать такую ситуацию в семье, когда жертва полностью зависит от него.

Девушки, находившиеся в таких отношениях, рассказывали о том, как у них отбирали деньги, мобильные телефоны, меняли пароли в социальных сетях, запрещали им общаться с подругами, потому что «они против нашей любви».

«У женщин, систематически подвергающихся домашнему насилию, также появляются эмоциональные и когнитивные искажения, известные в популярной литературе как «стокгольмский синдром», — говорит Марина Травкова.

— Для выживания пострадавшие идентифицируют себя с агрессором, начинают приписывать ему уважительные и благородные мотивы, преувеличивают собственное значение в его жизни, одновременно парадоксально самоуничижаясь и считая, что насильник все еще делает одолжение, потому что «возится с такой как я».

Откуда берется виктимблейминг

Изощренные психологические манипуляции, изоляция от внешнего мира, преувеличение значения насильника в жизни женщины и одновременно вера в справедливый мир — все это совершенно сбивает с толку, и в конечном счете жертва домашнего насилия теряет связь с реальностью, а также понимание того, что такое хорошо и плохо. Именно в такой ситуации расцветает виктимблейминг. Осуждение окружающих, которые не представляют, как на самом деле происходит насилие в отношениях совершенно обычных с виду людей, отлично накладывается на растерянность жертв.

Когда насилие становится очевидным — женщина терпит побои, попадает в больницу, переживает сексуальное насилие, — ей говорят, что сама виновата, потому что терпела, не уходила, позволяла с собой обращаться таким образом

Жертву насилия может ждать осуждение на разных этапах.

Когда появляются первые эпизоды, женщина замечает неодобрение окружающих в отношении ее якобы провоцирующего поведения: недостаточно мудро себя повела, не то сказала, подала холодный ужин.

А когда насилие становится очевидным — женщина терпит серьезные побои, попадает в больницу, переживает сексуальное насилие, — ей говорят, что сама виновата, потому что терпела, не уходила, позволяла с собой обращаться таким образом.

По понятным причинам далеко не все жертвы, пережившие или переживающие насилие, готовы делиться своими историями с окружающими. Одна из героинь материала почувствовала в этом потребность и стала рассказывать о некоторых происшествиях своим родителям, друзьям, но чаще всего — «случайным попутчикам», потому что «близким такое рассказывать стыдно».

Она вспоминает, что самой частой ответной репликой была: «А какого черта ты до сих пор не ушла, если тебе так плохо?» В итоге обижались на нее саму, потому что девушка, находясь в зависимости от насильника, не могла последовать этому вполне очевидному совету.

В конечном счете она слышала следующее: «видимо, тебе это нравится», «ты тряпка» и «у тебя нет силы воли».

Другая девушка, которая так и не решилась поделиться своей историей с окружающими, рассказывает, что ее действительно ранили скабрезные шутки и осуждение других жертв в тот момент, когда она переживала последствия насилия и расставания с насильником (она признается, что переживает это до сих пор): «Это как инфекция. Этим пропитан воздух, этим пропитано все общение».

По словам семейного психолога и сексолога Марины Травковой, виктимблеймером может быть любой человек, ведь механизм защиты, который ужасно вредит жертвам насилия, работает для всех одинаково. Видимо, многое зависит от уровня осознанности, грамотности и уважения к правам человека в целом.

«Представлением о том, что есть люди, которые ищут «вторичную выгоду» в своем статусе жертвы, очень удобно закрыться от страшной правды, — считает Травкова. — Нередко случается, что женщины осуждают других женщин, пытаются «отсоединиться» и заранее примкнуть к лагерю «правильных и сильных».

Несложно представить, как влияет на жертв домашнего и сексуального насилия столкновение с подобной позицией. Во-первых, это мешает им поправить свое положение и прервать контакты с насильником.

Во-вторых, если жертве удалось выбраться из этой ситуации физически, она получает сильнейшую психологическую травму.

По словам Марины Травковой, для человека, чья самооценка разрушена, любое порицание может стать критичным.

Чем чревато столкновение с правоохранительными органами

Самое ужасное происходит, когда жертва насилия пытается обратиться в полицию. По словам адвоката и эксперта по правам женщин Мари Давтян, полиция старается как можно реже регистрировать преступления по домашнему насилию и изнасилованиям, поэтому делает все, чтобы потерпевшая не подала заявление.

У полиции есть для этого очень простые методы: нахамить, унизить и, конечно, обвинить. «Основная причина, по которой не хотят принимать заявление, — отношение к жертве, то есть виктимблейминг, — говорит Мари.

— Полицейские очень часто говорят «сама виновата», также они любят рассказывать, что жертва ищет бонусы от этого процесса, хотя я в своей практике не встречала ни одну женщину, получившую какую‑то выгоду».

Подробности по теме

А ты как хотела: как в России обращаются с жертвами изнасилования

А ты как хотела: как в России обращаются с жертвами изнасилования

Вообще, уголовно-процессуальный кодекс не ставит вопрос о характеристиках потерпевшего в принципе — то есть не важно, что из себя представляет человек, в отношении которого было совершено преступление.

Однако, как рассказывает Мари Давтян, по делам об изнасилованиях характеристику жертвы собирают, причем нередко она получается в пять раз больше, чем характеристика агрессора.

Рассматривают все: где родилась, на кого училась, с кем дружила, с кем состояла в отношениях, также подробно проверяют все социальные сети, чтобы найти компрометирующий материал.

Женщины, пришедшие в полицию писать заявление, часто сталкиваются с хамством дежурных: они спрашивают «Что, не понравилось?» и «Ты думаешь, его можно таким образом вернуть?»

Процедура подачи заявления об изнасиловании страшная и унизительная.

Некоторые женщины, прошедшие через это, рассказывают, что они будто бы второй раз пережили изнасилование, и признаются, что не знают, от чего пострадали больше — от самого изнасилования или от этого процесса.

Как рассказывает Мари Давтян, женщины, пришедшие в полицию писать заявление, часто сталкиваются с хамством дежурных: они спрашивают «Что, не понравилось?» и «Ты думаешь, его можно таким образом вернуть?».

Тех, кто сумел преодолеть эти унижения, и в дальнейшем ждет кошмар: женщинам приходится многократно и в подробностях описывать преступление, и отвечать на вопросы о том, не была ли юбка слишком короткой, а суп слишком холодным. При этом жертве могут устроить очную ставку с обвиняемым, и если женщина уже успела немного поправить свое психологическое состояние, то после такого ей придется все начинать заново.

Мари Давтян объясняет эту ситуацию просто: сотрудники полиции — такие же люди, в головах которых работают те же механизмы виктимблейминга, что и у всех. Они подвержены всем существующим в обществе мифам и стереотипам, но от их поведения при этом может зависеть жизнь жертвы.

В идеальном мире эти проблемы решались бы элементарной подготовкой и просвещением правоохранительных органов — структурно, на высоком уровне, систематически.

Речь не только о правоохранительных органах, а обо всем обществе в целом, о том, что у нас нет ни одной работающей системы, которая могла бы мгновенно дать защиту жертвам насилия.

Девушки, пострадавшие от действий насильников, сетуют на то, что в редкие моменты решимости у них не было ни одной идеи по поводу того, кому позвонить и куда бежать. Сейчас они говорят, что надо было «звонить во все колокола», но где находятся эти колокола, какие из них услышат?

Конечно, в нашей стране есть кризисные центры, лучшие из которых созданы частными лицами. Но, как отметили жертвы насилия, информация о них не на слуху, не на поверхности, в моменты совершаемого над ними насилия они даже не представляли, где эту информацию искать.

Что делать

Собрать статистику по семейному, а тем более по сексуальному насилию, очень сложно. Прокуратура МВД приводит данные, согласно которым в 2015 году от насилия в семье пострадали 36,5 тысячи женщин.

Однако под «семьей» подразумеваются только близкие родственники: зарегистрированные супруги, дети, родители. Рукоприкладство сожителей и бывших партнеров не входит в эту категорию, хотя это, безусловно, тоже считается домашним насилием.

Также есть данные по насилию женщин в домах и квартирах — в 2015 году ему подверглись уже 110 тысяч женщин. Правда, здесь тоже невозможно получить четкие цифры, потому что насилием в домах считается, например, избиение соседкой или кем‑то еще, кто не имеет отношение к семье.

А если незарегистрированный партнер применил насилие к женщине вне дома, это не попадет ни в одну из перечисленных категорий.

Что касается сексуального насилия, то здесь ситуация еще более неопределенная, потому что уголовные дела об изнасилованиях возбуждаются крайне редко. По статистике МВД, от изнасилований в 2015 году пострадали 3 875 женщин, от насильственных действий сексуального характера — 5 378.

«Разница между тем, сколько подается заявлений, и тем, сколько дел возбуждают по ним, огромная, — поясняет адвокат и эксперт по правам женщин Мари Давтян. — Заявление, которая подает женщина, подлежит проверке, и она может длиться от 3 до 30 дней в зависимости от преступления. После проверки принимают решение, стоит ли возбуждать уголовное дело.

А по сексуальным преступлениям у нас в большинстве случаев не возбуждают уголовные дела».

С психологическими последствиями насилия бороться необходимо. Ниже приведены советы от юриста, психолога и девушек, переживших насилие, о том, как лучше вести себя после случившейся трагедии:

Не ходите в полицию одна — идите подавать заявление с подругой, мамой, с кем‑то, кто может поддержать вас

Обязательно требуйте талон-уведомление — без него ваше дело не будут рассматривать. Выдать талон — прямая обязанность полицейского, и если он отказывается делать это, пригрозите ему жалобой в прокуратуру;

Обратитесь в организации, оказывающие помощь жертвам домашнего или сексуального насилия;

Молчание разрушает изнутри, поэтому рассказывайте о насилии, звоните в кризисные центры, не бойтесь делиться с людьми, которым доверяете.

Верьте пострадавшей — это самое главное;

Повторяйте ей, что она не виновата и поддерживайте жертву насилия во всем, через что ей предстоит пройти;

Постарайтесь проявить максимум эмпатии и не давить;

Жертвы насилия отмечали, что в определенные моменты ощущали себя вещью, которой пользуются. Поэтому дайте человеку возможность почувствовать себя нужным и любимым.

Карта помощи от проекта «Насилию.нет»

Сайт «Домашнее насилие СТОП»

Всероссийский телефон для женщин, пострадавших от домашнего насилия: 8 (800) 7000 600

Региональная общественная организация «Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры» (Москва): 8 (499) 901 02 01

Психологическая поддержка женщин, переживших сексуальное насилие: 8 (495) 124 61 85

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/4122-sama-vinovata-pochemu-zhertv-nasiliya-prinyato-obvinyat-i-kak-s-etim-borotsya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector