Феномен группового давления: как может человек противоречить себе?

Феноменом
группового давления в социальной
психологии называют проблему конформизма,
который трактуется какприспособленчество,
соглашательство, примиренчество и т.п.

К

Конформизм — подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта междуего собственным мнением (опытом) и мнениембольшинства.

онформизм — подчинение
суждения или действия человека групповому
давлению (мнению большинства) в ситуации
конфликта между его собственным мнением
(опытом) и мнением большинства
(М.Р.Битянова).

Для уточнения
расплывчатости значения термина
«конформизм», в социально-психологической
литературе употребляются понятия
«конформность»
и «конформное
поведение».

Конформность
может быть
определена какизменение
в поведении или мнении человека под
влиянием реального или воображаемого
давления со стороны другого человека
или группы людей
(А.Аронсон).

Синонимами понятия являются термины
«зависимость», «подверженность
влиянию группы», «отсутствие
собственного мнения» и др.

Демонстрируя
конформное поведение человек неосознанно
следует мнению группового большинства.

К

Конформность изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человекаили группы людей.

онформность может бытьвнешней,
когда человек просто
внешне демонстрирует подчинение
групповому давлению, а сам не разделяет
позицию или точку зрения группы, и
внутренней.

  • Внутренняя
    конформность — это подчинение групповому
    давлению.
  • Е

Негативизм — поведение или мнение члена группы, противоречащее мнению большинства.

сли член группы демонстрирует
поведение или высказывает мнение,
противоречащее мнению большинства
,
то в социальной психологии такие
проявления человека определяют как —
негативизм,
не зависимо право в этом случае большинство
или нет.

  1. Таким образом,
    если группа оказывает давление на
    человека, а он сопротивляется этому
    давлению, не
  2. соглашаясь с
    нормами принятыми в группе — это и есть
    позиция конформизма.

Классическими
исследованиями группового давления в
психологии считаются эксперименты
С.Аша, проведенные в 1951 г. Суть эксперимента
состояла в том, что группе студентов
предлагалось определить длину линии:
выбрать из трех отрезков разной длины
тот, который соответствовал эталону.
Каждый из участников высказывал свои
суждения.

Используя метод
«подставной группы» экспериментатор
заключал договор со всеми участникам,
кроме одного.

Смысл договора состоял в
том, что в ходе эксперимента все должны
одновременно начать высказывать неверные
суждения, отличающиеся от мнения
оставшегося в неведении испытуемого.

Главной задачей эксперимента было
узнать, как поведет себя испытуемый —
проявит независимость или конформность,
повлияет ли на него мнение большинства.

В итоге экспериментов
были получены выводы о том, что в 35
случаях из 100 люди демонстрировали
поведение зависимое от группы. У 25%
наблюдалось устойчиво независимое
поведение.

Переменными,
влияющими на конформное поведение,
являются:

  • Индивидуальные особенности испытуемых. Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская выявили отрицательную зависимость между склонностью человека к конформному поведению и такими его психологическими особенностями, как высокий интеллект, способность к лидерству, устойчивость к стрессу, социальная активность и ответственность.
  • Единодушие большинства. Особенно сильно конформное поведение человека проявляется, если единодушие, кроме него, проявляют все члены группы. Если появляется хотя бы один «союзник», то тенденция подчиняться групповому давлению резко снижается. При этом не важно, какое количество членов группы составляет большинство. Группа из трех человек также может оказать максимальное воздействие на человека, как и большее количество единодушного большинства.
  • Значимость ситуации для испытуемого. Чем более значимой для человека является ситуация, тем ниже вероятность конформного поведения.

Когда говорят о
конформизме, обычно имеют ввиду влияние
большинства на меньшинство. Человек,
включаясь в те или иные социальные
группы, соотносит свои взгляды и принципы,
с учетом тех, которые уже существуют в
данном сообществе. Но бывают ситуации,
когда под влиянием меньшинства изменялась
та или иная позиция или ситуация.

С.Московичи
разработал «конверсионную теорию»
влияния меньшинства. Московичи утверждал,
что важным фактором, определяющим
эффективность влияния меньшинства,
является стиль поведения называемый
нонконформизм.

Н

Нонконформизм — демонстрация мнения или поведения, опирающегося насобственный опыт, независимо от мнения илиповедениягруппового большинства.

онконформизм —демонстрация
мнения или поведения, опирающегося на
собственный опыт, независимо от мнения
или поведения группового большинства
(М.Р.Битянова).Это показатель уверенности
человека в собственной позиции.

Выбрав для себя
норму, человек занимает определенную
внутреннюю позицию по отношению к своей
группе.

Нормативное влияние
меньшинства имеет как положительное,
так и отрицательное следствие для
группы. Меньшинство, высказывающее
взгляды, отличные от групповых,
способствуют появлению внутригрупповых
конфликтов. В то же время влияние
меньшинства побуждает группу к поиску
новых аргументов в защиту своей позиции
и появлению новых эффективных решений.

Источник: https://studfile.net/preview/4238639/page:22/

Феномен группового давления

Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма; выявлен в экспериментах С. Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы.

Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы, т. е. автор договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый.

Обнаружено, что под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны.

Внешняя конформность – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.

Внутренняя конформность проявляется:

  1. бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;
  2. принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию.

Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения.

Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Согласно С. Московичи, существование позиции меньшинства может привести к проявлению инноваций.

Позднее М. Дойч и Г. Джерард разработали информационную теорию конформности, в которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение как информацию, на основе которой он должен осуществить выбор).

Нонконформизм – слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.

При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом.

В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

Источник: https://psyera.ru/fenomen-gruppovogo-davleniya_8057.htm

Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм и негативизм

Феномен группового давления

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Различают внешнююконформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это – позиция негативизма.

Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Негативизм не есть подлинная независимость.

Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму.

Конформизм –социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

  • Виды конформизма:
  • 1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;
  • 2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Нонконформизм(несогласие) в широком смысле слова – активное неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов. Нонконформизм – то же самое, что негативизм. Противоположность: конформизм – установка на то, чтобы быть «как все».

Негативизм – проявление негативной установки. Отношение к человеку, людям (а иногда к жизни и миру в целом) с негативным предубеждением. Типичный признак деструктивной позиции.

  1. Нонконформисты обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов: «молчаливого большинства».
  2. Уровни конформного поведения:
  3. 1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;
  4. 2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;
  5. 3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.
  6. Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.
  7. Ситуативные факторы конформности:
  8. 1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;
  9. 2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;
  10. 3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

  • 5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;
  • 6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;
  • 7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;
  • 8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.
  • Личностные факторы конформности:
  • 1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;
  • 2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;
  • 3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;
Читайте также:  Механизмы психологической защиты личности и их роль в развитии

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшейконформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

  1. Теории конформизма:
  2. 1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;
  3. 2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г.

Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Социально-психологическая характеристика конфликта, его функции и профилактика.

Конфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается в противоборстве сторон. Конфликт – это трудноразрешаемая ситуация, которая может возникнуть в силу дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или в группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.

Конфликтывозникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Независимо от содержания конфликта в нём всегда затронуты эмоционально значимые цели, интересы, убеждения, т.е. конфликт имеет эмоциональную основу. Именно эмоции выступают в качестве первого и существенного препятствия на пути разумного препятствия на пути разумного и рационального разрешения конфликтной ситуации.

  • Конфликт бывает
  • — межличностный — межгрупповой
  • — внутриличностный

Конфликт начинается с появления основной проблемы. Данный этап называется предконфликтной ситуацией, которая может быть растянута во времени, а может быть быстротечной.

Толчком к переходу в первую стадию конфликта является какой-либо повод, факт, событие, переводящее взаимодействие в столкновение, конфликтная ситуация становится открытой.

Вторая стадия – активирует участников конфликта на принятие мер; Третья стадия – острое противоборство сторон; Четвёртая стадия – снятие противоречий между конфликтными сторонами;

  1. Пятая стадия – разрядка напряжённости.
  2. Конфликты — конструктивные идеструктивные.
  3. ФУНКЦИИ:
  4. 1.сигнальная;
  5. 2.эмоциональная разрядка(деструктивная сторона)
  6. 3.расширение знаний
  7. 4.изменение отношения

5.расширение творческого потенциала.

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

По психологии развития (возрастной психологии):



Источник: https://infopedia.su/8x6b8e.html

Понятие группового давления. Проявление нонконформизма и деиндивидуализации деятельности членов группы

Необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач.

Психологи, подводя итоги исследований в этой области, сделали вывод о том, что достижению групповых целей способствует высокая сплоченность.

Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения и даже на восприятие действительности. Соломон Аш продемонстрировал, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра перцептивных суждений и оценок.

Групповое давление в группе выполняет следующие функции:

  1. а) помогает группе достичь ее цели;

  2. б) помогает группе сохранить себя как целое;

  3. в) помогает членам группы выработать «реальность» для соотнесения с ней своих личных мнений;

  4. г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме.

Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций.

Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы — повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения.

Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Угроза социального отвержения или другого наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

Стремление к социальному одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии других в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.

В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Конформизм — термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.).

В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и, в случае необходимости, подчинение последним, конформизм есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали со среднегрупповыми.

В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин.

Более того, в том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление — давление конформности.

Конформность здесь понимается как соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Конформность (конформные реакции) как усвоение определенных групповых норм, привычек и ценностей в общем случае является необходимым аспектом социализации личности, но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными.

Давление конформности сказывается на человеке особенно сильно, если он: нуждается в одобрении или поддержке; недостаточно верит в себя; испытывает тревогу. Эксперименты показывают, что сильнее всего давление конформности сказывается в небольших группах подростков. В 12-13 лет ему подвержен каждый второй, с 19 и до смерти — каждый третий.

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями — так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы.

Нонконформизм — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонконформизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.

Различают просто нонконформизм и, как форма, нонконформизм принудительный, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы.

В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса.

Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный нонконформизм, выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной.

Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а, в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей.

Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции.

Меньшинство способно изменить не только внешние суждения представителей большинства, но, что гораздо важнее, и их внутренние убеждения. Для этого меньшинство должно иметь соответствующий стиль поведения: категорично заявить свою точку зрения; твердо стоять на ней, но так, чтоб то невозможно было истолковать как упрямство; проявить волю к действию; активно избегать раскола своего единства.

Стоит иметь в виду, что любой выход за рамки влечет за собой злость окружающих, которые начинают завидовать.

Поэтому от человека, ступающего на путь нонконформизма, может потребоваться характер и желание противостоять попыткам навязать что-либо. Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно.

То есть мыслить в другом поле, оставаться духовным провинциалом, отдающим предпочтение своему, частному мнению перед громадиной общей и общественной системы.

Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы — он получает поддержку и одобрение. Наоборот — если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть.

Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе — то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения.

Нонконформист предлагает новые идеи. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом — бурный восторг и почитание.

Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое.

Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.

Человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками.

Читайте также:  Что такое саморазвитие и куда идет человек который не развивается

Также человек не склонен к конформизму, если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции.

Источник: https://shpargalum.ru/organizaczionnaya-psixologiya/456/ponyatie-gruppovogo-davleniya.html

Феномен группового давления

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле (Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне.

Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества.

Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние». Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия «единообразие», «условность», хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это — позиция негативизма.

Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма.

Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость.

Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки.

На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке.

Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно.

Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»).

Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки.

Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е.

продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация.

Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда), но суть ее остается неизменной — это метод «подставной группы», причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории.

Поэтому все попытки дать объяснение, как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены многочисленные зависимости.

Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривались в их личных особенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида.

Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка.

Однако столь же определенным был и другой вывод, а именно, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы.

Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.

К важнейшим причинам этого относится, прежде всего, лабораторный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мнения. Проблема значимости ситуации вообще очень остро стоит перед социальной психологией.

В данном контексте проблема значимости имеет как минимум две стороны. С одной стороны, можно поставить вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляемый материал? В экспериментах Аша — это отрезки разной длины. Легко предположить, что сравнение длин этих отрезков — малозначимая задача.

В ряде экспериментов материал варьировался, в частности, вместо длин отрезков сравнивали площади геометрических фигур и т.д. Все эти модификации могут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран более значимый.

Но проблема значимости во всей ее полноте этим все равно не решается, ибо она имеет и другую сторону.

Значимой в полном смысле этого слова является для личности ситуация, сопряженная с реальной деятельностью, с реальными социальными связями этой личности. Значимость в этом смысле нельзя вообще повысить перебиранием предметов для сравнения.

Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины линий, площадей геометрических фигур и пр.

, но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Большинство критиков справедливо отмечают, что результаты экспериментов Аша вообще не могут быть распространены на реальные ситуации, поскольку «группа» здесь — не реальная социальная группа, а простое множество людей, собранных специально для эксперимента.

Поэтому справедливо утверждать, что здесь изучается не давление группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц, временно объединенных для выполнения поставленной экспериментатором задачи.

Другой причиной критики рассматриваемых экспериментов является столь же абстрактная природа участвующих индивидов. На эту особенность экспериментов указывал, например, Р.

Бейлс, который остро ставил вопрос о том, что об индивидах в экспериментах Аша, известно, очень мало.

Можно, конечно, провести испытуемых по различным личностным тестам и выяснить распределение среди них разных личностных характеристик.

Но имеется в виду не эта сторона дела, а социальные характеристики индивидов — кто они, каковы их ценности, убеждения и пр. Ответить на этот вопрос нельзя, не ответив на первый вопрос, что за группа имеется в виду. Но даже и чисто индивидуальные особенности испытуемых могут иметь определенное значение; тем не менее, они недостаточно учитывались.

Один из исследователей, например, предположил, что в экспериментах Аша различные индивиды демонстрировали различные виды конформности: это могла быть как конформность к группе, так и конформность к экспериментатору.

Рассмотренные выше эффекты, возникающие в ходе лабораторного социально-психологического эксперимента, проявляют себя в данном случае в полном объеме: могут проявиться и «предвосхищающая оценка», и «розенталь-эффект» и т.д.

Он не будет простым соединением черт конформного и неконформного поведения (такой результат возможен и в лабораторной группе), но будет демонстрировать сознательное признание личностью норм и стандартов группы.

Поэтому в действительности существуют не два, а три типа поведения (Петровский, 1973): 1) внутригрупповая внушаемость, т.е.

бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, — относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Хотя проблема коллективизма — специальная проблема, в данном контексте необходимо подчеркнуть, что феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (точнее, вхождения индивида в группу) неизбежно останется формальной характеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содержательные характеристики групповой деятельности, задающие особый тип отношений между членами группы. Что же касается традиционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют значение как эксперименты, позволяющие констатировать наличие самого феномена.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г.

Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор) (рис.

12).Таким образом, проблема влияния большинства и меньшинства, проанализированная С. Московичи, имеет большое значение и в контексте малой группы.

Рис. 12 Типы социального влияния (Г. Джерард и М. Дойч)

стиль поведение конформизм конфликт

Источник: https://studbooks.net/890911/psihologiya/fenomen_gruppovogo_davleniya

Как противостоять групповому давлению

Как противостоять групповому давлению

Давление – это попытки заставить с помощью силы или влияния другого человека что-то сделать, не объясняя причин. При этом могут использоваться разные виды давлений: угрозы, лесть, обман, ссылка на других людей, уговоры, шантаж, насмешка и т.д.

Особенно трудно сопротивляться групповому давлению, так как все мы хотим, чтобы группа нас принимала. Однако уважающий себя человек может соглашаться делать то, что считает правильным и отказываться делать что-то вредное, опасное, то, что считает неправильным.

Читайте также:  Лингвистическая гипотеза сепира-уорфа: основные положения и примеры

Потому что- каждый человек имеет права:

  1. Право самому оценивать собственное поведение, мысли и чувства и отвечать за них

  2. Право не оправдываться и не объяснять другим свои поступки

  3. Право быть одному

  4. Право отказывать в ответ на просьбу, не испытывая чувство вины, и самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение чужих проблем.

  5. Право просить то, что хочет

  6. Право требовать то, на что имеет право

  7. Право делать ошибки и отвечать за них

  8. Право менять свое мнение

  9. Право что-то не знать, принимать нелогичные решения, не быть совершенством

  • Существуют различные способы отказа:
  • — сказать «НЕТ», не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать говорить «НЕТ»;
  • — объяснить причины отказа;
  • — предложить сделать что-то другое;
  • — уйти и не участвовать в нежелательном действии;
  • — попытаться убедить и других отказаться от нежелательного действия.
  • Прежде чем отвечать «НЕТ», необходимо:
  • — оценить, соответствует ли предлагаемое действие твоим желаниям, интересам, убеждениям;
  • — оценить последствия действия;
  • — оценить последствия отказа;
  • — выбрать в соответствии с этим свое решение и отстаивать его.
  • Как сказать «НЕТ»!
  1. Говори твердо, громко, уверенно

  2. Смотри человеку прямо в глаза, не отводи глаза в сторону, не смотри в пол

  3. Если хочешь, чтобы твои слова воспринимали всерьез – не улыбайся, говори серьезно

  4. Когда смотришь на человека мысленно нарисуй треугольник «глаза-лоб» и не опускай свои глаза ниже треугольника

  5. Держи правильную дистанцию – стой подальше, если не хочешь соглашаться. При необходимости сделай шаг назад или отклонись назад корпусом

  1. Выделяют следующие способы сопротивления групповому влиянию и манипуляциям:
  2. — контраргументация – сознательный аргументрованный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы агента воияния
  3. — конструктивная критика – обсуждение целей и средств агента влияния и обоснование их несоответствия целям и требованиям адресата
  4. психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации принуждения, давления, манипуляции
  5. — конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
  6. уклонение – избегание посещения определенных мест, встреч с определенными людьми, попадания в определенные ситуации, которые вызывают нежелательные чувства и реакции и рискованы сами по себе.

Источник: https://infourok.ru/kak-protivostoyat-gruppovomu-davleniyu-1683821.html

Групповое давление и конформизм

   Присутствие членов группы по-разному влияет на каждого из них. Это отражено в различных феноменах, которые установлены в социальной психологии: социальной фасилитации, социальной ингибиции, феномене Рингельмана, социальной лени, сдвига риска, групповой поляризации, духа группы, группового давления.

   Ряд феноменов касается эффективности групповой деятельности.

Феномен социальной фасилитации — это побуждение человека лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; социальной ингибиции — ухудшение выполнения таких действий в присутствии других. Выяснено, что присутствие других влияет положительно на характеристики деятельности количественные и отрицательно — на качественные.

     Согласно феномена Рингельмана КПД каждого члена группы зависит от размера группы и снижается при росте ее размера.

Обнаружена также обратная зависимость между привлекательностью группы для своих членов и ее размером: чем больше группа, тем меньше ее привлекательность для членов группы.

Феномен социальной лени: люди прилагают меньше усилий в том случае, если свои усилия объединяют ради общей цели, чем в случае индивидуальной ответственности. Однако, если члены группы друзья, они бездельничают меньше.

     Целый ряд феноменов касается решений, принимаемых малой группой. Феномен сдвига риска: решения, принятые группой, более рискованные, чем индивидуальные решения.

Феномен групповой поляризации: после обсуждения взгляды отдельных членов группы сближаются и усиливают среднюю тенденцию относительно принятого решения.

Феномен духа группы: очевидно правильное решение приносится в жертву единодушия группы.

    Члены группы становятся интеллектуально нечувствительными к другим взглядам, в частности к оппонентам, а любая альтернативная информация блокируется.

Важнейшими факторами формирования этого феномена является ярко выраженное чувство «мы», высокая сплоченность группы, изоляция группы от альтернативного источника информации, неодобрение индивидуальных взглядов членов группы.

В таком случае группа становится жертвой своей сплоченности. Это часто вызывает ошибочные решения, в частности в политике.

Сущность конформизма

    Одним из самых распространенных является феномен группового давления, или конформизма (от лат. conformis — подобный, соответствующий).

Он заключается в изменении лицом своих взглядов или поведения под реальным или представляемым давлением группы.

Феномен возникает тогда, когда есть конфликт между мнением группы и индивида и этот конфликт решается в пользу группы.

     Конформизм порождает конформность, внешнюю или внутреннюю. При внешней конформности индивид лишь внешне принимает мнение группы: внешние действия соответствуют давлению группы, однако внутренне человек не согласен. Такое поведение еще называют покладистым. При внутренней конформности индивид действительно под давлением других усваивает мнение большинства.

Примеры конформизма

     Первый эксперимент, который продемонстрировал феномен конформизма, провел американский психолог С. Аш (1951). Группе студентов (7-9 человек) предложили сравнить длину отрезков. Каждому дали две карточк: в правую и левую руку.

В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой — три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. Два других были короче и длиннее. Исследуемые должны были определить, какой из отрезков с правой карточки одинаковый по длине отрезку в левой.

    В первой части опыта, во время индивидуального исполнения, задачи решались верно. Во второй части опыта образовали так называемую «подставное группу». Экспериментатор заранее договорился со всеми участниками, кроме одного («наивный субъект»), что они будут отвечать неверно.

Опрос начинался именно с этой «подставной группы». Результаты ответов таких «наивных субъектов» были разные, однако более трети (37%) принимали навязанный большинством взгляд, демонстрируя нежелание отстаивать собственный взгляд в условиях, когда это не совпадало с мнением других участников эксперимента.

Так было доказано существование конформизма.

Подверженность конформизму

    Конформизм является проявлением определенной пассивности и беспомощности относительно группы. В основном человек выбирает конформное поведение для того, чтобы не быть отвергнутым группой, однако могут быть и другие причины. Склонность к конформизму зависит от:

  • — увеличения численности группы: увеличение числа членов группы приводит к усилению коллективного давления, однако эта связь не является прямо пропорциональной. Так, 3-4 человека «давят» больше двух, однако дальнейший рост размера группы до 10-15 человек давления практически не добавляет;
  • — референтности группы: если группа является эталонной для человека, трудно с ней не согласиться;
  • — состава группы: трудно противостоять группе, в которой есть выдающиеся люди или лица, которые являются общепризнанными экспертами в определенной области;
  • — сплоченности группы: чем больше дел связывают членов группы между собой, тем сильнее будет ее давление;
  • — единодушия членов группы: наличие в данной группе хотя бы незначительных расхождений во взглядах существенно снижает уровень давления;
  • — профессионализма человека: когда в области, относительно которой осуществляется давление, лицо не чувствует себя специалистом, давление группы будет сильнее;
  • — статуса лица: чем ниже статус в группе имеет определенное лицо, тем больше вероятность, что оно займет конформистскую позицию; чем выше социальный статус лица,которое инициировала давление, тем больше будет давление;
  • — уровня самооценки: чем ниже уровень самооценки, тем конформнее человек;
  • — сложности проблемы: чем сложнее проблема решается группой, тем большее давление группы;
  • — понятности задачи: чем не понятнее сформулировано задание, тем ощутимее будет давление группы;
  • — способа ответа: при публичном образе ответа конформность растет;
  • — возраста: у детей конформность выше, чем у взрослых;
  • — пола : у женщин конформность выше, чем у мужчин.

    Не следует, однако, считать, что все люди при указанных выше обстоятельствах меняют свои взгляды или поведение. Если человек глубоко убежден в своей правоте, он никогда не станет конформным.

    Конформное поведение играет двойную роль в жизнедеятельности человека.

С одной стороны, если правильным является взгляд группы, она помогает откорректировать взгляды человека; однако, с другой, она мешает утверждению независимого поведения и самостоятельных взглядов человека.

Связь лица с группой будет крепче и длительнее, если принятие ее норм происходит на почве внутреннего одобрения, а не конформизма.

Нонконформизм

   Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами.

Выделяют два основных типа нонконформистов: агрессивных и творческих. Агрессивные нонконформисты противятся почти всем предложениям группы.

Руководствуются они комплексом превосходства или неполноценности и враждебности.

    Творческие нонконформисты противостоят тенденциям «уравниловки» в группе. Оригинальные предложения такого человека могут представлять проблему для руководителя группы, который порой неправильно трактует инициативность творческого нонконформиста как угрозу для собственной должности или положения в группе.

Мошенничество — как обманывают пенсионеров        Нехорошие люди, желая легко получить деньги, становятся мошенниками. В качестве своей жертвы…Тайна вещих снов        Тайна вещих снов. Что люди представляют, когда слышат словосочетание «Вещие сны»? Наверное, …9 вещей которые не должна говорить жена мужу               Самое лучшее в браке – это душевный комфорт, из-за которого можно сказать мужу что уг…Как правильно сделать комплимент девушке            Расточать комплименты девушкам одно удовольствие. Как правило, девушке можно сказать, вс…Кризисы развития личности ребенка               Подростки сталкиваются со множеством сложных жизненных решений, которые, в сочетании …Как уберечь ребенка от социальных сетей                   Опасности социальных сетей для подростка. Для каждого родителя жизнь и благополуч…Как признаться девушке в любви если стесняешься             Молодые парни влюбчивые натуры. Им нравятся девушки, девушки нравятся парням. Все хорош…Мы так боимся показаться навязчивыми                  У людей, которые боятся показаться навязчивыми, как правило, есть страх и два забл…Покорные люди — психологические особенности           Покорные люди, как правило, не переходят на крик, они держатся на втором месте и выполняю…Как простить родителей за детские обиды                              К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что дети долгие годы де…Сомнамбулизм — причины        Сомнамбулизм (лунатизм) — это довольно распространенное расстройство психики. Известно, что …6 знаков того, что девушка готова к близости  Знаки который девушка подает. Вы провели пару успешных свиданий, она тебе симпатична, ты ее тоже п…

Источник: https://stream.com.ru/gruppovoe-davlenie-i-konformizm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector