Либеральный стиль воспитания детей: плюсы и минусы

Первым, кто заговорил о свободном воспитании, был философ Жан-Жак Руссо. Он утверждал, что ребёнок может расти счастливым, только когда наслаждается своей свободой, самостоятельно определяет лучшее для себя.

Идеи свободного воспитания также не давали покоя А. Ниллу, К. Н. Вентцелю, Р. Штейнеру, А. Макаренко и многим другим педагогам. Но так ли эффективны теории либерального отношения к детям – давайте разберемся вместе.

Особенности свободного воспитания

Свободное воспитание – предоставление маленькому человечку полного права выбора.

Либеральный стиль воспитания детей: плюсы и минусы

При этом должны отсутствовать родительские наставления и критика, запрещается слово «нельзя». Если ребёнок поступает неправильно – значит он так захотел, и вы не в праве его ругать и наказывать. Также вы не должны выполнять за малыша то, что он делает самостоятельно: кормить, одевать, убирать игрушки.

Но не нужно путать либеральную позицию с попустительством.

Концепция свободного воспитания не означает безразличия к занятиям крохи. Наоборот, вы должны заблаговременно выстроить приемлемые рамки поведения, которых и будет придерживаться ребёнок.

Цель такого подхода – взрастить в чаде полноценную гармонично развитую личность. Для этого нужно прививать элементы самоорганизации с ранних пор.

Но есть одно «но»: многие родители тотально попадают под влияние детей и позволяют собой манипулировать. Это самая распространённая ошибка, «ломающая» всю методику воспитания.

Не нужно подчиняться ребёнку, позволяя собой командовать. Ваша задача – быть авторитетом, помогая крохе верно осознать свою позицию. Естественно воспитывать сможет не каждый.

У таких вольных взаимоотношений много сторонников и злопыхателей. Одни полагают, что такой подход портит характер и поведение ребёнка, другие же уверены в положительном влиянии. Свободное воспитание имеет свои «за» и «против». Давайте рассмотрим обе стороны этой концепции.

Преимущества гуманистических направлений

Теория свободного воспитания имеет ряд плюсов:

  1. Отсутствие стереотипов. Становление детской личности происходит без влияния чужих убеждений (часто ложных) и мыслей. Маленький человечек не знает «стадных чувств», он видит мир по-своему и формирует личную позицию.
  2. Доверие. Тёплая семейная атмосфера с отсутствием критики и принуждения порождает в ребёнке искренность, формируя доверительные отношения.
  3. Самостоятельный выбор. Дитя само определяет режим дня, свои увлечения и предпочтения. Вы не должны давить и заставлять. Это позволяет крохе в будущем быстрее и легче осознать своё жизненное предназначение.
  4. Отсутствие комплексов. У ребёнка не возникает мыслей о неполноценности либо о неправильном поведении, ведь его безоговорочно любят. Он уверен в правильности своих поступков и слов, наслаждается своей идеальностью.
  5. Открытость окружающему миру. Дети общительны, коммуникабельны, с охотой выражают собственные мысли, идеи. Любят принимать участие во всевозможных соревнованиях, конкурсах. В будущем ребёнок с лёгкостью поднимется по карьерной лестнице и завоюет общественное признание.
  6. Творческая жилка. Отсутствие запретов и навязывания родительского мнения позволяют самореализоваться. Малыш быстро осознаёт, что ему ближе, свободно совершенствуя заложенные природой задатки.
  7. Индивидуальность подхода. Малютка воспринимается как неповторимый уникальный индивид. Взрослые должны прислушиваться к мнению своего чада.
  8. Отсутствие принуждения. Это подразумевает не наставлять, не поручать, не критиковать, не наказывать. У крохи зарождается любовь к окружающим, так как он не видит насилия и жестокости.
  9. Эмоциональная стабильность. Здоровая психологическая атмосфера порождает корректное становление детской психики. Ребёнок не испытывает стрессов, страхов, нервозности.

Вольное воспитание способствует повышению самооценки, а возможность высказать свои мысли и самостоятельно принять решение увеличивают собственную значимость, достоинство.

Такие дети легко добиваются успеха, ведь у них сомнений и внутренних преград.

Недостатки естественного подхода

  • Либеральный стиль воспитания имеет множество «слабых» сторон, погрешностей.
  • Либеральный стиль воспитания детей: плюсы и минусы
  • Недостатки:
  1. Избалованность. Отсутствие запретов ведёт к бесконтрольному баловству. Дети переходят все грани, даже не подозревая об этом (ведь его не ругают). Настоящая проблема возникает в детском саду, когда малыша начнут критиковать и воспитывать по-иному.
  2. Отсутствие требовательности к себе. Когда от детей ничего не требуют, они не осознают, чего от них хотят. А нормы и правила позволяют крохе сориентироваться во «взрослом» мире и понять, как себя вести.
  3. Трудности в социализации. Свободно взрослеющий индивидуум воспринимает как должное любовь и обожание к себе, ведь он не испытывал ничего другого. Когда он сталкивается с сопротивлением, отторжением и непринятием, начинает замыкаться в себе, развиваются первые комплексы.
  4. Отсутствие ответственности. Малыши поступают как им заблагорассудится, и при этом не несут никакой ответственности. Родители всегда стабильно терпеливы и не требовательны. Но когда от детей начинают требовать в школе – они не знают, как выполнить задачу (ведь это не входило в их планы).
  5. Завышенная самооценка. Если чадо находится наравне с родителями, он переоценивает свою значимость, становится ложно уверенным в собственных возможностях. Ребёнка не будут принимать в социуме, он ощутит разочарование и безысходность.
  6. Падение родительского авторитета. Равноправие порождает вседозволенность. Малыш может начать унижать вас, но вы ведь не в праве его наказывать.

Либеральные взаимоотношения трудно реализовать даже в современном социуме. Вы можете практиковать этот стиль некоторое время в домашних условиях.

Но в детских учреждениях образования, куда ребёнок неизбежно попадёт, практикуются совсем иные методы воспитания. Педагоги не станут поощрять высокомерия и нежелания выполнять требуемое, что вызовет бурю негодования в малыше.

Тонкости либерального подхода по Вентцелю

Если вы всё же решились на вольное воспитание, можете ознакомиться с любопытными идеями К. Н. Вентцеля – знаменитого пропагандиста естественного воспитания. Основная идея, которую нёс гуманист, – уважение детской личности.

  1. Либеральный стиль воспитания детей: плюсы и минусы
  2. Вначале 20 века педагог даже организовал Дом свободного ребёнка, в котором к детям относились как к товарищам, и помогали только в случае их просьбы.
  3. Автор теории естественного воспитания утверждал, что удовлетворение желаний ребёнка способствует его гармоничному душевному развитию.
  4. Исходя из этого, педагог ставил к воспитательному процессу такие задачи:
  • породить в ребёнке желание получать новые знания;
  • делать акцент на самовоспитании и самообразовании – чтобы дети изучали то, что им интересно;
  • формировать у малыша нравственные ценности, опираясь на собственный опыт;
  • создавать социум свободных личностей на основе самоуправления.

Педагог настаивал, чтобы дети сами себя обслуживали, умели ухаживать за животными, свободно занимались трудом, искусством, игрой.

А взрослые должны лишь удовлетворять их любознательность и предоставлять им нужную информацию.

Профессор полагал, что только через вольные взаимоотношения можно построить дружелюбное и толерантное общество.

Вентцель протестовал против школьной модели образования, он предлагал отменить календарное планирование и программы уроков. Гуманист вообще отрицал пользу от школы. Он стремился развиться в детях инициативу и творчество, не осознавая, что переоценивает маленьких личностей, идеализируя их.

Заключение

Поймите, что невозможно подобрать единый метод воспитания для всех детей, будь то свободный стиль либо авторитарный. Каждый малыш имеет свой темперамент и амбиции – необходима индивидуализация.

Чтобы понять, какой воспитательный стиль вам ближе, изучите своего малыша, его поступки и действия. Возможно наилучшим вариантом станет совмещение подходов, ведь метод «кнута и пряника» ещё никого не подводил.

Источник: https://its-kids.ru/chto-takoe-svobodnoe-vospitanie.html

Либеральный стиль воспитания: плюсы и минусы

Если родители не только уважают свободу личности ребенка, но и возводят ее в абсолют, значит, им близок либеральный стиль воспитания. Только можно ли позавидовать юному обладателю прав и свобод?

Психологи не одно десятилетие изучают типичные модели взаимодействия взрослого с ребенком? и давно уже дали им названия.

Вариантов этих названий несколько и классифицируют их по-разному, но наиболее часто выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили воспитания.

Каждый из них заслуживает особого внимания, ну а мы сегодня поговорим о либеральном стиле, который выбирают свободные от стереотипов родители, стремящиеся воспитать такую же свободную личность.

Конечно, не все родители ставят перед собой такую цель, многие выбирают либеральный стиль общения с детьми неосознанно.

Бывает и так, что под одной крышей уживаются, к примеру, авторитарная мама и либерально настроенный папа, и они периодически обмениваются педагогическим опытом.

И все-таки существуют определенные признаки, по которым можно определить, какое именно воспитательное направление преобладает в конкретной семье.

Признаки того, что в семье царят свободные нравы:

  • • в семье отсутствует иерархия, но это никого не огорчает;• в семье «хромает» дисциплина, и это всех устраивает;• в семье не существует свода правил и системы запретов;• ребенок практически ни в чем не знает отказа;• ребенок обладает свободой слова: нет вещей, о которых бы он не мог говорить с родителями;• ребенок и родители фактически общаются на равных;• ребенок имеет право голоса: независимо от возраста, он участвует в обсуждении общесемейных вопросов;
  • • ребенок имеет право выбора: он не хочет кашу на завтрак – ему предложат бутерброд, ему не нравится спортивная секция – ему подыщут другую, в той другой обнаружится слишком строгий тренер – что ж, не всем же быть спортсменами;
  • • родители верят в то, что интеллектуальное и творческое развитие ребенка позволит ему самому научиться отличать добро от зла, а затем и найти свою дорогу в жизни.

• родители всячески поощряют раскованное поведение ребенка;• родители ценят свободу личности ребенка превыше всего;• родители стопроцентно доверяют ребенку;Жесткие правила, четкие границы, дружелюбность и поощрение за достижения. Самое сложное: оставаться последовательной и самой придерживаться установленных правил.

Дети из таких семей, как правило, чувствуют себя вполне довольными жизнью, в которой действительно много свободы, много развлечений и мало наказаний. На зависть всем друзьям-приятелям у них самые «клевые предки», которых нет нужды бояться и обманывать, с которыми можно говорить обо всем.

Этих детей уважают ровесники за «взрослую» самостоятельность и внешнюю уверенность в себе, за широкий кругозор и богатый словарный запас (накопленный благодаря равноправному общению с взрослыми).

Они коммуникабельны, обычно не страдают от излишней стеснительности и не испытывают комплексов неполноценности. Нередко это творческие личности, способные креативно мыслить, разрушать стереотипы, создавать что-то новое. Они достаточно амбициозны и имеют некоторые задатки лидеров.

В общем, у детей, воспитываемых в либеральном духе, есть все для того, чтобы быть счастливыми. Во всяком случае, на первый взгляд.

Слово «либеральный» происходит от латинского «liberalis» (свободный, свойственный свободному человеку). Но в русском языке у либерального стиля воспитания есть и другие имена. Его также называют попустительским или потворствующим, и в этих терминах неслучайно ощущается негативный смысл.

Дело в том, что разумные ограничения и твердые запреты ребенку жизненно необходимы в любом возрасте. Для него это ориентиры, без которых крайне трудно выбраться на верную дорогу. Отсутствие системы внятных запретов и ограничений не является залогом воспитания «свободной» личности, как раз наоборот.

На практике, вместо самодостаточных людей с выраженной индивидуальностью из либеральных семей нередко выходят заложники собственных желаний и эмоций, так и не научившиеся сами себя ограничивать.

Часто это дети, а потом и взрослые, склонные к истерикам, агрессивным выходкам и депрессивным состояниям, составляющие основную часть клиентской базы любого психолога.

Нас с братом растили скорее в авторитарном духе, а потому семьи знакомых, в которых царил культ свободы, производили на меня сильнейшее впечатление. В одной из таких семей параллельно с нами росли два мальчика. Их родители всегда были очень интеллигентными и образованными людьми, к тому же очень уважающими свободу личности.

Например, они считали насилием над личностью необходимость рано вставать и привыкать к режиму, а потому в школу детей отдали лет с 10-11, когда те были «готовы».

Кстати, в интеллектуальном плане парни действительно были готовы к учебе и по знаниям опережали многих сверстников, но в школах (а они их сменили несколько) им было трудно найти общий язык и с учителями, и с одноклассниками.

Родители на них никогда не давили, никогда им ничего не запрещали, воспитывали исключительно выразительными взглядами и высококультурными беседами. Прошло время, братьям уже по тридцать с «хвостиком».

За их плечами по паре-тройке неоконченных ВУЗов, по десятку неудачных романов, а живут они по-прежнему с родителями, которые помогают им материально, и с которыми они по-прежнему в теплых отношениях, с тремя собаками и говорящим попугаем. Такая вот история, в которой, конечно же, не исключен счастливый конец. Чего я им и желаю.

Читайте также:  Лингвистическая гипотеза сепира-уорфа: основные положения и примеры

Как быть?1. Не давать любви к ребенку заглушать голос разума. Не позволять ребенку манипулировать вами

Если от переизбытка чувств к ребенку вы не в силах собрать волю в кулак и, образно говоря, стукнуть им по столу, значит кое-что уже упущено.

Вам необходимо осознать, что для формирования личности ребенка запреты и ограничения не менее важны, чем полноценное питание для его здоровья.

Хорошо бы сформулировать четкую систему правил, для начала совсем несложную, и стараться следовать ей всей семьей.

2. Не позволять себе становиться равнодушным

Бывает, что либерализм процветает в семьях, в которых родители много работают, сильно устают или по каким-то причинам становятся равнодушными к тому, чем живут их дети. «Сыт, одет, обут, и ладно», – можно услышать иной раз от таких мам и пап.

Но безжалостная статистика показывает, что между индифферентно-либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также прочими нехорошими вещами существует прямая взаимосвязь.

Об этом забывать нельзя.

3. Не поддаваться модным веяниям в том, что касается воспитания детей

Если либеральный стиль воспитания вы сознательно выбрали после прочтения захватывающей «психологической» книжки о его преимуществах, знайте, что ни одно издание не способно дать педагогического рецепта, одинаково подходящего для каждой семьи.

Не стоит забывать и о том, что в каждой стране существуют свои культурные нормы. Единственный способ вырастить человека, способного вести себя адекватно в любой точке земного шара и в любой ситуации, это воспитать у него способность к самоконтролю.

«Свободен лишь тот, кто владеет собой», – сказал немецкий поэт и философ Иоганн Шиллер в XVIII веке. А ведь с тех пор не так уж много изменилось.

Источник: https://deti.mail.ru/article/liberalnyj-stil-vospitaniya-plyusy-i-minusy/

Как сделать из ребенка человека: плюсы и минусы разных стилей воспитания

Самые влиятельные люди в жизни ребенка – это его родители. От того, как они себе представляют идею воспитания, каким они видят ребенка и его будущее, зависит их стиль общения в системе “родитель – ребенок”.

Именно это во многом формирует личность ребенка, его успехи или поражения, пристрастия или увлечения.

Все остальное – среда, гены, культура, финансовое положение – играет важную, но второстепенную роль в судьбе ребенка.

Психолог Ирина Млодик рассматривает 3 самых основных стиля родительского воспитания, а также их плюсы и минусы.

«Я из тебя человека сделаю…» 

— Как вам удалось воспитать такого прекрасного, послушного ребенка? — Все просто: насилие, угрозы, шантаж, манипуляции.

(анекдот из Интернета)

Полагаю, вынесенную в заголовок фразу вы слышали не раз, и большая удача, если это звучало не в ваш адрес, когда вы были малышом.

Сделать из ребенка человека — миссия понятная и великая, если предположить, что ребенок изначально не человек и без активного участия взрослого им никогда не станет.

Неужели дети рождаются какими-то недоделанными природой, а наша родительская задача — их «доделать»? И чем заниматься родителям с детьми, если не воспитывать? Рассмотрим разные стили воздействия, главным образом, связанные с родительской властью.

Авторитарный стиль воспитания

Предполагает абсолютную родительскую власть. Есть ряд иногда ясных, иногда не очень ясных требований, которым дети должны подчиняться. Их желания, нежелания, чувства, мысли, идеи, намерения авторитарному родителю не особо интересны и не нужны.

От ребенка просто требуется полное и безоговорочное послушание. Есть система жестких требований и наказаний за непослушание. Строгая вертикальная субординация «я, родитель, главный и буду таким всегда», «ты — маленький и подчиненный, тоже таким останешься всегда».

Формируется отчетливая субординационная линия, согласно которой ребенок либо всегда остается подчиненным, либо, вырастая, сам становится авторитарным властителем, когда у него появляются собственные дети или подчиненные.

Таким детям негде приобрести опыт бытия равным, свободным в своих решениях, и отвечающим за их последствия. Нет возможности занять лидирующую позицию, повести за собой людей.

Плюсы: детям не нужно выбирать, хотеть, принимать решения. Они избавлены от тревоги неопределенности, тревоги выбора и сложностей самоопределения. Дети умеют уважать старших либо боятся перечить. Они всегда соблюдают границы и правила либо выдерживают их дома, где ориентиры очень строги, и нарушают их там, где нет такого авторитаризма.

Из ребенка получается отлично функционирующий исполнитель в любой системе либо бунтарь, всю жизнь пытающийся свергать чужие авторитеты и правила и навязывать свои.

Взрослым в авторитарных семьях проще выполнять свои родительские обязанности: достаточно убедительно утвердить свою власть, и «все работает», сама система жестких правил задает «русло», в котором протекает все воспитание нового человека.

Минусы: ребенок, даже вырастая, ищет и находит себе подобные авторитарные фигуры (остается надеяться, что они не будут криминальным образом использовать его в своих целях), поскольку опыт подчинения и неспособность формировать свою позицию требуют поиска ориентира и опоры на сильную фигуру. У детей — да и взрослых, из них получившихся — не появляется иных желаний, кроме потребности выполнить все, что требуется, чтобы избежать наказания или недовольства властных фигур, либо смоделировать жесткое и авторитарное подчинение в общении с собственными детьми, подчиненными или теми людьми, которые позволят им делать это с собой. У них часто нет шанса понять, кто они такие и чего хотят, за исключением ярких и понятных в их случае желаний: быть в безопасности или обладать безграничной властью.

Воспитание, центрированное на ребенке (или родительское безвластие) 

Характерно для родителей, воспитанных в авторитарной или непоследовательной манере. Родитель, будучи раненым жестким, негуманистичным отношением к себе, помнит свое напряженное и безрадостное детство и, не желая повторять его, боится проявлять хоть какую-то власть в отношении своих детей.

Любое принуждение, требование или даже просто постановка ребенку границы воспринимается взрослым как возможное насилие и попытка навязать свою волю. В результате дети в таких семьях растут без родительского требования, без границ, ясности и структуры.

Поскольку отсутствие границ и ранняя свобода сильно повышает тревогу, то дети волей-неволей провоцируют своих родителей на сильную реакцию, которую они могли бы счесть за проявление хоть какой-то родительской власти.

Родитель, эту реакцию выдающий (часто совсем неадекватно и совсем не так гуманистично, как ему хотелось), потом сильно винит себя за «срыв», и старается сдерживаться еще больше, чтобы не уподобляться своему авторитарному родителю, от которого он так несправедливо пострадал в своем детстве. В результате взрослые еще больше попустительствуют, дети еще больше провоцируют или тревожатся.

Плюсы: ребенок вынужден рано взрослеть, чтобы распоряжаться свалившейся на него свободой. Он учится управлять своими взрослыми, диктовать им свою волю.

Его силы уходят не на переживание страха неподчинения или борьбу с границами и правилами, а на переживание тревоги и растерянности, на попытки научиться распоряжаться этой свободой.

Дети вырастают ответственными и рано взрослыми, что иногда привлекательно для безвластного, слабого родителя.

Минусы: ребенок «пропускает» детство и возможность быть беспечным. Беспечность возникает у ребенка, знающего, что есть родители, которые его остановят, научат, подстрахуют, прореагируют, настоят, потребуют.

Поскольку этих границ никто не ставит, то их приходится искать самому, натыкаться на последствия своих неудачных детских выборов и решений. Ориентиров у ребенка нет, это рождает тревогу, с которой непросто обходиться.

Дети растут с ощущением отсутствия опоры, чувствуют собственную раннюю взрослость, а также инфантильность и слабость родительских фигур.

Они перегружены ранней ответственностью, измучены родительскими непоследовательными реакциями, им труднее расслабиться, довериться, снять избыточный контроль, вырастая, они иногда не хотят создавать семью и иметь детей.

Либеральное воспитание

В либеральном воспитании (либерализм, от лат. liberalis — свободный, — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека) в основе лежит уважение к правам и свободам человека.

Причем важно понимать, что и родитель, и ребенок — оба члена иерархической системы — те люди, чьи права и свободы являются важными. Либеральный родитель не отказывается от своей родительской роли и от своих прав как члена семьи и человека, обладающего потребностями.

Осознает и выполняет функцию родительской власти, ставит ребенку границы, создает ему структуру из ценностей, традиций, законов и основ.

По мере возможностей понимает чувства, потребности и желания ребенка, при этом не ставит их в центр, а сопоставляет с внешним контекстом — ситуацией, семейными задачами, задачами безопасности, развития, с внутренним контекстом — со своей способностью и возможностью выполнить желания и нужды детей.

https://www.youtube.com/watch?v=ECnmeVHdMMA

В идеале, либеральное воспитание дает детям три важных опыта:

  • подчинение (в идеале родительская власть транслируется твердо, ясно, с уважением, осуществляется справедливо). Подчинение требует принятия иерархии сверху вниз. «Отец сказал, все выполнили»;
  • сотрудничество — когда решения обсуждаются, в семье советуются, обсуждают то, что ребенку возможно обсуждать по возрасту;
  • лидерство — ребенок иногда может придумать и возглавить, при помощи родителей, какой-то семейный проект — праздник, поход, день рождения, детский спектакль.

Плюсы: дети вырастают, получая три разных способа взаимодействия с родительской властью, которые потом переносят во взрослую жизнь — подчиняться (в школе и с начальниками), где есть возможность сотрудничать и договориться с любым человеком, а также придумывать идеи, организовывать свои проекты или бизнес. Дети получают в семье разный опыт, что делает широкими возможности приспособления. При этом они сохраняют уважение к себе и другому — с кем сотрудничают, кого ведут за собой или кому подчиняются. В семье достаточно уважения, нет страха, есть возможность договориться или послушать старших.

Минусы: достаточно затратно для родителей, особенно не имевших этого опыта в своих детских семьях. Самим родителям приходится быть гибкими и выбирать, какой из трех стратегий пользоваться в данный момент.

Требует достаточной осознанности, практики взаимного уважения, умения признавать свои ошибки, хорошо ощущать собственные границы и границы других людей.

Требует твердости в решениях при одновременной способности сомневаться, тогда, когда это возможно, перепоручать, отдавать ответственность, верить в то, что дети адекватно распорядятся тем куском свободы и власти, который на какой-то момент предоставил им родитель.

Всегда удивлялась родителям, которые жалуются на то, что у них «какие-то не такие дети», на мой взгляд, поведение и особенности наших детей являются достаточно прямым следствием того, что мы, родители, в них заложили как генотипически, так и нашими моделями воспитания. Особенно в этом упорствуют родители, желавшие сделать из ребенка «человека», они убеждены, что именно он, ребенок, является причиной их неспособности это сделать.

По-моему, выгоднее и приятнее гордиться своими детьми. А если вдруг «дети не нравятся», то нужно иметь смелость пересмотреть родительские стратегии и внимательно разобраться с собственным детством, для того, чтобы появилось больше возможностей выбирать именно те стратегии, которые считаете важными и хотите воплощать в жизнь.

Ирина Млодик

Источник: https://ihappymama.ru/kak-sdelat-iz-rebenka-cheloveka-plyusy-i-minusy-raznyh-stilej-vospitaniya/

Какими бывают стили воспитания детей?

Момент, когда в семье появляется ребенок – это также момент, когда у родителей начинает формироваться собственный стиль воспитания. Несмотря на то, что в природе не существует идентичных семей, выделают всего 4 стиля воспитания детей.

Как правило, родители придерживаются какого-то из них неосознанно, даже не подозревая, что существует классификация, определяющие характеристики и модели поведения. Стиль поведения с детьми может изменяться от года к году, например, родители часто решают записаться на курсы по воспитанию или прочитать несколько книг.

И все же, наиболее часто стиль семейного воспитания формируется из собственного понимания родителей, как нужно воспитывать детей, что хорошо, а что плохо.

На самом деле, от того, какого стиля воспитания придерживаются родители, зависит характер, поведение, а порой и судьба их ребенка. Большое влияние на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, а также родительское поведение, стиль общения.

На что влияет стиль семейного воспитания?

  • успеваемость в младшей, средней и старшей школе;
  • сексуальная активность в период взросления и после;
  • вероятность попадания в «плохую компанию» и риск вовлечения в криминал;
  • склонность или отсутствие склонности к жестокости, аморальным поступкам;
  • склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками;
  • самооценка, понимание своих собственных желаний и предпочтений.
Читайте также:  Что такое саморазвитие и куда идет человек который не развивается

Стили воспитания детей: отличительные особенности

BrainApps подробно расскажет о каждом стиле воспитания в семье, чтобы вы могли оценить и проанализировать их, сравнить, и подобрать наиболее предпочтительный.

Если у вас уже есть дети, вы сможете понять, к какому стилю относится ваш метод воспитания, подметить собственные ошибки, недочеты, а главное, исправить их.

Так вы точно сможете обеспечить ребенку счастливое детство и при этом воспитать развитую, порядочную, разностороннюю личность.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься.

При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача.

Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх.

В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение.

В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

  • научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
  • реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
  • объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
  • дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
  • постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина.

Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях.

Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать.

Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем.

Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

Наконец мы подошли к наиболее удачному стилю семейного воспитания, благодаря которому вырастают гармоничные, самостоятельные, не оторванные от общества люди.

Авторитетное воспитание ребенка сбалансировано, родитель и ребенок принимают и понимают друг друга.

В какой-то степени этот тип воспитания детей похож на либеральный, однако есть одно существенное различие: воспитание детей не пускается на самотек, а проходит под чутким, но ненавязчивым контролем.

Авторитетный стиль семейного воспитания подразумевает, что ребенок – самостоятельная и самобытная личность. В семье с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают любовь и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей.

Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту.

Каковы последствия авторитетного воспитания ребенка в семье?

Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки.

Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании.

Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.

Если ваш стиль семейного воспитания демократичный, мы не будем давать вам советов. Вы и так проявляете чудеса понимания своего ребенка, адекватно оцениваете его возможности, играете активную, положительную роль в его жизни.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kakimi-byvayut-stili-vospitaniya-detey/

Типы и стили воспитания в семье

Семья – это первое звено, где будущему члену общества передается социально-исторический, эмоциональный опыт. Здесь ребенок учится взаимоотношениям между людьми, у него формируются взгляды на различные предметы, жизненные явления. Взаимоотношения с родителями имеют базовое значение в становлении личности, какой она станет, зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

У хороших отца и матери – хорошие дети

Маленькое человеческое существо нуждается в родительской любви, которая обеспечивает ему жизнь и безопасность. По мере взросления, она становится не только источником благополучия, но выполняет функцию поддержки, влияет на эмоциональное, психическое здоровье.

Для ребенка важно чувствовать небезразличие. Иногда он прощает даже крик и побои, но отсутствие тепла, отстраненность простить сложно. Дети из таких семей чаще других оказываются в плохих компаниях, пополняют ряды наркоманов, алкоголиков. Правильное психическое формирование происходит только на основе любви.

Нравственное поведение, уравновешенность характера рождается из глубокого психологического контакта.

Родителям должны быть интересны все, даже наивные проблемы ребенка, им нужно наблюдать за всеми изменениями его сознания. Проявления такого контакта вариативны, зависят от возраста, индивидуальности и сами собой не возникают.

Взаимоотношения необходимо активно строить.

Изучение профильной литературы, консультации с психологами, знание методов и способов воспитания необходимо, но недостаточно. Взаимопонимание, контакт устанавливается, если старшие искренни, только так ребенок почувствует привязанность и заботу. В каждой семье строится своя система взаимодействия, индивидуальные условия, которые влияют на развитие личности ребенка.

Стили семейного воспитания

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль.

Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны.

Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  • способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
  • самостоятельность, ответственность за свои действия;
  • проявления инициативы, активность;
  • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
  • наличие собственного мнения, уважение к чужому.
Читайте также:  Равнодушный человек: почему таким становятся и что с ним делать?

Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия.

Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания.

При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

На формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них. Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.

Негативные типы семейного воспитания

Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:

  • из-за психологической неграмотности взрослых;
  • отсутствия гибкости;
  • наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
  • перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и матерью;
  • эмоциональная холодность воспитателей.

  Роль отца в воспитании ребенка

Деструктивные виды семейного воспитания, причины которых кроются, прежде всего, во взрослых, имеют целый ряд классификаций. Среди них выделяют наиболее типичные, которые отрицательно сказываются на формировании детской личности.

  1. Ребенок-кумир. Полный восторг многочисленных родственников, потакание любому желанию. Даже шалости окружающих умиляют. Ребенок в такой семье превращается в эгоиста, капризен, своеволен, готов лишь потреблять.
  2. Воспитание по типу «Золушки» демонстрирует ребенку, что он плохой, ненужный и ущербный. Тот изо всех сил старается походить на родительский идеал, но его все равно наказывают по любому поводу.
  3. Предъявление повышенных моральных требований. Ребенка не по возрасту нагружают заботами о младших или старших, заставляют читать и писать чуть не с пеленок, учить иностранные языки, заниматься музыкой. Минус такого воспитания – нагрузки не в меру приведут к развитию ранних неврозов.
  4. «Ежовые рукавицы». Родители в жесткой форме навязывают свое мнение, диктуют и приказывают, срывают на ребенке злость. Требование беспрекословного подчинения чревато, из не знающего ласки малыша вырастет неотзывчивый человек, склонный к демонстративным протестам.
  5. Гиперопека и гипоопека одинаково вредны, плохо отражаются на психике. Чрезмерное внимание или полная безнадзорность приводят к развитию неполноценной личности, дети пополняют ряды неудачников.
  6. Привилегированность ввиду болезни. По-настоящему ребенок болеет или его физические слабости преувеличены, постоянно трясущиеся о нем родители делают своему чаду медвежью услугу. Дети в таких семьях вырастают с хорошо усвоенными правами, но ничего не ведают о своих обязанностях, становятся неженками-приспособленцами или подхалимами.
  7. Противоречивое воспитание. Характерно для большой семьи, где бабушки и дедушки придерживаются своих методов, а отец с матерью «тянут» в другую сторону. Стили воспитания неустойчивы, детям навязываются противоречивые роли, они трудно адаптируются к переменам, а со временем проявляют невротические реакции.

Источники стресса ребенка, как правило, находятся не вовне. Типов неправильного воспитания много, именно родители чаще всего создают из своих малышей невротиков. Психический дискомфорт малыша любящие и внимательные родители всегда заметят, не прибегая к помощи специалистов.

Почему нельзя рукоприкладствовать

  1. Ребенок слабее. Самооценка малыша страдает. Даже если он начнет слушаться, это не прибавит ему счастья.
  2. Маленький человек начинает всего бояться, перестает доверять взрослым.

    Кому же еще доверять, как не родителям?

  3. Воспитываемые таким методом легко попадают в плохие компании. Не находя любви у семьи, чувствуют себя более уютно с «добрыми» ребятами, которые делятся сигареткой, а потом «колесиком».

  4. Неуверенность в себе приводит к последующей гиперкомпенсации. Стараясь чего-то добиться, битый в детстве пойдет «по трупам».

Рекомендации

  • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
  • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
  • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
  • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
  • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
  • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
  • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.

Скачать презентации по теме

Таблицы с характеристиками стилей

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Такие Р. любят повторять: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком». Ключевые слова попустительского стиля: «Делай как хочешь!» (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д., к которым безразличны Р., проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

  Проблемы воспитания в семье

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
В отличие от Р., придерживающихся попустительского стиля, либерально настроенные Р. намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным». Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. не способны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо, наоборот, неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Авторитарный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
Родители, выбравшие авторитарный стиль, демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок, и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай, как я хочу!» Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, не способная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю». Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Лапшина Е.А., Дуда И.

В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 9(39).

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/semejnoe/stili

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector