Межличностные отношения: понятие и особенности развития

Межличностные отношения это: ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности.

И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе.

  Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.

«Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки. Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться.

Встречи ждут нас — но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот — чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту»

Пауло Коэльо

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку.

Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом.

Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

межличностные отношения это

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

Межличностные отношения: понятие и особенности развития

Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.

«Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания».

В. В. Налимов

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни.

Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей.

Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

Классификация человеческих взаимоотношений

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

«Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой».

Франсуаза Саган

Виды межличностных отношений

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Межличностные отношения: понятие и особенности развития

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами.

От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком.

Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

«Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам».

Натаниэль О’Фаррелл

Системы межличностных отношений

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

Роль чувств и эмоции в социальных взаимоотношениях

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Основы правильного общения

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

Межличностные отношения: понятие и особенности развития

«Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог».

Екатерина Макарова

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов – паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках.

    Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи.

    Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.

  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми.

    Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

«Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека».

Михаил Лабковский

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Источник: https://salid.ru/stati/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-i-osobennosti

Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь.

Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье.

Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные.

Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции.

Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна.

То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д.

И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей.

Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию.

Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения.

Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает.

Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Межличностные отношения: понятие и особенности развития

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

 Негативные отношения

Межличностные отношения: понятие и особенности развития

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих эмоций, которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

  • Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
  • Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
  • Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично.

Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает.

Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам.

Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны.

В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Источник: https://psychologist.tips/3834-mezhlichnostnye-otnosheniya-psihologiya-mezhlichnostnyh-otnoshenij.html

Межличностные отношения

Межличностные отношения: понятие и особенности развитияТрудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление.

Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми.

И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой.

Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности.

В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах.

К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Межличностные отношения: понятие и особенности развитияТакже межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию.

То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости.

И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Источник: https://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7638-mezhlichnostnye-otnoshenija.php

Шпаргалка по социальной психологии

  • Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
  • Межличностные отношения включают:
  • 1) восприятие и понимание людьми друг друга;
  • 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
  • 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
  • Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

  1. а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
  2. б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
  3. 2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
  4. а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

  • а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;
  • б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
  • в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
  • 2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
  • 3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

  1. На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.
  2. Этапы развития межличностных отношений:
  3. 1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
  4. Психология bookap

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl36.shtm

Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика межличностных отношений

  • Межличностные отношения (взаимоотношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.
  • Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении, в свою очередь, общение, способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.
  • Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

  1. Виды межличностных отношений:
  2. 1) официальные и неофициальные;
  3. 2) деловые и личные;
  4. 3) рациональные и эмоциональные;
  5. 4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными)называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу.

В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу.

Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловыевзаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личныевзаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу.

Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними.

Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношенияявляются видом личных отношений.

Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационныеотношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие.

Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетныеотношения означают равноправие между людьми.

Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль».

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I—II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером.

Так, он заявлял: «Не забудь, — ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса — коротка и роль, длинна — длинна и она.

Даст он тебе роль нищего — старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

  • В. Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» устами одного из своих героев говорил:
  • Весь мир — театр.
  • В нем женщины, мужчины — все актеры.
  • У них свои есть выходы, уходы.
  • И каждый не одну играет роль.
  • Рольпонятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению.
  • Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

  1. Социальная роль — относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.
  2. Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.
  3. Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

  • Социальный статус — это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.
  • Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли.
  • Основой, на которой формируются социальные роли, являются соци­альные нормы.
  • Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли — это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

  1. Неформальные роли — это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.
  2. Виды социальных ролей
  3. Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: — учитель, ученик, студент, продавец.
  4. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.
  5. Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки —социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит. Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт.

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликтымогут бытьвнутриролевые, межролевые иличностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевыеконфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин.

Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью.

Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.

Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности.

Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи.

Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевыеконфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности.

Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях.

Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/4875.html

Понятие «межличностные отношения»

Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи людей. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.

Интерперсональные отношения включают три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу их взаимосвязей. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим.

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим), и наоборот.

Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.

Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, имеющими одинаковый статус).

Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм.

Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования — равенства — подчинения и зависимости — независимости.

Социальная дистанцияпредполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений.

Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям, а затем и к конфликтам. Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений партнеров по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные), подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Она основана на принципах сходства и взаимодополняемости. Показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом.

Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат [Обозов 1979]. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.

), которые оказывают влияние на ее проявление.

Межличностная привлекательность — это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д.

Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н. Н. Обозова.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения [Андреева 1999].

Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент [Гозман 1987]. В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения людей, взаимной симпатии.

По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (степенью выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения).

Благоприятной предпосылкой для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания.

Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся.

К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Потребность в общении, установлении межличностных контактов с людьми является фундаментальной характеристикой человека. Вместе с тем среди людей встречаются лица, у которых потребность в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) несколько завышена.

Дружеские межличностные отношения чаще всего формируются с одним человеком или несколькими лицами, а аффилиация и альтруизм, как правило, проявляются ко многим людям.

Показателями аффилиативного поведения являются положительные вербальные высказывания, продолжительные контакты глаз, дружелюбное выражение лица, увеличенное проявление вербальных и невербальных знаков согласия.

Изложенная характеристика аффилиативного поведения по форме напоминает стадию дружеских отношений, а ее показатели — критерии развития положительных межличностных отношений. В ходе исследований были выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений: самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие, догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером, двуличие и неискренность.

Процесс формирования межперсональных отношенийвключает динамику, механизм регулирования (эмпатию) и условия их развития.

Динамика межличностных отношений. Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться.

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения.

Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению. Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений.

Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу.

Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. Дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении.

Такие отношения могут развиваться как в официальной, так и в неофициальной обстановке. Дружеские отношения по сравнению с товарищескими характеризуются большей глубиной и доверительностью [Кон 1987].

Эмпатиякак механизм развития межличностных отношений— это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие — эмоциональный и когнитивный процесс. Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной.

На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей.

Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало.

Перспективными проблемами являются: совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.



Источник: https://infopedia.su/1×6422.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector