Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

В повседневной жизни каждому человеку ежедневно приходится применять логическое мышление. Использование логики и построение цепочек взаимосвязи требуется, как и в карьерных вопросах, так и во время обычных бытовых занятий, например, посещения супермаркета или составления маршрутов.

Одни справляются с этим легко и непринужденно, другие же испытывают определенные затруднения при поиске ответов даже для самых элементарных логических задач, скорость и правильность решения которых зависят в первую очередь от того, насколько хорошо развито логическое мышление человека.

Эта статья расскажет о том, что же такое логика, а также ознакомить с методами и способами, как развить логическое мышление взрослому человеку.

Суть понятия «логическое мышление»

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет.

Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает – она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях , поскольку они помогают этому процессу. © Джон Стюарт Милль

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Для начала разберем отдельно две составляющие понятия логического мышления – логику и мышление человека.

Что же такое логика? В переводе с греческого языка логикой называют «науку об истинном мышлении» и «способность к рассуждению». В общепринятом смысле логикой принято называть науку о способах и законах интеллектуальной деятельности человека. Логика – это изучение методов достижения истины, пользуясь опытом и знаниями, полученными ранее.

Мышлением принято считать психический процесс, во время которого идет обработка полученной ранее информации, установление межпредметных связей. Благодаря объективности и правильности мышления, человек имеет возможность получать представление об истинном положении вещей.

В совокупности получаем определение, что такое логическое мышление человека. Это – мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации.

Области и сферы использования логики

Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.

Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.

Для чего нужно развивать умение логически мыслить:

  • Четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы;
  • Быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации;
  • Исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов;
  • Развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе;
  • Творческий подход в решении задач порой бывает более продуктивным, чем общепринятые стандарты.

Структура логического мышления

Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так.

Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.

  1. Образно-логическое мышление. В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
  2. Абстрактно-логическое мышление. Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
  3. Словесно-логическое мышление. Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.

Когда закладывается логическое мышление

Лишь немногие люди мыслят логически. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью. © Дейл Карнеги

Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года.

Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7-8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности.

Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.

Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект.

Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях.

Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.

Способы развития логического мышления

Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

  • Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
  1. Шахматы;
  2. Шашки;
  3. Нарды;
  4. «Монополия» («Большой бизнес»);
  5. «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
  6. Карточные игры («Манчкин», «Уно»).
  • Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:
  1. Ребусы;
  2. Графические головоломки;
  3. Текстовые задачи;
  4. Загадки;
  5. Анаграммы;
  6. Пазлы;
  7. Кубик Рубика;
  8. Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).

Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает.

А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой. Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

  • Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
  • Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
  • Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.

Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.

Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.

5 полезных советов, как развить логику

Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:

  1. Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот. Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
  2. Постоянная смена видов деятельности. На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
  3. Читайте детективные романы. И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
  4. Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
  5. Давайте объяснения своим действиям. Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.

Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику

Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек.

Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует.

Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.

Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.

Источник: https://salid.ru/stati/kak-razvit-logicheskoe-myshlenie-vzroslomu-cheloveku

6 способов развить логическое мышление, если ты «гуманитарий»

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

«Перепрошить» можно любой мозг. Всё благодаря нейропластичности — свойству меняться под воздействием опыта. И да, заголовок — кликбейт. Нет прирожденных «гуманитариев» и «технарей», есть только лень. Мы уже рассказывали, как развивать логическое мышление. В этой статье  — ещё несколько советов.

Спорьте!

Всегда ли вы можете доказать мнение, подобрав нужные аргументы? Бывало ли, что не получалось объяснить — чем фильм, который вы предлагаете посмотреть, лучше варианта друзей? Умение доказывать свою позицию не только полезно и выгодно (если речь о том, чтобы торговаться или аргументировать повышение зарпалты), но и развивает логику. Подбирая аргументы, анализируешь причины и следствия.

Постоянно нарываться на спор в бытовых ситуациях не нужно. Пойдите на лекцию, мастер-класс, в клуб-любителей-чего-угодно и участвуйте в горячих дискуссиях. Попробуйте мысленно или вслух, в дружеской компании, доказывать случайные тезисы. Например, аргументируйте, что «Дэдпул-2» — интеллектуальное кино. Для тренировки. Участвуйте в рэп-баттлах и спорьте с людьми в интернете, в конце концов.

Читайте также:  Субкультура яппи: достижение успеха во всём

Спрашивайте себя «что?», «как?» и «почему?»

Упражнение, которое можно делать где и когда угодно:

  1. Выбираете случайный объект и задаете эти три вопроса относительно него;
  2. Четко и логично отвечаете на них. Если не получается — гуглите. Эта привычка — отдельный бонус, который увеличивает шансы стать крутым айтишником;
  3. Переходите к следующему объекту.

Слишком просто? Попробуйте! Удивитесь, сколько интересного не замечали.

Практикуйте SWOT-анализ

SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно.

Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется.

Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.

Играйте в видеоигры

Чтобы развивать логику, не обязательно упражняться в скучных специализированных приложениях — решать головоломки и складывать пазлы.

Прокачивать мозг можно, играя практически в любую стратегию, — например, «Starcraft» или «Civilization». Даже «Call of Duty» развивает способность к решению задач.

Главное, чтобы игры не были единственным занятием — для тренировки мозга достаточно играть 3 раза в неделю по 20 минут.

Изучайте логику

Не спешите звать Капитана Очевидность. Многие забывают, что логика — наука, и её можно изучать.

Олег Иванов, психолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, советует начать с трудов Рене Декарта: «Изучение научных трудов мыслителей и философов способствует развитию логического мышления. Полезно и самому писать научные статьи.

Использование индукции и дедукции в такой работе позволяет выработать алгоритм. Обобщение, анализ, вывод — всё это способствует развитию логического мышления».

От себя (ура, диплом философа пригодился!) рекомендую почитать Аристотеля. А тем, кто хочет поставить сложность на максимум, советую «Науку логики» Гегеля. Ещё можно разобраться, что такое круги Эйлера:

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Шутка, основанная на кругах Эйлера.

Измеряйте неизмеримое — решайте задачи Ферми

Великий математик Энрико Ферми (тот самый, что знаменит парадоксом) считал, что за 60 секунд можно оценить абсолютно всё. Нужно знать лишь несколько фактов, чтобы примерно посчитать, сколько селфи делается в день на Земле, сколько раз в среднем люди нецензурно выражаются или ответить на другой подобный вопрос.

Объясню на примере. Допустим, вас спросили: «Сколько женщин подрабатывает, делая маникюр в Питере?». Чтобы дать приблизительный ответ, можно использовать такую логику:

  • Помню, что в Москве население около 12 миллионов. Питер где-то в 2 раза меньше — пусть будет 6 миллионов;
  • Половина знакомых девушек делает маникюр у специалиста, около 50% населения — женщины. Значит, в Питере потенциально 1,5 миллиона женщин «делают ноготочки» в салоне;
  • На маникюр ходят примерно раз в 2 недели — около 26 раз в год. Значит, за год в Питере это будет 1,5 млн * 26 раз = 39 миллионов раз;
  • На маникюр уходит примерно час — значит, один мастер может за день обслужить 8 клиенток;
  • Теперь нужно узнать, сколько требуется мастеров, чтобы успеть сделать маникюр 39 миллионов раз за год, при «производительности» 8 клиентов в день на одного специалиста. 39 млн / 365 дней / 8 раз в день = 13 356 мастеров маникюра в Питере.

Конечно, это примерная цифра. Ведь мастера не работают каждый день, и в расчёте не учтены мужчины, которые делают маникюр, дети, а также мужчины-мастера. Наверняка, что-то ещё упущено или перепутано.

Но в решении подобных задач важен сам подход.

Кстати, такие вопросы любят задавать в крупных компаниях на собеседованиях, чтобы проследить, как человек размышляет, думает ли вообще или сразу сдается и говорит, что задачу решить нереально.

Поэтому предлагаю начать тренироваться. Подумаем логически, сколько людей отказалось от своей мечты в пользу лени?

Источник: https://geekbrains.ru/posts/how_to_logic

Комплекс упражнений для развития мышления дошкольников

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Уважаемые родители!

Завершилось изучение готовности детей  к обучению в школе. Многие из Вас приходили на групповые  и индивидуальные консультации,   Вы  получили результаты  на  руки,  в  которых отмечены  уровни развития каждого параметра.

Ниже  подобраны  игры  и упражнения на  развитие  мышления, которые помогут Вашему ребенку подготовиться  к школе. Безусловно,  с Вашей помощью.

Важное  условие проведения  игр дома: хорошее  настроение, терпимость по  отношению  к  Вашему самому любимому ребенку,  чувство  юмора, систематичность. 

  • Те родители, которые  не  смогли  еще  получить результаты — жду  Вас  на  индивидуальные консультации.  
  • Комплекс  игр и упражнений  для развития мышления
  • Упражнение № 1.
  •             Цель:
    развитие словесно-логического мышления

            Ход: 
к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с
учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял
кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________
.   Иголка______________ .
Лопата_______________.

Лейка___________  . 
Грабли______________ . 
Нож_________________.

Лифт__________   .  
Холодильник________. 
Гвоздь________________.

Миксер_________
.   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________
.  Мясорубка___________.  Весло_________________.

  1. Упражнение № 2.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно
    объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача,
помидор, снег

  •             Форма: телевизор, книга, колесо.
    Косынка, арбуз, палатка
  •             Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом,
    карандаш, ложка
  •             Материал: банка, кастрюля,
    рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
  •             Вкус: конфета, картошка, варенье.
    Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка,
перышко, гантеля.

  1. Упражнение № 3.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо
— ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  • Упражнение №4  «Подбери слово»
  •              Цель:
    развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель:
развитие операции обобщения, классификации, 
развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу
понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

  1. • Кисель — кефир
    — сок — чай (напитки)
  2. • Утюг —
    холодильник — пылесос — кофеварка
  3. • Муравейник —
    нора — логово — берлога
  4. • Самолёт —
    корабль — лодка — мотоцикл
  5. • Глина — шерсть — дерево — пластмасса
  6. • Двойка — тройка
    — пятёрка — единица
  7. • Дирижёр — шофёр
    — воспитатель — портниха
  8. • Салат — каша — борщ — запеканка
  9. • Топор — лопата
    — пила — отвёртка
  10. • Серьги —
    браслет — цепочка — кулон
  11. • Храбрость —
    доброта — трудолюбие — честность
  12. • Волейбол —
    баскетбол — футбол — водное поло
  13. • Клюв — перья —
    крылья — коготки
  14. • Есть —
    спать — учиться — гулять
  15. Упражнение №  6.
  16.             Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд
понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее
3-х слов. В каждом случае на­звать 
обобщающее понятие.

  • 1.                 
     Стол, стул, диван
  • 2.                 
     Творог, сыр, масло
  • 3.                 
     Врач, повар, лётчиц
  • 4.                 
     Сок, кефир, компот
  • 5.                 
     Шишка, жёлудь, орех
  • 6.                 
     Корабль, лодка, яхта  
  • 7.                 
    Паровоз,
    электричка, трамвай
  • 8.                 
    Книга, альбом,
    блокнот
  • 9.                 
     Торшер, бра, настольная лампа
  • 10.             
     Сосиски, колбаса, котлета
  • 11.             
     Земляника, клюква, малина
  • 12.             
     Сыроежка, лисичка, подберёзовик
  • 13.             
     Сосна, берёза, липа      
  • 14.             
    Жасмин,
    шиповник, сирень      
  • Дождь,
    ветер, иней
  • Игра «Назови как можно
    больше предметов, имеющих данный признак»
  • Цель:
    развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
  • Необходимо
    назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок
    должен ответить на вопросы.

Например:
«что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога,
река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность
употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов,
умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не
сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если
ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения
их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку
следующие вопросы:

Что бывает круглым
(квадратным, овальным, треугольным…)?

  1. Что бывает высоким
    (низким)?
  2. Что бывает зелёным
    (красным, синим)?
  3. Что бывает холодным
    (горячим, тёплым, прохладным)?
  4. Что бывает сладким
    (горьким, кислым, солёным)?
  5. Что бывает шерстяным
    (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
  6. Что бывает тяжёлым
    (лёгким)?
  7. Что бывает глубоким
    (мелким)?
  8. Что бывает колючим (острым,
    хрупким)?
  9. Упражнение №8.
  10.             Цель: развитие воображения,
    мышления.
  11.             Задание: рассказать, во что
    превратится
  12.  Стул 
    без спинки______________
  13.  Чашки без ручки ______________
  14.  Мороженое без холодильника ____
  15.  Всадник без лошади ____________
  16.  Дерево без веток ______________
  17.  Стол без ножек________________
  18.  Ливан без спинки _____________
  19.  Самолёт без крыльев___________
  20.  Книга без страниц _____________
  21.  Подушка без перьев ___________
  22.  Спички без серы ______________
  23.  Снеговик без холода___________
  24.  Телевизор без электричества____
  25.  Карандаш без грифеля _________
  26.  Кофта без рукавов_____________
  27.  Кепка без козырька ___________
  28.  Окно без стекол_______________
  29. Сад без
    деревьев ______________
  30. Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
  31.             Цель:
    Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций,
    слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход
игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч
кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля»,
«вода», «воздух», «огонь».

            Если
водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать
какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает
названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове
«огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.
Затем мяч возвращается водящему.

  • Упражнение  №10 «Закончи предложение»
  •             Цель:
    развитие мышления.
  •             Ход упражнения:    
  •             Детям предлагается закончить
    предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу
    целиком.
  • • Моряк
    увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)
  • ·                   
     Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать,
    вязать, шить)
  • ·                   
    Рабочие
    не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая,
    грязная, узкая).
  • • Машина не
    смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
  • ·                   
    Вода в
    банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
  • ·                      
    Катя
    отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную,
    пластмассовую) ручку сковородки.
  • Упражнение № 11.
  •             Цель: развитие мышления, внимания.
Читайте также:  Фильмы о достижении успеха: список топ кинолент

            Задание: подобрать слово
противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом
а, в котором будут объединены оба антонима.

  1.             Пример: во дворе на котенка
    напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
  2. Помнить                       Храбрость                     
  3. Тупой
    (нож)                 Высокий 
  4. Знаменитый                 Мелкий
  5. Подниматься               Молчать
  6. Встречать                    Открывать
  7. Ругаться                       Широкий
  8. Мягкий                        Легко
  9. Темно                          Грязно
  10. Толстый                       Гладкий
  11. Полный
    (стакан)         Добрый
  12. Искать                           Ругать
  13. Старый
    (диван)          Шершавый
  14. Грубый
    (разговор)      Весёлый
  15. Быстро                         Длинный
  16. Молодой                       
  17. Упражнение № 12.
  18.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза, внимания, речи.
  19.             Задание: подробно объяснить в
    чём ошибочность приведённых суждений
  20. У Кати кукол
    больше, чем игрушек
  21. Трехэтажный
    дом ниже одноэтажного
  22. Ручеёк шире
    реки
  23. Самолёт
    движется медленнее машины
  24.  В холодильнике молочных продуктов меньше,
    чем кефира
  25.  Лапа моложе сына, но старше дедушки
  26.  Черепаха ползает быстрее змеи
  27.  Тигр слабее кошки
  28. Петя собрал
    поганок больше, чем грибов
  29. У зайца ушей
    больше, чем у медведя
  30. Стол
    квадратнее окна
  31. Стул
    деревяннее тумбочки
  32. Упражнение №13.
  33.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза.
  34.             Задание: на основании 2-х
    суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

• Все овощи
растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин
с огорода).

• Все дети
растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.

• Все рыбы
не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________.

• Все
конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________

• Всем
цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.

• Всю одежду
надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.

• Все
изделия из стекла хрупкие.  Наташа
уронила сумку с вазой на пол. Значит        
___________.

Игра
«Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное,
птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков
загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью
охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал
слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова
круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да».
Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит,
что это цыпленок.

  • «Подбери
    слово»
  •             Цель: развитие операций  мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  1.  «Подбери слово» -2.
  2.              Цель:
    развитие операций анализа.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

  • Выполняя упражнения на развитие логического мышления,
    ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и
    способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
  • 1. Запиши обобщающее слово:
  •  — окунь, карась-…
  • — трава, дерево-…
  • — крот, мышка-…
  • — пчела, жук-…
  • — чашка, тарелка-…
  • — ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

  1. — таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
  2. — тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
  3. — лиса, заяц, медведь, пчела;

— машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

Упражнения взяты  из замечательного альбома Т. Ткаченко

Источник: http://reshetova.blogspot.com/2015/11/blog-post_17.html

Упражнения для развития мышления

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Добрый день, дорогие читатели! Ни для кого не секрет, что чем лучше развито у человека словесно-логическое мышление, тем эффективнее и продуктивнее он учится и работает, познает новое, ориентируется в окружающем мире. Каждый может развивать свое мышление. А какие существуют для этого способы – я расскажу вам в этой статье.

Мышление начинает формироваться с рождения, но у многих это развитие останавливается по разным причинам. Бывает, что достигнув определенного уровня, оно замедляется или вовсе останавливается. Но при желании этот процесс можно ускорить или заново запустить.

Различают такие виды мышления:

  • логическое;
  • творческое;
  • образное;
  • наглядное;
  • абстрактное (словесно-логическое).

Как правило, каждый из нас обладает несколькими его видами, но только одним – лучше всего. Сегодня поговорим о развитии словесно-логического мышления.

Суть словесно-логического (абстрактного) мышления

Любое мышление может быть точным (когда точно понимаем, о чем мы думаем) и абстрактным (обобщенным). Иными словами, человек рассматривает картину не в деталях, а в общих чертах. Он может догадываться, предполагать, обобщать информацию и делать соответствующие выводы.

Главные особенности человека, который мыслит абстрактно:

  • легко оценивает и сравнивает абсолютно разные по характеристикам и назначению явления и предметы;
  • классифицирует и разделяет знания;
  • непрерывно анализирует происходящее;
  • выделяет частные события из целого;
  • извлекает значимое и отсекает маловажные детали и события;
  • классифицирует предметы и явления по определенным признакам;
  • находит точки соприкосновения между общим и частным.

Стоит отметить, что возраст никаким образом не влияет на способность мыслить. Можно тренировать как мышление ребенка, так и взрослого человека. Эффективность таких тренировок также никак не зависит от возраста. Существуют простые и действенные методики тренировок.

Топ 10 упражнений, которые развивают мышление ребенка

  1. Подобрать как можно больше предметов, похожих на придуманное слово. К примеру, можно выбрать те, которые имеют такую же форму. К «земле» подбираем «мяч», «яблоко», «воздушный шар».
  2. Перечислить предметы, которые объединяются каким-либо свойством. Нужно назвать его.

    Примеры: чашка, блюдце, кастрюля – посуда; яблоко, абрикос, груша – фрукты; шапка, рубашка, шорты– одежда.

  3. Из перечня слов необходимо исключить то, которое не подходит ко всем остальным. Яблоко, суп, карандаш, хлеб. (Хлеб)
  4. Придумать связное предложение с произвольными тремя словами. Например, солнце, ананас, покупка.

    У нас сегодня необычная покупка – ананас, похожий на солнце. Видим, что слова по падежам не меняются. Это – лучший вариант ответа. Если будет тяжело, можно склонять слова или уменьшать их количество.

  5. Имеем ряд слов, все из которых кроме одного начинаются или заканчиваются на одну и ту же букву. Необходимо найти это слово.
  6. Придумать как можно больше предметов одного цвета или одинаковой формы. Видоизмененным заданием будет подбор предметов, имеющих похожий вкус, запах и т.п.
  7. Угадать загаданное слово по признакам. Холодный, пушистый, зимний. (Снег)
  8. Взять отрывок из любого рассказа. Придумать к нему начало и логическое завершение в деталях.
  9. Несколько простых словосочетаний: «холодный ветер», «вкусный ужин», «деловое пальто», «огромные проценты» прочитать сначала в правильном, а потом в обратном порядке.
  10. Найти как можно больше отличий межу самолетом и кораблем, яблоком и картошкой и т.п.

Занимаясь с ребенком, помните, что формирование мышления начинается в раннем возрасте.

Возьмите за привычку регулярно задавать малышу какие-то из приведенных выше задачек. Совсем скоро вы сможете заметить, что какие-то упражнения вызывают у малыша восторг. Преподнесите все это в игровой форме. Для ребенка это будет и увлекательно, и полезно одновременно.

Топ 10 упражнений, которые развивают мышление взрослого человека

  1. Разгадывайте кроссворды и шарады.
  2. Произносите слова и целые предложения в обратном порядке.
  3. Из выбранного отрывка текста придумайте кусочек, по смыслу противоположно отличающийся от исходного.
  4. К выбранным словам придумайте как можно больше характеристик.

  5. Командное упражнение: член одной команды осуществляет какое-то действие, а другая команда ищет его причину. К примеру, кто-то выпил воду, разгадкой этого действия будет «возникновение жажды».
  6. Развивайте левую руку, если вы правша, а правую – если левша.

    Можно начать с самого простого – держание ложки или вилки.

  7. Командное упражнение. Члены одной команды произвольными словами описывают какой-то детский стих или мультик, который всем знаком. При этом имена людей и клички животных нужно пропускать.

    Противоположная команда должна догадаться, о каком стихе или песне идет речь.

  8. По перечисленным свойствам, цвету, форме, запаху, сфере использования, нужно догадаться, о каком предмете идет речь.
  9. Без слов нужно показать предмет, а участники игры должны догадаться, о чем идет речь.
  10. Нужно придумать первое слово – начало ассоциативного ряда, а после этого подобрать к нему как можно больше ассоциаций. К примеру, белый – снег – зима – холод – Рождество и т.д.

Эти упражнения имеют разный уровень сложности. Если вы чувствуете, что задание вам не под силу, начните с более легкого.

Чем чаще и усерднее вы будете заниматься, тем более развитым будет ваше мышление. К тому же многие из перечисленных выше командных развлечений могут стать хорошим вариантом досуга с друзьями и близкими.

Периодические тренировки внимания и ассоциативного мышления наилучшим образом сказываются на развитии фантазии и воображения, а также дают возможность улучшить память, творческую деятельность в любой сфере и в целом значительно повысить качество жизни.

Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением

Как правило, эти люди имеют способности к таким наукам, как математика, физика, астрономия. Им легко учиться в школах и ВУЗах. Они могут:

  • легко запоминать большие объемы информации;
  • абстрагироваться и моделировать нестандартные ситуации;
  • даже в запутанных ситуациях принимать нестандартные решения;
  • быстро адаптироваться в незнакомых условиях.

Словесно-логическое мышление позволяет людям, у которых оно развито, строить ассоциативные ряды, связанные с услышанными определениями.

Главные положительные особенности такого мышления – это неограниченность в пространстве и времени. Т.е. этот вид обобщенного мышления наделяет человека безграничными возможностями.

При правильном подходе и регулярных тренировках можно добиться поставленных перед собой задач и оптимальной результативности практически в любой сфере:

  • наука;
  • творчество;
  • интеллектуальные виды спорта;
  • карьера;
  • обучение и т.д.

Рекомендация для всех

И для детей и для взрослы, будет очень полезно тренировать своё мышление в игровой форме. Благо, в современном мире есть интернет. Я вам настоятельно рекомендую, присмотреться к программам викиум.

Там представлено множество упражнений в игровой форме, с описанием к каждому упражнению. Т.е. вы можете выбрать упражнения именно на тот тип мышления, который нужно «подкачать».

Вся статистика записывается в личный кабинет и с течением времени вы сможете легко отследить свой прогресс.

Заключение

Рекомендую, также прочитать статью с рекомендациями о том, как найти вещь которую забыл куда положил. Ведь согласитесь, что у вас были такие ситации, когда ну никак не удается вспомнить, где же лежат ключи и т.п.?

Кстати, тренируя постоянно свой мозг, вы будете намного реже забывать вещи или какие то важные события.

Источник: https://biznespor.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-myshleniya.html

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

Упражнение № 1.

            Цель: развитие словесно-логического мышления

            Ход:  к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________ .   Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________  .  Грабли______________ .  Нож_________________.

Лифт__________   .   Холодильник________.  Гвоздь________________.

Миксер_________ .   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________ .  Мясорубка___________.  Весло_________________.

  • Упражнение № 2.
  •             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

  1.             Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка
  2.             Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка
  3.             Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
  4.             Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

  • Упражнение № 3.
  •             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  1. Упражнение №4  «Подбери слово»
  2.              Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

  • Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять
  • Упражнение №  6.
  •             Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать  обобщающее понятие.

  1. Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта   Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа       Жасмин, шиповник, сирень      
  2. Дождь, ветер, иней
  3. Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
  4. Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
  5. Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?

  • Что бывает высоким (низким)?
  • Что бывает зелёным (красным, синим)?
  • Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
  • Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
  • Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
  • Что бывает тяжёлым (лёгким)?
  • Что бывает глубоким (мелким)?
  • Что бывает колючим (острым, хрупким)?
  • Упражнение №8.
  •             Цель: развитие воображения, мышления.
  •             Задание: рассказать, во что превратится
  •  Стул  без спинки______________
  •  Чашки без ручки ______________
  •  Мороженое без холодильника ____
  •  Всадник без лошади ____________
  •  Дерево без веток ______________
  •  Стол без ножек________________
  •  Ливан без спинки _____________
  •  Самолёт без крыльев___________
  •  Книга без страниц _____________
  •  Подушка без перьев ___________
  •  Спички без серы ______________
  •  Снеговик без холода___________
  •  Телевизор без электричества____
  •  Карандаш без грифеля _________
  •  Кофта без рукавов_____________
  •  Кепка без козырька ___________
  •  Окно без стекол_______________
  • Сад без деревьев ______________
  • Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
  •             Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

            Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

  1. Упражнение  №10 «Закончи предложение»
  2.             Цель: развитие мышления.
  3.             Ход упражнения:    
  4.             Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

            Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

  •             Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
  • Помнить                       Храбрость                     
  • Тупой (нож)                 Высокий 
  • Знаменитый                 Мелкий
  • Подниматься               Молчать
  • Встречать                    Открывать
  • Ругаться                       Широкий
  • Мягкий                        Легко
  • Темно                          Грязно
  • Толстый                       Гладкий
  • Полный (стакан)         Добрый
  • Искать                           Ругать
  • Старый (диван)          Шершавый
  • Грубый (разговор)      Весёлый
  • Быстро                         Длинный
  • Молодой                       
  • Упражнение № 12.
  •             Цель: развитие операции анализа,  синтеза, внимания, речи.
  •             Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений
  • У Кати кукол больше, чем игрушек
  • Трехэтажный дом ниже одноэтажного
  • Ручеёк шире реки
  • Самолёт движется медленнее машины
  •  В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
  •  Лапа моложе сына, но старше дедушки
  •  Черепаха ползает быстрее змеи
  •  Тигр слабее кошки
  • Петя собрал поганок больше, чем грибов
  • У зайца ушей больше, чем у медведя
  • Стол квадратнее окна
  • Стул деревяннее тумбочки
  • Упражнение №13.
  •             Цель: развитие операции анализа,  синтеза.
  •             Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________. Все конфеты сладкие.

Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие.  Наташа уронила сумку с вазой на пол.

Значит         ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

  1. «Подбери слово»
  2.             Цель: развитие операций  мышления.
  3.             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  •  «Подбери слово» -2.
  •              Цель: развитие операций анализа.
  •             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

  1. Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
  2. Запиши обобщающее слово:
  3.  — окунь, карась-…
  4. — трава, дерево-…
  5. — крот, мышка-…
  6. — пчела, жук-…
  7. — чашка, тарелка-…
  8. — ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Источник: https://bakulina-lytmdou14.edumsko.ru/articles/post/836033

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector