Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Несколько раз я замечал, как друзья и знакомые, которые прочли мою книгу и вполне себе представляют, что такое мнемотехника, не могут запомнить простейшие вещи.

Так, например, у одной девушки никак не получалось выучить алфавит арабского языка — она говорила, что мнемотехника не сильно ей помогает.

Когда я спросил, какие образы она использовала, то сразу всё понял — образы были ужасны.

Эта статья построена на примерах — плохих и хороших. На мой взгляд, несколько примеров способны объяснить то, на что потребовались бы страницы абстрактных объяснений.

Итак, давайте начнем с первого примера и сразу разберемся, что такое мнемотехника (кто знает, сразу переходите к «Практике»). Предположим, вы собираетесь запомнить, что столица Норвегии — Осло. Очень часто люди начинают повторять:

  • Норвегия — Осло,
  • Норвегия — Осло,
  • Норвегия — Осло…

И так десятки раз. Данный способ обучения — это антипод мнемотехники, он чрезвычайно неэффективен. Тем не менее, им очень часто пользуются, возможно, надеясь на пассивное запоминание.

Используя приёмы мнемотехники, вы могли бы представить на карте Норвегии осла — то есть взять карту, найти Норвегию и представить там образ гигантского осла. И всё — эта информация занесена в вашу память (подробнее о мнемотехнике: статья на Википедии, статья на Newtonew).

Осло и осёл — стандартная и работающая ассоциация.

Источник: Википедия

Практика использования «хороших» образов

Как говорил Жан-Жак Руссо, «час работы научит больше, чем день объяснения». Поэтому если вы знаете о приёмах мнемотехники, но не используете их в жизни, то, пожалуйста, попробуйте не просто прочесть эту статью, а включить воображение и немного поработать.

Давайте попробуем прямо сейчас применить мнемотехнику. Запомните следующие факты, затрачивая на каждый не более 10-15 секунд:

  • столица Либерии — Монровия;
  • столица Барбадоса — Бриджтаун;
  • teetotal (титоутал) — непьющий (с англ.);
  • to fumble (фамбл) — нащупывать (с англ.);
  • армадилл — другое название броненосца;
  • у планеты Марс есть два спутника: Фобос и Деймос.

Запомнили?

Теперь, чтобы убедиться, что эти факты задержались не только в вашей кратковременной памяти, давайте немного отвлечёмся и попробуем увести ваше внимание на что-то другое. Например, поговорим о том, как будет построена эта статья.

Сперва вы пройдёте небольшую проверку — ответите на вопросы по фактам, которые вы запомнили. Далее я приведу хорошие и плохие примеры того, как можно было эти факты запомнить. И, наконец, в заключение обобщу главные принципы, которые отличают хороший способ запоминания от плохого.

Итак, проверка:

  • Столица Барбадоса?
  • Как перевести слово “teetotal” на русский?
  • Перечислите спутники Марса.
  • Как перевести слово “нащупывать” на английский?
  • Монровия — столица какой страны?
  • Как по-другому называется броненосец?

Сразу хочу сказать, что не так важно, всё ли вы смогли вспомнить. Главное, что теперь вы можете сравнить свой способ запоминания с теми, которые предложу я.

Бриджтаун — столица Барбадоса

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Барбос переходит через мост.

Источник: pexels.com

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Вы используете словесную связку «Барби достала карты, чтобы поиграть в бридж». Слова «Барби достала» кодируют страну Барбадос. Бридж кодирует столицу Бриджтаун. Казалось бы, что эти кодовые слова очень похожи на те, что надо запомнить, и поэтому их легко будет расшифровать.

Отнюдь. На мой взгляд, такой вариант изначально провальный. Может быть, вы сможете вспомнить и страну и столицу через 10 минут, но пройдет день, как вы начнете путаться — Барби достала или взяла? Или может быть она просто начала играть? Или вытащила? Или сперва шло слово достала?

Другая слабая сторона — запоминание Бриджтауна через бридж. Вспомните ли вы, что речь шла о бридже, а не о какой-то другой карточной игре? Может быть, и вспомните, если вы сами играете в бридж и у вас есть множество ассоциаций с этой игрой, иначе же вы рискуете запутаться.

Другой минус этой словесной связки — используются три слова (а не два). Всегда лучше ограничиваться минимумом. Количество слов в мнемонических связках обратно пропорционально вероятности вспоминания.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Вы представляете, как Барбос переходит через мост (Bridge). Ещё лучше визуализировать это прямо на карте.

Сразу скажу, что пример будет хорошим только при выполнении ряда условий:

  • Вы знаете, что существует такая страна, как Барбадос, поэтому легко вспомните ее через ассоциацию с барбосом.
  • Вы знаете, что Барбос — это скорее кличка дворовой собаки, а не просто любая собака, и в качестве образа вы используете какой-то конкретный пример: собаку, которая живёт (жила) в вашем дворе.
  • Вы знаете, что Bridge переводится как «мост» с английского.

Кроме того, обратите внимание, что вы не только запоминаете фразу «барбос на мосту», но вы ещё и визуализируете это, то есть задействуете и словесно-логическую, и образную память. Значит, кодируете информацию сразу в нескольких системах.

Teetotal — непьющий

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Источник: Википедия

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Вы применяете фразу «Ты тот еще непьющий». Как вы, наверное, уже догадываетесь, через пару дней у вас появится десяток другой вариантов: «Ты еще тот непьющий», «Ты не пьёшь? Да ладно!», «Ты такой трезвенник, ну не смешите меня»… и т. д.

Разумеется, при частом повторении эта фраза запомнится хорошо. И есть ещё один случай, когда такую фразу можно было бы использовать: если вы помните, как кто-то употребил именно её. То есть для вас она что-то значит, и вы её легко вспомните.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Вы разбираете слово на части — tee и total. Первая часть звучит как tea — чай с английского. Вторая часть, total, значит полный, тотальный, всеобщий. Вы используете “tea totally” или «чай тотальный». Чай, только чай, никакого алкоголя. Важно, чтобы вы представили, как в конкретной ситуации вместо алкоголя пьют чай, разливая его в рюмки.

Данный пример будет хорошим, если вы более-менее знаете английский. И тем не менее, есть потенциальный риск, что вы не вспомните слово «тотальный» (ведь оно абстрактное и имеет кучу синонимов), поэтому сразу отметьте для себя, что это слово начинается на ту же букву, что и tea.

Спутники Марса — Фобос и Деймос

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Типичный Деймос в отличном расположении духа.

Источник: Википедия

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Один спутник — для Босса: For boss. Второй спутник — Day Mos… День Москвы.

Даже если вы знаете английский в совершенстве, такие образы сами по себе плохие. Вы, скорее всего, не вспомните — было ли там «для Босса» или «Боссу», и не вспомните, был ли «день Москвы» или «Московский день». Минусы этих ассоциаций в том, что вы используете целых 4 слова, когда можно было бы обойтись двумя. Кроме того, предлоги (for) абстрактны, и их нельзя визуализировать.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Деймос — это дьявол. Представьте его красным злобным кругом с трезубцем. А у Фобоса — фобия. Он боится Деймоса.

При воспоминании ваши мысли будут выглядеть примерно так: один Дьявол — но как же он назывался?.. Хм, помню, что окончания у обоих были одинаковые — попробую сперва вспомнить другой спутник. Он чего-то боялся, то есть у него была фобия — Фобон, нет… Фобос! Точно, а второй Дейвос… Нет, похоже на имя, не то. Может, Деймос? Да, точно Деймос.

Немного коряво вышло, да? Ничего страшного, после нескольких таких воспроизведений названия закрепятся лучше. Обратите также внимание, что Фобос лучше кодировать через фобию, чем через босса.

Потому что, вспомнив босса, вы не будете иметь представления о начале слова: какой-то босс — как его преобразовать в нужное название? А вот фобия сразу наводит на название.

То есть очень важно, чтобы образ начинался на ту же букву, что и запоминаемое слово.

Fumble — нащупывать

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Источник: deviantart.net

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

«Фа был и пробовал нащупать меня» или «Я нащупываю ноту “фа”». Нет визуализации, образы слишком абстрактны (если вы не музыкант).

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Я бы представил, что когда карманник пытается нащупать у своей жертвы в куртке кошелек, громко раздается нота «фа».

Важное условие — в школе у меня были музыкальные предметы, и нас заставляли писать музыкальные диктанты. Так что я знаю, как звучит нота «фа».

Дополнительный плюс такого образа в том, что он будет ярко выделяться на фоне остальных в основном только визуальных образов.

Монровия — столица Либерии

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Свободный нрав Монро как нельзя лучше подходит к Либерии.

Источник: pixabay.com

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Некий Ли берет Мэрлин Монро (на руки, разумеется). Кто такой Ли? Что за Ли? Вы его знаете? К тому же используется три слова — неужели не было варианта с двумя словами?

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Либерия — ассоциируется со свободой (liberty, либерализм). У Монро — свободный нрав, она любила свободу. Можно сразу представить её образ на карте на территории Либерии.

Армадилл — второе название броненосца

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Если вы при слове «армада» представляете примерно это, смело запоминайте слово «армадилл».

Источник: Википедия

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Броненосец как армада.

Если у вас под словом «армада» в первую очередь представляется огромный военный корабль, и вы знаете, что армадой в Испании называют крупные вооруженные силы, чаще всего флот, то этот вариант сработает.

Но было бы лучше, если бы вы всё-таки визуализировали — представили множество кораблей, все внешне напоминают броненосцев. И будьте аккуратны: как бы потом не перепутать это всё с обычными кораблями.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Армор — в переводе с английского «броня» (armour). На «-дил» заканчивается также «крокодил» — тоже бронированное животное. Такая логическая связь даже быстрее визуальных образов: когда можно запомнить слово за счёт этимологии, всегда используйте эту возможность.

Резюме

Как видите, образы могут быть плохими или хорошими в зависимости от вашего опыта, то есть, теоретически, может найтись человек, опыт которого вывернет всю статью наизнанку: хорошие примеры для него будут как раз таки плохими. Но в хороших примерах запоминания часто используются не просто словесные ассоциации, но и визуальные и аудиальные образы. Если же имеется только словесно-логический образ, то он конкретен — как в примере с армадиллом.

Очень важно использовать конкретные, а не абстрактные образы. Помните Ли, который фигурировал в плохом примере? Так вот, этот же Ли мог бы стать идеальным образом, если бы у вас был знакомый с такой фамилией. Потому что всё конкретное запоминается лучше абстрактного.

Также хочу заметить, что плохие образы и ассоциации — всё-таки намного лучше, чем отсутствие ассоциаций и образов вообще.

Поэтому настоятельно рекомендую пробовать запоминать активно, а не пассивно — заставлять работать воображение, а не надеяться на пассивное запоминание.

Со временем у вас появится чувство хороших образов, а также понимание того, сколько времени нужно им уделить, чтобы они остались в памяти надолго.

31 июля 2015, 20:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также:  Перцептивная сторона общения: характеристика и механизмы

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/lifehack/mnemo-good-bad-ugly

Что такое мнемотехника

Как много в жизни должен запомнить человек! Всё начинается с собственного имени, имен близких родственников и друзей, затем адреса, важные телефоны, ключевые названия, различные факты, тексты… В нашем мозгу хранится огромный объем информации, и со временем запоминать становится всё трудней.

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Мнемотехника неразрывно связана с понятием мнемоники. Это слово появилось ещё в древнегреческом языке. Его можно перевести как искусство запоминания.

Также этим словом обозначают процесс визуализации определенного объекта. Это одна из методик, позволяющая облегчить процесс запоминания. Если некий объект имеет довольно четкие внешние свойства, которые можно представить у себя в голове, то подробное мысленное воспроизведение этого предмета поможет запомнить различную информацию о нем.

Мнемоника появилась очень давно. Раньше люди не могли сохранять огромное количество информации в компьютере или книгах, им приходилось всё держать в своей голове. Жрецы, шаманы и другие люди передавали свои знания, долгое время сохраняя их исключительно в собственной памяти. Средневековые монахи были вынуждены запоминать длинные богослужебные тексты.

Итак, в широком смысле, мнемоника – это любой эффективный метод запоминания информации. Нередко этим словом называют и способ, основанный на запоминании связи между образами. Иногда используется иллюстрированная система кодов, иногда – собственные ассоциации.

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Данное слово можно определить как совокупность особых приемов, которые делают запоминание информации более простым процессом.

Также это увеличивает объем человеческой памяти, потому что создаются ассоциации.

С помощью мнемотехники некие абстрактные объекты заменяются четкими понятиями, которые могут иметь как визуальное выражение, так и быть созданными из звука или кинетических ощущений.

Мнемотехнику можно определить как «внутреннее письмо», при котором человек связывает в мозгу различные образы и информацию.

Можно выделить четыре этапа такого процесса.

  • В первую очередь, человек создает подходящие образы.
  • Затем необходимо связать информацию, которую нужно запомнить, с этими образами.
  • После происходит запоминание последовательности, которая поможет определить, какая именно информация связана с образом.
  • В конце нужно лишь закрепить созданную ассоциацию в памяти.

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Зачем нужна мнемотехника?

Мнемотехника практически всегда используется в том случае, когда нужно запомнить то, что в обычной ситуации выучить практически невозможно. Конечно, метод обычной зубрежки никуда не исчезает, однако информация, запомненная таким образом, сотрется всего через пару дней.

Предположим, что человеку нужно запомнить огромный список телефонных номеров или другие сложные цифровые последовательности. Их можно просто зазубрить, но подобное окажется крайне трудным и мучительным.

Если же воспользоваться мнемотехникой, то удастся не просто запомнить все цифры, но и их последовательность. Опытный мнемонист легко воспроизведет запомненное не только в прямом, но и в обратном порядке.

Конечно, для того, чтобы разобраться в данной методике, потребуется много времени, однако можно узнать об основных приемах.

  • Из первых букв в каждой фразе, которую нужно запомнить, можно составить некие слова и смысловые образы.
  • Делу поможет создание рифмы.
  • Длинные термины легче запомнить путем их ассоциации со схожими простыми словами.
  • Применяется метод Цицерона, связанный с пространственным воображением, и метод Айвазовского, основанный на зрительной памяти.

Существует огромное множество различных приемов мнемотехники, на изучение которых можно потратить большое количество времени. Однако, лучше воспользоваться ими, чем убить часы на зубрежку, а затем всё равно всё забыть.

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

Источник: https://topkin.ru/voprosy/raznoe-voprosy/mnemotehnika-chto-eto-takoe/

Мнемотехника — в 20 раз эффективнее зубрежки

Реально ли запомнить иностранное слово с первого раза на всю жизнь, потратив всего 90 секунд? Да! И вот вам пример.

Мнемотехника: что это такое и почему она крайне эффективна?

В английском языке слово «lake» (произносится «лейк») переводится как «озеро», а по произношению оно похоже на русское «лейка». Представьте как вы пытаетесь лейкой вычерпать озеро день за днем, год за годом и в конце концов упахавшись с погнутой лейкой в руках восклицаете: «Лейкой озеро не вычерпать».

мнемотехника для слова lake(«лейк») – «Лейкой озеро не вычерпать»

Теперь, когда вы услышате слово «lake» или мысленно произнесете его, то вместо того, чтобы пытаться вспомнить то, что оно означает, вы вспомните то, что оно похоже на «лейка». Потом вспомните, как тяжело вычерпать лейкой озеро и таким образом придете к значению слова — озеро. В мнемотехнике это называется созданием ассоциаций.

Стоит ли использовать мнемотехнику?

В конце концов, не столь сложно использовать мнемотехнику, составлять и запоминать ассоциации, сколько сложно запоминать иностранные слова «по честному», без мнемотехники.Мнемотехника использует в наших интересах то, что мы знаем о памяти: мы естественно запоминаем истории, особенно яркие и странные.Ваша память является особенно восприимчивой к историям.

Мы передавали хронику событий прошлого от поколения к поколению через истории. Мы преподаем уроки детям историями. И опытные ораторы знают, что истории важны для убедительно изложения свою точку зрения и того, чтобы убедить аудиторию в своей правоте.Мнемотехнические ассоциации остаются в памяти дольше, чем зубрежка.

Чем больше времени, вы тратите на заучивание слова, тем глубже оно проникает в вашу память. Однако, только видеть или произносить слово не достаточно: Ваш мозг будет скучать и начнет думать о других вещах. Истории и входящие в них ассоциации — основа мнемотехники.

Истории  концентрируют Ваши мысли на том, что вы хотите запомнить, при этом лишь тонко намекая на то, что вы хотите, чтобы ваш мозг помнил.Попытайтесь запомнить, что “punish”(произносится «па'ниш») означает «наказывать». Что ваш ум пытается сделать, чтобы связать слово и его перевод? вы можете попытаться повторить слова много раз.

Таком метод в простонародии называется «зубрежкой». Она полезна, когда вы должны на короткое время запомнить номер телефона, чтобы быстро перезвонить, но если вы хотите запомнить что-то надолго, то это очень трудный способ.

  • мнемотехника для этого слова: “punish”(«па'ниш») – Пан нищего наказал.
  • Мнемоника превращает прыжок между двумя этими на вид не связанными словами в маленькие простые шаги:3 Шага мнемотехники:

Мнемотехника — Шаг 1: Запомните слово-ассоциацию

Самая важная особенность слова-ассоциации состоит в том, что оно звучит подобно иностранному слову, которое вы хотите запомнить. Поэтому его легко вспомнить, когда вы слышите или читаете иностранное слово.

Когда вы слышите слово “lake”, вам на ум должна сразу же прийти лейка. Хорошее слово-ассоциация должно сразу вспоминаться, когда вы слышите иностранное слово.

В шаге 1 вы не должны беспокоиться по поводу запоминания значения иностранного слова, концентрируйтесь только на словах-ассоциациях.

Мнемотехника — Шаг 2: Запомните Историю

Как только вы вспомните слово-ассоциацию, это сразу должно напомнить вам о маленькой истории, которую вы составили и в которой присутствует запоминаемое слово и слово-ассоциация.

В нашем примере «лейка» напоминает нам о вычерпывании озера лейкой.

Представьте эту историю максимально ярко и красочно: представьте простор озера, как выглядят его берега, постарайтесь ощутить тяжесть лейки и т.д.

Причина, почему составлять такие истории легко в том, что наш мозг хранит большое количество ассоциаций для каждого слова на родном языке. Вы, бывали на озерах видели их в кино, читали о них в книгах. С лейками вы тоже наверняка имели дело. История использует в своих интересах эти существующие ассоциации и прокладывает через них путь в вашу память.

Мнемотехника — Шаг 3: Запомните Значение

Как только вы вспомните историю, и место, в котором она происходит, история должна напомнить вам о значении иностранного слова. Что лейка делает в истории? С трудом вычерпывает воду.Вот именно! Через 3 шага мнемотехника помогла вам перейти от “lake” до, «озеро”.

Не замедлит ли мнемотехника мою речь?

Отлично, скажете вы, мнемотехника хороша для первоначального запоминания слова, но что относительно того, когда вы пытаетесь говорить на языке? Если бы вы тратили время на вспоминания истории для каждого слова, то вы не были бы в состоянии говорить и воспринимать информацию на иностранном языке достаточно быстро.

К счастью, вы не должны будете использовать мнемонику всегда. Они действуют как временные леса, и они отпадут со временем. Вы не всегда будете проходить все 3 шага с каждым словом. Например, в вашей памяти могла бы прокрутиться связь:

  1. Слово-асооциация -> История -> Значение
  2. Но, в конечном счете это будет:
  3. Слово-асооциация -> Значение
  4. и наконец, вы будете в состоянии непосредственно вспомнить значение:
  5. -> Значение

Я должен использовать мнемотехнику для всех слов?

Вы можете подумать, что, я, возможно, только что выбрал лучший пример применения мнемотехники и задаться вопросом: На какое количество слов это будет работать? Это — все еще нерешенный вопрос. Однако, я могу дать вам некоторые рекомендации.

Пользуясь мнемотехникой для изучения английского языка я встречал совсем немного слов  (2 или 3 на сотню), у которых нет хороших ассоциаций. Самвел Гарибян – мастер мнемотехники и рекордсмен Гинеса по запоминанию иностранных слов, написал книгу, в которой содержатся ассоциации для двух тысяч английских слов.

Этого достаточно для построения «лексического скелета», который позволит вам понимать процентов 90 услышанного или прочитанного.

А когда с помощью мнемотехники вы сформируете необходимый словарный запас, чтобы при чтении книг не слишком часто обращаться к словарю, вы можете расширять словарный запас, читая тексты на иностранном языке (подробнее про изучение языка через чтение в статье «5 суперметодик для быстрого изучения английского»).

Ассоциацию не всегда легко придумать. Иногда вам нужно творчески подойти к делу. К счастью, русский язык велик и могуч и нужное слово всегда найдется.

Что, кроме мнемотехники нужно для изучения слов?

Важно учиться общаться на иностранном языке, формируя собственные предложения. Однако, в начальных стадиях изучения языка, понимание речи на слух и чтение играют большую роль, чем разговор и письмо. И здесь мнемотехника вам поможет.

В конечном счете, после долгой практики, вы будете помнить значения слов, не используя мнемотехнических «строительных лесов».

И в тот момент, когда слово станет легко вспоминаемым, вы будете готовыми использовать его в формировании ваших собственных предложений.

Мнемотехника действительно работает?

Ну, попробуйте вспомнить значение слова “lake”? Если вам удалось, то мнемосхема сделала свою работу.

Вместо того, чтобы сидеть и повторять слово десятки раз, вы выучили его за один раз, и для этого потребовалось только прочитать мнемотехнический пример.

Что еще более важно, вы запомнили это слово глубже и крепче, чем если бы зубрили его и не использовали мнемотехнику, а это значит, что вы сможете вспомнить перевод даже спустя некоторое время.

+1 эффективный метод

Итак, вы узнали о мнемотехнике, методе, который позволит вам тратить значительно меньше усилий на запоминание иностранных слов. Суть мнемотехники в создании ассоциаций и историй.

Читайте также:  Ограниченность восприятия человека: как смотреть на мир шире?

Мнемотехника так эффективно потому, что ассоциации это естественный для нашего мозга механизм запоминания информации. Этим мнемотехника противоположна зубрежке, зубрежка это, по сути, насилие над мозгом.

Мнемотехника особенно эффективна на ранних стадиях изучения языка. Читайте так же о других эффективных методах изучения иностранного языка.

Источник: http://pcards.hreminder.com/supermetodiki/mnemotekhnika.html

Консультация по развитию речи на тему: Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям? | Социальная сеть работников образования

 Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям? МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя.

После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет.

Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Ни для кого не секрет, что у некоторых детей существуют проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Есть дети, у которых нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

  • Мнемотехника помогает развивать:  ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение
  • Мнемотехника для дошкольников — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
  •  Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

     Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи дошкольников. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

  1. Решить такие задачи как:
  2. 1. Развитие связной речи;
  3. 2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  4. 3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, Т.В.Большевой и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, схемы – модели Л.Е.Белоусовой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. Уже в  течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

    Работа с мнемотаблицей:

  1. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование информации, то есть преображение из символов в образы.
  3. Воспроизведение таблицы по памяти или, другими словами, пересказ с опорой на символы (образы), то есть отработка метода запоминания.

     Работая с мнемотаблицами и схемами – моделями, достигли следующих результатов:

  • Дети хорошо пересказывают знакомые сказки.
  • Дети научились свободно, не стесняясь,  высказываться в специально организованной деятельности и в свободной деятельности детей.
  • У детей расширился круг знаний об окружающем мире.
  • Стал богаче словарный запас.

Я думаю, что наши дети не будут испытывать трудности при обучении в школе, так как связная речь является важным показателем умственной способности ребенка и готовности его к школьному обучению.

Босенко А.А., воспитатель I категории

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/02/22/chto-takoe-mnemotehnika-i-zachem-ona-nuzhna-detyam

Мнемоника и мнемотехника: как увеличить объем памяти с помощью образов

Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.

К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это — учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.

Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того — мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.

Возможности мнемотехник

Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.

Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно — химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).

Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками.

Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники — это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания.

Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.

Самые распространенные техники

Рифмизация

Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений.

Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная.

Она называется рифмизацией.

«Желто-голубой автобус»

Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники — так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.

Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную — «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.

Очень яркий «желто-голубой автобус»

Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться — это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками.

Технику можно соотнести с предыдущей — когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством.

Для сложной информации можно использовать ряд образов.

Почему мнемотехники работают?

Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?

Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, как работает память. Человеку сложно работать с абстрактной информацией.

У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями.

Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.

Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному — осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.

Маленькие секреты мнемотехник

В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.

Мнемофразы — еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.

Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.

В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».

С чего начать?

В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.

Читайте также:  Почему подсознание не выполняет мои желания: основные ошибки при работе с ним

В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.

Источник: https://studlance.ru/blog/kak-uvelichit-obem-pamyati-s-pomoshhyu-obrazov

Мнемотехника | Психология, если вкратце

Мнемотехника, или на латыни memoria technica, способ, который помогает человеческой памяти воспроизвести относительно несвязный набор каких-то идей, мыслей, фактов и т.п. с помощью приёма построения ассоциативных связей между явлениями.

Расцвет метода приходится на времена небезызвестных Аристотеля и Платона.

Древние греки и римляне, вероятно, первыми придумали использовать метод дворца памяти, когда каждая комната, стена, окно, статуя, мебель и тп.

были связаны с определёнными именами, событиями, идеями согласно их символическому значению. Чтобы вспомнить, человеку нужно было мысленно пройтись по дворцу, пока не будет найден нужный факт.

С помощью системы дворца памяти можно было запоминать исторические даты.

К примеру, деление города на определённое количество районов, где каждый район — содержит десять домов, в каждом доме десять комнат, каждая комната содержит 100 квадратов ячеек, часть на полу, часть на четырёх стенах, часть на потолке.

Поэтому, если бы нам понадобилось запомнить дату открытия книгопечатания (1436), воображаемая книга или печатный станок, относящийся к теме, были бы помещены в 36 квадрат четвёртой (4) комнаты первого (1) дома в историческом районе города.

Разумеется, подобный метод требует проработки визуальной составляющей воображаемого дворца/города, поэтому позже появляются более упрощённые методы.

Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  • Рифмизация
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Метод Цицерона на основе пространственного воображения
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  • Методы запоминания цифр: а) закономерности; б) знакомые числа
  • Вот некоторые примеры, которые нам понравились своей гениальностью.
  • Образование смысловых фраз:
  • Запомнить названия и порядок планет Солнечной системы, начиная от Солнца.
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт
  • Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты
  • Рифмизация:
  • 3,14«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
    Надо чаще повторять
    Три, четырнадцать, пятнадцать
    Девять, двадцать шесть и пять»
  • Запоминание иностранных слов:
  • OPSHACOM — Используется для запоминания порядка расположения нескольких прилагательных перед существительным.
  • OP (OPinion) — общее (абстрактное) мнение о предмете: lovely (милый), excellent (великолепный)
  • SH (SHape) — геометрическое описание предмета: big (большой), round (круглый)
  • A (Age) — указание на возраст: young (молодой), ancient (древний)
  • C (Colour) — цвет предмета: yellow (желтый), blue (синий)
  • O (Origin) — происхождение предмета: British (британский), Chinese (китайский)
  • M (Material) — материал, из которого предмет изготовлен: steel (стальной), liquid (жидкий)

Пример: Nice big new black Italian leather jacket (букв. «Отличная большая новая чёрная итальянская кожаная куртка»).

Яркие ассоциации:

  1. Например, необходимо запомнить необычное имя. Если вы встречаете кого-то из Бразилии по имени Лаура, представьте её в лавровом венке на голове, плавающей в реке Амазонке
  2. Пространственное воображение:
  3. Допустим, необходимо запомнить бессвязный набор слов: метро, подушка, медвежонок, кошелёк, кристалл.

Вот как можно запомнить с помощью метода мест: “Я представляю себе, как выхожу из метро со станции “Гостиный двор” на Невский и иду налево, в сторону Казанского.

Вижу, что у главного входа в Гостиный выступают бродячие артисты: на подушке танцует медвежонок, вокруг бегает цыганский мальчик с кошельком в руках, собирая деньги со зрителей.

Рядом сидит цыганка, задумчиво глядящая в магический кристалл и предлагающая погадать”.

Метод Айвазовского:

Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути на работу, дома, в транспорте и т. д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 3—5 с. постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект.

Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по тому изображению, которое вы представили. Опять откройте глаза на 1 с.

Дополните образ — и так несколько раз.

Методы запоминания цифр:

Источник: https://www.psyworld.pro/2017/10/21/mnemotekhnika/

Мнемотехники: главная методика эффективного запоминания

Cтaниcлав Алeкceeвич Мaтвeeв, эксперт в области развития пaмяти и зaпоминания, бизнес-тpенeр.

В чем секрет эффективности мнемонических методик запоминания информации? Речь идет о процессе, без которого мнемотехники и не существовало бы. На нем строятся все современные техники запоминания.

Возможно, узнав, что это за процесс, вы скажете: «Да это я и так знал(а)! Тоже мне новость!» Но, к сожалению, многие об этом забывают или вообще не знают. Между тем, одна только осведомленность об этом процессе способна ускорить и облегчить запоминание, даже если вам не известен ни один мнемонический прием.

Итак, главный секрет мнемотехники — преобразование информации в образы. Образ — единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций.

Усваиваемую информацию надо всегда преобразовывать в образы. Это касается любой информации — будь то даты, формулы, текст, стихотворение, таблица, иностранные слова, имена людей и т.д. Полученные с использованием этого приема показатели значительно превзойдут результаты простого зазубривания. Сведения быстро запомнятся и надолго останутся в вашей памяти.

1. Как выбрать качественный образ для мнемотехники

Образы, с помощью которых происходит запоминание информации, могут быть разного «качества». Один и тот же предмет мы можем представить себе либо в деталях и красках, либо в общих чертах и в черно-белом цвете. Не все образы одинаково полезны для запоминания. «Правильными» мы называем образы:

  1. Цветные. Старайтесь, чтобы цвет образа соответствовал окраске соответствующего предмета. Скажем, представляя радугу, не забудьте о формирующих ее разноцветных полосах.
  2. Крупные. Вне зависимости от реального размера самого предмета образы не должны быть мелкими. Если герои вашей картинки — слон и хомячок, вообразите, что последний нисколько не меньше, а, возможно, даже больше слона!
  3. Детальные. Представляйте образы в мельчайших нюансах. Например, постарайтесь мысленно увидеть мордочку кошки во всех деталях — с усами, носиком, ушками и пр. Особенно это полезно тогда, когда вы впервые используете мнемонические приемы для запоминания паролей.
  4. Яркие. Яркие и блестящие предметы всегда более привлекательны, чем тусклые. Стремитесь к яркости при создании образов!
  5. Объемные. Объемные образы лучше усваиваются и легче вспоминаются.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Планирование и распределение рабочего времени руководителя

Мысленно мы можем сделать практически все, на что способны современные программы для трехмерного моделирования. Мысленно можно покрутить, приблизить, разломать или согнуть любой предмет. Наш мозг — фантастический графический редактор, возможности которого практически безграничны.

2. Картинки и требования к ним

Объединив несколько образов в какой-либо необычный сюжет, мы получаем так называемые «картинки». Чтобы они принесли больше пользы при запоминании, они должны быть:

  1. Необычными. Старайтесь изобретать как можно более интересные и необычные связи — такие запоминаются лучше. Например, вместо «лист бумаги лежит на столе» советуем картинку: «Желтый лист бумаги насквозь прорезает деревянный стол на трех ножках». Этот прием работает в большинстве случаев.
  2. Динамичными. Движущиеся образы запоминаются лучше, нежели статичные. Объекты в движении привлекают больше внимания. Попробуйте запомнить: «Гвоздь с молотком лежат на слоне» и «Гвоздь забивается молотком в стог сена». В каком случае запоминание окажется более легким делом?
  3. Эмоциональными. Во-первых, это куда интереснее, а во-вторых — действительно помогает запоминать связи.
  4. С четкими связями. Связь между образом и местом его размещения должна быть очень четкой. Чтобы добиться этого, отчетливо представляйте контуры ваших образов на фоне окружающей обстановки. Например, если мы представляем себе большой банан, лежащий перед дверью продуктового магазина, необходимо мысленно увидеть контуры этого плода.

3. Абстрактные слова

Такие абстрактные существительные, как «любовь», «боль», «богатство», не имеют конкретных зримых образов, и поэтому их довольно тяжело привязать к образам. Образы к абстрактным словам подбираются с помощью ассоциаций. Используйте для этого свое воображение.

Возможно, любовь — это сердце или Амур, а богатство — мешок с деньгами или гора золота. Это самые распространенные ассоциации, но совсем не обязательно, что именно их вам подскажет фантазия. Ассоциации могут строиться на принципе сходного звучания (любовь — морковь), личном опыте (любовь — образ возлюбленного). Возможно, для вас слово «боль» не синяк или ушиб, а слезы на глазах или шприц.

Вот несколько ассоциаций, которые можно считать устоявшимися:

  • Удача — подкова.
  • Здоровье — красный крест.
  • Карьера — лестница.
  • Чистота — швабра.
  • Болезнь — градусник.

Подумайте и решите, подходят ли вам эти образы.

Термины

Время от времени приходится иметь дело с материалом, в котором встречаются слова с неизвестным вам смыслом. Как правило, это термины. Не беда, если терминов окажется не более семи. А если их будет больше десятка? В таком случае мы не сможем удерживать в памяти новые слова и суть текста ускользнет от нас.

Сложность запоминания терминов в том, что нужно запомнить не только само слово, но и его значение. Поэтому для запоминания терминов есть своя методика — создавать образы не только для них самих, но и для их дефиниций. В основе данного метода — все та же техника запоминания абстрактных слов с помощью образов. В конечном итоге все образы связываются в общую картинку.

Например:

  • «Консенсус» (договоренность, согласие между сторонами). Картинка: конь с тележкой, а в ней копна сена и сидят двое мужчин, которые пожимают друг другу руки. На копне сидит суслик.
  • «Аккреция» (падение рассеянного вещества из окружающего пространства на поверхность космического тела). Картинка: на поверхность Солнца падают лепестки акации и кусочки кремниевых пластин.
  • «Аутопсия» (посмертное вскрытие и исследование тела). Картинка: в автомобиле пытается вскрыть замки психически больной человек с якорем в руках (то, что это вскрытие тела, а не машины, вы и так запомните).

Эти примеры, в которых используются понятные каждому образы, наглядно показывают, как происходит запоминание терминов.

Помните, что предложенные выше ассоциации могут для кого-то оказаться малоэффективными. Образы, подобранные самостоятельно, работают значительно лучше.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Какие бывают тесты и чем они могут вам помочь

Целесообразно также использовать те образы, которые сразу приходят в голову. Создать несколько образов с тем, чтобы из них выбрать самый подходящий, — ошибочная тактика.

Данный навык приходит с практикой, так почему бы не начать практиковаться прямо сейчас?

Полностью методики развития памяти и улучшения навыков запоминания вы можете изучить в практическом курсе «Развитие памяти»: отдельно или по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/tehniki-zapominanija-mnemotehniki-obraz-pamjat-metodika-uprazhnenija/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector