Метод шести шляп: приемы по организации мышления

Содержание

  • Суть метода шести шляп
  • Шесть думающих шляп
  • Кем и когда применяется
  • Плюсы и минусы метода
  • Правила метода шести шляп мышления

Метод шести шляп: приемы по организации мышленияМетод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике.

При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике.

При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:

  1. Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит ни к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Метод шести шляп: приемы по организации мышленияШесть думающих шляп

  1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
  2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.

    Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

  3. Желтая шляпа позитивная.

    Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

  4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

  5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

  6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е.

    формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Метод шести шляп: приемы по организации мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают.

А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике.

Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод  де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его намного острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на  баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать намного сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом.

Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун.

Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Метод шести шляп: приемы по организации мышленияПравила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган.

Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью — «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е.

в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь.

Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше).

Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека.

Например, пусть черную наденет оптимист, желтую тот, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д.

Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

Метод шести шляп: приемы по организации мышления

Викиум

Источник: https://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html

Статья "Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления"

Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.

В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

  • Цель метода
  • Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
  • Суть метода

Метод шести шляп: приемы по организации мышления

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Достоинства метода

Метод шести шляп: приемы по организации мышления

  1. Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
  2. Позволяет отстранить свое эго от мышления.
  3. Недостатки метода
  4. Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
  5. Большая психологическая нагрузка.
  6. Ожидаемый результат
  7. Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
  8. Дополнительная информация:

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

  • Использование приёмы «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»
  • Виктора Драгунского: «Тайное становится явным»:
  • Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

— …Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял?.. Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

  1. Я сказал:
  2. — Видеть не могу манную кашу!
  3. Но мама закричала:

— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

— Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно.

Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен.

С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. Метод шести шляп: приемы по организации мышления

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. Метод шести шляп: приемы по организации мышления

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:

— Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!

  • Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
  • — Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
  • И они все трое вышли в коридор.
  • А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

  1. Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
  2. — Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
  3. — Да.
  4. Зачитываются слова:
  5. Мы, бывает, чуть не плачем.
  6. Чтобы чувства не задеть,
  7. Нужно шляпы нам надеть.
  8. С шляпы спросу никакого.
  9. Но проблемы суть глаголя,
  10. Каждый выскажет свое,
  11. Не обидев никого.
  12. А венцом такой беседы
  13. Станет виденье проблемы,
  14. Всех этапов обсужденье
  15. И задачи всей решенье.

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло?-сообщите факты

  • (выдержки из текста)
  • Тайное всегда становится явным“
  • Видеть не могу манную кашу!”
  • Ты должен съесть все до конца!”
  • А я остался с кашей наедине”
  • Вы выливаете разную гадость за окно!”
  • Ты это запомнил на всю жизнь?”
  • «Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Драгунского?
  • Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!
  • «Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Дениске.

Если бы ты съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и ты пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

«Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Применение приёма « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других.

Источник: https://infourok.ru/statya-priem-shlyap-kak-sposob-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-551774.html

Учебно-методический материал по литературе на тему: Методический прием "шесть шляп мышления" | Социальная сеть работников образования

   Технология проблемного обучения «Шесть шляп мышления»

   Стремительные изменения в современном обществе требуют новых подходов в достижении нового качества образования в школе.

Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые  способны сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

На мой взгляд, решить проблему повышения качества знаний обучающихся очень сложно, но один из  путей — это повышение мотивации к обучению.

Мотивационным процессом можно и нужно управлять, ведь отсутствие мотивации к учебе —  это основная причина неудач.  

      Овладение учащимися УУД  создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Ученик будет сам добывать необходимую ему информацию, а не получать её в готовом виде, я же из учителя превращаюсь в организатора и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений.

Наилучшим средством научить учащихся мыслить,  на мой взгляд, являются «проблемные задачи». Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения.

  Самым важным отличием «проблемной задачи» является формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении.

« В психологических концепциях мотивации преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в рамках которого особое значение придается феноменам, которые связаны с сознанием и знаниями человека.

Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь , способствует «возбуждению интереса», формирует эмоциональный отклик на ситуацию.

Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении».

 Э.де Боно предлагает поразмыслить шестью различными способами.

(Эдвард де Боно, крупнейший специалист в области творческого и концептуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.)

 Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления.   Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

  • Белая шляпа –  беспристрастные факты, информация.
  •  Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры  без каких-либо эмоций и субъективных оценок.
  • Желтая шляпа-это  положительное, позитивное мышление.
  • Учащиеся данной группы  выделяют  только  позитивные стороны для  аргументирования.
  • Черная шляпа – минусы.
  • Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.
  • Красная шляпа — эмоции.
  • Надевая красную шляпу, учащиеся  группы называют эмоции, возникшие в связи с  исследуемым предметом, указывают,  с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
  • Зеленая шляпа-это   творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.

Надевая зелёную шляпу,  учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.

Синяя шляпа  связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

 Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.

        Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

Технология «Шесть шляп мышления»:

  • позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;
  • дает возможность ученику  осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;
  • реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);
  • является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит  творческий характер;
  1. Технология  «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:
  2. -компетентности «готовность к разрешению проблем»- ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;
  3. -компетентности « готовность к самообразованию»- ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное  домашнее задание по шляпам);

-технологической компетентности- успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения  инструкции (например, в  «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов, никаких эмоций; надевая белую шляпу, ребёнок называет только данные, не говоря о положительной или отрицательной стороне поступка героя и т.п.);

  • -компетентности «готовность к использованию информационных ресурсов»:
  • формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;
  • -компетентности «готовность к социальному взаимодействию»-школьники взаимодействуют друг с другом в группе;
  • -коммуникативную компетентность,
  • ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.

Данную технологию на уроках русского языка и литературы применяю с 2009 года. Использование технологии «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу  личностно ориентированной.

Личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду,  в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.

Применение технологии « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других. Режим  «Шести шляп» является технологичным и может быть адаптирован к конкретному учителю, классу, другому школьному предмету.

Средства отслеживания результатов:

  • сравнительный     мониторинг     сформированности     ключевых компетентностей  и УУД- два раза в год (на входе и на выходе);
  • промежуточный    контроль    знаний,    умений    и    навыков    по предметам;
  • текущая аттестация;
  • реализация социальных проектов;
  • участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

Результаты:

  • повысилось  качество знаний учащихся по русскому языку и литературе;
  • увеличилась общественная  активность школьников (разработка и

реализация социальных проектов) ;

  • повысился интерес учащихся к исследовательской деятельности в   области литературы и русского языка;
  • повысился интерес к предмету (увеличилось количество участников  

         олимпиад, конкурсов различных уровней);        

  • хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать

       с различной литературой.

Количество  победителей олимпиад и творческих конкурсов,                                            подготовленных педагогом.

2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
4 20 8 16

  Как «работает» технология « Шесть шляп мышления», покажем на примере уроков литературы в 5 и 9 классах.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/05/metodicheskiy-priem-shest-shlyap-myshleniya

Использование методики «Шесть шляп мышления»

технология 6 шляп PPT / 960.55 Кб

Использование методики «Шесть шляп мышления»

Технологии развития критического мышления на уроках истории.

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.  Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи

Легенда возникновения методики «Шесть шляп мышления»

Ее автор – Эдвард де Боно, известный своей концепцией латерального мышления, родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки.

Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма.

Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно решил разделить все эти процессы на шесть типов.

По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей.

Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным.

Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.

Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями.

Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.

В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Эдвард Де Боно решил разделить все процессы на шесть типов.

По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей.

Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным.

Методика «Шесть шляп мышления» позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д.

Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

  Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении.

Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.

Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями.

Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

 Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.

 Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

 Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные сто­роны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

 Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

 Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, впи­сывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действую­щих во Вселенной…

 Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Преимущества

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

  • Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
  • Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
  • Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
  • Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
  • Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
  • Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Некоторые исследования дают основания считать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс различается. Если это так, то какая-то система наподобие шести шляп просто необходима, так как не может быть одного «биохимического рецепта» для оптимального мышления.

Использование данного метода уроке истории развивает у обучающихся способность структурировать информацию. В основе его метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов.

Метод признаёт значимость всех компонентов — эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Урок «Воцарение династии Романовых». 7 класс.

  1. Цель урока: проанализировать ход Земского собора 1613 года и его итоги.
  2. Познавательная задача: охарактеризовать события осени 1612 – лета 1613 года, ход Земского собора 1613 года, сформировать представление о переломном моменте в истории России — Смуте начала XVII века, в ходе которой произошла смена царской династии на престоле.
  3. Развивающая задача: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, учиться рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций; развивать коммуникативные навыки работы в группах.
  4. Воспитательная задача: формирование политической культуры учащихся на основе личностного осмысления, политического и нравственного опыта людей в прошлом, конкретизировать идею о роли личности в истории на примере Смутного времени.
  5. Практическая задача: формирование навыков критического мышления как творческого, аналитического, последовательного и структурированного мышления, формирование навыков самообразования.
  6. Форма урока: Форма урока: проблемный урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления (ТРКМ).
  7. Главная цель педагогической технологии развития критического мышления («критика» – оценка, разбор, обсуждение) – развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.
  8. Использование ТРКМ на уроке истории позволяет рассматривать проблемы с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями, строить логические выводы, прогнозы, формирует коммуникативную культуру, навыки самостоятельной работы с информацией, развивает способности к самооценке, умению планировать свою образовательную деятельность.

Конечно, я учитывала возрастные особенности учащихся. На уроке использовался метод, который применяется в современных психологических и педагогических тренингах.

Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем.

Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Для учащихся 7 класса это является важным. Ведь при изучении истории в 7 классе на первый план выступает анализ исторических ситуаций и выявление причинно-следственных связей, проблемный подход к изучению материала.

  • В соответствии с ТРКМ урок состоит из 3 стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
  • На первой стадии решалась задача «вызвать» уже имеющиеся знания, обратиться к личному опыту учащихся, что является серьезным мотивирующим и активизирующим фактором для работы в стадии осмысления нового материала, была названа тема и поставлена цель урока.
  • На стадии «Осмысления», которая является основной частью урока, шла непосредственная работа с информацией.
  • Метод «Шесть шляп мышления» позволили сохранить активность учащихся, структуировать процессы мышления.
  • Таким образом, на этом этапе решались познавательная задача и развивающая задача формирование навыков самостоятельной работы, с источниками информации.

Текст составлен на основе монографии Руслана Григорьевича Скрынникова, ведущего специалиста в истории этого периода. Также использовались основные исторические источники: «Повесть о Земском соборе 1613 года», «Утвержденная грамота об избрании на Московское Государство Михаила Федоровича Романова», исторические работы Василия Осиповича Ключевского, Николая Ивановича Костомарова.

На 3 стадии рефлексия (размышление) происходило осмысление учащимися своей деятельность на уроке.

Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать?

Можно рассказать притчу.

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой).

Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе.

Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу.

А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, уважаемые коллеги!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologiya_6_shlyap_084809.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector