Основные ценности семьи в современном мире

Если спросить любого прохожего на улице, что входит в это понятие, наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Всё это являются фундаментом, на котором строится ячейка общества, залогом ее прочности и долговечности.

В этой статье мы расскажем о том, какие бывают семейные ценности, каких видов и классификаций, что к ним относится, как их воспитать, какое значение они несут и как их сохранить, приведем исчерпывающие примеры и поделимся некоторыми советами.

Основные ценности семьи в современном мире

Можно открыть Википедию и прочитать длинное, написанное умными словами определение. Но мы пойдем по более простому пути и попробуем объяснить все своими словами.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности: что к ним относится

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной ячейки общества

Основные ценности семьи в современном мире

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Виды семейных ценностей: что они значат для каждого

Основные ценности семьи в современном мире

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Какие бывают семейные ценности и как их воспитать: несколько полезных примеров

Основные ценности семьи в современном мире

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:

  • Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
  • Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.

В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

Значение семейных ценностей

Основные ценности семьи в современном мире

Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади.

Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников.

Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Основные ценности семьи в современном мире

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа.

Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться.

Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает «Российским Дом Родословия».

В чем уникальность нашей методики?

  • Мы разработали подробную семейную книгу-инструкцию. Составление генеалогического древа стало доступным даже для простого человека, никак не связанного с наукой, нужно только следовать рекомендациям.
  • Мы помогаем нашим клиентам понять, какие бывают архивы, как получить туда доступ, как работать с документами, каким образом писать туда письма.
  • Мы ведем бесплатное консультационное сопровождение наших клиентов – помогаем им в самостоятельном оформлении своей родословной.

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда.

Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Источник: https://xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

Ценность семьи и семейные ценности

«Почему семья перестала быть такой ценностью, как раньше?», — этот вопрос открыл беседу на одном из форумов. И тут же собрал множество ответов вроде:
— Изменилась экономическая формация, определяющая отношения в обществе и в семье…


— Диградация, водка, маральные качества, время, перамида маслоу, и тех прорыв…

(орфография автора сохранена)— И женщины, и мужчины стали другими, и уже не всем нужна семья, ценности другие, и сама жизнь стала жесткая, и семья мало в нее уже вписывается. Проще прожить без ответственности за кого-то.
Захотелось встроиться в эту многоголосицу и поговорить сразу со всеми. Мы решили попытаться ответить на этот вопрос здесь, в нашей рубрике.

  • Основные ценности семьи в современном мире
  • «Лучшие вещи в жизни бесплатны: объятия, улыбки, друзья, поцелуи, семья, сон, любовь, смех и хорошие воспоминания!»

Уж не знаю, кто первым это сказал, но этот человек был чертовски мудр. Просто в современном, испорченном финансовыми институтами сознании «бесплатно» и «даром» — синоним «неценно».

А ведь «даром» — означает «в дар». Семья — это дар человеку от природы.

Именно стремление и умение всю жизнь жить с одним человеком, воспитывать вместе с ним детей, ухаживать за престарелыми родителями и отличает его от животных.

Тот факт, что все вышеперечисленное нам «подарено» просто так, вовсе не означает, что оно не требует вложений и будет с нами всегда. И часто всю ценность этих даров люди осознают только тогда, когда остаются без них. Нельзя даже сказать, что они их теряют.

Как можно потерять то, от чего пользы так и не увидел? Многие люди не осознают, что получают в семье, чем за это требуется заплатить и что может быть хорошего в том, чтобы кому-то отдавать часть своей жизни, времени и денег не по глупости, не по халатности, а по собственному желанию, потому что это приятно.

Для современного рационального человека «песни» про ценность семьи — заезженные слова.

Но может понятнее прозвучит «семья — это выгодно»? Мы напрасно полагаем, что выгоду от наличия семьи нельзя просчитать.

Для этого стоит понять, что нужно вам на протяжении жизни, без чего ваша жизнь станет либо невозможной физически, либо теряющей краски и скучной? И это не деньги, а то, ради чего они собственно и нужны.

Для большей рациональности можно даже воспользоваться иерархией потребностей упомянутого выше с маленькой буквы основателя гуманистической психологии Абрахама Маслоу, который первым заговорил о потребностях человека, впоследствии составленных в виде геометрической фигуры, известной как «Пирамида Маслоу». 

Давайте проверим, насколько семья удовлетворяет наши желания.

В семье проще удовлетворить свои физиологические потребности: голод, жажду. Если один из супругов потерял работу, он, по меньшей мере, не умрет с голоду, пока ищет новую. 

Помогает ли семья чувствовать себя в безопасности? Да, в частности, семья делает быт более упорядоченным, что в свою очередь поддерживает в нас чувство безопасности: что бы ни случалось на работе, на улице, в мире, главное, что есть место, где по-прежнему спокойно и комфортно, не правда ли?

Потребность принадлежать, любить и быть любимым — чаще всего это то, ради чего современная семья и создается. Мы хотим, чтобы нас окружали люди, которых мы любим, поэтому и выбираем тех, кто, по меньшей мере, нравится. Где, как ни в семье, можно надеяться на то, что тебя будут принимать и любить с достоинствами и недостатками.

В больнице вы в отношениях «врачи и пациенты», на работе — «начальники, подчиненные, коллеги», в магазине — «продавец и покупатель». Просить этих людей, чтобы они вас любили, бессмысленно, у них другие задачи по отношению к вам и другие отношения с вами — профессиональные.

Читайте также:  Сколько существует измерений во вселенной и на земле?

И только дома с семьей можно быть самим собой: Сашей, Витей или Леночкой, со своими чувствами, мыслями, плохими и хорошими качествами и привычками.

Развиваться, учиться чему-нибудь и получать знания, когда у вас есть семья, тоже вполне комфортно. Во-первых, партнер — это хороший помощник в учебе, если вы чего-то не понимаете, то можно попросить помощи у него. Во-вторых, пока один учится, второй вполне может похлопотать по дому, приготовить ужин и так далее.

В-третьих, потребность в знаниях и повышении квалификации в паре чаще всего возникает неравномерно. И тогда сначала у одного есть возможность это делать при активной поддержке другого, а потом и второй идет учиться, а первый имеет возможность взять на себя больше бытовых обязанностей и воспитание детей.

 
Эти возможности заложены в самом построении семейной жизни, ее стадиальности.

Например, пока жена находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком, и все ее внимание поглощено выкармливанием, здоровьем и развитием малыша, у мужа есть возможность заняться карьерой и семейным благосостоянием, повышением квалификации и так далее, чтобы не чувствовать себя одиноко в это время.

Когда жене придет время вернуться на работу, муж уже будет твердо стоять на ногах, ребенок пойдет в детский сад, и женщина может уделить внимание повышению квалификации, которую она слегка подрастеряла за декретный отпуск. Если муж и жена понимают, что новые профессиональные знания и умения приносят материальное благополучие и много интересного в их общую жизнь, они будут всячески поощрять и поддерживать друг друга на пути к развитию.

Как реализуется в семье потребность человека в красоте? А вспомните старинные родовые замки, созданные по вкусу и пониманию своих хозяев.

Именно благодаря семье сохраняются как высокие произведения искусства, так и творения мастеров рукоделия и народных промыслов, переходят по наследству ювелирные украшения и старинная посуда.

И в наших родительских семьях есть те красивые вещи, на которых мы выросли и которые считаем эталоном красоты и гармонии.

Потребность в самоактуализации — это «зрелая» потребность, желание совершенствоваться самому и совершенствовать мир вокруг себя. Последнее связано, в том числе, с передачей знаний следующему поколению.

Когда ты уже построил мощный «тыл» в виде крепкой семьи, в которой привычны поддержка и уважение интересов, накопил достаточно знаний и жизненного опыта, почему бы не систематизировать и не передать их детям, внукам, и не только своим.

Все эти потребности вполне можно удовлетворить в разное время и в разных местах за пределами семьи, однако именно семья позволяет сделать это одновременно и без ущерба для комфорта.

Семья — это институт, помогающий наиболее эффективно вести хозяйство и быт, справляться с трудностями, в том числе психологическими. И до сих пор семья остается лучшим способом растить и воспитывать детей, при этом не отказывая себе в профессиональной карьере и самореализации.

Основные ценности семьи в современном мире

Вот и получается, что семья — это весьма выгодное предприятие.

Весь вопрос в том, что для его процветания обоим супругам нужно уметь жить с другим человеком: смотреть сквозь пальцы на его недостатки и возвышать его достоинства, вежливо говорить о том, что не устраивает и благодарить за хорошее. А обесценивать идею предприятия только потому, что управленцы некомпетентны — это смешно, напоминает сюжет басни «Лиса и виноград». 

Чтобы управлять любым предприятием, нужны люди, которые ценят и сохраняют то, что лежит в его основе. Будь у вас обувная фабрика, наверное, вы любили бы делать обувь, следили за обувной модой и думали над тем, как эффективно развивать производство, чтобы ваше предприятие процветало, а ваши обувные модели были в тренде. 

Если в этом же ключе говорить о семье, то здесь особое внимание нужно уделять тем значимым вещам, ради которых она создается и благодаря чему она впоследствии сохраняется: супружеской любви и дружбе, верности и взаимному уважению, заботе о детях и престарелых родителях, благосостоянию общего дома и так далее.

Эти значимые в семье категории называются семейными ценностями. И все перемены, которые происходят с супругами в семейной жизни, а перемены заложены в самой природе семьи, проверяются мужем и женой на соответствие этим ценностям.

Исходя из их наличия, отсутствия или девальвации со временем, супруги сохраняют семью или расходятся в поисках соответствия своему ценностному мерилу.

Основные ценности семьи в современном мире

Ценности усваиваются людьми в самом раннем возрасте. Поэтому успешнее и удобнее крепкую семью строить людям, которые, что называется, «выросли в одной детской»: с одинаковым ценностным набором.

Надо сказать, что к вышеперечисленному списку разные супружеские пары могут добавить пару-тройку важного только для них: например, общее увлечение, общение или служение профессии, науке, искусству. Все это тоже ценности и ради того, чтобы привычно иметь их в семье, супруги будут ее беречь.

Бывает и так, что, не имея возможности обладать определенной семейной ценностью, муж и жена могут сплотиться вокруг замещения ее и/или в общем переживании горя. Так часто происходит, например, с супругами, которые не могут иметь детей.

Стоит, наверное, сказать и о каждой из ценностей отдельно. Так, любовь и дружба — это эмоциональная основа семейных отношений. Но любовь часто определяют как чувство глубокой привязанности к другому человеку, основанное на природном (инстинктивном) влечении к человеку.

А вот дружба — это чувство, которое опирается скорее на сходство интересов и целей. Счастливые супруги умеют и любить, и дружить одновременно.

Дружба помогает в согласии друг с другом идти к общим целям, преодолевать общие трудности, а любовь окрашивает этот путь, не всегда легкий, в приятные, радостные, счастливые тона.

Часто любовь объединяют в пару с верностью, будто она является залогом последней.

Верность — это величайшая ценность, но именно потому что не прилагается сама по себе к любви, а является следствием высокой ответственности за свой выбор и самодисциплины супругов.

Верный человек — это не тот, у кого нет возможности или желания изменить, это тот, кто умеет хранить верность вопреки соблазнам, сознательно избегая поступков, которые делают больно супругу и другим близким людям.

В понимании обывателя главное, чтобы верным был партнер: «ведь мне от его неверности будет больно!». Однако для собственного душевного покоя не менее важно самому хранить верность, потому что верные люди менее ревнивы, тревожны и, в конце концов, их счастье в паре не омрачено подозрениями: если я изменил (а), значит и она (он) мне может изменить?

Эзотерики говорят еще об одной причине сохранять верность в браке. С их точки зрения, любовь — это огромная энергия и мощный стимулятор роста для того, кому ее отдают.

Изменяя супругу, мы вкладываем всю эту энергетическую мощь в жизнь человека, не имеющего никакого отношения к нашим детям, нашей семье, ее благополучию: психологическому и экономическому.

Такой семье грозит не только плохая эмоциональная атмосфера, но и экономическая разруха.

 
При этом предмет адюльтера растет и развивается на любви, а в это время супруг, обделенный любовью без нее может сильно просесть, и вместо того, чтобы вкладываться в супружеские отношения и благополучие семьи, он будет тревожиться и мучиться подозрениями. В конце концов, не найдя любви дома, человек будет вынужден искать энергию для восстановления на стороне.

Верность чаще всего идет под руку с уважением. Взаимное уважение — это признание каждым из членов семьи значимости заслуг, вклада другого в семейные отношения и не только. И это рациональная категория. Когда люди в ссоре или в обиде друг на друга, негативные чувства отчасти замещают любовь, и если верность завязана только на любви, то путь к измене в этот момент открывается.

Однако, если супруги уважают друг друга и помнят о том вкладе, который они вносят в пару, в семью, об ответственности, с которой партнер относился и относится к семейным отношениям, приведенные вовремя рациональные аргументы помогут остановиться перед изменой.

Другими словами, хранить верность проще и естественнее, когда вы не только любите, но и глубоко уважаете своего супруга или супругу.

Если получить радость от общения, эмоциональной близости и общих интересов можно и вне семьи, то есть ценность, которая хорошо растет и развивается только на семейной почве. Это дети.

С одной стороны, дети ценны тем, что дают нам возможность продолжиться в них, передать им все то, что важно и дорого для нас и нашего рода. С другой — воспитание ребенка — это наивысшее творчество.

К тому же, дети — это люди, которые будут рядом с нами в старости, и от них зависит, какой эта старость будет.

Сегодня можно слышать про молодежь, которая отказывается от рождения детей. Поскольку потребность иметь продолжение себя лежит глубоко в человеческой природе, то к аргументам представителей «чайлдфри» психологи относятся не более как к декларациям.

За отрицанием ценности ребенка или сознательным отказом от его рождения по другой причине может стоять как личностная незрелость и детские обиды, так и высокий уровень ответственности в заботе о близких и страх за собственную несостоятельность. Все это помогает прояснить работа с психологом в каждом конкретном случае.

Помните одно, как бы ни относились люди к детям вообще, в полной мере осознать ценность ребенка, материнства и отцовства возможно, только позволив родиться собственным детям.

В свою очередь, у взрослых детей бывает множество обид и причин относиться противоречиво к своим родителям. Однако преемственность поколений возможна только в семье, где уважают старших.

Лучший аргумент в пользу того, что родители достойны уважения — это сам факт вашего рождения: они дали вам шанс жить и стать такими, какими вам заблагорассудиться.

Отрицая все хорошее, что досталось от старшего поколения рода, человек отрицает часть себя. А в такой ситуации счастливым быть трудно.

Основные ценности семьи в современном мире

Семейные ценности, включая саму семью, весьма органично встроены в человеческую природу.

Можно по-разному относиться к выбранному человечеством пути развития, однако сам факт существования человека как вида был бы невозможен без семьи, в которой мужчина исследует, приносит в дом и защищает, женщина сохраняет, видоизменяет и передает детям, где самые старые люди могут на одном языке с самыми малыми объяснить последним, как жить с другими людьми, как обрести счастье и как его сохранить.

Действительно, лучшие вещи в жизни достаются нам просто так. Вот только, чтобы обладать ими всю жизнь, нужно вложиться. Семья с ее ценностями — одна из таких вещей.

Оксана Смирнова, педагог-психолог Государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»

Источник: https://molportal.ru/node/15112

Семейные ценности в современном обществе

  • Цель:
  • Обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии и становлении личности подростка, как будущего примерного семьянина.
  • Задачи:
  • Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития полноценной личности подростка
  • Проанализировать наличие традиций и обычаев в современных семьях.
  • Форма проведения собрания: дискуссия
  • Подготовительный этап: — смотрите документ
  • Оформление доски:
  • Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

В.А.Сухомлинский

  1. «Что делает отец, то старается делать и сын»
  2. «Один добрый пример лучше ста слов»
  3. «Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются»
  4. Ход собрания:
  5. Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание, мы  поговорим о культуре поведения в семье, о значении культурных ценностей семьи для развития подростка. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы.

Нам необходимо задуматься над вопросом, каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? «Семья – это первое признание для каждого человека.

Не ради же работы мы родились на свет, Исключение только для гениев и высокоодаренных»

М. Боярский.

  • Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:
  • Родители пример тому.
  • Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
  • Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему научит.
  • Теперь вести себя прилично не в моде стало, и обычно.
  • И женский пол, себя позоря, стал сквернословить в разговоре.
  • Мужья – пример для жен своих, а дети учатся от них.
  • Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
  • И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.
  • С. Брандт
  • Педагогическое просвещение по теме «Культура семьи».

Основные ценности семьи в современном мире

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), — одна из важнейших предпосылок  полноценного воспитания детей, а также других ее членов.

Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка, вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир человека, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает лишь в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как к бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, телевизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли научится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции  интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга…  Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях значительно «выиграют» в развитии, особенно  нравственном и художественном, в которых близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.).

Читайте также:  Медитация как правильно медитировать: основы для начинающих

Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери.

Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждении, где воспитывается их ребенок.

Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот,  идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя.

Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез  с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают.

Так изо дня  в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я».

Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свои  правила  поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом  внутренней потребности.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В.Бестужев–Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции и обычаи.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции,  исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фотолетописи (а сегодня – видеолетописи) и т.д..

Неизменным остается их назначение в обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и  социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих.

  А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного  взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей.

В первом примере традиция – основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

Организация обсуждения значения культурных ценностей семьи на развитие подростка, будущего семьянина.

(Родителям предлагаются вопросы для обсуждения в группах, с последующим выступлением и обсуждением.  Дается определенное время.)

  1. Как вас воспитывали ваши родители?
  2. Какие  ценности были приоритетны  в вашем воспитании?
  3. Какие ценности и традиции вы перенесли в свою семью?

Случались ли у вас разногласия с родителями по поводу ценностей и норм поведения? Как вы справлялись с этими разногласиями?

  • Как решаете эту проблему с собственными детьми?
  • Обмен опытом.
  • Анализ анкет учащихся

Самым дорогим в семье для наших детей является …..

  1. Имеют представление о семейных традициях  …  учащихся.
  2. Не представляют, что в семье существуют традиции … учащихся.
  3. Дороже всего из семейных традиций следующие …
  4. Сообщается в процентах – благополучные отношения, удовлетворительные, нет контакта.

В рамках подготовки к собранию проводилась анкета среди учащихся и для родителей с использованием аналогичных вопросов. Сейчас у нас есть возможность сравнить позиции и взгляды двух сторон.

Школьный психолог предварительно предлагает родителям вспомнить вопросы анкеты и сделать прогноз о том, каким ответам отдали предпочтение их дети. Затем психолог сообщает, каково истинное положение дел, т.е.

проводит качественный и количественный анализ данных. (Анализируются также результаты анкетирования родителей.)

Весь материал — смотрите архив.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/semeynye-tsennosti-v-sovremennom-obshchestve.html

Как сохранить ценность семьи в современном обществе

Просмотров: 771

Ценность семьи в современном обществе очень мала и её почти не осталось Семья является основой общества. Если общество здорово, то народ и государство также будет здоровым.

К сожалению, в настоящее время основной структурный элемент общества – семья, потеряла свою старую образовательную функцию. Кроме того, семейное право и порядок нарушается в большей части цивилизованного мира.

Основные ценности семьи в современном мире

Будущее общества зависит от здоровой семейной структуры. Таким образом, здоровое общество может быть построено через образование и диалог в семье. Сила структуры семьи тесно связана с качеством сосуществования её членов.

Защита идеальной семейной среды от неустанного вторжения современного мира возможна только путем соблюдения вечных экзистенциальных принципов и человеческих ценностей.

Кризис семейных отношений углубляется до такой степени, что молодые люди не хотят совершать бракосочетание и предпочитают жить в сожительстве. Обществу необходимо думать о состоянии детей, рожденных в таких семьях и ценностях, которые они будут воспринимать и строить.

Наличие или отсутствие семьи, а также специфика семейного окружения, оказывают существенное влияние на систему ценностей личности.

Каждый параметр результатов структуры семьи это обучение, совместное использование или отказ от определенных значений.

Семьи с антисоциальными ценностями, с дефектной структурой или другими недостатками в функционировании семьи обычно существенно влияют на формирование человека с девиантным поведением.

  1. Например, среди лиц совершающих серийные насильственные преступления преобладают личности, где индивидуальное развитие происходило в семьях с сильными ожесточенными формами семейных отношений или в семьях с очень строгой окаймляющей жестокостью, родительским контролем.
  2. Во втором случае система семьи имеет крайне догматические значения, консервативные и репрессивные индивидуальные потребности, что приводит к формированию социальной неадекватной личности.

Семья является основной социально-культурной детерминантой личностного развития человека.

Значение семьи в разных возрастных периодах развития отдельных изменений

Особенно сильным является воспитательное воздействие родителей, братьев, сестер и родственников в раннем детстве, когда социальный круг общения ребенка концентрируется в первую очередь в семье.

Именно там, общаясь с самыми близкими людьми необходимо строить концепции, ценности и отношения, осваивать нормы и правила поведения.

Кроме того, в семье, как в первой социальной группе, где подростки находятся под впечатлением индивидуальной формы о себе и других нужно развивать чувство собственного достоинства и реализовать свои возможности.

Во многих исследованиях подчеркивается важная роль раннего взаимодействия семьи и ребенка для его личного развития, его социальной адаптации и интеграции в различных социальных общностях.

Связь, эмоциональная привязанность ребенка с людьми из семейного окружения, ранние переживания детства сильно влияют на построение конструктивных отношений в зрелом возрасте.
Отношения между ребенком и родителями начинаются с рождения, и это будет иметь огромное значение для развития ребенка.

Это может помочь ребенку стать тем, кем он хочет быть, но может также вызвать много боли, отчаяния, неуверенности, враждебности и трагическим образом, чтобы отразить на жизнь.

Родительское поведение может быть представлена двумя размерами:

Источник: http://sergeikomkov.ru/nauchnye-stati/tsennost-semi-v-sovremennom-obshhestve.html

Семейные ценности в современном мире

Прежде чем поговорить о том, какие семейные ценности преобладают в современном мире, давайте спросим себя: какое место лично у вас занимает семья? Семья всегда была одной из самых важных ценностей человеческой жизни. И это понятно, потому что каждый человек, так или иначе, связан с семьей.

Я бы хотела вас попросить подумать о том, что для вас значит семья? Кто, по-вашему, должен быть главным в семье? Каждый ли член семьи должен выполнять определенные функции, или обязанности всех распределяются поровну?

В патриархальной семье главным, безусловно, становится Отец. Он отвечает за безопасность семьи, за связь с внешним миром, на его плечи ложится материальное обеспечение. Жена, как правило, — хранительница очага, от нее зависит обстановка в доме, и на ее плечи ложится воспитание детей, забота о муже.

Если в семье есть бабушки и дедушки, то они являются носителями культуры и традиций, на примере общения родителей с ними, дети учатся уважительно относиться к старшим, также и наличие детей в семье играет свою роль – у родителей появляется ответственность, семья становиться более сплоченной, более дружной.

Раньше все так и было. Но сейчас, к сожалению, семейные ценности меняются. Можно сказать, не в лучшую сторону. Численность браков уменьшается, люди часто живут гражданскими браками, рождение детей откладывают на более поздний срок, либо не рожают вовсе по собственной воле. Также наблюдается увеличение рождаемости внебрачных детей.

Почему же, спросите вы? На самом деле, все просто. Спросите любого молодого человека или девушку, во сколько бы лет он/она хотели бы иметь семью? Многие ответят, что еще не скоро, ближе к 30 годам. «Почему?» — спросите вы.

Вам ответят: «Нужно сначала встать на ноги, иметь свое жилье, зарабатывать приличное количество денег, и в конце концов, найти того единственного человека, с которым я буду готов завести семью». Трудно спорить с таким ответом.

Приведу пример: по данным социологических исследований видно, что физиологическое и психологическое здоровье семьи зависит от наличия собственного жилья. Это подтверждается и тем, что большинство юношей и девушек считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями.

Все вышесказанное ведет к тому, что чувства семейного долга, семейных традиций, супружеских установок ослабевают. Молодые пары не отказываются от заключения брака как такового, но откладывают его официальное заключение просто потому, что еще «не готовы».

Для решения всех этих проблем молодежи в деятельности социального педагога важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, начиная еще с начальной школы, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. в старшем звене.

Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи — значить получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Семья — это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи.

Рассматривая типы семей, можно обратиться к самой распространенной современной семье — семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии.

Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности. На мой взгляд, в этом и заключаются семейные ценности в современном мире.

Источник: https://multiurok.ru/blog/semeinye-tsennosti-v-sovremennom-mire.html

Семья как ценность в современном мире

Каждая культура на различных исторических этапах порождает определенную нормативную модель семьи. На каждом историческом этапе семья имеет различную ценность.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья — управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра (69—30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы Римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа.

Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей — управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность.

Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) матроны — респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 2) гетеры — образованные и одаренные женщины; 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) жрицы — служительницы различных культов, «мистические» женщины.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил.

Читайте также:  Пирамида бенджамина франклина : подробный разбор системы

Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик).

Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды.

Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест.

При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга.

По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой — мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен.

Но в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» — кровной мести.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар — отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам.

Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, — пишет Дж. Ларю, — многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях.

Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств — гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина».

Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII—XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин.

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу.

В семьях главную роль играла «большуха» — старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи.

При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве — в доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: «доминирования-подчинения» или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры.

В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений.

Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди — единому Богу, Отцу Небесному. Триада — Отец — Правитель — Бог — основа патриархальной идеологии.

С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой — правителю, а далее Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В.Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти — совмещения ответственности и доминирования.

Иерархия по шкале «доминирования-подчинения» такова: отец — сын — мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец — мать — сын.

Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости.

Кроме идеальной «божественной» семьи христианство предлагает вариант «земной» реальной семьи. Слова «Святое семейство» характеризуют земную семью Иисуса Христа: его самого, приемного отца — Иосифа, Деву Марию.

Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь — ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец.

Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: отец — мать — сын.

На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын — мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к отцу.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к сыну, но и к отцу (непорочная жена Бога-отца).

Напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов — это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485—1546 гг.

) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией.

Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12—13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10—12 лет их отправляли учиться в соседские семьи).

Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Однако в среде поселенцев постепенно формировалось стремление к большей свободе. В 1630 г. Анна Хатчинсон — первая женщина среди поселенцев Новой Англии — подвергла сомнению правильность подчиненного положения женщин и их ограниченной свободы в браке.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали вначале борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а не «Святого семейства». Доминирует в триаде Бог-отец.

Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть отца.

А в целом божественную триаду можно представить так: отец — сын — мать.

Менее выраженная ответственность Бога-отца. Отвечает за дела семьи Мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость матери к сыну воплощается в доминировании одной из двух ипостасей Марии — роли Матери.

В православном ве¬роисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение — над отношением любовным (отношением полов).

Не случайно в православной культуре нет акцента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными. [33]

Внутрисемейные отношения по Домострою. В Домострое, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Термина «семья» в ее современной трактовке Домострой не знает. Он оперирует понятием «дом» как обозначением некоего единого хозяйственного и психологического целого, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но равно необходимы для нормальной жизни домашнего организма.

Дом стремится оградить себя от вмешательства извне тем, что представляет себя окружающим наиболее благополучной своей стороной. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою домашнюю жизнь, которые были очень характерны для русских горожан.

Самое страшное наказание, известное автору Домостроя, — «от людей смех и осуждение», что свидетельствует о зависимости семьи от равного социального окружения, с одной стороны, и стремлении сохранить семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее обозрение».

Л.П. Найденова отмечает семейные удовольствия, которые присутствуют в Домострое. К ним отнесены: удовольствие от вкусной разнообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от «устроя в доме», куда «как в рай войти», от почета и уважения со стороны соседей и «людей Знаемых».

Обязанность главы дома — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг.

Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно.

Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Источником высокой оценки роли жены и матери в Домострое является представление о браке как христианском таинстве. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.

Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т. е. поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»

Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад.

Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Воплощение идеальной модели православной семьи в русский быт имело свои особенности. У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям.

Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Среди семей различались «отцовские» и «братские». Первые включали деда, сынов, внуков, правнуков.

Руководил семьей «большак», наиболее зрелый, опытный, трудоспособный мужчина, власть которого распространялась на всех членов семьи. Его советницей была «большуха», старшая женщина, которая вела домашнее хозяйство.

Нужно отметить, что ее роль существенно изменилась по сравнению с XII — XIV веками, когда «большуха» имела реальную власть над мужчинами семьи. Положение остальных женщин было вовсе незавидным (достаточно сказать, что вдовы не наследовали имущество мужа).

Позже, в XVIII веке и к середине XIX века, в России начала преобладать индивидуальная семья из 2—3 поколений родственников по прямой линии. К XIX веку в российской культуре низших слоев утвердился тип малой семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: отец — сын — мать (В.Н. Дружинин).

К концу XIX — началу XX века все сильнее давала себя знать патриархальность семейной модели. Она взрывалась как бы изнутри, ее распирало внутренними противоречиями, которые завершались тяжелыми семейными кризисами

Таким образом, на различных исторических этапах семья представлялась большой ценностью для различных культур. На мой взгляд, семейные узы являются смыслом существования различных народностей.

Источник: https://studbooks.net/637177/sotsiologiya/semya_tsennost_sovremennom_mire

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector