Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный. Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания.

    Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.

  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым.

    Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.

  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой.

    Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.

  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.

  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Виды детской агрессии

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Агрессия бывает:

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Что такое психастения

Это открытые проявления агрессивности у детей.

Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс.

Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Как справиться?

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять.

Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение.

Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости.

У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет.

Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Что делать с приступами агрессии у мужчин

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-spravitsya-s-detskoj-agressiej.html

Агрессивный ребенок: в чем заключается работа с агрессивными детьми?

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Воспитание детей – процесс, который требует много сил родителей и педагогов, для того чтобы развитие ребенка было полноценным и всесторонним. Чрезмерная чувствительность, гиперактивность, непослушание, агрессивность, направленная на себя или других людей – яркие примеры того, как может меняться поведение ребенка в худшую сторону. Родители, в таких случаях, ищут ответы на вопросы: что случилось с ребенком? Почему он перестал выполнять правила и требования, которые ему выставляют? В данной статье речь пойдет о том, кто такой агрессивный ребенок и какие причины – психологические, социальные, физиологические – вызывают нарушения в поведении.

Агрессивный ребенок в детском саду: что делать взрослым? Какие занятия помогают снизить агрессию, и, в каких случаях, отклоняющееся поведение не является нормой, а требует помощи психолога или невролога?

Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.

Нормой являются следующие особенности:

  • Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например, кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и безопасным способом.
  • Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства. Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить одноклассников или родителей, желая восстановить справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает, тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление ситуации.

Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно с детским психологом.

В каких случаях агрессивное поведение относится к патологии развития?

  • Жестокое отношение к другим людям, животным, тем, кто слабее или младше. Дети, в таких случаях, словно не способны понимать чужую боль и не могут вовремя остановиться, чтобы перестать причинять ее.
  • Агрессия, направленная на себя, когда ребенок причиняет себе любой физический вред – кусает, царапает кожу рук, лица, рвет волосы на голове, ковыряет старые раны, бьется головой о стену, до крови кусает губы и тому подобное самоповреждающее поведение.
  • Вспыльчивое состояние, похожее на психотические реакции: ребенок много часов подряд «заходится» в плаче, намеренно портит, ломает, разбивает вещи, угрожает уйти из дома, убить себя или других людей.

В таких случаях нужно незамедлительно обратиться за консультацией и помощью к детскому психологу, неврологу, психиатру.

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Иногда мать и отец считают, что когда ребенок не слушается, на все замечания реагирует эмоционально, ведет себя грубо, то необходимо изменить его поведение, чтобы он стал покладистым, понимающим, легко шел на контакт со взрослыми и выполнял их требования. Так, родители не замечают, что за детским непослушанием кроется потребность, которая является жизненно важной для него в данный возрастной период.

Что хочет ребенок, который выглядит нервным, агрессивным и непослушным?

  • контакта со взрослыми, которого ему, возможно, очень не хватает;
  • внимания и любви со стороны родителей;
  • ждет понимания, а вместо этого, вынужден постоянно сталкиваться с критикой;
  • уверенности в том, что он нужен своей семье и любим ею.

Поэтому взрослым, прежде чем убеждать себя в том, что их ребенок нервный, агрессивный и непослушный без объективных причин, следует задуматься над тем, что он хочет получить с помощью отклоняющегося поведения, о чем звучит его «крик души»?

Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или школьник ведет себя грубо или вспыльчиво.

Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца, объективных причин для проявления агрессии нет – в семье ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная система в норме, его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный? В таком случае причины могут быть следующими:

Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание школы.

Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем организма и его последствия могут проявляться как беспричинная агрессия.

Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней нуждается.

  • Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.

Так бывает, что родители не подозревают того, что дети подвергаются нападкам со стороны сверстников, взрослых людей, вынуждены самостоятельно противостоять или терпеть любые формы насилия, решают проблемы финансового характера, в коммуникативной сфере.

Чувства, которые при этом возникают – тревоги, страха, стыда или вины – не могут быть выражены и вызывают приступы безосновательной, на первый взгляд, агрессии. Поэтому ответ на вопрос «Почему ребенок агрессивный?» может иметь прямое отношение к детским тайнам, секретам, ситуациям, когда детям стыдно признаться родителям, открыться им, попросить помощи.

Что делать? Постараться наладить близкие отношения с ребенком, установить контакт, во время которого возникнет близость и желание довериться близкому человеку.

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Родители и педагоги ошибаются, когда считают, что детская агрессивность – это всего лишь природная особенность или капризы. Часто грубость, вспыльчивость и насилие являются последствиями пережитого стресса. Иногда родители, когда обращаются за консультацией к детскому психологу, замечают, что ребенок стал агрессивным и даже неуправляемым после негативных или значимых событий в жизни.

Так, агрессию может вызвать развод между родителями, переезд в новый город или переход в новую школу (детский сад), появление еще одного ребенка в семье, потеря кого-то из близких людей, повторный брак одного из родителей и другие события, которые вызывают много чувств. Неумение разобраться со своими эмоциями провоцирует агрессивное поведение.

Ребенок агрессивный и нервный – что делать родителям? Вспомнить, какие ситуации или события могли нарушить гармонию эмоциональной сферы ребенка. Поговорить с ним об этом – что он думает, что чувствует, о чем переживает и тревожится, возможно, его мучают страхи, боль, грусть и неудовлетворенность.

Наблюдая за изменениями в поведении ребенка, особенно, если они являются негативными, почти все взрослые стараются составить план действий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Как быть матери и отцу, чей ребенок – дошкольник, ученик или подросток – ведет себя несдержанно, агрессивно? Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям заключаются в следующем алгоритме:

  1. Признать, что существует проблема, которая вызывает изменения в детском поведении.
  2. Взглянуть на ребенка не как на «злого человека», а как на того, кто нуждается в помощи и сам страдает от своей агрессии.
  3. Отстраниться и взглянуть на ребенка со стороны – чем он живет, что интересно ему, что он любит и против чего протестует, какие привычки у него есть, что происходит с ним?
  4. Установить контакт с сыном или дочерью, чтобы «достучаться» до той части психики, которая вызывает проявление агрессии. Скорее всего, чтобы сделать это, понадобятся время и силы, искреннее участие к ребенку, уважение и понимание его чувств и желаний.
  5. Удовлетворить его потребность, решить проблему, которая его мучает и делает поведение агрессивным. Поменять свое отношение – перестать критиковать, обесценивать детские чувства, давить, манипулировать.
  6. Обратиться за помощью к психологу – для себя или ребенка, чтобы составить план коррекционных занятий, самому стать на путь изменений.
  7. Подобрать игры для агрессивных детей дошкольного возраста или школьников и практиковать их в семье.

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Мать и отец могут столкнуться с трудностями, если их ребенок ведет себя агрессивно в группе детского сада – бьет и оскорбляет других детей, портит вещи, грубит воспитателям. Тогда, приходится сталкиваться с жалобами педагога, родителей других детей, внутри «поднимаются» чувства стыда и разочарования в собственном ребенке.

Когда агрессивный ребенок в детском саду теряет друзей, родители задаются вопросом: что делать?

  • Выяснить причины агрессивного поведения.
  • Научить выражать злость и гнев другими способами – бить подушку, кричать в стакан, рисовать, рвать бумагу, лепить обидчика из пластилина.
  • Научить решать конфликты мирно – договариваться, уступать, не провоцировать ссоры, избегать провокаций и вызовов.
  • «Не подключаться» к играм и ситуациям, в которых вот-вот начнется драка или ссора.
  • Проанализировать отношения в семье: как мать и отец привыкли выражать злость, раздражение, обиду? Возможно, они сами демонстрируют ребенку пример агрессивного поведения?

Родители и педагоги обращаются за помощью к детскому психологу, когда понимают, что поведение ребенка нуждается в изменении.

В чем заключается коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста? Как правило, это занятия, во время которых используются элементы сказкотерапии, куклы, игрушки, кубики, песок, краски, пластилин.

Специалист строит взаимодействие с малышом таким образом, что, с помощью метафор и наглядного материала, он обучается новым способам проживания конфликтов, приобретает полезные и эффективные привычки в поведении.

Таким образом, коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста является важным и необходимым этапом в жизни дошкольника, возможностью научиться строить общение и найти друзей.

Родители могут снизить уровень агрессии у ребенка, если будут практиковать с ним специальные игры. Так как за агрессивным поведением стоят подавленные чувства, нужно играть в такие игры, с помощью которых можно выражать эмоции – безопасно и безболезненно, в игровой форме. Игры для агрессивных детей дошкольного возраста должны иметь общие принципы:

  • активность, подвижность;
  • отсутствие напряжения, юмор;
  • телесный контакт;
  • атрибуты: мяч, бумага, пластилин, краски и другие предметы, которыми можно манипулировать – бросать, мять, рвать.

Когда родители понимают, что ребенок агрессивный и нервный и думают, что делать, нужно устанавливать с ним контакт. Игра – лучший способ понять дошкольника.

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Как быть, если агрессивное поведение проявляется на уроках?

  1. Понять, что его провоцирует, ведь, агрессивное поведение ребенка в школе может быть вызвано разными причинами, не всегда имеющими отношения к семье и детскому характеру. Возможно, школьника обижают, и он защищается, может быть, таким образом, он пытается привлечь внимание к себе и стать авторитетом. Бывает так, что агрессивное поведение ребенка в школе проявляется как протест против несправедливого отношения к нему педагога.
  2. Обсудить с учителем трудности в поведении ученика, найти компромисс, составить план работы со школьником, который будут соблюдать и родители и педагог.
  3. Обратиться к школьному психологу – он поможет понять, в каком состоянии находится эмоционально-волевая сфера ребенка, даст полезные рекомендации о том, как общаться с ним дома, проведет курс коррекционных занятий.

Ребенок агрессивный и нервный: что делать матери и отцу, чтобы снизить уровень злости, гнева, раздражения, направленный на себя или других людей? Следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • учить спорить, отстаивать свою позицию безопасными методами;
  • показать дыхательные упражнения – они помогут чувствовать спокойствие во время стрессовых, волнующих ситуаций;
  • учить выражать чувства словами, но не «кулаками»;
  • владеть собственными эмоциями – для ребенка это будет лучший способ научиться держать себя в руках;
  • учить проговаривать чувства: «Я злюсь», «Я недоволен», «Мне не нравится».

Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям не должны ограничиваться общим списком, полезно, также, обратиться к психологу и получить помощь, основанную на индивидуальных особенностях ребенка и отношениях в семье.

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Чаще всего используются методы арттерапии, где дети могут выражать свои эмоции, снимать напряжение, учатся расслабляться.

Песок помогает осознавать пространство – свое и чужое и устанавливать границы во время общения.

Работа с агрессивными детьми не бывает быстрой – для того чтобы поменять детские привычки в поведении, потребуется время и усилия как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых.

Также, на занятиях с психологом используются методы сказкотерапии, где дети получают возможность решить волнующие их проблемы, которые вызвали агрессию.

Работа с агрессивными детьми у психолога может быть индивидуальной или проходить в группе – так, дошкольники и ученики получают новый опыт взаимодействия, учатся спорить без кулаков, общаться, дружить, защищать себя.

Агрессия является сигналом к тому, что ребенку требуется помощь, поддержка и внимание со стороны взрослых. Когда они меняют отношение к нему, проявляют заботу и участие, дети успокаиваются, чувствуют себя нужными, меняют вредные привычки поведения на полезные гораздо быстрее.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/agressivnyy_rebenok_prichiny_korrektsiya_povedeniya_pomoshch/

Методы коррекции агрессивного поведения у детей

Существует ряд причин из-за которых ребенок может вести себя агрессивно. В прошлом материале я рассказала, что  влияет на подобное поведение и как это устранить. Но что, если ребенок уже ведет себя агрессивно? Тогда, необходимо также помочь ему справиться со своими чувствами и поведением.

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Чего не делать?

Большая ошибка, которую допускают родители и педагоги в общении с агрессивными детьми — пытаются «погасить» агрессию.

Уговаривают ребенка, объясняют, что злость — это нехорошо, рассказывают о «хорошем» поведении, поощряют спокойствие, тихие игры и т.д. +-Ребенку, переполненному чувствами, сложно сдержать их или выразить прилично.

Удерживание агрессии в себе приводит к отрицательным последствиям, включая психосоматические заболевания и испорченные отношения.

Что делать?

Принять чувства ребенка и помочь ему выразить их.

Мы испытываем самые разные чувства. Любое из них (включая злость) — нормально, естественно и ничем не хуже других. Агрессивность ребенка — признак того, что у него есть весомые причины долго носить в себе злость.

Ваша задача — помочь ребенку эту злость выразить, вынести ее наружу. Представьте себе вулкан, который вот-вот взорвется. Так чувствует себя ваше дитя. Помогите ему прогневаться в безопасной и принимающей обстановке.

Как правильно гневаться?

Для того, чтобы выразить злость, слов недостаточно. Нужно и ногой топнуть, и крикнуть, и кулаки сжать — кому как.

Индивидуальный способ выражения злости зависит от того, где, в какой части тела сосредоточена энергия. Ребенка можно спросить простыми словами: «Что у тебя злится сейчас больше всего? Руки? Ноги?». Или просто понаблюдайте: когда он гневается — он бьет вас ногами, кулаками, кричит, рычит или, может быть, все вместе?

Исходя из этих наблюдений, предложите ребенку следующие игры.

Для рук: рвать бумагу, бить подушку, кидать мяч об стену, выжимать мокрое полотенце и т.д.

Такие упражнения для рук я рекомендую также всем родителям, которым сложно себя сдержать и не шлепнуть ребенка. Заведите крупяную подушку и держите ее под рукой. Когда злость на пределе, поколотите подушку, а не ребенка. Вы почувствуете, как вам сразу же полегчает. И вы не будете впоследствии испытывать чувство вины.

Для ног: топать, танцевать злой танец, пинать мяч и т.д.

Моя дочь, когда злится, ложится на спину и изо всех сил ногами колотит гречневую подушку. Если бы не спасительная подушка, мои ноги были бы в синяках.

Для рта: рычать как тигр, грызть морковь, петь и т.д.

Обязательно найдите место, где вашему ребенку можно вдоволь покричать. Сдержанный в горле гнев — это предвестник кариеса, болезней горла. Злость необходимо «проголосить». Одна моя взрослая клиентка перестала ощущать болезненный комок в горле после того, как стала каждый день петь.

Будьте рядом с ребенком, помогайте ему. Выражайте злость вместе с ним. Слегка преувеличивайте настрой ребенка, будьте бодры. Делайте это, когда у вас есть силы.

Возьмите за правило устраивать сеансы гнева. Достаточно и пяти минут в день, главное — регулярность.

Агрессивное поведение детей: методы коррекции

Что дальше?

После того, как агрессия легализована, ребенку становится легче. У него есть законное место, куда можно отнести свою злость, и она там не осуждается, не критикуется, ее принимают. Напряжение ребенка заметно падает.

Дальше можно учить ребенка выражать гнев прилично. Учить этому малышей можно двумя способами:

Выражая свой гнев при них. Пусть ребенок видит, что когда вы злитесь на кого-то из близких, вы говорите «я злюсь», «меня это бесит» и т.д. Вы при этом не деретесь. Да, вы повышаете голос, но не для того, чтобы оскорбить собеседника.

При помощи активного слушания. Это значит, что когда ваш малыш злится, вы называете его чувства (без осуждения!): «ты злишься сейчас», «тебе это не нравится».   

Детям постарше также можно объяснять, что есть формы выражения злости, которые не одобряются социумом и, к сожалению, приносят проблемы.

Если, к примеру, злишься на учительницу, то дразнить ее и срывать урок — это не самый полезный для себя самого способ избавиться от агрессии.

А вот сказать себе (или написать маме смс): «я сейчас дико зол на Марьванну» и, придя домой, поколотить подушку и написать Марьванне на листе все то, что так хочется ей сказать, но нельзя (пусть нецензурно) и затем листок выбросить — это поможет.

Этот способ безопасен, и он сразу убивает двух зайцев: ребенок не держит гнев в себе, выражает его (раз), отношения с Марьванной не испорчены, нет проблем со школой (два).

Не пугайтесь злости своих детей. Повторюсь, что она — нормальна. И ваша задача — не потушить ее, а, напротив, принять, легализовать, дать выйти.

Анна Жулидова

Источник: https://www.bebinka.ru/article/metody-korrekcii-agressivnogo-povedeniya-u-detey

Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей

Особенности семей агрессивных детей. Советы родителям. Памятка для родителей агрессивного ребенка.

Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.

Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.

Волевой компонент — это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности — темпераментом, интраверсией и экстраверсией и пр.

  • Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:
  • — недостаточное развитие интеллекта
  • — сниженная самооценка
  • — низкий уровень самоконтроля
  • — неразвитость коммуникативных навыков
  • — повышенная возбудимость нервной системы

— следствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление.

Во — вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения (“я самый сильный — и мне все можно”) во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили.

И в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

А.Вилкинз считает, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению!

Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.

Для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности.

Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им.

Особенности семей агрессивных детей.

1. В семье агрессивных детей разрешены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцом и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственное поведение часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

  1. Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
  2. Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
  3. Советы родителям
  4. Устраните все агрессивные формы поведения среди близких.
  5. Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  6.  Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  7. Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  8. Старайтесь не допускать конфликта, погасить его еще в зародыше, переключая интерес ребенка в другое русло.
  9.  Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, восточные единоборства, рисование, пение.
  10.  Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  11.  Недопустимо строгими воспитательными мерами загонять ребенка в угол, ожесточая его.
  12.  Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  13.  На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

 Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

 Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

 Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

 В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.

Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

  •  Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Памятка для родителей агрессивного ребенка.
  •  Будьте последовательны в воспитании вашего ребенка, внимательны к его нуждам.
  • Не вводите много запретов и не повышайте голоса на ребенка, помните это самые неэффективные способы преодоления его агрессивности.
  • Высказывайте вводимые вами запреты в тактичной форме.

Показывайте малышу личный пример уравновешенного поведения. Не допускайте при ребенке вспышек гнева.

Наказывайте ребенка только за конкретные поступки, наказания не должны унижать ребенка.

Старайтесь лишний раз пожалеть, приласкать своего ребенка, чтобы он почувствовал, что вы любите и понимаете его.

Статью подготовила педагог – психолог ГБОУ гимназии 1534 ДО №3 Боровиченко Ю.А.

Источник: https://gym1534uz.mskobr.ru/dou_edu/gbou_detskij_sad_2620/obrazovanie/methodical_cabinet/agressiya_eyo_proyavlenie_v_detskom_vozraste_i_metody_korrekcii_agressivnogo_povedeniya_detej1/

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Тюнина Н. В. Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2284/ (дата обращения: 19.11.2019).



  • Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
  • Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.
  • Формы проявления агрессии:
  • − словесная (вербальная) форма: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников;
  • −физическая форма: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка;
  • − косвенная форма: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими людьми.
  • Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, только на близких людей, на животных, на символические и фантазийные объекты, на внешние физические объекты, на себя.
  • Причины, провоцирующие детскую агрессивность: защита и месть, ущемление достоинств другого, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет, привлечение к себе внимания сверстников.
  • Факторы, влияющие на агрессивное поведение: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека), нестабильная социально-экономическая обстановка, врожденная склонность (враждебность), аверсивные (ситуативные) случаи (боль, жара, теснота), возбуждение, массовая культура и демонстрация сцен насилия, индивидуальные особенности человека (темперамент), социально-культурный статус семьи, длительные или частые фрустрации (стрессы), источником которых являются родители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры.
  • «Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания родителей, запрет на физическую активность.
  • Ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температура воздуха.

Социально-биологические причины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивное поведение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью, агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Это приводит к откровенной агрессии против «чужаков».

  1. Если родители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.
  2. Критерии агрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
  3. Общая стратегия окружающих по отношению кагрессивному ребенку:
  4. − остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка;
  5. − установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем;
  6. − покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям;
  7. − представьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания;
  8. − обучайте способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
  9. Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой, система табу, единый способ реагирования на нарушения табу, единый способ воспитания, обучение приемлемым способам выражения гнева.
  10. Как предотвратить агрессивное поведение ребенка: уважительное отношение к личности ребенка, нельзя внушать ребенку, что он плохой, нельзя унижать ребенка, загонять его в угол, не наказывайте ребенка физическими способами, постарайтесь принять все недостатки ребенка, разрешайте выражать свои чувства приемлемым способом, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов, разрядите обстановку уместной шуткой.
  11. Задачи психокоррекционной работы сагрессивными детьми:
  1. Развивать умения понимать свое состояние и другого человека.

Методы коррекции: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».

  1. Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и управлять своим гневом.

Методы коррекции: отреагирование гнева через движения (потопать и т. д.

); лепка и рисование гнева; перевод деструктивных действий в вербальный план («Остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего гнева через сенсорные каналы («на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь»).

  1. Обучать способам снижения напряжения.

Методы коррекции: игры с водой, песком, обучение приемам саморасслабления, подышать, спокойная музыка фоном, подвижные игры.

  1. Развивать навыки общения.

Методы коррекции: использование игр, направленных на сотрудничество; разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной реакции и закрепление ее в ролевой игре (беседы, сказки на ситуации, обсуждения); включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил), учить детей договариваться, заявлять о своих чувствах («мне не нравится, что ты так поступаешь»).

  1. Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Методы коррекции: разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т. д.); помочь ребенку научиться что то делать лучше других; не ругать, а хвалить ребенка при других детях за достижения, попросить научить других.

  • Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
  • − подраться с подушкой;
  • − комкать и рвать бумагу;
  • − использовать «мешочек для криков»;
  • − поколотить стол надувным молотком;
  • − втирать пластилин в картонку или бумагу;
  • − обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка»)
  • − подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.

), а так же проводить ежемесячные беседы с чтением терапевтических сказок.

В процессе слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой, я вам покажу!»

  1. Рекомендации воспитателям иродителям по взаимодействию сагрессивными детьми:
  2. − Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.
  3. − Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
  4. − Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки.
  5. − Наказания не должны унижать ребенка.
  6. − Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
  7. − Учите распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. − Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.
  9. − Обучайте навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.
  10. − Учите брать ответственность на себя.
  11. − Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность
  12. − Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом.

− Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2284/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector