Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Что такое артикуляционная гимнастика? Ключевые моменты

Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику данного языка.

Польза артикуляционной гимнастики:

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?— улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

  • — укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
  • — навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
  • — увеличение амплитуды движений;
  • — снижение напряжённости артикуляционных органов;
  • — постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.

При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом.

Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день через час после приёма пищи. В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором маленький пациент будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Все упражнения следует выполнять медленно, плавно и точно, иначе они не будут иметь смысла.

  1. Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?Существует артикуляционная гимнастика для языка и губ, так называемые статические упражнения и динамические. Для каждого отдельного звука необходимо подбирать свой гимнастический комплекс, который позволит прочно закрепить полученные навыки. Статические упражнения позволяют ребёнку научиться удерживать правильную артикуляционную позу на протяжении нескольких секунд, в то время как динамические повторяются ритмично, что даёт возможность выработать подвижность губ и языка, а также облегчить их переключаемость и координированность. Чтобы быстрее преодолеть речевые трудности, полезно использовать специальные сказки, в которых артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме. Роль таких сказок очень велика: в первую очередь они вовлекают ребёнка в игру, настраивая на сам процесс, а затем позволяют легче выполнить простейшие упражнения, тем самым подготавливая речевой аппарат к артикуляционной гимнастике. Следует отметить, что для каждого пациента подбирается индивидуальный комплекс упражнений, которые позволят в дальнейшем улучшить качество его жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/110415/chto-takoe-artikulyatsionnaya-gimnastika-i-dlya-chego-ona-neobhodima

Как добиться хорошей речевой дикции

Культура речи – одна из самых важных составляющих личности человека, его имиджа.

Когда речь насыщена богатым словарным запасом, мысли излагаются логично, последовательно и доказательно, тогда окружающие выделяют говорящего из общей толпы и внимательно вникают в то, что он излагает.

Даже если они в чём-то не соглашаются с его суждениями, то, вступая в полемику, стараются и свою речь организовать так, чтобы она тоже была на должном уровне.

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Но перечисленные прекрасные качества речи могут быть нивелированы, если не уделять внимания дикции и чёткости речи. Даже умные рассуждения могут раздражать, если они невнятны, а плохо проартикулированные звуки смазывают смысл слова, который иногда  даже не поддаётся «домысливанию» слушающего. Приходится переспрашивать, что раздражает всех.

Интересное наблюдение можно озвучить здесь о качестве устной речи телеведущих и других выступающих на российском телевидении.

Почему-то многие стали считать, что главное достоинство речи – скороговорка, причём иногда такая, что ухо не успевает зафиксировать сказанное, чтобы его осмыслить, а если к этому добавить отвратительную дикцию, то слушать такую передачу приходится с огромным напряжением.

Поэтому работа над дикцией и чёткостью речи – не блажь, а насущная проблема.             И людям публичным необходимо задумываться о том, что грамотная и чёткая речь, хорошая дикция должны стать частью имиджа, как чистая выглаженная рубашка и начищенные ботинки.

Чтобы чёткость речи улучшилась, нужны специальные упражнения и самоконтроль. Отнеситесь к предложенным упражнениям серьёзно, несмотря на кажущуюся их простоту и даже некую детскость

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Что способствует хорошей дикции:

  1. Тренированность и тонус речевых мышц: мышцы гортани, губ, языка, мягкого нёба, принимающие участие в образовании звуков речи, должны быть эластичными, чтобы легко переключаться с одного движения на другое. Это достигается постоянной их активизацией и тренировкой.
  2. Физическое или/и эмоциональное состояние: общее недомогание, плохое состояние здоровья отражается на речи: артикуляция становится вялой, а дикция смазывается, звуки плохо различаются. Перед важным выступлением нужно поберечь здоровье и хорошо отдохнуть.
  3. Речевая ситуация: собранность перед публичным выступлением организует выразительную речь, делает её чёткой и громкой; в беседе же с одним визави такого уж серьёзного требования к дикции и нет, достаточно говорить разборчиво.

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Ошибки в работе над дикцией:

  1. Механическое проговаривание. Монотонное повторение слогов, скороговорок или слов утомляет, внесите в упражнение интонационное наполнение: придумайте своеобразную мелодийную историю и рассказывайте её с разными оттенками настроения.
  2. Утрирование артикуляцией в жизни: никогда не выполняйте упражнения в повседневной жизни, общаясь со знакомыми и близкими: нарочито чётко проговариваемые звуки в таком общении не только выглядит неестественно, но и раздражают.
  3. Напряжение артикуляционных мышц: нужно научиться расслаблять их в спокойном состоянии, чтобы во время произнесения речи артикуляционный аппарат действовал свободно и чётко.

Для достижения успехов в работе с дикцией придайте своей речи

  • спокойный темп;
  • уверенное звучание голоса;
  • выразительное и эмоциональное проговаривание звуков и слогов.

Успехов вам в ваших занятиях!

Источник: http://justcoolidea.ru/kak-dobitsya-horoshej-rechevoj-diktsii/

Что такое правильная речь и зачем она нужна?

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения.

Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор.

Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:

  1. Больше читайте и пересказывайте прочитанное, чтобы освоить новые слова или обороты. Причём желательно произносить всё вслух и для чтения выбирать произведения русских классиков, они точно умели филигранно владеть речью.
  2. Смотрите научные или общеобразовательные передачи, так вы сможете узнать новые понятия и термины, а также быть в курсе происходящих в мире событий.
  3. Чтобы добиться идеальной дикции, для начала выявите свои недостатки, а потом приступайте к их устранению. Причём если вам кажется, что всё и так неплохо, то это не значит, что вы действительно прекрасный диктор. Спросите мнение у человека образованного и идеально владеющего языком, он укажет на ошибки и, возможно, поможет их исправить. Если такового нет, то запишите свой разговор на диктофон и прослушайте запись, порой оценка со стороны является более объективной.
  4. Учитесь дышать. Для этого больше читайте вслух или разговаривайте и налаживайте своё дыхание, подстраивайте его под артикуляцию.
  5. Контролируйте темп речи: не говорите слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Скорость произношения слов должна быть средней, удобной для восприятия.
  6. Для постановки правильной речи нужно учиться грамотно строить предложения. Для этого выписывайте крылатые фразы или устойчивые выражения, запоминайте порядок слов. Также можно выполнить простое упражнение: попробуйте описать любой предмет или действие, причём красиво, интересно и правильно, литературным языком.
  7. Следите не только за речью, но ещё и за мимикой и жестикуляцией. Движения лица и рук должны быть умеренными, иначе вы рискуете показаться неуравновешенным или неадекватным человеком.
  8. Расширяйте свой словарный запас. Для этого просто ежедневно обращайтесь к толковому словарю и открывайте для себя новые понятия и термины. Это не только полезно, но ещё и очень интересно.
  9. Научитесь выделять главное и избавляться от слов-паразитов, тогда ваши мысли будут понятными, чёткими и ясными. Чтобы не вставлять в разговор звуки, междометия и ненужные вводные слова, определите суть, заранее составьте план, четко его придерживайтесь и не отходите от темы.
  10. Следите за интонацией. Если даже очень интересный рассказ произнесён одним тоном и в одном тембре, то он может показаться скучным. Интонация должна соответствовать значимости каждой мысли или слова, подчёркивать смысл сказанного.
  11. Тренируйтесь, ведь лучший способ обучения и закрепления освоенной информации – это практика. А в собеседники лучше выбрать образованного человека, общаться с ним гораздо интереснее и полезнее.

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

Источник: https://brjunetka.ru/chto-takoe-pravilnaya-rech-i-kak-ee-dobitsya/

Как поставить речь и дикцию самостоятельно себе и ребенку

Красивая четкая речь не только приятна слуху, а потому вызывает расположение к человеку, умеющему хорошо говорить. В некоторых случаях обойтись без этого навыка совершенно невозможно. К примеру, трудно представить диктора центрального телевидения, который неспособен отчетливо выговаривать звуки.

Хорошая артикуляция будет полезна любому, кто вынужден говорить много, для широкой аудитории: лектору, учителю, политику, ютуберу. Регулярно выполняя упражнения для дикции можно достигнуть заметных успехов уже в первые недели занятий.

Что такое дикция и почему она важна

Дикция не имеет отношения непосредственно к голосу, его врожденным характеристикам. Дикция – это то, что можно и нужно «ставить» путем регулярных тренировок и специальных упражнений.

Читайте также:  Самообразование с чего начать план реализации своих возможностей

Под «правильной дикцией» понимают соответствующее принятым нормам языка отчетливое и звучное произнесение всех фонем. В большой степени оно зависит от корректной постановки положения органов артикуляции (губ, языка), от умения правильно дышать.

Оказывает свое влияние выразительность, богатый эмоциональный окрас речи.

Внимание! Для достижения длительного эффекта тренировка дикции должна войти в привычку, поскольку без регулярного повторения упражнений навык быстро утрачивается.

Невнятное произношение, проглоченные звуки – про такого человека говорят «у него во рту каша». Смысл сказанных слов тяжело понять, утрачивается необходимая выразительность, побудительный накал. В профессиях, которые требуют частого говорения на публику, это просто недопустимо.

Если голос не является рабочим инструментом, владение навыком красивой речи не менее полезно. Умея четко, внятно и доступно излагать свои мысли вслух, гораздо проще расположить к себе делового партнера, работодателя, добиться победы в конкурсе или получить желанное место в кастинге.

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

С чего следует начинать, как улучшить дикцию и четкость речи? Существует несколько разнообразных методик, позволяющих добиться потрясающего успеха при тщательном и регулярном выполнении упражнений. Среди них:

  1. Скороговорки – вероятно, самый известный, распространенный способ борьбы с дефектами речи, заключающийся в быстром повторении фраз и стишков, составленных таким образом, чтобы тренировать четкость артикуляции труднопроизносимых звуков и звуковых сочетаний.
  2. Чистоговорки – имеют схожую функцию со скороговорками, их произнесение также способствует развитию и закреплению навыка произношения сложных фонем, однако они отличаются формой, представляя собой набор рифмованных строк.
  3. Артикуляционная гимнастика – набор логопедических упражнений для разработки подвижности губ, языка, с целью «научить» их принимать правильное, для четкого произнесения слогов, положение.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/razvitie-rechi/uprazhneniya-dlya-diktsii.html

Что такое техника речи? кому и зачем она нужна?

«Самое важное в искусстве речи — это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение».

Демосфен

Артикуляция речи: почему она нужна всем людям?

Совещания, презентации, конференции, переговоры, встречи… В центре внимания приходится быть очень часто. Публичные выступления плотно вошли в нашу жизнь. Даже если они будут сверхважными по смыслу, восприятие будет смазано, если произнесены они будут нечленораздельно. Если дыхание постоянно будет сбиваться, окончания проглатываться, а к финалу вашей речи начнёте сипеть или хрипеть.

Куда приятнее с первых минут привлечь внимание, завоевать доверие и симпатию, чем видеть, что люди с первых ваших слов отвлекаются или начинают зевать. А как приятно, когда благодаря вашему уникальному тембру, подаче, вы достигаете таких карьерных высот, о которых могли только мечтать…

Красивый, хорошо поставленный голос нужен всем, кто работает с людьми! Даже в повседневном общении иметь приятный благозвучный голос — «плюс» в копилку возможностей.

Можно ли научиться чётко, ясно, красиво говорить? Да! Поможет техника речи и дикции. Это особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи нацелена на овладение умениями и навыками эффективного использования речевого аппарата. Цель одна — благозвучие!

Техника речи состоит из:• дыхания, • голоса, • дикции, • орфоэпии.

Техника речи — это мощнейший инструмент формирования впечатления о вас. Это уверенность, обретение внутренней силы и новая степень свободы. Это ваша визитка!

Рекомендации для улучшения техники речи

1. Открывайте рот Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время речи, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, невнятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т. д. 

2. Королевская осанка

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая наши лёгкие от брюшной полости (условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя её естественному движению.

Точное расположение диафрагмы вы можете определить, кашлянув. В месте сокращения и находится диафрагма.

У хорошего спикера диафрагма очень подвижна, поэтому она может быстро менять своё положение.

С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит, можно набрать столько воздуха сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите или стоите — сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе. 3.

Подбородок перпендикулярно шее Многие люди определяют свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери» или слишком высокий, тихий, плоский, металлический и т. д. А вот на встречах с друзьями, в более неформальной обстановке, знакомые восхищаются потрясающим грудным голосом своих визави.

И на вопрос «Что не так с моим голосом?» нашёлся очень простой ответ: мужчины и женщины на работе поднимали высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии подбородок становился на место, появляется воздух — и голос звучит так, как нужно.

Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

  • 4. «Будите» резонаторы
  • 5. Всегда пейте мелкими глотками
  • vk.com/zvuchi_bryansk

Источник: http://tema32.ru/articles/2018/5-127-2018/what-is-speech-technology-who-and-why-needs-it/

Советы для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика"?

Советы для родителей.Зачем нужна артикуляционная гимнастика?Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата.

Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка.

К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики.

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат.

О чём ещё нужно знать:- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;- никогда не принуждайте ребёнка, лучше превратите тренировки в игру;- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Виды упражнений.Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).Статические упражнения:При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения.

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика.Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано.

Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик».

Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 летЦель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка».

Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов.

Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши».

Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

  • Как научить ребенка красивому почерку?
  • Для малышей от 1 года до 3 лет.
  • Для ребят от 3 до 6 лет

— Упражнения с газетными шариками.Прекрасный игровой материал для годовалого крохи! Оторвите пару полосок от ненужной газеты и на глазах малыша нарвите много маленьких кусочков. Если малышу уже есть 1,5 года, он с удовольствием будет рвать газету вместе с вами. Но! Рвем полосочки правильно. Обычно малыши тянут бумагу в разные стороны, но так она не всегда рвется. Покажем малышу, как нужно взяться пальчиками левой руки за верхнюю часть бумажки, а пальчиками правой также сверху будем тянуть к себе. Легко и просто! Ну а теперь учимся катать маленькие шарики из оторванных кусочков. Годовичок не накатает вам много, ну и пусть. Зато малыши от 2 до 3 лет делают прекрасные тугие газетные шарики, из которых потом можно сделать оригинальную поделку. Нарисуйте на листе бумаги овечку, а на туловище наклейте вместе с малышом готовые шарики. Вот и шерсть у овечки готова!- Упражнения с пипеткой.Любимейшее занятие большинства малышей! Налейте в маленькую емкость воды, можно подкрашенной, для особого интереса. Покажите крохе, как надо держать пипетку: двумя пальчиками, а при опускании в воду, пальчики надо медленно разжать, но не отпускать резиновый наконечник. Малыш своими глазами видит, как вода затягивается в пипетку. Затем переносим пипетку с водой в пустую емкость, нажимаем на резиновый кончик – перелили! Хорошо, если пипеток будет много: с более тугими наконечниками, большие и маленькие, разноцветные, например, от лекарств.- Упражнения с пластилином и кнопками.Очень напрасно многие мамочки избегают давать малышам пластилин. Аргумент «А он все перепачкает!» не проходит в доме, где есть маленький ребенок. Ведь это его обязанность – все пачкать вокруг! Как иначе познать мир, как обрести навык, если запрещается упражняться в нем? А при упражнении ошибки неизбежны. Вот вам и пролитая вода, и рассыпанная гречка и измазанные пластилином ручонки. Пластилин, тем не менее, очень полезный материал для малышей от 1 года. Если у вас несколько деток, и убирать квартиру действительно сложно, воспользуйтесь пластилином, от которого не остается следов. Обычно он более ярких цветов и легко мнется. Вместе с малышом расположитесь за столом, подстелите подкладку. Накатайте из пластилина несколько ярких маленьких шариков. «Смотри, будем блинчики делать». Положите шарик на листок бумаги и указательным пальцем надавите на него. Потом следующий шарик. Конечно, крохе тоже захочется попробовать – вот и отлично! Прекрасное упражнение для мелкой мускулатуры указательных пальчиков. Деткам постарше можно предложить украсить шариками новогоднюю елку. Вырежьте из зеленой бумаги елочку и наклейте на лист бумаги. Наши пластилиновые шарики (которые, кстати, может уже катать и сам малыш) прилепляем на «ветках» елочки и надавливаем пальчиком. Вот и украсили елку! Пластилин также можно размазывать по листу бумаги не только указательным пальчиком, но и остальными: получаются «дорожки», «заборчики», «медузы», «звезды» и просто красивые узоры, в которых смешались несколько цветов. Еще вариант: размазываем пластилин по небольшому кусочку бумаги (лучше вместе с малышом, а то он один быстро устанет и потеряет интерес к работе). Затем берем ручку с использованным стержнем или стек (пластмассовый ножичек для работы с пластилином) и рисуем на пластилиновом фоне все, что захотим. А если малыш уже знает буквы – то пишем известные буковки. Очень оригинальная работа получается – и исправлять ошибки легко. А для разнообразия можно дать малышу втыкать канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок пенопласта. Для годовалых – просто втыкать, а для 2-3 леток уже втыкать по заданному контуру, например, домика, машинки, солнышка. Малыши обожают работать с кнопками, что прекрасно, потому что таким образом мы обезопасим их от травм. Ведь когда ребенок знает назначение предмета, то есть, что с ним нужно делать, он почти никогда не использует его неадекватно. Конечно, с кнопками кроха должен работать под присмотром взрослых.- Упражнения с карандашом.Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Уже с года вы можете учить своего маленького карапуза катать карандаш, зажав его между ладоней. Просто? А вы попробуйте, когда ручки еще не слушаются вас, и все сыпется на пол! Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так-то просто. А если малыш уже запросто это делает, то пусть возьмется пальчиками обеих рук за кончики карандаша (горизонтально) и покрутит их пальцами. Знаете, как развивает координацию рук и глаз! А можно просто подержать карандаш за концы указательными пальцами. Посоревнуйтесь – кто сумеет это сделать быстро и удержать долго, например, на ходу?- Упражнения с мячиками, мягкими и колючими.Такие мячики желательно иметь в «развивающем арсенале» любой мамы. Купить их не составит труда, например, в магазинах «Корма и игрушки для животных». Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики – ежики ( с резиновыми выступающими «колючками») разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров. Во-первых, их можно просто мять в руках, катать между ладоней. Мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша, требует физических усилий. Пусть сожмет такой мячик большим и указательным пальцем. Получилось? Молодец! А теперь – большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для «тренированных» деток 3 лет и старше. С колючими мячиками можно играть и с годовалым крохой. Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра колючего мячика, чтобы он с трудом проталкивался. Предложите малышу затолкать «ежиков» в баночку, покажите ему. Увидите – это настолько увлекательное занятие для крохи (и, кстати, абсолютно безопасное!), что вы успеете переделать все домашние дела и отдохнуть в тишине. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальчиков рук. Только «ежиков» купите побольше, и сделайте так, чтобы крышка и банки легко снималась – тогда малыш сможет повторять всю операцию снова и снова без вашей помощи.- Упражнения с канцелярской резинкой.Очень интересно наблюдать, как ребята 5-6-ти лет с удовольствием делают все вышеперечисленные упражнения для 2-хлеток. Мало кто из ребят-дошкольников имеет возможность поиграть в такие игры, а ведь они очень полезны, при всей своей простоте. Что же говорить об играх, придуманных специально для их возраста! Загораются глаза, руки тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато – намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом – на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки по контуру, например, машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза – ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми.- Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)Если вы находитесь не дома, а например, в очереди в поликлинику или в долгой поездке, вам несложно будет занять своего малыша. Есть рядом ровная поверхность? Отлично! Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной рукой, а потом одновременно обеими. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными « трудными» звуками: СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. Если ваш малыш занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Именно сочетая движения пальчиков и движения артикуляционного аппарата, вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша. Также сидя за столом, можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведение вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение “кулак-ладонь-ребро”. Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.- Упражнения в стакане с пшеном.Устали занимать своего непоседу? Не прогоняйте его с кухни – усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?- Упражнения с гречкой или чечевицей.Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозится с этими крупами: ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления ( ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если подустал ваш малыш – насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушек и предметов. Пусть покопается, да поищет! Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.- Оригинальные штриховки.

Мы привыкли, к сожалению, к шаблонам в рисовании. А ведь это по определению творческий вид деятельности! Покажите своему крохе разные оригинальные штриховки. В раскрасках необязательно закрашивать изображение целиком, можно штриховать, что, конечно же, сложнее и необычнее.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/soviety_dlia_roditieliei_zachiem_nuzhna_artikuliatsionnaia_ghimnastika

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
    При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
    произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
    языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
    неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
    «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
    носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
    резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
    мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
    дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
    нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
    теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Источник: https://www.medaid.ru/logopedy/vzroslie/diktsiya/

Дикция — особенности и методы развития четкой речи

Мы воспринимаем другого человека по внешним данным, аккуратной одежде, поведению в обществе. Это отмечаем сразу. Встречаем по внешности, а провожаем по тому, как он умеет говорить.

Темп, тембр голоса так же важны, как и внешность. Они помогают нам общаться. Человек становится привлекательным для окружающих его людей, когда произносит слова четко и понятно.

Карьерный рост, благополучие часто зависят правильно произнесенных слов, способности выражать свои мысли.

Что такое дикция

Разборчивое, ясное для окружающих произношение, соответствующее языковым нормам, сопровождаемое приятным тоном голоса, называется дикцией. Она состоит из правильной, отчетливой артикуляции и манеры произнесения слов (тембра, интонации).

При правильной артикуляции происходит согласованное движение артикуляционного аппарата. Отчетливая артикуляция делает речь разборчивой. Манера говорить зависит от темперамента: можно ускорять или замедлять темп.

Торопливость и нарушение дикции связаны между собой. Интонация складывается из умения произносить звуки и ставить ударение в слове.

Для качества важно правильное произнесение всех звуков. Гласные прибавляют мелодичности. Правильно произнесенные согласные придают сказанному форму, понятность. Работа над точным произнесением согласных звуков – основная цель улучшения качества произношения.

Важность дикции для человека и социума

Если мы умеем говорить внятно, это делает нас успешными, выгодными в общении. Его хорошо понимают: он ясно выражает свои мысли, произносит слова.

Есть круг профессий, требующий  качества  произносимых фраз. Но умение говорить красиво нужно не только для публики. Человек хочет, чтобы его понимали, воспринимали. Хорошее произношение даст уверенность, повысит самооценку, станет показателем успешности.

Часто умение говорить, голос затмевают внешние недостатки.

У Нины Петровны, читающей психологию студентам, после перенесенного полиомиелита одна нога стала намного короче другой. Вчерашние школьники посмеивались, увидев лектора с физическими недостатками.

Когда началось занятие, будущие педагоги влюбились в преподавателя.

Тренированный голос, размеренный темп, мелодичный тембр заворожили слушателей, помогли привлечь внимание, достигнуть понимания и произвести впечатление.

Неразвитая дикция ведет к проблемам в общении. Невнятные фразы плохо воспринимают люди, с которыми приходится общаться. Отсутствует возможность сосредоточиться, доступно выразить свои мысли. Понижается самооценка, развивается неуверенность в себе.

Особенно сложно в общении приходится подросткам, имеющим такие проблемы. Невнятный выговор мешает ребенку учиться, общаться со сверстниками.

От чего зависит дикция

Четкость и чистота произносимых слов зависят от сложного аппарата речи. В него входят центральная нервная система, слух, артикуляция, дыхание. Здесь важна работа органов речи: языка, губ, челюсти, зубов.  Дефекты всех этих органов влияют на качество произносимых фраз.

Причины плохой дикции

Выделяют две группы причин плохого выговора.

Неправильное развитие плода в период беременности, инфекция и травмы детского возраста, генетическая  предрасположенность. Это становится причиной многих дефектов.

  • Слабые мышцы губ, щек, языка приводят к тому, что речь становится непонятной. Человек говорит так, будто у него во рту каша.
  • Короткая уздечка языка дает неправильное произношение шипящих, свистящих, «р», «л».
  • Неправильный прикус, проблема с зубами тоже приводят к дефектам произношения.
  • Чтобы язык развивался правильно, нужен полноценный слух. Сниженный слух притупляет восприятие, влечет изменение громкости голоса.
  • Нарушение ритма дыхания изменяет интонацию, скорость произношения. Появляется заикание, голос становится гнусавым, речь заторможенной, звуки проглатываются.

Социальные (психологические)

Наша речь показывает психологическое и физическое состояние: неуверенность, застенчивость, тревожность, болезнь.

Неуверенный в себе человек с низкой самооценкой и проблемами в общении произносит слова непонятно.

Информация, которую он пытается предать собеседнику, плохо воспринимается, разговор быстро завершается. У детей речевые нарушения – следствие недостаточного общения с родителями, подражания неправильной речи взрослых. Речевая среда сказывается на развитии речи ребенка.

Как улучшить дикцию за короткий срок

Дефекты говорения поддаются корректировке. Над этим работают профессионалы. Однако есть упражнения для самостоятельного улучшения качества речи.

Люди заботятся о своем теле, фигуре, физическом состоянии мышц. Мышцы речевого аппарата тоже нуждаются в укреплении. Когда челюсть мало двигается, рот во время разговора открывается плохо.

Поэтому слова произносятся невнятно. Рот достаточно открывается – речь становится лучше, разборчивее. Дефекты четкости произношения хорошо корректируются.

Улучшить дикцию за короткое время можно. Тренируйте дыхание, выполняйте артикуляционные зарядки. Произносите давно любимые скороговорки. Записывайте свой голос на диктофонные устройства и прослушивайте.

Тренировка дыхания

Часто люди чувствуют, что им не хватает воздуха. Неосознанно задерживают дыхание на вдохе. Эта проблема возникает при произнесении длинных предложений. Шумно вдыхают и выдыхают перед началом фразы.

Официальная этика не поддерживает  подобное поведение. Ситуация изменится, если тренировать диафрагму. Достаточно петь гласные при выдохе, постоянно увеличивая время упражнения. Или выдыхать, как при задувании свечи, надувать воздушные шары.

Артикуляционные зарядки

Артикуляционные зарядки подготавливают речевой аппарат к работе над дикцией. С их помощью можно тренировать губы, язык, челюсти. Зажатые челюсти создают впечатление, что человек говорит сквозь зубы и производит неприятное впечатление на собеседника.

  • Для освобождения челюстей перемещайте их из одного положения в другое, открыв при этом рот.
  • Затем языком прикоснитесь к каждому зубу, постучите по внутренней их стороне.
  • Следующее действие – прикосновение языка к щекам поочередно.
  • Затем надуйте и втяните щеки.
  • Сожмите губы, поочередно надуйте щеки.
  • Вытяните губы, широко улыбнитесь.
  • Сделайте губами круговые движения.

Скороговорки

Улучшить дикцию помогут знакомые с детства скороговорки. Для начала определите, при произнесении каких звуков вы испытываете проблемы.  После этого займитесь подбором фраз. Произносите скороговорки до тех пор, пока речевой аппарат не привыкнет к ним.

Вначале выбирайте короткие предложения, потом переходите к  длинным скороговоркам. Не произносите фразу быстро. Темп проговаривания должен увеличиваться постепенно. Произнесите скороговорки с орехами во рту. Такой способ подготовки к публичному выступлению применяли ораторы древности.

Диктофон

Вашим помощником станет записывающее устройство. Наговорите любой текст на диктофон. Постарайтесь, чтобы в нем использовались проблемные для вас звуки. Прослушайте сказанное внимательно. Вы сразу поймете, что в речи необходимо исправить, какие упражнения использовать.

Можно слушать запись любимых художественных произведений. Вслушивайтесь в актерское чтение, постарайтесь уловить тембр голоса, интонацию. Примените прием звукового подражания.

Произнесите услышанное, полностью или частично копируя исполнение актера, тембр голоса, интонацию. Здесь необходим постоянный самоконтроль происходящих изменений.

Такие упражнения в короткий срок улучшают дикцию, развивают речевой аппарат, придают уверенности. Упражнения на артикуляцию часто используют перед публичными выступлениями.

Как улучшить дикцию и четкость речи у взрослого человека

Взрослый сам в состоянии корректировать дикцию, регулярно выполняя несложные упражнения, если нет физических отклонений: перенесенных заболеваний носоглотки, нервной системы, стоматологических проблем. Все они требуют вмешательства специалистов.

Возможна самостоятельная тренировка диафрагменного дыхания, лишенного напряжения. Самое простое упражнение: надуйте на вдохе живот, на выдохе – втяните. Пяти минут в день будет достаточно, чтобы развить дыхание.

Взрослый человек в состоянии понять, как он говорит. Для этого изучите работу речевого аппарата, определите свои ошибки. Контролируйте себя в повседневной жизни. Чаще смотритесь в зеркало. Оно поможет вам в правильной постановке звуков.

Качество речи повышается при чтении вслух стихотворений, состоящих из одного предложения.

Примером могут служить произведения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», Фета «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения для улучшения выговора р: «Буря с берега» Валерия Брюсова, «Полтавский бой» Александра Пушкина.

Ритмика стихотворений помогает контролировать дыхание. Они похожи на скороговорки, но в рифмованной форме. Быстро проговаривая лирический текст, вы почувствуете трудности произношения.

Если читаете медленно, выделяются гласные звуки. Они контролируют правильный выговор, интонацию, улучшают дикцию. Можно использовать произведения Владимира Маяковского с ярко выраженной ритмикой. Или стихотворения Александра Блока с плавным ритмом.

Тексты для развития дикции

Работая над собой, используйте словарь. Возьмите сложные для проговаривания слова, повторите их несколько раз, увеличивая скорость, например: бодрствовать, мудрствовать.

Таким же способом можно отрабатывать сочетания ж-ш, к-г, х, ц, слова с удвоенными согласными. «С-з» легче тренируется, если подбирать слова с гласным перед ними: испуг, искра, изжить. В начале слова: сэндвич, зуммер. В середине слова: атмосфера, вздрогнул.

Таким способом тренируйте другие сочетания. Для тренировки л многократно произносите пословицы с его использованием, например: «Люби, люби, но не теряй головы». Тренинги проводите систематически, начиная с артикуляционной разминки.

Вариант тренинга – чтение прозаического текста. Вначале читайте вслух медленно, ясно проговаривая каждый звук.

Затем – без звука, используя артикуляцию, движение губ. Потом прочитайте текст шепотом. Через две недели системных тренировок получите результат, который вам понравится. Вы откроете новое в своей речи.

Тексты выбирайте сложные, с трудными сочетаниями и словами: «Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел», «В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа», «Сонька же, Сашкина подружка».

Тексты для тренировки есть в классической литературе, например «Чуден Днепр при ясной погоде» Николая Гоголя.

Развитие дикции у детей и подростков

Развитие языка у детей и подростков требует такого же внимания от родителей, как учеба. От того, как окружающие будут воспринимать вашего ребенка, зависит вся его жизнь. Подросток с дефектом выговора становится объектом насмешек.

Для детского и подросткового возраста характерно «съедать» окончания слов, пропускать части слов и отдельные звуки, малопонятно произносить слова. Такие недостатки можно исправить в домашних условиях. Но явные дефекты речи ребенка исправляет только специалист.

Упражнения для дикции

Изменить произношение школьников и дошкольников помогают «взрослые» методики, но проводимые  в игровой форме.

Для разминки предложите покусать кончик языка, пожевать язык боковыми зубами, закусить изнутри щеки, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, изобразить губами трубочку, надуть щеки и выбить воздух ладошками.

Учат правильному выговору скороговорки, фразы для отработки звуков, произношение перед зеркалом. Полезны коллективные игры на развитие артикуляции: «Поезд с арбузами», «Ходьба», «Эхо», «Зоопарк», пальчиковые игры.

Ребенок должен уметь правильно расставлять ударения в словах, склонять разные части речи. Тогда усвоить нормы литературного языка будет проще.

Чтение художественных текстов по ролям и вслух отрабатывает интонацию, четкость  выговора. Детям интересно говорить с орехами во рту, с карандашом в зубах, произносить слова при ходьбе.

Если регулярно работать над собой, все эти несложные приемы помогут приобрести правильные речевые навыки, исправить дефекты выговора.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/diktsiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector