Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Ежедневно люди пользуются двигательными навыками. Каждый человек обладает своими стилем и темпом при ходьбе, письме, игре, труде.

В психологии запоминание, удержание и воспроизведение различных движений и систем с помощью кожно-мышечного, вестибулярного и моторного анализаторов называют двигательной (моторной) памятью. Это высшая психическая функция. Она оптимизирует процессы мышления. Даже при выполнении самых простых действий в мозговых структурах выстраивается чёткий алгоритм.

Это позволяет сэкономить время и ресурсы организма, высвободить пространство для выполнения новых задач. Действия выполняются автоматически.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

В течение дня каждый человек совершает большое количество различных двигательных манипуляций.

Приступая к любому действию, будь то работа на конвейере, плавание или езда на велосипеде, индивид должен вначале ему научиться.

На бессознательном уровне он фиксирует в памяти амплитуду, направление, скорость, длительность движения. Без запоминания нужно было бы каждый раз снова им обучаться, осваивать с чистого листа.

Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость, сноровка в труде. Так, игра на музыкальном инструменте отпечатывает в памяти когда-то выученные произведения.

Спустя несколько лет, после длительной паузы музыкант берёт в руки инструмент и без помарок исполняет музыкальную пьесу.

Он и сам искренне удивлён тому, что руки помнят мельчайшие детали этой композиции.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

В психофизиологии подробно описан весь процесс запоминания и воспроизведения движений. В его основе лежит деятельность центральной нервной системы. Для выполнения различных действий срабатывает активирующая ретикулярная система (АРС) в совокупности с моторными анализаторами.

При желании человека освоить движение сигнал мгновенно поступает в АРС, напоминающую сеточку и охватывающую все стволовые структуры мозга.

Там происходит обработка информации, которая может быть заблокирована либо отправлена в кору больших полушарий.

Допустим, при просмотре гимнастических упражнений человеку захотелось повторить их, но лень подняться с кресла. Не особо сильная мотивация тормозит сигнал.

Возможна и другая ситуация. Человек заранее облачился в спортивный костюм, приготовился выполнить и запомнить все упражнения. АРС сразу отмечает важность событий, отправляет сигнал в мозг.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Дальше включается моторный анализатор, расположенный в лобной части головного мозга. Сохранение информации происходит при непосредственном задействовании гиппокампа, находящегося в медиальных височных отделах. Сразу начинают действовать мышечная система и вестибулярный аппарат.

За время выполнения упражнений происходит частичное их запоминание. При многократном повторении движений в будущем действия выполняются автоматически с любой скоростью, так как поступивший сигнал мгновенно включает те же отделы головного мозга.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Двигательная память обеспечивает человека полноценным существованием, способствует развитию координации движений, снимает нервное напряжение и тонизирует мускулатуру. Основные её функции прослеживаются в быту, обучении и профессиональной деятельности.

  • Бытовые навыки человек совершенствует на протяжении всей жизни. Их освоение начинается с младенчества. Чёткие и согласованные действия помогают малышу обслуживать себя, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами. Процесс овладевания движениями постоянен. Иной раз взрослому надо научиться пользоваться бытовым прибором: посудомоечной машиной, кофеваркой и т.д.

Если новая техника напоминает предыдущую, то действуют старые нейронные связи, и человек автоматически воспроизводит нужные движения. Незнакомая модель корректирует моторную память, приводит её в соответствие с новой инструкцией.

При болезни Альцгеймера теряются ранее установленные нейронные связи. Моторная память перестаёт работать, и человек больше не может обслуживать себя.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

  • Данный вид памяти важен для процесса обучения. Двигательные и речевые анализаторы находятся рядом. Для хорошего освоения речи и письма необходимо развивать мелкую моторику рук у детей. Двигательная память активизируется при вышивании, шитье мягких игрушек, изготовлении поделок из природных материалов, макаронных аппликаций, картин из круп и т.п. Комплексы физических упражнений, правила командных игр способствуют формированию двигательной памяти.

Детская центральная нервная система пластична, поэтому ребёнку легче, чем взрослому овладевать движениями.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

  • Невозможно освоение многих профессий без использования двигательной памяти. Некоторые специальности требуют выполнения точных, тонких и сложных действий. Электрики, акробаты, каскадёры, танцоры обязаны постоянно совершенствовать двигательную память, иначе достичь значительных успехов в профессиональной деятельности невозможно. От неверного движения рук иных специалистов зависит жизнь человека. Страшно представить хирурга, сапёра, машиниста поезда или лётчика с плохой моторной памятью.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Развивать моторную память крайне важно. Нередко двигательные навыки помогают сохранить здоровье и жизнь человеку, умеющему правильно сгруппироваться при падении. В гололедицу он безопасно приземляется, тем самым уберегает себя от серьёзных травм.

Психологи приводят в пример случаи выживания автомобилистов, попавших в экстремальную ситуацию на дороге. Там нет времени на обдумывание плана действий. Водитель машинально выворачивает руль в нужном направлении при виде мчащегося по встречной полосе автомобиля.

Уделять внимание двигательной памяти нужно с раннего возраста. Ребёнку крайне важно развить правильную моторику. Есть множество игр на её развитие. Дошкольникам предлагают повторять простые движения за взрослыми.

Можно завязать малышу глаза и провести его по простому маршруту, а потом предложить пройти тем же путём без повязки.

Очень хорошо приобщать детей к играм с конкретными правилами: «Найди себе пару», «Ручеёк», «У медведя во бору».

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

В качестве гимнастики для рук неплохо использовать вязание, вышивание, рисование, лепку, резьбу по дереву. Можно играть с членами семьи в показ и воспроизведение движений. Вначале один демонстрирует какие-то действия, а партнёр воспроизводит их в точности.

Потом тот добавляет к изображённому новые движения, которые в совокупности с первоначальными действиями должен показать первый игрок, добавив очередное движение. Проигрывает сбившийся с правильного воспроизведения и забывший последовательность действий.

Для закрепления в памяти каких-то определённых движений нужно неоднократно производить одно и то же действие. Желательно повторять его не менее 100 раз. Правильное его выполнение доводится до автоматизма. Это же относится и к заданиям на смену положения.

  • Упражнение «гриб – поляна» выполняется кистями и пальцами рук. Плечами двигать не стоит. Задействуют только предплечья. Одну руку, которая символизирует гриб, сжимают в кулак и выставляют вперёд. Она направлена вверх. Раскрытая ладонь другой руки означает полянку, которую следует поместить непосредственно под грибок. Затем быстро прямую ладонь переводят в положение над сжатым кулаком. Во время смены одного символа другим темп постепенно ускоряется.
  • При выполнении следующего упражнения предлагается вообразить два огромных колеса. Нужно вытянуть руки и начать вращать воображаемые колёса в разных направлениях. Одной рукой представляемый обруч двигают на себя, второй рукой – по направлению от себя. Затем человек выполняет обороты в противоположную сторону.

Чем быстрее происходит смена направления, тем лучше.

Источник: https://vplate.ru/pamyat/dvigatelnaya/

Двигательная память – методы самостоятельного усовершенствования

С помощью двигательной памяти человек может машинально производить какие-либо ежедневные действия. Делает он это неосознанно, а как запомнили мышцы тела. Есть произвольная мышечная память человека. Она используется в работе или творчестве. В таком случае человек осознанно запоминает необходимые движения с максимальной точностью, чтобы в будущем воспроизвести желаемое.

История о мгновенном запоминании движений

Мой школьный товарищ Дмитрий всегда вызывал восхищение окружающих своими яркими и ритмичными выступлениями на концертах. Он и вдохновил меня пойти заниматься танцами. Но было одно «но». Я с трудом могла запомнить длинную танцевальную комбинацию, в то время как Дмитрий с лёгкостью повторят движения за хореографом.

Тогда я и решила поинтересоваться, как он может так быстро запоминать движения в танце. Тогда Дмитрий и открыл секрет своего успеха. Ему с детства нравились танцы, но он также как и я не мог уловить их азы.

Он всерьёз задумался о совершенствовании способностей к танцам, и вычитал в интернете массу полезной информации, одна из которых содержала в себе материал по развитию двигательной памяти.

Уже после первых упражнений Дмитрий стал замечать прогресс, что усилило желание развиваться. Ведь недостижимая мечта о танцах становилась всё ближе и ближе. После окончания курса занятий Дмитрий пошёл на пробы в танцевальный кружок, куда его взяли без всяких сомнений.

Данная история вызвала у меня массу интереса. Попробовав данную методику на себе, вынуждена признать её эффективность. Поэтому я решила поделиться с читателями способами самоусовершенствования.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Характеристика

Способность запоминать формирует разные физические качества человека. С хорошо развитым телом, люди без труда выполняют разные упражнения, работу, навыки. Умелость рук неотъемлемо связана со степенью развития данного типа запоминания.

Что это такое

Двигательная память – это возможность запоминать, сохранять и при необходимости воспроизводить одно или несколько движений. Моторная память – это навык выполнять физические действия, которые были сохранены в ходе практической деятельности. Кинетическая память – это развитие возможностей (работать руками, сидеть, ходить), начинающееся в раннем детстве.

Для чего нужна

Двигательная способность запоминать необходима в жизни всем людям. Не имея возможности ей пользоваться, человек попросту не сможет ходить, писать или держать ложку в руках.

Это начальные знания, которые закладываются в разум каждого здорового ребёнка. Практикуясь ежедневно, ребёнок совершенствует эти навыки, которыми пользуется в дальнейшем.

Также данные способности могут потребоваться на работе. Это уже зависит от характера деятельности. Например, на конвейерном заводе рабочий должен проверять качество продукта, выполняя определённые манипуляции. Для того, чтобы машинально выполнять свои функции, ему потребуется неделя или две практики на рабочем месте.

Кто склонен к развитию

Как правило, способностью хорошо и быстро запоминать, обладают творческие люди. Но не стоит огорчаться. Каждый может развить необходимую способность самостоятельно. Просто людям, которым трудно даётся обучение, придётся потратить чуть больше времени.

Для улучшения любого навыка нужно время и терпение, которое имеется не у каждого. Но, чтобы добиться положительных результатов, придётся потрудиться. Ничего не даётся просто так.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Свойства и особенности

В ходе жизни ребёнок в качестве примера использует взрослого. Начинает подрожать и повторять всё то, что делают его близкие родственники и сверстники. В школьные годы ребёнок уде имеет собственное представление о происходящем, и выражается, как ему хочется.

Двигательная память в психологии способствует развитию:

  • трудовых навыков;
  • физкультурных навыков;
  • учебных навыков.

Первые заключаются в самообслуживании (одеться, поесть). Вторые – выполнение определённых упражнений (бег, подтягивание, прыжок, игра в мяч). Третьи – возможность работать руками (писать, вырезать, рисовать).

Методы усовершенствования

Для того чтобы развить моторные возможности, проделывайте ряд упражнений ежедневно. 8 тренировок по совершенствованию себя:

  1. Сядьте на стул напротив стены. На стену прикрепите чистый лист бумаги. Подготовьте ручки разных цветов. Закройте глаза и поставьте на листе точку. Затем опустите руку на колени. Поменяйте цвет руки и посчитайте до 10. Потом этой же рукой постарайтесь поставить точку в том же месте. Откройте глаза, и проверьте результат. С ходом тренировок расстояние между точками будет уменьшаться. Всё зависит от регулярности повторений упражнения. В дальнейшем можно усложнить задачу, выставляя большее количество точек, и делая временной промежуток, доходящий до 30, а потом до 60 секунд.
  2. Если есть необходимость запомнить что-то важное, ежедневно повторяйте данное действие по несколько раз в день.
  3. Сядьте за стол и приготовьте чистый лист бумаги. С закрытыми глазами нарисуйте линию длиной в 3-5 см. Затем положите руку на колено, не открывая глаза, через 15-20 секунд нарисуйте рядом линию такой же длины. Суть упражнения заключается в максимальной схожести нарисованных линий по длине. В дальнейшем усложните упражнение методом увеличения линий по количеству, длине и положения на листе (горизонталь, вертикаль, диагональ).
  4. Занимайтесь развитием рук. Для этого много труда не требуется. Достаточно заниматься приятными делами, например, рисовать, выжигать, вырезать по дереву или готовить на кухне разные сложные блюда.Двигательная память человека: что это и упражнения для развития
  5. Для этой тренировки потребуется партнёр. Сядьте напротив друг друга и начните по очереди показывать некоторое количество фигур. Партнёр должен в точности повторить показанное действие. Усложните упражнение, увеличив количество фигур и сложность их выполнения.
  6. Выставите руки перед собой, как будто держите 2 колеса. Начните вращать воображаемые колёса в разные стороны. Как только поняли, что получается, надо поменять направление вращений в обратную сторону. Умение меняться быстро говорит о хорошем развитии.
  7. Сядьте за стол и возьмите лист и ручку. Уприте локоть в любую часть листа так, чтобы вытянутая кисть могла достать до листа, чтобы нарисовать дугу. Закройте глаза и нарисуйте рукой, неподвижной в кисти, дугу. Вращайте руку только в локте. Затем, не открывая глаза, постарайтесь нарисовать такую же линию. Усложнить упражнение можно увеличив длину дуги.
  8. Тренировка «гриб – полянка». Исходное положение как у школьника, который тянет руку, чтобы ответить на вопрос учителя. Отличием является сжатая в кулак та рука, которая стоит вертикально. Для выполнения начните менять положения рук. Рука «гриб», смотрящая вверх, становится «поляной». А рука «поляна» наоборот. В ходе выполнения ускоряйте темп смены рук. Так нужно проделывать пару раз в день. Для быстрого достижения результата выполняйте процедуру чаще.
Читайте также:  Теория макклелланда: мотивация к достижениям

Полезными являются занятия танцами, музыкой, спортом, в котором задействованы руки (волейбол, теннис, баскетбол и т.д.).

От идей к действию

Двигательная память – это в психологии отдельная тема. Учеба рассчитана на то, чтобы воздействовать на все виды запоминания сразу. Человек слушает, записывает, повторяет, читает материал. Таким образом, выделяется самый лучший способ запоминания.

Каждый человек индивидуален, и ему свойственно обладать или не обладать какими-либо качествами.  Для этих целей и рассчитаны меры для развития своих возможностей. Нужно больше заниматься спортом и гулять на свежем воздухе.

Это поможет сконцентрироваться в обучении.

Как только человек разберётся, в чём он лучше разбирается, а в чём хуже, надо сразу начинать действовать и улучшать свои способности. Умные и грамотные люди быстро добиваются успехов. А при развитых способностях им это не доставляет труда. Поэтому не сидите дома у телевизора, а вперёд развиваться!

Каждый человек может выполнить всё, что только пожелает. Главное иметь веру в себя и начинать действовать.

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/dvigatelnaya-pamyat.html

Развитие двигательной памяти

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Существует множество разновидностей памяти – эмоциональная, образная, долговременная, кратковременная, ассоциативная и другие. Все процессы, связанные с ними, происходят преимущественно в мозгу, и лишь один вид памяти использует в качестве главного инструмента все наше тело.

Что такое двигательная память?

Это подсознательное запоминание движений, а точнее — их амплитуды, скорости, длительности, направления. Благодаря запоминанию целых комплексов таких характеристик мы можем совершать большое количество повседневных действий, не задумываясь об их алгоритмах.

Чтобы понять насколько важна для нас двигательная память, давайте рассмотрим ее на примере процесса ходьбы. В детстве нам с трудом даются первые шаги, мы экспериментируем, падаем, шатаемся и со временем начинаем понимать, как именно нужно переставлять ноги и удерживать центр тяжести.

Потом начинается период запоминания последовательности движений, когда они совершаются сознательно.

Если бы мы могли читать мысли начинающего ходить ребенка (и если бы он уже умел думать словоформами), то услышали бы нудные повторы: «Так, сейчас поставить эту ногу, потом поднять следующую, потом поставить…» Конечно же, никто из нас не помнит этого, поэтому даже не осознает, сколько потребовалось упражнений, чтобы ходьба стала такой простой.

Двигательная память нужна для оптимизации процессов мышления, она высвобождает место для новых задач. Главный центр (мозг) прописывает последовательность движений при выполнении определенного действия и спускает его вниз, к подчиненным рукам-ногам, чтобы не тратить энергию на рутинную работу. Все продумано!

Не окажись у нас двигательной памяти, и жизнь стала бы намного сложнее.

Приходилось бы каждый раз продумывать порядок движений вплоть до самых примитивных: сжать пальцы, чтобы ухватиться за ручку двери, согнуть колено, чтобы поднять ногу на ступеньку.

Все эти мысли занимали бы все наше существование, все мыслительные процессы. Но мы выполняем немыслимое количество повседневных действий, полагаясь исключительно на двигательную память – и в этом нам повезло.

Кроме того, без нее бы мы делали все намного медленнее, поскольку двигательная память работает на уровне подсознания. Вспомните, насколько быстрее вы выполняете какое-то упражнение на скорость (например, играя на инструменте), когда повторите его несколько раз. И какими неуклюжими получаются привычные действия, если долго не повторять их.

Основной массив навыков двигательной памяти разрабатывается еще в детстве. Действия, освоенные в дошкольном возрасте, совершаются полностью машинально и сохраняются на всю жизнь.

Если спросить вас, как вы завязываете шнурки или плетете косу, то вы, скорее всего, растеряетесь – беру и делаю.

И только родителям, обучающим своих детей премудростям жизни, приходится вспоминать нехитрую последовательность движений при надевании штанов.

То, как мы ходим, бегаем, садимся, ложимся, группируемся при падении, одеваемся, едим, наносим макияж, расчесываемся, открываем дверь, застегиваем молнии, откручиваем крышки бутылок, шьем, стучим по клавиатуре – достояние двигательной памяти. Только представьте, какую огромную роль она играет в нашей жизни!

Она уже развита в нас с детства, так зачем же развивать двигательную память? Нам часто приходится осваивать новые навыки и умения, уже будучи взрослыми. Мы постоянно ставим перед двигательной памятью новые задачи.

Например, когда учимся водить автомобиль, увлекаемся новым хобби или неопробованным видом спорта.

Мозг все так же методично вычленяет повторяющиеся движения и отправляет их в подсознание, а мы учимся совершать движение быстро и не задумываясь.

Если мы часто делаем упражнения для развития двигательной памяти, то процесс освоения новых техник становится более простым. Ведь при постоянных тренировках мы «разгоняем» тот или иной раздел мышления (как это происходит, например, при изучении стихов – с каждым разом запоминать их становится все проще).

Развитие двигательной памяти делает нас более скоординированными, грациозными и точными в движениях. Этот «апгрейд» будет полезен любому человеку независимо от того, занимается он спортом, творчеством, интеллектуальной деятельностью или физической работой.

Упражнения на развитие двигательной памяти

  1. Сядьте на табурет лицом к стене и прикрепите к ней листок бумаги так, чтобы он располагался на уровне глаз. Зажмурьтесь и нарисуйте точку в любом месте листа. Затем положите руки на колени, досчитайте до пяти и попытайтесь снова попасть в то же место. Чем меньше промежуток между точками, тем лучше развита двигательная память.

    При регулярном повторении упражнения расстояние будет сокращаться.

  2. Следующий уровень – последовательное рисование двух, трех, четырех точек. Чтобы понять, насколько повтор соответствует первому варианту, используйте фломастеры разного цвета для первого и второго раза.

  3. Увеличиваем длительность паузы между первой и второй прорисовкой точек от нескольких секунд до нескольких минут.
  4. Теперь работаем над ощущением расстояния – рисуем линии одинаковой длины (напоминаю, что все упражнения делаются с закрытыми глазами).

    После первой и второй прорисовки измеряем длину линий и работаем с теми ситуациями, когда она особо отличается. Рисовать линии нужно в разных направлениях – горизонтальные, вертикальные, косые. При усложнении задачи старайтесь нарисовать сразу две, три и больше линий.

  5. В промежутке между первой и второй прорисовкой машем и встряхиваем рукой.

    Это называется «двигательные помехи». После их введения результат сначала ухудшится, но потом все вернется на свои места. Зато так развивается устойчивость памяти.

  6. Далее прорабатываем угол поворота сустава – рисуем кривые линии, изменяя положение лишь с помощью одного соединения руки: локтевого или лучезапястного сустава.

    Это упражнение можно выполнять, прикрепляя бумагу как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.

Это несложные упражнения, но они делают двигательную память более гибкой и сильной, позволяя с легкостью осваивать новые навыки.

Кроме того, хорошо развивают двигательную память занятия музыкой и спортивные хобби – катание на велосипеде или скейтборде, теннис, танцы. Не пренебрегайте активным отдыхом и увлечениями. Их польза сразу не видна, но она имеет долгосрочный накопительный эффект.

Помните, древние греки говорили о здоровом духе в здоровом теле? Теперь мы точно знаем – активное развитие тела напрямую связано с развитием мозга. И, если хотим стать умнее, то ловкость – одна из важных характеристик на пути к более гибкому мышлению.

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Викиум

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-dvigatelnoj-pamyati.html

Упражнения для развития памяти

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Память и её виды

Память — один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие, помогает ребёнку познавать мир, устанавливая связи между предметами, событиями, явлениями и людьми. Без памяти невозможна ни одна человеческая деятельность. Развитие памяти у детей связано с развитием речи, мышлением, вниманием и двигательной активностью.

Память как мыслительный процесс делят по типу запоминаемой информации на следующие виды:

  • Зрительная памятьпомогает малышу запоминать то, что он увидел. Поэтому нужно читать ему книги с яркими картинками, а на занятиях использовать наглядный материал. Хорошо развита зрительная память у художников. Если ваш ребёнок имеет склонности к такому виду запоминания, его можно отдать в художественную студию.
  • Слуховая памятьпозволяет воспроизводить и запоминать информацию, которую малыш получил через свои маленькие ушки. Для развития слуховой памяти можно использовать прослушивание различных мелодий и угадывание их названий.
  • Тактильная памятьобогащает кроху впечатлениями от прикосновений. Дотронувшись до горячего чайника, малыш запоминает болевые ощущения и вспоминает их при виде этого предмета.
  • Двигательная (моторная) памятьпроявляется в способности ребёнка запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков.
  • Словесно-логическая памятьвыражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Благодаря ей карапуз заучивает стихи, запоминает содержание прочитанной книги, раз­говора с родителями или друзьями.

Память ребёнка нужно развивать и тренировать. А поскольку для дошкольников главным видом деятельности является игра, то с помощью игр и нужно развивать память малыша. Мы предлагаем вам простые игры и упражнения, направленные на развитие каждого вида памяти.

Развитие зрительной памяти

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребёнка, поэтому очень важно её развивать с самого раннего детства.

Картинки

Разложите перед малышом до десяти картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть карапуз всё внимательно рассмотрит, после этого уберите картинки и через полминуты попросите назвать запомнившиеся.

  Покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через час предложите ещё раз перечислить всё, что он видел.

Кто как одет

Играть можно во время прогулки или дома, сидя у окна. Обратите внимание карапуза на детей, играющих на детской площадке или гуляющих во дворе.

Пусть малыш отвернётся и постарается вспомнить, сколько человек он видел, сколько было мальчиков, а сколько девочек, как они были одеты.

Развитие слуховой памяти

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Способность узнавать звуки окружающей среды помогает малышу в дальнейшем быстрее овладеть разговорной речью.

Что звучит?

Подготовьте различные «звучащие» предметы, в том числе музыкальные инструменты — свисток, дудочку, бубен, колокольчик, связку ключей, шуршащую бумагу и т. п.

Продемонстрируйте малышу, как звучат предметы, пусть кроха и сам попробует воспроизвести различные звуки.

Попросите ребёнка отвернуться и начинайте по очереди дудеть, шуршать или пищать. Карапуз должен правильно назвать источник звука.

Звуковые баночки

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки — например, из-под киндер-сюрпризов — разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную (должно быть по 2–3 баночки с крупой каждого вида). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребёнка. Затем предложите малышу найти баночки, которые издают такой же звук.

Развитие тактильной памяти

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек положите предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, куклу, пуговицу, шарик, кубик, карандаш, мягкую игрушку.

Малыш должен засовывать руку в мешочек и на ощупь определять один за другим предметы. Чтобы первоначально облегчить карапузу задачу, попросите его самого сложить все предметы в мешочек.

Предложите ребёнку не просто назвать предмет, но и рассказать о своих ощущениях — мягкий, круглый, длинный, мохнатый и т. п.

Узнай, что это такое

Малышу 5–6 лет можно предложить игру посложнее. Завяжите карапузу глаза и по очереди кладите в его вытянутую руку различные предметы.

После того, как ряд предметов (начать можно с 4–5) будет обследован, предложите ребёнку назвать все эти вещи, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнить сразу две мыслительные операции — узнавание и запоминание.

Развитие двигательной (моторной) памяти

Хорошими упражнениями для развития двигательной памяти малыша являются танцы. Разучивая различные движения, ребёнок запоминает их, чтобы воспроизвести в дальнейшем.

Кукловод

Завяжите ребёнку глаза, возьмите его сзади за плечи и начните водить, как куклу, по определённому маршруту. Например, три шага вперёд, остановка, поворот налево, снова три шага, остановка, разворот и т. д.

Развяжите карапузу глаза и попросите его повторить все движения. Усложняйте задачу, увеличивая продолжительность маршрута и включая в него простые физические упражнения: приседания, прыжки, повороты через плечо, поднимание рук.

Запрещённое движение

Скажите малышу, что вы будете показывать различные движения, а карапуз должен их повторять. Но одно движение повторять запрещено! Договоритесь, что запрещённое движение, к примеру, — руки в стороны.

Показывайте ребёнку движения, всё больше ускоряя темп. Старайтесь запутать малыша, разводя руки в стороны. Ребёнок должен не ошибиться и не повторить запрещённое движение.

Развитие словесно-логической памяти

Развивая словесно – логическую память малыша, уделите внимание произношению слов. Не упрощайте и не искажайте их, иначе в памяти ребёнка они навсегда отложатся в неправильном виде.

Запомни пару

Подготовьте несколько пар слов, например: мяч — играть, вилка — кушать, карандаш — рисовать, краски — кисточка, комар — муха, снег — санки, лето — солнце, кошка — мышка, кровать — спать, песок — лопатка.

Скажите ребёнку: «Я произнесу несколько пар слов. Постарайся запомнить, какое слово с каким вместе я говорю».

Теперь называйте первое слово из пары, а малыш пусть вспоминает второе. Если карапуз справляется, добавляйте слова и ускоряйте темп упражнения.

Хорошими помощниками в развитии словесно-логической памяти являются и такие упражнения:

  • Разучивание песен и стихов.
  • Составление рассказа по картинкам, предварительно разложенным в логической последовательности.
  • Описание впечатлений от прогулки, посещения цирка, театра или зоопарка.
  • Обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма.

Не забывайте о важных факторах

Помните, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, что память — это продукт работы мозга. И мозгу вашего карапуза для активной деятельности нужны:

  • Регулярное пребывание на свежем воздухе.
  • Сбалансированное питание, содержащее все необходимые витамины, минералы и другие вещества.
  • Спокойная домашняя обстановка.
  • Соблюдение режима дня, здоровый и полноценный сон.

Мы уверены, что совсем не за горами то время, когда ваш наследник поразит вас, демонстрируя феноменальную память и заслуженно завоевав звание лучшего ученика.

Всего вам наилучшего! До свидания!

Источник: http://nii-evrika.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati/

Двигательная память. Развитие двигательной памяти

Двигательная (моторная) память представляет собой психологический процесс запоминания, хранения и воспроизведения различных движений, которые как бы запрограммированы и в случае необходимости выполняются человеком всегда одинаково.

Двигательная память способствует формированию как общих (письмо, ходьба, плавание), так и специальных навыков.

Уровень развития двигательной памяти чрезвычайно важен для специалистов различных профессий, работа которых связана с повторяющимися быстрыми, точными и сложными движениями: для ювелиров, хирургов, часовщиков и др. Не менее важна развитая моторная память в быту и при управлении транспортным средством.

Если, например, на скользкой дороге автомобиль начинает заносить, водитель автоматически, не задумываясь, выкручивает руль в нужную сторону. Это возможно именно благодаря двигательной памяти!

Благодаря данному виду памяти мозг оптимизирует процесс мышления, высвобождая тем самым ресурсы для решения новых задач. При этом он устанавливает последовательность движений для выполнения стандартных повторяющихся задач и направляет её к исполнительным органам – рукам и ногам. То, как мы ходим, едим за столом, надеваем одежду, набираем текст на клавиатуре и т. д.

 – заслуга двигательной памяти.  Но возникает вопрос: если моторная память в нас развита с детства, то зачем же нам в зрелом возрасте развивать двигательную память? Дело в том, что в современном, быстро меняющемся мире довольно часто приходится осваивать новые навыки, связанные либо с работой, либо с хобби.

Умение быстро учиться любому делу является очень важной для жизни способностью.

Итак, как развить двигательную память? Вот пять простых упражнений:

  1. Если Вам необходимо освоить какой-то двигательный навык, повторяйте его как можно чаще и большее число раз .
  2. Присядьте на стул напротив стены. На уровне глаз прикрепите к стене чистый листок бумаги формата А4. Закройте глаза и нарисуйте точку карандашом в любом месте листа. После этого опустите руку на колено, посчитайте до пяти и попытайтесь попасть карандашом в ранее нарисованную точку. Чем будет меньше расстояние между двумя точками, тем лучше у Вас развита двигательная память. При регулярных тренировках точность попадания будет улучшаться. Далее постепенно можно усложнять задачу путем рисования 2, 3, 4 точек. При этом, чтобы понять, насколько повтор соответствует изначальному варианту, для нанесения исходных и повторных точек желательно применять карандаши разного цвета. Кроме того, в процессе регулярных тренировок можно постепенно увеличивать временной промежуток между первым и вторым нанесением точек, от пяти секунд  до нескольких минут.
  3. Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Закройте глаза и нарисуйте линию. Положите руку на колено, после чего постарайтесь нарисовать линию такой же длины. После этого замерьте длину обеих линий. Цель упражнения – нарисовать линии, максимально одинаковые по длине. В процессе тренировок упражнение усложняется за счет одновременной прорисовки двух, трех и более линий, которые нужно выполнять по-разному (горизонтальные, вертикальные и под углом), „помех” (между первой и второй прорисовкой машем и встряхиваем и рукой) и увеличения временного интервала между прорисовками.
  4. Развивайте кисти рук. Другими словами, старайтесь как можно больше работать руками. В свободное время можно заняться лепкой, резьбой по дереву, рисованием или просто на кухне каждый день готовить несколько разнообразных блюд.
  5. Повторяйте по образцу. Для данной тренировки двигательной памяти Вам нужен партнер. Суть упражнения в том, что Вы по очереди должны показывать друг другу определенную последовательность движений, которую необходимо в точности повторить. Начинать нужно с нескольких движений, постепенно увеличивая их количество.
  • Кроме того, способствуют развитию двигательной памяти занятия музыкой и танцами, езда на велосипеде и спортивные игры, такие как настольный теннис, волейбол, баскетбол и др.
  • Успехов Вам в развитии двигательной памяти и самосовершенствовании!
  •  Yanni Raftakis

Источник: https://b-trainika.com/blog/dvigatelnaya-razvitie-dvigatelnoj/

Эффективные упражнения для развития памяти у детей и взрослых

Всё больше распространяется мнение, что с информационными технологиями и гаджетами можно не запоминать многие вещи. Необходимую информацию легко отыскать в телефоне или интернете. Но любому человеку нужно тренировать память. Упражнения для развития этой функции головного мозга помогают как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Простые задачи

Механизмы памяти всё ещё изучаются нейробиологами. Специалисты доказали, что за запоминание и воспроизведение информации отвечают несколько участков мозга, которые надо регулярно тренировать.

Этим занимались даже древнегреческие мыслители. Они придумали различные упражнения, развивающие память. Многие из них применяются современными людьми, но есть и такие занятия, которые появились недавно.

Трудно назвать самые лучшие упражнения для развития памяти. Разные виды тренировки способны воздействовать на мыслительные процессы и повышать скорость и качество запоминания необходимой информации. Простые упражнения подойдут как ребёнку, так и взрослому:

  1. Головоломки с отличиями. Развить память и внимательность помогают картинки, на которых изображены почти одинаковые рисунки, но с некоторыми различиями. Такая игра кажется детской, однако для взрослых делают иллюстрации с множеством деталей. Для детей подбирают изображения попроще.
  2. Стихи и песни. Малышей с детства учат запоминать наизусть рифмованные строки. Если часто заучивать стишки или песенки, со временем память будет улучшаться. Конечно, легче работать с любимыми материалами, но школьникам следует выбирать информацию, связанную с их уроками.
  3. Написание слов. Такой метод помогает тренировать линейную память. На листе записывают 10−15 слов, которые несколько раз перечитывают про себя или вслух. Затем нужно перевернуть бумагу и написать всё, что запомнилось. Также следует попытаться записать их по порядку. А можно составить таблицу из нескольких строк и столбцов и потом перенести её на новый лист по памяти. Со временем список слов увеличивают.
  4. «Задом наперёд». Эффективная техника позволяет улучшить кратковременную память. Человек запоминает три простых слова подряд, а затем читает их наоборот. Освоив задание, можно переходить к фразам и предложениям.
  5. Пересказ. Этот метод помогает натренировать память и чтение. Ребёнку или подростку вначале нужно читать небольшие тексты или абзацы, а затем пересказывать их. Потом следует перейти к целым страницам. Пересказ книг помогает не только тренировать запоминание, но и даёт возможность узнать о чём-то новом или поразмышлять над какими-то вещами.

Тренировка мозга | Упражнения для тренировки памяти

Для взрослых специалисты предлагают интересное задание. Им следует запоминать в разных магазинах цены на одни и те же товары, а потом сравнивать их стоимость.

Ассоциативное мышление

Улучшение оперативной и других видов памяти невозможно без опорных точек, которые не дают заблудиться в лабиринте мыслительных процессов. Не только время, потраченное на эффективные методики, но и понимание законов запоминания влияют на деятельность мозга. Помогут развить память упражнения, связанные с ассоциациями.

У человека не получается запомнить непонятные вещи. Информация откладывается в памяти, если индивид её осознаёт. Помощником запоминания выступает ассоциативное мышление. Оно строится на том, что новые образы вызывают уже существующие из сознания и связываются с ними.

Разные понятия могут ассоциироваться по смежности (лето и жара), на контрасте (тёплый и холодный) и иных критериях. Однако информация лучше запоминается, если использовать фантазию, а не логическое мышление.

В этом случае в памяти остаются яркие и необычные ассоциации, созданные с помощью разных органов чувств.

Метод соощущений помогает построить связь между понятиями и запомнить их:

  1. Детям будет легче запомнить цифры, если подобрать к ним ассоциации. На бумаге записывают числа и затем придумывают, на что они похожи. К примеру, 0 напоминает яйцо, а 8 — снеговика. Это поможет в дальнейшем быстро запоминать номера в телефонной книге.
  2. Месяцы и конкретные даты проще отложить в памяти, ассоциируя их с приятными событиями, которые произошли в тот или иной период жизни.
  3. При методике соощущений следует подключать все 5 органов чувств. Например, к словосочетанию «жареная картошка» можно создать несколько ассоциаций. Необходимо вспомнить, как она выглядит, пахнет, какая на вкус и что слышно, когда блюдо готовится.

Если получше сосредоточиться на органах чувств, получится лучше воспринять новую информацию и надёжно её запомнить. Сложно забыть те данные, которые вызвали активность сразу нескольких анатомических структур.

5 простых упражнений для развития мозга

Работа с изображениями

Улучшить память помогают упражнения для зрительного восприятия. При самом простом методе потребуется любая картинка. На изображение смотрят в течение 3−4 минут, затем отводят взгляд и мысленно воспроизводят его перед глазами. Можно описать картинку детально вслух. После описания нужно проверить рисунок, чтобы ещё лучше его запомнить. Такое упражнение для развития памяти повторяют несколько раз в день, сидя в кресле или лёжа на кровати.

Взяв несколько карточек с изображениями разных животных, следует посмотреть на них и запомнить. Затем иллюстрации убирают и на листке бумаги записывают всех представителей фауны в алфавитном порядке. Каждый раз картинки меняют, чтобы тренировать память.

Другое задание основано на зрительных ассоциациях. Человеку необходимо вспомнить, какие объекты он видел на пути от дома до работы или любого другого пункта назначения. Потом он записывает их по порядку или рисует известный маршрут с ними. Этот метод позволяет запоминать различные вещи в правильной последовательности.

Можно взять какой-нибудь интересный предмет и досконально изучить его. Потом человек закрывает глаза и пробует воссоздать мысленно этот объект во всех деталях. Затем он снова смотрит на предмет, чтобы найти ошибки, снова запоминает и повторяет задание. Такое упражнение полезно для саморазвития. Его рекомендуется выполнять 2−3 раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЯ на улучшения ПАМЯТИ и повышения ВНИМАНИЯ.

Слуховая память

Часто люди выбирают те задания, которые улучшают зрительную память, но надо работать и со слуховой. В этом поможет чтение книг. Ежедневно нужно читать вслух какое-нибудь произведение (рассказ, стих) в течение 10−15 минут, а потом пересказать прочитанный отрывок с максимальной точностью. Такие задания часто задают в школе ученикам, поэтому для молодого поколения тренировка будет полезной.

Необычное задание выполняется вне дома. По дороге на учёбу или работу в автобусе или маршрутке нужно незаметно слушать разговоры сидящих рядом людей и запоминать их.

Позже эти отрывки он повторяет про себя. Если человек ездит на личном автомобиле, тогда задачу можно выполнять с помощью радио, по которому передают новости и рекламу.

Позже новую информацию он должен передать своим коллегам или друзьям.

Есть ещё одно задание, связанное с развитием слуховой памяти. Упражнение для развития психической функции напоминает работу со словами, только теперь их говорит помощник, а человек фиксирует услышанное на бумаге.

Другие интересные задания

Учить детей новым словам будет проще с визуальными играми. Нередко подобные способы используют и для изучения иностранных языков. На небольших листочках пишут незнакомые малышу слова и расклеивают их по дому на соответствующих вещах. Так ребёнок запомнит названия объектов и научится их распознавать в дальнейшем.

Есть и другой эффективный способ, который помогает быстро выучить иностранные слова. Их следует записывать несколько раз на листке. Ежедневно нужно заучивать новые слова, увеличивая их количество. Такая тренировка поможет ученикам разных классов школы учить иностранный язык.

Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга

Есть ещё несколько оригинальных упражнений для развития памяти:

  1. Пары. Повысить концентрацию внимания и улучшить процесс запоминания и сохранения информации помогут игры с поиском одинаковых иллюстраций. На столе раскладывают 16−20 карточек. Их по очереди переворачивают и запоминают, чтобы найти пары одинаковых и отложить в сторону. Такие тренажёры можно найти в интернете онлайн или скачать на компьютер для ежедневных тренировок.
  2. Пиктограммы. Такие значки и иконки встречаются в нашей жизни повсюду: в телефонах, книгах, логотипах марок. Пиктограммы служат отличным средством для запоминания информационных данных и укрепления памяти. Следует выбрать какое-нибудь предложение и нарисовать к каждому слову значок. Например, глагол «видеть» можно изобразить в виде глаза, а «вдохнуть» — в виде носа и струйки пара. Такая игра подойдёт как для развития ребёнка, так и для взрослого.
  3. Mind maps. Ещё эту методику называют «ментальными картами» или «флеш-картами». Задание напоминает пиктограммы, поскольку их тоже надо рисовать. Однако оно эффективнее и помогает запоминать даже целые книги. В центре листа бумаги изображают задачу или проблему. В стороны отводят в виде толстых веток главные разделы с нумерацией. Раскрывают детали задач на тонких ветках с помощью пиктограмм, ключевых слов и цветовых отметок.

Подобные задания отлично развивают память. Кроме того, они улучшают и другие функции мозга, расширяя нейронные сети. Такие тренировки необходимы взрослым, чья работа связана с мыслительными процессами и большим объёмом информации.

Лечение пациентов после инсульта

После инсульта у людей нарушается кровообращение в одной из долей и полушарий мозга. Нейроны начинают отмирать, что ведёт к ухудшению работы этого органа. Восстановить способность сохранения и воспроизведения информации на 100% нельзя, однако можно добиться некоторых улучшений с помощью упражнений:

  1. Часто улучшение памяти начинают с самых простых задач. Больному говорят одну или две буквы, а затем выдают лист бумаги с текстом, в котором он должен найти необходимые символы и зачеркнуть их карандашом.
  2. Перед пациентом ставят 3−4 простых предмета. Он должен хорошенько рассмотреть объекты в течение нескольких минут. Затем предметы убирают, а человек должен назвать каждый из них и описать все особенности. Задание постепенно усложняют, добавляя новые вещи.
  3. На столе раскладывают 3−4 карточки с детьми и подписанными именами. На каждом малыше должен выделяться цветом какой-то элемент одежды, например, у Лены красный бант на голове, а у Феди — зелёные штаны. Потом изображения переворачивают, а у пациента спрашивают, во что был одет каждый ребёнок.
  4. Если у больного не была нарушена долговременная память, с ним можно поиграть в города. Пациент вспомнит все буквы алфавита и активизирует мыслительные процессы.

Восстановление памяти у человека, пережившего инсульт, — сложный процесс. Конечно, без должного медикаментозного лечения не обойтись, однако и такие упражнения окажут благоприятное воздействие на организм и улучшат состояние здоровья. Задания будут полезны и при деменции. На сайте memini.ru можно найти немало упражнений, направленных на восстановление памяти.

Улучшение функции мозга

Тренировка памяти с помощью упражнений значительно повышает качество жизни. Улучшить функции мозга помогают концентрации, расслабления, медитации.

Даже такие предметы, как математика, стимулируют работу органа и повышают уровень внимания.

Пальцевая гимнастика и физические упражнения тоже улучшают мозговое кровообращение и дают возможность добиться лучших результатов в запоминании информации.

Если человеку сложно заставить себя заняться полезным делом, тогда он может начать с тренингов, на которых получится не только ускорить процесс восприятия информации, но и познакомиться с новыми людьми.

Взрослым и пожилым людям следует помнить, что память требует регулярного напряжения. Постоянные тренировки и собственные усилия помогут избежать проблем с познавательными способностями мозга в будущем.

9 Упражнений Для Развития Мозга

Источник: https://sizozh.ru/effektivnye-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-u-detey-i-vzroslyh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector