Мотивация для успеха: методы ее диагностики а также развитие личности



В данной статье опубликованы результаты исследования трудовой мотивации, проведенной в целях формирования и поддержания трудовой мотивации сотрудников организации — внебюджетного государственного фонда.

Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, мотивация трудовой деятельности

В сфере управления одной из основных задач является формирование и поддержание трудовой мотивации сотрудников.

В современных экономических условиях особенно актуальным является контроль факторов материальной и нематериальной мотивации трудовой деятельности.

Для руководителя очень важно знать точное содержание и структуру потребностей и мотивов конкретных работников и уметь управлять мотивацией.

Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.

Термин “мотивация” образован от слова “мотив” (от лат. мovere — двигаться).

Следовательно, мотив можно определить как то, что заставляет проявлять активность, а под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека.

Мотивация — это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Мотив — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего они совершаются?»

На сегодняшний день применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три группы: социальная мотивация персонала, мотивация для обучения, самомотивация. Для нас представляет интерес социальная мотивация персонала, поэтому мотивация данной группы и будет предметом исследования в статье.

Социальная мотивация — это система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Трудовая мотивация была и является предметом большого числа теоретических и экспериментальных исследований.

Были проведены исследования мотивации труда, уровня целей, притязаний и выявлены ведущие мотивы профессиональной деятельности 20 специалистов организации — государственного внебюджетного фонда.

Количество испытуемых определено пропорционально возрастному признаку структуры работающих — 15 процентов в возрасте до 30-ти лет, 55 процентов от 30-ти до 50-ти лет, 30 процентов в возрасте от 50-ти лет и старше. Из общего количества 30 процентов составляют мужчины, 70 процентов — женщины.

Для оценки мотивации труда были использованы следующие методики: методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова», методика изучения мотивационного профиля личности Ш. Ричи и Мартина, методика мотивации к успеху Т. Элерса, тест-опросник А.

Реана «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (МУН), оценка лояльности (шкала Терстоуна), тест смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьев (методика СЖО).

Изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личностиС.С.

Бубнова» показало, что по группе работников в возрасте до 30-ти лет у 66 процентов опрошенных ценностями являются — Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, у 27 процентов — Высокий социальный статус и управление людьми и Общение.

  • У работников в возрастной категории от 30 до 50 лет и старше Социальная активности для достижения позитивных изменений в обществе указана работниками в количестве 18 процентов и 50 процентов соответственно.
  • В целом по всем возрастным группам приоритетными ценностями были указаны: Высокий социальный статус и управление людьми (выбрали 25 процентов испытуемых), Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе(35 процентов); Общение (25 процентов).
  • По результатам анкетирования для большинства испытуемых (от 30 до 60 процентов) такие ценности как Высокое материальное благосостояние; Помощь и милосердие к другим людям; Любовь и Здоровье не оказались приоритетными.

Исследования потребностей человека на рабочем месте по Методике изучения мотивационного профиля личности Ш.

Ричи иМартина: сложились таким образом: ввозрастной категории до 30 лет мотивационный профиль специалистов составил — на первом месте высокая заработная плата и желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок, на втором месте — потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе, на третьем месте — потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их.

  1. В возрастной категории 30–50 лет мотивационный профиль составил: на первом месте высокая заработная плата и желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок, на втором месте — потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их, на третьем месте указали потребности в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах работы и потребность в снижении неопределенности.
  2. В возрастной категории 50 лет и старше потребности сформировались следующим образом: на первом месте потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей, на втором месте — потребность в высокой заработной плате и желании иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок, на третьем месте потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке.
  3. Диагностика мотивационной направленности личности на достижение успеха по методике Т. Элерса показала, что работники в возрасте до 30 лет: 33 процента имеют средний уровень мотивации и 67 процентов — умеренно высокий уровень мотивации;
  4. работники в возрастной категории 30–50 лет: 82 процента имеют средний уровень мотивации и 18 процентов — умеренно высокий уровень мотивации;
  5. работники в возрастной категории старше 50-ти лет: 17 процентов имеют средний уровень мотивации и 83 процента — умеренно высокий уровень мотивации.

Исследования доказывают, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска.

Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску.

При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.

Результаты тестирования специалистов, мотивированных на успех и на неудачу по тест-опроснику А.Реана «Мотивация успеха имотивация боязни неудачи» (МУН) показали, что количество баллов в пределах от 1 до 7, которым диагностируется мотивация боязни неудачи, не набрал никто;

25 процентов сотрудников мотивированы на достижение успеха — диагностируется мотивация успеха; из них 33 процента в возрасте до 30 лет, 27 процентов в возрасте от 30 до 50 лет, 16 процентов в возрасте старше 50 лет;

у 75 процентов сотрудников мотивационный полюс ярко не выражен; в том числе — 67 процентов в возрасте до 30 лет, 73 процента в возрасте от 30 до 50 лет и 84 процента в возрасте старше 50 — ти лет. При этом можно иметь ввиду, что 20 процентов скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, 15 процентов — к мотивации успеха.

Таким образом:

40 процентов от числа испытуемых имеют мотивацию успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели.

60 процентов испытуемых имеют мотивацию боязни неудачи. Личности этого типа мотивации мало инициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

  • Лояльное отношение к организации по шкале Терстоуна оценивается следующим образом: высокую лояльность к организации не проявил никто, среднюю — 35 процентов, низкую– 55 процентов и совершенно не лояльны к своей организации 10 процентов.
  • Результаты оценки лояльности по возрасту работников: до 30 лет- 33 процента проявляют среднюю лояльность, 67 процентов — низкую; работники в возрасте 30–50 лет — 30 процентов проявили среднюю лояльность, 50 процентов — низкую, 20 процентов не лояльны; в возрасте 50 лет и старше — 43 процента проявили среднюю лояльность, 67 процентов– низкую.
  • В целом можно сделать вывод, что только 35 процентов работников проявляют лояльность к организации, тогда как 61 процент от общей численности, работают в организации более трех лет, из них около четверти состава — более 15 лет.

Результаты оценки «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни по тесту смысложизненные ориентацииД.А.Леонтьев (методика СЖО) показали: по возрастной категории работников до 30 лет:

  1. ‒ показатель осмысленности жизни: у всех работников 100 % составил средний уровень;
  2. ‒ цели в жизни: 67 процентов имеют средний уровень, 33 процента — высокий,
  3. ‒ процесс жизни: у 100 процентов испытуемых оценивается по среднему уровню;
  4. ‒ результативность жизни: 33 процента оценивают по высокому уровню, 67 процентов — по низкому уровню, что говорит о неудовлетворенности частью прожитой жизни;
  5. ‒ локус контроля — Я: высокий показатель у 67 процентов, низкий — у 33 процентов. Высокий показатель соответствует представлению о себе как о сильной личности, низкий — неверие в свои силы;
  6. ‒ локус контроля — жизнь, или управляемость жизни: у всех работников средний уровень.
  7. По возрастной категории работников 30–50 лет:
  8. ‒ показатель осмысленности жизни: высокий уровень — у 9 процентов работников, средний уровень у 64 процентов работников, низкий уровень — у 27 процентов;
  9. ‒ цели в жизни: высокий уровень имеют 9 процентов, средний уровень — 63 процентов низкий уровень у 3-х работников (низкий уровень характеризует человека, живущего сегодняшним или вчерашним днем);
  10. ‒ процесс жизни: высокий уровень показали 9 процентов, средний уровень у 72 процентов работников, низкий — у 19 процентов; низкий уровень — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем;
  11. ‒ результативность жизни: 63 процента работников оцениваются по среднему уровню, 17 процентов — по низкому уровню, что говорит о неудовлетворенности частью прожитой жизни;
  12. ‒ локус контроля — Я: высокий показатель составил у 27 процентов (высокий уровень соответствует представлению о себе как о сильной личности); средний уровень у 54 процентов работников, низкий — у 18 процентов (низкий уровень говорит о том, что человек не верит в свои силы);
  13. ‒ локус контроля — жизнь, или управляемость жизни: средний уровень у 72 процентов работников, низкий уровень у 28 процентов, низкие уровень — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что бессмысленно загадывать на будущее.
  14. По возрастной категории работников 50 лет и старше:
  15. ‒ показатель осмысленности жизни: высокий уровень показали 17 процентов работников, средний уровень у 66 процентов, низкий уровень — у 17 процентов;
  16. ‒ цели в жизни: высокий уровень у 17 процентов работников, средний уровень у 66 процентов, низкий уровень у 17 процентов (низкий уровень характеризует человека, живущего сегодняшним или вчерашним днем);
  17. ‒ процесс жизни: высокий уровень у 17 процентов, средний уровень у 83 процентов работников;
  18. ‒ результативность жизни: у 66 процентов работников оценивается по среднему уровню, у 34 процентов — по низкому уровню, что говорит о неудовлетворенности частью прожитой жизни;
  19. ‒ локус контроля — Я: высокий показатель у 33 процентов работников (высокий уровень соответствует представлению о себе как о сильной личности); средний уровень у 50 процентов, низкий у 17 процентов (низкий уровень говорит о том, что человек не верит в свои силы);
  20. ‒ локус контроля — жизнь, или управляемость жизни: 83 процента оцениваются по среднему уровню, по низкому уровню — 17 процентов (низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что бессмысленно загадывать на будущее.
  21. По результатам исследования по всем возрастным группам работников:
  22. ‒ локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) имеют высокие показатели 25 процентов опрошенных, средние показатели — 40 процентов;
  23. ‒ локус контроля Жизнь или управляемость жизни высокие показатели отсутствуют, 70 процентов опрошенных оцениваются по среднему уровню;
  24. ‒ процесс жизни или интерес к эмоциональной насыщенности жизни: 10 процентов обследуемых имеют высокие баллы по данной шкале, что характеризует исследуемых, как людей, живущих сегодняшним днем, 70 процентов имеют средний уровень баллов;
  25. ‒ результативность жизни или удовлетворенность самореализацией: высокие баллы у 5 процентов опрошенных, что характеризует их как людей, «доживающих свою жизнь», у которых все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни; низкие баллы по шкале составили у 25 процентов опрошенных — это показатель неудовлетворенности прожитой частью жизни.
  26. Таким образом, по результатам теста смысложизненных ориентаций: четверть опрошенных имеют о себе представление как о сильной личности, обладающей свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о ее смысле; большинство испытуемых живет сегодняшним днем, не удовлетворены своей жизнью в настоящем; одна треть работников характеризуется как доживающие свою жизнь и испытывают неудовлетворенность прожитой частью жизни.
  27. По результатам исследований можно сказать о недостаточной трудовой мотивации работников в организации, выявленные ценностные ориентиры не способствуют развитию трудовой мотивации работников: работники не лояльны к организации, большинство из них имеют мотивацию боязни неудачи при желании иметь высокую заработную плату с хорошим набором льгот и надбавок.
  28. Запланировано проведение ряда мероприятий по повышению мотивации сотрудников.
  29. Литература:
  1. Аширов Д. А. Трудовая мотивация: Учебное пособие. — М.: Проспект, 2005. —444 с.
  2. Ващенко А. Н. Мотивация и вознаграждение труда в современном воспроизводственном процессе. — М.: Маркетинг, 2005. — 314 с.
  3. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации: современные и классические исследования, научные данные и жизненные примеры. — СПб.: Речь, 2006. — 457 с.
  4. Демченко Т. А. Мотивация трудовой деятельности в современных условиях: Пути повышения эффективности. — М.: МАКС Пресс, 2003. -104 с.
  5. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2008. 464 с. а
  6. Клегг Б. Как мотивировать людей. — СПб.: Нева: Экономикс, 2003. — 222 с.
  7. Кондратьев О. В., Снежинская М. В., Мелихов Ю. Е. Мотивация персонала. Нет мотива — нет работы. — Москва: Альфа-Пресс, 2005. — 216 с.
  8. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.
  9. Нирмайер Р. Зайфферт М. Мотивация. 2-е изд.— М.: Омега-Л, 2008. — 122 с.
  10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. —479 с.
  11. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: 12 факторов мотивации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с.
  12. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — Т. 1–2. М.: Педагогика, 1986.-406+301 с.
  13. Bibliofond.ru
Читайте также:  Мотивация в работе: лучшие способы для её повышения

Основные термины (генерируются автоматически): процент, процент работников, уровень, высокий уровень, локус контроля, мотивация успеха, возрастная категория, высокая заработная плата, высокий показатель, сильная личность.

Источник: https://moluch.ru/archive/144/40326/

Формирование мотивации достижения успеха

Формирование мотивации достижения успеха

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих силах, формирует у учащихся мотив достижения.

  • Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.
  • Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.
  • У человека с достижением успехов связаны два мотива:
  • мотив достижения успеха
  • мотив избегания неудачи

Мотив избегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как правило, оба эти мотива формируются в младшем школьном возрасте в ведущем для этого возраста виде деятельности: в учении.

На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий:

  • характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику.
  • новизна

Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков.

Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач.

Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений

На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей. В оценке собственных способностей большую роль играет самооценка.

Чем выше сам человек и другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям.

Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В задачах должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается.

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов.

Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных.

Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей.

Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.

Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения,- это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.

Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития.

Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия.

И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок.

В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний.

Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе. 

  1. Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
  2. —пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
  3. — пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
  4. — недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

—ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

-слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);

—несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого­педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки-;

—недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления.

Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно¬логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать.

Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;

недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое.

  • Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
  • -наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

—обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

  1. -тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
  2. —диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
  3. —диагностика индивидуальных способностей учащихся;
  4. —тестирование самооценки своих способностей.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся.

Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

  • Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.
  • Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
  • Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.
  • Сделать деятельность учащихся определенной и понятной.
  • Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Таким образом, учитывая все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации к достижению успеха.

Источник: https://infourok.ru/formirovanie-motivacii-dostizheniya-uspeha-384615.html

Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побудительная сторона предполагает рассмотрение понятий мотива и мотивации.

Мотив – это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет деятельность или поступок, смысл которого состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта.

Мотивация – более широкое понятие. Это – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивационная сфера человека – еще более широкое понятие, которое включает в себя: такие основные мотивационные образования как мотивы (диспозиции), потребности и цели.

Наиболее важной составляющей мотивации являются потребности.

Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе по своему мотивационному значению понятие – цель.

Это тот непосредственный осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность.

Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развития можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой понимается качественное своеобразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость.

Более гибкой считается такая мотивационная сфера человека, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций.

Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже.

Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Также выделяют такое понятие, как сила мотива. Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, ко­торое, в свою очередь, зависит, как отмечает К. В.

Судаков (1972), от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организ­ме. Гипоталамо-ретикулярные центры оказывают восходящее активирующее влия­ние на кору головного мозга.

Таким образом, гипоталамус выступает в роли генера­тора энергии, необходимой для формирования побуждения к действию.

Однако силу мотива определяют и психологические факторы: знание результа­тов деятельности, а не выполнение работы «вслепую», понимание ее смысла, опре­деленная свобода творчества, а не жесткое регламентирование.

Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Яркая эмоциональная окраска мотива указывает на преимущественно экспрессивный его характер, требующий немедленной и исчерпывающей «энергетической разрядки» в соответствующей внешней деятельности.

Измерение силы мотива представляет значительные трудности.

По Дж. Аткинсону (J.

Atkinson,1964), сила стремлений человека может быть оп­ределена при помощи следующей формулы: М = Пду х Вдц х Здц, где М — сила мотива­ции (стремления); Пд — сила мотива достижения успеха как личностное свойство (диспозиция); Вдц— субъективно оцениваемая вероятность достижения поставлен­ной цели; Здц— личностное значение достижения данной цели для человека. Выра­женность П, В и 3 в совокупности и определяет силу мотива.

Факторы, детерминирующие формирование и развитие мотивационной сферы:

1. социальная детерминированность. Человек – существо биосоциальное, но в своем поведении чаще всего проявляет именно социальный аспект своего существа, поэтому оно (поведение) и регулируется социальными факторами, такими как признание, похвала, осуждение и т.д.

2. опосредованность интеллектом. Деятельность человека всегда имеет цель, цель объективно (или субъективно) важна для человека. Достижение цели или не достижение всегда осознается, то есть опосредуется мышлением.

Мотивация людей исходит из ряда базовых потребностей, свойственных человеку как биологическому виду, практически неизменных и генетических, или инстинктивных, по происхождению. Это своеобразное фундаментальное положение характеризует теоретическую позицию Маслоу.

Потребности, согласно Маслоу, носят не чисто физиологический, но также и психологический характер.

Они образуют подлинную внутреннюю природу каждого представителя вида «человек», но они слабы, легко искажаются и подавляются неправильным научением, привычками или традициями.

Это, указывает Маслоу, «внутренние аспекты человеческой природы, которые культура только подавляет, но не может убить».

Такая точка зрения, несомненно, бросает вызов древнему и устойчивому убеждению, разделяемому многими, о том, что инстинкты сильны, неизменяемы и плохи.

Маслоу предполагает противоположное: потребности легко игнорируются или подавляются, но они «не плохи, а нейтральны или хороши».

  • Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:
  • 1 Ее отсутствие ведет к заболеванию
  • 2. Ее наличие предотвращает заболевание

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать

Физиологические потребности. За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами.

Физиологическую потребность, или позыв, нельзя рассматривать в качестве образца потребности или мотива, она не отражает законы, которым подчиняются потребности, а служит скорее исключением из правила. Позыв специфичен и имеет вполне определенную соматическую локализацию.

Позывы почти не взаимодействуют друг с другом, с прочими мотивами и с организмом в целом.

Хотя последнее утверждение нельзя распространить на все физиологические позывы (исключениями в данном случае являются усталость, тяга ко сну, материнские реакции), но оно неоспоримо в отношении классических разновидностей позывов, таких, как голод, жажда, сексуальный позыв. Физиологические потребности — самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они препотентны по отношению ко всем прочим потребностям.

Потребность в безопасности.

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме.

Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и, нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности.

Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет его философию будущего, философию ценностей. Для такого человека нет более насущной потребности, чем потребность в безопасности (иногда даже физиологические потребности, если они удовлетворены, расцениваются им как второстепенные, несущественные). Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то мы говорим, что человек думает только о безопасности.

Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток.

Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки.

Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, вязанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.

В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

Потребность в самоактуализации. Даже в том случае, если все ышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен.

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе.

Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.

Термин «самоактуализация», изобретенный Куртом Гольдштейном, употребляется в несколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности.

Наиболее глубоко и последовательно концепция мотивации раскрыта в теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданной А.Н. Леонтьевым.

В этой концепции источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив.

Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности.

Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности.

Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (полимотивированная); точно также она может побуждаться несколькими потребностями.

Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться борьбой мотивов. В этой борьбе решение принимает сознательный субъект на основе своих ценностных ориентаций.

При этом один из мотивов становится основным, ведущим, а др. – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции.

Формирование ведущего мотива приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл – осознанной внутреннее оправдание деятельности.

Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

  1. Ведущая деятельность:
  2. Деятельность, в которой формируются главные новообразования;
  3. Формируются и закладываются основы будущей личности;
  4. Закладываются основы следующей ведущей деятельности.
  5. Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида:
  6. 1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок — общественный предмет);

2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

В настоящее время существует большое количество методов для изучения мотивации:

1. Прямые методы (основанные на самоотчетах). Однако, прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, часто выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознаваемые мотивы могут искажаться самим испытуемым, что проявляется, например, в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов.

2. Другим направлением диагностики мотивации человека являются проективные методы диагностики. Они разрешают проблему искажений со стороны испытуемого, но достоверность и надежность в большей мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Большинство проективных методик дает возможность лишь качественного, но не количественного определения тех или иных черт.

Таким образом, традиционные психодиагностические методы не позволяют с достаточной степенью точности выявлять содержание мотивации.

3. Личностные опросники. Испытуемые отвечают на вербальные стимулы-утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик. Проблема – фактор социальной желательности.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s93t3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector