Система лейтнера для запоминания информации

  • Если вы учите иностранные языки, то наверняка часто сталкиваетесь с рядом проблем:
  • – Записываете переводы слов в тетрадку и забываете про них;
  • – Получаете домашнее задание на заучивание слов, которые оказываются ненужными на практике;
  • – Просто не имеете свободного времени на учёбу.

В основе работы приложения лежит система Лейтнера. Это широко используемый метод запоминания, предложенный немецким учёным и журналистом Себастьяном Лейтнером. Его основной процесс — повторение учебного материала по постоянно возрастающим интервалам.

В Remember интервальные повторения модифицированы и имеют одинаковое количество времени (24 часа), поскольку вкупе с другими упражнениями, нужные слова учатся быстрее.

Система Лейтнера для запоминания информации

  1. Как работает приложение?
  2. Приложение Remember работает в двух направлениях:
  3. 1. Переводчик

Смотрите сериалы, читаете книги и статьи на оригинальном языке или общаетесь с иностранными коллегами в рабочей переписке? Значит, вам наверняка встречаются новые слова. С помощью переводчика можно найти и перевести любое слово. Оно автоматически сохраняется, попадая в «тренировку».

Переводчик содержит словари популярных языков: русский, английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и др.

2. Упражнения

Для эффективного запоминания слов в приложении Remember на данный момент существует три типа упражнений. В каждом из них есть возможность воспроизвести слово на слух.

• В первом упражнении «Memory» нужно выбрать правильный перевод слова из 4-х предложенных вариантов. Вы получаете 1 балл за правильный ответ или теряете 1 за неправильный. Когда карточка набирает 5 баллов, она уходит из тренировки в набор выученных слов.

• Тренировка во втором упражнении «Reverse Memory» — это обратный процесс от первого. К переводу, который вы искали, нужно выбрать правильное значение.

• Третье упражнение — «Words Builder». В нем нужно собрать перевод слова по буквам, представленным в произвольном порядке.

Система Лейтнера для запоминания информации

В чём главные преимущества Remember?

• Изучение слов, нужных вам прямо сейчас. Не тратьте время на запоминание слов, которые не используете в жизни.

• Переводчик на 23 языка. Кроме популярных европейских языков, слова можно переводить на мало-популярные, такие как польский, эстонский, турецкий и др.

  • • Простой, минималистичный и интуитивно понятный интерфейс.
  • • Автозаполнение помогает дописать незнакомое слово без ошибок.
  • • Приложение бесплатное и не требует регистрации.

Приложение доступно в App Store. В ближайших планах расширение функционала: запуск новых тренировок, добавление готовых тематических групп слов, версия для Android и многое другое.

Приложение Remember – это полезный инструмент для изучения иностранных языков, который помогает переводить и запоминать самые нужные слова.

Система Лейтнера для запоминания информации

Источник: http://Apps4All.ru/post/01-17-17-prilozhenie-dlya-izucheniya-inostrannyh-slov-remember-a2a

Карточки для запоминания по системе Лейтнера

Эта система была предложена немецким учёным и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70е годы ХХ века. (англ. Leitner system).

Система Лейтнера для запоминания информацииНеобходимо купить или сделать 3 коробки. Желательно, чтобы они были разного цвета — или обклеить их бумагой с разным рисунком, или самим разрисовать как угодно.

Для карточек потребуется цветная бумага — например, красная, синяя, зелёная и жёлтая. Лучше брать не сильно яркие цвета, чтобы на них было лучше видно то, что вы пишете.

Система Лейтнера для запоминания информации

На красной бумаге мы будем делать карточки по грамматике. На жёлтой — карточки по лексике. И на зелёной — карточки по частям речи, и на синей — предложения. Итого:

  • красная — грамматика
  • жёлтая — лексика
  • синяя — предложения
  • зелёная — части речи
  • Если вы сейчас находитесь в процессе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или другому какому экзамену, и вам также нужно учитЬ карточки из раздела Словообразование — можете смело делать их на белой бумаге или розовой, но карточки не должны быть тех же цветов, что и основные разделы, указанные выше.
  • Итак, коробки готовы.
  • Карточек лучше делать за один раз не больше 10ти, иначе сложно будет все запомнить.
  • На одной стороне вы либо пишите правило,
  • например, красная карточка, лицевая сторона:
  • ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА — в английском предложении всегда есть глагол
  • Оборотная сторона: главное правило английского языка
  • Либо фразу на английском, которая иллюстрирует какое-то правило, например
  • Я собираюсь = I am going to + INFINITIVE
  • I am going TO DO my homework after dinner.
  • Оборотная сторона:
  • Я собираюсь сделать уроки после обеда.

Процесс работы с карточками

Шаг 1. Все карточки прочитываются вслух с двух сторон и идут в 1ю коробку.

Шаг 2. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ вы берёте карточки одну за другой, включаете в своём мобильном телефоне диктофон, зачитываете, что написано на оборотной стороне карточки и туда же говорите свой ответ.

Например, читаем с карточки:

«Я собираюсь сделать уроки после обеда.» Говорим вслух «I am going to do my homework after dinner.»

Сохраняем запись, выключаем диктофон. Переворачиваем карточку и проверяем ответ.

Ответ верный! Ура! Эта карточка отправляется во 2ю коробку.

Если же ответ оказался неверный или вы вообще забыли, что там, на другой стороне, то карточка остаётся в 1й коробке.

И так необходимо перебрать все карточки и проверить себя.

Шаг 3. ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ вы таким же способом, в тесном контакте с диктофоном, перебираете и проверяете все карточки из коробки номер 2, и всё, что вы запомнили, идёт в коробку №3, а всё, что не смогли на 100% воспроизвести — ВОЗВРАЩАЕТСЯ В КОРОБКУ НОМЕР 1.

Шаг 4. ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА вы таким же способом, в тесном контакте с диктофоном, перебираете и проверяете все карточки из коробки номер 2, и всё, что вы запомнили, идёт в коробку №3 папку АРХИВ, а всё, что не смогли на 100% воспроизвести — ВОЗВРАЩАЕТСЯ В КОРОБКУ НОМЕР 1.

  1. Дополнительные рекомендации
  2. На каждой карточки пишите, какому уровню языка она соответствует, и начинайте всегда с самого низкого уровня.
  3. Для чего это нужно?

Базовая грамматика встречается чаще всего и даёт, соответственно, в процентном соотношении больше всего ошибок. Так что, чем быстрее и лучше вы отработаете материал из начальных уровней, тем меньше вы будете делать ошибок и тем увереннее будете себя чувствовать при разговоре на английском.

  • Вы будете лучше понимать, какому уровню что соответствует, и сможете намеренно применять в разговоре грамматику и лексику более высокого уровня — в обычной беседе это просто приятно, на собеседовании или экзамене необходимо.
  • Сделайте дополнительно разделители из плотной бумаги или картона и пишите на них даты, когда нужно карточку проверить.
  • То есть в коробке 1 месяц у вас карточки будут разделены ещё этими разделителями:
  • Пн 7 октября

Ср 16 октября и т.д.

Система Лейтнера для запоминания информации

Здесь разделители стоят по уровням, а вам нужно сделать их по датам.

Ну, вот и всё по теории. Переходим к практике!

This entry was posted in Словарный запас, Эффективность. Bookmark the permalink.

Источник: http://www.common-language.ru/2019/leitner-system/

Tinycards — новый сервис от создателей Duolingo для быстрого запоминания иностранных слов

Я уверен, что нашим читателям не нужно представлять Duolingo. Все хорошо знают, что это один из самых простых и доступных сервисов для изучения иностранных языков.

Недавно компания-разработчик Duolingo выпустила новое приложение под названием Tinycards для iOS. В его основе лежит система Лейтнера, которая предполагает интервальное повторение новых слов и понятий до тех пор, пока учащийся как следует не запомнит материал. Программа получила отличные отзывы, поэтому в Duolingo решили запустить также одноимённый веб-сервис.

Система Лейтнера для запоминания информации

После регистрации на сайте вам предложат выбрать тему, которую вы хотите изучать. Есть наборы карточек самой разной тематики — от изучения иностранных языков до названий химических элементов и имён древнегреческих богов. Чтобы не потеряться в этом изобилии, лучше всего воспользоваться встроенным поиском.

Система Лейтнера для запоминания информации

Сам процесс обучения незамысловат, но очень эффективен. Вам будет демонстрироваться карточка, на одной стороне которой находится картинка, а на второй — соответствующее слово. Затем для проверки задают проверочные вопросы, когда к картинке нужно подобрать нужное слово или, наоборот, сопоставить со словом правильную картинку.

Система Лейтнера для запоминания информации

Частота повторения слов зависит от того, насколько успешно вы справляетесь с заданиями. Если постоянно делаете ошибки в каком-либо слове, то оно будет повторяться снова и снова. Если же программа увидит, что вы хорошо запомнили материал, то продемонстрирует его для закрепления только спустя некоторое время.

Большинство наборов карточек в Tinycards создано самими пользователями. С одной стороны, это позволило сервису быстро обзавестись учебными материалами на самые разные темы. С другой, некоторые курсы носят откровенно любительский характер и изобилуют ошибками. Будем надеяться, что это временное явление и на Tinycards скоро появится больше профессионально составленных наборов карточек.

Tinycards →

Источник: https://Lifehacker.ru/tinycards-web/

Запоминаем английские слова: метод интервальных повторений

«Память у меня превосходная, но короткая» — гласит народная мудрость. Знакомо? Вы давно учите английский и отлично знаете, что знать пару тысяч слов полезно, но ваша память так не считает.

Читайте также:  Что означает коричневый цвет: психология

Она частенько вас подводит, вспоминая совсем простые слова вместо сложных, соответствующих продвинутому уровню или вообще отказывается вспоминать слова, которые вы казалось бы уже выучили.

После этого вам кажется, что вы никогда не выучите язык? В этой статье мы поговорим о том, как же все-таки действовать, чтобы свободно извлекать из памяти изученные важные слова и выражения.

Немного о разновидностях памяти и кривой забывания

Система Лейтнера для запоминания информации

Конечно, за бессонную ночь перед экзаменом можно вызубрить необходимую информацию, воспользовавшись механической памятью. Главный недостаток этого действия в том, что оно бессмысленно. Да-да, механическая память позволяет мозгу сохранять практически любую информацию без изменений, «исходник», но совершенно не позволяет производить над ним какие-то еще действия, кроме воспроизведения. Системное усвоение новой информации возможно только с помощью смысловой памяти.

Разновидности памяти: какая подойдет для учебы?

В первую очередь нужно понять, как происходит градация памяти на виды и чем эти виды друг от друга отличаются. Первая — мгновенная память — длится не более 0,5 секунд. Тем не менее, за это время органы чувств успевают отразить информацию; картина мира становится полной и детальной.

Следующая называется кратковременной, такая память не превышает 20 секунд. Этот вид памяти используется во время разговора или обсуждения, новая информация сохраняется лишь в обобщенном виде.

Очевидно, что если вы хотите запомнить новую лексику, эти виды памяти не стоит использовать — ведь нужные слова и выражения из нее просто физически не достать. И это не метафора: мозг «экономит» место для той информации, которую относит к действительно важной.

Если он посчитает, что вам действительно нужно ее запомнить, он задействует долговременную память. Объем кратковременной памяти ограничен 5-7 единицами, поэтому рассчитывать, что вы на переменке повторите список нужных слов к контрольной просто наивно.

Когда вы изучаете новый материал, то задействуете оперативную память. Она отличается от кратковременной тем, что способна дольше сохранять промежуточные цели и знания.

Оперативная память действует при работе с книгой, рефератом или исследованием: она хранит информацию столько, сколько сам человек решил.

Что же происходит со знаниями после того, как дела закончены? Они могут как стереться, так и перенестись в долговременную память.

Долговременная память позволяет хранить информацию неограниченное время, именно поэтому она наиболее важна для учебы. В обучении иностранным языкам часто используется метод интервальных повторений. Его «отцом» косвенно можно считать немецкого психолога Генриха Эббингауза.

«Кривая Эббингауза» и успехи в английском

Система Лейтнера для запоминания информации

На картинке справа — знаменитая кривая Эббингауза. В своей работе, написанной еще в 1885 году, Эббингауз исследовал «чистую память», то есть память, на которую не влияют процессы осознанного мышления. С целью эксперимента он заучивал бессмысленные слоги из двух согласных и одной гласной буквы. Выборка производилась так, чтобы ни сам слог, ни их порядок не вызывали у испытуемого ассоциаций. Из графика, отражающего результаты исследований, видно, что забывание усвоенного материала идет очень быстро уже в течение первого часа. То есть, повторять материал сразу перед экзаменом — вредно! Есть риск, что вы вообще ничего не вспомните, еще и растерявшись в стрессовой обстановке. Эббингауз показал: в течение первого часа люди забывают 60% информации. Это больше половины, тогда как за следующие 10 часов теряется всего 5% информации. Постепенно процесс забывания замедляется и через 6-7 дней в памяти остается 1/5 материала. Как же вернуть остальные 80%?

Метод интервальных повторений для изучения английских слов

При разговоре о методе интервальных повторений сразу возникает ассоциация с интервальными тренировками и упражнениями — безусловными составляющими спортивной подготовки. Смысл их заключается в чередовании этапов занятия с низкой нагрузкой и этапов, которые требуют серьезных усилий.

Такая технология заметно сокращает время тренировки, но качество занятия заметно возрастает. Мозг, конечно, не мышца, но тоже нуждается в регулярных тренировках. Весь секрет — в выборе правильного интервала между тренировками. Согласно методу, лучше всего мы вспоминаем, когда вот-вот готовы полностью забыть.

Парадокс, но это работает.

Метод интервальных повторений на практике: советы студентам

Итак, как понять, что настал тот самый момент, когда нужно извлечь из памяти слово и «обновить» его? Специалисты считают, что интервалы между повторами должны быть как можно длиннее (на стороне студента будет статистический эффект распределения) и, в то же время, достаточно короткими, чтобы окончательно не забыть информацию. Попробуем на практике?

К примеру, вам нужно выучить слово «foal». Первый раз необходимо повторить его примерно через пару минут после первого прочтения и осознания перевода термина (задействуем смысловую память — это важно!).

Через час вы понимаете, что не уверены в произношении? Вернитесь к слову. Затем — через 24 часа, 5 суток, неделю и далее, в зависимости от потребностей.

Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений:

5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток — 25 дней — 4 месяца.

Метод Лейтнера

Хорошо, про частоту повторений понятно. Но что делать, если они малоэффективны, поскольку плохо развита визуальная память? Еще в 1970-е гг. ученый и журналист Себастьян Лейтнер придумал систему карточек, которую потом с успехом воплотили в разных компьютерных программах по обучению иностранным языкам. Обычные бумажные флэш-карточки превратились в электронные, а метод остался прежним.

Система Лейтнера для запоминания информации

Итак, заготовьте карточки с необходимой лексикой, рассортируйте их по коробкам. Помимо самого английского слова пишите перевод на русский и транскрипцию. В первую очередь определите, сколько коробок будет в вашей собственной системе.

Но считается, что оптимальное количество коробок не должно превышать пять: в ином случае вы просто не будете успевать использовать их все. Лучше всего использовать три коробки: самую сложную коробку, самую легкую коробку и коробку с «ошибками».

Одну коробку с наиболее сложными для запоминания словами нужно повторять ежедневно. Вторую — раз в двое суток, третью — один раз в неделю и так далее.

Если вы знаете, что выучили одну карточку, ее нужно перекладывать в следующую коробку, к примеру, из стопки для ежедневного повторения она может перейти в коробку номер два. Что делать, если вы не верно перевели или произнесли слово из любой коробки, помимо первой? Нужно вернуть ее — как бы то ни было обидно — в первую коробочку и повторять каждый день.

Этот метод можно модифицировать: например, записывать на карточку не перевод, а картинку или любой другой образ (знак), помогающий запомнить слово. Важно не останавливаться, а превратить набор знаний в единую систему, некую «картину мира».

Лучшие приложения для изучения иностранных слов

Компьютер значительно облегчает сейчас наш труд и позволяет создавать карточки онлайн. Ниже приведен перечень полезных программ, которые помогут вам значительно продвинуться в английском.

  • Anki занимает первое место в топе программ для запоминания иноязычной лексики. Карточки организованы в тематические колоды, а помимо общей информации о слове даются примеры употребления в разных контекстах, что невероятно полезно;
  • Tinycards имеет доступный интерфейс. В нем, как и в предыдущем приложении, пользователь может создавать собственные подборки слов. Милая инфографика привлекает молодежь, поэтому наибольшей популярностью приложение пользуется у юных пользователей;
  • Quizlet имеет шесть режимов, по сути, обучение в нем выстроено на забавных мини-играх. Но в нем есть и режим с карточками. Бесплатное приложение отлично помогает в краткие сроки запоминать большие объемы информации;
  • LinguaLeo требует специального плагина для браузера, чтобы система с карточками начала работать. Функция пользуется спросом, потому что LinguaLeo позволяет сохранять все в личный словарик, к которому можно возвращаться в любой момент;
  • Flashcards+ позволяет добавлять картинки и создавать двухсторонние карточки, есть возможность работать со словами учителя: вы можете скачивать чужие наборы карточек. Другой плюс заключается в том, что приложение синхронизирует устройства.

Интервальное повторение направлено лишь на одну из граней изучения языка — запоминание. После того, как вы освоили его, стоит искать новые решения и расширять зоны использования метода интервальных повторений во всем образовательном процессе.

Предлагаем посмотреть полезное и занятное видео про метод интервальных повторений:

Источник: https://www.bkc.ru/blog/about-language/life-hacks/metod-intervalnykh-povtoreniy-uchim-angliyskie-slova/

Запоминать, но не зубрить — учеба «по карточкам»

Метод изучения различных дисциплин «по карточкам», который еще называют системой Лейтнера, известен уже около 40 лет.

Несмотря на то, что чаще всего он применяются, чтобы пополнить лексический запас, выучить формулы, определения или даты, сам метод — не просто очередной способ «зубрежки», а инструмент поддержки учебного процесса.

Он позволяет сэкономить время, требующееся для запоминания большого объема информации.

Система Лейтнера для запоминания информации

Siora Photography / Unsplash.com

Спустя сутки после лекции студенту достаточно всего десяти минут на повторение пройденного. Через неделю — потребуется уже пять минут. Через месяц — его мозгу хватит и пары минут, чтобы «ответить»: «Да-да, я все помню». Исследование, проведенное в Альбертском университете, показало положительное влияние методики Flashcards-Plus на оценки студентов.

Читайте также:  Закон притяжения вселенной: секрет исполнения желаний

Но использовать систему Лейтнера можно не только в школах и университетах. Основатель CD Baby Дерек Сиверс назвал обучение по карточкам самым эффективным способом поддержки развития навыков разработчика. С его помощью он осваивал HTML, CSS и JavaScript.

Герой еще одного примера — Роджер Крейг в 2010 году победил в телеигре Jeopardy! и получил 77 тыс. долларов призовых.

В онлайн-обучении система используется повсеместно: почти нет образовательных сервисов, где не были бы интегрированы карточки. Систему применяют при изучении практически всех базовых дисциплин, и для нее уже разработаны десятки специализированных приложений — как десктопных, так и мобильных. Первое из них — SuperMemo — разработал Петр Возняк в 1985 году.

В первую очередь он пытался улучшить образовательный процесс для самого себя — применительно к изучению английского языка. Метод принес результаты, а софт оказался достаточно успешным, и его обновляют и сейчас. Конечно, есть и другие, более популярные приложения вроде Anki и Memrise, которые используют аналогичные принципы, что и SuperMemo.

Один из пионеров экспериментальной психологии Герман Эббингауз, изучая в конце XIX века закономерности памяти, описал так называемую динамику забывания. Позже ученые не раз повторяли его опыты, исследуя «кривую Эббингауза», и выяснили, что она меняется в зависимости от особенностей изучаемого материала. Так, лекции или стихи, будучи осмысленным материалом, запоминались лучше. Кроме того, на качество заучивания влияли индивидуальные особенности и внешние условия — усталость, качество сна и обстановка. Но в целом исследования подтвердили основные закономерности открытого Германом Эббингаузом феномена.

На его основе был сделан, казалось бы, очевидный вывод: чтобы сохранить знания, требуется повторение материала. Но для высокой эффективности всего процесса делать это нужно с определенными временными интервалами.

Такую технику повторения с возрастающими интервалами впервые протестировал на студентах Герберт Шпитцер из Университета штата Айова в 1939 году. Но кривая Эббингауза и техника интервальных повторений остались бы всего-навсего наблюдениями, если бы не Роберт Бьёрк и Себастьян Лейтнер.

Несколько десятков лет Бьёрк изучал особенности запоминания, опубликовал десятки работ, существенно дополняющих идеи Эббингауза, а Лейтнер — предложил в 70-х годах метод запоминания с использованием карточек.

В классической системе Лейтнера, изложенной в книге «Как научиться учиться», он рекомендует подготовить несколько сот бумажных карточек. Предположим, на одной стороне карточки будет слово на иностранном языке, на другой — его интерпретация и примеры использования. Кроме того, нужны пять коробок. В первую — идут все карточки. После их просмотра в коробке остаются карточки с неизвестными словами, во вторую — попадают уже знакомые. На следующий день нужно снова начать с первой коробки: очевидно, что некоторую часть слов удастся вспомнить. Так пополняется вторая коробка. Во второй день — нужно пересмотреть обе. Карточки с известными словами из первой коробки перемещаются во вторую, из второй — в третью и так далее. «Неизвестные» возвращаются в первую коробку. Так постепенно заполняются все пять коробок. После начинается самое важное. Карточки из первой коробки пересматривают и сортируют каждый день. Из второй — каждые два дня, из третьей — каждые четыре дня, из четвертой — каждые девять дней, из пятой — раз в две недели. То, что удалось запомнить, перемещают в следующую коробку, то, что нет — в предыдущую. Система Лейтнера для запоминания информации strichpunkt / Pixabay License

Для того, чтобы запомнить все или почти все, потребуется не менее месяца. Но ежедневные занятия займут не более получаса. В идеале, как считает Бьёрк, восстанавливать в памяти изученное необходимо ровно тогда, когда мы уже начинаем его забывать.

Но на практике этот момент практически невозможно отследить. Поэтому добиться стопроцентного результата не удастся.

Однако с помощью метода Лейтнера через месяц вспомнить можно намного больше, чем пятую часть информации, которая остаются в памяти согласно наблюдениям Эббингауза.

Альтернативный подход — использование специализированного софта. У такого ПО есть два отличия от «бумажного» метода. Во-первых, почти все имеют мобильные версии, а значит, заниматься можно по дороге на работу или учебу. Во-вторых, большая часть приложений позволяет задавать удобные для пользователя временные интервалы для повторения изученного. Интервальное повторение в некоторой степени напоминает регулярные физические упражнения, которые необходимы для тренировки мышц. Повторная обработка одной и той же информации побуждает мозг ее эффективнее запоминать и сохранять ее в долгосрочной памяти. Мозг говорит себе: «О, я снова это вижу. Но раз так часто — стоит запомнить». С другой стороны систему Лейтнера не стоит воспринимать как «серебряную пулю», а больше как эффективный инструмент поддержки образовательного процесса. Как и любую другую технику обучения, его стоит сочетать с другими методами. Наши стартапы: Наши хабратопики о памяти и работе мозга:

Источник: https://habr.com/post/471334/

Нетрадиционные способы обучения лексике английского языка методическая разработка по английскому языку ( класс) на тему

  • Методические рекомендации
  • по применению продукта ИОД «Нетрадиционные способы
  • обучения лексике английского языка
  • с использованием флэш-карточек.»

Составитель учитель первой квалификационной категории Лустенкова Т. А.

Обучение лексике школьников – это не так просто, как кажется. Учитель должен распределить лексику на ту, которой необходимо учить с самого начала, и на ту, которая должна быть усвоена позже и работать над ней, исходя от простого к сложному.

Лексический строй языка может изучаться разными способами. У учащихся есть много возможностей изучить и присвоить новую лексику изучаемого языка во время уроков. Чем более нестандартно учитель обучает лексике, тем легче ее выучат дети. Здесь на помощь учителю приходят разнообразные методы и приемы.

Вполне допустимо, что учитель сам разрабатывает свои собственные особые подходы к обучению детей. Изучив опыт предшественников, найдя описания нестандартных способов обучения лексике и оценив их эффективность, а также всевозможные риски и затраты, я пришла к выводу, что в обучении лексике вполне успешно можно использовать методику работы с флэш-карточками.

Это и стало основной гипотезой при создании данного продукта ИОД.

Флэш-карточка – это карточка с числами, словами, терминами, формулами, картинками, которая создана для вызова мгновенного отклика от учащихся в тот момент, когда учитель демонстрирует карточку в быстром темпе. Чаще всего используется при чтении, арифметических действиях, а особенно для закрепления и совершенствования лексических навыков.

Карточки – это мощный инструмент для запоминания, позволяя информацию буквально «вкладывать» в память.

Методологической основой при создании данного продукта явилось учение о процессах запоминания и забывания информации.

Немецкий психолог Германн Эббингауз первым стал изучать феномен забывания информации. Известно, что мы, к сожалению, забываем информацию через довольно короткий отрезок времени.

Эббингауз обнаружил, благодаря своему эксперименту, что мы забываем около 75% информации через 48 часов (2 суток) после изучения. Уже спустя 20 минут мы забываем 42% информации. После 8 суток мы помним только 20% информации.

Как видно из этих цифр, все-таки какая-то информация, пусть и небольшая, сохраняется в памяти.

Следовательно, мы можем избежать забывания информации, если будем фокусировать внимание на той части информации, которая забывается, а не на той, которая сохраняется и без зубрежки.

Себастьян Лейтнер, немецкий психолог, в начале 70 годов 20 века представил систему, которая как раз учитывает открытие Эббингауза о том, что информация забывается неоднородно — что-то забывается быстро, что-то, напротив, долго держится в памяти. Лейтнер предложил практический метод для выучивания слов (а в нашем случае речь идет об иностранной лексике) с меньшими усилиями, чем традиционный метод – метод

простого повторения флэш-карточек, перебирая постоянно одну за другой.

Эта система и была взята за основной вид работы с карточками. Система Лейтнера (англ. Leitner system) —метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX-го века.

Эта система — простое применение принципа интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы.

В этом методе так называемые флэш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флэш-карточке.

Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал.

Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации.

Система Лейтнера для запоминания информации

Малоизвестная система Лейтнера — это метод изучения по флешкарточкам, использующий прием разночастотных повторений. Ячейки должны пересматриваться после определенного периода времени, и, затем, флэш-карточки продвигаются либо в следующую ячейку, либо перемещаются назад в предшествующую ячейку.

Читайте также:  Внушение мыслей на расстоянии: какие методы существуют для их передачи

Флэш-карточки, которые вы уже знаете, без особых усилий отправляются в следующую ячейку, а те, с которыми у вас возникают проблемы по запоминанию отправляются в предыдущую ячейку, которую вы повторяете чаще. То есть, ячейка №1 повторяется довольно часто, скажем раз в день — в ней новые и трудные для запоминания слова.

Ячейка №2 повторяется реже, скажем через день — там уже запомнившиеся слова. А ячейка №3 повторяется редко, например, раз в неделю — там слова, которые вы уже очень хорошо запомнили.

Итак, согласно системе Лейтнера, вы повторяете чаще именно те слова, которые запомнить труднее, что позволяет вам экономить время на словах, которые запоминаются хорошо. Это значит, что вы можете изучить иностранную лексику в разы быстрее.

Достоинства метода — ученик сосредотачивается на наиболее сложной информации на флэш-карточках, которые всегда находятся в первой группе и повторяются ежедневно. В результате происходит сокращение времени, затрачиваемого на обучение.

Применение флэш-карточек мотивирует, увеличивает время говорения, их быстро и легко использовать.

Рекомендации по созданию флэш-карточек

То, как будет осуществляться отбор лексического материала, какой будет карточка и каким образом будет построена работа на уроке зависит полностью от учителя и его творческих способностей. Но также нужно учитывать ряд особенностей при создании данного материала.

  • Карточки должны быть удобны в использовании. Необходимо подобрать нужный размер для карточек, которые будут удобно помещаться в ладонь, которые будет легко перекладывать. Основная масса карточек данного продукта ИОД представляет собой карточки размером 8,5*5 см
  • Для карточек используется плотная бумага или картон, можно заламинировать карточки для большего срока использования. Однажды сделав качественные карточки можно их использовать из года в год.
  • На лицевой стороне карточки помещается слово на иностранном языке, возможно добавления транскрипции. На оборотной стороне помещается картинка или перевод, обозначающий лексическое значение слова.
  • Группируйте слова по темам, изготавливая карточки разных цветов. Например, слова по теме «Одежда» помещайте на карточках одного цвета, а по теме «Еда» — другого цвета.
  • Для младших школьников используйте довольно большие по размеру карточки, чтобы была возможность показать карточку всему классу, сэкономив время при представлении новой лексики.
  • На этапе совершенствования лексических навыков можно использовать популярные в молодежной среде картинки из слов. В одной картинке объединяются все слова изученной темы, оформляются в виде интересного дизайна с различными цветовыми решениями. Такие картинки из слов можно использовать для изучения дополнительных лексических единиц, не изучаемых на уроках.
  • Учащиеся могут сразу записывать новую лексику не в тетрадь, а на карточки или в разноцветные блоки для записей. С обратной стороны можно написать перевод, слово в контексте, нарисовать иллюстрацию, написать синонимы.

Виды и формы работы с флэш-карточками

Каждый учитель моет использовать свои приемы и формы работы с данным материалом. Описание следующих приемов носит рекомендательный характер.

Адаптированный метод системы Лейтнера – необходимо взять стопку флэш-карточек. Если слово на верхней карточке известно, то карточка перекладывается в конец стопки.

Если слово неизвестно, то оно после просмотра перевода перекладывается в середину стопки (ближе к началу), чтобы оно встречалось раньше и чаще, чем слова уже известные.

Таким образом, мы добиваемся более частого повторения необходимой трудной лексики и ее прочного запоминания.

  • Для детей младшего школьного возраста – медленная демонстрация картинки или слова с целью добиться угадывания и произнесения нужного слова. Этим мы тренируем способность ребенка вызвать необходимое слово из памяти и включить его в словарный запас активной лексики.
  • Произнесите слово без звучания, дайте возможность младшим школьникам читать по губам. Это очень помогает понимать говорящего при живом общении. Затем покажите ребятам перевод или картинку
  • Поиграйте с детьми в магазин – в качестве товаров предложите называть нужную лексику
  • Попросите ребят убрать лишнее по смыслу слово из группы карточек
  • Включите элемент соревнования в работу с лексикой – кто больше слов назовет, кто быстрее прочитает, кто составит предложение со новым словом?
  • Предложите более старшим ребятам сочинить историю, включив в нее как можно больше слов

Рекомендации для применения продукта согласно требованиям ФГОС нового поколения.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают достижение не столько предметных результатов, сколько развитие универсальных учебных действий (УУД).

  • Целесообразно организовать групповую и парную форму работы
  • Позвольте учащимся самим придумать игру с флэш-карточками
  • Работая в парах, учащиеся могут
  • произносить слова по буквам
  • распределять слова по категориям
  • распределять слова по алфавиту
  • составлять предложения со словами и т.д.

Для прочного усвоения лексических знаний важно соблюдать принцип последовательности и регулярности.

Предлагайте учащимся как можно чаще работать  флэш-карточками, повторяйте новые слова через день после изучения, через неделю, через месяц. При этих условиях словарный запас школьников обогатится быстрее и позволит подготовить выпускников, владеющих прочными знаниями лексики иностранного языка.

 Использование флэш-карточек при осуществлении контроля лексических навыков

Контроль лексических навыков, который дает учителю представление об объеме лексического материала, усвоенного учащимися, можно проводить также и с использованием лексических карточек. Учителю представляется ряд вариантов, при которых можно проверить:

  • знакомо ли учащемуся графическая форма слова,
  • известно ли значение слова,
  • может ли учащийся правильно прочитать слово,
  • может ли подобрать синонимы, составить предложение,
  • может ли учащийся осуществить перевод с русского языка на английский.

Исходя из задач проведения контроля лексических навыков, предлагается несколько вариантов контрольных упражнений с флэш-карточками.

  • Предложите учащимся читать слова с карточек при ограничении времени (на скорость)
  • Задания на перевод с английского на русский и с русского на английский
  • Предложите убрать лишние по смыслу карточки
  • Составление предложений и словосочетаний с изучаемой лексикой
  • Включайте в проверку лексических знаний и те слова, которые уже были изучены ранее, что будет полезно для тренировки долгосрочной памяти.

Список литературы

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам.
  2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика — М.: Академия, 2004. 
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку . Базовый курс лекций. М: Просвещение 2002.
  4. Шендельс Е.И. Взаимодействие между лексическими и грамматическими значениями. // Методическая мозаика (приложение к журналу иностранные языки в школе). – 2007 № 4.
  5. Longman dictionary of contemporary English.- New ed..- Edinburgh Gate : Pearson : ; Harlow : Longman, 2003
  6. Thornbury S. How to teach vocabulary. – London: Longman, 2002.
  7. http://learnenglish.britishcouncil.org/en/
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_Лейтнера
  9. http://www.native-english.ru/

Источник: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/03/17/netraditsionnye-sposoby-obucheniya

Как быстрее запоминать информацию

Все мы думаем, что учёба занимает слишком много времени. В сутках всего двадцать четыре часа, и всем хочется тратить как можно больше времени на развлечения. Но чтобы при этом не оставаться позади своих коллег/однокурсников/одноклассников, необходимо сократить время, которое мы затрачиваем на обучение, при этом сохраняя эффективность.

Существует техника, которая может нам в этом помочь: интервальное повторение. Интервальное повторение построено на так называемом интервальном эффекте (spacing effect), согласно которому информация лучше запоминается тогда, когда обучение разделено на несколько сессий, чем когда мы учимся такое же количество времени за одну сессию.

Чтобы понять, как работает интервальное повторение, необходимо узнать про кривую забывания.

В ходе опытов учёные определили время забывания информации: «Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35 % от изученного.

Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 % от общего числа …». На основании этой информации можно сделать вывод о том, что для эффективного запоминания информации необходимо повторение.

Графическое представление кривой забывания (на оси X — время запоминания, на Y — память)

Опираясь на эту информацию, некоторые психологи определили наиболее эффективные интервалы для повторения информации, чтобы она запоминалась надолго:

Важно понимать, что данные интервалы являются приблизительными. Очень сложно дать конкретные рекомендации, которые подходят для каждого человека.

Полученную информацию о наиболее эффективном времени повторения можно использовать в разных областях. Например, её можно использовать со старыми добрыми флэш-карточками по системе Лейтнера.

По системе Лейтнера карточки с усвоенной информацией перекладываются вперед, в коробки с более длинными интервалами повторений, тогда как карточки с неусвоенной информацией возвращаются в первую коробку.

Каждая коробочка должна иметь разный интервал повторений. Например:

Существуют приложения на компьютер и смартфон (anki, supermemo), автоматизирующие этот процесс и позволяющие создавать флэш-карточки в электронном виде.

Получать новые знания очень важно. Важно также, чтобы они надолго откладывались в голове. Именно этого вы добьётесь, применяя на практике перечисленные в нашей статье способы.

Хорошего дня,

команда mj

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы получать уведомления о новых статьях.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a33d2cc5f4967454f939f81/5a407d3ba936f4168f8f03b1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector