Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

Профессиональная деформация приводит к изменениям в поведении людей. Случалось ли у вас так, что, после знакомства с человеком и недолгого общения с ним легко угадывался род его занятий? Особенно ярко характерные профессиональные черты проявляются у тех, кто работает с людьми. Например, узнать учителя можно по привычке не просто объяснять что-либо, а делать это очень детально.

Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

О психологии профессиональной деформации личности писала известный российский ученый Грановская Рада Михайловна: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».

Что представляет собой профессиональная деформация

Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

Понятие профессиональной деформации личности впервые использовал социолог Питирим Сорокин еще в прошлом веке. Он обратил внимание на это явление, изучая труд учителей. С этого и началось изучение изменений, провоцируемых долгим сроком работы на одном месте.

Профессиональная деформация – что это? Это перенос профессиональных навыков в обычную жизнь. В ходе ее развития происходит существенное изменение личностных качеств, развивающихся в результате продолжительного выполнения стереотипных трудовых обязанностей. Затрагиваются особенности восприятия и поведения и даже ценностные ориентиры человека.

Основные причины развития

Профессиональные деформации имеют ряд причин. Ключевой среди них является продолжительная стагнация (остановка роста).

Она наступает, когда человек достигает определенных высот в трудовой деятельности и прекращает движение вперед к чему-то новому. Может развиться на любой работе, сопровождающейся повторяющимися действиями.

Даже самые престижные должности не спасают от наступления стагнации. Поэтому профессиональная деформация личности руководителя – это не редкость.

  Самокритика — это хорошо или плохо

Другие факторы профессиональной деформации:

  • непрерывная монотонная работа;
  • регулярные стрессовые или конфликтные ситуации;
  • повышение уровня нервозности или утомляемости;
  • отсутствие перспектив дальнейшего профессионального роста;
  • регулярная чрезмерная нагрузка на рабочем месте.

Для развития психологической профессиональной деформации требуется некоторое время. Но выделяют две причины ее появления и в молодом возрасте:

  1. Начинающий работник имеет завышенные ожидания относительно профессии. Разочаровываясь, он опускает руки и переключается на безынициативное выполнение обязательств. Не сопровождаясь творческим подходом и разнообразием действий, оно быстро накладывает отпечаток на личность.
  2. Молодой специалист выбирает деятельность не из-за ее характерных особенностей. Он руководствуется иными мотивами. Это может быть желание достичь власти или кому-то доказать свою социальную значимость. Поэтому человек относится к выполняемым действиям без интереса, не развивается и быстро попадает под процессы деформации.

Признаки приближения деформации

Тревожными звоночками в поведении человека, свидетельствующими о наступлении изменений, являются:

  • возведение своей профессии на пьедестал;
  • идентификация себя как личности с трудовыми достижениями;
  • панический страх потерять имеющееся место работы;
  • ограничение круга общения коллегами и сослуживцами;
  • отношение к окружению знакомых как к потенциальным объектам трудовой сферы деятельности;
  • ограничение интересов рабочими вопросами;

Еще один признак — трудности в общении с друзьями и близкими. Они возникают из-за частого употребления профессиональных терминов и разговоров о работе.

Виды профессиональной деформации

Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

Выделяют несколько основных видов изменений личности:

  1. Общепрофессиональные. Сюда входят избыточные проявления характеристик специальности в обычной жизни. Например, у сотрудников полиции данный вид описывается, как восприятие каждого встречного в качестве потенциального злоумышленника.
  2. Индивидуальные. Обусловлены особенностями личности, а не профессиональной деятельностью. Представляют собой развитие склонностей человека при благодатной почве в виде особенностей выполняемой им работы. Так образуется чрезмерная ответственность у бухгалтеров.
  3. Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, проявляются в развитии организаторских способностей во время работы учителем младшей школы. В позитивном ключе проявляются в умении быстро спланировать любое мероприятие. При негативном течении деформации возможна чрезмерная любовь к командованию другими людьми, как своими учениками.

  Бескорыстие – нужно ли вам это качество

В каждом случае профдеформация зависит от типа работы и проведенного на ней времени.

В чем выражается профессиональная деформация

Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

Основная форма проявления – пропуск всего происходящего через призму трудовых знаний и навыков. Работа возводится человеком на пьедестал и часто возникает в обыденной домашней жизни. Может приводить к пересмотру ценностей и смене личностных качеств. Социальная профессиональная деформация личности влечет перемены в манере поведения. Например, заняв солидную должность, человек начинает вести себя надменно.

Еще одной формой профдеформации является смена круга общения.

Примеры проявления профессиональной деформации

СпециальностьПроявления деформации, связанной со спецификой труда
Врач Автоматическая оценка состояния здоровья и раздача советов по его улучшению без запроса. Акцент внимания на пульсе во время простого рукопожатия. Анализ цвета кожи, характера кашля и пр.
Стилист Оценивающий взгляд и замечания по поводу внешности без предварительной просьбы. Мысленное представление собеседника в разных образах, подбор нового имиджа.

Что влечет за собой профессиональная деформация

Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

По характеру изменений выделяют разные уровни профессиональной деформации:

  • Физиологическая. Изменения в организме, связанные с образом действий на рабочем месте. Например, сидячая работа приводит к замедлению метаболизма и набору лишнего веса.
  • Психологические. Включают все особенности поведения, вызванные спецификой занимаемой должности. Например, педагоги могут в обычной жизни часто поучать или говорить на повышенных тонах.

Нравственно-профессиональная деформация личности может проявиться в конструктивном или деструктивном ключе. При позитивном развитии происходят улучшения. Например, человек становится пунктуальным и ответственным. Но здесь важно помнить, что при сильной деформации грань между адекватным и чрезмерным проявлением этих наклонностей очень тонкая.

В случае негативного сценария наблюдаются изменения в худшую сторону. Они влекут за собой проблемы в отношениях с близкими людьми. Также возможно смещение в сознании человека рамок дозволенного. Например, пользуясь служебным положением, человек превращается в коррупционера.

  Как избавиться от чувства вины навсегда

Профессиональная реабилитация

Возврат к адекватному восприятию жизни возможен благодаря таким мероприятиям:

  1. Предупредительные меры, касающиеся проблем с адаптацией новичков в профессии.
  2. Курсы и тренинги по личностному росту.
  3. Консультации у психолога.
  4. Повышение социально-психологической осведомленности через полезные материалы для самообучения.
  5. Повышение квалификации.

Другой способ восстановления – составление плана по развитию карьеры.

Профилактика профессиональных деформаций

Лучшая профилактика профессиональных деформаций – умение разделять работу и личную жизнь. Не стоит тащить к себе на кухню отчеты и телефонные переговоры. Если профессия предусматривает подготовку в домашней обстановке, оформите отдельное рабочее место. Вставая из-за стола, прекратите мысленно продолжать решение деловых задач.

Также огромную роль играет планирование досуга. Полезное воздействие оказывает переключение внимания, смена обстановки и типа деятельности. Важно придумать хобби, далекое от основного занятия. Кроме того, благотворно скажется декомпенсация навыков. Будучи руководителем, позволяйте иногда в домашней обстановке членам семьи делать выбор за вас и чаще идите на компромисс.

Полезная литература по теме

Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

Справиться с профдеформацией поможет чтение специализированной литературы. Есть несколько примеров:

  • Александр Асмолов «Психология личности»;
  • Ольга Полякова «Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности»;
  • Аэлита Маркова «Психология профессионализма»;
  • Эвальд Зеер «Психология профессий»;
  • Евгений Ильин «Эмоции и чувства».

Вдумчивое чтение и применение советов на практике возвращает интерес к рабочей деятельности и учит разделять личную и профессиональную жизнь.

Заключение

Проблема профессиональной деформации возникает в жизни практически каждого человека, работающего продолжительное время в одном месте.

Незаметно для самого себя он перестает искать новые пути решения задач и все чаще прибегает к привычным для него действиям. В результате теряется умение адаптироваться и договариваться, может наступить выгорание.

Поэтому важно вовремя распознавать признаки приближения деформации и предпринимать действия по ее предотвращению.

Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.

Источник: https://lifemotivation.ru/samopoznanie/professionalnaya-deformatsiya

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение

Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что наша профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на нашу психику и ум. Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития.

Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе.

Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество деятельности.

Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её.

Есть собственные стрессоры и травматические факторы каждой профессии, профессиональная деформация имеет самые высокие воздействия на личность в профессиях, в которых работа связана с людьми — менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и т. д. [1]

Читайте также:  14 принципов файоля: управление и менеджмент

Профессиональная деформация выражается в изменении отношения к другим людям — учителя становятся более авторитарными, психологи, как правило, начинают манипулировать людьми и так далее.

Есть виды профессиональной деформации, которые могут быть опасны для вашего здоровья, и вы должны лучше познакомиться с ними и быть готовы справиться с этой «производственной травмой».

Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание является своего рода болезнью, которая может быть охарактеризована растущим безразличием к своим обязанностям, ощущением неудачи и угнетения, которые могут привести к снижению качества жизни, невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Эмоциональное выгорание, как правило, вызвано выполнением рутинной работы или работы, требующей значительных эмоциональных затрат.

Синдром менеджера означает психологическую дезориентацию офисных работников в связи с высоким давлением как внешних, так и внутренних факторов. Это может привести к повышению уровня агрессии, неадекватному восприятию людей и ситуаций, и потере вкуса жизни и неспособности самосовершенствования.

  • К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы:
  • —                   высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;
  • —                   боязнь ошибок и неудач;
  • —                   перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;

—                   увеличение объема информации, которую необходимо усваивать;

—                   трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);

  1. —                   сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;
  2. —                   аддикция (навязчивая потребность в работе);
  3. —                   высокий темп жизни;
  4. —                   необходимость регулярных подработок;
  5. —                   постоянное стремление к конкуренции;
  6. —                   дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;
  7. —                   неспособность к релаксации. [2]
  8. Высокая напряженность из-за специфики работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, у молодых специалистов; непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом у педагогов старшего возраста также приводят к профессиональным деформациям.
  9. Педагоги указывают на существенный фактор профессиональной деформации, который связан с состоянием хронического стресса в связи с негативными психологическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями и напряженностью.

Можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностные качества, т. е. негативные изменения характера, проявляющиеся в повседневной жизни и на профессиональный уровень.

  • Профессиональные деформации педагога:
  • —                   авторитарность;
  • —                   демонстративность;
  • —                   доминантность;
  • —                   педагогическая агрессия;
  • —                   социальное лицемерие;
  • —                   педагогическая индифферентность;
  • —                   неадекватная самооценка;
  • —                   информационная пассивность;
  • —                   консерватизм;
  1. —                   монологизм;
  2. —                   формализм;
  3. —                   некомпетенность.
  4. Несмотря на то, что профессиональная деформация неизбежна, в случае использования различных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики, вполне вероятно использование профилактики и в результате успешное преодоление профессиональной деформации.
  5. Очевидна необходимость привлечения внимания образования, общественности и самих специалистов к проблеме формирования способности справляться с проявлениями профессиональной деформации личности, умениями и навыками предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации.

Давайте рассмотрим некоторые средства профилактики и коррекции профессиональной деформации преподавателей. Прежде всего, это своевременная диагностика профессиональной деформации и разработка стратегии преодоления профессиональной деструкции.

Некоторые особенности и явления профессиональной деформации, стереотипы, поведение и оценки могут быть предотвращены путем их понимания, делая их видимыми общественности в ходе различных дискуссий и разговоров. Лучший способ справиться с профессиональной деформацией — наблюдать все признаки надвигающейся опасности и взять отпуск, когда вы чувствуете, что это необходимо.

Если вы не можете отдохнуть неделю или две, можно следовать некоторым простым рекомендациям, чтобы выдержать давление вашей работы.

Преподаватели должны осознавать профессиональную биографию и разрабатывать альтернативные сценарии дальнейшего личностного и профессионального роста

Следует осваивать методы и способы саморегуляции эмоциональной сферы и самокоррекции профессиональной деформации. Это можно отнести к мерам тренингов личностного и профессионального роста.

Чтобы избежать профессиональной деформации, необходимо проводить целенаправленную работу, направленную ​​на повышение компетентности (социальной, психологической, образовательной). Переход к инновационным формам и технологиям обучения, проведение соревнований и конкурсов среди преподавателей стимулирует профессиональные достижения.

Для снижения ежедневного стресса, составьте списки необходимых дел и используйте правильную технику дыхания, чтобы оставаться спокойным даже в критических ситуациях. Замените кофе с зеленым чаем. Кофе вызывает лишь короткий всплеск активности, в то время как зеленый чай мягко и постоянно стимулирует мозговую деятельность.

Практикуйте творческий подход даже к самым рутинным задачам, заставьте ваш мозг искать новые способы решения обычных проблем, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Делайте ежедневный перерыв от использования технических средств.

Если вы часто проверяете электронную почту и занимаетесь поиском информации в Интернете в течение рабочего дня, вам лучше заменить эти действия чем-то более здоровым и активным по вечерам.

В общем, если вы сталкиваетесь с какой-то профессиональной деформацией, вы должны замедлиться и переоценить свои приоритеты.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда.

Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности.

Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. [3]

В настоящее время разрабатываются рекомендации так как на наш взгляд необходимы организационные изменения, которые могут сыграть главную роль в профилактике профессиональных деструкций педагогов.

Литература:

1.                  Bessonova L., Dobrosmyslova S. Professional and personal competence as a condition for overcoming professional deformation of a social work specialist’s personality. Современные исследования социальных проблем. № 1 (09). 2012.

2.                  Олексюк З. Я., Боброва В. В., Профессиональные деструкции у педагогов-дефектологов. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/141.pdf. (дата обращения: 04.05.2015)

Источник: https://moluch.ru/archive/91/19881/

Статья «Профилактика профессиональной деформации педагога»

Профилактика профессиональной деформация педагога.

Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, психологи, учителя, военнослужащие, медицинские работники).

Среди преподавателей бытует выражение «педагог — это не профессия, а образ жизни». Чаще всего это означает, что не только на работе, но и дома преподаватель остается педагогом, то есть, оценивает, поучает, наставляет всех домашних и родных. И это верный симптом того, что в психологии называется «профессиональной деформацией личности». 

  • К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы:
  • высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;
  • боязнь ошибок и неудач;
  • перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;

трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);

  1. сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;
  2. аддикция (навязчивая потребность в работе);
  3. необходимость регулярных подработок;
  4. дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;
  5. неспособность к релаксации.
  6. Степень выраженности профессиональной деформации учителя определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности.

В передаче профессиональной деформации от одного учителя другому большое влияние имеет системное поведение людей, то есть закрепленные в сознании учителей многовековые нормы и стереотипы, представления о способах общения и типичном поведении в школе. Профессиональная деформация прочно закрепилась в существующих школьных и университетских учебниках, в методических пособиях, являющихся информационными моделями принятой педагогической системы.

Основные профессиональные деформации педагога.

Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля педагога.

Демонстративность, проявляющаяся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима, но она не должна определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща педагогам со стажем работы более 10 лет.

Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к «карательным» педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания окружающих, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися.

Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке, связанной с ролью всезнающего учителя.

Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач.

У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности ситуации.

Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

Тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных педагогических проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционные суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.

Дидактичность — это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе — в нравоучении и назидании.

Читайте также:  Снятие негативных программ из подсознания: самые результативные методы

Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.

Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы и повышения своей информационной компетентности, прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета.

Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания.

Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний.

Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу — не как к обмену «дежурными репликами», а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир «Другого» и отражению в нем своего внутреннего мира.

Формализм – формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».

Некомпетентность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя.

Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики, возможно их преодоление.

Потребность преодоления профессиональной деформации учителя диктуется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в прямой зависимости находится становление его профессиональной компетентности.

Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимообусловлены: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций.

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:

Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.

Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.

Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.

Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

  • Способы преодоления профессиональных деформаций педагога:
  • Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).
  • Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления.

Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры, в том числе салонные, такие как «Мафия». Цель — смена социальных ролей, сброс агрессии).

  1. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.
  2. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.
  3. Использование инновационных форм и технологий обучения.
  4. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.
  5. Усвоение нового, «дополнительного» учебного предмета и преподавание его как факультативного.

Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции. (Цель: снижение уровня агрессивности, повышение эмоциональной стабильности, диалогизация общения, адекватная самооценка, преодоление других проявлений профессиональных деформаций).

Для снижения ежедневного стресса, составляйте списки необходимых дел и используйте правильную технику дыхания, чтобы оставаться спокойным даже в критических ситуациях, например:

Время выполнения – 60 секунд. Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень…Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься.

Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти. Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана.

Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось.

Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей. Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают.

Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу.

Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают? Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

Замените кофе зеленым чаем. Кофе вызывает лишь короткий всплеск активности, в то время как зеленый чай мягко и постоянно стимулирует мозговую деятельность.

Практикуйте творческий подход даже к самым рутинным задачам, заставьте ваш мозг искать новые способы решения обычных проблем, чтобы избежать эмоционального выгорания. Делайте ежедневный перерыв от использования технических средств.

Если вы часто проверяете электронную почту и занимаетесь поиском информации в Интернете в течение рабочего дня, по вечерам лучше заменить эти действия чем-то более здоровым и активным.

В общем, если вы сталкиваетесь с какой-то профессиональной деформацией, необходимо замедлиться и переоценить свои приоритеты. Одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело.

https://moluch.ru/archive/91/19881/

https://psyera.ru/5352/profilaktika-professionalnoy-deformacii-pedagoga

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-zarickaja/profesionalnye-deformaci-uchitelja-i-puti-ih-preodolenija.html

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/profilaktika_professionalnoj_deformatcii_pedagoga_205655.html

Профилактика профессиональной деформации

канд. псих. наук, доцент, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

Ключевые слова: профессия, акцентуация, деформация.

Социализация, а также профессионализация, как часть процесса получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, протекает на фоне ряда факторов, отрицательно влияющих на формирование личности специалиста.

Многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и дезадаптации специалистов.

Одной из актуальных задач современной психологии труда является диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.

Системный подход к человеку, диагностике и профилактике деформаций, помогает понять, что происходящие изменения затрагивают как «душу», так и «тело» человека.

Соматическая деформация происходит таким образом, чтобы тело человека избегало бесполезной траты энергии, а именно она подразумевает атрофию ненужных для данной работы органов и гипертрофию или трансформацию органов, служащих для выполнения профессиональных актов.

Например, широко известно огрубление кожи рук у лиц, занимающихся «черной» работой (дровосеков, столяров, землекопов и т.д.

), и наоборот гистологическое смягчение кожи рук у лиц, занимающихся умственным трудом; искривление позвоночника у лиц, много времени проводящих за письменным столом; «катаральное состояние горла» — у лиц, много говорящих и т.д. Эта деформирующая роль профессии в данном отношении столь значительна, что ряд авторов не без основания доказывает профессиональное происхождение различных вариаций Homo sapiens [7].

Анализ понятия физиогномическая маска ведет к пониманию сути процесса профессионализации. Можно сказать, что физиогномическая маска – застывшая мимика, наиболее типичная для того или иного человека. Такая маска формируется не только через морщины, но и через направление носовых складок, углов рта, лобовых складок, тонус мышц лица.

Именно типичность приводит к тому, что в морщинах, складках лица, в положении тела, рук, ног как бы застывает наиболее часто повторяющееся выражение.

Таким образом, через понятие физиогномической маски, можно выйти к понятию более сложному, и труднее диагностируемому, а именно понятию «профессиональная маска» или профессиональная деформация.

С.Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг.

писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника».

Читайте также:  Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П. Безносова, Р.М.

Грановской, Л.Н. Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда [1,2,5].

Все факторы, обусловливающие профессиональные деструкции, Э.Ф. Зеер разделяет на три группы [3]:

  • ·       объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
  • ·       субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
  • ·       объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Один из важных факторов субъективной группы – акцентуации.Акцентуация характера — это несколько черт человека, которые выражены настолько ярко, что даже могут приводить к психосоматическим расстройствам (К. Леонгард).Современная социальная ситуация такова, что наличие акцентуации сейчас диагностируется у 60% подростков [8].

Возникновение профессиональной деформации предопределено характерными чертами человека, ряде случаев деформирующихся. Под характером здесь понимается комплекс черт, формирующихся в процессе социализации, на основе врожденных, обусловленных темпераментом особенностей.

Видно, что потенциальная акцентуация имеет корни, обращенные к свойствам нервной системы человека. В этом смысле, особенности нервной деятельности являются тем субстратом, на котором может проявиться патология. Влияние основных факторов социализации приводит к тому, что некоторые черты заостряются. И это ни хорошо, ни плохо.

Так работают механизмы приспособления человека к социуму. Ситуация усугубляется в процессе профессионализации.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными.

По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества.

Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации- чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.

Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз является «профессиональная маска» специалиста.

Существует взаимосвязь между типом акцентуации характера и особенностями деформаций. В таблице приведен анализ соответствия профессиональной деформации типу акцентуаций, выделенных К. Леонгардом.

Таблица 1

Соответствие профессиональной деформации типу акцентуаций

Профессиональная деформация/Психологические детерминанты Проявление деформации в профессиональной деятельности Акцентуацияхарактера
Демонстративность Психологическая защита — идентификация. Завышенная самооценка «Я-образа». Акцентуация характера — эгоцентризм. Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства. Демонстративность
Профессиональный догматизм Стереотипы мышления. Возрастная интеллектуальная инертность. Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт. Застревающий
Доминантность Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуации характера. Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег. Возбудимость
Консерватизм Психологическая защита — рационализация. Стереотипные способы выполнения деятельности. Социальные барьеры. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью. Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. Настороженное отношение к представителям других национальностей. Застревающий
Профессиональная агрессия Психологическая зашита — проекция. Индивидуально-типологические особенности. Фрустрационная нетолерантность.

Источник: https://aprobacia.ru/profilaktika-professionalnoj-deformaczii.html

Условия предупреждения профессиональной деформации специалистов социальной сферы

Условия профессиональной деятельности, обеспечивающие предупреждение негативной деформации личности и поведения, в каждой профессии свои. Они способствуют наиболее оптимальному самопроявлению специалиста в профессиональной деятельности, сохраняя его нормальную эмоционально-волевую устойчивость. Для социальной деятельности к таким наиболее общим условиям отнесят следующие:

  • 1. Стимулирование самосовершенствования социального работника, повышение его профессионально-педагогической культуры, в том числе культуры сохранения профессионального долголетия.
  • 2. Формирование личной ответственности за поведение и самопроявление социального работника, его отношение к профессиональной деятельности и ее результатам, что стимулирует профессиональное самосовершенствование специалиста.
  • 3. Умелое использование рекомендаций по самопрофилак- тике негативной деформации в процессе профессиональной деятельности и накапливание практического опыта, в том числе:
    • а) в управлении процессом взаимодействия с клиентом;
    • б) акцентировании своих мыслей и действий не на эмоциональном состоянии клиента, а на содержании его проблемы и способах ее решения.
  • 4. Способность снять эмоциональное напряжение от профессиональной деятельности по ее завершении. С этой целью целесообразно:
    • а) не переносить профессиональные проблемы (информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности) на семью. Не допускать, чтобы семейная обстановка становилась продолжением профессиональной деятельности;
    • б) после работы с клиентом переключаться на эмоционально благоприятные явления, стимулирующие психологическую разгрузку специалиста;
    • в) в домашних условиях полностью переключаться на семейные и личные проблемы, побуждая себя к наиболее полному отдыху, восстановлению физических и духовных сил.
  • 5. Соблюдение режима труда и отдыха. В процессе работы научиться чувствовать душевное и физическое состояние. При необходимости делать паузы с учетом личного состояния для снятия психологического напряжения (перенапряжения). С этой целью учиться переключаться на иную деятельность, которая в большей степени помогает сохранять эмоционально-волевую устойчивость.
  • 6. Руководство учреждения, где работает социальный работник, должно проявлять понимание, участие и оказывать ему помощь в деятельности, особенно с психологически неудобным клиентом. При необходимости переориентировать такого клиента на другого специалиста, имеющего опыт работы с подобными типами.
  • 7. При анализе профессиональной деятельности специалиста и ее результатов не переносить оценочные суждения на его личность. Цель анализа — выявить, что и как делает специалист и каким образом можно улучшить действенность и результативность профессиональной деятельности.

Кроме общих условий нами выделены условия эффективности освоения навыков самопрофилактики профессиональной деформации. Условиями эффективности освоения навыков самопрофи- лактики профессиональной деформации специалистов социальной сферы являются:

  • —- своевременная диагностика профессиональной деформации, позволяющая выявить профессиональные проблемы специалиста;
  • —- разработка и реализация специальной программы по обучению профилактике негативной деформации работников социальной сферы.

Эффективность освоения методов самопрофилактики профессиональной деформации специалистов социальной сферы обеспечивается следующими условиями:

  • — выделением в графике рабочего дня социального работника специального времени для обучения;
  • —- применением стимулирующих мер руководством учреждения социальной защиты населения для освоения навыков предупреждения профессиональной деформации работниками социальной сферы.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Что понимается под профессиональной деформацией?
  • 2. Каково содержание профессиональной деформации работников социальной сферы?
  • 3. Какие виды деформаций бывают?
  • 4. В чем заключается позитивная деформация специалиста социальной сферы?
  • 5. Как проявляется негативная профессиональная деформация?
  • 6. Что такое эмоциональное выгорание?
  • 7. Какие факторы влияют на профессиональную деформацию работников социальной сферы?
  • 8. Пути предупреждения негативной профессиональной деформации.
  • 9. Условия предупреждения профессиональной деформации социального работника.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Подберите комплекс упражнений, способствующих предупреждению профессиональной деформации специалистов социальной сферы.
  • 2. На практических занятиях по дисциплине апробируйте подобранный комплекс упражнений.
  • 3. Изучите диагностический материал (см. приложение 4). Самостоятельно разработайте анкету изучения проблем профессиональной деформации социального работника.
  • 4. На практике проведите исследование проблем профессиональной деформации специалистов социальной сферы (8-10 человек).
  • 5. Изучите программу профилактики профессиональной деформации работников социальной сферы (приложение 4).
  • 6. Составьте самостоятельно программу предупреждения профессиональной деформации специалистов социальной сферы.
  • 7. На практике изучите условия осуществления профессиональной деятельности социальными работниками.
  • 8. На практике организуйте и проведите комплекс мероприятий, направленных на обучение социальных работников методам предупреждения профессиональной деформации.
  • 9. Разработайте памятку для специалистов социальной сферы по предупреждению профессиональной деформации.
  • 10. По результатам проведенной работы напишите статью под условным названием “Проблемы профессиональной деформации специалистов социальной сферы и пути их решения” и опубликуйте ее в научном журнале.
  • 11. Примите участие в научно-практической конференции по профессиональным проблемам работников социальной сферы.

Литература

  • 1 .Ахмерова Н. М. Личностно-деятельностный подход к контекстному обучению социального педагога // Педагогика. — 2003. —№5. —С. 55-60.
  • 2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.
  • 3. Галагузова Ю. Подготовка социальных педагогов: пора преодолеть противоречия // Социальная педагогика. -— 2003. — № 1. — С. 97-101.
  • 4. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация как негативное явление // Отечественный журнал социальной работы. — 2008. — № 4. — С. 38-41.
  • 5. Орел В. Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психол, журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1.
  • 6. Селевко Г. Технологии социально-педагогической работы// Социальная педагогика. — 2003. — №1. — С. 55~65.
  • 7. Филиппова Г. П. Личностно-профессиональные особенности социального работника // Работник социальной службы. — 2001. — №1. — С. 33-41.

Источник: https://studref.com/359039/sotsiologiya/usloviya_preduprezhdeniya_professionalnoy_deformatsii_spetsialistov_sotsialnoy_sfery

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector