Абстрагирование в психологии: определение и методы использования

Абстрагирование в психологии: определение и методы использования

Абстрагирование (этот термин произошел от латинского слова abstractio, что обозначает отвлечение) определяет взгляд на ситуацию, человека или предмет с отстраненной точки восприятия. Таким образом, происходит отвлечение от конкретики и способность оценить ситуацию вообще. Понятие абстрагирования сыграло важнейшую роль в развитии множества наук.

Абстрагирование — пример

Любое абстрагирование требует двух действий: первое – это мелких и незначительных деталей, второе – сосредоточение внимания на явлении в общем и важных, значимых деталях.

Например, для того, чтобы изучить движение, сначала отбрасывают криволинейное движение во всех его разновидностях, затем – ускоренное движение, и в итоге для рассмотрения остается наиболее чистая и простая его форма, отражающая саму его суть. Таким образом, абстрагирование являет собой тенденцию фокусировки на идеальных условиях.

Не смотря на то, что это кажется элементарным, именно абстрагирование позволило вычленить и изучить важнейшие понятия – скорость, время, расстояние и т.д. Отсюда получаем, что абстрагирование — метод познания.

Этот метод позволяет отбросить менее значимое, вторичное, и сконцентрироваться на важнейшем. Не секрет, что в жизни человека нередко возникают ситуации, в которых важно определиться с главным направлением и не растрачивать силы попусту, распыляясь по мелочам. Определиться с этим первостепенным делом и поможет абстрагирование.
Абстрагирование и конкретизация

У каждого понятия есть и своя противоположность. Абстрагирование и конкретизация – это как взгляд вблизи и издали. Стоя близко, вы рассмотрите все в мелочах (конкретизация), а стоя далеко, вы сможете оценить понятие в целом, не отвлекаясь на мелочи (абстрагирование). Таким образом, это два противоположных понятия.

Это легко проиллюстрировать примером. Если вы говорите «я буду худеть» — это абстракция. А если вы говорите «Я откажусь от сладкого и буду делать утренние пробежки» — это уже конкретика.

Метод абстрагирования и его цели

Абстрагирование в психологии и других науках позволяет достичь целого спектра целей, которые помогают более глубоко познать сущность явления, предмета или человека. Этот аналитический метод позволяет отбросить ряд конкретных ситуаций и взглянуть в целом, благодаря чему достигаются следующие цели:

  1. Создание образца. Когда мы выбираем конкретное свойство или качество чего-либо и обозначаем его ключевым, его можно утрировать и получить таким образом чистый идеал. При этом понятно, что в реальности такого существовать не может, но такой чистый эквивалент вполне может стать отправной точкой для теории и размышлений о понятии.
  2. Отождествление. Именно принцип абстрагирования способствует отысканию общих черт в явлениях и событиях. В таком случае внимание концентрируется на общем, а различающие детали опускаются.
  3. Четкость и конкретика. Для достижения такой цели вниманиеАбстрагирование в психологии: определение и методы использования концентрируется на определённом понятии, что позволяет, например, увидеть границы в значении слова. Абстрагирование помогает разделить понятия между собой.
  4. Обобщение и систематизация. Несложно догадаться, что обобщение и абстрагирование вообще довольно тесно связаны. Для достижения такой цели внимание фокусируется на важнейших признаках, которые позволяют разделить понятия на соответствующие группы. Каждая из групп независима и включает в себя обобщенные чем-либо понятия, но отличается от остальных групп, которые имеют другие общие ключевые понятия.

Использовать абстрагирование можно в самых разных ситуациях. Отдаляясь от незначащих деталей, гораздо проще сконцентрироваться на самой сути интересующего явления.

Источник: https://womanadvice.ru/abstragirovanie

Абстракция — что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вспомните скучные уроки в школе или университете, на которых вам хотелось спать. Что в них было общего? Обилие научных понятий, общих тезисов (что это такое?) и размытых формулировок.

Вводный теоретический урок предполагает работу с абстракциями. Из-за них он такой обобщённый, как бы оторванный от предмета.

Что такое абстракция? Зачем она нужна? И как она связана с другими сложными понятиями: абстрагированием, абстрактным мышлением? В этой статье мы разберём все вопросы по полочкам. Поехали!

Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности

Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.

У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:

  1. отвлечение;
  2. исключение;
  3. отделение.

Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.

Вот несколько примеров для понимания.

  1. Вы вышли на улицу и посмотрели вверх. О чём подумали? «Газовая оболочка из пяти слоёв с водяным паром, содержит 78% азота, 21% кислорода и так далее». Да так и с ума сойти можно!

    Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».

    Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».

  2. В конце месяца вы сняли с банковской карты зарплату.

    Теперь ваша общая мысль – «деньги». Это тоже абстракция. В процессе абстрагирования вы мысленно исключили (отделили) несущественные связи объекта.

    Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли.

    Важно то, что это деньги.

Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.

Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?

Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции

Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.

Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.

На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.

«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.

От простой абстракции до её высшей формы иногда проходит так много мыслительных этапов, что абстрактное понятие оказывается сильно оторванным от реальности и сложным для восприятия.

Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.

Виды абстракций

Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.

В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.

  1. Изолирующая.Цель – выделить существенный признак объекта и сосредоточить на нём внимание. На столе лежит апельсин. Вы замечаете, что фрукт оранжевый или сладко-кислый.
  2. Обобщающая.

    Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.

    Вы, наверное, замечали, что успех в решении любой математической задачи зависит от умения посмотреть на проблему как бы сверху, увидеть общую картину.

  3. Идеализация.

    Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки.

    Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».

    В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.

Что такое абстрактное мышление

Если абстрагирование – это процесс выработки абстракций, то абстрактное мышление – это оперирование ими.

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Краткое резюме

Итак, если говорить совсем уж простым языком, то термин, вынесенный в заголовок этой статьи, представляет из себя общую мысль, которая приближает нас к сути объекта (явления).

Абстракция – это посредник между человеком и сложным миром с его тайнами, законами.

Глупо противопоставлять конкретные понятия абстрактным, потому что без последних невозможен сам процесс познания.

Автор статьи: Наталья Белоусова

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Абстрагирование в психологии: определение и методы использования

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/abstrakciya-chto-ehto-takoe-abstraktnoe-myshlenie-abstragirovanie.html

В чем смысл метода абстрагирования?

Иногда так нужно понять суть и не обращать внимания на мелочи, но отбросить всё лишнее непросто. Поможет в этом метод абстрагирования.

Что это такое?

Что такое метод абстрагирования? Это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или отношения явления или вещей в отвлечении от их самих, а также выявление одного из свойств в отвлечении ото всех остальных.

Кроме того, такое понятие может означать взгляд на явление, предмет, ситуацию или личность как бы с отстранённой точки восприятия, то есть отвлечение от конкретики и мелочей и общую оценку. Таким образом, абстрагирование позволяет выделить важное и не обращать внимания на детали или же обобщить что-то и не учитывать конкретные отдельные составляющие.

Зачем нужно делать это?

Примеры использования метода абстрагирования встречаются в нашей жизни повсеместно и помогают нам определять цели и достигать их. Например, абстрагироваться можно на работе, когда нужно решить какую-то важную задачу. Выделив всё самое основное, отбросив мелочи и не обращая внимания на раздражители и отвлекающие факторы, можно легко справиться со своими обязанностями.

Также абстрагирование пригодится в учёбе, когда нужно изучить какую-то конкретную тему и не отвлекаться на изученные ранее или понять суть предмета, не учитывая его характеристики.

Метод поможет и при решении повседневных бытовых проблем. Так, если вам нужно вымыть полы и пропылесосить, не стоит отвлекаться на другие дела (стирка, наведение порядка в шкафах), к ним вы вернётесь позже. Сосредоточившись на одной задаче, можно выполнить её эффективно и быстро.

Основные цели

Основными целями абстрагирования являются следующие:

  • Создание образца. Если рассматривается какое-то определённое свойство предмета или его характеристика, то его можно использовать как образец, то есть сделать неким эквивалентом, шаблоном. Конечно, в реальной жизни такого не бывает, но при размышлениях этот пример поможет. Взятая за основу характеристика будет некой отправной точкой, тем, от чего вы будете исходить при рассмотрении других свойств.
  • Отождествление. Оно заключается в том, что конкретные отличительные черты каких-либо предметов не берутся во внимание, а учитываются лишь свойства и характеристики, которые являются общими и связывают рассматриваемые ситуации, явления, вещи и так далее.
  • Конкретика и чёткость. Внимание в данном случае фокусируется на каком-то одном определенном понятии, а все остальные характеристики просто не учитываются. Это позволяет чётко определить границы понятия и отделить его от других, схожих с ним или имеющих какие-то общие черты.
  • Систематизация и обобщение. В таком случае внимание концентрируется на характеристиках и свойствах, которые являются характерными для каких-либо понятий и позволяют их разграничивать и систематизировать. В итоге получаются группы, и каждая из них является независимой и отличается от других, имеющих свои ключевые моменты. Но при этом такая группа включает в себя понятия, обобщенные по каким-то признакам и схожие с характеристиками других выделенных групп.

Как научиться абстрагироваться?

Познание абстрагирования – довольно сложный и весьма продолжительный процесс, требующий усилий. И всё же научиться абстрагироваться можно. Вот что для этого следует делать:

  1. Если вам нужно абстрагироваться в какой-то сложной ситуации, в которой вы задействованы, то попробуйте взглянуть на неё со стороны и представить, что всё это происходит не с вами.
  2. Научитесь не обращать внимания на внешние раздражители.
  3. Научитесь выделять самое важное. Сначала можно делать пометки или записи, затем вы сможете классифицировать изучаемые или рассматриваемые процессы или явления мысленно.
  4. Можно проговаривать про себя то, на чём нужно сконцентрироваться на данный момент.
  5. Можно попробовать связать изучаемый предмет с другим, который хорошо знаком вам и досконально изучен.
  6. На начальных этапах освоения метода абстрагирования можно использовать схемы или таблицы, они помогут систематизировать данные и выделить всё самое значимое.
  7. Ставьте чёткие цели. И иногда не стоит думать о методах их достижения, важно рассматривать конечный желаемый результат и отталкиваться от него.
  8. Конкретизируйте задачи, отделяйте их от других. Так, если вам нужно выучить какую-то тему, то забудьте о других и используйте только нужную информацию.
  9. Помогут научиться абстрагироваться соблюдение режима и дисциплина.
  10. Не пытайтесь делать одновременно несколько дел, выполняйте обязанности последовательно и решайте проблемы по мере их поступления.

Пусть этот метод поможет вам видеть суть вопроса и решать самые сложные задачи.

Источник: https://psiholog.mirtesen.ru/blog/43672176972/V-chem-smyisl-metoda-abstragirovaniya

Абстрагирование

Абстрагирование — это мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций — идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории и другие, так и их системы (см. Абстракция).

Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления (см.

 Мышление) и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» действительности (которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, модели и другие абстрактные сущности, так и их системы).

Абстрагирование — универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание. Вместе с тем, будучи широко представленным в человеческом познании вообще, он приобретает статус метода только в научно-познавательной деятельности, наряду с другими методами научного познания (см.

 Методы научного познания). В европейской философии, науке и логике абстрагирование трактуется как логическая операция поэтапного мысленного членения рассматриваемого объекта или явления, продуцирующая понятия, которые, в свою очередь, образуют всё более общие образы действительности.

В методологии науки процесс абстрагирования понимается как теоретическое обобщение, образуемое в результате отвлечения от несущественных сторон рассматриваемого объекта или явления для выявления наиболее существенных его черт.

Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения, образования понятий и категоризации (см. Категоризация).

В процедуре абстрагирования очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая — на то, от чего именно осуществляется отвлечение.

Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли абстрагирования: либо оно рассматривается как значимый источник поступления знаний о мире, либо как процедура, приводящая к их искажению и обеднению.

Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них «посторонними» — по сути главный вопрос оперирования с абстракциями.

Применение абстрагирования в качестве метода научного познания, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации.

Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологии абстракция связана с представлением об относительной независимости явлений и их свойств и с отделением существенных свойств от несущественных.

Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первоначального предмета другим.

Перестройка касается либо образа изучаемого объекта (отбрасывание его несущественных свойств), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от свойственной ему несущественной информации).

Целевая характеристика абстрагирования может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением её в более широкий контекст познавательной деятельности. На различении целевых характеристик строится и классификация типов абстракций:

  1. изолирующая абстракция соответствует цели вычленения и чёткой фиксации исследуемого явления;
  2. обобщающая абстракция соответствует цели получения общей картины явления;
  3. идеализация соответствует цели замещения реальной, эмпирически данной ситуации идеализированной схемой для упрощения изучаемой ситуации и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.

Реализация процесса абстрагирования включает два типа операций:

  1. оценка возможности и целесообразности замещения;
  2. акт замещения.

Продуктами процесса абстрагирования являются соответствующим образом преобразованные представления об исследуемом объекте или явлении. Обоснование абстракции осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отдельных явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей).

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/7009

Абстрагирование

ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ

Объектно-ориентированный подход основывается на совокупности ряда принципов, называемой объектной моделью.

Главными принципами являются: абстрагирование, инкапсуляция, модульность, иерархичность. Главные они в том смысле, что без них модель не будет объектно-ориентированной.

Кроме главных, назовем еще три дополнительных принципа: типизация, параллелизм, сохраняемость. Называя их дополнительными, мы имеем в виду, что они полезны в объектной модели, но не обязательны.

Люди развили чрезвычайно эффективную технологию преодоления сложности. Мы абстрагируемся от нее. В случае если мы не в состоянии полностью воссоздать сложный объект, то приходится игнорировать не чересчур важные детали. В результате мы имеем дело с обобщенной, идеализированной моделью объекта.

К примеру, изучая процесс фотосинтеза у растений, мы концентрируем внимание на химических реакциях в определœенных клетках листа и не обращаем внимание на остальные части – черенки, жилки и т.д.

Абстракция – совокупность существенных характеристик некоторого объекта͵ которые отличают его от всœех других видов объектов и, таким образом, четко определяют особенности данного объекта с точки зрения дальнейшего рассмотрения и анализа.

Абстрагирование – процесс выделœения абстракций в предметной области задачи.

Абстрагирование концентрирует внимание на внешних особенностях объекта и позволяет отделить самые существенные особенности поведения от несущественных. Такое разделœение смысла и реализации называют барьером абстракции.

Установление того или иного барьера абстракции порождает множество различных абстракций для одного и того же предмета или явления реального мира.

Абстрагируясь в большей или меньшей степени от различных аспектов проявления реальности, мы находимся на разных уровнях абстракции.

Для примера рассмотрим системный блок компьютера. Пользователю, использующему компьютер для набора текста͵ не важно, из каких частей состоит данный блок. Стоит сказать, что для него это – коробка с кнопками и возможностью подсоединœения внешних запоминающих устройств.

Он абстрагируется от таких понятий, как ʼʼпроцессорʼʼ или ʼʼоперативная памятьʼʼ. С другой стороны, у программиста͵ пишущего программы на языках низкого уровня, барьер абстракции лежит намного ниже. Ему крайне важно знать устройство процессора и команды, понимаемые им.

Является полезным еще один дополнительный принцип, называемый принципом наименьшего удивления. Согласно ему абстракция должна охватывать всœе поведение объекта͵ но не больше и не меньше, и не привносить сюрпризов или побочных эффектов, лежащих вне ее сферы применимости.

Все абстракции обладают как статическими, так и динамическими свойствами. К примеру, файл как объект требует определœенного объёма памяти на конкретном устройстве, имеет имя и содержимое.

Эти атрибуты являются статическими свойствами.

Конкретные же значения каждого из перечисленных свойств динамичны и изменяются в процессе использования объекта: файл можно увеличить или уменьшить, изменить его имя и содержимое.

Будем называть клиентом любой объект, использующий ресурсы другого объекта͵ называемого сервером. Мы будем характеризовать поведение объекта услугами, которые он оказывает другим объектам, и операциями, которые он выполняет над другими объектами.

Этот подход концентрирует внимание на внешних проявлениях объекта и реализует так называемую контрактную модель программирования.

Эта модель состоит в следующем: внешнее проявление объекта рассматривается с точки зрения его контракта с другими объектами, в соответствии с этим должно быть выполнено и его внутреннее устройство (часто – во взаимодействии с другими объектами).

Контракт фиксирует всœе обязательства, которые объект-сервер имеет перед объектом-клиентом. Другими словами, данный контракт определяет ответственность объекта – то поведение, за ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он отвечает.

Каждая операция, предусмотренная контрактом, однозначно определяется ее сигнатурой – списком типов формальных параметров и типом возвращаемого значения (в языке С++ тип возвращаемого значения не является частью сигнатуры).

Полный набор операций, которые клиент может осуществлять над другим объектом, вместе с правильным порядком, в котором эти операции вызываются, принято называть протоколом. Протокол отражает всœе возможные способы, которыми объект может действовать или подвергаться воздействию.

Тем самым протокол полностью определяет внешнее поведение абстракции.

Пример. Размещено на реф.рфВ тепличном хозяйстве, использующем гидропонику, растения выращиваются на питательном растворе без песка, гравия и другой почвы. Управление режимом работы парниковой установки – очень ответственное дело. Оно зависит как от вида выращиваемых культур, так и от стадии выращивания.

Нужно контролировать целый ряд факторов: температуру, влажность, освещение, кислотность и концентрацию питательных веществ. В больших хозяйствах для решения этой задачи часто используют автоматические системы, которые контролируют и регулируют указанные факторы.

Цель автоматизации состоит здесь в том, чтобы при минимальном вмешательстве человека добиться соблюдения режима выращивания.

Одна из ключевых абстракций в данной задаче – датчик. Известно несколько разновидностей датчиков. Все, что влияет на урожай, должно быть измерено. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нужны датчики температуры воды, температуры воздуха, влажности, кислотности, освещения и концентрации питательных веществ.

С внешней точки зрения датчик температуры — ϶ᴛᴏ объект, который способен измерять температуру там, где он расположен. Температура — ϶ᴛᴏ числовой параметр, имеющий ограниченный диапазон значений и определœенную точность и означающий число градусов по Цельсию.

Местоположение датчика — ϶ᴛᴏ неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ однозначно определœенное место в теплице, температуру в котором крайне важно знать. Таких мест, вероятно, немного. Для датчика температуры при этом существенно не само местоположение, а только то, что данный датчик расположен именно в данном месте.

  • Рассмотрим элементы реализации нашей абстракции на языке С++.
  • typedef float Temperature; // Температура по Цельсию
  • typedef unsigned int Location; // Число, однозначно определяющее
  • // положение датчика

Здесь два оператора определœения типов Temperature и Location вводят удобные псевдонимы для простейших типов, и это позволяет нам выражать свои абстракции на языке предметной области. Temperature — ϶ᴛᴏ числовой тип данных в формате с плавающей точкой для записи температур. Размещено на реф.рфЗначения типа Location нумеруют места͵ где могут располагаться температурные датчики.

Рассмотрим обязанности датчика температуры. Датчик должен знать значение температуры в своем местонахождении и сообщать ее по запросу. Клиент по отношению к датчику может выполнить такие действия: калибровать датчик и получать от него значение текущей температуры. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, объект ʼʼДатчик температурыʼʼ имеет две операции: ʼʼКалиброватьʼʼ и ʼʼТекущая температураʼʼ.

  1. struct TemperatureSensor { // Датчик температуры
  2. Temperature curTemperature; // текущая температура в
  3. // местонахождении датчика
  4. Location loc; // местонахождение датчика
  5. void calibrate(Temperature actualTemperature); // калибровать
  6. Temperature currentTemperature( ); // текущая температура
  7. };

Данным описанием вводится новый тип TemperatureSensor.

Важным здесь является то, что, во-первых, данные и функции, изменяющие их, объединœены вместе в одном описании, и, во-вторых, мы не работаем непосредственно с данными, а только посредством соответствующих функций.

В частности, здесь мы использовали так называемые set- и get-функции, соответственно устанавливающие и возвращающие значения переменных (calibrate – set-функция, currentTemperature – get-функция).

  • Объекты данного типа вводятся аналогично тому, как и переменные стандартных типов:
  • TemperatureSensor TSensors[100]; // массив из ста объектов типа
  • // TemperatureSensor

Функции, объявленные внутри описания, называются функциями-членами. Их можно вызывать только для переменной соответствующего типа. К примеру, калибровать датчик можно так:

TSensors[3].calibrate(20.); // калибруется датчик номер 3

Поскольку имя объекта͵ для которого вызывается функция-член, неявно ей передается, в списках аргументов функций отсутствует аргумент типа TemperatureSensor, задающий конкретный датчик, над которым производятся действия. К этому объекту внутри функции можно явно обратиться по указателю this. К примеру, в телœе функции calibrate можно написать один из двух эквивалентных операторов

curTemperature = actualTemperature;

this -> curTemperature = actualTemperature;

Центральной идеей абстракции является понятие инварианта. Инвариант — ϶ᴛᴏ неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ логическое условие, значение которого (истина или ложь) должно сохраняться. Для каждой операции объекта можно задать предусловия (ᴛ.ᴇ. инварианты, предполагаемые операцией) и постусловия (ᴛ.ᴇ. инварианты, которым удовлетворяет операция).

Рассмотрим инварианты, связанные с операцией currentTemperature. Предусловие включает предположение, что датчик установлен в правильном месте в теплице, а постусловие – что датчик возвращает значение температуры в градусах Цельсия.

Изменение инварианта нарушает контракт, связанный с абстракцией. В случае если нарушено предусловие, то клиент не соблюдает свои обязательства и сервер не может выполнить задачу правильно. В случае если нарушено постусловие, то свои обязательства нарушил сервер, и клиент не может ему больше доверять.

Для проверки условий язык С++ предоставляет ряд специальных средств.

В случае нарушения какого-либо условия следует сгенерировать исключительную ситуацию (исключение).

Объекты могут генерировать исключения, чтобы запретить дальнейшее выполнение операции и предупредить о проблеме другие объекты, которые в свою очередь могут принять на себя перехват исключения и справиться с проблемой.

Причиной такого разделœения является то, что объект-сервер, обнаруживший ошибку, может не знать, что предпринимать для ее исправления, а объект-клиент может знать, что делать, но не уметь определить место возникновения.

С++ имеет специальный механизм обработки исключений, чувствительный к контексту. Контекстом для генерации исключения является блок try (пробный блок).

В случае если при выполнении операторов, находящихся внутри блока try, происходит исключительная ситуация, то управление передается обработчикам исключений, которые задаются ключевым словом catch и находятся ниже блока try.

Синтаксически обработчик catch выглядит подобно функции с одним аргументом без указания типа возвращаемого значения. Для одного блока try должна быть задано несколько обработчиков, отличающихся типом аргумента.

try{ // пробный блок

. . .

}

catch(char * error){. . .} // имя аргумента используется в обработчике

catch(int){. . .} // имя аргумента не используется в обработчике

catch(…){. . .} // обрабатываются всœе исключения

Исключение генерируется посредством указания ключевого слова throw с необязательным аргументом-выражением.

throw 1;

Исключение будет обработано посредством вызова того обработчика catch, тип параметра которого будет соответствовать типу аргумента throw. При поиске подходящего обработчика всœе обработчики просматриваются в порядке их записи.

При наличии вложенных блоков try (к примеру, из-за вложенности вызовов функций) будет использован обработчик самого глубокого блока.

В случае если обработчика, соответствующего типу аргумента throw, на данном уровне не будет найдено, будет осуществлен выход из текущей функции (с уничтожением всœех локальных объектов) и поиск в блоке try с меньшей глубиной вложенности и т.д.

После обработки исключения управление передается на оператор, следующий за описаниями обработчиков catch.

Пример. Размещено на реф.рфРассмотрим стек, реализованный с использованием массива фиксированной длины.

  1. int stack [100]; // не более ста элементов в стеке
  2. int top=0; // номер доступного места для помещения элемента
  3. void push(int el) {
  4. if(top = = 100) throw 1; // проверить на переполнение
  5. // (предусловие top < 100)
  6. else stack[top ++] = el; // поместить элемент в стек
  7. }
  8. int pop( ) {
  9. if(top = = 0) throw 0; // проверить на пустоту
  10. // (предусловие top > 0)
  11. else return stack[—top]; // извлечь элемент из стека
  12. }
  13. void main( ) {
  14. int i = 0, k;
  15. try{ // пробный блок
  16. push(i);
  17. k = pop( );
  18. if(i!=k) throw 2; // нарушено постусловие
  19. }

catch(int error){. . .} // если error = 0, то стек пуст;

// если error = 1, то стек полон; если error = 2, то стек неработоспособен

}

В примере аргументом throw является целое число – ʼʼномер исключенияʼʼ. В сложных программах разрабатываются специальные типы для исключений, позволяющие передать в обработчик исключения больше информации.

Абстрагирование — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Абстрагирование» 2017, 2018.

  • — Объективация и абстрагирование.

      Выйти к объективным, сущностным формам. % Р.М.Рильке «Голубая гортензия» строится по принципу феноменологической редукции. Редукция к сущности. Синева, синие цветы, они преломляются, растворены в других цветах. Использовать разные формы. Нечто более универсальное…. [читать подробнее].

  • — Методами теоретического уровня научного познания являются абстрагирование, идеализация, формализация, дедукция и индукция.

    Абстрагирование заключается в мыслен­ном отвлечении от каких-то — менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновре­менным выделением, формированием одной или несколь­ких существенных сторон, свойств, признаков этого объек­та. Результат,… [читать подробнее].

  • — Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент

      Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям,… [читать подробнее].

  • — Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному

    Процесс познания, как правило, начинается с рассмотрения конкретных чувственных предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к обобщенным представлениям, понятиям, т.е. абстракциям. … [читать подробнее].

  • — Абстрагирование и идеализация

    Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от конкретных свойств и связей изучаемого объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств и их рассмотрения «в чистом виде». Так, например, Галилей, изучая характер свободно падающих тел,… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/programmirovanie/view/611164_abstragirovanie

    Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Предмет и методы исследования в различных направлениях психологии

    В любом психолого-педагогическом исследовании приоритет принадлежит использованию общенаучных логических методов познания, независимо от того, на теоретическом или эмпи­рическом уровне оно проводится. К ним относятся методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, де­дукции и аналогии.

    Кратко охарактеризуем каждый из общенаучных логических методов позна­ния. Анализ(греч. analysis — разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

    В «Педагогической энциклопедии» дается следующее определение анализа: анализ — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. В «Словаре русского языка» С. И.

    Ожегова под анализомпонимается «метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь». Как видно из данных определений, анализ можно характеризовать как процесс расчленения, разделения предметов и явлений на отдельные стороны (части) с це­лью их изучения.

    Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отра­жающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенден­ции. В педагогике анализ выступает как метод познания педагогиче­ской действительности.

    Анализ применяется как в реальной (практической), так и в мыс­лительной деятельности. Принято различать следующие виды ана­лиза: механическое расчленение; определение динамического соста­ва; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т. п. Анализ не должен упускать качество предметов.

    Синтез (греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С. И.

    Ожегова синтез трактуется «как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом».

    Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоеди­нения целого из частей или соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое, необходимый этап познания.

    Для современной науки характерен не только «внутридисциплинарный», но и междисципли­нарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результат синтеза — совершенно новое образование, свой­ства которого не есть только внешнее соединение свойств компонен­тов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозави­симости.

    Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важ­ную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

    Абстрагирование(лат. abstractio — отвлече­ние) также относится к методам научного познания. В. П. Кохановский определяет абстракцию так:

    а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто не­развитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мыс­ленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абст­рагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле). В словаре С. И. Ожегова «под абстракцией понимается мыслен­ное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей пред­метов и явлений для выделения существенных их признаков».

    Существуют различные виды абстракций: ^ Абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых методов (от остальных свойств при этом отвлекаются).

    Изолирующая абстракция— акты так называемого «чистого от­влечения», когда выделяются определенные свойства и отноше­ния, которые начинают рассматриваться как самостоятельные ин­дивидуальные предметы («абстрактные предметы» — «доброта», «эмпатия» и т. п.). ^ Абстракция актуальной бесконечности в математике, когда бес­конечные множества рассматриваются как конечные. Исследова­тель отвлекается от принципиальной невозможности зафиксиро­вать и описать каждый элемент бесконечного множества, прини­мая такую задачу как решенную. ^ Абстракция потенциальной осуществимостиоснована на том, что может быть осуществлено любое, но конечное число опера­ций в процессе математической деятельности. Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстрак­ции от реальных предметов называются абстракциями первого по­рядка. Абстракции от абстракций первого уровня называются абст­ракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстрак­ции характеризуются философские категории. Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объ­ектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Чаще всего она рассматривается как специфический вид абстрагирования. В результате идеализации образуется такая теоретическая мо­дель, в которой характеристики и стороны познаваемого объекта (предмета, явления) не только отвлечены от фактического эмпири­ческого материала, но и выступают в более резко и полно выражен­ном виде, чем в самой действительности, поскольку они сконструи­рованы мысленно. Идеализированный объект, в конечном счете, выступает как отражение реальных предметов и процессов. Теоретическими конструктами, образованными с помощью идеали­зации такого рода объектов, можно оперировать в рассуждениях как реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реаль­ных процессов, служащие для более глубокого их понимания.

    Обобщениекак метод научного познания представляет собой, во-первых, логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установление общих свойств и признаков предметов, во-вторых — результат этого процесса: обоб­щенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, про­никновение в ее сущность. По мнению С. И. Ожегова, обобщить — значит сделать вывод, выразить основные результаты в общем поло­жении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связа­но с абстрагированием.

    Принято различать два вида научных обобщений: выделение лю­бых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, т. е. закон).

    По другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдель­ных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обоб­щение); б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредель­ным.

    Оно ограничено философскими категориями, которые не име­ют родового понятия, и потому обобщить их нельзя. Индукция (лат. inductio — наведение) — логический метод (при­ем) исследования, связанный с обобщением результатов наблюде­ний и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

    В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. По­скольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы носят проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпи­рические законы.

    В словаре русского языка под индукцией понима­ется способ рассуждения, ведущий от частных фактов, положений к общим выводам. В. П. Кохановский выделяет следующие виды индуктивных обобщений. 1.

    ^ Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключе­ния, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса), в том числе и на неисследованные его части.

    Популярную индукцию нередко называют индукцией через перечисление случаев. 2. ^ Индукция неполная, когда на основании того, что п принадлежит некоторым представителям изучаемого множества, делается вывод о том, что всем представителям этого множества принадле­жит свойство п. 3.

    ^ Индукция полная, когда на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство п, делается заклю­чение, что всем представителям данного множества принадлежит свойство п. 4.

    ^ Индукция научная, в которой, кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, дается содержа­тельное дополнительное обоснование его истинности, в том числе с помощью дедукции (теорий, законов).

    Научная индукция дает достоверное заключение благодаря тому, что акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи. Дедукция (лат. – выведение): – во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е.

    перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям). Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией. Дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным «противоядием» против не в меру разыгравшейся фантазии. Аналогия(греч.

    analogia — соответствие, сходство) — метод науч­ного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объек­тами. Умозаключение по аналогии — выводы, которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («моде­ли») переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассужде­ния по аналогии истинны, это еще не значит, что и заключение будет истинным. Для повышения вероятности выводов по аналогии необ­ходимо стремиться к тому, чтобы:

    • · были выделены внутренние, а не внешние свойства сопоставля­емых объектов;
    • · эти объекты были подобны в важнейших и существенных призна­ках, а не в случайных и второстепенных;
    • · круг совпадающих признаков был как можно шире;
    • · учитывались не только сходство, но и различия, чтобы последние не перенести на другой объект.

    Моделированиекак метод научного познания представляет со­бой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называ­ется моделью.

    Таким образом, под модельюследует понимать объ­ект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозиро­вания поведения прототипа.

    Потребность в моделировании возни­кает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруд­нительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

    

    Источник: https://infopedia.su/10x2e25.html

    К понятию абстракции

    Чуклов А. В. К понятию абстракции // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 384-385. — URL https://moluch.ru/archive/39/4543/ (дата обращения: 19.11.2019).

    • В данной работе мы будем говорить не только конкретно об абстракции, но и о тех моментах, которые непосредственно связаны с ней: абстрагирование, абстрактное мышление и другие аспекты «вытекающие» из объекта нашего изучения. И постараемся определить структуру функционирования абстракции:
    • 1) составляющие;
    • 2) причины;
    • 3) следствия.

    «Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение, веденное Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция обозначает и процесс такого отвлечения, и его результаты» [1].

    В этом определении, пожалуй, собраны два отношения к абстракции: как к процессу и как к результату1. И далее мы постараемся определить, чем является абстракция.

    1. Мы же возьмем за начало, основу именно различение этих двух понятий: абстрагирование – процесс, абстракция результат. И в итоге у нас получится два определения:
    2. Абстрагирование– процесс мысленного отвлечения от определенных свойств, характеристик объекта и выделение, вычленение одной значимой для субъекта части;
    3. Абстракция – результат абстрагирования.

    Как мы уже поняли абстракция, абстрагирование это результаты действия мышления. Существует даже вид мышления: абстрактно-логическое2, наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным (если рассматривать данный психический процесс по форме) [4].

    Абстрактное мышление – «…один из видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и являет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

    В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений» [3]. То есть данный вид мышления связан с языком и речью, что так же подтверждает Максименко С. Д.

    в книге «Общая психология»: «Словесно-логическое, или абстрактное мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию и представлению.

    Большинство понятий, которыми выражаются экономические, общественно-исторические, научные категории, являются продуктами способности мышления создавать абстракции, в которых не прослеживаются их непосредственная связь с чувственной реальностью» [5].

    • Из определения можно вывести, что у индивида абстрактное мышление развивается в тесной взаимосвязи с речью.
    • «Речь – это процесс использования человеком языка для общения,… язык – человеческий способ общения в духовной и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации» [там же].
    • Таким образом, мы можем составить обобщенную структуру, составляющие абстракции:
    • Речь;
    • Абстрактное мышление;
    • Абстрагирование.

    В результате действия этих аспектов человеческой психики и возникает абстракция, причем каждый из них разным образом влияет на это. Посредством речи у человека развивается абстрактное мышление, которое в свою очередь дает человеку возможность применять абстрагирование, а то позволяет создавать сами абстракции.

    Теперь же поговорим о причинах абстракции, то есть, разберем подробнее взаимодействие, функционирование её составляющих.

    Выготский в своей теории знаков говорил о значении слова в развитии мышления. По его мнению, слово это «знак», который способствует развитию мышления до уровня абстрактного. Но при этом слово, лишенное значения не является, ни частью мышления, ни частью речи.

    Когда же в слове появляется значение, оно становится частью как речи, так и мышления [2]. То есть, исходя из теории Выготского, можно утверждать, что рождение речи и мышления было единовременным, а вот появление абстрактного мышления произошло лишь с появлением слова как знака, то есть имеющего определенное значение.

    Также и взаимодействие этих двух психических процессов происходит по средствам «слова».

    Данный процесс мы все можем наблюдать на основе развития одного человека. Абстрактное мышление у ребенка начинает появляться и проявляться, когда в свои слова он начинает вкладывать определенные значения.

    С взаимодействием речи и абстрактного мышления все достаточно ясно. Поэтому теперь перейдем к следующему этапу и разберем как в процессе абстрактного мышления «рождается», «развивается» и функционирует абстрагирование.

    Как мы определили выше абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от определенных свойств, характеристик объекта и выделение, вычленение одной значимой для субъекта части.

    А результатом данного процесса естественно будет «абстракция» (см. выше).

    Абстрагирование является по сути «продуктом» абстрактного мышления и способность к абстрагированию у человека, по всей видимости, появляется вместе с появлением соответственного мышления, то есть абстрактного. Но тут возникает вопрос о том, в чем разница между этими двумя аспектами – ведь получается, что это два процесса «друг в друге».

    С другой стороны у всех здоровых людей есть абстрактное мышление, но при этом процесс абстрагирования у всех происходит по-разному. Поэтому мы можем сделать предварительный вывод о том, что абстрактное мышление это процесс, имеющий общие для всех людей особенности, а абстрагирование строго индивидуальный процесс, зависящий от уровня развития абстрактного мышления отдельно взятого человека.

    Таким образом, абстракция получается это конечный итог абстрагирования – отвлеченное понятие «…об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений» [4].

    То есть, говоря о структуре абстракции можно сделать вывод, что:

    • составляющими её являются: речь, абстрактное мышление, абстрагирование;
    • причиной возникновения абстракции является функционирование её составляющих в последовательности: речь – абстрактное мышление – абстрагирование;
    • следствием же являются отвлеченные понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений.

    Литература:

    1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: 1981.

    2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

    Головин С. Ю. Словарь практического психолога, – 1998 г. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

    1. Максименко С. Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001.

    2. Юнг К. Г. Психика: структура и динамика. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.

    Основные термины (генерируются автоматически): абстрактное мышление, абстракция, абстрагирование, процесс, вид мышления, мысленное отвлечение, речь, развитие мышления, свойство предметов, субъект части.

    Источник: https://moluch.ru/archive/39/4543/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector