Креативное мышление: основные методы развития

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Людей, которые в любой ситуации умеют находить новые и оригинальные решения, называют креативными, творческими. А как обстоят дела с креативностью у вас? Является ли находчивость и нестандартность решений вашим жизненным стилем? В этой статье рассмотрим методы развития творческого мышления.

Движок развития цивилизации

Креативное мышление: основные методы развития

Как вы думаете, на чем стоит человечество? За счет чего происходит развитие цивилизации? За счет того, что мы работаем? Или думаем? Возможно. Но не только по этим причинам.

За время своего существования на Земле человек научился пользоваться огнем, изобрел словесно-символьный язык, построил города, стал использовать для передвижения транспорт. Все это стало возможным благодаря способности человека к изобретательству.

Человечество стоит на изобретательстве и новаторских идеях.

Люди, имеющие незаурядные способности вырабатывать новые идеи, во все времена обожествлялись и мистифицировались. Окружающие всегда смотрели на них, как на гениев, носителей особого дара.

Тем не менее, никакой мистики не существует. Навыки творческого мышления можно в себе развить. Процесс изобретательства укладывается в строго определенный алгоритм. Вопрос в том, владеете вы знаниями о законах этого алгоритма или нет.

Признаки креативности ума

Креативное мышление: основные методы развития

Людей изобретательского склада ума отличает ряд признаков:

  • Осознание себя как личности, умение отстаивать собственную точку зрения;
  • Начитанность, образованность, самопознание;
  • Любознательность, тонкое восприятие мира, открытость для всего нового;
  • Независимость в суждениях от стереотипов общества;
  • Заряд энергии, бодрости, неукротимое чувство юмора;
  • Проницательность ума, развитая интуиция, склонность к парадоксальным выводам.

Из всех этих качеств самое главное – независимость. Если мы будем жить с оглядкой на чужое мнение, мы никогда не станем творческими личностями. Креативность и творчество всегда идут в отрыве от накатанной колеи штампов и шаблонов общества. Другой немаловажный аспект:

Креативное мышление: основные методы развития

Враги творчества

Есть также ряд факторов, которые негативно влияют на процесс творческого мышления:

  • Неуверенность в себе или излишняя самоуверенность;
  • Склонность к излишней самокритике;
  • Страх провала;
  • Конформизм, консерватизм суждений, нежелание расставаться со старыми идеями;
  • Частые перепады настроения и депрессивные состояния.

Самый главный противник всего нового – это наша лень. «Зачем стараться и что-то изобретать, если можно делать, как все?» — обычно нашептывает она нам. «Опять же – неизвестно, чем это все закончится, а вдруг у тебя ничего не получится?» — вторит ей страх. Наверно, поэтому замахиваться на новые идеи рискуют немногие из нас.

Бороться со страхом и ленью помогает любопытство – неотъемлемое качество первооткрывателя. А что там дальше, за гранью неизвестности? Также будет полезна смена впечатлений и новые эмоции. Прогулявшись по улице, сходив на выставку, вы, возможно, найдете в себе силы взяться за новый проект или посмотреть на старые проблемы с другого ракурса.

Креативное мышление: основные методы развития

Другая крайность – самокритика на грани паники.

В разумной степени критика должна присутствовать в процессе творчества, уравновешивая первичную нелогичность новых идей и контролируя качество готового решения.

Но когда критикуется и подвергается сомнению любая новая идея, согласитесь, наше воображение оказывается сковано в цепях разума и перестает нормально работать. А какое творчество без воображения?

Выход: давайте себе право на ошибку. В конце концов, любой результат, плюс или минус, – это прежде всего результат, приближающий вас к цели.

Тестируем уровень творчества

Как определить, насколько творческий вы человек? Существуют различные методики, но самая популярная из них – тест Торренса.

  Американский психолог Элис Пол Торренс в середине прошлого столетия задался вопросом, есть ли зависимость между уровнем интеллекта и степенью творческого мышления.

Результатом его исследований стала знаменитая «гипотеза порогового значения», заключающаяся в следующем:

Креативное мышление: основные методы развития

Американец создал тест, в котором степень креативности испытуемого оценивается по 5 параметрам:

  1. Беглость – сколько новых идей может выдать испытуемый за определенный промежуток времени;
  2. Оригинальность – степень похожести этих идей на идеи других испытуемых;
  3. Абстрактность – способность к обобщению и оперированию отвлеченными понятиями;
  4. Проработанность – степень подробности в описании идеи;
  5. Устойчивость – способность доводить начатое дело до конца.

Существует множество приемов, позволяющих развить креативное мышление. Мы рассмотрим некоторые из них.

Мозговой штурм

Заключается в следующем. Заранее собирается команда из нескольких людей. Перед участниками ставится определенная задача, требуется выдвинуть как можно больше идей для ее решения. Можно высказывать самые невероятные и фантастические предположения. Чем больше гипотез и чем нереальнее они будут, тем лучше.

Креативное мышление: основные методы развития

При этом не должно быть места критике в отношении выдвигаемых идей. Фишка в том, чтобы раскрепостить воображение, дать ему волю, в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде.

Участники группы могут не иметь соответствующего образования в данной области – очень часто именно людям со стороны, неспециалистам приходят в голову самые свежие и гениальные идеи.

Как только будут выработаны все возможные варианты решения, отбирают самые удачные из них и проводят детальный анализ каждого.

Синектика

Креативное мышление: основные методы развития

Этот метод создан исследователем Уильямом Гордоном для поиска оптимальных решений при выходе из кризисных ситуаций на предприятии. Прием очень похож на метод «мозгового штурма», только команда собирается из людей-профессионалов, специально обученных приемам продуктивного мышления. Участниками являются специалисты из разных областей.

В отличие от предыдущего метода, в процессе обсуждения проблемы допускается и даже приветствуется критика, а также для решения проблемы применяется поиск аналогий решения подобных задач в других сферах деятельности.

Данный метод не получил широкого распространения у нас в России, зато достаточно часто используется на Западе.

ТРИЗ-технология

Креативное мышление: основные методы развития

В противовес зарубежной синектике в 40-е годы минувшего века в нашей стране была создана методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая заключалась в совокупности специальных алгоритмов. Миссия всех этих алгоритмов – позволить инженерам решать конструкторские задачи гораздо быстрее и с меньшими затратами.

Владение приемами ТРИЗ подразумевает:

  • Умение выявлять суть задачи;
  • Видеть основные направления поиска решений;
  • Систематизировать процесс сбора необходимой информации;
  • Владение как логическим, так и нелогическим способом мышления;
  • Расширение кругозора и отход от общепринятых стандартных методов решения.

Хотя изначально эта технология мышления создавалась для решения сугубо технических задач, методы ТРИЗ являются прекрасным подспорьем в области бизнеса и гуманитарных наук.

Теория Уоллеса

Креативное мышление: основные методы развития

В 1926 году Грехем Уоллес создал теорию, согласно которой творческий подход к решению проблемы требует невероятных усилий мозга и напряжения в начале и отход от проблемы, отвлечение впоследствии.

Данный метод предполагает цикличность процесса творческого мышления. Рассмотрение задачи происходит в четыре стадии:

  1. Подготовка. Анализ имеющихся данных, попытка разрешить проблему самостоятельно. Напряжение, мобилизация всех сил;
  2. Инкубационная стадия. Усталость, переключение внимания на другие задачи, так как текущая проблема решению так и не поддается. Мозг чуть расслабляется, но подсознание продолжает по инерции искать ответы на поставленный вопрос;
  3. Озарение (инсайт). В голову вдруг «внезапно» приходит идея верного решения;
  4. Проверка. Производятся нужные анализы и расчеты, чтобы эту идею либо утвердить в качестве действительно правильного решения, либо опровергнуть.

Хотя уже были попытки описания подобных схем цикличности творчества ранее, именно Уоллес первым высказал предположение, что для нахождения верного решения требуется расслабление ума, покой после напряженной работы.

Ментальные карты

Креативное мышление: основные методы развития

Основатель данной методики Тони Бьюзен считал, что творческая креативность умственной деятельности человека находится в прямой зависимости от степени развития ассоциативного мышления. Он предложил для быстрого нахождения решения поставленной задачи рисовать ментальные карты, или интеллект-карты.

В центре листа бумаги с помощью обозначений рисуется исходная задача, а вокруг нее стрелочками отходят ассоциации, связанные с ее решением. От каждой ветви-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.

Во время рисования в голове происходит перебор вариантов-ассоциаций, значительно активизирующий процесс мышления, таким образом, задача может быть решена довольно быстро.

Метод «шести шляп»

Прием, разработанный Эдвардом де Боно – метод шести шляп – предполагает режимность мышления человека. Любую проблему можно рассматривать с разных углов зрения. Де Боно предлагает «примерить» шесть шляп-направлений мышления, подробно проанализировав и хорошенько рассмотрев поставленную задачу с каждого ракурса:

  1. Белая шляпа – научный подход. Анализируются факты и цифры, выявляются «пробелы», которые нужно восполнить, найти недостающую информацию;
  2. Черная – критическая оценка ситуации, выявление «подводных камней», недостатков и возможных рисков;
  3. Желтая – взгляд оптимиста. Явные плюсы и выгоды решения проблемы, отдаленные перспективы;
  4. Красная – эмоциональная оценка ситуации. Интуитивное решение;
  5. Зеленая – креативный подход, нестандартность;
  6. Синяя – управление. Вырабатывается общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизируются все ранее высказанные точки зрения, объединяются в одну логическую линию.

Метод достаточно прост для понимания и предполагает системность рассмотрения проблемы, может использоваться во многих областях деятельности: в психологии, на предприятиях, в решении личных проблем, в обучении детей, даже самых маленьких.

Послесловие

Друзья, мы рассмотрели с вами несколько методов развития креативности. Как видите, процесс решения любой самой сложной проблемы можно и нужно систематизировать. Чтобы развить свое креативное мышление, воспользуйтесь рекомендациями:

  • Больше читайте, и не только художественную литературу;
  • Играйте в стратегические игры, например, в шахматы;
  • Общайтесь с интересными людьми;
  • Не бойтесь в жизни экспериментировать, изобретайте собственные лайфхаки;
  • Работайте над собой, над своим позитивным отношением к жизни.

Развивайте мышление с помощью головоломок и упражнений. В большом количестве вы найдете их в онлайн сервисе брайнаппс. Брайнаппс – это более сорока тренажеров, имеющих под собой научную основу и ориентированных на любую возрастную категорию, а также гибкий график занятий.

Успехов вам в творчестве! Жду ваших комментариев и предложений, подпишитесь на рассылку новостей блога.

Источник: http://my-day.pro/metody-razvitiya-tvorcheskogo-myshleni/

Как развить креативное мышление?

Креативное мышление: основные методы развитияУмение мыслить вне шаблонов пригодится каждому человеку. Творческий подход поможет как в построении карьеры, так и в личной жизни. Он позволяет подбирать ключи к любой двери, находить нестандартные решения даже в самых трудных ситуациях. Некоторые считают, что креативное мышление – врожденное качество, которое нельзя развить. Но это абсолютно не так. Способность мыслить творчески приобретается с опытом, главное, постоянно развивать свой потенциал.

Что такое креативное мышление?

Креативность – это взять уже известные элементы и соединить их уникальным образом. Она подобна искусству совмещать несовместимое.

Чтобы понять, что это такое, можно посмотреть на детей. Они всегда мыслят образами, активно воображают и много фантазируют. Только потом в процессе обучения и воспитания креативное мышление уходит на 2-ой план или подавляется вовсе. Взамен развивается умение мыслить структурно, логически, в строго ограниченных рамках.

Результатом творческого мышления является образование новых, уникальных мыслей. Логический подход подразумевает усвоение и переработку уже существующих идей.

За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, за творческие способности – правое. Способность мыслить креативно обуславливают следующие психические процессы:

  • восприятие;
  • воображение;
  • память.

Даже если у человека доминирующим является левое полушарие, креативное мышление можно развить, регулярно упражняясь над совершенствованием перечисленных мыслительных процессов.

Стереотипы в мышлении

С накоплением жизненного опыта формируются определенные установки, вырабатываются схемы принятия решений в различных ситуациях. Со временем они все больше укрепляются в сознании, становятся привычными. Человек начинает мыслить и выполнять действия по шаблону, автоматически, затрачивая при этом минимум усилий.

Это позволяет действовать быстро, однако, зачастую является серьезной помехой для того, чтобы разглядеть более эффективные варианты принятия решений, изобрести новые способы выполнения хорошо известных задач. Таким образом, человек ограничивает себя своими же стереотипами мышления, не может увидеть новых открывающихся перед ним горизонтов.

Читайте также:  Прокрастинация: что это такое и причины её возникновения

Что нужно для развития креативности?

Регулярность

Если постоянно практиковаться в развитии какого-либо навыка, результат не заставит себя долго ждать. По данным исследований гарвардских ученых творческие успехи на 85% зависят от уровня мастерства. Креативное мышление – это такой же навык. И для его развития рекомендуется упражняться не менее 1-го раза в неделю, но лучше делать это ежедневно.

Подобно укреплению мышц, формирование творческого потенциала потребует времени и усилий. Необходимо, чтобы развитие креативности превратилось в привычку, стало неотъемлемой составляющей жизни.

Креативное мышление: основные методы развития

Целеустремленность

Когда человек чего-то очень сильно хочет, он, как правило, прилагает все усилия, чтобы этого добиться. Иногда это получается с 1-го раза, иногда требуется гораздо больше попыток. Но каждая из них – бесценный опыт в развитии и достижении поставленных целей.

Главное – никогда не сдаваться и ни в коем случае не сомневаться в себе!

Выход из зоны комфорта

В развитии креативного мышления поможет поиск нестандартных решений ежедневных рутинных задач. Можно открывать для себя неизведанные пути, каждый раз возвращаясь домой с работы новым маршрутом. Или выбирать только те кафе, в которых прежде никогда не был. Заказывать те блюда, которые ни разу не пробовал.

Знакомьтесь с необычными людьми, впитывайте интересные идеи. Даже незначительные перемены в привычном образе жизни ведут к переменам в мышлении.

Принятие своей индивидуальности

Идеальных людей не существует, у всех есть сильные и слабые стороны. Креативность основывается на умении выгодно использовать свои преимущества и компенсировать недостатки.

Каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальными способностями. Нужно только их в себе открыть. Важно всегда быть собой, помнить о своих талантах, мечтах и целях, не поддаваться давлению чужих ожиданий.

Творчество

Занятие творчеством станет верным помощником в развитии креативности. Рисование, игра на музыкальных инструментах, сочинение рассказов и стихов, необычный подход к приготовлению блюд – это может быть что угодно. Стоит внедрить творчество в свою жизнь, и новые идеи начнут появляться в голове по принципу снежного кома.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Креативное мышление: основные методы развития

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку. Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее.

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

Креативное мышление: основные методы развития

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление.

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Креативное мышление: основные методы развития

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Источник: https://planeta-lady.ru/kak-razvit-kreativnoe-myshlenie.html

Развитие креативного мышления: упражнения, способы и методы

В современном обществе креативность человека и его возможность творчески мыслить высоко оцениваются окружающими. Ведь подобные люди умеют найти нестандартный выход из ситуаций, генерируют сотни идей и могут их реализовывать.

 Способность творчески мыслить  делает человека успешным, предприимчивым, позволяют ему хорошо зарабатывать на своих идеях.

Как достичь такого уровня развития креативного мышления? Многие считают, что креативности научить нельзя, что это врожденная способность.

Но это не совсем так, творческое мышление есть в каждом из нас на разной стадии, но кто-то продолжает развивать его, а кто-то оставляет всё на природном начале. Поэтому позвольте предложить вашему вниманию способы развития творческого мышления.

Головоломки

 Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок. Это не просто задачи, имеющие специальные формулы для решений, головоломки требуют включения умственного потенциала человека.

Отличие головоломок от задач заключается в умственной работе, для  решения задач нужны знания, для решения головоломок нужно мышление.

Как правило, задачи не несут практической пользы в жизни, в то время как головоломки учат искать нестандартные пути решения проблемы, тем самым развивая наше творческое мышление.

Одним из самых популярных видов головоломок являются «головоломки со спичками». Из спичек выкладывается фигура или математический пример, и с помощью перестановки нескольких спичек нужно получить конечный результат. Например, когда 8+6=9+6? У второй шестёрки мы убираем одну спичку и получаем 8+6=9+5, что является верным результатом.

Пользуется популярностью старая головоломка «велосипед». Это небольшая железная фигурка создана в виде лабиринта. Автором считается американец Джон Р. Линн, который впервые продемонстрировал «велосипед» в 1898 году. С тех пор головоломка немного изменилась, но суть осталась прежней — снять кольцо с велосипеда, а затем вернуть его обратно.

Креативное мышление: основные методы развития

«Загадка Эйнштейна» — старая задача, созданная по слухам самим Альбертом Эйнштейном в годы его детства.

Смысл её следующий: в пяти домах живут люди разной национальности, дома их покрашены в разные цвета, каждый из людей курит определенный сорт сигарет, у каждого по одному домашнему животному и каждый пьёт свой любимый напиток. После этого даются подсказки по которым нужно определить кто выращивает рыбок.

Сам Альберт считал, что только два процента людей может решить эту задачу в уме, а остальные только с помощью бумаги и ручки. Задача в самом деле становится гораздо легче при решении её в виде таблицы, но тем не менее требует концентрации и повышенного внимания.

Кубик Рубика или «магический кубик» — одна из самых известных механических головоломок. Внешне представляет собой пластмассовый куб, состоящий из пятидесяти четырёх маленьких квадратов, которые могут вращаться в трёх осях. Суть головоломки — собрать кубик так, чтобы все грани были одного цвета.

Креативное мышление: основные методы развития

Упражнения на развитие нестандартного мышления

 Для подобных упражнений обычно собираются несколько команд, чтобы дух соперничества стимулировал работу мозга. Командам даются необычные ситуации, которые требуют от них включения креативного мышления.

Например, притча про слона и муравья, которые пытались съесть друг друга: сначала слон муравья проглотил, потом муравей слона и так далее. Вопрос состоит в том, каков итоговый результат таких отношений? Проще говоря, кто кого проглотил.

Причем необходимо дать конкретный ответ.

 Для человека со стандартным мышлением эта задача как минимум кажется глупой, как муравей может проглотить слона? Но если абстрагироваться от внешних факторов и задуматься, то получается, что слон если проглотит муравья, то переварит его.

Муравей  же, проглотив слона, растянется до неузнаваемых размеров и станет, по сути, просто оболочкой слона.

Ваш мозг спокойно воспринял эту информацию? Значит, ваше мышление умеет преодолевать границы и искать решение конкретной проблемы.

Ассоциации

Хорошим способом развития творческого мышления является поиск ассоциаций. Например, откройте любую книгу, закройте глаза и ткните пальцем в два слова. После этого возьмите ручку и чистый лист для записи своих мыслей.

Записывайте все ассоциации, которые приходят на ум. Сопоставляйте слова, ищите точки их соприкосновения, анализируйте. Можно даже самому придумать причину связи этих двух слов, просто дайте волю вашей фантазии.

Например, что общего между ручкой и шампунем? Мыльные пузыри! Ведь разбавив водой шампунь, мы можем получить отличный раствор для мыльных пузырей, а часть ручки станет трубкой.

Помните: Креативность заключается в сопоставлении вещей. Человек не открывает чего-то нового, он воспроизводит свой опыт, своё видение окружающего.

Рисунки

С помощью творчества человек активно продвигает свое мышление. Больше рисуйте, переносите на бумагу то, что видите и чувствуете. Есть также упражнение на этот счёт, для него необходимо нарисовать шесть крестиков по горизонтали и вертикали. После этого нужно крестики превратить в зарисовки, чем интереснее и необычнее они будут, тем лучше.

Существует множество тестов, объясняющих значение рисунков, попробуйте анализировать своё творение. Что ваше подсознательное хочет сказать? Ведь познание себя это также развитие мышления, нестандартное понимание вещей.

Креативное мышление: основные методы развития

Буриме

С французского «буриме» переводится как стихотворение на заданные рифмы. То есть человеку даётся рифма, которую нельзя подвергать перестановке и изменять. Необходимо связать её осмысленным текстом. Например, «зима-дома». Можно придумать следующее двустишье:

Опять наступила зима,

Снегом покрылись дома.

Такие стишки хорошо развивают творческое мышление, заставляют поразмыслить над связкой рифм. Иногда, чтобы усложнить задачу даётся несколько рифм и ограничивается время.

Читайте также:  Самая тяжелая работа - это работа над собой

«Мозговой штурм» и синектика

Работа в группе – всегда серьёзный толчок для творческого развития, особенно когда работа ведётся над одной проблемой. Для этого во многих компаниях сотрудники часто собираются на «мозговой штурм», чтобы выдвинуть как можно больше идей решения вопроса. Из множества предложений, какое-нибудь обязательно окажется подходящим, таким образом задача будет решена.

«Синектика» возникла на основе «мозгового штурма», но рассматривается как более профессиональная деятельность. Она помогает решить проблему с помощью моделирования ситуации, метафор и аналогий.

Например, танки столкнулись с проблемой преодоления рва, их размера не достаточно для переправы. Аналогия: муравьи, сталкиваясь с проблемой переправы, образуют «живой мост», держась друг за друга.

По этой модели придумали крепление между танками, так чтобы под тяжестью товарищей танк мог зависнуть в воздухе до преодоления рва.

Креативное мышление: основные методы развития

Ловушка идей

Наш мозг устроен так, что решение некоторых вопросов приходит в нашу голову, когда мы смотрим телевизор, едем в машине или пытаемся заснуть.

 Поэтому всегда держите неподалёку от себя блокнот с ручкой, куда все идеи можно будет зафиксировать.

Когда  посмотрите фильм, доедете до дома или проснётесь, вы сможете спокойно проанализировать вовремя записанные и поэтому незабытые идеи.

Совет: Купите отдельный блокнот под ваши мысли, так как отдельные листочки можно потерять, а на них могут остаться отличные решения важных проблем.

Креативное мышление: основные методы развития

Развитие творческого мышления процесс увлекательный и долгий, регулярные тренировки позволят вашим идеям всё чаще рождаться на свет. Развитое мышление поможет вам реализоваться в любой специальности, подобные сотрудники высоко ценятся начальством и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Не стойте на месте, мысли приходят к думающим людям!

Источник: https://sb-advice.com/praktikym/506-sposoby-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya.html

Методы развития творческого мышления и творческих способностей

Развитие творческого мышления лежит в основе формирования креативности. Это способность человека создавать новое, рождать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем. Согласитесь, очень полезное качество, и каждый бы хотел им обладать.

По убеждению большинства психологов, креативную личность отличают не столько способности в определенных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, научной, педагогической и т. д.), сколько особое творческое мышление, которое необходимо развивать и активизировать в первую очередь.

Психология творческих способностей: основные принципы

Прежде чем рассматривать методы активизации творческого мышления, нужно сначала разобраться с его ролью в творческих способностях.

Психология творческих способностей – это сравнительно новая область знаний.

Она в настоящее время успешно развивается, несмотря на совершенно парадоксальный факт: большинство ученых считают, что творческих способностей как таковых нет.

Странно? В науке о развитии творческих способностей вообще много странного. На самом деле, все очень просто: у способностей к любой деятельности есть два уровня:

  1. Репродуктивный или воспроизводящий уровень. Он связан с освоением той или иной деятельности и выполнением заданий по образцу.
  2. Творческий уровень обеспечивает возможность создания нового, нахождения оригинальных решений и т. д. Для формирования этого уровня и необходимо развитие творческого мышления.

Креативное мышление: основные методы развития

Два уровня способностей

Вот, например, музыкант, виртуозно исполняющий написанную композитором музыку, демонстрирует высокий, но репродуктивный уровень способностей, а сам композитор – творческий. Приготовление кулинарного шедевра по рецепту – репродуктивный уровень, а создание своего рецепта – творческий.

Но развитие творческого мышления начинается в детстве, и это во многом спонтанный процесс, не зависящий от целенаправленного воспитания.

Поэтому творческое мышление в латентном (спящем) виде есть почти у всех людей. А в любой деятельности, в той или иной степени, присутствует элемент творчества.

Музыкант делает аранжировку музыки, написанной другим человеком, кулинар в уже готовый рецепт вносит свою собственную изюминку.

Методы активизации творческого мышления: с чего начать

Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М.

Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным.

Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в любом виде деятельности. Но на этот процесс нужно время, а найти нужное решение проблемы бывает требуется быстро. В этом случае можно использовать методы активизации творческого мышления, ведь предрасположенность к творчеству есть практически у каждого человека.

Основные виды активизации творческого мышления — типология

В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.

Креативное мышление: основные методы развития

Активизация творческого мышления

  1. Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов. Например, В. И. Суриков нашел «подсказку» для образа боярыни Морозовой в силуэте вороны, сидящей на снегу.
  2. Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи. Таких методов очень много: отечественная ТРИЗ Г. Альтшуллера; метод морфологического анализа Ф. Цвикки; «Бином фантазии» Дж. Родари; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.
  3. Коллективные методы активизации творческого мышления. Давно замечено, что легче всего рождаются новые идеи в процессе их обсуждения с другими людьми. Да и развитие творческого мышления более эффективно в группе. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является брейнстормиг или мозговой штурм.

Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.

Автор – Марина Голубева

Источник: https://evio-club.com/statiy/samorazvitie/metodyi-razvitiya-tvorcheskogo-myishleniya/

Развитие творческого мышления: 5 упражнений и 10 заданий + советы

Знаете ли вы, что такое творческое мышление? Это такая категория мышления, которая приводит к абсолютно не типичному решению вопроса (проблемы). Если человек по-новому систематизирует и анализирует стандартную информацию, значит, он мыслит творчески. Чем раньше начинается развитие творческого мышления, тем легче человеку дается усвоение новых знаний.

Особенности развития творческого мышления

Учитывая стремительное развитие технического прогресса, можно смело сказать, что творческое мышление и творческие способности – это методы решения любых задач, которые отличаются от запрограммированных в компьютере.

Техника всегда действует по установленной программе (алгоритму), и из любой ситуации ищет классический выход.

Нестандартный подход

  • Творческий же человек умеет разрушать установленные правила.
  • Для него необходим гибкий нестандартный склад ума и смелость быть не таким, как все.
  • Чаще всего творческое мышление идет наперекор общеизвестным канонам.
  • Идеи, которые вначале кажутся безумными, могут привести к гениальному открытию.

Таким мышлением могут похвастаться все знаменитые личности, которые совершили прорыв в мире науки – И. Ньютон, И. Павлов, М. Ломоносов и другие.

Формирование творческого мышления

Творческое развитие берет начало от правильного воспитания и обучения. Оно не может сформироваться без познания окружающего мира. Человек вначале знакомится с обыденным раскладом вещей, явлений, и только потом может их неординарно осмыслить, «переработать».

Черты творческого мышления:

  1. Рассмотрение объекта с разных сторон с учетом его принципов и значения.
  2. Желание создать что-то новое, то, чего раньше не было.
  3. Возможность быстро переключаться с одной мысли на другую.
  4. Находить несколько способов решения проблемы.

Читайте далее:  Как повысить концентрацию внимания

5 советов, как развить творческое мышление

  1. Импровизируйте, ищите новые пути разрешения любых повседневных проблем.
  2. Не оглядывайтесь на существующие традиции.
  3. Расширяйте кругозор, постоянно учите что-то новое.

    Выучили испанский язык? Начните осваивать молекулярную кухню, проводить химические эксперименты, учить язык жестов.

  4. Путешествуйте. Для развития творческого мышления понадобятся новые впечатления и знакомства.

  5. Старайтесь сделать лучше и больше других.

Методы развития творческого мышления

Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.

Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:

«Мозговой штурм»

Автор А. Осборн. Метод был создан в 1938 г., и до сих пор активно используется в промышленности, военно-морском деле.

  1. В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.
  2. Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.
  3. Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.
  4. Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.

Важные особенности «мозгового штурма»

  1. четкое разделение обязанностей;
  2. предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
  3. уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
  4. уметь работать в команде.

Синектика

Автор У. Гордон. Метод был основан в 1948 г. Главным принципом является сделать известные вещи неизвестными, изменить стандартный взгляд на обыденные явления.

Читайте далее:  7 советов, как учиться быстрее и эффективнее

Примеры синектики

Синектика основана на таких приемах:

  1. ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
  2. поэтические символы, образы;
  3. фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?

Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление напрямую связано с воображением.

Классический пример отлично развитого воображения – детские небылицы. Если ребенок начинает рассказывать что-то фантастическое, значит, у него прекрасно развивается творческое мышление.

Чем старше человек становится, тем сложнее ему фантазировать. Общественный стереотип гласит, что взрослый индивид должен быть серьезным, строгим, и не «летать в облаках».

Это неправильно. Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии.

Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в медицине, химии или военном деле, усовершенствовать уже созданные препараты, инструменты или технику.

5 упражнений для развития творческого мышления

Подбор слов

Подберите максимально возможное количество существительных, которые отображают суть понятия. Например, свет – жизнь, солнце, рост и т.д.

  • огонь;
  • вечер;
  • вода;
  • стол;
  • ребенок;
  • старость.

Поиск похожих признаков

Найдите максимальное количество похожих признаков для совершенно разных понятий:

  • колодец-земля;
  • автомобиль-облако;
  • паровоз-таблетка;
  • коляска-пианино;
  • будильник-дерево.

Предсказания

Придумайте, что может случиться, если:

  • если дождь будет идти, не переставая, 3 суток подряд;
  • домашние питомцы начнут разговаривать с хозяевами;
  • из крана в ванной будет литься яблочный сок;
  • по улице будут ходить сказочные персонажи.

Слова на букву

Назовите максимальное количество вещей на букву К (З, И, О), которые сейчас находятся с вами в одном помещении.

Описание предметов

Остановите свой взгляд на любом предмете в комнате. Например, на столе. Напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этому предмету (большой, деревянный, удобный, серый, гладкий). Теперь напишите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к данному предмету (сладкий, голубой, грустный, живой, игрушечный).

Читайте далее:  Развитие креативного мышления

10 заданий на развитие творческого мышления

  1. Опишите свою работу (семью, подругу, любимый сериал) в 100 словах.
  2. Возьмите свой любимый афоризм и на его основе напишите собственное произведение (в стихах или прозе не имеет значения).
  3. Напишите небольшую сказку (8-10 предложений) о пустом графине.
  4. Придумайте 20 причин научиться языку жестов.

  5. Перечислите 5 вещей, на которые вам не жалко потратить последние 1000 рублей.
  6. Дайте инструкцию в письменном виде любимой собаке (попугаю, кошке), как нужно танцевать румбу.
  7. Вы возвращаетесь домой с работы, дверь вашего дома нараспашку. Назовите 20 (включая самых невероятных) причин, почему это произошло.

  8. Напишите меню на день для своего злейшего врага.
  9. В 200 словах опишите идеальное место для отдыха.
  10. Напишите письмо себе в прошлое (например, когда вам было 5 лет) и письмо в будущее (себе, 60 летнему).

Творческое мышление необходимо человеку.

Нужно лишь немного времени и желания, чтобы развить это качество.

Источник: https://pikacho.ru/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya/

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления



Данная статья посвящена формированию и развитию креативных способностей личности посредством ТРИЗ-технологии. Автор раскрывает сущность таких понятий, как «креативность», «педагогическая технология», «ТРИЗ-технология», «ТРИЗ-педагогика».

Ключевые слова: креативность, творчество, ТРИЗ-технология, ТРИЗ-педагогика.

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к системе образования. Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно реагировать на них, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала.

Практически во всех областях требуются специалисты, умеющие не просто действовать по шаблону, а те, которые могут выдвигать новые нестандартные идеи, пути решения различных проблем и т. п. В связи с этим возникает необходимость формирования у будущих членов нашего общества творческих качеств личности или, употребляя современную терминологию, креативности.

И эта проблема возникает на всех этапах образования, пока идёт формирование личности.

Развитие креативного мышления очень полезно в жизни, оно позволяет думать широко, открыто и достигать отличных результатов в решении жизненных задач, вопросов и выборов. Креативные люди всегда находят выход из любой ситуации, они сейчас очень востребованы рынком труда, они свободны в своем творчестве и в своей профессии.

Поэтому так важно начинать обучение в самом начала пути личности — с детства. Необходимо научить ребёнка придумывать, исследовать, помочь ему почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий. Это будет способствовать (наряду с другими моментами: развитием связной речи, словесно-логического мышления и т. п.) формированию полноценной личности и будущего полезного члена социума.

Федеральный государственный образовательный стандарт обращает наше внимание на то, что в настоящее время в системе образования должны доминировать методы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося и нацелены на решение жизненных задач [1]. Именно поэтому встаёт проблема поиска современных новых методов и технологий, направленных на удовлетворение этих требований образовательного стандарта.

Анализ литературы. На протяжении многих лет такие учёные внесли большой вклад в изучение креативности. Это и В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, Е. Л. Солдатова, а также Дж. П. Гилфорд, Е. П. Торренс, А.Маслоу и многие другие.

О сознательном формировании и управлении творческой деятельности посвящены работы Г. С. Альтшуллера, М. М. Зиновкиной и другие.

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей (Д. Б. Богоявленская и другие).

Существует ряд исследований по развитию креативности на основе ТРИЗ — технологии. Например, «Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики» Е. А. Федоровой. Инструменты ТРИЗ (приемы, задачи-аналоги, информационный фонд, системный оператор и т. д.) в данном исследовании адаптированы к решению творческих задач по информатике.

Изложение основного материала. Прежде всего, следует разобраться с популярным термином «креативность». При характеристике креативного человека, обычно, имеется в виду творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая.

Термин «креативность» произошёл от латинского «creation», что означает созидание и рассматривается в нескольких значениях. Во-первых, это стойкая особенность индивида, обуславливающая способность проявлять социально значимую творческую активность; уровень творческой одарённости, способности к творчеству.

Во-вторых, это способность личности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, способность привносить нечто новое в опыт, отказываясь от стереотипных способов мышления. В- третьих, это оригинальные творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

И в-четвёртых, под креативностью понимается уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [2, с. 57].

Для развития креативного мышления необходимо применение современных педагогических технологий.

Педагогическая технология — это своеобразная конкретизация методики, закономерная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект учебно-воспитательного процесса.

Можно сказать, что это продуманная во всех деталях модель педагогической и учебной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса [2, с. 122].

  • Для определения креативности можно выделить следующие основные характеристики:
  • – Продуктивность как способность человека к совершению определенного объема действий за конкретный промежуток времени.
  • – Гибкость как способность переключаться с одной идеи на другую, находить новые пути решения.
  • – Оригинальность как способность к генерированию новых, необычных идей, отличающихся от общепринятых.
  • – Любознательность как повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других.

– Умение решать сложные задачи. Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение.

Все эти составляющие креативности можно развить с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ — Теории решения изобретательских задач. Это структура законов, алгоритмов и методов, которая позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер — инженер, писатель- фантаст. Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

Изначально ТРИЗ возникла как техническая наука. Но, по высказыванию самого Г. С. Альтшуллера, развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач [3, с. 5].

Он выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — это довольно-таки зыбкий и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует образцовый и эффективный результат.

Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов: то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70–80-х годах XX века широко использовалась в работе с детьми школьного возраста.

В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю.

Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу.

Это недоразумение позволило для себя способности детей-дошкольников и, как следствие, новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач.

ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Целью данной технологии является формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Современная ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, которая направлена на развитие у ребенка творческого мышления для эффективного решения задач. ТРИЗ-педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач.

Структурное содержание современной ТРИЗ‐педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений, как развитие креативного мышления, развитие креативности, развитие креативной личности.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности [3].

Она решает целый ряд задач, которые другие инновационные системы современного образования часто решают по отдельности.

Успешность ТРИЗ-обучения заключается в том, что учащиеся, которым необходимо разрешить какую-либо трудную задачу, становятся более мотивированы на получение новых знаний.

Применение ТРИЗ-педагогики позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка через решение различных задач (не только инженерных, но и бытовых). Основной принцип этого метода «Реши задачу сам». Педагог только подсказывает направление мысли, но думает ребенок самостоятельно.

Для каждого возраста существует своя методика ТРИЗ. Дети младшего школьного возраста изобретают загадки, пословицы, игры, головоломки. С возрастом задачи усложняются.

Рассмотрим кратко методы ТРИЗ. Особую роль в реализации технологии ТРИЗ приобретают проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к системно-логическому мышлению:

Мозговой штурм — постановка изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

Метод ассоциаций состоит в выборе гирлянды слов, называющих случайные объекты, исходя из личных ассоциаций, и их синонимов, а затем образование различных комбинаций, подобранных из элементов обеих полученных гирлянд — и синонимов, и случайных объектов. Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.

Метод фокальных объектов — это ситуация, в которой к преобразуемому объекту примеряются свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных, спонтанно возникающих объектов. Направлен на развитие аналитических способностей, развитие фантазии и творческого воображения.

Современная ТРИЗ-педагогика рассчитана как на детей всех возрастов, так и на взрослых. Соответствующие курсы существуют как для дошкольников, так и для студентов. ТРИЗ-педагогика учит не только решать творческие задачи, но и сознательно управлять своим временем. Все эти качества, которые развиваются в личности с помощью ТРИЗ — технологии и является основными составляющими креативности.

Таким образом, можно сделать вывод, что ТРИЗ-технология способствует развитию способности находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся исходный материал, а также быстро изменять своё мышление в зависимости от ситуации; способности к выдвижению новых, необычных идей; умению решать сложные задачи.

Всё это является составляющими креативности.

С помощью ТРИЗ-технологии формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
  2. Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединова Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп.. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.
  3. Альтшуллеp Г. С. Теория решения изобретательских задач — 88 (спpавка)/Г. С. Альтшуллер [Электронный ресурс] Режим доступа: http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/altovg28.htm
  4. Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sistema-triz-kak-metod-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya/

Основные термины (генерируются автоматически): задача, решение, креативное мышление, творческая личность, теория решения, креативность, развитие, способность, детский сад, сильное мышление.

Источник: https://moluch.ru/archive/277/62630/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector