Образная память: её особенности и возможности развития

Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в структуру интеллекта. Головной мозг изучен в лучшем случае на 3-4%, потому точно сказать, как происходит процесс запоминания, по каким законам он протекает и где расположена память, какие отделы за нее отвечают пока что невозможно.

Образная память: её особенности и возможности развития

Образная память — одна из ее разновидностей, представляет собой возможность воспринимать, фиксировать, а затем воспроизводить полученную через некоторые органы чувств информацию. Для нее характерна группа черт:

  • Отсутствие внешнего раздражителя для воспроизведения полученного ранее образа

Носитель вызывает к жизни запомненный предмет или их группу собственным волевым усилием, произвольно.

  • Нестабильность и неустойчивость

В зависимости от степени тренированности интеллекта, образная память на определенную картину сохраняется в течение 24-48 часов. Если говорить о тщательной и максимально полной картине. При этом и степень детализации зависит от тренированности внимания.

Пример — нахождение в условиях аудитории на лекции. Кто-то запомнит только цвет одежды соседа, другой в деталях воспроизведет не только цвет одежды, но и физические данные соседа, а третий зафиксирует как эти моменты, так и слова лектора, запахи в аудитории, степень освещенности помещения и т. д.

В перспективе длительного времени, через недели, месяцы, годы, детали выветриваются, зачастую и весь образ уходит из памяти, потому как не имеет большого значения. Важные события отпечатываются на долгое время, но в деталях помнятся очень немногие.

Однако полного уничтожения информации не происходит. Как показывают исследования, она уходит в область подсознания. Человек может воспроизвести информацию, которую воспринимал всего один раз в жизни, но в экстремальных условиях или под сильным гипнозом.

  • Фрагментарность. Полную картину воспринимают далеко не все

Образная память может развиваться, потому у каждого она находится на определенном уровне. Количество деталей зависит от степени тренированности.

Опять же это не аксиома. Некоторые воспроизводят образ бледный, нечеткий, другие воспроизводят его в мельчайших подробностях. Развитая образная память особенно типична для художников и музыкантов, людей искусства. Это может быть как врожденное, так и искусственно развитое качество.

С течением времени образ дополняется мыслительным компонентом и вот красная рубашка в клетку у соседа на лекции уже не вполне красная и в полоску и т. д. Это связано с особенностями когнитивных функций. При деструкции части деталей мозг стремится сохранить целостность образа и дополняет его самостоятельно, обманывая своего «владельца».

Указанные характеристики изменчивы и вариативны, все зависит от конкретного носителя. Что влияет на качество восприятия и степени детализации при последующем воспроизведении? В основном общий уровень интеллекта. Чем он выше, тем больше развита способность.

Огромную роль играет наблюдательность, склонность к фиксации отдельных малозначительных на первый взгляд деталей. Чем больше воспринято, тем больше информации зафиксировано. Также степень развития обуславливается профессиональной активностью.

Люди искусства, лица, занятые трудом в естественных природных условиях по понятным причинам имеют лучшие способности.

Сказанное тоже не может быть воспринято как аксиома. Известны случаи, когда люди с нормальным уровнем интеллекта, средним по всем меркам и даже умственно отсталые по органическим причинам имели фотографическую память.

Такая же парадоксальная ситуация встречается у аутистов, некоторых больных с синдромом Дауна, Аспергера.

По всей видимости, это связано с недостаточной изученностью когнитивной сферы или однобоким устаревшим подходом к измерению уровня интеллекта.

Какие виды памяти бывают

Образная память составляет основу всей памяти. Формы когнитивной способности подразделяют по органам чувств. Их всего пять, значит и количество форм идентично.

Образная память: её особенности и возможности развитияОрганы чувств

Зрительная

Она же наглядно образная. Развита лучше других типов у большей части людей, независимо от пола и возраста. В отличие от прочих форм действует всегда. Позволяет зафиксировать визуальный объект в его визуальной целостности: форма, размер, цвет.

При этом не всегда возможно получение исчерпывающей информации о предмете, нужно делать «скидку» на погрешности восприятия.

Отсюда возможные ошибки распознавания идентичных объектов при различном восприятии (издалека стол выглядит как стол, а вблизи не понятно, что это за лакированный кусок дерева).

Крайняя степень развитости зрительной формы — фотографическая память. Она позволяет за считанные секунды в мельчайших подробностях запоминать информацию. Например, страницы книги с написанным текстом (особенно часто эта особенность проявляется в школьные и студенческие годы). Выше уровень развития этой формы у художников и людей, постоянно имеющих дело с визуальными образами.

Слуховая или аудиальная

Слуховая образная память в психологии описывается как вторая наиболее развитая. Потому как звук выступает постоянным раздражителем, не пропадая ни на секунду. Запоминаются только интересные воспринимающему объекты.

Все остальное отфильтровывается в височной области как ненужный посторонний шум. Способность к селективному, выборочному восприятию также довольно быстро развивается, относится скорее к возможности концентрировать внимание.

Слуховая форма особенно развита у музыкантов.

Тактильная

Память на образы физические. Связана с механическим влиянием на рецепторы кожи, кончиков пальцев. Обычно развита слабо, ограничивается парой десятков или чуть более предметов, которые встречаются в повседневной жизни.

Очень быстро уходит из сферы сознательного, потому как через прикосновения доходит не более 3-5% информации. Способность актуализируется при утрате зрения, потому как тактильность выходит на первый план.

Развивается довольно быстро, особенно в качестве компенсаторного механизма.

Обонятельная

Развита несколько лучше. Человек имеет недостаточную остроту обоняния, если сравнивать с подобной же функцией у животных. Однако это не мешает фиксировать сотню объектов и более.

Повседневный опыт не требует столь большого количества запахов. Обычно достаточно 10-15: запах гари, газа, еды и пр. Большой роли обоняние в жизни среднестатистического обывателя не играет.

Однако актуализируется у дегустаторов, поваров.

Вкусовая

Определяется способностью воспринимать вкусовые раздражители, помнить вкус той или иной пищи. Развита в той или иной мере у всех (не нужно пробовать лимон, чтобы вспомнить, насколько он кислый). Особенно у людей, профессионально связанных с приготовлением или дегустацией пищи. Навык также развивается без проблем, а у некоторых достаточно сформирован уже при рождении.

Образная память играет ключевую роль в накоплении эмпирического опыта. Потому как человек без проблем распознает предметы и явления именно по аналогии. Детали и образы стираются, но не полностью. Основные моменты осмысливаются и составляют собственно сам чувственный опыт, который актуализируется в нужный момент. Увидел яблоко — узнал, понял, что это яблоко.

Вспомнил вкус, запах и т. д. Если же человек не видел яблок — он не поймет, что это такое, но зафиксирует в памяти образ и без проблем распознает его при повторной демонстрации через некоторое время. То же касается запаха гари, шума воды, черт лица собеседника (хотя здесь все несколько сложнее).

Представленные примеры упрощенные, но позволяют получить представление.

Виды образной памяти ограничиваются органами чувств. Однако практически невозможно в равной мере воспринимать все аспекты объекта всеми чувствами (насколько это возможно с учетом объекта, минус вкусовая форма).

Это потребует длительной, всесторонней тренировки, которая нужна в крайне ограниченном числе случаев.

Яркая образная память зачатую оказывается основой, необходимой для профессиональной реализации навыков и способностей, достижения успехов в искусстве, науке.

Как проверить степень развития

Диагностика образной памяти проводится психологами или нейрофизиологами. Со вторыми у людей шансов встретиться не так много. Да и необходимости такой нет. Протестировать степень развитости можно с помощью простых методик.

Зрительная

В течение 30-60 секунд обследуемому предлагается тщательно рассмотреть тот или иной объект. Это может быть рисунок или реальный предмет.

Затем объект убирают, выжидают 3-5 минут и просят рассказать максимум деталей. Другой способ — расположить максимум предметов на столе или использовать сложную картинку. Затем воспроизвести все увиденное.

Способы могут использоваться и дома, присутствие психолога обязательно.

Слуховая

Проверяется еще проще. Предлагают прослушать простую мелодию. Затем нужно воспроизвести ее голосом, сыграть на инструменте, соблюдая правильный ритмический рисунок. Таким способом проверяют детей, поступающих в музыкальные школы.

Для более глубокой оценки в будущем проводят музыкальные диктанты, оценку способности анализировать гармонические особенности музыкального произведения и т. д., но это уже сфера профессиональной компетенции.

Она имеет мало общего с повседневной жизнью.

Тактильная

Проверяется посредством анализа физических ощущений. С завязанными глазами ощупывается предмет. Затем дают разные предметы и предлагают узнать тот, который использовался в качестве эталонного, первого. Обычно проблем не возникает.

Обонятельная

Проводится тест идентичным способом. Предлагается распознать запах.

Вкусовая

С завязанными глазами предлагается попробовать несколько предметов. Обычно близких по свойствам, например, фрукты, овощи. Большого практического значения для обывателя развитая вкусовая форма опять же не имеет.

Актуальна она для поваров. Еще больше для дегустаторов, для которых способность оценивать вкусовые свойства продукта и распознавать отдельные оттенки (например, в алкоголе) играет ключевую роль.

В отсутствии навыков говорят о профессиональной непригодности.

Диагностика образной памяти также играет огромную роль в деле определения степени неврологических нарушений у больных со структурными изменениями головного мозга. Исходя из характера нарушений, можно сделать выводы о локализации расстройства и типе дефицита.

Что влияет на уровень в целом и в момент проверки

Образная память: её особенности и возможности развития

На указанную когнитивную способность влияет группа факторов:

  1. Самочувствие в момент фиксации, диагностики. Если обследуемый устал, плохо себя чувствует, результаты будут неточными. Причина этому кроется в притуплении ощущений, всех сразу. Имеет смысл проводить оценку, когда обследуемый отдохнул, бодр и его ничто не отвлекает от сути исследования.
  2. Гормональный фон. Доказано, при избыточной выработке некоторых специфических веществ, восприятие, а затем и способности к запоминанию и воспроизведению различаются. При гипотиреозе страдают все когнитивные функции, потому образы изначально блеклые. В начальной фазе менструального цикла с ростом эстрогенов раздражители воспринимаются наиболее остро, потому застревают в памяти на более долгий срок, особенно неприятные по характеру предметы и объекты. Особенно запахи. Можно продолжать и далее.
  3. Пол. Женщины изначально имеют лучшую память на запахи. С чем это связано доподлинно неизвестно. Обонятельное восприятие также более острое.
  4. Возраст. С течением лет все органы чувств ослабевают, перестают работать как прежде, потому вероятность зафиксировать объект во всех подробностях, а затем воспроизвести его, невысока. Дополняется процесс ослаблением когнитивных функций, снижением продуктивности мышления, падением уровня памяти в результате естественного старения церебральных структур и снижения скорости передачи нервных импульсов. Профессиональные же навыки не страдают. Потому музыкант отличается столь же развитой музыкальной образной памятью, художник — зрительной и т. д.
  5. Профессиональная подготовка. О ней уже было сказано. Развитость того или иного аспекта зависит от характера повседневной активности, обучения.
  6. Врожденные особенности, частично наследственность.
  7. Наличие или отсутствие соматических, психических заболеваний. Лица, страдающие патологиями головного мозга, имеют несколько худшие когнитивные способности. Если говорить о сложных и тяжелых заболеваниях, они сглаживаются и утрачиваются вообще.
  8. Акцентуация характера, степень внимательности, уровень интеллекта. Личностные особенности также должны учитываться. Шизоиды изначально обладают более высоким уровнем интеллекта, не считая отдельных случаев. То же касается дистимического типа (гипотимного) по Леонгарду. Хотя это и не всегда справедливо. Есть множество исключений.
Читайте также:  Радости жизни человека: как увидеть эти приятные мгновения жизни?

Наконец целенаправленное стремление и приложение усилий по развитию играет большую роль.

Можно ли развить способность, и какими способами

Образная память играет роль в развитии интеллекта, она же позволяет избегать опасностей. То есть относится к экзистенциальным способностям. Изучение образной памяти показало, что она хорошо поддается развитию в довольно сжатые сроки.

Самый короткий путь к формированию стойкой способности — с головой погрузиться в сферу, где тот или иной вид способности превалирует. Играть на музыкальном инструменте, рисовать, научиться готовить, пробовать разную пищу и ее сочетания, трогать предметы и затем воспроизводить их особенности в психической области и тому подобное.

Есть и другой не менее эффективный, но несколько более рутинный путь — специальные упражнения.

  • Записывать около 10-20 слов

Они никак не должны быть связаны друг с другом. Подбираются случайно, первое, что придет в голову. Желательно, чтобы писал ассистент, потому как возможно образование некоторых связей в мозгу и человек еще при написании запомнит часть слов, чего быть не должно. Затем лист со случайными словами убирают.

Нужно воспроизвести как можно больше запомненных слов. Можно использовать не только существительные, но и глаголы, прилагательные для усложнения задачи. Использование мнемотехнических приемов, ассоциаций возможно. Но если цель — развитие фотографической памяти, противопоказано.

Нужно четко представить лист со словами или доску.

Затем пропеть ее или сыграть на инструменте, соблюдая ритмические особенности. Незаменимый способ развития слуховой формы считаются музыкальные диктанты. В более простых случаях можно запоминать разговоры людей, тембр голоса, затем воспроизводить фрагменты мысленно.

  • Посещать магазины цветов, парфюмерии

Умение отличать отдельные запахи требует некоторого навыка.

Вкусовая и тактильная развиваются опытным путем. Специальных упражнений нет. Требуется приобретать опыт путем ощупывания предметов, дегустации блюд, пищи, фиксации вкусовых особенностей. Опытная методика, желательно с погружением считается основной.

На развитие образной памяти требуется несколько недель. Однако предела совершенству нет. Процесс продолжается всю жизнь при необходимости. Высокого уровня при систематических занятиях 30-60 минут в день можно достигнуть в течение месяца, плюс-минус. Зависит от особенностей высшей нервной деятельности конкретного носителя.

Упражнения для развития памяти

Источник: https://ponervam.ru/obraznaya-pamyat.html

Статья: Виды памяти и их возрастные особенности. | Социальная сеть работников образования

Виды памяти и их возрастные особенности.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим более подробно каждую из этих видов.

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Она обладает очень коротким временем полного сохранения — 0,3-1,0 с.

 Полное сохранение зрительной картины ограничивается долями секунды, но встречаются люди, у которых этот период много больше (до 10 минут), их называют эйдетиками.

Они обладают способностью, в буквальном смысле этого слова, видеть на пустом экране картину или предмет, который перед тем находился перед их глазами, но в данный момент уже не экспонируется.

 Л.С. Выготский, придерживался мнения, что в детстве умеренный эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает несколько десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).

В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем.

Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — эта память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Более того, многократное воспроизведение только упрочивает следы в долговременной памяти.

При использовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике связано с этими двумя процессами.

  Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству по наследству.

Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

        Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.

Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

        Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.

 Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, и в частности трудовых, спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Кроме выше перечисленных классификаций, в зависимости от участия воли память может быть произвольной и непроизвольной.

 В первом случае имеют в виду такое запоминание, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

        Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

Показано, что в этом случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно.

         На этапе запоминания и на этапе воспоминания организация работы памяти подчинена задачам будущей деятельности. Мост между непроизвольной и опосредованной памятью перекинул Л.С. Выготский.

Он показал, что формирование произвольной памяти происходит у ребенка с помощью опосредующей функции речи в процессе взаимодействия с взрослыми.

Произвольная память формируется сначала как внешнее действие с использованием предметов, затем действие становится внутренними подчиняется самоинструкции, тогда память превращается в опосредованную.

        Исторически ранние формы произвольной памяти связаны, как показал А.Н. Леонтьев, с запоминанием одних предметов через другие.

Например, человек мог положить в карман камешек, который впоследствии, попадая ему в руку, выполнял функцию напоминателя, т.е. использовался как своеобразное средство запоминания.

Все это: и предметы, и действия — вспомогательные средства памяти. Запоминание и вспоминание, производимое с помощью этих посредников, называется опосредованным.

Развитие опосредованного запоминания в истории человечества шло двумя путями. Первый — совершенствование памяти с помощью внешних предметных посредников (амулеты, камешки и т.п.) — привел к построению памятников, развитию письменности, фотографии, кинематографии и т.д.

Второй — проходивший через включение специальных действий (завязывания «узелка на память», зарубки) — привел к умению так проинструктировать себя при запоминании, что потом, когда возникает необходимость, суметь точно вспомнить.

Главным орудием развития произвольной памяти явилась речь, ибо, когда человек овладевает внутренней речью, он может использовать слово в качестве внутреннего сигнала – посредника.

        Для произвольного логического запоминания надо научиться классификации, т.е. уметь выявлять характер отношений между предметами и явлениями. Она позволяет быстро образовывать смысловые связи и с их помощью прочно запоминать впечатления.

          П.И. Зинченко показал, что эффективность непроизвольной памяти тесно связана с определенной практической деятельностью человека. Результативность этого вида памяти определяется как способом организации этой деятельности, так и структурой целей человека.

           А.Р. Лурия  считал, что индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов. С одной стороны, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и уровнем своей организации.

        Известно, что у одних людей преобладает зрительный, у других — слуховой, у третьих — двигательный вид памяти. А.Р. Лурия  считал, что в индивидуальных различиях памяти проявляются как врожденные (генотипические) особенности, так и профессиональная деятельность людей, которая приводит к высокому развитию зрительной, слуховой, а иногда и вкусовой памяти.

Особенно большое значение имеют, однако, различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц.

Как показывают наблюдения, у одних лиц преобладают непосредственные, чувственные (зрительные, слуховые, двигательные ) формы запоминания, в то время как у других запоминание носит преимущественно характер сложного кодирования материала, превращения его в вербально- логические схемы.

Читайте также:  Формирование имиджа человека: 10 стратегических методов

        Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский.

Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также различными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти.

Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

        В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Для раннего детства характерно преобладание механической памяти. Со временем механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Она имеется уже у ребенка 3-4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основным наукам.

Начало развития образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. По мере своего развития память все более сближается с мышлением. «Анализ показывает,- писал Л.С.

Выготский,- что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать».

        Первоначально память носит непроизвольный характер. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес.

        Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти.

В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа.

Под воздействием школьной программы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер.

        Специальное исследование непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным.

Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.

Леонтьева, состоит в том, что обращаясь к употреблению вспомогательных средств, тем самым изменяется структура акта запоминания; прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным.

        На основе экспериментов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания.

Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания.

Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

        Начиная со школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем более быстрого совершенствования опосредованной памяти.

Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное. А.А.

Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

        — с 6 до14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

        — чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

Автор считает, что это связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти ребенка, и, прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

У детей младшего школьного возраста механическая память, которая за три-четыре года учения, прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии логическая память, так как в большинстве случаев, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что память формируется у ребенка довольно рано. Способность запоминать и хранить образы в своих первичных формах складываются у младенца в течение первого года жизни. После 3-4 месяцев ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери.

В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле. К полутора годам формируется долговременная память. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев. К двум годам у детей достаточно развита оперативная память.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.

У большинства нормально развивающихся детей  среднего и старшего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память.

        В школьные годы продолжается интенсивное развитие памяти. У младших школьников механическая память прогрессирует достаточно быстро, несколько отстает логическая память. Младший школьник лучше запоминает наглядный материал. В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память.

        В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти.

        Итак, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная).

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/09/10/vidy-pamyati-i-ih-vozrastnye-osobennosti

Развитие памяти (стр. 1 из 6)

Введение.

Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается огромный поток информации. Объем как общих знаний о мире, так и по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и в десятки раз. И этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации.

Часто, не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, мы просто «дрейфуем» в безбрежном информационном море. Возможно ли управление нашей памятью? Известно, что человек в сжатые сроки может овладеть большим объемом информации.

Но в обычном состоянии это сделать очень трудно, как и забыть избирательно какой-то факт. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе.

Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.

На сегодняшний день в мире существует много различных методов тренировки внимания и памяти. Не каждому человеку природа подарила совершенную память, способную овладеть необходимой для него информацией.

Безусловно, можно применять для сохранения и выборки информации всевозможные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители. Тем не менее, в условиях постоянно усложняющейся, обступающей со всех сторон человека среды необходимо немалое число данных сохранять в личной памяти.

И не просто хранить мертвым грузом, а обладать возможностью эффективно ее использовать.

Общество развивается, и, как следствие этого, растет объем информации, который человеку нужно удержать в памяти. Появляется боязнь того, что рано или поздно мозг человека уже не сможет вмещать всё то, что ему необходимо.

Тем не менее, природа наградила нас огромными запасами памяти. Многие резервы еще не освоены или даже незнакомы людям. Благодаря этому, в данном вопросе мы имеем право смотреть в завтрашний день с оптимизмом.

И тогда наша память и дальше будет нашим помощником.

С помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Потеря памяти у человека всегда была равносильна безумию.

Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека. Таким мнемоническими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.

Стремиться понять то, как функционирует человеческая психика необходимо, особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые помогут в работе с конкретным человеком. Ведь, чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно ему послужить и помочь.

Развитие памяти представляет собой процесс становления и изменения особых регуляторных образований, обеспечивающих содержательно – временную преемственность в деятельности человека, формирование плана актуального поведения с учётом задач предшествующих и предстоящих.

Виды памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и других видах памяти.

Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Моторная память
является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

Эмоциональная память
связана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.

Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения.

Образная память
имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности.

Зрительная

память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно долгого времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Слуховая

память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Осязательная, обонятельная, вкусовая
и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма.

Читайте также:  Как вежливо отказать человеку в его просьбе или услуге

Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

Логическая память
и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения.

Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, — это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.

Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Эйдетическая память — особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события.

Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия. Синестезия
возникновение ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей.

  • С точки зрения временной характеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации, различают следующие виды памяти:
  • Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.
  • Кратковременная (первичная) память — позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 секунд.

Долговременная (вторичная) память – простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти.

Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативную память, то есть по существу, пролонгированную кратковременную память.

Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 секунд.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству.

Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по — видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказать влияние через обучение и воспитание.

Выделяют еще так называемую «
вечную»
или третичную память
, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти.

Основные процессы и механизмы памяти.

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.

Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур.

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками.

06ъем памяти
— это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения
характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения
отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения
отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену.

Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить.

В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Источник: https://mirznanii.com/a/202080/razvitie-pamyati

Вопрос ╣ 10 понятие о памяти. особенности развития памяти на разных возрастных этапах

Вопрос
№ 10

Понятие
о памяти. Особенности развития памяти
на разных возрастных этапах.

  • Память — это психический процесс
    запоминания, сохранения, воспроизводства
    и переработки человеком разнообразной
    информации.
  • Существует несколько оснований для
    классификации видов памяти.
  • I. Деление памяти по
    времени сохранения материала,
  • В первом случае выделяют мгновенную,
    кратковременную, оперативную долговременную
    и генетическую память:

Мгновенная или иконическая память
представляет собой непосредственное
отражение информации органами чувств.
Ее длительность от 0,1 до 0, Это –
память-образ.

— Кратковременная память представляет
собой запоминание и сохранение информации
на короткий срок после однократного и
очень непродолжительного восприятия.
Ее длительность в среднем около 20 секунд
без повторения.

— Оперативная память – это сохранение
материала после его запечатления на
время, необходимое для выполнения
задачи. Срок хранения сведений этой
памяти определяется задачей, вставшей
перед человеком, и рассчитан только на
решение данной задачи. После этого
информация может исчезать из оперативной
памяти.

— Долговременная память – это память
в интересах длительного сохранения
информации после многократного
повторения. Это память способная хранить
информацию в течении практически
неограниченного срока.

— Генетическую память можно определить
как такую, в которой информация храниться
в генотипе, передается и воспроизводится
по наследству.

II. По виду анализатора
(преобладающему в процессах запоминания,
сохранения и воспроизведения материала
анализатору).

Зрительная память связана с
сохранением и воспроизведением зрительных
образов.

Слуховая память – это хорошее
запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например,
музыкальных, речевых.

Вкусовая, осязательная, обонятельная
память
. Роль этих видов памяти в
основном сводиться к удовлетворению
биологических потребностей или
потребностей связанных с безопасностью
и самосохранением организма.

  1. III. По характеру
    запоминаемого материала
  2. Наглядно-образную – представляет
    собой память на зрительные, звуковые,
    осязательные, обонятельные и другие
    образы.
  3. Словесно-логическая память – это
    память на смысл изложения, его логику,
    на соотношение между элементами
    получаемой в словарной форме информации.
  4. Двигательная память – память на
    движения.
  5. Эмоциональная память – память на
    переживания.

IV. В зависимости от
приемов заучивания
различают
механическую и смысловую память.

  • Механическая память – это запоминание
    информации в той форме, в которой она
    воспринимается.
  • Логическая (смысловая) память
    представляет собой запоминание смысла
    изучаемой информации.
  • IV. По характеру
    участия воли в процессах запоминания
    и воспроизведения материала (по
    целеустремленности):
  • Непроизвольная память предполагает
    запоминание и воспроизведение, которое
    происходит автоматически и без особых
    усилий со стороны человека, без постановки
    им перед собой специальной мнемической
    задачи (на запоминание, узнавание,
    сохранение или воспроизведение).
  • Произвольная память характеризуется
    тем, что специальная мнемическая задача
    обязательно присутствует, а сам процесс
    запоминания или воспроизведения требует
    волевых усилий.
  • Процессы памяти
  • Различают следующие процессы памяти:
  • Запоминание – представляет
    собой запечатление в сознании человека
    полученной информации.
  • Сохранение – удержание в памяти
    полученных знаний в течение относительно
    длительного периода времени.

Забываниеисчезновение,
выпадение из памяти, т.е. процесс угасания,
ликвидации, «стирания» следов,
затормаживания связей.

Результаты запоминания и сохранения
проявляются в узнавании и
воспроизведении
.

Воспроизведение бывает произвольным
и непроизвольным. При непроизвольном
образ всплывает в голове без усилий
человека.

  1. Эффективность запоминания зависит
    от:
  2. — наличия установки (мотива) на запоминание
    (чем больше желание запомнить информацию,
    тем лучше она запоминается);
  3. — важности информации (ценные сведения
    лучше запоминаются, чем второстепенные);
  4. — сочетания запоминания и применения;

— использования приемов запоминания
(составление плана заучиваемого
материала, разбиение его на смысловые
единицы, разноцветная раскраска основных
понятий и определений при их конспектировании
и т.д.);

  • — эмоциональности восприятия информации
    (все, что связано с чувствами, запоминается
    лучше);
  • — осмысления (глубокого понимания)
    материала;
  • — количества повторений;

— психического состояния человека и
т.д.

  1. Свойства памяти
  2. Память любого человека характеризуется
    следующими свойствами:
  3. — объем – представляет собой
    количественные показатели и возможности
    запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой
    человеком информации;
  4. — быстрота запоминания – способность
    человека достигать определенной скорости
    обработки и использования информации;
  5. — точность воспроизведения
    характеристика памяти, которая показывает
    способность человека качественно и
    продуктивно отражать основное содержание
    информации;
  6. — готовность к воспроизведению
    способность человека всегда активно
    использовать всю запечатленную
    информацию;
  7. — длительность сохранения
    свидетельствует о способности удерживать
    определенное время в своем сознании
    нужную информацию.
  8. В дошкольном
    возрасте
    у детей преобладает
    механическое запоминание.
  9. В младшем и среднем дошкольном возрасте
    у ребенка преобладает непроизвольная
    память: ребенок не умеет и не ставит
    сознательной задачи запомнить что-либо
    с целью последующего воспроизведения.
  10. Обычно дошкольники легче запоминают
    то, что интересно, что вызвало эмоциональное
    впечатление.
  11. Важнейшее изменение в памяти дошкольника
    происходи приметно в 4-летнем возрасте,
    когда память приобретает элементы
    произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память
постепенно превращается в особую
деятельность, которая подчиняется
специальной цели запомнить. Ребенок
начинает понимать указания взрослого
в отношении того, что запомнить и
припомнить, как использовать приемы и
средства запоминания.

Однако произвольное запоминание у
старших дошкольников продолжает
оставаться, главным образом, механическим.
Оно осуществляется при помощи повторений,
но от повторения вслух дети переходят
к повторению шепотом или «про себя».

По сравнению с дошкольниками память
детей младшего школьного возраста

достигает весьма высокого уровня. Это
в первую очередь касается механической
памяти,
которая за первые три-четыре
года учения в школе прогрессирует очень
быстро. Несколько ниже темпы развития
опосредованной, логической памяти у
ребенка.

  • В младшем школьном возрасте ребенок
    начинает овладевать приемами смыслового
    запоминания (классификация, выделение
    смысловых опор, составление плана и др.
    )
  • Если детей младшего школьного возраста
    с первых лет обучения в школе специально
    учить мнемоническим приемам, то это
    может существенно увеличить впоследствии
    продуктивность их логической памяти.
  • Процесс усвоения новых знаний ребенком
    способствует развитию у него произвольной
    памяти.
  • В отличие от дошкольника, школьник
    вынужден запоминать и воспроизводить
    не тогда, когда захочет, и не то, что ему
    интересно, а то, что дает и требует от
    него школьная программа.
  • В подростковом
    возрасте
    активно развивается
    логическая память и быстро достигает
    того уровня, при котором ребенок переходит
    преимущественно к использованию этого
    вида памяти.

Подросток способен управлять своим
произвольным запоминанием, использовать
различные мнемические приемы. Воспроизводя
учебный материал, большинство детей
уже достаточно легко передают смысл
прочитанного.

Замедляется развитие механической
памяти.

Чаще всего для оценки памятиподростков
и юношей предлагается использовать те
же методы, что и для оценки их развития
в предшествующем возрасте. Однако
критерии уровня развития изучаемых
психических процессов, конечно, будут
другие.

Источник: https://studfile.net/preview/2277242/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector