Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Разностороннее развитие личности – так ли оно нужно в наше время? Не лучше ли выбрать одно направление, а не переключаться с одной задачи на другую? Ведь такой путь саморазвития предполагает совершенствование в разных направлениях. Однако каждое из направлений развития обладает особой важностью.

Разносторонне развитый человек – это личность, находящаяся в гармонии с собой и миром. Он имеет четко отстроенную систему мотивов и целей. Разностороннее развитие личности предполагает, что человек достигает успеха более чем в одной сфере, или способен развивать различные навыки.

В этой статье мы рассмотрим, почему важно иметь развитую интуицию, высокий уровень интеллекта и при этом регулярно заниматься спортом.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Интуиция

Древнегреческий мыслитель Сократ был уверен, что его идеи были продиктованы ему персональным демоном по имени Даимониум (внутренний голос).

Большинство людей не пользуются заложенным внутри них кладезем знаний о мире – интуицией. Ее существование доказано исследователями.

В основных направлениях развития личности давно разрабатываются способы, позволяющие оптимально работать с этим драгоценным инструментом.

Нейролингвист и профессор СПбГУ Татьяна Черниговская на основании последних исследований делает достаточно интересные выводы по поводу работы мозга и интуиции. Вот некоторые из них.

  • Мозг человека – загадочная вещь, которую по ошибке человек называет «мой». Кто кому принадлежит – это отдельный вопрос;
  • Удачные решения от бессознательного «Я» — интуиции – приходят только в том случае, если человек долгое время уже проработал над проблемой, однако не сумел найти решения при помощи логики. Научное открытие или творческая идея не может прийти по приглашению. Таблица Менделеева не приснилась его служанке. Ученый в течение длительного времени работал над своим «детищем», пока что-то не «щелкнуло» в его мозгах;
  • Нужно обязательно заставлять мозг трудиться. Чем больше работает мозг, тем дольше он остается сохранным. Об этом говорила еще внучка Бехтерева Наталья Бехтерева в своей работе «Умные живут долго»;
  • Мозг принимает решение за полминуты до того, как человек его осознает. 30 секунд является огромным временным интервалом для нервной деятельности. В итоге, задается вопросом Черниговская, кому принадлежит принятое решение – человеку или мозгу?

Разностороннее развитие личности будет неполным без развитого «шестого чувства». Для развития интуиции можно использовать разные способы. Эффективными методами являются различные техники самопознания и медитация. Они помогают очистить сознание от информационного «мусора». Практикуя медитацию, легче прислушаться к внутреннему голосу.

Также можно использовать возможности мозга во время сна. Засыпая, ненадолго подумайте о вопросах или проблемах, которые требуют решения. Так воображение активируется. Пока сознание будет отдыхать, бессознательный разум займется поиском творческого решения. Держите недалеко от себя блокнот и ручку. Если вы проснетесь посреди ночи с интересными идеями, то сможете сразу их записать.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Пациентка Милтона и автоматическое письмо

Но в науке давно существовали предположения о том, что интуиция не является выдумкой. В психологической практике всемирно известного гипнотизера Милтона Эриксона есть интересный случай.

Он недвусмысленно намекает на то, какой информацией может обладать о нас интуиция, и связан с автоматическим письмом. Автоматическое, или трансовое, письмо – это процедура, во время которой человек пишет без активного участия сознания.

То есть, он держит в руках ручку или карандаш, но при этом находится в гипнотическом состоянии.

Во время одной из своих лекций Милтон Эриксон демонстрировал этот способ с участием девушки, которую звали Пэгги. Будучи под гипнозом, она сделала запись на листке бумаги. Затем Пэгги сложила его несколько раз и спрятала в карман сумки.

Через несколько месяцев известный гипнотизер получил от нее телефонный звонок. «Я нашла в своей сумке записку. Откуда она взялась? Предполагаю, что ее наличие связано с вами». «Что же там написано?», — поинтересовался Милтон Эриксон.

«Будет ли у меня свадьба с Гарольдом?», ответила Пэгги. «Скажите, пожалуйста, на момент посещения моей лекции в апреле были ли вы знакомы с Гарольдом?» «Нет», — отвечала девушка, — «я была помолвлена с Биллом. И ничто не намекало на наше расставание.

Гарольда я узнала в июне, а до этого видела его всего несколько раз».

Очевидно, что еще за несколько месяцев подсознание девушки обладало информацией о ее будущих взаимоотношениях. Так как сознание пока что не могло принять этой информации, то во время гипнотического погружения она спрятала записку в глубокий карман.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Самый продвинутый девайс: человеческий мозг

Что влияет на развитие личности человека больше всего? Конечно, развитый интеллект, ответственность за который несет наш мозг. Часть мозга, которая строго соответствует интеллекту, называется неокортексом – корой головного мозга.

Она заполнена нейронами – нервными клетками. Они настолько плотно упакованы, что среднестатистический неокортекс вмещает порядка 30 миллиардов нервных клеток. Если нарисовать на бумаге маленький квадратик, сторона которого будет равна 1 мм.

, то в нем уместиться сотня тысяч нервных клеток.

Эти 30 миллиардов нейронов – и есть человеческая личность. Фактически, основные направления развития личности работают именно с этой микроскопической областью. Здесь содержатся почти все навыки, умения, воспоминания.

Что касается мозга целиком, то по поводу его «вместимости» дает следующее сравнение уже упомянутая Татьяна Черниговская. В нем умещается 5,5 петабайт информации. Это все равно, что смотреть видеосериал в течение 3 млн.

часов без перерыва – на это уйдет триста лет.

Еще один феномен – разделение мозга на два полушария. Мышление левого полушария – логично и систематизировано. Оно включается при процессах счета, чтения, письма, сборе отдельных фактов. Правое полушарие работает по совершенно другому принципу. Оно мыслит образами – «узнает» лица, места, мелодии.

Еще около лет столетия назад человечество не имело представления о том, что такое разностороннее развитие личности. Понятия о функциях правого и левого полушарий возникли в середине ХХ в.

Но они дают возможность усвоить некоторые очевидные принципы. Пример: детей часто ругают за то, что вместо чтения книг они сидят перед экранами телевизоров. И, по-видимому, не зря.

Просмотр телевизора или «зависание» в интернете действительно происходит в ущерб становлению личности.

Телевидение несет огромный поток зрительной информации, воспринимаемый правым полушарием. Но для ее обработки и осмысления левым полушарием необходимо время и навыки, которыми ребенок не обладает.

При помощи чтения у детей формируется способность к абстрактному мышлению. Телевидение с его постоянно меняющимися картинками не дает такой возможности.

Разностороннее развитие личности, особенно в детстве, происходит только при использовании обоих полушарий.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Как развить интеллект?

Вообразите себе гонщика-велосипедиста, который пытается ехать при помощи только первой и второй скорости. Он искренне удивлен, почему у него не выходит выиграть гонку. Большинство людей похожи на такого велогонщика, когда дело касается использования возможностей мозга. Они даже не предполагают, что у их «мыслительного аппарата» есть третья и четвертая скорости.

Есть часть людей, которые пользуются мозгом немного больше, чем другие. И все тут же начинают считать их «одаренными».

Но в действительности они просто более оптимально используют резервы своего мозга. Для них разностороннее развитие личности – это норма, а не временная нагрузка для мозга.

Рассмотрим несколько методов, которые позволяют использовать оба мозговых полушария и развить интеллект.

  • В решении задач использовать аналогии и искать похожие процессы в других сферах человеческого знания;
  • Использовать воображение: намеренно «выключать» фундаментальные законы природы, так, как это происходит в сказках;
  • Общаться с людьми, обладающими высоким интеллектом – даже если они не принадлежат к вашему профессиональному кругу. Развитие личности в интеллектуальной среде происходит гораздо быстрее. Такой обмен идеями действительно интересен и включает мыслительный процесс. Он нередко полезен для развития интеллекта и решения задач, относящихся совершенно к другой области знания.
  • Для решения практических задач нередко бывает полезно написать отчет, или изобразить проблему на бумаге. Этот способ позволяет систематизировать имеющиеся вопросы, увидеть их со стороны. Такой способ применим и для самопознания – часто кажущаяся мучительной эмоциональная проблема теряет свою остроту, если описать ее при помощи слов или красок;
  • Необходимо уметь ставить перед собой правильные вопросы, позволяющие сменить угол зрения. Здесь придется напрячь мозг. Например, вопросы могут быть такими: «Может ли быть этот объект большего или меньшего размеров?», «Можно ли что-то к нему добавить, или, наоборот, отнять? Переместить? Расположить выше или ниже?». Или вопросы другого характера: «А что, если посмотреть внутрь?», «Как еще это можно использовать?», «Какие трудности это устраняет и какие создает?», «В чем состоит принцип работы?» и т.д.Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Разностороннее развитие личности и спорт

Предполагает ли разностороннее развитие личности занятия спортом? Однозначно, да. Мир, в котором живет человек XXI века, кардинально отличается от мира наших родителей. Жизненный темп увеличился во много раз.

Еще больше возросли нагрузки на психику. Монотонная работа и малоподвижный образ жизни могут приводить к заболеваниям.

А низкий уровень тренированности приводит к тому, что даже небольшое психоэмоциональное влияние или малейшая физическая нагрузка оказывают стрессовое влияние.

Небольшое напряжение обоих типов имеет характер тренировки. Но большие и постоянные нагрузки истощают организм и психику. Спорт и физические нагрузки позволяют добиться продуктивности в работе и творчестве, избежать заболеваний. Спорт – это то, что влияет на развитие личности человека прямым путем – через тело.

Чтобы начать тренироваться, вам не нужны дорогие абонементы в спортзал. Приседания и отжимания можно делать прямо дома. Как сделать спорт частью своей жизни? Методика физической нагрузки может быть разной и подбираться с учетом особенностей человека, его пожеланий.

Но чтобы занятия действительно приносили пользу, необходима дисциплина.

Если вы твердо решили внести занятия спортом в свой график, здесь может потребоваться двойной, а то и тройной самоконтроль. Но разностороннее развитие личности невозможно без физического развития.

При планировании занятий нужно учитывать все факторы: рабочее расписание, семейные обстоятельства, учебу. Однако никакие обстоятельства не могут быть оправданиями.

Ведь каждый несет ответственность за свое физическое состояние сам.

На тренировках нужно выкладываться на все 100%. Даже самая изысканная программа не принесет успеха, если она будет выполняться кое-как. Именно во время занятий спортом происходит проверка на выносливость. Как говорят профессиональные спортсмены, без приложения экстремальных усилий невозможно достичь экстремальных успехов.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Вывод

Разностороннее развитие личности возможно только при сочетании неосознаваемых устремлений человека с сознательными целями. Проще говоря, когда интуиция дружит с логикой.

Читайте также:  Касперский евгений валентинович: биография борца с хакерами

Только человек с хорошей самооценкой, сбалансированными потребностями и мотивами, четко поставленными целями и развитой привычкой к самоконтролю может рассчитывать на достижения в разных областях. Посвящение времени основным направлениям развития личности также предполагает развитые навыки управления временем.

Эти усилия никогда не напрасны. Гармонично развитый человек может избежать большинства нарушений эмоциональной, физической и нравственной области.

Источник: https://salid.ru/stati/raznostoronee-razvitie-lichnosti-cheloveka-i-ego-osnovnye-komponenty

Разносторонняя личность

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека анна основа

Разносторонняя личность – человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей.

Как стать разносторонней личностью

Люди, окончив школу и высшее либо среднее учебное заведение, находят работу и создают семью. Хорошо, если занимаемая должность требует непрерывного развития и дальнейшего обучения. Однако зачастую человек выполняет одни и те же обязанности в течение многих лет.

Со временем жизнь становится узконаправленной: профессиональная деятельность, семья и общение с друзьями.

И если личность прекращает интересоваться новыми вещами и расширять кругозор, она рискует стать ограниченной и в какой-то степени скучной, застрять в рутинном бытие и жить по сценарию «день сурка».

Чтобы из заурядного человека превратиться в привлекательного и развитого, нужно приложить усилия и изучить информацию о том, как стать разносторонней личностью.

Следует заняться самоанализом и узнать сильные и слабые стороны характера, выявить способности и таланты, вспомнить детские мечты и желания

Это поможет сформировать круг интересов для дальнейшего развития. Стоит обратить внимание на близкое окружение: друзей, родственников, коллег.

Взглянуть на них с объективной стороны – они разносторонние личности? Конечно, отрицательный ответ еще не повод прекращать общение, однако стоит попытаться найти людей, стремящихся узнавать и развиваться в самых непохожих жизненных сферах.

Общение с неординарным человеком – это мотивация сдвинуться с места и приступить к действиям. Для начала можно ознакомиться с советами, как стать разносторонне развитой личностью:

  • Не жалеть времени и денег на путешествия и каждый год отправляться в новые неизвестные места. Предпочтительнее ездить не с целью поваляться на пляже и посетить как можно больше дискотек, а для знакомства с культурным наследием страны, колоритом местного населения. Благодаря таким вояжам человек получает невообразимое количество новой информации и навыков.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Не жалейте времени и денег на путешествия

  • Постоянно познавать мир. Неважно как: через книги, художественные и документальные фильмы, газеты, новые знакомства. Составить список и при подходящем случае заняться чтением мировой классики или просмотром очередного шедевра кинематографа.
  • Посещать всевозможные мероприятия: курсы, секции, тренинги, семинары, выставки. Попробовать себя в неожиданных областях: рисовании, игре на гитаре, изучении китайского языка, танцах, коллекционировании и так далее. Это позволит стать разносторонне развитой творческой личностью, завести любимые хобби, раскрывающие человека с иной стороны и завязать интересные знакомства.
  • Быть открытым новому, отказаться от привычных предубеждений и взглянуть на мир по-другому, чужими глазами. Даже если что-то сначала кажется непривлекательным и не заслуживающим внимания, стоит познакомиться с этим и оценить иначе. Например, послушать музыку, направление которой раньше не нравилось, или поэкспериментировать со стилями одежды.
  • Пробовать незнакомые блюда, учиться ценить новые вкусы, готовить ранее неизвестные яства. Лучше сделать это традицией, приобщаться к кухне разных стран и искать интересные для себя рецепты. Такой подход позволит разнообразить собственное меню, постоянно удивляя близких и друзей своими кулинарными изысками.

Условия для разностороннего развития личности

В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:

  • Занятия спортом. Это обеспечит внешнюю привлекательность, здоровье, жизненный тонус и отличное настроение. Необязательно ежедневно изматываться до потери сил, лучше разработать для себя комфортный график и придерживаться его. Чем лучше физическое состояние, тем больше человек наслаждается жизнью.
  • Освоение новых видов деятельности. Стоит написать список дел, которые человек раньше не делал. Лучше разработать расписание и в нем определенный отрезок времени отводить на освоение незнакомого ремесла. Это может быть игра на пианино, занятия латиноамериканскими танцами, секция айкидо либо курсы дизайна.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Попробуйте делать что-то новое, знакомиться с новыми людьми

  • Повышение уровня образования. Учиться можно и нужно в любом возрасте. Если человек после школы окончил техникум, то следует получить высшее образование. Это позволит пополнить багаж знаний, найти высокооплачиваемую работу, продвинуться по карьерной лестнице и изменить материальное положение.
  • Постоянное улучшение жизненных сфер. Для этого разделить жизнь на секции и регулярно их анализировать с целью сделать еще интереснее. Это касается дома, семьи, отношений с любимыми людьми и коллегами, работы и хобби.
  • Искренняя заинтересованность жизнью окружающих, дружеская помощь и поддержка. Люди, проявляющие внимание и заботу по отношению к другим, имеют гораздо больше знакомых и друзей, чем те, кто занят исключительно своей персоной.

Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.

Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть

Преимущества разносторонне развитой личности

Почему стоит стремиться как можно больше знать и уметь? Все просто – разностороннее развитие личности позволит до неузнаваемости изменить жизнь, сделать ее содержательной и яркой. А также поможет избавиться от серых однотонных будней, наполненных бытовыми заботами, отрицательными эмоциями и тяжестью на душе от осознания собственной нереализованности.

Конечно, многое зависит от той среды, которая окружала человека в процессе взросления. И гораздо больше шансов стать разносторонней личностью у тех, чьи родители или другие родственники являлись таковыми. Как правило, в развитых семьям детям с самого раннего возраста прививают различные знания и умения, чтобы уже в юности они стали успешными, уверенными в себе, интересными и образованными.

Сложнее тем, кто жил в окружении людей, ни к чему не проявлявших интерес, которые плыли по течению и не видели смысла что-либо менять.

Дети из подобных семей обычно вырастают такими же, только во взрослом возрасте осознавая необходимость работы над собой и дальнейшего образования в разных областях.

Поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о будущем и приложить максимум усилий для разностороннего развития личности детей. Не помешает одновременно самим стремиться к совершенствованию, ведь чада чаще всего становятся похожими на отца с матерью.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Стать разносторонней личностью никогда не поздно, лучше начать с детства!

Итак, что дают знания и умения в разных областях:

  1. Повышается интеллектуальный уровень личности, эрудиция, память, способность решать нестандартные задачи, создавать креативные идеи и методы.
  2. Человек становится более нравственным, культурным, открытым и отзывчивым. Благодаря новой информации и навыкам приходит осознание главных ценностей в жизни.
  3. Улучшаются профессиональные качества, способность учиться, повышается стоимость личности на рынке труда. Ведь сегодня стандартным резюме уже никого не удивишь, а вот неординарные увлечения и умения способны «зацепить» работодателей.

Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить привычное течение бытия, стать интереснее, лучше и образованнее. Ведь стремление к всестороннему совершенствованию гарантирует повышение уровня развития общества в целом.

16 марта 2014, 17:36 Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Источник: https://sunmag.me/sovety/16-03-2014-raznostoronnyaya-lichnost.html

Разносторонняя личность — кто это, нужно ли ей становиться

Вы замечали сколько в мире интересных необычных профессий? Да и из привычных можно составить такой набор навыков, с которыми вы точно не пропадете. А кроме того, есть спорт, искусство, гармоничная семья и внутреннее «я».

Так вот разносторонняя личность – это человек, который целенаправленно развивает в себе способности из разных областей. Его желание быть универсальным, развитым всесторонне, уже сформировалось в конкретные действия. Хорошо ли это, решать каждому внутри себя.

Может быть достаточно быть просвещённым в одной области жизни и довольствоваться этим?

Определяем разностороннюю личность

При определении личности с разносторонними навыками, обычно всплывает картинка с человеком, который может и на тему картин Айвазовского поддержать разговор, и расписать на месяц программу для снижения веса в тренажёрном зале, и машину починить в гараже. Посмотрим на это шире.

Человеческая жизнь включает в себя сферы, обязательные для гармоничного существования:

  • здоровье;
  • духовность;
  • впечатления;
  • саморазвитие;

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

  • финансовое благополучие;
  • призвание;
  • общение;
  • личная жизнь.

Если мы в каждой из этих сфер достигнем успеха, то можно говорить об абсолютном счастье. На практике, хорошо, если нет пробелов хотя бы в половине из них.

Многогранная личность стремиться создать свою жизнь так, чтобы каждая сфера получила максимальное развитие.

Для этого могут потребоваться различные ресурсы: приобретение новых навыков, путешествия, знакомства, обучение, поиск новых ощущений, психологический рост над собой.

Какой может быть разносторонняя личность?

Когда мы не замыкаемся на двух-трёх сферах жизни, а ищем себя во всех, меняется всё:

  • Проблемы видятся под разным углом, поэтому быстрее и эффективнее решаются.
  • Жизнь наполнена красками, нет места депрессии и хандре, много интересных впечатлений ежедневно.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

  • Повышается качество жизни за счёт желания экспериментировать, менять, улучшать.
  • Самооценка поднимается, приходит осознание собственной ценности.
  • Востребованность в профессии в связи с обилием навыков и умений.
  • Высокий уровень интеллекта, а значит быстрая реакция, поиск верного решения, способность к самостоятельным действиям, логическое мышление.
  • Приходит финансовое благополучие, ведь мы осознаём свои цели и делаем уверенные шаги к их исполнению.
  • Закаляется характер, пропадает боязнь неизведанного.
  • Нет времени скучать и деградировать.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Для того, чтобы прожить гармоничную, счастливую жизнь, нужно понимать, что все сферы взаимосвязаны. И если не обращать внимание, например, на здоровье, а бросить все силы на финансы, окружение и личную жизнь, то есть шанс упустить эту сферу до критического состояния.

Разносторонние интересы сохраняют баланс, поддерживают согласованные действия.

Это то, чем отличается полноценная жизнь от простого существования.

Как развивать в себе разностороннюю личность?

Если появилось желание гармонизировать жизнь, есть несколько ресурсов, которыми можно воспользоваться. В Институте Развития личности под присмотром опытных тренеров проходят тренинги на тему семейных отношений, атмосферы внутри коллектива, воспитания детей, поиску способностей.

Читайте также:  Равнодушный человек: почему таким становятся и что с ним делать?

Портал «Самопознание» содержит информацию и возможность записи на занятия по личностному росту, духовные практики, курсы по улучшению здоровья и бизнес-тренинги. Можно выбрать любое интересующее направление и отслеживать новые возможности самообразования по этой теме.

Для разбора жизненных целей, выбора приоритетов и правильного формирования ценностей есть вебинары по составлению желаний, например, бесплатные и платные материалы на эту тему от Алины Гесс.

А также платный популярнейший марафон по исполнению желаний, завладевший сердцами всего Инстаграма, Елены Блиновской.

Эти тренинги мотивируют, заставляют мозг искать пути к выполнению задуманного, развить в себе личность и индивидуальность.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Рекомендованная литература

В первую очередь, это книги пробуждающие сознание, понятие о своём месте в этом мире.

  • Р. Гейдж «Почему мы больны, глупы и бедны… Как стать умным, здоровым и богатым». Переворачивает сознание, даёт понимание для чего вообще живёт человек.
  • О. Крегер, Д. Тьюстон «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим». О том, какие бывают люди вокруг нас и какие мы сами.
  • А. Носов «Самореализация. Как найти своё призвание». О правильном выборе профессии для каждого.
  • К. Робинсон «Призвание». О том, как найти себя, своё дело жизни.
  • Ошо «Осознанность». Бестселлер от гуру по духовному развитию, для тех, кто ищет гармонию.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

  • М. Ньютон «Путешествие души». Пособие по метафизике, о внутреннем потенциале человека.
  • С. Кови, С. Джонс «Фокус». О том, как справляться с проблемами и достигать целей.
  • Д. Чопра «Йога. 7 духовных законов. Как исцелить своё тело и разум». О здоровье физическом, упреждения, практики от индийского мастера, преподавателя Аюверды.
  • Г. Чепмен «5 языков любви». Как найти общий язык со второй половинкой, построить гармоничные отношения.
  • И. Адизес «Союз непохожих». Взгляд на семейные отношения, как на создание корпорации, взаимопонимание и взаимодополнение между близкими людьми.

Жизнь разносторонней личности полна впечатлений. Нет чувства недосказанности, отсутствия чего-то важного. Ведь каждая сфера необходима, чтобы чувствовать себя самодостаточным и счастливым человеком.

Источник: https://TrenerMozga.ru/chelovek/raznostoronnaa-licnost.html

Как гармонично развить личность

Определение 1

Гармоничное и разностороннее развитие личности — это процесс формирования различных интересов и способностей, которые соответствуют различным сферам жизнедеятельности человека, с выделением наиболее значимых личностных сфер жизнедеятельности.

При этом гармонично развитую личность характеризует высокий уровень развития каких – либо специальных умений и навыков на фоне высокого общего уровня развития.

Гармонично развитая личность невозможна без правильно выстроенных отношений между личностью и окружающим миром.

Процесс формирования гармонично развитой личности

Формирование гармонично развитой личности тесно связано с процессом становления иерархической структуры мотивов и ценностей. Для данной структуры характерно доминирование высших уровней над низшими.

Существование подобной иерархии в структуре личности совершенно не нарушает существующей гармонии в связи с тем, что сложность и множественность интересов личности при наличии твердого нравственного стержня обеспечивают многообразие связей с миром и общую устойчивость личности.

Разносторонняя личность: основные условия формирования человека

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характерной чертой гармонично развитой личности является баланс между различными личностными новообразованиями, такими как:

  • потребности;
  • мотивы;
  • ценностные ориентации;
  • самооценка;
  • образ Я.

Гармония в развитии личности непосредственно зависит от условий доминирования высшего уровня над нижележащими уровнями, их соотношения друг с другом.

Правильно и полное формирование личности человека зависит от того, какие именно потребности станут движущими силами развития. От этого зависит и основная роль воспитания – формирование у индивида навыков саморегуляции основных личностных процессов.

Гармоничность личности возникает в результате наиболее полного развития способностей человека, создающих правильную направленность личности и придающих смысл всей его жизнедеятельности.

Гармония личности достигается именно в том случае, когда её сознательное стремление находится в полном соответствии с непосредственными желаниями.

Мотивационная сила данных желаний и стремлений очень велика и в условиях конфликта с сознательными стремлениями и требованиями социума может привести к искажению и деформации личности. Аффективные переживания, которые возникают в ходе конфликтной ситуации, могут стать источниками формирования и становления дисгармоничной личности.

Особенности дисгармоничной личности

Характеризуя особенности дисгармоничной личности важно отметить следующие черты:

  • различного рода нарушения эмоциональной сферы;
  • нарушение поведения;
  • немотивированная агрессивность;
  • страхи и сомнения, мнительность;
  • замкнутость и т.д.

Все вышеперечисленные нарушения приводят к возникновению гиперкомпенсаций, неадекватной самооценке и уровню притязаний индивида.

Психокоррекционная и терапевтическая работа с человеком в данном случае должна включать в себя следующие направления:

  • привлечение дисгармоничной личности к деятельности, имеющей внешне регулируемый уровень трудности задач и ярко выраженными результатами;
  • использование высоко эмпатийных отношений;
  • применение приемов интенсивного социального одобрения.

Для людей с дисгармонической организацией личности характерна не просто узкая направленность на себя и свой внутренний мир, а конфликт с самим собой.

Человек не просто замкнут и живет своей жизнью внутри себя, не транслируя чувства во внешний мир, он находится в постоянном противоречии с самим собой.

У таких людей сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов постоянно противоборствуют и мешают развитию личности и жизнедеятельности в целом.

Преобладание мотиваций во время данного внутреннего конфликта может быть совершенно различным на сознательной и бессознательном уровне сознания человека.

Как результат – постоянный внутренний конфликт и невозможность принятия адекватных ситуации решений, трудности при разрешении порой элементарных жизненных ситуаций.

Конфликты подобного рода могут возникать только при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта характеризуются тем, что процесс удовлетворения каких-либо глубоко значимых, активных мотивов и отношений индивида либо находится под угрозой, либо совершенно невозможен.

Возникает противоречие между «хочу» и «могу сделать», между различными мотивами и отношениями личности, или между реальными возможностями и стремлениями индивида. При этом необходимо иметь ввиду, что имеющиеся внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно.

Они напрямую зависят от той внешней ситуации, в которой находится человек, истории становления личности, ее психофизиологическими особенностями.

Вторым условием возникновения психологического конфликта личности может выступать субъективная, независящая от индивида неразрешимость и сложность возникшей ситуации.

Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт.

Разрешение психологического конфликта возможно лишь в том случае, если человек меняет свое отношение к ситуации и формируются новые мотивы к деятельности.

Несмотря на все вышеописанные сложности и проблемы при развитии внутреннего конфликта личности нельзя не отметить, что именно конфликт является мощным толчком к развитию самосознания и гармоничному развитию личности. Главное здесь уметь распознавать сущность конфликта и находить конструктивные пути его разрешения.

Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/kak_garmonichno_razvit_lichnost/

10. Условия развития личности

Развитие
человека

– очень сложный, длительный и противоречивый
процесс. Характерная особенность этого
процесса – диалектический
переход количественных изменений в
качественные преобразования физических,
психических и духовных характеристик
человека
.
Результат развития – становление
человека как биологического вида и как
социального существа.

Развитие
учащихся происходит по трем взаимосвязанным
направлениям: биологическому,
психологическому и социальному.

Этапы
(ступени, фазы) развития по каждому
направлению относительно самостоятельны,
не зависят прямо друг от друга, хотя и
оказывают взаимное влияние.

Также
существуют свои закономерности по
каждому направлению, в которых отображаются
причинно-следственные связи между
условиями и результатами (новообразованиями).

  • Развитие
    личности происходит под действием
    многих факторов:
  • – наследственности;
  • – среды
    (социальной, биогенной, абиогенной);
  • – воспитания;
  • – собственной
    практической деятельности человека.
  • В
    этом контексте фактор рассматривается
    как движущая сила процесса развития, а
    условие – как обстоятельство, от которого
    зависит это развитие, обстановка, в
    которой происходит развитие ребенка.

Условия
– это те составные части или характеристики
среды, в которой развивается учащийся.
Система всех условий жизнедеятельности
образует среду обитания человека. В ней
можно выделить подсистемы биологических,
психологических и социальных условий.

Условия
развития делятся на необходимые
и достаточные
.

Необходимые
условия

– внутренняя объективная закономерность
возникновения, существования и
результативности учащихся. Они
обусловливают развивающее обучение и
воспитание.

Достаточные
условия

связаны с причинами, основаниями,
противоречиями развития.

Отсутствие
или недостаточность необходимых и
достаточных условий приводит к прекращению
или замедлению развития учащихся.

Биологическое
развитие и состояние организма оказывает
существенное влияние на другие направления
развития и в определенной мере
детерминирует организацию
учебно-воспитательного процесса и
социализацию личности. Наиболее значимыми
в этом влиянии являются состояние
центральной нервной системы

и наследственность.

Биологическая
наследственность

обусловлена генами, определяет строение
и размер тела, стадии созревания
организма, биологические и некоторые
психические качества.

Не
наследуются генетически социальные
качества личности: речь, нравственность,
трудолюбие, дисциплинированность,
абстрактно-символьные теоретические
знания, умения, навыки и др.

Биологическое
развитие организма служит основой для
становления психических функций (воли,
эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка,
среди которых различают природные
психические функции и культурные
психические функции
,
возникающие в результате абстрактной
знаковой деятельности (в том числе речи)
и подразделяются на простейшие
и высшие
.

Для
воспитания, социализации и жизнедеятельности
наиболее
важны высшие психические функции
,
которые объединяются в сложные системы
(общение, деятельность, отношения, мотивы
и т. п.) и составляют специфическое
содержание психики воспитанного
человека. Воспитание
и обучение

составляют главные условия развития
высших психических функций.

Источник: https://studfile.net/preview/6311948/page:10/

Развивающая образовательная среда как условие формирования разносторонней личности специалиста на уроках химии статья по теме

,Хайруллина Т.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СПО

ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум» имени  А.П. Обыденнова, г. Казань

Великий Гёте сказал:

«Единственная красота, которую я знаю — это здоровье»

В настоящее время многие традиционные способы информационно-просветительского подхода, показали свою неэффективность в решении профилактических задач.

Поэтому в сфере профилактики наркомании сложился новый подход, а именно – обучение здоровым жизненным навыкам, как образовательная система развития молодых людей и профилактики наркомании.

Таким образом, становится особо важной роль различных программ, основанных на имеющихся психологических знаниях, помогающих подрастающему поколению избежать вредных привычек и противопоставлять им навыки здорового образа жизни.

Мы живет в республике Татарстан с развитой промышленной структурой, с большим набором различных спортивных комплексов, с многообразной прекрасной природой, что располагает только на положительные эмоции и ведение здорового образа жизни. Мы гордимся своей малой родиной.

Государственный советник Республики Татарстан, М. Шаймиев высказал свою точку зрения:

«Счастлив тот, у кого много друзей среди татар, русских, чувашей, удмуртов – людей разных национальностей. Счастлив тот, кто стремится к знаниям, хорошо учится, уважает старших, не обижает младших, любит труд и свой родной край, свою прекрасную родину – Татарстан».

Читайте также:  Стоит ли выходить замуж если есть сомнения: все за и против

В «Казанском автотранспортном техникуме им. А.П. Обыденнова» (КАТТ) работает слаженный коллектив воспитателей под руководством целеустремленного организатора своего дела Орловой С.А., который постоянно организовывает и проводит разнообразные мероприятия. Среди таких мероприятий особое место занимают мероприятия по профилактике наркомании и табакокурению.

Мы живём в то время, когда извращения возводятся в культ почитания, и здоровым людям приходится стесняться своей «нормальности».

Многим подросткам нравится, когда кто-то вслух говорит о том, что у них на сердце, они перестают стесняться своих хороших порывов, и благодаря этому импульсу они легко объединяются в клубы здорового образа жизни, раскрываются, и с увлечением начинают распространять идеи здорового образа жизни среди друзей и знакомых.

В техникуме проходят мероприятия по плану воспитательного отдела:

  • В группах нового набора проводятся профилактические беседы по данному мероприятию с предложением предоставить рисунки, плакаты, рефераты, презентации, кроссворды, стихи на данную тематику. Заключительный этап – проведение конкурсов «NO SMOKING – НЕ   КУРИ», «Наркостоп» под руководством преподавателя химии и биологии Хайруллиной Т.И. с участием всех студенческих групп нового набора на 1 курсе.
  • В техникуме имеется почтовый ящик «Для сбора информации граждан по вопросам профилактики противодействия коррупции и фактам сбыта и распространения наркотических средств». Психолог техникума проводит соцопросы, кураторы заполняют социальную карту (список студентов, подлежащих первичной, вторичной и третичной профилактике наркотических заболеваний).

В нашем техникуме систематически проводятся литературные вечера, тематические концерты, посвященные «Дню первокурсника» и «Дню защитника отечества», спортивные соревнования, посвященные военно-патриотическим праздникам, различные конкурсы: «Лучший токарь», «Лучший слесарь»; а также ежегодный фестиваль «Весенняя капель»,  выпускаются стенгазеты. Лучшие студенты получают грамоты и поощряются материально. Имеются тематические кружки.

  • Администрация «Казанского автотранспортного техникума им. А.П. Обыденнова» большое внимание уделяет спортивной жизни студентов, что способствует воспитанию будущих защитников нашего отечества. Так ежегодно в техникуме проводятся военно-спортивные игры на кубок Героя Советского Союза Ф.Е. Хребтова, победителям соревнований вручаются почетные грамоты. Ежегодно проводятся военно-спортивные соревнования, посвященные «Дню защитника отечества», что является воспитанием патриотизма молодежи, которое проводится по плану воспитательной работы. Кроме этого проходится декадник «Жуковские дни», посвященные Герою Советского Союза Г.К. Жукову, что является нравственным воспитанием личности молодых людей. Лучшие студенты также получают грамоты и поощряются материально.

Все вышеперечисленные мероприятия, проводимые в техникуме, являются альтернативой проблеме наркомании. Такие мероприятия развивают как физическую, так и интеллектуальную стороны личности молодого человека, что помогает молодому поколению ориентироваться в современном мире и противостоять негативным сторонам общества.

В нашем техникуме проводятся различные диспуты, так например, 26 ноября 2015г. в библиотеке проводился диспут на тему: «Бывает ли у истории про наркоманов счастливый конец?». Под моим руководством подготовил доклад и выступил студент группы ТД-152 В.Д.

Демин на тему: «Наркомания и молодежь», применяя разработанную им презентацию. Студенты подводили итог и находили самые важные стороны, и наиболее актуальную проблему наркомании для своего микросоциума.

 Делали вывод, что здоровый человек – это счастливый человек.

А в чем заключается счастье? Представим на минуту, что у человека есть все: дом, работа, машина и т.д., но нет друзей. Будет ли он счастлив, проводя жизнь в одиночестве? Конечно, нет. А это значит, что для достижения настоящего счастья одного преуспевания мало.

Самое важное – создать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Есть три универсальных принципа, которые помогут достичь успеха и счастья:

  • жить по совести, чтобы уметь принять правильные решения;
  • воплощать заложенный в нас творческий потенциал, чтобы стать интересной и полноценной личностью;
  • любить других, чтобы испытывать счастье в межличностных отношениях.

Если человек не научился правильно строить отношения с людьми, то его жизнь будет наполнена одиночеством. А такие люди чаще всего и становятся жертвами наркотиков, так они теряют и счастье, и здоровье. Поэтому и говорят, что наркомания – это болезнь незащищенных слоев общества, а точнее, самых слабых его членов.

Материалы данного мероприятия имеются на собственном сайте техникума www.katt-kaz.narod.ru.

Мною, преподавателем химии и биологии, написаны методические разработки для проведения классных часов: «Наркотики и их последствия» (2010), «Вред курения и алкоголя» (2010), «Влияние на организм табака, алкоголя, наркотиков и токсических веществ» (2010), «Нужны ли кому-нибудь наркотики» (2014), также работает со студентами 1 курса по индивидуальным проектам.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2017/05/11/razvivayushchaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie

Разностороннее и гармоничное развитие личности

Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделœение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.

Разностороннее развитие способностей означает, что личность успешно участвует не только в одной узко специализированной деятельности, но ей доступны разные сферы деятельности. Для такой личности должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития.

Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоническим.

Гармонические отношениях между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой.

Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней над низшими.

Уровень мотивов и ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) через интересы близких людей, коллектива, общества – до общечеловеческих универсальных целœей.

Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.

Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, суждение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности.

Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижелœежащими: к примеру, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.

Полноценное формирование человеческой личности зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания состоит по сути в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов.

Структура личности приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всœей его жизнедеятельности. Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.

Мотивирующая сила таких бессознательные образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определœенных условиях становятся источником формирования дисгармоничной личности.

Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватностям самооценки и уровня притязаний.

Психокоррекционный и терапевтический эффект в данном случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высоко эмпатийных отношений; использование интенсивного социального одобрения (ʼʼпоглаживанияʼʼ) и т.п.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать ʼʼпороки в добродетелиʼʼ, ᴛ.ᴇ. относиться к ним, как к ценным.

В этих случаях ʼʼрассогласованностьʼʼ между сознанием и поведением остается: у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности.

Другие дети продолжают усваивать нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний разлад с самим собой.

В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всœегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера.

Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям.

Люди с дисгармонической организацией личности — ϶ᴛᴏ не просто индивиды с направленностью ʼʼна себяʼʼ. Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.

Доминирование какой-либо мотивации должна быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. В результате мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно раздираемой внутренними конфликтами. Такого рода конфликты возникают лишь при определœенных условиях, которые бывают внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности находится под угрозой или становится вовсœе невозможным.

Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию или между различными мотивами и отношениями личности, или между возможностями и стремлениями личности.

Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, а, прежде всœего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией.

Еще одним условием психологического конфликта может являться субъективная неразрешимость ситуации.

Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт.

Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складываются новые отношения к объективной ситуации, породившей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта представляют из себяострую форму развития личности. В психологическом конфликте имеются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется сама структура личности.

Более того, внутренний конфликт – крайне важно е условие развития самосознания.

Сам факт возможности таких конфликтов на всœех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

Разностороннее и гармоничное развитие личности — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Разностороннее и гармоничное развитие личности» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372505_raznostoronnee_i_garmonichnoe_razvitie_lichnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector