Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Человек – создание социальное и на протяжении всей своей жизни постоянно взаимодействует с другими людьми. Без общения невозможны совместная жизнь и деятельность любого общества.

Понятие общение обозначает установление и развитие отношений между людьми и группами, создание межличностных контактов в процессе совместной жизнедеятельности.

Ученые установили, какие функции выполняет общение.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Деловое общение

Функции и виды общения

Функции общения в психологии бывают следующими:

  1. Инструментальная – способ социальных взаимоотношений, направленный на получение и передачу информации, необходимой для выполнения определенных действий в каждой конкретной ситуации. Такое общение не направлено на получение удовлетворения от контакта, а используется как процесс обмена некими сведениями.
  2. Трансляционная – используется для передачи точных приемов деятельности, выражения мнения и оценки того или иного события либо явления.
  3. Интегративная – средство коммуникации и объединения партнеров в процессе совместной деятельности.
  4. Информационная – служит для восприятия и трансляции информации.
  5. Контактная – необходима для установления связей в условиях взаимной готовности партнеров общения к обмену сведениями.
  6. Осмысления – включает в себя не только восприятие информации, но и ее понимание всеми участниками акта общения.
  7. Амотивная – пробуждение у партнера требуемого эмоционального отклика на передаваемые сведения, изменение уже имеющихся чувств и состояний.
  8. Познавательная – помогает аккумулировать информацию в процессе общения с людьми, способствует установлению взаимопонимания в социальной группе, компенсирует недостаток знаний у некоторых членов сообщества.
  9. Общественно-психологического отклика – проявляется в том, что информация, воспринятая и обработанная одним членом социальной группы, становится средством взаимовлияния и взаимообмена со всей группой.
  10. Регулятивная – оказывает прямое или косвенное влияние на мировоззрение, самооценку и поведение всех членов данного социального сообщества. Позволяет согласовывать совместную деятельность, координирует и направляет действия всех участников.
  11. Социализирующая – позволяет партнерам освоить приемлемые коммуникативные навыки и умения, способствующие эффективному взаимодействию с другими людьми как внутри социальной группы, так и вне ее.
  12. Управленческая – позволяет изменять направление деятельности одного или нескольких людей в сторону, нужную лидеру группы.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Управленческая функция общения

  1. Перцептивная – межличностное оценивание и понимание партнера, его поведения и психологических характеристик (эмоции, способности, мысли, цели и мотивы).

Важно! Ученые выделяют и другие функции общения, но их можно считать разновидностью вышеперечисленных.

Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:

  • количества участников (групповые и индивидуальные);
  • способа общения (вербальные или невербальные);
  • расстояния между партнерами (контактные и дистанционные);
  • условий общения (официальные и неофициальные).

Цели и роль общения в психологии

Стили педагогического общения и их краткая характеристика

Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении.

Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека.

Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.

Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.

Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:

  • установление контакта (личностного или делового);
  • организация совместной деятельности;
  • получение или обмен информацией;
  • оказание влияния на психическое и эмоциональное состояние другого человека;
  • общение ради общения, времяпровождение в компании приятной личности.

Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей.

Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь.

Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.

Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:

  • Во время делового общения приобретаются и развиваются профессиональные и организаторские способности, необходимые для карьерного роста или построения и ведения бизнеса.
  • В личностном общении формируется личность человека, совершенствуются некоторые черты характера, происходит формирование интересов, привычек, склонностей, усвоение нравственных норм и правил, определяются жизненные цели и пути их достижения.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Личностное общение

Важно! Психологи отмечают, что дети лучше усваивают правила поведения, если их перечислят не взрослые, а сверстники.

  • Процесс когнитивного общения обогащает человека новыми знаниями, способствует его интеллектуальному развитию.
  • Кондиционные и мотивационные виды общения готовят психологическую базу для дальнейшего развития и стимулируют желание добиться поставленной цели.
  • Социальное общение способствует удовлетворению общественных человеческих потребностей, образовывая группы, коллективы, организации, нации, государства и человечество в целом.
  • Через опосредованные связи человек строит собственную базу из средств общения, на основе которой происходят самообразование и самовоспитание индивида, а также умение управлять своим общением.
  • Коммуникативные возможности развиваются во время невербального общения, что способствует формированию межличностных контактов и открытию новых горизонтов для совершенствования человека.
  • Понимание человеческой речи, а также обучение говорению происходит во время вербального общения, то есть оно является основой интеллектуального и личностного развития индивида.

Влияние общения на жизнь человека

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной.

В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму.

Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Психологи уже отмечают и негативные последствия такой коммуникации: долгая коммуникация в социальных сетях или по телефону усложняет непосредственное общение. Людям, которые находят много тем для телефонных разговоров, при непосредственной встрече оказывается не о чем поговорить.

Кроме того, виртуальное общение не накладывает такой ответственности на партнеров, как непосредственное (к примеру, так называемый «троллинг», когда высказываются негативные или даже оскорбительные комментарии на любое событие, чаще всего оказывается безнаказанным, а в непосредственном общении подобные слова будут жестоко осуждены), что тоже отрицательно влияет на психику.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной.

Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности.

Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Видео

Типы темперамента человека и их краткая характеристика

Источник: https://srazu.pro/teoriya/funkcii-obshheniya-v-psixologii.html

Общение и его функции, классификация и уровни

Общение всегда рассматривалось в форме полифункционального процесса. Его функции определяются психологами согласно разным критериям:

  • эмоциональная;
  • информационная;
  • социализирующая;
  • трансляционная;
  • связующая;
  • направленная на самопознание (А. В. Мудрик); установление общности, самовыражение (А. А. Брудный), самоопределение (А. Б. Добрович), сплочение и тому подобное.

Наиболее часто в области психологии функции общения рассматриваются согласно такой модели отношений, как «человек-деятельность-общество».

Основные функции общения

Обычно из общения выделяют пять базовых функций:

  • прагматическая;
  • подтверждающая;
  • формирующая;
  • организация и поддержание межличностных отношений;
  • внутриличностная.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рисунок 1. Основные функции общения

Определение 1

Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.

Наглядным примером того, насколько разрушительно невыполнение этого условия, является сюжет из Библии, рассказывающий о постройке Вавилонской башни.

Определение 2

Не менее важная роль принадлежит и формирующей функции. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.

Насколько жизненно важную роль играет общение можно рассмотреть на следующем примере.

Пример 1

В 30-е годы прошлого века в двух клиниках США был проведен эксперимент. Находящиеся в них дети лечились от серьезных заболеваний, плохо поддающихся излечению.

Условия в обеих клиниках были идентичными, кроме одного: одна клиника запрещала посещения родственников в страхе перед инфекциями, второе учреждение допускало родителей в определенное время, чтобы они могли поговорить и поиграть с ребенком в специально отведенном для этого помещении.

Наблюдения велись несколько месяцев, после чего были получены следующие результаты: коэффициент смертности в первом медучреждении был около ⅓, хотя врачи прилагали все возможные усилия. Вторая клиника могла похвастаться тем, что на протяжении всего эксперимента ни один пациент не умер.

Определение 3

Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.

Принцип подтверждения регулярно наполняет повседневный опыт общения людей. Это ритуалы, сопутствующие знакомству и приветствию, всевозможные знаки внимания и прочее. Р. Д. Лейнг (английский психиатр) утверждал, что неподтверждение — это универсальный источник множества психических заболеваний и в особенности шизофрении.

Читайте также:  Как запомнить планеты и их расположение?

Определение 4

Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.

Отсюда эмоциональное отношение к другой личности может выражаться в ключе «симпатия-антипатия», что накладывает отпечаток не только на обычное, но и на деловое общение.

Определение 5

Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Л. С. Выготским исходя из этого было отмечено, что «человек сохраняет функцию общения даже наедине с собой».

Вывод 1

Резюмируя, можно сказать, что ведущее значение общения в жизни человека — это средство организации совместной деятельности личностей, а также способ удовлетворения потребности одного человека в живом контакте с другим человеком.

Классификация типов общения

Определение 6

Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.

Определение 7

Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.

Определение 8

Речь — это применение языка в целях общения.

Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рисунок 2. Разновидности общения

Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Определение 9

Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.

Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.

Определение 10

Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.

К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.

Также общение можно разделить на межличностное и массовое.

Определение 11

Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.

Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации. 

Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рисунок 3. Типы межличностного общения

Определение 12

При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.

Определение 13

Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.

Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.

Определение 14

Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.

Определение 15

Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.

По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.

Определение 16

Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.

Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.

Определение 17

Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.

Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.

Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.

Уровни общения

Существуют различные уровни общения, которые определяются общей культурой собеседников, их характеристиками (личностными и индивидуальными), нюансами ситуации, контролем, накладываемым социальной средой, ценностными ориентациями собеседников и их отношением друг к другу.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рисунок 4. Уровни общения

Определение 18

Фатический (от лат. fatuus – глупый) относится к самому примитивному уровню общения. Он состоит из обычного обмена репликами, не несущими глубоко смысла и служащими исключительно для поддержания разговора.

Определение 19

Информационный уровень состоит из обмена новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности.

Определение 20

Личностный уровень предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира.

Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. Такое общение относится к высшему духовному уровню.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/obschenie-i-ego-funktsii/

Функции общения

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой общения: Э. Берн, Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева, Л. Карпенко, А.Н. Леонтьев и др.

Для понимания данного вопроса нам необходимо будет рассмотреть также структуру общения, так как функции вытекают именно из нее.

Понятие общения

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Структура общения

Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

  1. перцептивная сторона общения (термин «перцепция» означает восприятие; таким образом, данная сторона характеризует процесс восприятия собеседниками друг друга);
  2. коммуникативная сторона общения (состоит в передаче информации);
  3. интерактивная сторона общения (взаимодействие).

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура общения представлена на рисунке 1.

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рисунок 1. «Структура общения»

Выделятся ряд основных функций общения.

  1. Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.
  2. Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
  3. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей. Регуляторами поведения могут выступать:
  • советы;
  • инструкции;
  • требования;
  • приказы и др.
  • Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.
  • Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.
  • Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.
  • Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.
  • Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.
  • Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.
  • Другая классификация функций общения включает в себя 3 блока.

    1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция. Выступает как обобщенная функция, которая включает в себя следующие функции: интерактивную, функцию понимания и амотивную. В целом, она направлена на восприятие и понимание информации, а также оказание эмоционального воздействия.
    2. Информационно-коммуникативная функция общения предполагает установление контакта и обмен информацией между индивидами в процессе общения. Особенности обмена информацией:
    • обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом;
    • обмен информацией предполагает взаимодействие когнитивной, аффективной и поведенческой сторон обоих индивидов.
  • Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
  • Рассмотрим также еще одну классификацию функций общения, которая связана с педагогическим процессом. Классификация представлена на рисунке 2.

    Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

    Рисунок 2. «Функции общения в педагогическом процессе»

    Таким образом, мы рассмотрели основные функции общения в различных классификациях.

    Выделим общие функции из них: информационная, амотивная, функция восприятия, интерактивная и контактная.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/funkcii_obscheniya/

    Функции общения в психологии

    Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

    Общение – это сложный многоуровневый процесс выстраивания отношений между людьми. Ни у кого не возникнет желания подвергнуть сомнению то, что общение непрерывно связано с обменом информацией, пониманием и восприятием между собеседниками. Психологи считают, что значимость и потребность человека в общении является обязательным условием становления и развития личности.

    Как известно, функций общения в психологии много, они несут разные смысловые нагрузки, но цель всегда остается одна – взаимодействие с людьми.

    Основные функции общения в психологии:

    1. Коммуникативная функция общения.
    2. Познавательная функция общения.
    3. Психологическая функция общения.
    4. Информационная функция общения.
    5. Креативная функция общения.

    Основные особенности

    Самая распространенная, на уровне инстинктов применяемой является коммуникативная функция общения. Смысловая нагрузка функции заключается во взаимной передаче своих умений, знаний, навыков между собеседниками. Человек стремится не просто поделиться информацией, но и убедиться в том, что собеседник понял его.

    Следующая функция – познавательная функция общения — тесно связана с коммуникативной функцией, но главнейшее отличие состоит в том, что человек стремится узнать новое от собеседников, которым он доверяет и не подвергнет полученную информацию сомнению или проверке.

    Получая или не получая удовлетворение от общения, человек неосознанно использует в жизни психологическую функцию общения. Как сообщают эксперты, эта функция включает в себя эмоциональный комфорт человека, положительные моменты, связанные с межличностной коммуникацией.

    Информационная функция общения, как считают теоретики, состоит Функции общения в психологии: основные понятия и примерыв передаче устного сообщения.

    Самая нестандартная и креативная функция общения заключается в том, что при взаимодействии (создание и разработка проекта, поиск новых решений или написание курсовых и дипломных работ, в конце концов) людей появляется нечто новое, уникальное.

    Из статьи вы узнали об основных функциях общения в психологии, теперь при контакте с людьми вы, помня о них, сможете получить больше пользы, положительных эмоций и удовлетворения. Помните о функциях общения, они обязательно помогут вам быстрее и эффективнее находить точки соприкосновения с собеседником.

    Источник: https://womanadvice.ru/funkcii-obshcheniya-v-psihologii

    Виды и функции общения в психологии

    08-07-2014 Теги: виды общения,типы личности Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

    Общение между людьми играет решающую роль в их развитии и становлении. Без коммуникации с окружающими человек не сможет полноценно развиваться и достигать своих целей. Функции общения в психологии классифицированы по-разному, но надо постараться выделить и описать основные из них.

    Сущность общения

    Общение очень важно, оно обязательно должно присутствовать в жизни каждого человека, причем желательно с малых лет. Дети, которые не посещали детский сад, впоследствии испытывают некоторые трудности в общении со сверстниками в школе, да и в будущей жизни в целом.

    Они более замкнуты, чем те, кто не сидел дома, им труднее находить контакт, искать друзей, выражать свои мысли. Общение с детьми должно начинаться как можно раньше.

    Есть такое понятие, называемое ситуативно-личностным общением, которое формируется на втором месяце жизни малыша и выражается в обмене положительными эмоциями между маленьким человечком и взрослым.

    Общаясь между собой, люди учатся искать компромиссные решения, договариваться, отстаивать свое мнение, заявлять о себе, совершенствовать свои ораторские задатки. Ученые доказали, что если в какой-либо группе людей исключить элемент общения, то эти люди не смогут достичь поставленных целей.

    Читайте также:  Как развить коммуникативные навыки у взрослого: топ 10 способов

    Функция общения для человечества представляет нечто настолько важное и незаменимое, что обойтись без него категорически нельзя. Развитие общения с детства должно стать одной из главных задач для родителей, а впоследствии и для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Социальная психология общения включает в себя установление взаимоотношений между людьми в каком-либо социуме.

    Определяем функции

    Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

    Итак, как же определить основные функции общения в психологии? Надо отметить, что единого научного мнения не существует до сих пор, поэтому можно встретить различные классификации этого понятия. Лучше всего начать с общего определения. Оно подразумевает, что общение между людьми происходит для достижения самых разных целей.

    Вот на этом основании функции общения можно поделить на разные группы и виды

    • Регулятивно-коммуникативная функция. Она подразумевает, что все люди общаются между собой, передают друг другу информацию, используя какие-то конкретные общепринятые стереотипы поведения в обществе. Таким образом, каждый человек негласно перенимает те или иные правила и нормы поведения и начинает себя вести соответственно. Тут можно отметить, что эта функция состоит в уяснении для себя и для окружающих людей определенных норм и типов поведения и передача их другим людям. Именно благодаря этой функции удается достигать целостности общества, единения его в каком-то мнении и способности этого общества решать определенные задачи с достижением поставленной цели.
    • Эффективно-коммуникативная функция. Этот вид является как бы дополнением к первому и предполагает сопровождение общения «живыми» эмоциями. Ведь люди практически не в состоянии передавать друг другу информацию как роботы. Так или иначе, но они придают своей речи какую-то эмоциональную окраску. Эта необходимость объясняет использование «смайликов» при общении в интернет-пространстве для более точной и полной передачи информации.

    Все функции общения психология трактует по-разному, так как само общение состоит из множества аспектов. Но в более узком смысле можно выделить очень интересную классификацию функций в зависимости от поставленных целей:

    • контактная предполагает общение для налаживания отношений с другим человеком или группой людей;
    • побудительная функция используется для того, чтобы подвигнуть человека на совершение каких-либо практических действий;
    • информационная ставит своей целью передачу или обмен информацией;
    • координационная функция — это общение для составления общего согласованного плана действий в работе;
    • эмотивная — передача чувств и эмоций, которые хочется выразить;
    • педагогическое общение стоит особняком, так как совмещает в себе все вышеперечисленные цели. Общение между учителем и учеником гораздо сложнее и содержательнее, чем просто передача информации. Здесь присутствуют и установление контакта, и координация действий, и побуждение, и информирование и т.д. Также обязательно наличествует и перцептивный элемент, который подразумевает одновременно восприятие информации, осмысление ее и (что очень важно) личную оценку, составление своего собственного мнения. Это объясняется тем, что в процессе взросления ребенок (а потом и подросток) проходит по очереди все стадии становления и взросления личности.

    Видео: Психология общения

    Источник: http://bitnet.ru/vidy-i-funktsii-obshheniya-v-psihologii/

    Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

    Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

    В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

    Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.

    ) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

    Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

    Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

    Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

    Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

    Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

    Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.

    Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

    В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

    • Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
    • Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
    • Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

    Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

    Источник: http://psyvision.ru/help/soc-soc-soc/32-sociology/319-sociology2

    Понятие, виды и функции общения

    Введение

    Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».

    Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья.

    Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

    В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее некоторые социально-психологические процессы в деловом общении, раскроем понятие, виды и функции общения, а также определим роль восприятия в процессе общения. Соотнесем и охарактеризуем понятия «стереотип» и «предубеждение» и их определения, приведем конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.

    Задание 1

    Понятие, виды и функции общения.

    Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

    • Виды общения:
    • — Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
    • — Когнитивное — обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи)

    — Кондиционное (эмоциональное) — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

    — Мотивационное — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

    — Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания).

    В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

    — Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

    — Светское — его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

    — Формально-ролевое — регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    — Деловое общение — процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    1. — Межличностное (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
    2. — Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
    3. Функции общения:
    4. -Инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
    5. -Интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей.
    6. -Самовыражение — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
    7. -Трансляционная — выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.
    8. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

    Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

    Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств.

    Читайте также:  Психопатический тип характера: особенности и модель поведения

    Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

    В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

    • Деловое общение реализуется в различных формах:
    • — деловая беседа;
    • — прием подчиненных;
    • -деловые переговоры;
    • — деловые совещания и собрания;
    • — публичные выступления.
    • Особенности делового общения заключаются в том, что:
    • — партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
    • — общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
    • — основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

    Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

    Задание 2

    Источник: https://megaobuchalka.ru/1/22609.html

    Общение: структура, функции, основные понятия

    Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях.

    В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место, и методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Андреева, 2000; Ломов, 1999), выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований.

    К структуре общения можно подойти по-разному: как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Ломов, 1984).

    Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.

    На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида.

    Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. При этом учитывается система общественных отношений и место индивида в этой системе.

    Второй уровень — мезауровенъ (средний уровень): общение рассматривается как последовательность целенаправленных логически завершаемых ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни.

    Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью».

    Вокруг этого стержня — «темы», «предмета» — общения раскрывается его динамика, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

    Третий уровень — микроуровень: главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций, механизмов их формирования и типологии, используемых средств и их взаимосвязи.

    Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения, «трансакция» — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие.

    Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера (например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.).

    Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения и своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки принципов и способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и взаимных переходов от одного из них к другому.

    Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева, 2000).

    В более или менее аналогичном смысле выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Ломов, 1999).

    Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения.

    Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, в отличие от технического устройства. Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо)воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров.

    В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы).

    В свою очередь невербальная коммуникация также имеет несколько форм — кинесику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику), паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т. п.), проксемику (нормы организации пространства и времени в общении) и визуальное общение (система «контакта» глазами).

    Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.

    Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения, в отличие от информационной, заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

    Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии.

    Понятие взаимодействия используется двояко: для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности и для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире — в процессе социальной активности.

    В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е.

    на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

    Другими словами, не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения.

    Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

    Представляется оправданным привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В.

    Знакова (1994), а познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой (2000).

    Сопоставление двух классификационных схем позволяет (конечно, с определенной мерой условности) функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную функцию объединить (включить) в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Андреева, 2000).

    При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения. Общение, прежде всего, невозможно без определенного уровня понимания (а точнее, взаимопонимания) общающихся субъектов.

    Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков, 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению.

    При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.

    Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции или восприятии, а некоторые исследователи больше говорят не о восприятии, а о познании другого. Эта проблема продуктивно изучается А. А. Бодалевым (1982, 1996).

    Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

    Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть аффективное «понимание».

    Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширенное толкование — в него включаются процессы понимания как чувств, так и мыслей партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду безусловно положительное отношение к личности партнера.

    Это означает наличие: а) принятия личности этого человека в целостности; б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем (Соснин, Лунев, 1996).

    Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

    Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

    В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

    Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга, можно предлагать и другие варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление. А это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

    В заключение необходимо кратко остановиться на проблеме методов исследований. Для общего представления о них можно использовать таблицу, которая дает схематическую классификацию методов (табл. 3.1). Эта схема позволяет систематизировать и сравнивать методы при более глубоком изучении проблемы общения. Методы са-

    Таблица 3.1. Типы методов исследования общения

    Тип источника получения данных Тип эмпирической информации (получаемых данных)
    субъективный объективный
    Участник изучаемой ситуации Методы самоотчета Методы самоотчета о поведении
    Внешний наблюдатель Субъективные отчеты наблюдателя Поведенческие методы

    моотчета используются для получения данных о субъективных восприятиях и эмоциональных состояниях участников общения как своих, так и партнера. Поведенческие методы дают объективные данные о конкретном поведении при помощи внешнего наблюдения за взаимодействием.

    Наиболее часто используемая практика — разработка различных кодирующих систем для записи наблюдаемых событий в зависимости от исследовательской задачи, включая специальные аудио- и видеотехнические устройства.

    Третья группа методов — это поведенческие самоотчеты: от участников общения собираются данные о собственном поведении и поведении партнера.

    И последняя группа методов — это субъективные отчеты внешних наблюдателей (их мнения, суждения, оценки) как о внешней стороне общения, так и о мыслях и состояниях участников взаимодействия.

    Заинтересованный читатель может найти подробное обсуждение методов в ряде цитируемых выше работ и специально в работах Р. Бэйлса (1970), Г. Фаснахта (1982), М. Аргайла, А. Фенхейма и Дж. Грехем (1981).

    В последней монографии дано теоретическое и экспериментальное обоснование так называемого ситуативного подхода, широко используемого в исследованиях проблем общения.

    И, наконец, необходимо упомянуть о таком подходе, широко используемом в прикладной исследовательской практике изучения общения, как трансактный анализ. Подробное описание основных положений подхода можно найти в работе Э. Берна (1996).

    Источник: https://studref.com/307695/psihologiya/obschenie_struktura_funktsii_osnovnye_ponyatiya

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector