Метамодель нлп: определение и упражнения для развития

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияКритика НЛПКритика НЛП с точки классической науки

НЛП — наука или претендующие на научность конспекты предыдущих психологических теорий? Критика НЛП с точки зрения научности этого подхода, безопасности его для психического здоровья человека. НЛП — новая маркетинговая стратегия получения прибыли.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияСигналы доступаОпределите свои сигналы доступа

''Сигналами доступа'' в НЛП называются различные микроповеденческие изменения — жесты, движение глаз, тон голоса и даже особенности дыхания. Читая подобные человеческие знаки, мы можем найти точки, через которые будем влиять на свое и чужое поведение.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияПолюби себя самТы можешь быть любимым

Если Вам кажется, что Вас никто не любит, попробуйте посмотреть на себя со стороны глазами другого человека и найти в себе что-то хорошее. Овладев этой техникой с помощью позиций восприятия НЛП, Вы почувствуете себя действительно любимым.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияМетафора решает проблемуРешайте проблемы с помощью метафор

В основе абдуктивного мышления — способность создавать сравнения и метафоры. Оно развивает творческие процессы и делает более глубоким взгляд на реальность. С помощью этого упражнения Вы на поймете, как абдукция способствует решению Ваших проблем.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияСамоисцеление организмаВаш организм умеет самоисцеляться

Вы способны правильно ставить цель на выздоровление, а ваш организм умеет самаисцеляться. С помощью этого упражнения НЛП вы узнаете, как закодировать свой мозг на автоматическое исцеление болезней и травм. 10 шагов к самоисцелению.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияВылечи аллергию с помощью НЛПИзбавься от аллергии с помощью НЛП

У Вас аллергия и Вы не знаете, как от нее избавиться? В НЛП разработана целая система работы с аллергией. Данное упражнение поможет Вам научиться не бояться аллергенов, а шаг за шагом побороть аллергию, определяемую в НЛП как одна из фобий иммунной систем

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияНЛП стратегия успехаПошаговая стратегия успеха

В данном упражнении рассказывается о пошаговой стратегии успеха с помощью технологий НЛП, разобраться в которых довольно просто. Правильно сформулируйте цель, разделите деятельность на шаги, радуйтесь каждому достижению — и успех обязательно придет!

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияЕсли беспокоят переживанияИзбавься от беспокоящих переживаний

Если вас постоянно беспокоит какое-то сильное переживание, воспользуйтесь упражнением НЛП для восстановления состояния внутреннего равновесия. С помощью позиций восприятия НЛП вы сможете абстрагироваться от надоевшего воспоминания и обрести покой.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияКак мы общаемся?Решение проблемы с помощью метамодели

Вы можете применять Метамодель как технику решения проблем. Для этого Вам достаточно поставить вопросы Метамодели к ''формулировке проблемы''. Сначала Вы будете пользоваться Метамоделью осознанно, но, по мере развития навыков, выработается инстинктивность.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияНегативные воспоминанияКак преодолеть негативные воспоминания

Как преодолеть негативные ощущения, вызванные воспоминаниями о неприятной ситуации? Как взглянуть на нее по-новому, настроить себя на позитивные эмоции, чтобы снять психическую усталость от негативных воспоминаний? В этом вам помогут методики НЛП.

Психологические травмыСкажите НЕТ психологическим травмам

Если вас коснулась психологическая травма, которая постоянно напоминает о себе неприятными воспоминаниями, используйте данное упражнение НЛП. Вы сможете разобраться в своих отрицательных переживаниях и оставить для себя только положительные.

От планирования к целиВариант эффективного планирования

Чтобы достичь поставленных целей, добиться успеха в работе, как можно меньше ощущать давление обстоятельств и нехватки времени, планируйте свои действия, опираясь на выделенные пункты. Работа по такому плану гораздо удобнее и дает эффективные результаты.

Источник: https://effecton.ru/411.html

Метамодель, модель мира, или модель языка НЛП

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияВ процессе изучения НЛП программирования одной из первых концепций, с которой сталкивается обучающийся, является метамодель, которую еще называют моделью мира, или моделью языка. Метамодель помогает нам лучше понимать мысли собеседника, а иногда даже изменять его мировоззрение.

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияИменно метамодель послужила в свое время основой для всех дальнейших исследований в области НЛП программирования. Наблюдая за работой наиболее успешных психотерапевтов, основоположники НЛП обратили внимание на то, что в процессе сбора информации они использовали определенный набор вопросов. Еще один набор вопросов они использовали, чтобы помогать людям изменять свое отношение к окружающей действительности. На основе этих наблюдений и была создана метамодель, которую можно применять в обычной жизни, для более эффективного общения.

Во время разговора мы часто о чем-то недоговариваем, думая, что собеседнику и так все понятно, что-то неумышленно искажаем, а затем удивляемся, что нас неправильно поняли, или что мы с кем-то не можем найти взаимопонимания. Наши собеседники не всегда могут понять нас правильно, точно также, как и мы часто не понимаем до конца слова, поступки и мысли других людей.

Метамодель определяет то, как мы применяем наш язык для передачи своего опыта. Она является своего рода связующим звеном между нашими чувствами, и тем, как мы их выражаем. По определению, метамодель — это техника НЛП, посредством которой, задавая уточняющие вопросы, мы можем лучше понять собеседника.

Основная пресуппозиция для метамодели — карта не есть территория. Под территорией подразумевается объективная реальность, а под картой — то, как ее воспринимает человек. У каждого из нас своя карта, которую можно читать, а иногда и изменять.

Мы создаем карты, чтобы управлять своим поведением, и таким образом влиять на окружающий мир. Карта не может быть плохой или хорошей — оценивать ее следует лишь с точки зрения ее полезности или бесполезности, для нашего взаимодействия с объективной реальностью.

Ни одно описание не может полностью отобразить наш опыт, и наши внутренние переживания.

Поэтому различают глубинную структуру, которая находится в нашей нервной системе, и которая настолько сложная, что не всегда может быть выражена словами, и поверхностную структуру, то есть то, что мы выражаем в словах. Во время перехода от глубинной структуры к поверхностной, человек неизбежно моделирую ситуацию, то есть упрощает ее.

Разделяют три основных процесса моделирования:

  • опущение;
  • искажение;
  • обобщение.

Опущение

Опускается, то есть, не оговаривается, большой объем данных, находящийся в глубинной структуре. Это происходит не только по этическим или еще каким-то причинам, а в большинстве случаев только потому, что передача такого объема заняла бы громадное количество времени.

Опущение делят на следующие виды:

  • Метамодель НЛП: определение и упражнения для развитияПростое опущение — когда ничего не сообщаяется относительно явления, или предмета. Например: «Мне страшно». В этому случае рекомендуется задавать уточняющие открытые вопросы, такие, как «Что вызывает у Вас страх?»
  • Неполные сравнения — когда делаются сравнения, но не уточняются детали. Например, «Я хуже всех». Следует задать уточняющий вопрос: «Хуже кого?»
  • Отсутствие референтного индекса — непонятно, о ком, или о чем идет речь. «Они сказали, что это не так». Уточняющий вопрос: «Кто именно это сказал?»
  • Неконкретные глаголы — неконкретные действия или переживания. «Он перестал со мной общаться.» Вопрос «Как именно это произошло?»
  • Суждения — обобщенные выводы без конкретных сведений. «Из этого ничего не выйдет.» Вопрос: «Почему Вы так думаете?»

В следующих статьях мы рассмотрим остальные два процесса моделирования: искажение и обобщение.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах «Все курсы» и «Полезности», в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Источник: http://pro444.ru/uspeh/metamodel-model-mira-ili-model-yazyka-nlp.html

Развитие личности

Метамодель НЛП: определение и упражнения для развития

метамодельные вопросы

В  прошлой статье мы говорили об особенностях осмысления  своего опыта и информации, которую мы получаем. Это происходит с помощью опускания части информации, её обобщения или искажения.

Метамодель(нлп)это инструмент сбора дополнительной информации с помощью специальных вопросов. С помощью нее можно восстановить утраченную информацию, либо конкретизировать её, либо вернуть до исходной формы.

Ситуации недопонимания друг друга или чего-то складываются в нашей жизни постоянно. Поэтому метамодель поможет нам внести больше ясности.

  • Используйте  метамодельные вопросы, если вы слышите в речи говорящего
  • Неконкретные существительные или местоимения
  • (из серии «Если кто-то кое-где у нас порой»):
  • — Кто –то вкалывает, а кто-то деньги получает.    
  • – Кого конкретно вы имеете ввиду?
  • — Мне надоело все до чертиков!
  • — Что конкретно тебе надоело?
  • — Женщины корыстные существа!
  •  — Какие конкретно женщины корыстные ?
  • — Машина — дорогое удовольствие.
  • — Какая именно машина является дорогим удовольствием?
  • Неконкретные глаголы:

— Начальство придирается ко мне. — Как именно оно придирается?

— Меня не любят в коллективе. — Как конкретно это проявляется?

— Женщины  не обращают на меня внимание. – Какие именно женщины не обращают?

— Я чувствую, они хотят сжить меня со свету! Каким образом вы это чувствуете?

Использование номинализаций:

Номинализация – это абстрактные слова, которые нельзя потрогать руками и чей смысл невозможно описать в категории: «вижу» или  «слышу».  Выражаясь еще проще: «то, что не положишь в корзину»: счастье, радость, восторг, тенденция, милосердие,безопасность, гуманность и т.д.

Некоторые люди используют номинализацию в своей речи постоянно. Ей трудно противопостоять. Попробуйте  опровергуть ( или трактовать)  эти утверждения:

«Человек — отражение божества в зеркале материи». 

» Демократия — это, как известно, власть большинства, при учете интересов и мнений меньшинства». 

Чем больше номинализаций в речи, тем больше разночтений.

Вам говорят: » Вас ожидают большие перспективы на этой работе».

Обещавший имеет ввиду  зарплату в 20 тыс. рублей в месяц + 1% от  объема продаж.

А вашем понимании это  — кресло руководителя с окладом в 100 тысяч рублей. И все это не позже ,чем через 3 месяца.

Так что, уточняйте сразу: «Что вы  имеете ввиду под  перспективами?», —  иначе вам будет трудно предъявить впоследствии какие- либо претензии к обещавшему.

  1. В каком случае  вам сложнее отказать:
  2. — Сделайте взнос на гуманные цели! 
  3. — Дайте 100 рублей на опохмелку — голова раскалывается после вчерашнего.

«Буду позже . У меня большие проблемы» — получаете вы СМС от  вашего сотрудницы.

В вашей голове начинается трансдеревационный поиск — нахождение аналога подобного опыта в вашей жизни.

 Понимание проблем  у вас и у вашей сотрудницы может сильно отличаться( автомобильная авария и порванный чулок — проблемы разного порядка).

 Пока вы не уточните: «Какие именно проблемы произошли?»- , вы не будете владеть полнотой картины, а некоторые люди будут вполне успешно пользоваться  этим.

  • Операторы возможности или долженствования:
  • Когда вы или кто-то использует в своей речи: «Я не могу», «я должен», «я обязан»- это накладывает определенные ограничения, которые с помощью мета-модельных вопросов становятся не столь необходимыми или обязательными.
  • Самый главный вопрос, который следует использовать в этом случае: » Что же все таки произойдет/или не произойдет, если человек это сделает?» Например:

— Вы должен об этом позаботиться. — А что произойдет , если я  не позабочусь?

— Я   должен сделать эту  работу  сейчас! – Что случится, если ты сделаешь ее завтра?

— Я не смогу  выучить  английский.  – Что тебе мешает?-  Что может тебе  помочь начать его учить?

— Мне необходимо там быть. -Что произойдет, если этого не случится?

Использование универсальных слов:  «все», «каждый»,» всегда», «никогда», «все время», указываюших на сверхобобщение:

— Каждый человек думает только о себе.   — Вы ни разу в своей жизни не встречали человека, который думает не только о себе?

— Ты все время опаздываешь.- Разве не было ни одного случая, когда я не опоздал?

Читайте также:  Забывчивость и рассеянность: причины и как с этим бороться?

— Ты никогда не учитываешь мои желания! – Неужели , никогда? Хотя — бы один случай был?

Использование сравнений:

-Климат становиться все хуже и хуже. – Хуже по сравнению с чем?

— Мне в Европе нравится больше. – Больше, чем где?

Причинно-следственная связь:

— Если человек скрещивает руки на груди,  то он  «закрывается». – Каким образом это связано с закрытостью? Если человек замерз или находится один в комнате ( со скрещенными руками), он тоже «закрывается»? И от кого?

— От вашего экспрессивного выступления у меня заболела голова. — Каким образом вы связываете мое выступление  с вашей  головной болью?

Когда вам стоит использовать метамодельные вопросы?

  • Когда вам нужна более конкретная информация по какому-то вопросу для того, чтобы понять, что человек на самом деле имеет ввиду.
  • Когда вы хотите мыслить более ясно.
  • Когда вы или кто-то делает какие-либо заявления или утверждения.
  • Когда вас пытаются в чем-то убедить или уговаривают что-то сделать.
  • Когда интуиция подсказывает вам необоснованность чьих-то доводов.

Стоит помнить о важности раппорта при задавании метамодельных вопросов. И не быть столь прямолинейным. Стоит разбавлять их   более нейтральными вопросами.

Но бывают и такие ситуации, когда «заданный в лоб»метамодельный вопрос обескураживает   манипулятора или человека, напавшего на вас с необоснованными обвинениями. Польза метамодельных вопросов в том, что они иногда заставляют вашего собеседника переосмыслить свои утверждения.

  1. В нашей речи мы выделяем глубинную и поверхностную структуру.

  2. При глубинной структуре мы описываем наш опыт наиболее полно (в категориях вижу, слышу, чувствую).
  3. В поверхностной структуре часть информации бывает искажена или пропущена.
  4. В большинстве своем, наше общение друг с другом основано на поверхностной структуре («Два пишем, три в уме»).

Часто говорящий даже не задумывается над тем, как  выражает свои мысли. Хотя иногда   это делается сознательно для манипуляции или обвинений в чем либо. Использование обобщений или применение  номинализации — излюбленный способ декларирования  различных призывов и лозунгов. Всегда полезно замечать подобные приемы.

При правильно заданных вопросах вы  легко сможете дойти до глубинной сути того, что хочет ваш собеседник. Если это манипуляция, то нейтрализовать её,  если заблуждение – развеять, а если отсутствие ясности в  собственном понимании, то восполнить недостающую информацию.

  • Удачи вам !
  • Начало статьи: » Иллюзия понимания»
  • Еще  статьи по теме «эффективные коммуникации»:
  • «Эффективная коммуникация или калибровка состояний»

«Контакт…. Есть контакт»

  1. «Технологии эффективного общения»
  2. «Как играючи выучить язык тела и жестов?»
  3. «Как научиться понимать других людей»
  4. Как решить конфликт?
  5. Пирамида логических уровней или секреты убеждения
  6. Позиции восприятия

Как решить проблему? Волшебный рефрейминг.

Источник: http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/metamodel-i-metamodel-ny-e-voprosy.html

Киевский центр НЛП и тренингов

  • Техника «Мета — модель»
  • Мета — модель или Метамодель (мета- обозначает находящийся вне, за пределами, сверх) — это модель, которая описывает структуру, принципы действия другой модели.
  • Мета — модель является одной из первых и основных моделей в НЛП .

Собственно, с неё НЛП и начиналось (с выходом «СТРУКТУРА МАГИИ»(том I) Ричарда Бендлера и Джона Гриндера в 1974 году).

К сожалению, у Бендлера с Гриндером описание мета-модели аккуратно «размазано» по всему первому тому «Структуры магии».

Первое описание мета-модели ( метамодели ) в виде привычной нам таблицы было сделано Робертом Дилтсом в 1975 году.

Мета — модель ( Метамодель ):

Название Задача Способы сбора информации Примеры
Неконкретные существительные и местоимения. Восстановить исчезнувшую информацию. Вопрос:- Кто/ что/ какой конкретно? – Мужчины бесчувственны.– Какие конкретно мужчины?– Они меня не любят.– Кто именно вас не любит?
Неконкретные глаголы. Определить комплексную эквивалентность. Выявит конкретный набор действий, подразумеваемым говорящим.— Как именно? – Она одобриламеня.– Как именно она вас одобрила?– Они игнорируют меня.– Как именно они это делают?
Номинализации Превратить событие в процесс. Использовать в качестве сказуемого.-Гдекогда и с кем вы хотите этого? – Я не получаю никакого признания.– Как бы вы хотели, что бы вас признавали?– В моей жизни нет счастья.– Где и с кем вы хотите быть счастливы?

Ограничения

  1. Универсальные количественные Все НикогдаКаждыйВсегдаНикто
  2. Всякий
Найти противоречия с опытом 1. Преувеличение.2. Усиление интонацией.3. Исключение из правил. – Я ничего не делаю правильно.– Вы абсолютно никогда ничего не делаете правильно?– Ты всегда мне лжешь!– Я всегда тебе лгу?– Я никогда не получаю то, чего я хочу..– Когда-нибудь вы получали то, что хотели?
  • Модальные операторы возможности и необходимостине могуне возможнонеобходимо следуетдолжен
  • обязан
Разрушить ограничения Пересечение границ возможного. – Я должен делать это.– Что вам мешает не делать?– Что произойдет, если вы не сделаете этого?– Я не могу сделать это!– Что произойдет, если вы все-таки сделаете это?

Ошибочные формулировки

Сравнение с умолчанием Выяснить то, с чем сравнивают. По сравнению с кем/ с чем? – Он лучше?– По сравнению с кем?
Причина и следствие Выяснить, действительно ли справедливо предположение о причинно– следственной связи. Каким образом X вызывает Y? – Ты разрушаешь мои планы.– Каким образом я могу нарушить твои планы?– То, что ты пишешь на стене, достает меня.– Каким образом то, что я пишу может тебя доставать?
Чтение мыслей. Выяснить способ получения информации. Каким образом вы знаете, что Х? – Я знаю, что для него лучше.– Каким образом вы узнаете это?

Метамодель — это, наверное, одна из самых важных вещей, которой следует овладеть профессиональному коммуникатору, потому что это способ получения высококачественной информации от людей, с которыми вы работаете, какой бы деятельностью вы при этом ни занимались.

Использование мета-модели

Мета — модель ( Метамодель ) — используется для лучшего понимания другого человека, для восстановления информации, потерянной при «репрезентации». Она помогает нам создать внутреннее представление, максимально близкое внутреннему представлению другого человека, а не подставлять на пустые места собственные галлюцинации.

Мета — модель ( Метамодель ) будет полезна:

  • В переговорах – чтобы быть уверенным, что ваши карты совпадают;
  • При консультировании – чтобы понять, что именно происходит с человеком;
  • В продажах – выяснить у потенциального покупателя, что именно он хочет;
  • При общении с ребёнком – дети ещё не знают, как говорить достаточно понятно;
  • При общении со специалистом – у них обычно много фраз, которые иногда не понятны даже им самим.

Нет предела совершенству!Развивайте в себе все самое лучшее

«Киевский Центр НЛП и тренингов» желает вам в этом удачи!

Киевский Центр НЛП и тренингов – только лучшие техники НЛП в Украине.Здесь вы всегда можете изучить он-лайн классику и новейшие модели НЛП.

Источник: http://kcnlp.ipdesign.com.ua/tekhniki-nlp/tekhnika-meta-model/

Принципы НЛП, пресуппозиции и метамодели

НЛП иногда определяют как эмпирическую эпистемологию. Последнее означает, что оно основывается на личном опыте и наблюдениях, а не на выводах, полученных из проверки какой-то общей теории. Согласно создателям нейролингвистического программирования, оно представляет собой «исследование структуры субъективного опыта».

Нейролингвистических программистов более интересует то, как люди переживают и конструируют реальность. В НЛП признают, что, возможно, и существует абсолютная объективная реальность, однако ни одному человеку она не может стать известна иначе, чем через восприятие и те убеждения, которые у него о ней в результате формируются.

В НЛП считается, что субъективный опыт реальности имеет свою организацию, или структуру, и что форма организации значительно варьирует от человека к человеку.

НЛП не позиционируется в качестве теории или академической науки об опыте, скорее, оно просто утверждает, что для каждого человека его восприятие, идеи и убеждения собираются не случайным образом, но организованы, структурированы и взаимосвязаны.

Далее утверждается, что структура субъективного опыта проявляется у человека как на макро, так и на микроуровне. Считается, что любые поведенческие акты, вербальное или невербальное сообщения демонстрируют то, как индивид внутренне структурирует свои убеждения и понятия, и что опытный наблюдатель способен наблюдать эти процессы и работать с ними.

Пресуппозиции представляют собой одновременно и основные принципы нейролингвистического программирования.

Пресуппозиции (например, «вселенная дружественна и полна ресурсов»), или набор позитивно сформулированных в виде афоризмов убеждений (не обязательно доказуемых), в НЛП используются в качестве базового инструмента для групповой и индивидуальной работы с техниками. Пресуппозиции сформулированы в соответствии с принципами, лежащими за НЛП.

По словам Джейн Ревелл, британского тренера НЛП, пресуппозиции «не являются философией, или нерушимым мировоззрением, или набором правил и регуляций. Скорее, это предположения, на основании которых индивиды совершают последующие действия».

Эпистемологический принцип в НЛП заимствуется из работ Альфреда Коржибски (1933) и Грегори Бейтсона (1972, 1979) и заключается в идее, что не существует такого явления, как «объективный опыт». Субъективная природа наших переживаний никогда полностью не охватывает объективный мир.

С точки зрения НЛП, вне зависимости от того, есть ли абсолютно «объективная реальность» или нет, люди в действительности не обладают доступом к абсолютному познанию реальности, и все, чем они обладают, это набор убеждений относительно реальности, создаваемый ими в течение жизни.

Пресуппозиция «карта не территория» считается одной из важнейших при работе с людьми, чтобы фокусировать их внимание на том, что убеждения относительно реальности и восприятие мира («карта») не являются самой реальностью, или всей совокупностью того, что возможно воспринимать («территория»).

Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности, или «картами».

Процессы, происходящие в человеческом организме и при взаимодействии человека с окружающей средой, представляют собой процессы в рамках комплексных систем. Организм, социум и планета формируют экологию комплексных систем и подсистем, взаимодействующих и оказывающих взаимное влияние друг на друга.

Подобные системы, как правило, приводят к более комплексному поведению, нежели просто линейные процессы, и рассмотрение явлений с разных точек зрения может привести к различным и одинаково верным описаниям и пониманиям того, что считать важным в системе.

Например, специалисты разных областей, исходя из собственного опыта и знаний, могут воспринимать одну и ту же проблему по-своему и, соответственно, предлагать разные решения для нее.

Поэтому до вмешательства в ситуацию считается полезным собрать информацию исходя из множества точек зрения для получения наиболее полной картины всей комплексности. Поскольку организм рассматривается в качестве комплексной системы, данный принцип применяется и к нему.

В основе любого поведения лежит позитивное намерение. Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир и означает, что бы человек ни делал, он на самом деле стремится выполнить некоторое позитивное намерение (которое он может не осознавать).

Предполагается, что текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет собой лучший выбор из доступных ему в данный момент.

По мнению сторонников НЛП, нахождение новых альтернатив с этой точки зрения может оказаться полезным, чтобы помочь человеку изменить нежелательное поведение.

Раппорт — субъективный термин, обозначающий относительную качественность связи между двумя взаимодействующими в системе коммуникации индивидами. Хороший раппорт характеризуется чувством легкости общения, доверия друг к другу и беспрепятственному течению речи.

Например, на удачный исход психотерапии огромное влияние оказывает качество взаимоотношений, установившихся между терапевтом и клиентом. Соответственно, большинство современных психотерапевтических школ уделяют особое внимание установлению взаимоотношений «терапевт — клиент».

НЛП фокусируется на том, что именно составляет раппорт, какие именно факторы позволяют его установить и поддерживать и как можно различить качественный и некачественный раппорт в общении.

В нейролингвистическом программировании коммуникация не рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности.

Читайте также:  Биполярное расстройство личности: симптомы и лечение

Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что мы делаем.

Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации (Уильям Росс Эшби).

Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. Значительная часть базовых навыков НЛП состоит в обучении распознавать ситуацию «застоя» и тому, как можно увидеть новые варианты в соответствии с афоризмом, что выбор начинается там, где имеется три варианта действий.

Аналогично с этим считается, что множество описаний (моделей процессов) лучше, чем одно.

Согласно теории систем, элементом системы, способным лучше всего адаптироваться, влиять на остальные элементы и выполнять свои задачи, зачастую оказывается не наиболее сильная часть, но демонстрирующая наибольшую гибкость в спектре проявляемых реакций.

Согласно принципам нейролингвистического программирования, в коммуникации значение посылаемого сообщения состоит не в намерении, стоящем за сообщением, а в том, какую реакцию оно вызывает у реципиента сообщения.

Считается, что если руководствоваться этим принципом, то можно стать более эффективным в общении, поскольку это позволяет проследить за тем, насколько, если судить по демонстрируемой реакции, доходит подразумеваемое сообщение до клиента.

Современное представление о НЛП не ограничивается лишь этими пресуппозициями. Часто используются и другие принципы, среди которых:

? Люди располагают всеми ресурсами, необходимыми для успеха. Утверждается, что субъекту полезно верить в то, что у него есть все необходимое для проведения изменения, поскольку, если это действительно так, это поможет ему достичь искомых результатов.

? Структура важнее, чем содержание. Если у двух проблем схожая психологическая структура, к ним, вероятно, можно использовать аналогичный подход.

Часто именно структура проблемы (как происходит ее фиксация, какие виды убеждений ее подкрепляют, как клиент думает о ней) важна более всего, а не детали ситуации, в нее вплетенной.

Данное разделение формы и содержания также используется и в современной западной психиатрии (в числе пионеров данного подхода Карл Ясперс и Курт Шнайдер).

? Если всегда делать то, что ты всегда делал, ты всегда будешь получать то, что всегда получал, или в другой формулировке: «Если ты делаешь нечто, что не работает, попробуй сделать что-нибудь другое» (Бендлер). НЛП рассматривает задачи как богатые темы для исследования, и принцип постоянного поиска новых подходов присущ всей его методологии.

? Принцип утилизации, или «используй все, что работает». Принцип, заимствованный у Милтона Эриксона, известного за умение позитивно использовать сформированный клиентом субъективный образ своих дефектов или ограничений. НЛП работает по принципу, если что-то помогает, то это можно использовать.

? Не существует сопротивляющихся клиентов, есть лишь недостаточно квалифицированные терапевты. Сопротивление тоже имеет коммуникативный смысл. Оно предоставляет информацию о внутреннем мире клиента, и его зачастую следует принимать во внимание и исследовать как ценную информацию о психике клиента.

В данном подходе НЛП-психотерапия отличается от некоторых других психотерапевтических направлений, в которых сопротивление рассматривается как фактор, с которым надлежит бороться, с основанием во мнении, что «пациент просто не готов к изменениям».

В НЛП же сопротивление считается бессознательным сообщением, говорящим о том, что выбрано неверное направление работы и в каком следует двигаться.

? Важность результата (эффективности), а не механической процедуры (эффектности): если что-то можно сделать за десять минут, не следует тратить на это час.

НЛП выступает в пользу краткосрочной терапии, то есть в нем считается, что во многих случаях все, что необходимо, чтобы помочь клиенту, это изменить то, как он интерпретирует ситуацию.

Под задачей психотерапии понимается эффективное исследование того, как человек субъективно понимает, представляет и переживает свою проблему и как возможно помочь им достигнуть своих целей, изменив его понимание обо всем этом.

? Тело и разум — элементы единой системы. В НЛП учитывается то, что организм (телесность) влияет на психику, а психика влияет на тело. То, как человек ходит, двигается, дышит, его мышечные зажимы — это, как влияет на него его психоэмоциональное состояние.

? НЛП основано на сенсорном наблюдении. Изначально в качестве данных для определения паттернов и структур, наблюдаемых в себе и других людях, НЛП учитывает лишь то, что можно лично воспринять посредством сенсорики (внешней или внутренней).

Восприятие считается единственной основой для получения актуальной информации о мире.

Такие же явления, как «чтение мыслей», или абстрактное предположение, основанное на прошлом, а не текущем опыте (например, индивидуальные или культурные стереотипы о том, что должно быть), и равнение на «априорное знание» (то есть представления о том, каким мир должен быть) в НЛП избегаются. Тем не менее, логические рассуждения и постановка гипотез могут использоваться в качестве инструмента для определения возможных паттернов и направлений исследования, однако они всегда нуждаются в проверке через сенсорное наблюдение.

? Осознание смысла не всегда необходимо. В отличие от традиционных психотерапевтических школ, эффективное изменение или обучение на бессознательном уровне более важны, чем сознательное понимание. Согласно НЛП, изменение не всегда требует интерпретации или анализа, важно лишь изменение карты убеждений о мире и о себе, при котором ранее недоступное становится возможным.

? Ни один паттерн не следует рассматривать как универсальный. В НЛП подразумевается, что структура, или организация, личного опыта глубоко индивидуальна. То есть эта структура уникальным образом развивается в течение индивидуальной жизни человека под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Поэтому ни один из методов НЛП не следует распространять на всех людей.

Подход к «проблеме» и ее «решению» в нейролингвистическом программировании отличается от используемого в классической клинической психиатрии.

Модель НЛП-психотерапии основывается на помощи клиентам в преодолении скорее субъективно воспринимаемых проблем, а не объективно воспринимаемых, то есть тех проблем, которые клиент сам воспринимает или может воспринять, а не тех, которые, по мнению окружающих, у него могут быть.

НЛП-психотерапии не свойственен нозологический подход, и она избегает описания определенных психических состояний в виде «заболеваний»; психотерапия НЛП обычно не строится на основе критериев заболевания, описанных в «Диагностическом и статистическом справочнике психических расстройств» (DSM), скорее она строится вокруг того, что сам субъект желает исправить в своей жизни. Нозологическая точка зрения в НЛП может рассматриваться лишь в качестве одной из возможных, но сама терапия ориентирована на индивидуальный подход.

Метамодель — это модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой. Метамодель впервые была описана в книге «Структура Магии» Ричарда Бендлера и Джона Гриндера и разработана на основе трансформационной лингвистики Ноама Хомского. «Милтон-модель» противоположна метамодели и описывает сознательное применение метамодельных нарушений и речевых пресуппозиций для формирования транса.

Метамодель описывает преобразование глубинной структуры человеческого опыта на выражаемую в речи поверхностную структуру.

Опыт претерпевает при этом такие нарушения как удаление (опущение), искажение и обобщение (генерализация).

Паттерны метамодели — это шаблоны, которыми описываются нарушения метамодели, определяется наличие того или иного нарушения в речи, и по которым формируется метамодельный вопрос для прояснения каждого нарушения.

Таблица 1. Метамодельные нарушения

Удаления
Отсутствие указательного индекса Также называется утрата именного указателя, утрата референтного индекса. Пример: говорят, зима будет холодной.
Исключение
Сравнение Применяется сравнительное прилагательное, но упускается, с чем именно производится сравнение. Пример: Жить стало лучше, жить стало веселее. Вопросы к примеру: Лучше / веселее по сравнению с чем?
Суждение Упускается кто автор суждения, и по какому критерию оно произведено. Пример: Я — эгоист! Вопросы к примеру: Кто это сказал? Кто автор суждения?
Обобщения
Неконкретный глагол Неспецифический глагол
Неконкретное существительное Неспецифическое существительное
Универсальные квантификаторы Универсальные обобщители
Комплексная эквивалентность Сложное равенство
Искажения
Номинализация Глагол, описывающий протекающий процесс, превращенный в существительное. Каждая номинализация содержит в себе пару упущенных существительных и неконкретный глагол.
Модальные операторы возможности
Модальные операторы необходимос-ти
Пресуппозиции
Причина и следствие
Чтение мыслей
Реверсивный референт Пример: Ты меня огорчаешь. Вопросы: Каким образом ты делаешь себя огорченным?

Источник: https://studbooks.net/1326566/psihologiya/printsipy_presuppozitsii_metamodeli

Курс НЛП-практик-2011. Интеграция. Милтон-модель и Мета-модель

  • НЛП — руководство продвинутого пользователя собственного мышления
  • Курс НЛП-практик-2011. Интеграция
  • Задание 2.

1.      Перечитайте, пожалуйста, описания двух центральных вербальных моделей НЛП: Милтон-модели (трансовая речь) и Мета-модели (модель точности).
2.

      По каждой из моделей напишите:
·        Как вы понимаете эту модель и результаты ее применения
·        В каких ситуациях вашей жизни вы уже использовали речевые паттерны этой модели?
·        В каких ситуациях вашей жизни речевые паттерны этой модели наиболее НЕуместны?
·        В каких ситуациях вашей жизни речевые паттерны этой модели наиболее полезны?    3. Выделите себе два дня (или какой-то другой временной интервал) для тренировки в реальных условиях, в ситуациях, когда эта модель наиболее полезна:
·        день тренировки паттернов Милтон-модели
·        день тренировки паттернов Мета-модели
4.      Напишите, пожалуйста, два маленьких рассказа об этих тренировках – ·        используя паттерны Милтон-модели

  1. ·        используя паттерны Мета-модели
  2. Милтон-модель (трансовая речь) и Мета-модель (модель точности)

Удачи и творческого кайфа!

Метамодель (ММ) — взгляд стороннего наблюдателя ,находящегося в нейтральной позиции . Она необходима для уточнения карты клиента/ гения и сопоставления ее со своей ,отделения словесной «мишуры» от сути/ содержания , выяснения глубинной структуры опыта гения с использованием его словесного выражения/ лексики .

 ММ служит для :
— сбора и уточнения информации,
— достижения взаимопонимания между магом и гением,
— обнаружения недостающей /скрытой информации, зачастую находящейся на уровне подсознания,
— выяснение убеждений и ценностей гения ,включая предположения ,пресуппозиции и ограничивающие убеждения/самоограничения,
— обнаружение новых вариантов поведения/ нового поведенческого выбора
Речевые патерны :
Кто/ что/ как именно ?
Что ты имеешь в виду ?( Возможен ответ: что имею , то и в виду 🙂
По сравнению с кем/ чем ?
Какие конкретные действия/ людей/ ощущения  ты подразумеваешь ?
Кто и для кого определена возможность,долженствование,необходимость данного действия ?

Какие последствия данного действия/ бездействия/ иного поведения ?

Милтон-модель (МЭМ) — способ введения клиенту/ гению определенной магом/ НЛП мастерм/ практиком информации без/ с минимальным сопротивлением в состоянии транса для вызова в нем нужной/ желаемой реакции/ состояния .

МЭМ путем деконкретизации описания и использовании универсальных форм позволяет подстроиться к предыдущему опыту гения ( по ходу транса следует утилизировать происходящее вне- и внутри гения ). Затем осуществляется ведение гения к желаемому состоянию/ реакции в недерективной форме и выход из состояния транса в состояние присутсвия здесь и сейчас .

МЕМ форма работы с гением , обратная ММ и в основном возможна работа с гением лишь в одной из этих форм ( в процессе работы в ММ возможно вкрапление МЕМ ) Речевые патерны :  Вам может быть любопытно , как вне зависимости от того слушаете вы меня или нет, вы можете расслабиться в собственном ритме, получая при этом на бессознательном уровне новые знания и ощущения большой важности .

Вы можете слушать меня внимательно или спокойно предаться переживаниям из прошлого или сосредоточиться на все более углубляющемся дыхании и постепенно обволакивающем вас состоянии комфорта и все более основательном расслаблении всего тела…

   Мне как врачу приходится работать с пациентами с использованием обеих форм работы- ММ используется при сборе анамнеза , а МЕМ как часть нелекарственного лечения — техники на глубокое расслабление ведомую фатазию и даже при обследовании ( напр. измерение давления )

Читайте также:  Проксемика: что это и на какой дистанции общаться людям?

Марк Г.

1.милтон-модель. это модель речи для достижения цели путем введения человека в транс,вводить в человека свою информацию,подводить к нужному ответу и поведунию,к нужной реакции.вводит в транс. мета-модель.

эта модель помогает определять границы индивилуальной карты,конкретизировать,достижение цели путем отделения формы высказывания от сознавания.выводит человека с транса. 2.милтон-модель  .читала лекцию,вела собеседования-продажи,в переговорах. мета-модель.работа с клеентами-конкретные вопросы. для уточнения места нахождения.

для уточнения поставленных целей. 3.милтон-модель….отдохнуть ,помечтать,продать,убедить,раздвинуть границы воображаемого.

мета-модель.подвести к правильному выводу,правильная постановка цели,

проводила массаж лица .использовала милтон модель .погрузила в приятные вооспоминания. «в то время как ты лежишь удобно,слушаешь музыку,чувствуешь мои прикосновения  я помогаю тебе расслабиться и погрузиться в приятные вооспоминания. я не знаю о чем твое восспоминание и когда оно произошло,но тебе там было хорошо  и спокойно и весело и счастливо.

я не знаю в какое время суток это происходило-может быть раннее утро или позний вечер или полдень или ночь…но тебе там комфортно и спокойно..и погрузившись в это воспоминание  дышишь глубже и расслобляешься и чувствуешь комфорт в теле……и т.д….» мета модель. сын не хотел ходить на водное поло,ссълался ,что там не интересно.

я спросила у сына почему он хочет перейти на кружок американского футбола и бросить водное поло?что там особенного? -по тому ,что там можно драться во время игры. -так там правила и не разрешают бить,тебя удалят. -так по этому я и водное поло не хочу.

— а тебе важно в игре именно бить?так может тебе лучше на каратэ пойти или кик боксинг? он сказал ,что очень хочет на каратэ именно потому ,что там можно наносить удары… я ему пообещала и он в этом году пойдет,но водное поло он не бросил и будет продолжать.

в школе ,директор настаивала бросить водное поло,т.к. он говорил,что ему очень тяжела эта нагрузка,но оказалось ,что дело совсем в другом.

Спасибо за интересные задания.

Наталия Ф.

*Милтон-модель НЛП : модель трансовой речи – я понимаю её так, это мягкая, гибкая, соглашающаяся речь которая позволяем в первую очередь успокоить, дать чувство понимания и принятия, и потихонечку  направить в «нужное русло» **Ситуация: ситуация когда я разговариваю с достаточно напряжённым человеком который ни как не хочет меня услышать, не хочет слушать и сопротивляется предложенной помощи, очень помогает успокоить, дать понять что его понимают, слышат  и слушают и потихонечку не заметно от него перенаправить в позитивное мышления и поведение. Пример: Я полностью согласна с тем что ты говоришь и это должно тебя не много успокоить….

*Метамодель: эта модель как раз противоположна Милтон- модели, позволяет прояснить непонятые вопросы, углубится и понять корни проблемы, проявить где именно проблема, осознать  паттерны поведения и потерны мышления мешающие хорошей коммуникации.

**Ситуация: модель позволяющая дать ясность запутавшемуся человеку в своих мышлениях и доводах. (так же можно и очень напрячь) Уточнения вопросов и конкретизация позволяет точно осознать и понять сказанное и правильность сказанного.

Пользуюсь часто сама.

**Ситуация когда человек перевозбуждён не стоит пользоваться мета моделью скорее наоборот стоит с начало успокоить Милтон моделью а потом можно и уточнять.

Если у человека явно признаки депрессии в той или иной форме не стоит пользоваться Милтон моделью, так как это может ещё больше ввести человека в состояния «безграничного внутреннего переживания без понимания что именно происходит» скорее наоборот, нужно осторожно задавать направляющие, уточняющие вопросы, для прояснения, это может вызвать гнев «И чувство не понимания» но позволяет сосредоточить ум на конкретном решении углублении понимания происходящего. Пример: У меня не получается знакомиться с мужчинами!!!! С какими мужчинами Вы пытались познакомиться…? Что именно Вы узнали, что у Вас не получается….?  

**** Очень полезно при общении с ребёнком который не может объяснить свои чувства пора спрашивать конкретно… И так же полезно при укладывании спать вести в лёгкий транс и мягко помочь уснуть тому же ребёнку ))))

Милтон-модель: Как- то раз я со своим парнем поехали на море, море было, спокойное и чистое расслабляющий гул прибоя успокаивал,  и это позволяло настроиться на волну  долгожданного отдыха.

Найдя подходящее место, мы осмотрели местность, прощупали песок, который ещё не успел охладеть с жаркого и душного дня, и разбили палатку на самом теплом и мягком месте. Это позволило нам расслабиться, с закрытыми глазами мы вдыхали свежий воздух, осознавая, как тело расслабляется и отдаётся на волю этого легкого ветерка.

Сказка и рай на земле! Немного придя в себя, мы развели костёр и положили жариться заранее замаринованное мясо. Сидя на теплом песке и слушая потрескивания углей в костре,  вдыхая дым идущего от мяса, мы начали ощущать  легкое чувство голода.

Скрестив руки, друг с другом, я облокотилась на плечо моего парня и положила голову на него,  моё прикосновения вызвало в нём трепет к груди. Слушая стук, наших сердец и дыша практически в одном ритме, мы ощутили состояния блаженства и любви.

Просидев, обнявшись,  и слушая  звуки моря мы совершенно случайно для себя обнаружили, что чувство голода совсем ушло, и мы наполнялись друг другом, и наслаждались каждым прикосновением…. Посмотрев друг другу в глаза, мы без слов скрылись в палатке….

Метамодель: Протокол: В какое именно время Вы поехали со своим парнем на море? Кого именно расслаблял гул прибоя? Как Вы узнали о том, что Вы настраиваетесь на «волну» отдыха По какой причине отдых был долгожданным? Каким способом,  и откуда вы знали, что место подходящее? Были ли ещё более или менее походящие места? По какой причине Вы осматривали местность? По каким признакам вы решили, что место разбиение палатки самое теплое и мягкое? Что именно из выше перечисленного позволило Вам расслабиться? Как именно Вы расслаблялись? По каким признакам вы знали, что Вы расслабились? Назовите хотя бы один признак того что Вы что то осознали Придя в себя от чего? Кто пришёл в себя и по какой причине он был не в себе? Кто замариновал мясо ?  Как именно оно было замариновано? Как вы узнали, что оно готово к употреблению? По какой причине вы скрестили руки и облокотились на плечо парня? По каким признакам Вы поняли, что трепет в груди у парня именно от вашего прикосновения? Каким образом вы поняли, что вы дышите J почти одновременно и слушаете вместе стук сердца? Как вы узнали, что ваш парень тоже ощущает чувства блаженства и любви? Что именно вы ощущали при оперируемом чувстве блаженства и любви? Откуда в вас такая уверенность, что вы наполняете другого человека? И что именно значить наполнять другого человека для Вас? Чем именно вы наполняли друг друга? И самое не понятное в этой криминальной истории это то самое чувство голода, которое вас посещало, а потом не понятно по какой причине Вас покинуло?

Ну, вот, а зачем вы скрылись в палатку можно не рассказывать и так понятно :-))))))))

Эмили Б.

1.  Милтон-модели (трансовая речь): Как вы понимаете эту модель и результаты ее применения?

Милтон-модель является одной из основных форм коммуникации в НЛП-практике.

Использование паттернов этой модели в процессе коммуникации, помогает НЛП-магу поддерживать раппорт, присоединяться к «Карте реальности» другого человека на подсознательном уровне, и затем вести этого человека в том направлении, которое необходимо НЛП-магу. Наиболее широкое применение паттерны этой модели находят в проведение сеансов гипноза.

В каких ситуациях вашей жизни вы уже использовали речевые паттерны этой модели?

В моей Жизни, я использовала речевые паттерны этой модели в тех ситуациях, когда необходимо было донести информацию, или убедить человека в чём-либо, обходя его сознание.

В каких ситуациях вашей жизни речевые паттерны этой модели наиболее НЕуместны?

По-моему мнению, речевые паттерны этой модели наиболее неуместны при постановке целей, при решении конкретных жизненных задач и бытовых вопросов.

В каких ситуациях вашей жизни речевые паттерны этой модели наиболее полезны?

На мой взгляд, речевые паттерны этой модели, наиболее полезны во время проведения медитаций, или введения другого человека в трансовое состояние.

2. Мета-модели (модель точности):

Как вы понимаете эту модель и результаты ее применения?

Мета-модель, является самой значительной и основной моделью, на которой базируется НЛП.

Паттерны этой модели помогают НЛП-магу, во время коммуникации, прояснить ситуацию человека и собрать о нём, как можно больше информации, что позволяет НЛП-магу действовать более эффективно, помогая данному человеку решать его задачи.

Кроме того, применяя паттерны Мета-модели в своей практике, НЛП-маг может помочь другому человеку расширить его Глубинную Структуру и «Карту реальности».

В каких ситуациях вашей жизни вы уже использовали речевые паттерны этой модели?

Речевые паттерны этой модели я использовала в тех ситуациях моей Жизни, когда необходимо было получить от собеседника более точную и более достоверную информацию об интересующем меня предмете разговора.

В каких ситуациях вашей жизни речевые паттерны этой модели наиболее НЕуместны?

Я считаю, что речевые паттерны этой модели наиболее неуместны при проведении медитативных сеансов, а так же при введении другого человека в трансовое состояние.

В каких ситуациях вашей жизни речевые паттерны этой модели наиболее полезны?

Я думаю, что речевые паттерны этой модели, наиболее полезны во время коммуникации, когда передаваемая мной информация, должна быть конкретной, обоснованной и чёткой, чтобы собеседник понял именно то, что я действительно хочу сказать.

Выделите себе два дня (или какой-то другой временной интервал) для тренировки в реальных условиях, в ситуациях, когда эта модель наиболее полезна: ·        день тренировки паттернов Милтон-модели ·        день тренировки паттернов Мета-модели Напишите, пожалуйста, два маленьких рассказа об этих тренировках – ·        используя паттерны Милтон-модели ·        используя паттерны Мета-модели К (моему) сожалению, (у меня) не было возможности выделить (себе) два дня, или какой-то другой (временной) интервал, для тренировки (в реальных условиях) (паттернов Милтон и Мета-моделей). Но, не смотря на то, что (у меня) дополнительного времени (на тренировку паттернов этих моделей) не было, всё же (мне) удалось провести некоторые наблюдения,(относительно использования паттернов Милтон и Мета-моделей) в (моей) речи,(а так же, в речи других людей). Большинство людей, (из тех, с кем я общалась за последнее время, в основном) используют (в своей речи) паттерны Милтон-модели. Хотя, при этом (в их речи),(время от времени), проскальзывают паттерны Мета-модели (тоже). Например, (те) люди, (с которыми я вступала в диалог), (часто) применяют (в своей речи) неконкретные существительные и местоимения, модальные операторы возможности, или необходимости и кванторы общности. (Я) обратила внимание, что речь (собеседника), насыщенная паттернами Милтон-модели, (меня) сильно раздражает, (особенно кванторы общности). В тоже время, (пристрастное) использование паттернов Мета-модели (с моей стороны), очень раздражало самого собеседника. (Исходя из вышесказанного), можно сделать (следующий) вывод, (что) злоупотребление паттернами, как Милтон, так и Мета-модели, приводит к разрыву (раппорта и всей коммуникации в целом).

Алена Ф.

Источник: http://www.isra-trainings.com/nlp/integration/2011-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector