Упражнения на развитие лидерских качеств: 12 эффективных методов

Упражнения на развитие лидерских качеств: 12 эффективных методов
У каждого человека свои барьеры, которые мешают взять ему свою жизнь под контроль, читаем, стать лидером. Как правило, развитие лидерских качеств начинается именно с выявления ограничивающих убеждений.

И первым шагом на пути к освобождению и лидерскому росту становится признание, что какие-то ограничивающие убеждения и блоки Вам присущи. Но повторюсь, это лишь первый шаг. Потребуются и другие. Чтобы обрести уверенность в себе и своих силах, поверить в достижимость поставленной цели, понимать и принимать себя, обрести новые навыки в саморазвитии Вам понадобятся специальные упражнения на развитие лидерских качеств.

Первоочередной задачей потенциального лидера (или того, кто хочет развить в себе лидерские навыки) становится анализ своих сильных сторон, определение своего потенциала и поиск собственных подходов и методов работы. Лидерский потенциал — это «нечто», что уже есть внутри Вас, его нужно открыть в себе и научиться его использовать.

На втором этапе нужно научиться верить в свой успех, даже если в настоящий момент нет никаких реальных предпосылок к нему.

На третьем этапе наступает черед силы воли, потому что это область действий. Как Вы понимаете, без определенных действий достичь задуманного не получится.

Сами по себе, мечты на диване, даже если они кажутся абсолютно реальными, таковыми отнюдь не становятся.

Однако сила воли и мужество нужны не только ради действий, но и ради того, чтобы не бояться потерпеть поражение и двигаться дальше.

Развитие лидерских качеств каждому приходится переживать на собственном опыте, никто не пройдет этот путь вместо Вас или вместе с Вами. Программы и тренинги на развитие лидерских качеств существуют, но это теория, которая останется пустой тратой времени, пока Вы не наберетесь смелости испытать ее на собственной шкуре.

Я предлагаю Вам упражнения на развитие лидерских качеств. Они относятся к начальной ступени развития лидерского потенциала. Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок.

Сразу хочу предупредить, что из-за кажущейся простоты, у Вас будут сомнения в их действенности, но, если Вы рискнете и просто будете выполнять их изо дня в день, через месяц Вы почувствуете собственную силу, и Ваша ценность в глазах окружающих возрастет.

Упражнение № 1.  Диалог с внутренним критиком

Если внутри Вас есть «некто», кто постоянно сообщает Вам, что ничего у Вас не выйдет, потому что Вы неумеха (бездельник, бездарь, никчема, тупица и т.п.) — научитесь возражать ему.
Не выслушивайте молча все, что он говорит и, тем более, не соглашайтесь с ним. Если он Вас раздражает – так раздражайтесь!

Не ленитесь записывать все, что он говорит. Даже если смысла в его словах ноль — запишите все подряд. Единственное условие – и говорить и записи вести от второго лица. Вместо «я тупица» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты тупица» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как будто это задиристый, но трусоватый задира: «Ну и что?»

Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличный способ уничтожить внутреннего критика – Дневник успеха.

Упражнение № 2. Дневник успеха

Заведите себе тетрадь и каждый вечер перед сном записывайте в нее несколько вещей, которые Вам сегодня удались. Это нужно делать независимо от того, насколько день оказался плохим.

Так устроена человеческая память, что боль мы запоминаем лучше, чем радость и большинство людей в конце дня помнят в основном его тяготы и неприятности. Концентрируясь на плохом, мы теряем энергию, концентрируясь на хорошем — заряжаемся

Проявите волю – концентрируйте внимание на тех ситуациях, в которых Вы победили. Фиксируйте эти ситуации с помощью Дневника успеха

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Запишите и прослушайте признание окружающих Вас людей Ваших достоинств и недостатков. Это потребует от Вас большого мужества, но сделать это нужно обязательно.

Составьте список из нескольких друзей или родственников, от которых Вы чувствуете любовь и желание помочь. Попросите каждого из них написать, за что они Вас любят и уважают и, наоборот, что в Вас их напрягает и раздражает. Условие одно: количество достоинств и недостатков должно быть приблизительно равным.

После того как соберете записи – прочтите их целиком. Когда Вы найдете в себе силы узнать чужое мнение о себе без напряга (не сжимаясь от страха или стыда), Вы избавитесь от многих внутренних зажимов.

Подсказка: внутренний критик постоянно будет Вам твердить, что все это ерунда, не стоящая усилий. Не дайте ему себя остановить.

Упражнение № 4. Отражение в зеркале

Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Поначалу это будет казаться Вам настоящей глупостью. Наберитесь сил и терпения.

Большинству людей нужно очень много времени на то, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд и не отвернуться или сбежать – нужно мужество.

Такое происходит, когда Вы не принимаете себя, потому что ориентируетесь на мнения окружающих или голливудские стандарты. Вы можете почувствовать злость на них за то, что тратили время, стараясь угодить чужим стандартам. Позвольте себе это позлиться, но не направляйте злость на себя.

Спросите себя: «Какое право я имею судить этого человека, его тело?» Вслед за злостью придет грусть, а за ней — чувство облегчения и принятия. Но пусть они придут своим чередом, не спеша, не пытайтесь их поторапливать.

Упражнение №5. Ежедневный риск

Рискните и попробуйте все, о чем мечталось, но что до сих пор Вы так и не сделали: запишитесь в школу танцев, поищите работу поинтереснее, научитесь ездить верхом (играть на гитаре, вышивать крестиком, бегать на лыжах и т.д.) — все, что придет в голову.

Бесценное значение имеют публичные выступления — они принуждают Вас переживать больший стресс, чем обычно. Их нужно практиковать обязательно. Ведь одним из основных качеств лидера, неважно, является ли он Президентом страны или вожатым отряда скаутов – способность четко и доходчиво излагать мысли большому количеству людей.

Когда Вы начнете выполнять эти упражнения на развитие лидерских качеств и приобретать опыт в неведомых ранее вещах, Вы расширите свой потенциал, приобретая навыки и завязывая связи, которые обеспечат Вам будущие победы.

Подсказка: на этом этапе избегайте состязаний и занятий, которые вынудят Вас сравнивать себя с окружающими. Это связано с риском, что первая же неудача без труда может одержать над Вами победу и превратить все достигнутые результаты в полный провал.

Упражнение № 6. Принятие решений

Поскольку развитие лидерских качеств исключает пассивность, Ваша способность принимать решения должна постоянно расти. Следовательно, нужно использовать любую благоприятную возможность для того, чтобы взять на себя, пусть небольшую, но ответственность, и принять, пусть не эпохальное, но ВАШЕ решение.

Как правило, наше воображение рисует гораздо более страшные картины, нежели то, что ожидает нас в действительности. Приняв решение и начав действовать, Вы избавитесь от своих кошмарных фантазий и сможете в другой раз делать это смелее и смелее.

Упражнение № 7. Ответственность за свои решения

Возьмите ручку, блокнот и напишите «список ответственностей». Начните каждую фразу словами: «Я несу ответственность за…» Продолжите фразу любыми словами, которые только взбредут Вам на ум, какими бы абсурдными они вам ни казались. Составьте список не менее чем из 10 подобных утверждений.

1. Я несу ответственность за _____________________________________
2. Я несу ответственность за _____________________________________
3. Я несу ответственность за _____________________________________
4.

______________________________________
5. ______________________________________
6. ______________________________________
7. ______________________________________
8. ______________________________________
9.

______________________________________

10. ______________________________________

Подсказка: Вам не нужно безоговорочно верить каждому утверждению. Степень сопротивления, которое Вы будете испытывать, осваивая упражнения на развитие лидерских качеств, покажет, насколько крепки Ваши внутренние ограничения.

Принятие на себя ответственности не означает, что Вы должны немедленно броситься решать надуманные проблемы. Это лишь предполагает, что Вы готовы ответить за Ваши собственные поступки.

Еще один нюанс этого упражнения развития лидерских качеств — оно поможет Вам искоренить желание всегда быть хорошим для окружающих или всегда быть правым. Поэтому попробуйте отнестись к упражнению с юмором.

В течение дня исповедуйтесь этому листу бумаги в своих мыслях или действиях, даже если они кажутся Вам совершенно недостойными лидера и даже просто уважаемого человека. Не бойтесь показаться хуже, чем Вы есть на самом деле: идеальных людей не бывает, мы все совершаем неблаговидные поступки. Освоив упражнение, вы постепенно научитесь испытывать радость от внутренней открытости.

Упражнение № 8. Свое мнение

Первая часть этого упражнения на развитие лидерских качеств Вашей личности заключается в том, чтобы научиться говорить «нет», когда это необходимо. Лучше всего научиться этому в работе с друзьями или родственниками. Друзья должны играть роль человека, который просит Вас об одолжении или приказывает  сделать то, что Вы делать не хотите.

Пусть они используют все, что придумают: возбуждают у Вас чувство вины, обличают в эгоизме, настаивают на срочности и важности – все, что угодно, чтобы заставить Вас выполнить их требование. Ваша задача состоит в том, чтобы говорить им «нет», как бы трудно Вам это ни давалось.

Практикуйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете себя в состоянии выразить свой отказ, не испытывая при этом угрызений совести и не портя отношений с человеком настаивающим.

Вторая часть упражнения на развитие лидерских качеств, наоборот, выработает у Вас навык добиваться того, чего Вы хотите, и не отступать, пока Вы этого не получите.

Теперь Вы должны суметь настоять на своем. Вы должны превратиться в человека, умеющего отстаивать свои права. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить партнера выполнить некий объем работ и не отступиться от своего, пока все не будет в полном порядке. Вам необходимо добиться этого, не прибегая к жалобам и обвинениям и не стараясь завоевать к себе симпатию.

Упражнение считается выполненным, если удастся поставить партнера в безвыходное положение, и он окажется не в состоянии продолжать спор. Это одно из основных упражнений для выработки начального уровня влияния на окружающих. Постарайтесь обязательно выполнить именно эту часть упражнения на развитие лидерских качеств.

Упражнение № 9. Сложный выбор

Это упражнение поможет Вам научиться делать выбор. Ваша задача состоит в том, чтобы рассмотреть каждую возможность, не прибегая к фразе, начинающейся со слов «да, но…».

Например, «Я хочу купить машину, но мне мешает следующее…» А теперь составьте список препятствий и вариантов их преодоления.

Подобное задание может Вас расстроить или разозлить. Постарайтесь преодолеть это и выполнить упражнение.

Упражнение № 10.  Удовольствие в день

Составьте список удовольствий, которые Вам хотелось бы получить. Список должен включать в себя какие-то небольшие и достижимые вещи — что-то вкусненькое, что-то новенькое, что-то, чем Вы в состоянии себя побаловать.

Назначьте себе по одному такому удовольствию в день. Не позволяйте чему-нибудь нарушить Ваши планы, помешать их исполнению. Это ритуал для Вашего сознания должен быть абсолютно достижимым.

Вам представится отличный случай понаблюдать за махинациями своего подсознания. Это будет весьма любопытным и поучительным. Чтобы проследить выполнение данного упражнения на развитие лидерских качеств, сделайте диаграмму, на которой в конце дня отмечайте, в какой мере Вам удалось почувствовать удовольствие по 10-ти балльной шкале.

Будьте честны перед собой. Если Вы позволите какому-нибудь телефонному звонку или иной непредвиденной случайности нарушить Ваши планы, сегодняшний день в зачет не входит. Причем, Вам не позволяется выносить обвинение обстоятельствам. Когда Вы научитесь испытывать удовольствие хотя бы пять дней в неделю, знайте, что Вы идете в нужном направлении.

Читайте также:  Развитие памяти младших школьников: упражнения и рекомендации

Упражнение № 11. Список препятствий

Постарайтесь свести воедино все свои причины, тормозящие развитие лидерских качеств. Для этого возьмите блокнот и напишите в нем свою ближайшую цель, которую Вы поставили для себя на пути к достижению лидерских позиций.

После этого здесь же перечислите все причины, по которым (как Вам кажется), Вы не можете ее достичь. Позвольте себе говорить в полный голос. Предоставьте своему внутреннему критику полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет.

После этого повторите утверждение собственной цели.

Например:

Утверждение: «Я хочу заработать на собственный дом. Я заработаю на собственный дом».

Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать:

  • У меня нет начального капитала
  • У меня нет знаний, как это сделать.
  • У меня нет идей для бизнеса
  • У меня нет времени, чтобы работать на себя, моя работа занимает у меня весь день.
  • Моя жена меня не поддержит.
  • Мои друзья будут смеяться.

Продолжайте перечень, пока не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что Вы хотите. Когда почувствуете, что больше нечего сказать, торжественно сожгите список.

Такую процедуру можно проводить по нескольку раз, чтобы усилить ее воздействие.

Упражнение №12.  Уверенность и напористость

Если Вам трудно отстаивать свою точку зрения под напором окружающих, это упражнение Вам очень пригодится.

Заключается оно в работе над Вашей осанкой. Если Вы постоянно ходите ссутулившись и опустив голову, редко глядите вверх или прямо в глаза, Вам никогда не стать лидером. Поэтому прямая осанка, расправленные плечи и грудь, выставленная навстречу Вашему противнику в словесном поединке, уже сами по себе способны укрепить Вашу уверенность в своих силах.

  1. Перенесите вес тела с пяток на носки.
  2. Колени держите слегка согнутыми.
  3. Приподнимите подбородок — пусть и он участвует в процессе вашего самоутверждения.
  4. Продолжайте отстаивать свою точку зрения, не прибегая к жалобам, обвинениям или упрекам.

Хорошим помощником в выполнении этого упражнения на развитие лидерских качеств может послужить и зеркало.

Тембр голоса, глубина его звучания также может многое сказать о том, ощущаете ли Вы себя беззащитной жертвой или способны претендовать на лидерство. Если вы разговариваете или просите об услуге с жалким видом и дрожью в голосе, то сами невольно и провоцируете отказ.

Поработайте над своим голосом для придания ему большей авторитетности, уверенности, властности – предлагаю Вам еще несколько упражнений.

Итак, если Вы будете отрабатывать упражнения на развитие лидерских качеств в течение месяца, Вы обязательно увидите положительную динамику. Главное, взять на себя ответственность отработать их все. Если Вы будете делать иногда и кое-что – результата не будет. Что-то Вам понравится сразу, что-то вызовет боль, но как минимум десять из них должны стать частью Вас.

Источник: https://net-way.org/techn/self/uprazhneniya-na-razvitie-liderskih-kachestv/

Упражнения на развитие лидерских качеств

Упражнения на развитие лидерских качеств

28.04.2015

Снежана Иванова

Несколько действенных, «насильственных» способов, как побороть свою мягкотелость, безотказность и слабохарактерность.

Основное качество лидера – это уверенность в себе и своих действиях. Способность открыто защищать свою точку зрения и отстаивать свои взгляды. Умение противостоять манипуляциям и… как бы безнравственно это не звучало – манипулировать самому.

Для мягкого, безотказного человека – это труднодостижимые «вершины». Но при мощном желании «подчинить себе весь мир», обрести твердые лидерские качества – вполне реально.

Опираясь на свою многолетнюю практику, я хочу предложить вам несколько действенных, «насильственных» способов, как побороть свою мягкотелость, безотказность и слабохарактерность. Это настоящая зарядка для вашего «Я», которая посредством повторяемых действий – выработает у вас новые привычки, которые в свою очередь – трансформируют ваш характер.

Разговор со своим отражением. Многие из вас, по причине занятости, усталости и просто — нелюбви к себе, уделяют своему отражению в зеркале слишком мало времени. Одни из вас – смирились со своими недостатками и невозможностью их искоренить. Другие – не хотят их замечать, потому что им все равно или они боятся «открыть глаза» и признать их наличие.

Пропагандируемая установка «любите себя такими, какие вы есть и вас полюбят окружающие» — удобна для тех, кто не желает меняться по причине лени, слабости или полного неверия в свои силы.

Заметьте, сейчас я не говорю о том, что если человек полный – он должен возненавидеть свою полноту и ринуться в диеты. Или о том, что неправильные черты лица – требуют срочной пластики. Или о появившихся залысинах, которые необходимо немедленно «засадить» волосами.

Абсолютно неважно, чем наделила природа каждого из вас. Важно осознанно содержать свои внешние данные в порядке, что непременно подтянет за собой и внутреннюю гармонию. Человек, уделяющий время своему внешнему виду будет чувствовать себя гораздо увереннее потому, что он знает – он выглядит гораздо лучше, чем если бы он «наплевал» на себя, полностью погрузившись в омут своих серых будней.

Чистые волосы, ухоженные ногти, чистая одежда и обувь и хоть небольшая ежедневная физическая нагрузка – повысят вашу самооценку в разы, что подсознательно расправит ваши плечи и поднимет вверх подбородок.

Следующее «упражнение» — не извиняйтесь. Выберите для себя 60 минут в день, один раз в неделю, в любом временном диапазоне суток и запретите себе просить прощение, независимо от того, что вы сделали и что произошло.

60 минут – вы не должны произносить никаких извинительных и сожалеющих фраз. Мягкому и воспитанному человеку – эта процедура покажется одной из самых тяжелых. Но на пути достижения лидерских качеств, таких жестких мер не избежать.

Не стоит волноваться, что вы прослывете хамом или им станете. Первое – если вы, учитывая наше общество, не стали хамом до сих пор – вы им уже не станете никогда. Второе – для уверенного в себе человека, мнение окружающих – не играет первостепенной роли, поэтому, не стоит зацикливаться, на производимом вами впечатлении.

Еще одно «варварское» упражнение, которое следует чередовать с предыдущим – не уступать. 60 минут в день, один раз в неделю, запретите себе уступать кому-либо и каких-либо вопросах.

Будь-то место в общественном транспорте, место в очереди или свою позицию в споре. В течение этих 60 минут, вы никому не должны уступать ни йоту своего «Я». Не стоит лезть на рожон со своим начальством или старшими коллегами.

В диспуте с вышестоящими, будет достаточно вежливой фразы «Я не согласен» или «Я думаю иначе» и гордого ухода с «поля боя».

Следующих шаг – выбираете один день в неделю, в течение которого вы должны все время присваивать свои действия и свое мнение своему «Я».

Никаких «Мы тут подумали», «Надо пересмотреть» или «Это не совсем то», «Это не очень приемлемо», «Мне нужно посоветоваться» и еще много всего, где вы избегаете четко выразить свое мнение от своего лица.

«Я подумал», «Я считаю, что это необходимо пересмотреть», «Я хочу это еще раз обдумать», «Я считаю, что это мне не подходит», «Я не хочу», «Я уверен, что это именно так», «Я не стану этого делать», «Я устал», «Я опоздал потому-то» и т. д.

Иными словами, любое свое действие, мысль, ощущение – обязательно конкретизируйте принадлежностью к своему «Я». Мягкие и неуверенные в себе люди, даже не замечают, что они подсознательно избегают говорить «Я» во всеуслышание, чтобы не акцентировать на себе и своих действиях внимание окружающих, боясь вызова на «дуэль», которую они, по их мнению, обязательно проиграют.

И еще одно практическое задание, которое необходимо практиковать еженедельно – занимайте чужое пространство.

Мягкие, ранимые личности, практически всегда стараются держаться на увеличенной дистанции с собеседниками.

Не стоит это путать с осознанной защитой своей личной территории, сильными людьми, которые при необходимости кого-то подавить – всегда с легкостью нависнут над собеседником «перекрывая» ему доступ к кислороду.

Слабые люди, держась на увеличенном расстоянии – так ведут себя подсознательно из-за страха давления на себя и своей невозможности ему противостоять.

Поэтому – вам необходимо насильственным образом, зажав в кулак всю свою волю, заставить себя сближаться с собеседником ближе, чем на 50 сантиметров и незримо «отталкивать» его назад.

Этот прием, является одним из самых действенных в комплексе упражнений по развитию в себе уверенности и напористости.

Обычно, после первых «выигранных» поединков – люди начинают ощущать неведомую им до селе, внутреннюю силу и входить во вкус.

Хочу заметить, что скорее всего при первых попытках, вы столкнетесь с противостоянием и ваши собеседники не захотят уступать свое пространство, а могу и перейти в атаку. Не стоит отчаиваться и паниковать. Если вы столкнулись с таким противостоянием – идите «лоб в лоб» и для начала – просто удержите свою территорию. А после нескольких тренировок – повторяйте попытки вытеснения.

Ну и напоследок – выработайте в себе привычку жесткого рукопожатия. Как ни странно – это касается всех – и мужчин и женщин. Вялая, слабая рука – первый признак неуверенности и мягкости. Чем жестче, в приветствии вы сожмете руку своему собеседнику – тем ярче будет посылаемый вами сигнал «Я хозяин своей судьбы!»

Источник: https://psyh.info/article/motivatsiya/uprazhneniya-na-razvitie-liderskih-kachestv.html

Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств

  • Тренинги и упражнения на выявление и развитие лидерских качеств старшеклассников.
  • Круг и я
  • Цели:
  • • дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
  • • обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;
  • • поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;
  • • изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.
  • Размер группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.

Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

Время: 20 минут.

Ход упражнения:

Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.

Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да, то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения.

Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому — «бить на жалость», а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

Читайте также:  Черты характера мужчины: список отрицательных и положительных

Завершение: обсуждение упражнения.

Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?

  1. Без командира
  2. Цели:
  3. • изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;
  4. • изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;
  5. • развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.
  6. Размер группы: оптимальный — до 20 человек.
  7. Время: около 20 минут.
  8. Ход игры

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.

Есть и другой тип — неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет! Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной — между тем и другим типом — группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения — ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

— Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.

  • Выстройтесь, пожалуйста:
  • • в колонну по росту;
  • • два круга;
  • • треугольник;
  • • шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;
  • • шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых на одном краю до самых темных на другом;
  • • живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха …
  • Завершение: обсуждение игры.
  • — Кто из вас лидер по натуре?
  • — Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?

— Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!

Источник: https://multiurok.ru/files/trieninghi-i-uprazhnieniia-na-vyiavlieniie-lidiers.html

Методы развития лидерских качеств

Эффективный менеджер, безусловно, должен обладать целым набором лидерских качеств, и в связи с этим, крайне важно отметить, что проблема подготовки специалистов в сфере менеджмента, особенности в плане развития лидерских качеств у современных менеджеров, все еще недостаточно исследована, несмотря на наличие вполне достойных научных работ, но, тем не менее, посвященных только лишь отдельным аспектам проблемы.

Все большее количество ученых и менеджеров-практиков, обращают внимание на педагогическую сторону вопроса обучения лидерству, и отмечают значимость развития у студентов, как будущих менеджеров, не только навыков теории и практики управления, но и одновременно формирования лидерских качеств для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Подчеркнём тот факт, что бизнес-курсы — это по сути своей, достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в научных исследованиях преобладает мнение о невозможности изменить психологию людей в течение короткого периода времени — развивать сильные, нейтрализовать слабые стороны личности, в том числе и лидерские качества. В научной среде, равно как и от профессионалов в сфере менеджмента всё чаще можно услышать мнение о том, что развивать все это необходимо именно со студенческой скамьи.

При подготовке специалистов возрастает значение развития личностных качеств, таких как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, лидерские тенденции, способность увлекать за собой людей для достижения поставленной цели и др. Бесспорным является то, что все вышеперечисленное должно быть основой подготовки современного менеджера.

Следует отметить актуальное и крайне важное для современной теории и практики менеджмента исследование С.О.

Пожарского, который провел теоретический анализ организационно-педагогических условий, и выделил «…несколько возможных основополагающих методов и форм воздействия на личность, направленных на развитие и совершенствование лидерских качеств, в том числе и тех, которые могут успешно применяться в формате образовательного процесса:

  • 1) Метод ситуационных задач (case-study). Преподаватели используют метод ситуационных задач (case method), как дополнение к лекциям либо как основу для отдельных курсов. Важность кейсов в обучении неоспорима. Кейсы помогают обучающимся развить навыки определения проблемы, анализа ситуаций, оценку альтернативных вариантов, принятие решений. Всего этого трудно достичь, читая лекции. Рекомендуется использовать возможность кейсовых задач как можно больше, так как практикуясь на принятии верных решений, выслушивая мнения других по проблемным вопросам, неосознанно вырабатываются такие качества, как умение анализировать ситуацию, объективность, оперативность, способность адаптироваться и некий опыт в различных сложных ситуациях. Все это, безусловно, можно назвать важными качествами для эффективного лидерства.
  • 2) Жизненный пример. Популярность среди преподавателей и студентов кейсовых заданий вовсе не предполагает полного перехода на этот метод. В учебном процессе, как и прежде, основную роль играют лекции, теоретические знания. Многие преподаватели используют в своих лекциях примеры из реально существующих компаний для того, чтобы сделать теоретические знания более доступными и понятными слушателям курсов, участникам тренингов и семинаров.

В ходе лекций важно часто приводить примеры по способностям и лидерским навыкам наиболее успешных руководителей известных компаний, подчеркивать их качества, и тот факт, что зачастую совсем не обязательно быть идеально подходящим специалистом для эффективного руководства, важно отмечать и невозможность для личности обладать всеми необходимыми лидерскими качествами от рождения, ведь многие свойства личности можно с успехом развивать» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 110..

3) Элементы тренингов и упражнений. Тренинг означает приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии и т. д.

Тренинг — это интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии.

Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе.

Так, К. Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта в процессе развития лидерских качеств, а в ряде случаев — единственным успешным методом обучения и изменения человека» Рудестам К. Групповая психотерапия. — 3-е издание. — Издательство: Питер, 2012. — С. 98..

На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

4) Суггестивные методы. Сугестопедагогика — психотерапевтическое течение мировой педагогики, прошедшее длительный путь развития, в течение которого изменялись ее суггестивные учебные методы: гипнопедический и ритмопедический. Отличительной особенностью этих методов является необычный способ подачи учебного материала, ориентированного на быстрое запоминание

Воздействие на обучаемого оказывает внешний вид преподавателя (ведущего тренинг), его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие коллектива, окружающая атмосфера.

Отношение обучаемого к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений преподавателя, но и тем, кто ведет это объяснение (имеет огромное значение степень авторитета).

Следует отметить, что в высших учебных заведениях, в рамках преподавания такой дисциплины как «психология общения», в календарно-тематический план специалисты рекомендуют внедрять элементы социально-психологического тренинга для развития лидерских качеств и накопления лидерского потенциала личности.

Кроме того, следует развивать лидерские качества и в рамках стандартных лекций, практических занятий. При составлении планов обучения сотрудников организаций, следует учитывать все вышеописанные методы, элементы и формы. При этом крайне значимую роль следует отводить упражнениям и деловым играм в соответствие с профилем деятельности каждой конкретной организации.

Что касается развития лидерских качеств и лидерского потенциала личности менеджера, — в этом плане целесообразно организовывать социально-психологические упражнения для развития определенных черт характера. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для обеспечения эффективности процесса формирования лидерских качеств, необходимо соблюдение следующих организационных и педагогических условий:

  • — выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях личностно-ориентированного подхода, что позволит им проявлять позицию субъекта управленческой деятельности;
  • — ориентация преподавателей (ведущих тренинги) на новые профессиональные роли (сопровождение и консультирование обучающихся), что способствует более эффективной организации обучающимся самостоятельной деятельности;
  • — обеспечение оперативной диагностики и оценки эффективности процесса формирования лидерских качеств.

По мнению С.О. Пожарского, с позицией которого мы абсолютно согласны — «наиболее благоприятными для формирования личности лидера будут условия личностно-ориентированного подхода.

Под личностно-ориентированным подходом следует понимать методологическую ориентацию в педагогической и управленческой деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности как уже состоявшегося менеджера, так и студента-будущего управленца, с целью развития его неповторимой индивидуальности» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 111.. Данный подход учитывает, прежде всего, интересы сотрудника организации, и способствует развитию личностных качеств.

Применение такого подхода, позволит, по убеждению Е.Н. Степановой, — «выявить зарождающиеся лидерские качества обучающегося, создать условия для их успешного формирования.

Предоставление возможности выбора способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, ответственности за принимаемые решения, укрепление позиций субъекта.

Разнообразие видов деятельности и повышение требований к результатам этой деятельности способствуют постоянному росту личности, саморазвитию, что является неотъемлемой чертой лидера» Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. — Москва: ТЦ «Сфера», 2012 — С. 62-63..

Таким образом, логично будет заключить, что наиболее эффективным, даже несмотря на кажущуюся долгосрочность, будет именно метод воздействия на развитие лидерских качеств менеджеров непосредственно в процессе обучения (переподготовки, повышения квалификации), причем это должны быть целенаправленные и осознанные действия по выявлению и совершенствованию необходимых характеристик для облегчения их практической работы.

Источник: https://studwood.ru/925390/menedzhment/metody_razvitiya_liderskih_kachestv

Часть 2. Упражнения для формирования и развития лидерских качеств

П.Херси и К.Бланчерд в книге «Менеджмент организованного поведения» выделяют семь рычагов власти, которые обеспечивают положение лидера:

1. Специальные знания.

2. Обладание информацией.

3. Наличие связей и их использование.

4. Законная власть.

5. Особенности личного характера и поведения.

6. Возможность награждать отличившихся.

7. Право наказывать.

В группе разные люди испытывают на себе различное влияние перечисленных выше рычагов власти. Есть такие, которые готовы принять лидера и идти за ним исключительно в силу готовности подчиниться власти.

Для них сам фактор принадлежности (формальной или неформальной — благодаря волеизъявлению группы) лидера к иному уровню в иерархии является достаточной причиной, чтобы следовать за ним и выполнять его указания.

Для других сильным мотивом будут факты обладания лидером специальными знаниями и недоступными для остальных участников группы каналами информации. Именно это повлияет на готовность прислушиваться к мнению руководства даже в том случае, когда решения кажутся не вполне оправданными и логичными («Значит, он что-то знает! Нет дыма без огня!»).

Политика кнута и пряника в течение тысяч лет давала успех руководителям различных рангов, возможность поставить знак препинания в классическом предложении «Казнить нельзя помиловать» («Казнить, нельзя помиловать!» или «Казнить нельзя, помиловать!») — одну запятую, стоящую многих признаков власти! Покопавшись в анналах народной мудрости, найдем немало советов для руководителя, который строит свою пирамиду власти именно на возможности поощрять и наказывать. «Люби, как душу, но тряси, как грушу!» — лишь одна сентенция из множества других подобных.

Читайте также:  В 30 лет нет личной жизни: что делать?

При всем при том личность руководителя — самый сильный, перспективный рычаг власти. Как человеческие, личностные качества проявятся в той или иной ситуации, можно лишь прогнозировать. Но даже прогноз погоды бывает обманчив.

Лидерский тренинг дает возможность обкатки исходной ситуации на практике. Он делает лидерское поведение зримым и конкретным в искусственно созданных ситуациях, которые порой банальнее, чем жизнь, а иногда — гораздо запутаннее, чем реальность.

Тренинговые упражнения создают ощущение безопасности (всегда можно переиграть!) лидерства; с другой стороны, они обнажают личностные качества руководителя, делают наглядными его отношения с другими членами группы, подвергают испытаниям на прочность его позицию власти, отношения с организационными, социальными, естественными и искусственно созданными структурами.

Как уже было сказано выше – лидер может быть неформальным (член коллектива, не наделенный должностными полномочиями) и формальным (руководитель), но для работы любой организации гораздо полезнее, если эти понятия являются синонимами. Для того, чтобы стать лидером, необходимо не только представлять себе законы существования и развития группы, но и обладать специальными знаниями о себе самом, необходима самостоятельная работа человека по развитию его профессиональных и личностных компетенций. Предложенные упражнения могут помочь специалисту, который организует работу с персоналом, при подготовке программы тренинга развития лидерских качеств руководителей и кадрового резерва в организации.

Визитная карточка

  • Цель: создание условий для развитияспособности к анализу Я-концепции — реальной самоидентификации лидера.
  • Количество участников: не более 20 участников.
  • Оборудование и материалы: ватманы по количеству участников, фломастеры, ножницы, скотч, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).
  • Время: около 1 часа.

Ход упражнения. Ведущий: «Визитная карточка» — серьезное задание, предоставляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию каждого участника. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации — вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство».

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Затем участник надевает на себя лист, превратившись в «живую рекламную тумбу», у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга составляют индивидуальный коллаж, рассказывающий о их личных особенностях. Здесь, на «грудке», нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют особой радости.

На тыльной стороне ватманского листа («спинке») участники отражают то, к чему стремятся, о чем мечтают, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы.

  1. Вопросы для обсуждения:
  2. — Как вам кажется, возможно ли эффективно руководить другими, не зная толком, кто ты есть сам?
  3. — Считаете ли вы, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек?
  4. — Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?
  5. — Что было легче – отражать свои достоинства или свои недостатки?

— Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? Кто очень отличается от вас?

— Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?

— Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

Резюме: Наше восприятие — то зеркало, которое формирует наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Окружающие нас люди (семья, друзья, коллеги) корректируют нашу самоидентификацию, иногда до такой степени, что представление о собственном «Я» изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и доверять другим гораздо больше, чем самому себе.

Некоторые люди имеют очень детально разработанную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты характера. Считается, что чем богаче представление человека о себе, тем проще ему справиться с решением различных проблем, тем более спонтанным и уверенным будет его поведение.

Рекомендации ведущему: Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знакомство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многообразных и недирективных контактов с членами команды. В заключительной части упражнения («парад индивидуальностей») отличным фоном будет приятная негромкая музыка.

  • Ты и твое имя
  • Цель: развитие навыков анализа личностных качеств, самостоятельности, креативности при выполнении задания.
  • Количество участников: без ограничений.
  • Материалы и оборудование: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого участника.
  • Время: 15-30 минут.

Ход упражнения. Ведущий: «Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5—10 минут, чтобы написать напротив каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените».

  1. Пример:
  2. М — мечтать (умею)
  3. И — интеллигентность
  4. X — харизма
  5. А — активная позиция в коммуникации
  6. И — интеллект
  7. Л — любовь к жизни.
  8. После завершения индивидуальной работы участники представляют полученные результаты группе, записав их на доске.
  9. Харизматическая личность
  10. Цель: рассмотреть признаки харизматического поведения (качества лидера).
  11. Количество участников: без ограничений.
  12. Материалы и оборудование: не требуются.
  13. Время: около 30 минут.

Ход упражнения. Группе предлагается обсудить понятие «харизматическая личность».

После того как участники придут к решению, что харизма — это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует принятию такого человека, ощущению легкости и желательности его присутствия, приходим к выводу, что харизматический лидер наделен неуловимым шармом, который обеспечивает ему возможность влияния на людей. Харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен, он приветлив, но не «сладок» и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушиваться.

Ах, как хочется быть харизматическим! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанализировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться «настроиться на волну» харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах, мимике, манере вести разговор, держаться с другими людьми.

Участникам предлагается разделиться на группы по три-четыре человека. Первое задание для каждой группы: поделиться своими впечатлениями о встречах с харизматической личностью. Кто она, эта личность? В чем проявляется ее харизма? Чему бы вы хотели и могли научиться у нее?

Через 10-15 минут предлагаем группам перейти к следующему этапу работы: выстроить на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй. Даем каждой группе возможность показать свою композицию другим группам.

Обсуждаем, как в бессловесной статической композиции проявляется харизматичность личности.

Какие элементы качеств характера лидера мы можем определить визуально? Просим участников тренинга дать яркое и емкое название скульптуре товарищей.

  • Вопросы для обсуждения:
  • — Нужно ли лидеру быть харизматичным?
  • — Как шла работа в подгруппах?
  • — Какие из историй, рассказанных товарищами, вам запомнились?
  • — Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью?
  • — Как можно научиться этому?
  • Стили лидерства
  • Цель: отработатьна практике различия, присущие лидерам различных стилей в решении задачи, исполнении своих лидерских функций, а также влиянии позиции лидера на результат групповой деятельности.
  • Количество участников: до 25 человек.
  • Материалы и оборудование: не требуются.
  • Время: 1—1,5 часа.
  • Ход упражнения.

1 этап. Участникам предлагается сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение «Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…».

  1. Вопросы группе:
  2. · Кого рисует память?
  3. · Чья личность приходит на ум?

· Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

· Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер — тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов»? Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?

· Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

· Лидеры могут быть двух типов: ориентированный на задачу и ориентированный на человеческие отношения. К какому из двух типов (или — к смешанному) относится личность, загаданная вами?

· Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, — демократический, авторитарный, попустительский?

2 этап. Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы.

После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский.

А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.

  • Обсуждение: Прежде всего, проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая — на втором, а какая — на третьем месте? Вопросы для обсуждения:
  • — Как группа реагировала на демократического/ попустительствующего/ авторитарного лидера?
  • — Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы?
  • — Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд?

— Какой оптимальный стиль лидерства предполагает ситуация бытовой ссоры между супругами? и др.

Или – или

Цель: создание условий для осознания участниками факторов, влияющих на принятие решений и поступки (это важно, чтобы понять, почему лидеры управляют, а подчиненные повинуются).

Количество участников: в идеале — около 15 человек, но может быть и 5-6, и 50 человек, и более. Если людей много, то необходимо большое пространство.

  1. Материалы и оборудование: не требуется.
  2. Время: 20 минут.
  3. Ход работы:

1. Участники строятся в колонну посередине комнаты.

2. Ведущий объясняет, что будет задавать кое-какие вопросы, на которые они будут отвечать тремя шагами влево, или вправо, или оставаться на месте. Первая серия вопросов такая:

— «Вы — Вчера?» (Если да, переместитесь влево).

— «Вы — Сегодня?» (Оставайтесь на месте).

— «Вы — Завтра?» (Переместитесь вправо).

При необходимости нужно повторить вопросы несколько раз, обращая внимание на то, что участникам необходимо отождествиться с этими словами во всей полноте значений, которые те им приписывают.

Источник: https://zdamsam.ru/b17329.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector