ТУПОЙ КАРАНДАШ ЛУЧШЕ ОСТРОГО УМА.
ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ ЛЕКЦИИ
Лекции в высшем учебном заведении или профессиональном колледже – это большой объём сложной многогранной информации. В школе уроки, как правило, ведутся размеренно, каждый ключевой элемент темы записывается на доске, а через 45 минут наступает перемена.
В вузе совершенно иная ситуация – лекции длятся по полтора часа, и преподаватель за это время успевает дать предельно большое количество нового материала, который необходимо не просто прослушать, а верно законспектировать и, затем, выучить. Чтобы успевать за лектором и не упустить ничего важного, можно взять за основу некоторые правила:
1. Забудьте о приобретении отдельной тетради для каждой дисциплины. Используйте единый блок с кольцами и съемными страницами
.
Дело в том, что в вузе все дисциплины между собой перекликаются и, периодически, приходится обращаться на одном предмете к конспектам по смежной тематике другой дисциплины. К тому же, гораздо удобнее класть в сумку блок в твердом переплете (рис.
1), чем каждый день собирать разные тетради в соответствии с расписанием занятий – как говорится: «Всё своё ношу с собой». Тем более, зачастую, лекции по тем или иным предметам могут понадобиться в самый неожиданный момент.
Для блока удобнее использовать съёмные листы (рис. 2) и разделители страниц (рис. 3), либо самоклеящиеся закладки (рис. 4).
Рисунок 1 – Тетрадь со сменным блоком
Рисунок 2 – Сменные блоки
Рисунок 3 – Разделитель страниц
Рисунок 4 – Закладки самоклеящиеся
2. Записывайте текст темы по смысловым блокам
: каждый блок должен соответствовать пункту плана лекции. Используйте при этом чёткую нумерацию и красную строку. Удобно выделять ключевые моменты цветным маркером.
3. Учитесь грамотно сокращать слова
. Возьмите себе за правило определенные языковые единицы при написании сокращать или использовать аббревиатуру. Речь идет не только о таких лексемах, как: и т.д., и т.п., и др.
В соответствии с вашей специальностью в лекционных текстах постоянно будет присутствовать характерный перечень слов. К примеру, у филологов: «существительное», «прилагательное», «наречие» и т.д. – сокращаем: «сущ.», «прил.», «нареч.».
У юристов: «юриспруденция», «юридическая наука», «правоведение», «философия юриспруденции» и пр. – сокращаем: «юриспр.», «юр. н.», «правовед.», «философ. юр.».
4. Научитесь выделять и записывать ключевые моменты темы
. Как правило, преподаватель акцентирует на них внимание при помощи интонации или просит аудиторию записать то или иное конкретное определение или высказывание.
5. Всё, что пишет лектор на доске по обсуждаемой теме, необходимо в обязательном порядке конспектировать
. Наверняка на зачете или экзамене вас спросят именно эти формулировки ответа, и преподавателю польстит, если вы повторите обозначенный текст, что скажется положительно на вашей итоговой оценке.
6. Используйте значки
, которые будут подчёркивать важность информации (можно выработать даже свой собственный индивидуальный стиль), к примеру:
! — важно;
!! — очень важно;
- ? — под вопросом;
- R — проверить;
- Rm — запомнить;
- U — посмотреть в учебнике;
- ZB — пример (например).
- 7. Можно также обращаться к приёмам стенографии
, заменяя часто встречаемые сочетания букв значками, например: - – «ность» можно обозначать одним значком ö (общительö, ущербö, материальöи);
- «-ение» или «-анис» — значком ç
Ͼ использовать для обозначения части слова «-ический» (например соц. – социальный; соцϾ – социалистический).
8. Используйте различные математические обозначения или специальные значки
:
В физике: v – скорость, а – ускорение, в математике ∞
– бесконечность, ≈ – приблизительно. Хотя не обязательно использовать данные значки строго в рамках одной дисциплины, к примеру, юрист или филолог также могут заменять слова какими-то выбранными ими символами.
- Приведем пример наиболее популярных значков:
- + (плюс), = (равно),
- ≠ (не равно),
, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д.),
- ± (погрешность, неточность),
- ⇒ (следовательно),
- → (влечение, «если, то …»),
- ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),
- ∀ (для всех),
- ∃ (существует),
- ∅ (пустое множество),
- ∈ (принадлежит),
- ∉ (не принадлежит),
- ⊂ (включает в себя),
- ∪ (объединение),
- ⋂ (пересечение),
- || (параллельно),
- ∑ (сумма),
- Или ↓ (возрастание, убывание);
9. Верхом мастерства является умение студентом записывать текст в виде схем, диаграмм или рисунков
.
10. Не стоит надеяться на свою память – «Тупой карандаш лучше острого ума».
Дело в том, что человек способен держать много дел в голове, но наш мозг может эффективно работать с 5-7 процессами одновременно (за редким исключением) Таким образом, записывая всю информацию на бумаге, Вы хорошо разгрузите свой мозг, освободив, таким образом, свою «оперативную память». Это позволит вам легче усваивать новый материал и избежать «каши в голове».
11. Говорим «нет» отвлеканиям
. Во время лекций старайтесь сосредоточиться на их теме, и не прерываться на переписку по телефону или разговоры с сокурсниками. Ввиду инертности нашей психики, мозгу сложно перестраиваться на разные типы деятельности.
Если Вы занимаетесь каким-то делом, производительность мозга медленно растёт (первые 15-20 минут) и после этого периода начинается пик его эффективности.
Но если что-то или кто-либо Вас отвлекает, то Вам вновь потребуется после этого прерывания ещё 15-20 минут, чтобы войти опять в высокоэффективное состояние – легко усваивать и запоминать новый материал.
Хотелось бы отметить, что вы добьётесь бόльших результатов, если начнете учиться записывать вышеописанными способами конспекты ещё в школе.
Возможно, некоторые читатели возразят, что с учетом наличия новых технологий можно без труда записывать лекции на диктофон.
Как журналист, попытаюсь опровергнуть данное мнение на основании собственного опыта: расшифровка (конспектирование записи) в последующем займёт у вас не меньше времени, чем если вы будете изначально записывать лекцию непосредственно на паре под диктовку. В аудиозаписи вам могут создавать помехи посторонние шумы присутствующих сокурсников, шёпот, шорох и т.д.
Если вы — аудиал
, то для вас эффективнее всё воспринимать на слух и прослушивание записи поможет вам легко запомнить информацию, однако, большинство из нас – визуалы
, которым проще выучить текст после его прочтения.
Обсуждение закрыто.
Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.
Основы метода Корнелла
Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:
- Правая — для заметок.
- Левая — для основных мыслей и вопросов.
- Нижняя часть — резюме.
Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.
Примеры использования метода Корнелла
Метод Корнелла для записи лекций
Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.
Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.
Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.
Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.
Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.
По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.
Метод Корнелла на встречах и собраниях
Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.
Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.
Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.
Резюме — итог встречи.
Метод Корнелла для подготовки к выступлениям
Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.
Резюме — главная мысль доклада.
Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.
Метод Корнелла для планирования недели
- Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.
- Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.
- Резюме — главная цель недели.
Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!
Источник: https://grafas.ru/skorostnoe-konspektirovanie-kak-zapisyvat-lekcii-po-metodu-kornella/
Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов
На днях довелось заглянуть в свои старые конспекты. У меня глаза на лоб полезли! Никакой системы: неясно, где вода, а где основные мысли и понятия. Словом, чёрт ногу сломит.
И как только я умудрялась готовиться к экзаменам по этим беспорядочным запискам сумасшедшего? Самое обидное, что я повзрослела, а правильно конспектировать информацию так и не научилась.
Мои записи собраний и конференций ничем не отличаются от бреда сумасшедшего десятилетней давности.
Говорят, осознание проблемы — первый шаг к её решению. Второй — найти и внедрить инструмент, который навсегда с ней разделается. И я его нашла, испробовала и даже немного заточила под себя. Делюсь с вами результатами эксперимента.
Метод Корнелла
Среди доброго десятка способов вести конспект больше всех мне полюбился этот. Он удобен, прост и почти гениален.
Суть метода Корнелла в том, чтобы вести записи на определённым образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникнет.
Итак, вооружайтесь линейкой и приступайте к делу!
- Проведите горизонтальную линию на расстоянии сантиметра от верхнего края листа. Под ней проведите ещё одну. Получится две строки, в которых нужно указать дату и тему лекции.
- Отступите от нижнего края страницы пять-шесть сантиметров и начертите горизонтальную линию. Это поле будет предназначаться для выводов.
- Затем проведите вертикальную черту, отступив около семи сантиметров от левого края листа так, чтобы она не пересекала горизонтальных линий.
Да и вообще, проще скачать уже готовые бланки и распечатать, чтобы не возиться с линейкой.
Как делать заметки по методу Корнелла
Итак, мы имеем страницу разделённую на три блока: нижний, левый, правый.
В правом (широкая колонка) нужно делать пометки во время лекции. Естественно, записывать всё подряд бессмысленно. Чтобы успевать за лектором, нужно уметь стенографировать. В противном случае остаётся лишь вышвырнуть тетрадь в мусорное ведро и включить диктофон. Но это не наш метод.
Записывайте только важные моменты. Определить их несложно: обычно спикер делает остановки, чтобы слушатели успевали делать пометки, или акцентирует внимание, повторяя одну и ту же фразу несколько раз. Конспектируя, излагайте мысли своими словами. Таким образом вы научитесь структурировать информацию на ходу.
В левую часть страницы (узкая колонка) записывайте только главные идеи, то есть тезисы. Глядя на них спустя время, вы быстро вспомните, что говорил спикер по этому поводу. Возможно, даже не придётся обращаться к правому блоку за уточнениями.
Заполняйте эту колонку не позже, чем в течение дня после лекции. Иначе информация выскочит из головы как ниндзя из-за угла.
Нижняя секция (горизонтальный блок) предназначена для выводов. Её тоже нужно заполнять как можно скорее. По сути, это пересказ всего, что вы узнали. Если вы без усилий написали резюме, значит, материал усвоили.
Начинайте отдельную страницу под каждую новую тему (даже если предыдущий лист не заполнен до конца), и ориентироваться в конспекте будет куда проще. Впрочем, вы и сами легко разберётесь в деталях.
Как можно перестроить метод Корнелла
Идея выписывать тезисы и резюмировать информацию после лекции кажется мне превосходной. Но на практике разметка страниц по методу Корнелла оказалась не совсем удобной. Виной тому жёсткие границы блоков. Порой страница заканчивается, а лекция — нет. И снова здравствуй, неразбериха…
Я нашла простое решение проблемы: перестроила все блоки в горизонтальные. Во время лекции делаю заметки, по окончании провожу горизонтальную линию, определяю тезисы, делаю вывод и записываю вопросы для самостоятельного изучения. Profit!
А какие эффективные способы вести конспект знаете вы? Поделитесь в х!
Источник: https://e-w-e.ru/metod-kornella-idealnyj-sposob-vesti-zapisi-lajfxak-dlya-shkolnikov-i-studentov/
Метод конспектирования Корнелла
- Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену — навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.
- Диктофоны, видеокамеры — студенты применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.
Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.
Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.
В чем суть методики?
Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.
Шаблон конспекта по методу Корнелла
Работа над материалом проходит в три этапа:
- Запись важных моментов лекции.
- Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
- Итог — домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.
Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.
На конкретном примере
Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.
Есть следующий исходный текст:
«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу.
И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник — религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам.
Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».
Образец краткой записи того текста, который приведен выше:
С чего начать?
Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:
- сверху — для названия темы;
- снизу — для личных выводов об услышанном на лекции (5-6 предложений).
После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:
- левая (5 см) — для вопросов, относящихся к теме.
- правая — для краткой записи основных моментов.
Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.
Приступаем к работе
- Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.
- Пользуйтесь личной системой сокращения (жертвенник — жер.).
- Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.
- В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».
- В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование.
- Перечертите необходимые диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.
Как готовиться к экзамену?
- В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке.
- Закройте правую часть и ответьте на потенциальные вопросы, которые составили сами.
- Выделите маркером главную мысль изучаемой темы.
Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы.
Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.
Кому подходит?
- Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.
- Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.
- Итог
- Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:
- Ангелина, СамГУ (Самарский университет):
«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла.
И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е. 18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые.
Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить. Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»
Видео «Как записывать лекции? Cornell note taking!»
- Другие статьи:
- Культуры знание облегчает понимание
- Самостоятельное проживание: какой опыт и уроки можно из него вынести
- Что выбрать для учебы: ПК, ноутбук или планшет?
- ТОП-20 профессий будущего: мировые тенденции
- Хочу поступить в немецкий колледж (Studienkolleg)
Источник: https://icdialogue.ru/dlya-polzy-dela/metod-konspektirovaniya-kornella
Как записывать лекции по методу Корнелла
Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.
Основы метода Корнелла
Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:
- Правая — для заметок.
- Левая — для основных мыслей и вопросов.
- Нижняя часть — резюме.
Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.
Примеры использования метода Корнелла
Метод Корнелла для записи лекций
Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.
Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.
Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.
Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.
Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.
По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.
Метод Корнелла на встречах и собраниях
Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.
Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.
Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.
Резюме — итог встречи.
Метод Корнелла для подготовки к выступлениям
Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.
Резюме — главная мысль доклада.
Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.
Метод Корнелла для планирования недели
- Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.
- Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.
- Резюме — главная цель недели.
Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!
Скачать лист для заметок по методу Корнелла.
Источник: https://Lifehacker.ru/metod-kornella/
Метод Корнелла. Как эффективно вести записи?
Метод Корнелла настолько универсален, что может пригодиться любому, кто часто ведет записи любого формата.
Далеко не секрет, что записи, сделанные вручную, намного лучше заметок в электронном устройстве.
Во-первых, при написании текста на бумаге вы более сосредоточены и внимательны. Во-вторых, задействована не только зрительная, но и моторная память. Поэтому качество и скорость запоминания информации в несколько раз выше при использовании ручки и бумаги.
К сожалению, не все записи можно легко «расшифровать», особенно если вы торопились записывать за оратором. Через пару недель в куче сокращений и закорючек можно и вовсе не разобрать смысла.
Чтобы этого избежать, воспользуйтесь методом Корнелла.
Основные положения
Можно купить такой готовый блокнот в канцелярском магазине, либо сделать электронный документ и распечатать его, либо расчертить страницу самостоятельно.
Для ведения записей по методу Корнелла подойдет любой блокнот или тетрадь. Желательно, чтобы на листах не были отмечены поля.
- Шаг 1: Отступите 5 см от нижнего края и проведите жирную горизонтальную линию.
- Шаг 2: Отмерьте 5-7 см от левого края и проведите жирную вертикальную линию до горизонтальной линии.
- В итоге вы получите лист, разделенный на три части:
- Левая — для основных тезисов и вопросов, которые появились по ходу ведения записи.
- Правая — для основного текста.
- Нижняя — для подведения итогов.
Основные примеры использования метода Корнелла
Существует не мало ситуаций, где это метод может стать для вас палочкой-выручалочкой. Мы приведем лишь самые основные.
Метод Корнелла для конспектирования лекций
В правой графе сверху листа напишите название лекции и дату ее проведения.
В левой графе записывайте только ключевые тезисы. Не стоит выписывать все подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше.
Не забывайте записывать в левую колонку вопросы, которые у вас возникли при прослушивании лекции. Делайте пометки в тех местах, куда позже стоит вернуться и подробнее разобраться в написанном.
Внимание! Левая колонка заполняется при перечитывании лекции. Данную процедуру лучше всего сделать в этот же день, в крайнем случае на следующий, пока свежи воспоминания в голове.
Если есть фразы, в которых имеются ошибки, то сразу же исправьте их. Не откладывайте на более позднее время.
Таким образом, в левой части должны быть:
- краткие выжимки;
- основные мысли;
- вопросы, которые у вас появились.
С правой частью все просто — там содержится основной конспект, который вы записываете с доски или под диктовку преподавателя.
В нижней части листа вы записываете резюме лекции. В него входит главная мысль и основные моменты, записанные своими словами. Если вам с легкостью удалось проделать такую работу, то вы усвоили материал занятия.
Не нужно стараться все уписать на одном листе. Разделите лекцию на части, чтобы по блокам было легче воспроизвести ее в памяти. Если перенести на следующую страницу не удалось, проведите черту между логическими частями.
Резюмировать лекцию можно не только целиком, но и по отдельным главам.
Лекции, записанные при помощи метода Корнелла, позволят вам быстрее подготовиться к экзаменам и глубже усвоить материал. Ведь важно не просто записать текст, но и понять его. Иначе вы не сможете применить эти знания на практике.
Вы будете запоминать материал по мере обработки лекции. А чтобы освежить знания в памяти — нужно лишь прочесть левую колонку и резюме.
При подготовке к экзамену можно устроить себе тест. Закройте правую часть листа и постарайтесь восстановить написанное по тем подсказкам, что видите слева.
Метод Корнелла на деловых встречах и собраниях
- Записи справа — основная информация, записанная по ходу разговора.
- Записи слева — главные идеи и мысли, которые вы вынесли из встречи.
- Записи снизу — резюме встречи.
Скорее всего, записи будут сумбурными, так как это не лекция. Собеседники будут говорить о разных вещах, иногда перескакивая с темы на тему. На первый взгляд, встреча может показаться бесполезной.
Но ваше ощущение может измениться после анализа написанного.
Метод Корнелла при подготовке к выступлению
- Записи слева — основные тезисы выступления.
- Записи справа — подробное раскрытие каждого тезиса.
- Записи снизу — итоги и главная мысль презентации.
Когда вы записываете материал вручную, то более детально можете не только обдумать свое выступление, но и запомнить его.
А чтобы перед выходом на сцену повторить доклад — просто прочтите основные тезисы.
Метод Корнелла при составлении плана на неделю
- Записи слева — планы на неделю.
- Записи справа — разделение планов на мелкие дела.
- Записи снизу — главная задача на неделю или основная цель недели.
Метод Корнелла позволит вам раз и навсегда избавиться от хаоса, царящего в записях. Вы обретете логичную структуру не только в заметках, но и в собственных мыслях!
Источник: https://www.vdovgan.ru/metod-kornella-kak-vesti-zapisi/
Моя вторая память: 5 необычных техник конспектирования
Метод Корнелла
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4.
Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке.
Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.
Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.
Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College» или посмотреть вот этот видеотьюториал.
Метод Билла Гейтса
В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог.
Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал.
Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров.
Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».
Метод ментальных карт (mind-mapping)
Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные.
Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain».
Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.
Метод предложений
Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор.
Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см.
№67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.
Метод течения (flow method)
Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования.
В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим м.
Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.
Подробнее об этом методе можно прочитать в книге Скотта Янга «Learn More, Study Less».
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10128-vtoraya-pamyat
Как сделать конспект и запомнить всё: 5 методов
Конспектирование не имеет ничего общего с записями под диктовку. Преподаватель ведёт лекцию, а добросовестный ученик фиксирует каждое слово — такой подход крайне неверен.
Подобный опыт мы переносим из школы в университет, а затем на важные совещания, но он не помогает лучше запоминать и понимать материал.
Давайте разберёмся в том, что такое хороший конспект и какие существуют эффективные методы записи информации.
Как написать хороший конспект
Конспект представляет собой выделение важной информации из основного текста и её краткое изложение. Он может основываться на устном выступлении или письменном источнике.
Главная задача хорошего конспекта — польза. С его помощью мы не только сохраняем важную информацию, но и организовываем её для дальнейшего изучения, запоминания и осмысления.
Несколько правил полезного конспекта:
- записываются только основные мысли, без подробностей и деталей;
- есть иерархия: заголовки, подзаголовки, списки;
- простая навигация: выделены вступление, ключевые слова, выводы;
- конспект написан своими словами.
Далее мы перечислим пять методов ведения конспектов, которые полностью или частично включают перечисленные выше правила.
Метод предложений
- Лучше всего данный метод подходит для максимально подробных и быстрых записей.
- Как делать записи?
- Начало каждой новой темы необходимо вынести на отдельную строку и выделить другим цветом или более жирным шрифтом.
Выберите главные мысли из лекции или книги и запишите каждую с новой строки. Предложения можно пронумеровать для простого поиска по тексту.
Нумерация нужна для того, чтобы быстро сослаться на часть конспекта без переписывания, просто указав номер предложения.
Пример использования метода предложений
Преимущества метода:
- Подходит для конспектирования лекций и учебников.
- Способствует активному слушанию, так как записывать необходимо только самое важное.
Недостатки метода:
- Легко может превратиться в переписывание слово в слово.
Метод Корнелла
Данная система была разработана для учеников старших классов и университетов. Метод можно использовать как для записей на занятиях, так и при конспектировании учебника. Он подходит для гуманитарных и точных дисциплин.
- Как делать записи
- Для конспектирования стоит выбрать тетрадь в линейку и заранее создать шаблон для записей.
- Порядок действий:
- В левом верхнем углу запишите тему лекции или название главы.
- Снизу отсчитайте 5-7 строк и отделите их горизонтальной линией. Этот раздел предназначен для краткого пересказа.
- Оставшееся поле разделите вертикальной чертой на две части: левое поле — ⅓ страницы или 5-7 см, правое — ⅔.
- Большое правое поле предназначено для краткого конспекта лекции или главы учебника. Не записывайте всё слово в слово, выделяйте главные термины, идеи, примеры и используйте сокращения.
- В маленьком левом поле записываем ключевые слова и вопросы к материалу, которые учитель может задать на семинаре или экзамене. Заполнить эту колонку стоит сразу после лекции.
Нижнее поле используется для обобщения информации из правого столбца: в него можно добавить ключевые определения «Мы изучили понятие *** , которое заключается в ***», формулы, даты.
Постарайтесь заполнить его в день лекции или сразу после прочтения учебника. Это поле необходимо для запоминания материала и проверки того, насколько хорошо вы всё поняли.
Если вы затрудняетесь объяснить что‑то своими словами или записать формулу — ещё раз вернитесь к ним.
Пример использования метода Корнелла
Как использовать при подготовке к экзаменам?
При самопроверке пользуйтесь вопросами из левой колонки. Если не можете ответить на них, стоит повторить материал полностью или частично.
Преимущества метода:
- Подходит для конспектирования лекций и учебников.
- Способствует осмыслению большого потока информации.
- Помогает выделить важное в материале.
- Помогает сделать выводы из написанного или услышанного.
- Упрощает навигацию по конспекту.
- Удобен для подготовки и проверки перед экзаменом.
Недостатки метода:
- Нужно заранее подготовить шаблон для конспекта.
- Необходимо время для дополнительных записей сразу после лекции.
Ментальные карты
Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.
Ментальная карта складывается из основных частей:
- отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
- ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
- ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.
Как создать ментальную карту?
- В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
- Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
- Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.
- Для вдохновения посмотрите пример ментальной карты для запоминания систем человеческого тела.
- Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.
- Преимущества метода:
- Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
- Позволяет легко визуализировать сложные темы.
- Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.
Недостатки метода:
- В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
- Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.
И2ВЧП (SQ3R)
Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.
Исследование
Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.
Вопросы
Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.
Чтение
Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.
Вспоминание
Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.
Проверка
Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.
Преимущества метода:
- Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
- Позволяет запомнить и понять текст.
- Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.
Недостатки метода:
- Не помогает организовать записи.
- Не подходит для записи лекций.
Скетчноутинг
Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.
Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.
Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:
- Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
- Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
- Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
- Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
- Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.
А можно простой схемой:
- Примерами скетчей вы можете вдохновиться на Pinterest.
- Преимущества метода:
- Простая навигация по материалу.
- Можно быстро повторить материал.
- Понимание происходит через образы.
- Подходит для подготовки к экзаменам.
Недостатки метода:
- Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
- Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.
Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.
Как вы записываете важную информацию?
Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/kak-delat-konspekty