Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Общение представляет собой сложный процесс, который состоит из трех сторон.

При рассмотрении проблемы общения в психологии отдельное внимание уделяется его интерактивной стороне. Подобный аспект общения выполняет ряд важных функций.

Об особенностях перцептивной стороны общения в психологии читайте здесь.

Понятие и характеристика: кратко

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

  • Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?
  • Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.
  • Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.
  • Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.
  • Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.
  • Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.

Формы и примеры

Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:

    Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

  1. Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
  2. Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.

    При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.

    Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

  3. Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.

    Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.

    Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.

Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

  1. Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.
  2. Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.
  3. Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.
  4. Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.
  5. Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.
  6. Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.
  7. Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.
  8. Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.

Проявление интерактивного аспекта общения

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Аспект проявляется в наличии следующих характеристик совместной деятельности:

  • общая цель;
  • общие мотивы;
  • единое пространство, в котором функционируют участники взаимодействия;
  • установленное время для осуществления поставленных задач;
  • координация действий участников;
  • наличие закономерностей межличностного взаимодействия;
  • передача информации.

Подобные характеристики свойственны всем формам интерактивного общения. Но при позитивной форме единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.

При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.

Функция

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.

В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.

Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.

Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.

Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

От чего зависит?

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

  • Это компонент общения, отражающий непосредственное взаимодействие.
  • Подобное взаимодействие всегда приводит к какому-либо результату.
  • Причем результат может быть как положительным, так и отрицательным.

Данная сторона общения в значительной мере зависит от тех социальных ролей, которые налагаются на человека обществом. Так, молодая женщина может быть одновременно матерью, женой, начальником, дочерью, подругой и т.д.

Каждая социальная роль требует от нее выполнения обязательств, которые предполагают данные роли. Так, в качестве матери детей она посещает родительские собрания, утренники и мероприятия, которые проходят в школе и детском саду.

Она вступает в кооперацию с другими родителями, чтобы решать различные организационные вопросы. В качестве жены она выполняет обязанности по дому, решает совместно с мужем бытовые проблемы, взаимодействует с его родителями.

Роль начальника накладывает на нее обязательства по выстраиванию отношений с подчиненными, координации деятельности коллектива, выработке эффективной стратегии работы и т.д.

Соответствие поведения социальным ожиданиям подтверждается многочисленными интерактивными взаимодействиями, во время которых индивид совершает ожидаемые от него поступки.

Если во время общения человек демонстрирует неприемлемое с общественной точки зрения поведения, его интеракция с окружающими усложняется.

Взаимодействие и интеракция

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

  1. Взаимодействие — действия людей, направленные друг на друга.
  2. Индивиды вступают в контакты, так как находятся в зависимости и не могут самостоятельно существовать в обществе.
  3. Именно по причине того, что человек является существом социальным, он не может реализовать себя без взаимодействия с другими людьми.

В процессе общения происходит обмен опытом, получение информации, развитие навыков, самосовершенствование, переосмысление убеждений и т.д.

У одних людей потребность во контактировать с окружающими больше, у других меньше. Но полностью абстрагироваться от совместной деятельности с остальными людьми невозможно.

Взаимодействие во время общения может носить различный характер:

  • доброжелательный;
  • нейтральный;
  • враждебный.

Учитывая различные позиции, занимаемые сторонами, диалог для каждой из них может строиться на одном из принципов: доминирование, равноправие, подчинение.

Интеракция — взаимодействие людей во время коммуникации, планирование ими совместной деятельности и психологическое воздействие друг на друга. Любое взаимодействие является процессом взаимного влияния.

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Если субъект А общается с субъектом Б, между ними устанавливается определенная связь.

Они не только поставляют друг другу информацию, но и планируют дальнейшую совместную деятельность, меняются в результате общения.

Любой человек, с которым мы взаимодействуем, оказывает влияние на нашу личность. А мы, в свою очередь, влияем на него.

Подобное воздействие может осуществляться не только на межличностном, но и на групповом уровне. В этом случае устанавливается диалог между социальными группами, которые влияют друг на друга.

Итак, интерактивная сторона общения играет важную роль в построении социальных отношений между субъектами общественной жизни. Существует три ключевых формы интеракции, которые проявляются различных социальных процессах.

Интерактивная сторона общения:

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/interaktivnaya-storona-v-psihologii.html

Интерактивная сторона общения — качественное улучшение обмена информацией

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Интерактивное общение — еще один способ информационного обмена

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Личность человека способна формироваться лишь в процессе общения с другими людьми и во время их совместной деятельности, когда у него появляются новые качества. В это время он начинает бороться и с недостатками, которые замечает у себя.

К основным принципам интерактивного общения можно отнести:

  • наличие единого пространства и времени для совместного общения и деятельности;
  • общую цель и мотивы;
  • координацию действий;
  • передачу информации;
  • ознакомление всех участников с действующими правилами.

Несмотря на единство принципов и требований, актуальных для всех общающихся лиц, их поведение может быть различным.

Виды взаимодействия

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Этот процесс подразделяют на следующие виды:

  1. Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
  2. Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
  3. Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.

Современные телевизионные программы, которые проводятся в прямом эфире, часто используют обратную связь со зрителями в виде звонков или сообщений.

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Интерактивная сторона общения и ее положительные качества

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

При этом выделяют такие их позитивные свойства как:

  • общая социальная адаптация людей;
  • высокая эффективность;
  • быстрый доступ (если запланировано использование Интернет-ресурсов).

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Для интерактивной стороны общения в социальной психологии характерно условное деление всех видов взаимодействия на две диаметрально противоположные линии поведения:

С помощью компромиссов партнеры могут достигать своих промежуточных целей. Как правило, временно уступая друг другу в главном и сохраняя возможность продолжения совместных действий.

Лекция на тему «Интерактивная сторона общения» — видео

Источник: https://mind-control.ru/interaktivnaya-storona-obshheniya/

Стороны общения в психологии

  • Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
  • Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
  • В психологии выделяют три ключевые стороны общения:
  • коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
  • перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
  • интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.

Каждая сторона имеет ряд особенностей.

Коммуникативная сторона речи

Определение 1

Коммуникация — тип активного взаимодействия между объектами любой природы, который предполагает информационный обмен.

Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Коммуникация между людьми выделяется следующими специфическими особенностями:

  • Во-первых, в ней бесспорно должны находиться два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их обоюдное информирование подразумевает устройство совместной деятельности.
  • Во-вторых, в ней должна присутствовать возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга посредством концепции знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае подразумевает влияние на поведение собеседника и изменение состояния участников процесса коммуникации.
  • В-третьих, влияние в коммуникации может исполняться только при наличии единой концепции декодификации и кодификации у коммуникатора (человека, который направляет информацию) и реципиента (человека, который ее принимает).
  • В-четвертых, всегда вероятно появление барьеров коммуникации. В данном случае четко прослеживается связь, которая существует между отношением и общением.

Модель коммуникативного процесса, как правило, содержит в себе пять составляющих: коммуникатор ‒ сообщение (текст) ‒ канал ‒ аудитория ‒ обратная связь.

Определение 2

Коммуникационная сторона ‒ это способ психологического влияния на собеседника. В период передачи информации один человек оказывает воздействие на другого. Чем лучше сформированы навыки общения у субъекта, тем выше степень его влияния на собственных собеседников.

Информация предоставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики просительного, командного, рекомендательного характера. Они высказываются с задачей стимулирования человека на выполнение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Речь на данном уровне носит уведомительный характер, которая обращена на обеспечение каких-либо сведений. Колеблется от безучастного преподнесения до активного убеждения.

Интерактивная сторона общения

При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:

  • кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
  • конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
  • конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
  • корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).

Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.

Замечание 1

Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.

  1. Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.
  2. Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.
  3. Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.

Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости.

Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.

Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.

Перцептивная сторона общения

Определение 3

Перцепция (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, который появляется при взаимодействии людей на основании естественного общения и происходит в форме понимания и восприятия человека человеком.

Замечание 2

Перцепция ‒ это отображение человеком на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.

С психологической точки зрения под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого человека, осознание качеств другой личности.

Восприятие собеседника может совершаться через видение его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.

С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.

Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неверное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом. Поверхностные взаимодействия между людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/storony_obscheniya_v_psihologii/

Интерактивная сторона общения

3.1. Сущность понятия «интерактивная сторона общения»

3.2. Виды взаимодействия: сотрудничество, конкуренция

3.3. Распределение ролей во взаимодействии с Эриком Берном. Сущность пристройки «сверху», «снизу» и «рядом»

3.4. Трансакция как единица взаимодействия, ее виды и структура

3.5. Влияние основных жизненных позиций на взаимодействие партнеров

3.6. Модели поведения партнеров во взаимодействии

3.7. групповое взаимодействие

3.8. Самопрезентация в процессе взаимодействия

  • резюме
  • Термины и понятия
  • Вопросы для проверки знаний
  • Задача для индивидуальной работы
  • Литература для углубленного изучения
  • Изучив материал этого раздела, вы будете знать :
  • • содержательную составляющую интерактивной стороны общения;
  • • различные подходы к классификации видов взаимодействия;
  • • виды и структуру трансакций;
  • • основные жизненные позиции, которые демонстрируют партнеры в процессе взаимодействия;
  • • ведущие признаки моделей поведения в процессе взаимодействия;
  • • особенности группового взаимодействия;
  • • назначение самопрезентации в процессе взаимодействия,
  • а также уметь :
  • • выбирать предпочтительный вид взаимодействия;
  • • анализировать факторы, влияющие на выбор роли во взаимодействии;
  • • определять виды сделок;
  • • различать модели поведения в процессе общения;
  • • выбирать целесообразные методы асертивнои поведения;
  • • предотвращать конфликтной поведении;
  • • выбирать целесообразный стиль лидерства в групповом взаимодействии;
  • • разрабатывать структуру самопрезентации.

Сущность понятия «интерактивная сторона общения»

Интерактивная сторона общения обеспечивает организацию совместного взаимодействия собеседников на основе полученной информации.

Составляющими взаимодействия выступают субъекты общения; объект или объекты, на которые направлено взаимодействие, и конкретная ситуация, благодаря которой данное взаимодействие стало возможным.

В процессе взаимодействия субъектов общения могут влиять друг на друга, объединяться в команды для решения различных задач, узнавать друг друга.

Виды взаимодействия: сотрудничество, конкуренция

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, что приводит к их действия и взаимосвязь.

Исследования показывают, что эффективное взаимодействие обеспечивается благодаря готовности партнеров к совместной деятельности.

Указанная готовность включает такие компоненты, как мотивационный, содержательный и операционной.

Существуют различные подходы к классификации видов взаимодействия. В основе одной из классификаций ведущим является количественный аспект, который предполагает ориентацию на количественный состав субъектов взаимодействия. В связи с этим выделяют следующие виды взаимодействия, как между групповая, между лицом и группой, между двумя лицами.

Например, социолог Б. А. Грушин, изучая количественный состав группы, выделил следующие: мегагрупа — это организации, движения, которые носят мировой характер; группа — класс, нация, профессиональная, религиозная, социокультурная и малая группа (от 3 до 40 человек).

В основе другой классификации лежит дихотомическое деление видов взаимодействия — сотрудничество и конкуренция.

Сотрудничество следует применять тогда, когда необходимо не только отстаивать свои интересы, но и сотрудничать с партнерами. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения.

  1. Выделим случаи, в которых целесообразно обращаться к этому виду взаимодействия:
  2. — Решение проблемы очень важно для обеих сторон и они готовы к сотрудничеству;
  3. — Существуют тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  4. — Есть время поработать над проблемой, требующей решения на основе перспективных планов обеих сторон;
  5. — Партнеры хотят обсудить некоторые идеи и поработать над разработкой взаимовыгодного решения;
  6. — Обе стороны наделены властью в равной степени.

Очевидно, сотрудничество направлено на удовлетворение интересов обеих сторон. Оно требует от партнеров определенных усилий для эффективного взаимодействия. Этот вид взаимодействия можно описать такими понятиями, как «ассоциация», «кооперация», «компромисс», «согласие», «присоединение».

Такой вид взаимодействия, как конкуренция, имеет место тогда, когда один из партнеров не очень заинтересован в сотрудничестве, а руководствуется, в первую очередь, удовлетворением собственных интересов и потребностей, создавая преграды на пути к взаимопониманию. Этот вид взаимодействия можно описать следующими понятиями: «соперничество», «оппозиция», «диссоциация», «конфликт».

  • Конкуренция может быть эффективной в том случае, когда для одной из сторон взаимодействия:
  • — Очень важный результат;
  • — Делается большая ставка на решение проблемы в ее интересах;
  • — Достаточно авторитета для принятия выгодного для нее решения;
  • — Не имеет альтернативы и она ничего не теряет;
  • — Необходимо мгновенное реагирование, потому что она находится в критической ситуации;
  • — Необходимо принять нестандартное решение и она имеет достаточно власти для такого шага.
  • Когда используете этот вид взаимодействия, будьте готовы к сильному сопротивлению другой стороны, а в худшем случае потерять все, на что надеялись.
  • Такие виды взаимодействия, как конкуренция и сотрудничество, могут быть эффективными в зависимости от цели, которую ставят перед собой собеседники; ситуации; уровня профессионализма партнеров и реальной власти.

Источник: https://studbooks.net/83365/psihologiya/interaktivnaya_storona_obscheniya

Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии

Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей.

Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности.

Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга.

Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.

Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие, и завершающим является, конечно же, сам результат общих усилий.

Факторы и основные стили поведения

Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:

  • Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
  • Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
  • Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.

Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?

Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.

Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается

  1. У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов.

  2. У каждого из нас во время контакта есть определённая роль, которой мы придерживаемся.
  3. Наше развитие контролирует общество. Ведь мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, такой себе регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения.

    Поэтому при встрече мы чаще всего улыбаемся друг другу и здороваемся.

  4. Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.

Редко встретишь человека, который успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно.

А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации.

  Как найти настоящую любовь?

Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

  1. Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.
  2. Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.
  3. Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.
  4. Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.
  5. Его систему мышления, ход мыслей.

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится.

Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно очень много времени.

Здесь в процесс вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию.

Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются.

Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение.

Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

перейти

Интерактивная сторона общения

Целью любого общения является изменение поведения другого человека, другими словами, влияние. И чтобы это произошло, необходима совместная деятельность во время общения. Люди не просто используют слова, чтобы передать свои мысли, а наполняют их смыслом, эмоциями, нагрузкой, деятельностью. Все это должно повлиять на собеседников, переубедить их и направить в другое русло.

Интерактивную сторону общения часто регулируют общественные нормы, то есть этикет и правила приличия.

Вот почему человек при соблюдении определенного стиля общения должен придерживаться ее правил, которые помогают ему достичь желаемого.

Будь то деловое общение или прохождение собеседования, у каждого стиля есть свой регламент, который показывает, что нужно сделать для достижения того или иного результата.

Необходимость придерживаться определенных рамок заставляет людей отвечать за собственное поведение. Те, кто не придерживается рамок, тоже несут ответственность за те результаты, которых они достигают. Так, каждый человек играет определенную роль по определенным правилам. И каждый человек в той или иной ситуации занимает различные роли.

Причинами конфликтов между людьми является неспособность соответствовать общественным правилам, правильно играть роли, придерживаться норм.

Порой люди конфликтуют, поскольку не желают вступать в ту деятельность, которая им предлагается. Каждый старается занять роль другого, а не ту, которая ему предлагается.

Каждый предлагает свои виды деятельности, которые противоречат с потребностями и желаниями оппонентов.

перейти

Три аспекта общения

  • Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
  • Часто границы между ними достаточно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
  • В психологии принято выделять 3 основных стороны общения:
  1. Коммуникативная. Непосредственно обмен информацией между участниками взаимодействия. Основной способ коммуникации в обществе — речь.

    Посредством речи люди делятся мнениями и взглядами, обсуждают проблемы, решают вопросы.

  2. Перцептивная. Процесс восприятия людьми другу друга на когнитивном уровне. Во время разговора формируется мнение о собеседнике, основанное на анализе его внешности, жестов и мимики, голоса, поступков.
  3. Интерактивная.

    Непосредственная организация совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия устанавливается на основании поступков и действий, которые они совершают в текущий момент времени.

Характеристика и примеры

Каждая сторона обладает определенными характерными особенностями.

Коммуникативная

Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.

В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.

Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.

Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.

Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.

Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.

Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.

  1. Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.
  2. Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.
  3. Информация поставляется на двух уровнях:
  1. Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.

Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.

Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.

Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.

Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.

  • Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.
  • Периодически они меняются ролями.
  • В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.

Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.

При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.

В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.

В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.

Понятие и характеристика: кратко

  1. Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?
  2. Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.

  3. Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.
  4. Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.

  5. Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.
  6. Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.

Функция

Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.

В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.

Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.

Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.

Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

  • https://qvilon.ru/psihologiya/interaktivnaya-storona-obshheniya.html
  • http://PsyTheater.com/storony-obsheniya.html
  • https://psyholic.ru/obshhenie/storony-v-psihologii.html
  • https://psyholic.ru/obshhenie/interaktivnaya-storona-v-psihologii.html

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/osnovnye-faktory-interaktivnoj-storony-obshheniya-v-psihologii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector