Проницательность: 10 методов для тренировки человека

Проницательность: 10 методов для тренировки человекаПочему кто-то способен спрогнозировать ситуацию, предусмотрев всевозможные нюансы, а кто-то не видит дальше собственного носа? Почему одного человека обмануть легко, а на другого даже самые убедительные слова лжеца не оказывают ни какого воздействия? Все дело в проницательности и в ее отсутствии!

Проницательность – это умение, в соответствии со сложившейся ситуацией, предугадывать исход будущих дел.

Проницательность — это способность человека понимать и видеть реальную подоплеку, которая  скрывается за видимой стороной явлений и событий, а также за внешними проявлениями людей. Проницательный человек, прежде всего, выявляет скрытые мотивы и интересуется истинными внутренними побуждениями человеческих чувств, слов и действий.

Проницательный человек не удовлетворяется простыми и банальными объяснениями, не придает особого значения красивой «обертке», потому такого человека обмануть и перехитрить достаточно сложно.

Проницательность – отличный помощник в достижении успеха. Она помогает лучше разбираться в людях, видеть их недостатки и достоинства, читать тайные намерения.

С помощью проницательности вы сможете умело управлять подчиненными, с легкостью обеспечить себе карьерный рост и выстроить прибыльный бизнес.

Это качество сформирует в вас настоящего профессионала и выведет в лидеры, позволяя чувствовать и предвидеть настроение окружающих вас людей, направлять их действия и вести их за собой.

Человеческая проницательность – это не врожденное качество и не дар богов, как считалось раньше. Проницательность это умение, очень важное и порой крайне необходимое для современного человека, которому можно научиться. Как стать проницательным? Ниже приведенные приемы и правила помогут вам развить проницательность.

Приемы проницательности

Знание множества причин любого внешнего проявления

Как правило, обычный ход наших мыслей неуклонно приводит нас к одной из них, наиболее распространенной и привычной. Но, накопленный опыт и весомый багаж знаний дают понимание того, что первая пришедшая в голову мысль может оказаться неверной, так же как и причина какого-либо человеческого поступка может оказаться далеко не единственной.

Представьте ситуацию, когда в общественном транспорте заняты все сидячие места. Перед сидячим молодым парнем стоит пожилой человек. Парень не уступает место, и первое что может прийти в голову – «Хам, невоспитанный, не хочет уступить место». Но ведь причины могут быть иного характера.

Например, переживаемое горе (человек погружен в себя и не замечает не только рядом стоящего старика, но и всех кто находится в этом автобусе), больная нога (или другая травма), общее недомогание и т.д. Лично мне приходилось ездить в автобусе после хирургической операции и ловить на себе недовольные взгляды (согласитесь, объяснять всем свою ситуацию не очень приятно).

Поэтому анализируя всевозможные жизненные ситуации, старайтесь выявить как можно больше причин каждого внешнего проявления и накапливайте их в памяти для последующего высчитывания или угадывания.

Фиксация как можно большего количества внешних проявлений

Представьте другую ситуацию. Вагон метро, час пик, много народа. Зашедшая на станции молодая девушка медленно садится на корточки, сползая по стенке.

Никто не обращает на нее внимания, думая: «Выпендривается!» Но, внешние проявления: пониклость движений, испуганный и потускневший взгляд, почти неуловимое страдание на лице говорят о плохом самочувствии. Обращаюсь к девушке: «У вас что-то болит?» Она едва заметно кивнула и прошептала: «Сердце». Спрашиваю у пассажиров валидол.

Люди оживились, стали сочувствовать и предлагать свою помощь. Вывод: фиксация большего количества внешних проявлений помогает с большей точностью определить истинную причину их возникновения.

Возникшие сомнения разрешите уточнением

Если ситуация, какое-либо явление или человеческие слова и поступки оставляют двойственное ощущение, порождающее сразу несколько версий, подстрахуйтесь проверкой. Есть несколько способов как это сделать:

  • Подтвердить или опровергнуть свой выбор вы сможете, дождавшись новых проявлений.
  • Если дело касается человеческих слов и поступков, можно спросить самого человека, почему он это сделал или так сказал. И даже если вам в ответ прозвучит ложь, именно она — ее содержание и то, как она будет сказана, — станет новым, опровергающим или подтверждающим внешним проявлением.
  • Тот же самый вопрос можно задать тем, кто хорошо знает человека (или какое-то событие).
  • Наиболее яркими и правдивыми внешние проявления бывают в экстремальных и критических ситуациях. Поэтому можно либо их дождаться, либо искусственно их создать.

Иные эффективные приемы для уточнения и проверки можете придумать сами.

Правила проницательности

Теперь сформулируем общие правила, соблюдение которых сделает вас проницательным человеком и поможет лучше разбираться в людях.

Проницательность: 10 методов для тренировки человекаОбращайте внимания на незначительные детали

В любой ситуации приучите себя подмечать мелкие детали, кажущиеся на первый взгляд несущественными. Проницательный человек, как сыщик, всегда подмечает то, чего не видят или чему не предают значения другие.

Проницательность – это настроенность органов ваших чувств на фиксацию деталей и мелочей, практически недоступных и невидимых  в силу разных причин другим людям. Воспитайте у себя подобную наблюдательность.

При постоянном практическом применении она развивается и совершенствуется, и постепенно вы приобретаете «и нюх как у собаки, и глаз как у орла».

Запоминайте и систематизируйте все мелочи и детали

Даже если в какой либо момент вы не можете объяснить причину тех или иных незначительных событий и малозаметных действий, все равно стоит их запомнить.

Быть может с вами случалось: анализируя какую-либо ситуацию или уже состоявшийся разговор, в памяти вдруг всплывает какая-то деталь поведения собеседника или сказанная им фраза. Появляется вопрос: «Почему человек это сделал или так сказал?», ответ на который сразу вы найти не можете.

Но проходит какое-то время и ситуация проясняется. Так вот держать в памяти подобные детали до выяснения причин, классифицировать их по объектам — важный шаг к формированию проницательности.

В коммуникативном общение рассматривайте каждую деталь как внешнее проявление уровня развития человека и определенного хода его мыслей

Скажем, вас что-то привлекло во внешнем виде человека (мимика, жесты), в сказанной им фразе или в интонации его разговора. Сразу же задумайтесь, какие осмысленные или неосознаваемые психические процессы в его сознании могли бы привести к подобным внешним проявлениям.

Если такой ход собственных рассуждений вы доведете до автоматизма, то со временем вы научитесь тонко чувствовать (просто ощущать) и отчетливее понимать ход мыслей собеседника. Так как опытный врач чувствует пациента, преподаватель — аудиторию и т. п.

В этом — основа основ глубинной проницательности человека.

В социальных, природных и технических ситуациях на каждую замеченную деталь смотрите как на внешнее проявление хода и развития иных невидимых процессов

Приучите себя за любым необъяснимым внешним проявлением в обществе и в природе искать и находить скрытые процессы, которые являются его причиной. Взять, к примеру, стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, цунами), уносящие тысячи жизней.

Все это внешние проявления процессов, происходящих глубоко внутри Земли. Представляя картину таким образом, появляется правильное и более глубокое осознание и понимание природных явлений.

Поэтому планомерно добивайтесь глубокого осмысления сути происходящих процессов, с которыми приходится регулярно сталкиваться в жизни, тем более в профессиональной деятельности.

Ищите причину внешнего проявления, а найдя, формулируйте зависимость

Прочувствовали, осмыслили скрытый процесс — далее на этой основе выясняйте причины внешнего проявления. Выяснили, не раз и не два убедились, что именно она проявляется данным образом, — формулируйте зависимость.

Примером общеизвестной зависимости являются приметы, например всем хорошо известная – если ласточки летают низко — к дождю. Или другой пример — в медицине каждый симптом болезни говорит о конкретных нарушениях в психических или физиологических процессах человеческого организма.

Также и в ваших формулировках каждое внешнее проявление должно быть обязательно связано со своей внутренней причиной.

Пытайтесь понять размышления человека, сущность скрытых процессов, сравнивая их со знакомыми схожими процессами

Если вы заметили внешние проявления, причины которых вам непонятны или вы не уверены в их точной зависимости — попробуйте использовать аналогию.

Сравнивайте, и если это возможно, то суть довольно знакомых и сходных процессов, а также их зависимости, переносите на непознанное и непонятное. Такие мыслительные операции следует отшлифовать и довести их до автоматизма.

Аналогичными процессами пополняйте информационный багаж вашей проницательности и чаще применяйте этот прием. Он поможет вам быстрее развить проницательность.

Проницательность: 10 методов для тренировки человека

В аналогичных процессах учитывайте различия и делайте необходимые поправки

Если сходства в аналогичных процессах незначительны, вы рискуете ошибиться, делая выводы. Поэтому будьте осторожны. Определяйте, степень величины различия. Учитывая это, стройте более или менее уверенные выводы о следствии внешних проявлений и сути незнакомых процессов. При дальнейшем наблюдении уточняйте их.

Оставляйте какую-то долю сомнения и не делайте окончательных и категоричных выводов с первого взгляда или по незначительным внешним проявлениям

Кто-то может вас намеренно вводить в заблуждение. Поэтому чрезмерная самоуверенность может привести к ошибке в проницании. Есть люди уверенные, что видят других насквозь, и не допускают даже ни малейшего сомнения в правильности своих суждений и выводов.

Таким образом, они сами себя наказывают, так как действия и разговоры эти люди строят исходя из ошибочных и неверных представлений. Соответственно и результат для них получается нулевой или совершенно непредсказуемый.

Суметь воздержаться от самоуверенности, найти верные выводы, сохраняя здравую долю сомнения, — означает перейти на высший уровень проницательности.

По прошествии времени находите дополнительные подтверждения верности своих изначальных оценок и выводов

Излишние сомнения порождают неуверенность и тем самым сдерживают действия и высказывания. Найдите свой собственный психологический баланс между уверенностью в правильности проницания и необходимостью разумных сомнений.

Каждый раз настойчиво и последовательно избавляйтесь от сомнений, изобретая и выискивая все новые и новые доказательства в пользу своих первых оценок и выводов. Регулярно проверяйте их в общении и практической деятельности.

Читайте также:  Голосование для улучшения сайта – саморазвитие и личностный рост

Постоянно развивайте свою проницательность и укрепляйте свое доверие к ней

Следите за процессом формирования уверенности в собственной проницательности, за тем как шаг за шагом вы становитесь проницательным человеком.

Учитесь на ошибках и достижениях, постоянно совершенствуйтесь.

Со временем точность и быстрота ваших выводов возрастет, что позволит вам лучше ориентироваться в самых разнообразных ситуациях и, естественно, придаст вам большую уверенность в собственных силах.

P.S. Интуицию, т.е. смутно осознаваемое подсознательное угадывание можно усилить проницательностью, т.е. осознаваемым и управляемым расчетом.  О том, как развить интуицию вы узнаете, посетив рубрику «Саморазвитие».

Проницательность: 10 методов для тренировки человека

Викиум

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/pronicatelnost.html

4 упражнения, чтобы не потерять к старости трезвый ум и ясную память

  • 16 фотографий, на которые стоит посмотреть дважды. А то и трижды
  • Откровенный рассказ Евгения Гришковца о том, как ему было тяжело учиться в школе с дислексией
  • 14 остроумных девушек, которые мастерски овладели искусством отшивать назойливых ухажеров
  • 15 безумных историй о том, что работники сферы обслуживания и их клиенты стоят друг друга на 100 %
  • 9 леденящих душу историй об исчезновении известных людей, большинство из которых так и не нашли
  • 18 человек, которые с легкостью могут давать уроки по троллингу
  • 13 фактов о мужчинах, которые они и сами не знают
  • 12 ошибок в переписке, которые делают из нас кошмарных собеседников
  • 15 неудачных дублей, которые каким-то образом попали в наши любимые фильмы
  • 18 наглядных доказательств того, что в мире существует лишь 2 типа девушек
  • 14 известных супружеских пар, которые перенесли свои отношения на экран
  • Как изменились и чем сейчас занимаются 10 главных бунтарок 2000-х
  • 14 фактов из жизни русских классиков, о которых не знала даже ваша учительница литературы
  • Как выглядят жены знаменитых актеров, покоривших миллионы женских сердец

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/4-uprazhneniya-chtoby-ne-poteryat-k-starosti-trezvyj-um-i-yasnuyu-pamyat-1521515/

Что такое проницательность, наблюдательность и умение анализировать?

Проницательность присуща далеко не всем, и поэтому все, что имеет отношение к ней, окружено ореолом необычности и таинственности. Проницательные люди могут чуть ли не с первого взгляда высказать почти безошибочное суждение о человеке, с которым только что познакомились, его характере, стиле деятельности, особенностях отношений и даже скрываемых намерениях. Они уверенно себя чувствуют, когда возникают сложные ситуации, связанные с человеческими отношениями, весьма устойчивы против интриг и инсинуаций, так как легко прогнозируют возможные действия своих оппонентов, их трудно ввести в заблуждение, обмануть или поставить в неловкое положение. Проницательные люди, особенно если их деятельность связана с общением и взаимодействием, редко ошибаются, а потому действуют чрезвычайно эффективно. Они обычно успешны в профессии и жизни. К тому же благодаря таким уникальным качествам и умениям они способны оказывать на людей сильное влияние, поэтому среди них немало лидеров, вызывающих особое, уважительное отношение.Проницательностью принято называть качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное — предвидеть. Это самое общее определение, однако даже из него видно, какие направления изучения и развития проницательности являются приоритетными. Итак, проницательность — это сложное свойство личности, проявляющееся в определенных и довольно редких личностно-деловых качествах и специальных умениях.

Наблюдательность — это способность человека подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности. Наблюдательность зависит и от природных особенностей человека, влияющих на развитость его внимания. Однако только к вниманию сводить наблюдательность было бы неверно. В исследованиях И.В.Кульковой было показано, что наблюдательность зависит от интеллектуальных качеств личности, уровня ее рефлексивной организации, способности к эмпатии, а также силы мотивации.

Наблюдательность — качество, которое можно постоянно развивать без каких-либо ограничений, это очень важно с практической точки зрения. Развитие наблюдательности обычно происходит следующим образом: у человека появляется потребность (это может быть связано с его профессиональной деятельностью) в познании психологии окружающих его людей или тех, с кем он совместно действует. Эта потребность со временем переходит в устойчивый интерес к другим, который активизирует и фокусирует все процессы восприятия, внимания, памяти и мышления, связанные с познанием и пониманием других. Этот интерес может превратиться в профессионально важное свойство личности, развивая которое можно достичь мастерства. В то же время следует иметь в виду, что наблюдательность — умение подмечать самое существенное, определяющее — является всего лишь необходимым условием развития проницательности. Не менее важно умение перерабатывать отмеченную информацию, оценивать ее содержание, причины, следствия, значимость, а это связано с еще одной составляющей проницательности — умением анализировать.Умение анализировать (анализ информации, разбивка ее на связные части, последовательная работа с фактами, понимание взаимосвязи и закономерности).Умение анализировать, пожалуй, одно из самых ценных умений, связанных с проницательностью. Детерминант поведения человека очень много — это факторы воспитания, пол, возраст, наследственность, интересы, социальные роли, нравственные нормы, принципы, национальные особенности и многое другое. Среди этого множества факторов надо выяснить, какие из них главные, а какие второстепенные, каковы связи между ними и т.п., в этом-то и суть умения анализировать. Чтобы анализ был точным и обоснованным, следует опираться на состоятельные, проверенные практикой теоретические схемы и концепции.Детерминанта — (от лат. determinans — определяющий), доминирующее влияние или основной фактор.Решать задачи проницательности при обилии факторов, влияющих на поведение человека, довольно сложно. В то же время в психологии существует надежный путь решения данной проблемы, базирующийся на фундаментальном психологическом принципе, согласно которому поведение человека, как и его реакции на внешние воздействия, проявляется, как бы преломляясь сквозь призму внутренних условий. Его называют принципом психологического детерминизма. Внутренними условиями являются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, мотивы поведения, чувства, установки, система навыков и умений и многое другое. Все они обязательно и скорее всего однозначно проявляются в поведении человека, его общении и отношениях, поэтому, если их познать, можно решить и обратную задачу — на основе внешних сторон поведения, общения и отношений судить об этих «внутренних условиях», в том числе связанных с личностными особенностями и характером. В этом-то и заключается психологическая сущность проницательности. Иными словами, внимательно подмечая и фиксируя множество внешних проявлений человека (в поведении, деятельности, общении, отношениях и пр.), зная психологический механизм и закономерности устойчивых связей, можно по ним точно определить личностные особенности, характер человека, прогнозировать его поведение и отношения.Исходя из структуры и содержания проницательности, можно утверждать, что она позволяет осуществлять так называемую неинструменталъную психодиагностику, т.е. анализировать характер и личностные черты человека, его состояния, направленность активности и пр. без применения традиционных психодиагностических методов и процедур — тестов и заданий. При этом ее диагностическая ценность ни в чем не уступает инструментальной, а порой и превосходит. Многое зависит, конечно, от психологической квалификации осуществляющего наблюдение. Но главное состоит в том, что процесс наблюдения может быть совмещен с целенаправленным общением, уточнением, получением необходимой дополнительной информации, что затруднено при тестировании. Это большое преимущество.Проявление проницательности обычно связывают со способностью определять или угадывать личностные черты, характерологические особенности, мотивы поведения, предвосхищать эмоциональные реакции, действия и поступки другого человека. Отметим, что все, что подлежит этому определению, относится к фундаментальным психологическим явлениям, которые изучаются в психологии различными научными школами. Поэтому для понимания психологической сущности проницательности необходимо уяснить, что же представляют собой эти личностные черты, характерологические особенности и эмоциональные состояния.

Механизм действия составляющих проницательности

Нередко проницательность отождествляют с психологической компетентностью личности. Это не совсем верно, хотя определенное сходство, безусловно, имеется.

Компетентность в психологии определяется очень широко, но в основном как обладание знаниями, позволяющими квалифицированно судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области, сфере ведения.

Есть еще одна трактовка компетентности — законно принятая способность общепринятого авторитета (личности, имеющей авторитет, а не лидера преступного мира) совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий.

Иными словами, компетентный — знающий, сведущий в определенной области человек, имеющий право благодаря своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, решать подведомственные вопросы.

Психологическая же компетентность — «структурированная система знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенной в индивидуальную и совместную деятельность, осуществляющей профессиональные и иные взаимодействия». На основе этих знаний формируются и развиваются специальные умения и качества.

Структура психологической компетентности обычно представляется в виде некой системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов — ее специальных видов:социально-перцептивная компетентность (по сути дела это «знание людей» она непосредственно связана с наблюдательностью и проницательностью);социально-психологическая компетентность (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений людей, включенных в профессиональные и социальные группы);аутопсихологическая компетентность (самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоэффективность);коммуникативная компетентность (знание различных стратегий, приемов и методов эффективного общения);психолого-педагогическая компетентность (знание приемов и методов влияния и воспитания).Итак, в психологической компетентности главной является система знаний о человеке. В этом смысле проницательность, безусловно, близка к социально-перцептивной компетентности. Хотя в структуре проницательности знания, умения и качества являются равноправными компонентами, но умениям и качествам все же отдается предпочтение, так как в восприятии человека человеком огромную роль играют интуиция, «внутренний голос», «шестое чувство», трудносводимое к формализованной системе специальных знаний, т.е. то, что функционально связанно зафиксировать и описать практически невозможно. В этом-то и состоит существенное отличие проницательности от социально-перцептивной компетентности, хотя развивать проницательность можно и нужно с опорой на систему знаний, аккумулированных в интереснейшем направлении психологии — социальной перцепции.Перцепция социальная [от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный] — восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного типа) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп разного типа, социальных явлений и т. д.).Таким образом, если обобщить все сказанное о проницательности, можно вывести следующую зависимость:

Читайте также:  Аутогенный тренинг: что это такое и как работать с этим инструментом?

проницательность = наблюдательность + умение анализировать.

Источник: https://gekkon12.livejournal.com/12553.html

Что такое проницательность ?. Проницательность – это способность глубокого и быстрого понимания (словарь Д.Н.Ушакова) способность глубокого и быстрого. — презентация

1 Что такое проницательность ?

2 Проницательность – это способность глубокого и быстрого понимания (словарь Д.Н.Ушакова) способность глубокого и быстрого понимания (словарь Д.Н.Ушакова) непосредственное угадывание или понимание той или иной логической связи.

Нужно отличать проницательность, понимание априори от познания апостериори (Философская энциклопедия) непосредственное угадывание или понимание той или иной логической связи.

Нужно отличать проницательность, понимание априори от познания апостериори (Философская энциклопедия) наблюдательный, предвидящий, многое замечающий, угадывающий (словарь С.И.Ожегова) наблюдательный, предвидящий, многое замечающий, угадывающий (словарь С.И.

Ожегова) Синонимы: Синонимы: дальновидность, догадливость, зоркость, интуиция, наблюдательность, острота, пенетрация, провидение, прозорливость, проникновение, тонкость, ясновидение дальновидность, догадливость, зоркость, интуиция, наблюдательность, острота, пенетрация, провидение, прозорливость, проникновение, тонкость, ясновидение

3 Составляющие проницательности: Проницательность Наблюдательность Умение анализировать

4 Наблюдательность — это способность человека подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности.

Наблюдательность — это способность человека подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности.

5 Умение анализировать Анализ (от греч. análysis разложение, расчленение) — процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).

Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Анализ (от греч. análysis разложение, расчленение) — процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).

Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности.

  • 6 Механизм действия составляющих проницательности
  • 7 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ
  • 8 Методы диагностики Наблюдение Интервью
  • 9 Проницательность – диагностика эмоциональных состояний других людей, оценка возможностей личностных изменений.

10 Проницательность = Наблюдательность + Умение анализировать Исходя из структуры и содержания проницательности, можно утверждать, что она позволяет осуществлять так называемую неинструментальную психодиагностику, т.е.

анализировать характер и личностные черты человека, его состояния, направленность активности, без применения традиционных психодиагностических методов и процедур — тестов и заданий.

Процесс наблюдения может быть совмещен с целенаправленным общением, уточнением, получением необходимой дополнительной информации (интервью).

11 Способы фиксирования личностных индикаторов и интерпретации принято называть методами проницательности. Метод в научном понимании — это способ познания, совокупность приемов.

12 В нашем случае методы проницательности — это психологические приемы, позволяющие фиксировать личностные проявления (в том числе интимные или скрываемые) и точно их интерпретировать, в результате чего происходит угадывание личностных свойств и намерений. С помощью этих методов можно не только получать необходимую информацию о человеке, но и развивать соответствующие личностно- профессиональные качества — наблюдательность, внимание, рефлексию.

13 Методы развития проницательности. Навыки активного слушания и подачи обратной связи

14 Навыки активного слушания АС подразумевает, что мы пересказываем все то, что услышали от собеседника, при этом называя чувства собеседника АС подразумевает, что мы пересказываем все то, что услышали от собеседника, при этом называя чувства собеседника АС позволяет точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, посредством активного выражения собственных переживаний и соображений. АС позволяет точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, посредством активного выражения собственных переживаний и соображений.

15 Приемы активного слушания Уточнение. Уточнение. Пересказ (парафраз). Пересказ (парафраз). Развитие мысли. Развитие мысли. Сообщение о восприятии. Сообщение о восприятии. Сообщение о восприятии себя. Сообщение о восприятии себя. Замечания о ходе беседы. Замечания о ходе беседы.

16 Пример из семейных взаимоотношений

17 Без применения навыков АС Муж: Ужасные пробки! Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах. Жена: Сегодня очень много машин на дорогах.

Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! 1) Жена: Надо раньше выезжать! 1) Жена: Надо раньше выезжать! Муж: Может мне вообще спать не ложиться???!! (уходит) Муж: Может мне вообще спать не ложиться???!! (уходит) 2)Жена: Я давно говорю – надо переехать ближе к центру.

2)Жена: Я давно говорю – надо переехать ближе к центру. Муж: Вот заладила! Муж: Вот заладила! 3)Жена: Что ты все время ноешь? Иди ужинать! 3)Жена: Что ты все время ноешь? Иди ужинать! Муж: Не хочу! Муж: Не хочу!

18 С применением навыков АС М: Ужасные пробки! М: Ужасные пробки! Ж: Сегодня очень много машин на дорогах. Ж: Сегодня очень много машин на дорогах. М: Да не то слово, я ехал на работу три часа! М: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Ж: Ты потратил на дорогу гораздо больше времени, чем обычно.

Ж: Ты потратил на дорогу гораздо больше времени, чем обычно. М: Угу, и я опоздал на совещание…. М: Угу, и я опоздал на совещание…. Ж: Когда ты пришел, совещание уже началось. Ж: Когда ты пришел, совещание уже началось. М: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить. М: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить.

Ж: Когда ты пришел, совещание уже началось. М: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить. М: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить. Ж: Ты очень расстроился, когда шеф при всех обещал тебя уволить. М: Да все эти его подхалимы смотрели с улыбкой на меня. Ж: Тебе были неприятны их насмешки. Ты разозлился.

М: Но мы еще посмотрим кто кого. Я докажу, что я работаю лучше их!

19 Основные правила установление контакта глаз установление контакта глаз интонация, с которой произносится парафраз интонация, с которой произносится парафраз не стоит торопиться не стоит торопиться не бойся ошибиться, называя чувство собеседника. не бойся ошибиться, называя чувство собеседника. эмоциональная поддержка и участие эмоциональная поддержка и участие

20 Ситуация «Покупка автомобиля» Продавец-консультант в автомобильном салоне обращается к женщине, внимательно изучающей стенд с реламой. После нескольких минут общения он выясняет, что женщина никак не может определиться с выбором: она долго мечтала о машине, но совершенно в них не разбирается.

Продавец предложил продолжить беседу в более комфортной обстановке: разместиться на креслах и выпить чашеку кофе. Внимательно наблюдая за собеседницей (невербальными и вербальными проявлениями) выясняется, что дама имеет достаточно размытое представление о цене, марке и качествах необходимого ей автомобиля.

Молодой человек спросил, понравился ли потенциальной покаупательнице автомобиль, изображенный на стенде. Женщина сообщила, что машина достаочно привлекательна, но ей не подходит. Консультант, понимая, что не добьется результата, задавая прямые вопросы относительно опций авто, прибегает к другой тактике.

Он спрашивает, насколько удобным и безопасным должен быть автомобиль для детей, которые будут в нем находиться, достаточно ли места для парковке около дома и работы клиента, хорошо ли знает покупательница город, в котором она живет и т.д.

В итоге, продавец сделал конкретные выводы в отношении искомого автомобиля.

21 Овладение навыками невербальной коммуникации

22 Невербальное общение Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Почему же невербальные сигналы так важны в общении? около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу; невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника; наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.

23 Структура невербального общения: Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3.

Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: — внешний вид собеседника, — мимика (выражение лица), — пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: — вокальные качества голоса, — его диапазон, — тональность, — тембр. 5.

Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: — темп речи, — паузы, — смех и т.д.

  1. 24 Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
  2. 25 Упражнение «ТАМОЖНЯ» Цель упражнения: помочь участникам освоить язык невербальных знаков.
  3. 26 Спасибо за внимание! Подготовили презентацию: Гизатуллина Юлия, Гостева Анастасия, Ким Марина, Лебедев Арсений, Маринич Ксения, Рябова Марина, Сейтхалилов Азиз, Токурова Диана, Ходжаева Сайёра
Читайте также:  Победитель по жизни: психология победителя и основные правила

Источник: http://www.myshared.ru/slide/944926/

Методика изучения психологической проницательности

Психологическая проницательность и ее связь с экстраверсией-интроверсией и интеллектуальной настойчивостью личности

А.А.Борисова

Общение в работе педагога всегда значило много, ибо вне его учебно-воспитатель-ный процесс не мыслим. Новая концепция общего среднего образования, главным принципом которой является гуманизация образования, предполагает подъем общения на более высокий уровень.

Учителя-новаторы, пришедшие к идее педагогики сотрудничества, своей практикой показали, что одним из главных требований, которым должен отвечать педагогический процесс, является соответствующая атмосфера общения.

Она должна быть благоприятной для взращивания чувства собственного достоинства, самоуважения школьника, сознания, что с ним не только считаются, но и нуждаются в нем, не только замечают его, но и ценят [12]. Воспитание человека добродетельного и добродеятельного академик В.Д.

Шадриков считает главной целью образования и сверхзадачей школы [13]. В какой-то мере это задача уже решается творческими учителями, такими как Е.Н. Ильин. Он убежден, что анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему, а не в обзор всего, что было до и после книги.

Метод душевного контакта (МДК), изобретенный Ильиным, по своей сути является общением, поднятым до уровня искусства [9]. Этот уровень приобретает особую значимость, если под искусством понимать меру мастерства в любом деле [13].

Одно из обязательных условий для общения на высоком уровне: человек, на наш взгляд, должен обладать психологической проницательностью [1]. Модель проницательности как функциональной системы была подвергнута экспериментальной проверке. Целью данной публикации является представление некоторой части эмпирического материала, который собирался нами на протяжении нескольких лет. Первая статья на тему проницательности опубликована в 1979 году.  

Методика изучения психологической проницательности

В лабораторных условиях предъявлялись репродукции с картин русских, советских, зарубежных художников для истолкования содержания. Использовались портреты и сюжетные картины. К примеру: П.А.Федотов “Портрет Н.П.Жданович за фортепиано”, Б.М.Кустодиев “Портрет Шаляпина”, Ф.Гойя “Портрет Хосефы Байеу” и “Портрет Антонии Саратэ”, К.С.Петров-Водкин “Тревога”, В.М.

Маковский “У колыбели” и др. При обсуждении некоторых материалов исследования в лаборатории А.А.Бодалева мне был задан вопрос, почему я использовала в опытах живописные портреты, а не фотографии. Для ответа на него я прибегну к помощи писателя.

Для нас важно было определить, насколько испытуемый может разобраться в сущности человеческой личности, в сути тех или иных ситуаций, обстоятельств.

Великий знаток человеческих душ Ф.М.Достоевский в своем романе “Подросток” заметил, что фотографические снимки черезвычайно редко выходят похожими, потому что сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож сам на себя. В редкие мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, самую характерную мысль.

Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он описывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застанет человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным.

Что касается сюжетных картин, то, по мнению специалистов, существенной особенностью восприятия произведений искусства является то, что художник сознательно обращает внимание воспринимающих на те стороны, которые имеют определенное значение и так или иначе характеризуют сущность той или иной группы явлений.

В то же время сущность в художественном произведении так же, как и в действительности, не выступает в чистом виде, а проявляется через множество конкретных явлений.

Но в отличие от действительности в художественном произведении художник намеренно ставит действующее лицо в такие отношения, намеренно создает такие обстоятельства, благодаря которым в наибольшей степени раскрывается сущность той или иной группы явлений.

Все другие отношения, которые имеют место в художественном произведении, являются лишь фоном, необходимым для воспроизведения того или иного явления [11]. Использование репродукций в экспериментальных условиях во многом снимает проблему критериев адекватности их истолкования испытуемым, так как все значительные произведения живописи исследованы специалистами, а результаты исследования опубликованы. Мнения специалистов-искусствоведов о картинах, репродукции с которых мы использовали в опытах, служили нам критерием правильности истолкования их содержания испытуемым. Приведу несколько примеров с некоторыми сокращениями.

О портрете Хосефы Байеу. Изображена женщина необыкновенного достоинства и душевной стойкости, способная молча и терпеливо переносить любые лишения и горести, не обнаруживая тайных страданий. И от этого еще более трагически воспринимаются ее грустные глаза, ее строго сжатые губы. Это один из самых драматических женских портретов великого мастера.

О портрете Шаляпина. Один из лучших портетов русской классики. Художник боготворит певца. Элегантный силуэт громадной фигуры певца предельно обобщен.

Глядя на портрет, как бы слышишь музыку широкой масленицы и голос самого поющего Шаляпина. Но главное, что во всей этой декоративной шири и красочном накале не потонул, не стерся Человек, Артист.

Олицетворение силы и одаренности русского народа.

О картине “Тревога”. В картине все конкретно, все на месте. И прислушивающаяся к шуму на улице мать, и стоящая рядом девочка с напряженно застывшим лицом, и спящий в своей кроватке младенец, и отец, который вглядывается в темноту улицы, чтобы выйти туда по первому зову. Полотно “Тревога” — образ, наполненный самой высокой поэзией.

Были использованы репродукции одинаковой величины и примерно одинакового оформления. Репродукции в количестве 10 штук предъявлялись последовательно, в одном и то же порядке для всех испытуемых.

При предъявлении репродукции с портретом задача испытуемых состояла в том, чтобы дать как можно более полную психологическую характеристику людей, написанных художником.

При предъявлении репродукций с сюжетных картин испытуемые получали более развернутую инструкцию: “Вам будут предъявлены репродукции с картин. Ваша задача:

1. Если картина, репродукцию с которой Вы видите, знакома Вам, скажите ее название. Если картина Вам мало знакома или незнакома совсем, дайте ей свое название.

Просьба называть картину, если она знакома, была обусловлена стремлением свести к минимуму влияние уровня испытуемых на результаты исследования. Данные по известным испытуемому картинам не учитывались при обработке.

Следует отметить, наверное к сожалению, что случаи узнавания были очень редки, хотя при подборе репродукций для эксперимента мы именно к этому и стремились.

2. Как можно подробнее дайте истолкование содержания картины. Дайте психологическую характеристику лиц, изображенных на картине.

Кто? Что переживает? Чем вы можете подтвердить свое мнение? Велись протоколы экспериментов, фиксировалось время, затраченное на обдумывание, и время, затраченное на изложение психологической характеристики лица или содержания картины.

Полученные материалы сравнивались с мнением искусствоведов на предмет соответствия истолкования. Вычислили величину средней ошибки и сравнили с ней количество ошибочных интерпретаций, допущенных каждым испытуемым в отдельности.

Испытуемых, допустивших ошибочные истолкования меньше, чем величина средней ошибки, мы отнесли к проницательным испытуемым; тех, у которых число ошибочных истолкований равнялось величине средней ошибки, мы отнесли к умеренно проницательным. Испытуемых, у которых количество ошибочных интерпретаций превышало величину средней ошибки, мы отнесли к непроницательным.

Другие методики разрабатывались нами в соответствии с частными задачами изучения психологической проницательности как проблемы психологии общения. Опыты проводились в несколько этапов.

На первом этапе определялась проницательность испытуемых, на последующих — та характеристика человека, которая, согласно выдвинутой нами гипотезе, должна выступать как важный компонент функциональной структуры, которая обеспечивает человеку психологическую проницательность. Часть исследований отражена в наших публикациях (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

Задачей настоящего исследования было проверить наличие взаимосвязи психологической проницательности и темперамента человека, в частности таких его характеристик, как экстраверсия — интроверсия, а также наличие взаимосвязи психологической проницательности и такой волевой характеристики личности, как интеллектуальная настойчивость.

Изучение биографии таких людей, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, О.Бальзак, а также личностных характеристик, поведения и общения таких литературных героев, как старец Зосима, Алеша Карамазов, М.И.Кутузов (по роману “Война и мир”) и др.

, позволило нам выдвинуть гипотезу, что психологически проницательный человек должен быть в достаточной степени интервертированной личностью, а также обладать интеллектуальной настойчивостью. Исследование было выполнено в Ярославском государственном пединституте им. К.Д.

Ушинского Н.Масленниковой и Е. Вершининой под нашим руководством. Испытуемыми были студенты. В опытах приняли участие 40 человек. Исследование проводилось в три этапа. На первом мы определили уровень психологической проницательности. На втором — особенности темперамента.

На третьем — особенности волевой сферы личности.

Для выявления факторов экстраверсии, интраверсии мы воспользовались опросником Г.Айзенка, для установления волевой активности испытуемых использовали методику Е.С.Махлах [10].

В отличие от других методик, используемых при изучении воли, эта методика привлекла нас тем, что она определяет волевое усилие в интеллектуальной деятельности, что для нас особенно важно. Суть методики заключается в следующем. Использовались широко известные задачи Кооса.

Испытуемым предлагались три картинки, которые они должны были составить из кубиков. Картинки были подобраны таким образом, что первая составлялась легко, вторая относительно труднее, третья не могла быть составлена, т.е. задача не имела решения.

Фиксировалось время, затраченное на выполнение каждого задания. Время, затраченное на выполнение третьего задания, служило показателем волевых усилий в умственной деятельности.

Испытуемых, удерживающих свое внимание на решении задачи более среднего времени, мы квалифицировали как интеллектуально настойчивых. Испытуемых, чье время выполнения задания равнялось средней величине, мы квалифицировали как умеренно волевых. Испытуемых, выполняющих задание менее среднего времени, мы квалифицировали как не волевых.

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/42155.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector