Развитие эмпатии: топ 12 упражнений для прокачки этого умения

По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания «через самого себя».

Эмпатия — это способность человека к сопереживанию, умение разделять чужие эмоции и чувства, умение понять психическое и эмоциональное состояние человека, почувствовать его эмоции и при этом осознавать, что они принадлежат ему.

Человека, которому свойственно уметь сопереживать другому называют эмпатом. Эмпатическое общение предусматривает понимание чувств и проникновение в духовный мир другого человека. Войдя в такое состояние, эмпат не выключает свою чувствительность, тем самым следит за эмоциональной сменой настроений собеседника. Развитие уверенности в себе

В психологии способность к эмпатии признана нормой. Многие специалисты считают это качество врожденным. Кроме того, эмпатия относится к числу тех способностей, которые необходимо постоянно развивать, ведь гораздо проще быть равнодушным человеком, чем понимать всех и каждого.

Для чего же нам нужна эмпатия?

  • Эмпатия помогает предугадывать действия и понимать мотивы поступков окружающих людей.
  • Эмпатия способствует эффективному общению между людьми, помогает разобраться в сложных ситуациях, спрогнозировать мотивы и действия людей.
  • Эмпатийный человек вызывает доверие, в общении с ним создается ощущение психологического комфорта.
  • Человек, который проявляет сопереживание к чувствам других производит впечатление приятного, доброго и обаятельного человека.

Это интересно!!
Доказано, что все растения способны чувствовать чужую боль. Эмпатию могут также проявлять кошки и собаки.

Владельцы этих домашних животных реже испытывают психологический и физический стресс, быстрее восстанавливаться и меньше склонны к депрессии. Пет терапия или лечение животными 

Развитие эмпатии: ТОП 12 упражнений для прокачки этого умения

По мнению психологов, это природный дар поэтому если есть склонность к эмпатии, ее можно развивать и усовершенствовать.

Так как же развивать эмпатию?

Развитие эмпатии начинается с наблюдения за эмоциональными проявлениями окружающих. В общении прослеживайте жестикуляцию, мимику, интонацию других людей. Это поможет приблизиться к тому, чтобы научиться чувствовать их эмоциональное состояние.

Базовые эмоции и проявления человека

Ведь эмпатия — это не просто умение распознавать эмоции человека. Это было бы слишком просто. Настоящий эмпат, умеет перекладывать чувства на себя, словно он этот человек, которого он пытается понять. Практикуйтесь на коллегах, друзьях и знакомых.

Развитие эмпатии: ТОП 12 упражнений для прокачки этого умения

Такое изучение эмоциональной сферы других людей поможет не просто многое узнать о них, но и позволит научиться объективно оценивать свои поступки.

Вы посмотрите, как ведет себя человек в разных ситуациях, в каких больше нервничает, волнуется и т.п.

Таким образом вы как бы поставите себя на его место, благодаря чему станете более чувствительней к людям. И это будет ваш первый шаг к развитию эмпатии.

Практикуйте приемы и техники активного слушания

Здесь вам нужно научиться не только слушать, но и слышать другого человека. А это значит не перебивать, ни в коем случае не критиковать, не делать поспешных негативных выводов, не клеить ярлыки и шаблоны. Развитие эмпатии предусматривает без оценочное отношение к поступкам другого, полное или частичное понимание мотивов, побудивших человека к тому или иному действию.

Другие приемы активного слушания 

Общаясь с посторонними людьми также можно практиковаться над развитием эмпатии. Не ждите, пока вас попросят о помощи, если видите расстроенного человека подойдите и попробуйте успокоить. Порой незнакомому человеку легче поведать о своих проблемах, чем близкому.

Развитие эмпатии: ТОП 12 упражнений для прокачки этого умения

Читайте книги, смотрите трогательные художественные фильмы, которые помогут вам в самосовершенствовании и развитии способности к эмпатии. Нужно стремиться к развитию собственной эмоциональной чувствительности, вместе с ней появится и эмпатия.

Упражнения для развития эмпатии

«Угадай эмоцию»

Каждому участнику игры раздаются листки, на которых задана определённая эмоция (радость, гнев, печаль, интерес, раздражение, злость, отвращение, удивление). И по очереди один участник изображает свою эмоцию, все остальные угадывают ее.

Развитие эмпатии: ТОП 12 упражнений для прокачки этого умения

Это упражнение для развития эмпатии также можно усовершенствовать и менять под интересы участников. Например, можно дать задание поздороваться со всеми с заданной эмоцией, все остальные должны угадать с каким настроением пришел этот участник.

«Отражение в зеркале»

Это упражнение разыгрывается в парах. Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого — все жесты и мимику повторить. Через несколько минут люди меняются ролями.

«Разговор по телефону»

Один человек делает вид, что разговаривает по телефону, не произнеся при этом ни слова. Его задача передать с помощью одних лишь эмоций, мимики и жестов суть разговора. Задача другого участника — угадать, с кем он беседует или о чем. Развитие эмпатии у детей и подростков

Эмпатийные люди очень добры, и это неподдельное качество. Сострадательны, чувствительны, внимательны, никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Эмпаты милосердны.

Кроме того эти люди грамотно управляют своими эмоциями. Иначе такое сверхчувствительное отношение к чувствам других может привести к страшным последствиям, связанным с ухудшением собственного здоровья. Быть эмпатом – это истинный дар. Было бы больше таких людей в нашем мире и социуме, нам бы удалось избежать многих войн и несчастий.

Источник: http://psylive.com.ua/samorazvitie/razvitie-yempatii-uprazhneniya.html

Практикум по развитию эмпатии | Саморазвитие | Наша Психология

Вспомните любой разговор – с коллегой, ребенком, супругом.

Как долго вы можете хранить молчание без потери контакта с собеседником? В состоянии ли выстраивать диалог без оценки, непрошеных советов и нравоучений? Довольно часто мы не осознаем свою позицию «Я эксперт в твоей жизни! Я расскажу тебе, как надо!». И забываем о главном – прислушаться к близкому человеку. Психологический практикум поможет вам развить навыки эмпатии.

5 уровней эмпатического взаимодействия

Один из самых сложных навыков – внимательно слушать: заинтересованно, увлеченно, осознавая одновременно и свои чувства, и чувства собеседника (назовем это эмпатическим взаимодействием). Как же развить этот навык? Мы разделили упражнения на 5 уровней: тело, чувства, личность, знания и состояние. Попробуйте освоить их постепенно, начиная с уровня «тело».

1. Эмпатическое внимательное слушание доступно лишь зрелой личности. Это одновременно и условие, и тест на личностную зрелость.
2. Важным навыком межличностной коммуникации является умение конструктивно выразить свои чувства в форме «я-сообщения».
3.

Есть деструктивные контексты и «токсичные» люди, с которыми не стоит развивать эмпатическое взаимодействие. Наши рекомендации пригодятся только для близких отношений, в сохранении и развитии которых вы заинтересованы.
4.

Если между участниками коммуникации есть глубинный неразрешенный конфликт (противоречия по принципиальным вопросам, многолетняя вражда), то психологические рекомендации сами по себе не решат эти споры, но станут первым шагом к перемирию.

Уровень 1. Тело

  • Для того чтобы услышать другого человека, важно со-настроиться с собеседником. Первое, что можно сделать, – расположиться так, чтобы ваши взгляды были на одном уровне (лучше не стоять, когда собеседник сидит, и наоборот). Желательно, чтобы положения ваших тел были похожими, подстройтесь под позу собеседника.
  • Обратите внимание на дистанцию между вами. Она должна быть комфортной для обоих. Не нужно нависать над собеседником, но слишком отстраняться тоже не стоит. Как найти этот баланс? Ориентироваться на собственные ощущения и на поведение партнера: если собеседник отодвинул стул дальше – это сигнал о нарушении его личных границ, если всем телом наклонился к вам, чтобы лучше видеть и слышать, – попробуйте немного приблизиться.
  • Сосредоточьтесь на моменте «здесь и сейчас».

Упражнение «Дыхание животом»

Задача – осознать реальность настоящего момента и свое тело в пространстве, найти контакт с телесными ощущениями.

Приглушите свет (но не выключайте совсем). Сядьте удобно, не опираясь на спинку стула, расслабьтесь. Спина прямая, руки на коленях ладонями вверх, стопы расположены параллельно друг другу, колени слегка разведены. Закройте глаза (так легче сосредоточиться на ощущениях).

Проследите за вашим дыханием: обратите внимание на то, где в теле останавливается вдох. Расслабьте мышцы живота. Начните дышать животом – на вдохе надувайте живот, на выдохе сдувайте. Дышите ровно и спокойно, без лишних усилий. Почувствуйте, как на вдохе воздух проникает через нос, спускается в живот и заполняет там все пространство. На выдохе воздух поднимается, живот сдувается.

Подышите так 10 минут в тишине (лучше завести таймер, чтобы не отвлекаться на часы). Если мысли «улетают» куда-то и отвлекают вас – просто возвращайте внимание к дыханию и продолжайте дышать животом. Откройте глаза, оцените ваше состояние.

Упражняйтесь так каждый день в течение нескольких месяцев. Этот навык проживания настоящего момента станет частью вас и будет включаться автоматически, как только перед вами встанет задача услышать другого.

Уровень 2. Чувства

  • Эмпатический диалог – это общение, свободное от избыточных комментариев. Если в разговоре вы поймали себя на мысли, что вам сложно удержаться от совета, рекомендации мысленно ответьте себе на вопрос: «Что сейчас со мной происходит? Зачем я хочу это сделать? Чего ожидаю в ответ?». И продолжайте молча слушать. Ваш внимательный взгляд и кивки головой помогут собеседнику чувствовать ваше присутствие в контакте.
  • Эмпатическое взаимодействие – это когда вы не только в контакте с собеседником, но и в контакте с собой. Слушаете говорящего и понимаете не только его чувства, но и свои. Осознаете их и можете описать.

У людей с развитым эмоциональным интеллектом большой арсенал слов для обозначения своих переживаний. Они различают тонкие нюансы, распознают оттенки (отличают страх от тревоги, злость от ярости, радость от эйфории).

Чувства слушающего – как реакция на услышанное – тоже важная часть эмпатического взаимодействия: они являются сигналами, источником информации о том, что происходит с собеседником.

Упражнение «Эмоциональный интеллект»

Задача – отрефлексировать свое состояние.

В течение дня, что бы вы ни делали, остановитесь и спросите себя: «Что я сейчас чувствую?» Найдите слово, максимально точно описывающее вашу эмоцию. Отметьте его для себя и продолжайте прерванное занятие.

Повторяйте это упражнение не менее 5 раз в день (можете первое время ставить «напоминалку» в телефоне, чтобы не забыть, пока навык не войдет в привычку).

Уровень 3. Личность

Развитие эмпатии: ТОП 12 упражнений для прокачки этого умения

  • Важно найти баланс между взаимным согласием и отчуждением. Если собеседник всегда с вами согласен, то со временем с ним становится скучно общаться. Если он всегда опровергает ваши взгляды, становится непонятна цель общения.
  • Два человека в состоянии выстроить эмпатическое взаимодействие только в том случае, если у них есть общие интересы, задачи, впечатления. Представьте две окружности, частично перекрывающие друг друга (см. рисунок). Красная область – общее пространство двух личностей. Для налаживания контакта начните разговор с поиска совместных интересов.
  • Удерживайте зрительный контакт во время разговора.

Упражнение «Тет-а-тет»

Выполняйте упражнение в спокойной обстановке, в полной тишине и только с самыми близкими. Сядьте друг напротив друга (лучше на пол) и молча смотрите друг другу в глаза в течение 5–10 минут.

Между вами в этот момент возникнет общее пространство, которое можно назвать «Мы». Затем обсудите то, что вы чувствовали, расскажите, о чем думали. Отметьте, как изменилось восприятие другого человека.

Развитие эмпатии: ТОП 12 упражнений для прокачки этого умения

Уровень 4. Знание

Мы можем выстроить эмпатическое взаимодействие, если в процессе общения транслируем: «Ты интересен мне сейчас больше, чем я сам себе. Я исследую твой опыт, твои мысли, твои чувства.

Читайте также:  Советы миллиардеров: как стать богатым и успешным?

Это рождает во мне отклик, но я предпочитаю слушать тебя вместо того, чтобы говорить». Так вы займете позицию исследователя, наблюдателя.

Это уровень надличностного контакта – когда вы не конкурируете (кто круче) и не соревнуетесь (чье мировоззрение правильнее).

Что может помешать? Иллюзия, что вы все знаете о собеседнике. Позвольте себе усомниться в своем экстрасенсорном таланте и провидческом даре – вы не знаете причин, истинных мотивов и последствий действий другого человека. Вы не являетесь экспертом в его жизни, но можете стать исследователем.

Упражнение

Не давайте советов, не приводите примеров из собственной жизни. Не нужны экспертные оценки, нравоучения и пророчества. Задавайте собеседнику открытые вопросы, которые вас по-настоящему волнуют в момент разговора: «Что ты почувствовал?», «Что было дальше?», «Как этот опыт повлиял на тебя?», «Чему ты научился благодаря этой ситуации?».

Уровень 5. Состояние

Состояние эмпатического диалога можно описать словами: «Я принимаю наши различия. Я одновременно с тобой, с собой и с миром». Научиться чувствовать это состояние помогут практики медитации, дающие опыт присутствия в моменте с одновременным осознаванием себя и мира вокруг.

Упражнение

Найдите удобное положение, расслабьтесь, почувствуйте свое дыхание и тело, окружающее. Осознайте себя как часть бесконечного пространства. Побудьте в этом состоянии единства и целостности столько, сколько сможете себе позволить. Не забывайте время от времени возвращаться к упражнению, чтобы это состояние стало вам легко доступным.

БОНУС

Не секрет, что психологические упражнения нужно выполнять регулярно. А что делать, если важный разговор уже завтра или через несколько часов? Предлагаем «экстренную помощь».

Перед важным разговором с близким человеком представьте образ вашего «Мы». Например, вы вдвоем в одной лодке. Вокруг вас осенний лес. Рассвет. Легкий туман над гладью озера. Воздух чистый и свежий.

Вам обоим хорошо здесь (образы могут быть любыми, важно только то, что вы оба в безопасности). Представьте, что вы остаетесь в этой приятной обстановке в течение нескольких минут.

Затем оцените, как изменилось ваше состояние, готовы ли вы к диалогу? Образ «Мы» поможет легко формулировать мысли и высказывать суждения – нужные слова найдутся сами.

Источник: https://www.psyh.ru/praktikum-po-razvitiyu-empatii/

10 упражнений для развития эмпатии

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии.

Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь.

Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение.

Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

2. Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую…», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

  • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
  • Я прихожу в восторг, когда рисую.
  • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

  • Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

3. Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

  • «Я чувствую __, потому что ___».
  • Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.
  • Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.
  • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

  • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

  • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
  • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

4. Перестановка ролей

Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Каков ваш возраст?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Куда вы ездили в отпуск?
  5. Что вы больше всего любите?
  6. Что вас больше всего печалит?
  7. Что вас приводит в восторг?
  8. В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  9. Чего вы боитесь?
  10. На что или на кого вы чаще всего надеетесь?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

Итоги упражнения:

  • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
  • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

5. Дублирование

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

  1. Пример:
  2. Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».
  3. Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».
  4. Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».
  5. Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  2. Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  3. Что было самым сложным?
  4. Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  5. Как это упражнение помогло мне узнать человека?

6. Эмпатичное слушание

Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер.

Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом.

Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты.

Читайте также:  Smart техника постановки целей: почему это лучшая методика?

Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом.

Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

Итоги упражнения:

  1. Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  2. Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  3. Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

7. Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  1. Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  2. Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  3. После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

  1. Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  2. Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  3. Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  4. Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

8. Понимание истории

Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  1. Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  2. Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  3. Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.

Например:

  1. Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  2. Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  3. Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.

Итоги упражнения:

  1. Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  2. Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

9. Воображение эмоций исторических персонажей

Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

Итоги упражнения:

  1. Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  2. Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

10. Эмпатия и злость

Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

Пример:

Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

Итоги упражнения:

  1. Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  2. Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  3. Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  4. Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?
  • Психология: личность и бизнес
  • эмпатия
  • эмоциональный интеллект

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-empatii

Игры и упражнения на развитие эмпатии …

  • ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ …
  • «Назови себя»
  • Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от веду­щего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен.

Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые име­на, мячик пойдет в обратную сторону.

Теперь нужно по­стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласко­вое имя» [50].

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологичес­ки непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упраж­нения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздоро­ваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необык­новенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и по­здороваться посредством его. 

  1. «Встаньте те, кто.,,»
  2. Цель; развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
  3. Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…
  • любит бегать;
  • радуется хорошей погоде;
  • имеет младшую сестру;
  • любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным.

Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы ус­ложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?».

Каж­дый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа [15].

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и форми­рует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения[33].

  • «Представься с помощью куклы» (с 5 лет)
  • Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
  • Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помо­щью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д. [33]

  1. «Переходы»
  2. Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
  3. Ход игры:

А) Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У всех у вас волосы отличаются по цвету.

Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним спра­ва, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые во­лосы, рядом с ним — у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные воло­сы.

Начали…» Взрослый помогает детям, подходит к каж­дому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

  • Б) Задание то же, что и в предыдущем варианте, толь­ко дети должны поменяться местами по цвету глаз.
  • «Опиши друга»
  • Цель: развитие наблюдательности и умения описы­вать внешние детали.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одно­временно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необ­ходимых для эффективного общения.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится во­дящим. Водящий выходит из комнаты. За это время про­изводится несколько изменений в одежде, прическе де­тей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, рас­познавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно срав­нить с каким-либо цветом, животным, физическим со­стоянием, показать его в движении. Все зависит от фан­тазии и желания ребенка.

«Передача чувств»

Цель: научить детей передавать различные эмоцио­нальные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепоч­ке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, мож­но обсудить, какое именно настроение было загадано.

Затем ведущим становится любой желающий.

Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подой­дя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение [16].

«Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он зак­рывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов.

Когда водящий откро­ет глаза, все участники своим поведением, главным об­разом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать.

Можно раз­делиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вто­рая — отгадывать.

«Тихий разговор»

Цель: формирование умения передавать определен­ное смысловое содержание невербальным способом.

Ход игры: Участники садятся в круг. Задание — невер­бально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каж­дый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу [15].

«Собери пиктограмму»

Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.

Ход игры: Каждому ребенку дается пиктограмма оп­ределенного эмоционального состояния, разрезаннаянесколько частей. Задача участников — как можно быст­рее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, мож­но самому пантомимически изобразить это состояние.

  1. «Подарок другу»
  2. Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.
  3. Ход игры: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику» [16].
  4. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
  5. Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
  6. Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закры­тыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Читайте также:  Как бороться с ленью: 10 эффективных советов психолога

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят поми­риться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

  • Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
  • «Передай улыбку по кругу»
  • Цель: выполнение группового правила, обмен пере­живаниями.
  • Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
  • «Сижу, сижу на камушке»
  • Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддерж­ку другому человеку (сверстнику).
  • Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голо­ву платочком.
  • Сижу, сижу на камушке,
  • Сижу на горючем,
  • А кто ж меня верно любит,
  • А кто ж меня сменит,
  • Меня сменит-переменит,
  • Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» сле­дующий желающий [56].

«Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оце­нить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку за­ранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний.

В процессе чтения ребенок откладывает на стол не­сколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в ка­кой ситуации и почему ему кажется, что герой был ве­сел, грустен и т. д.

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей опреде­ленной возрастной группы.

Этюд на различные позиции в общении

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Общение в па­рах проходит в диалоговом режиме. Для общения предла­гаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в про­шлом месяце» и пр.

Сначала ситуация общения органи­зуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около свое­го стула (дети меняются местами), затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

В зак­лючение, у детей спрашивают о впечатлении, настрое­нии, возникшем в процессе общения: как больше понра­вилось общаться, почему?

«Интонация»

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, раз­витие эмпатии.

Ход игры: Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, мож­но интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

«Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Ход игры: Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите ка­ким-нибудь волшебным средством понимания».

Рисова­ние проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное.

В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.

Диагностика «Понимание эмоциональных состояний».

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.

Литература: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской  психологии. – М., 1998. – С. 226.

Материал:

  1. Картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков (циклограммы, схематичное изображение эмоциональных состояний).

Сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Процедура проведения: эксперимент проводиться индивидуально с детьми 3 – 7 лет в две серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки с изображением различных эмоциональных состояний и спрашивают: «Опиши картинку. Кто изображен на ней? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?»

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Диагностика «Изучение эмоциональных проявлений детей».

Цель: изучение способов выражения эмоций.

Литература: Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985. – С. 99 – 100.

Подготовка исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им:

  1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

  1. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

  2. Мальчик потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

  3. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

  4. Мальчик (девочка) радуются за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Проведение исследования: исследование проводится с детьми 4 – 7 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

  1. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить:
  2.  I ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризно плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;
  3. II ситуация – показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;
  4. III ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз;
  5. IV ситуация – показать обиду девочки;
  6. V ситуация – показать неподдельную радость за другого.
  7. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно – мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.

  • Приложение 2
  • Фрагмент содержания  формирующего эксперимента
  • Комплекс сюжетно-ролевых игр
  • Первый этап:
  • Игра «Два зеркала»
  • Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических и пантомимических способностей детей.

Литература: Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2002. – С. 78 – 79.

Роли: Королева и Невидимый король, два зеркала.

Источник: https://multiurok.ru/files/ighry-i-uprazhnieniia-na-razvitiie-empatii.html

Как развить эмпатию: 6 практических упражнений, которые научат ладить с окружающими

Слайд, который я выбрал вместо рекламы.Листай дальше, еще много интересногоСочувствие, милосердие, эмпатия — это достойные чувства и ценные качества, которые дарят своим обладателям неоспоримое преимущество при общении с людьми. Если тебе все это незнакомо, но уж очень хочется легко находить общий язык с окружающими, мы научим, как воспитать в себе редкую проницательность.

Ни для кого не секрет, что характер человека формируется с детства. Именно с ранних лет предусмотрительные родители закладывают в нас понятия о доброте, справедливости и умении сочувствовать другим. Если ты честно делилась с друзьями бутербродом с колбасой во дворе, а не съедала втихую за углом, если давала списывать контрольные бестолковому соседу по парте, если прощала хулиганов, которые каждый день придумывали обидные прозвища, значит, твои мама и папа поработали на отлично! А если ты была на стороне злодеев, то срочно спеши изучать способы, которые помогут развить в себе эмпатию — возможность понимать чужие чувства, сопереживать и уметь уважать чужое и свое личное пространство.

Сопереживание — это не то, что ты можешь запросто включить в используемый арсенал маркетинговых техник, если тебе вдруг понадобится улучшить свои показатели. Сопереживание требует искренности, поскольку большинство людей могут легко отличить того, кто по-настоящему обеспокоен их благосостоянием, и тех, кто просто хочет нажиться на этом.

Очень важно, когда в окружении есть люди, которые искренне могут тебя поддержать и войти в положение. Такие свойства присущи, к сожалению, не всем. Как раз так называемые эмпаты способны чувствовать внутренний эмоциональный мир других.

По мнению Зигмунда Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания сквозь себя.

Что еще ты должна запомнить о термине, который может повернуть твою жизнь в нужное русло? Пожалуй, что эмпатия — сопереживание осознанное, ему можно научиться, но крайне сложным это покажется для людей, которые никогда ранее не испытывали чувств, вмещающих в себя данное понятие. В одно мгновение измениться невозможно. На это потребуется много времени, а пока обсудим, с чего стоит начать.

Слушай глубоко

В беседе с другим человеком у тебя не должно присутствовать отвлекающих моментов, ты должна сосредоточиться на том, что именно он тебе говорит.

Не пытайся предсказать, что он скажет дальше, не придумывай идеи и решения о своем собственном ответе или историю, которую ты хочешь рассказать сразу, как только он «закроет рот».

Пока ты слушаешь, тебя не должно ничего отвлекать, даже твои собственные мысли.

Следи за деталями

Начни прослеживать жестикуляцию и мимику других людей. Это поможет научиться чувствовать их эмоциональное состояние. Изучай черты характера, наблюдай со стороны. Это научит тебя объективно оценивать свои поступки. Ты посмотришь, как ведет себя личность в разных ситуациях, в каких больше нервничает либо проявляет волнение.

Помогай другим

Разбуди в себе чуткость по отношению к окружающим, помогай всем, кто нуждается в помощи, в силу своих возможностей. Нужно научиться сострадать другим людям и забыть про эгоизм.

Постарайся отдаться этому процессу всецело и глубоко. Ни в коем случае не критикуй, не делай негативных выводов, каких-либо установок.

Нужно просто оголить душу, оставить все за пределами своего «Я» и полностью погрузиться в собеседника.

Читай художественную литературу

Читай книги, художественные и научные, любую литературу, которая поможет в самосовершенствовании. Читая хорошую книгу, человек зачастую представляет себя на месте главного персонажа.

Таким образом у тебя возникает возможность поставить себя в другие ситуации, которые ты никогда раньше не испытывала в реальной жизни.

Ты сможешь прожить жизнью героев и ощутить их эмоции, которые помогут пробудить и обострить твои собственные эмоции и чувства.

Путешествуй

Личное знакомство с другими странами и культурами поможет разрушить многие стереотипные представления о других народах и начать чувствовать всех людей на более глубоком уровне. Конечно, сейчас у тебя может и не быть возможности съездить в Китай или какую-то другую страну. В этом случае посети хотя бы другой город, сходи в незнакомый район, ну или хотя бы загляни в новый ресторан.

Займись благотворительностью

Стань волонтером какой-нибудь благотворительной акции, но постарайся уделить этому делу достаточно времени. Общайся с людьми, помогая им.

Источник: https://www.wmj.ru/otnosheniya/karera/5-sposobov-razvit-empatiyu.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector