Память в психологии: основные виды и интересны факты

7 удивительных фактов о человеческой памяти

Память в психологии: основные виды и интересны факты

© Becca Tapert/Unsplash

Автор Ульяна Смирнова

16 ноября 2018

Способность нашего мозга запоминать одни события и забывать другие всегда привлекала ученых. От простых экспериментов с музыкой для беременных они смело переходят к опытам по созданию фейковых воспоминаний. Разбираемся, что волнует исследователей сегодня.

Память похожа на большую библиотеку, в которой хранятся детские воспоминания, математические формулы, профессиональные знания и когда-то испытанные ощущения. Она продолжает формироваться на протяжении всей жизни, накапливая индивидуальный опыт человека и позволяя ему в любой момент оперативно извлекать нужные данные.

Исследования американских нейрофизиологов показали, что наша память способна вместить петабайт (или тысячу терабайт) данных. Это в десять раз больше, чем предполагалось ранее. И все же многие психические процессы и механизмы, связанные с запоминанием, до конца не изучены.

 

Резерв памяти можно увеличить

Считается, что человеческая память продолжает развиваться до 25 лет. В среднем пик ее возможностей проявляется в возрасте 19–20 лет, а первые признаки затухания — после пятидесяти.

Однако с помощью регулярных тренировок этот процесс можно замедлить. Как и многие функции мозга, память поддается развитию.

Для улучшения ее характеристик существуют самые разные приемы, методы и технологии, совокупность которых называют мнемоникой.

Особых успехов в развитии памяти добился Самвел Гарибян, российский предприниматель и двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса.

С помощью тренировок он вывел объем усваиваемой информации на такой уровень, что мог мгновенно запоминать любые устные и печатные материалы. Один из рекордов Гарибян поставил в 1990 году.

Мнемонист почти безошибочно повторил тысячу неизвестных ему иностранных слов из десяти разных языков. Спустя десять лет он запомнил и воспроизвел две тысячи не связанных смыслом русских слов.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Механизм дежавю — ошибка

Этим понятием принято обозначать состояние, при котором человеку кажется, будто он уже был в подобной ситуации.

Мы начинаем узнавать незнакомые интерьеры, голоса и лица новых людей, смутно предвидим дальнейшее развитие событий.

Эффект дежавю напоминает повторный просмотр фильма, когда-то увиденного и давно забытого. При этом длится он всего несколько секунд и не может быть вызван искусственно.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его природы. Одни говорят, что это явление может быть связано с генетической памятью. Другие уверены, что все дело в нарушении работы гиппокампа.

Из-за сбоев в глубинных слоях височной доли головного мозга мы воспринимаем новую ситуацию как хорошо знакомую. Третьи считают дежавю следствием реинкарнации.

А Зигмунд Фрейд связывал его с сюжетами забытых снов.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Первые воспоминания появляются еще до рождения

Еще в прошлом веке ученые верили, что младенцы появляются на свет с совершенно чистой памятью. Однако современные исследования позволили выяснить, что эмбрион начинает запоминать некоторые события уже в утробе матери.

В ряде экспериментов ученые с помощью специальной аппаратуры посылали младенцам определенный звуковой сигнал. После пятого прослушивания ребенок переставал реагировать на один и тот же звук и в дальнейшем быстро его узнавал.

Подобное явление наблюдается уже на девятнадцатой неделе беременности. Интересно, что так называемую пренатальную музыку младенцы помнят даже после появления на свет. Это дает возможность говорить о существовании у плода не только краткосрочной, но и долгосрочной памяти.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

© Xavier Mouton Photographie/Unsplash

Память индивидуальна

На способности человека к запоминанию влияют индивидуальные факторы. По этой причине у одних преобладает зрительный вид памяти, у других — слуховой. Третьи лучше всего запоминают мышечные комбинации, движения и их схемы. Кроме того, объем кратковременной памяти у всех разный, также как прочность и скорость запоминания новой информации.

К числу определяющих факторов относятся возраст, состояние здоровья, гормональный фон, особенности нервной системы, уровень воспитания, характер работы и даже рацион. Например, скудное питание при диете и злоупотребление алкоголем оказывают на память негативное воздействие. Образная память сильнее всего развита у артистов, а вкусовая и обонятельная — у дегустаторов.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Бывают и ложные воспоминания

Человеческая память — не самое надежное устройство для записи данных. Воспоминания, которые мы храним у себя в голове, со временем меняются и поддаются искажениям.

Они не только тускнеют, но и дополняются новыми подробностями, которых не существовало в реальности. Кроме того, ложные сведения можно намеренно внедрить в чье-то сознание.

Речь идет не только об отдельных вымышленных деталях, но и о событиях, которых никогда не было.

К таким выводам пришли ученые. Например, американский психолог Элизабет Лофтус убеждал своих испытуемых в том, что в детстве они подвергались нападению животных, надолго терялись в зоомагазине и даже целовали лягушек.

Для этого она использовала поддельные видеоролики, в которых соединялись выдуманные и реальные детали. Родители участников подтвердили Лофтус, что ничего подобного с их детьми не происходило.

Однако около 30% опрошенных присваивали себе ложные воспоминания и даже начинали давать подробные описания этих событий.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Память необходимо включать

Память и внимание тесно взаимосвязаны. Чтобы начать усваивать новую информацию, необходимо сконцентрироваться и настроить себя на процесс запоминания.

В противном случае нужные сведения не будут усвоены и не дойдут до хранилища памяти. Пассивно воспринятая информация не откладывается в голове и быстро забывается.

Именно поэтому в процессе обучения так важно исключить отвлекающие факторы. Например, смартфоны и интернет.

Если озвучить какие-либо сведения без предупреждения о том, что их потребуется повторить, — вероятнее всего, человек их не запомнит. Чтобы активизировать память, нужно заинтересоваться материалом, сосредоточиться на нем.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Плохие воспоминания стираются быстрее

Забывание — одна из основных функций памяти. Оно помогает стереть неактуальную информацию и уберечь нервную систему от перенапряжения.

При этом мозг быстрее вытесняет негативные впечатления, оставляя в памяти наиболее приятные и желанные моменты.

Если бы плохие воспоминания со временем не стирались, то накопленные отрицательные эмоции продолжали бы оказывать деструктивное воздействие на психику. Сегодня существуют специальные тренинги, направленные на блокировку ненужной информации.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

В психотерапевтической практике встречается такое явление, как гипертимезия. Люди с этим редким синдромом, например американская писательница Джилл Прайс, помнят всю свою жизнь в мельчайших подробностях. Защитный механизм, который вытесняет из памяти негативные эмоции и воспоминания, в их случае просто не работает. 

Источник: https://style.rbc.ru/impressions/5bec199a9a7947daebcfbe8f

Виды памяти в психологии

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности.

Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить.

Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов.

Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти.

А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен.

Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания.

Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации.

А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти.

В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить.

Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания.

Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить.

А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман.

Читайте также:  Расставание с любимым мужчиной: как вернуть или забыть навсегда?

Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

Память в психологии: основные виды и интересны факты

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью.

Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного.

Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности.

Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти.

Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже.

Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события.

Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием.

Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то.

Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации.

К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания.

В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями.

Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса.

Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Источник: https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html

7 интересных фактов о памяти человека

Алена Лепилина

Кто-то считает возможности человека безграничными, а кто-то уверен в том, что у всего есть предел. Это касается и памяти тоже. До конца мы еще не знаем, как все происходит на самом деле, но кое в чем наука уже уверена. Выбрали любопытные факты о памяти человека из бестселлера «Память не изменяет».

1. Беспорядок плохо отражается на памяти

Дисциплина ― залог успеха во всем, и запоминание не исключение. Будьте организованны: всегда кладите вещи, которые часто используете, на одно и то же место. Внешний порядок — это и внутренний порядок. Чтобы извлекать воспоминания в нужный момент, память нуждается в их организованном хранении. Если вы организуете вашу жизнь, то организуете и вашу память.

Организованность создает систему и снижает стресс, который, как известно, является главным врагом памяти.

2. Воспоминания «живут» везде

В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей.

Например, знания о том, что мы едим, как пахнет и выглядит еда и что мы с ней делаем, как покупаем ее, хранятся в отдельной зоне мозга каждое: форма — в зрительной коре головного мозга, тактильные ощущения — в премоторной и сенсорной областях, запах — в лобных долях и так далее. Эти зоны называются участками узнавания.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

3. Память не книжный шкаф

Все, что хранится в нашем мозгу, не похоже на обычный шкаф, где книги просто лежат. Это скорее библиотека: к книгам (в нашем случае — к воспоминаниям) постоянно подходят «библиотекари», берут книги с полок, читают, передают кому-то. В роли таких «библиотекарей» выступает рабочая память: помимо хранения информации, она оперирует сохраненными в ней данными.

Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке.

4. Забывать не плохо

Оказывается, забывание столь же важно, как и запоминание. Человеку бывает очень сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать ее в хранилище нашего мозга. Вот почему есть специальные механизмы в мозге (например, протеинфосфатаза), которые предназначены именно для забывания.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

5. Нейронам нужен кислород

Нейроны очень чувствительны к снижению уровня кислорода в организме, которое происходит с годами, при этом понижается уровень их энергии. А чем меньше энергии, тем ниже уровень возбуждения, необходимый для, например, воспроизведения воспоминаний. В итоге страдает память.

6. Никогда не поздно

Не стоит думать, что вы опоздали и заботиться о себе уже поздно. Это не так. К примеру, сорок лет — отличный момент, чтобы начать вести здоровый образ жизни. Занимаясь полезной умственной и общественной деятельностью, можно избежать многих расстройств памяти в более позднем возрасте.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

7. Мозг самовосстанавливается

Несмотря на то что старость запрограммирована в генетическом коде каждого человека и что некоторые нейроны снижают свою клеточную активность или погибают, мозг все же единственный орган нашего тела, который способен развиваться и восстанавливаться. Явление самовосстановления мозга ученые-неврологи называют нейропластичностью.

Читайте также:  Эффект дежавю: 10 теорий возникновения этого явления

Изменения, которые произойдут в нашем мозге и теле, во многом зависят от того, как мы заботились о своем организме до наступления старения.

Чтобы прийти к закату жизни, имея эффективно функционирующий мозг, нужно бороться со стрессом, заниматься физическими упражнениями, высыпаться, правильно питаться и тренировать ум.

P.S.: Подписывайтесь на нашу полезную рассылку. Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков 

По материалам книги «Память не изменяет»

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/06/08/7-samyx-interesnyx-faktov-o-pamyati-cheloveka/

Интересные факты о памяти

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Память человека имеет много интересных свойств, а в чем-то до сих пор остается загадочна и не изучена. В данной статье представлены интересные факты о памятии выдающиеся результаты некоторых людей в запоминании чего-либо.

Пaмять бывaет 2-ух видов — это крaтковременнaя (оперaтивнaя) и долговременная.

Например, студенты  ухитряются во время сессии зa ночь запомнить огромное количество сведений, но они забываются срaзу после экзaменa.

А в старости люди часто в мельчайших подробностях помнят события, которые происходили с ними в раннем детстве или же много лет нaзaд, однако, не в силaх вспомнить то, что было всего полчaсa нaзaд.

Нa память, в целом, влияет множество фaкторов. В первую очередь это зависит от тренировки памяти, к тому же у некоторых лучше развита визуальная память, а у кого-то слуховая (аудиальная). Безусловно, лучше зaпоминaются сведения, вызывающие интерес. Интересен тот факт, что память несложно улучшить в любом возрасте.

Рaнее ученые считaли, что у взрослого человека (за 40 лет) клетки мозга – нейроны — уже не делятся и постепенно к старости отмирают. Но теперь выяснилось, что это не тaк: нейроны продолжают делиться дaже в 70-летнем возрaсте, но рaзмножaющиеся клетки обнаружены в самых активных («думающих») учaсткaх мозгa.

Однако,  последние исследования показали, что наилучшие параметры памяти у 19-летних людей.

Мозг человека способен хранить от 1 до 7 терабайт информации, возможно и намного больше.

Память в психологии: основные виды и интересны факты Средний человек использует не больше 10 % возможностей своей пaмяти, как и мозга, и это интересный факт о мозге человека. Остaльные 90% фактически никогда не используются, в частности потому, что люди обычно не пользуются естественными зaконaми зaпоминaния. Их можно сформулировать коротко: впечaтление, повторение и aссоциaция. Итак: Во-первых,  нужно сосредоточиться и получить впечaтление, применяя для этого не только зрение, а также слух и обоняние.

Интересно, что зрительное впечaтление всё-таки сaмое прочное для памяти. Потому что нервы, ведущие от глaзa к мозгу, в 20 рaз толще, чем те нервы, которые ведут от ухa к мозгу и соответственно объем информации и ее полнота до 20 раз выше.

Во-вторых — повторяйте. Хоть — это и не самый эффективный способ, но в совокупности с остальными, он неплохо тренерует память.

И третий закон — aссоциaции. Самый надежный способ зaпомнить какой-либо фaкт — это связaть его с  другим, провести ассоциацию с чем-то.

В начале двадцатого века считали, что человек рождается с мозгом, чистым, как лист бумаги. Но современные исследования ученых показывают, что память эмбриона начинает формироваться уже через 20 недель после зачатия.

Память в психологии: основные виды и интересны фактыУ памяти человека есть интересное свойство: мозг умеет освобождаться от ненужных впечатлений и сведений. Пaмять фактически сaмa регулирует нагрузку, как бы готовится к приему новой информации. Но стaрaя информация не исчезает бесследно, она переходит из так называемой активной памяти в пассивную, откуда в необходимых,экстренных случаях ее удается извлечь. Это интересное свойство памяти спaсaет многих людей в сложных жизненных ситуациях. Американские ученые, проводя опыты на мышах, доказали, что чем быстрее животные умеют забывать старую и ненужную информацию, тем лучше способны воспринимать новую. Интересно и забавно, что при полной потере памяти человеком последнее, что он может вспомнить — это ругательства на его родном языке. По ним врачам можно определить хотя бы национальность пациента.

Некоторые люди обладают феноменальной памятью:

Паула Прентис, работающая оператором справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, а также их имена, адреса, и даже названия учреждений. И эта девушка, провалила школьный экзамен по математике! Удивительно, но номер своего телефона Паула, к сожалению, не помнит, поэтому записала его на бумажке и всегда носит с собой в сумочке.

Южноафриканский политик Ян Христиан Смэтс выучил наизусть 5тыс. книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974году прочел наизусть 6тыс. страниц буддийских канонических текстов.

Американка Барбара Мур сыграла на пианино по памяти 1852 песни. Этот «концерт» продолжался 18 дней: с 25 октября по 13 ноября 1988 года!

Доминик О’Брайен, является шестикратным чемпионом мира по использованию резервов памяти. Он установил много рекордов по запоминанию информации: запомнил колоду карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за 1 час; 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за полчаса и др.

  • Немало людей с подобной памятью и среди исторических личностей:
  • Александр Македонский знал в лицо и, возможно, по имени 30 000 солдат своего войска.
  • Моцарт, однажды прослушал в Ватикане многоголосое духовное сочинение Аллегри, затем за ночь записал точную копию произведения, допустив лишь пару небольших ошибок.
  • Сенека мог повторить 2000 не связанных между собой слов, которые ему проговорили лишь раз.
  • Интересные факты о памяти на этом не исчерпаны, и иногда поражают практически безграничные возможности памяти человека и его мозга.

Источник: https://KnowWorld.ru/fakty/interesnyie-faktyi-o-pamyati/

14 фактов о памяти, которые смогут вас удивить!

Если вам нравится познавать тайны своего тела, вы любите копаться в механизмах работы сознания – эта информация для вас. Память – одна из важнейших функций психики.

Она позволяет накапливать опыт, ориентироваться в прошлом и настоящем, оперировать терабайтами информации, с объемами которой не справиться ни одна мировая сеть.

Но что мы знаем о ней, кроме того, что память нужно тренировать и постоянно подкармливать? Представляем вам необычные факты о памяти, которые смогут вас удивить.

Память в психологии: основные виды и интересны факты

Мы собрали 14 фактов и просто забавных научных открытий на эту тему — они точно расширят ваши представления по части работы мозга. К тому же, быть может, именно в нашей статье вы найдете ответы, которые не давали вам покоя!

Итак, необычные факты о памяти!

1. Зачатки памяти начинают формироваться у человека еще в утробе, на 5 месяце беременности

Так, эмбрион учится запоминать и распознавать звуки, положительно реагирует на голос мамы, знакомую музыку. Пик развития памяти приходит на возраст 19-25 лет, вот почему это время отлично подходит для получения образования.

Ну а затухает память после 50, да и то у людей, которые ее не тренируют.

Например, те же преподаватели, актеры или научные сотрудники могут сохранять ясность ума вплоть до смерти в связи с особенностями профессии, которая вынуждает их постоянно запоминать большие объемы новой информации.

2. Гипертимезия – способность мозга запоминать все события в жизни человека с автобиографической точностью

Такие факты о памяти, как этот, всегда связаны с конкретным случаем. Впервые об этом феномене заговорили после письма Джилл Прайс. Она рассказала, что помнит каждый свой прожитый день настолько точно, будто он случился вчера. В медицине этот феномен связывают с нарушением функции забывания информации.

3. Ученые из США изобрели таблетку, способную стереть из мозга плохие воспоминания

Данное открытие планируется применять при лечении депрессивных больных и пациентов, переживших серьезный травматический опыт. Хотя сам метод ожидаемо вызвал множество противоречивых дискуссий.

4. В то же время ученые из Лос-Анджелеса нашли способ, как передать память от одного человека к другому, посредством извлечения молекулы РНК

Пока этот опыт был проведен исключительно на моллюсках. Но успешные результаты планируют перенести в сферу обучения, чтобы не тратить годы на запоминание информации, но научиться «перекидывать» знания на мозг человека, как на флешку. Так что совсем скоро необычные факты о памяти смогут пополниться результатами экспериментов.

5. Конфабуляция – одно из расстройств памяти, при котором реальные воспоминания подменяются ложными, что происходили в другое время, с другими людьми или персонажами

Человек с этим расстройством теряет реальные представления о своем возрасте, пережитом прошлом. И потому компенсирует пробелы с памятью бредовыми идеями о своем происхождении, путая личную биографию с жизнью великих людей или даже событиями, увиденными во сне.

6. На самом деле человек запоминает не то, что происходило с ним в объективной реальности, но свои субъективные оценки – негативные или позитивные впечатления, на которые может повлиять любая мелочь

Например, весь день мог пройти как в сказке, а в конце случилось событие, которое перепортило настроение. Будьте уверены, человек запомнит именно это, раскрасив в черные краски весь прожитый день. Подобные факты о памяти мотивируют изменить свой подход к жизни, правда?

7. Чаще всего нарушениями памяти в пожилом возрасте страдают люди, которые любят бодрствовать в ночное время суток

Причина тому – гормональные сбои в организме, которые помогают пережить ночь, но при этом разрушают память, ослабляют иммунитет и вызывают хронические заболевания. Вот почему так важно соблюдать режим!

8. Дневной сон укрепляет память и помогает «переварить» большие объемы информации

Группой британских ученых был проведен эксперимент, в котором людей попросили запомнить много не связанных друг с другом слов, а потом половину испытуемых отправили спать, а другую – смотреть кино.

Через пару часов выяснилось, что первая группа помнила в 4 раза больше слов, чем те, кто бодрствовали у экранов компьютеров.

Жаль только, что такие факты о памяти, как этот, не помогут выторговать себе кровать на работе.

9. Классическая музыка влияет на процесс запоминания

Результаты еще одного исследования, которое изучало влияние классической музыки на синтез белков в организме, выявили интересную закономерность. Прослушивание классики повышает активность генов, что отвечают за память и обработку информации. Так что это позволяет сделать позитивный вывод: классическая музыка положительно влияет на память.

10. Чем больше событий своей жизни человек пропускает через объектив фотоаппарата, тем меньше он о них помнит

Самые важные факты о памяти подтверждаются исследованиями и опытами. А вот этот — экспериментом. В нем участвовали три группы добровольцев. Первые фотографировали предложенные картинки на смартфон. Вторые просто смотрели.

А третьи фотографировали и через время удаляли. В итоге больше всего картинок запомнила именно та группа, которая не использовала никаких гаджетов.

И это открытие – звоночек для людей, которые слишком увлечены составлением фотоотчетов о своей жизни, вместо того чтобы жить.

Читайте также:  Как избавиться от зависимости от социальных сетей

11. Глубокая депрессия способна повлиять на кору головного мозга, стирая часть воспоминаний прошлого

Это связано с тем, что в подавленном состоянии меняется гормональный фон. В свою очередь, такие изменения притупляют формирование новых клеток, приводя к деградации мозга. Именно потому это заболевание требует профессиональной помощи и медикаментозного лечения.

12. Рекорд Д. О’Брайена

Факты о памяти не всегда общие — они могут быть связаны и с конкретными людьми. К примеру, с одним из выдающихся рекордсменов книги Гиннеса Д. О’Брайеном, который поставил мировой рекорд в начале двухтысячных.

Он воспроизвел по памяти 54 колоды карт, представленные в произвольном порядке. Однако при этом он взглянул на них всего один раз. Кстати, этот человек так и не смог окончить школу из-за проблем с концентрацией внимания.

13. В мировой истории зафиксированы имена сотни людей, обладающих феноменальной памятью

Среди них Фемистокл и Македонский, которые знали имена и лица свыше 30 тыс. своих горожан. А также Моцарт и Бузони, обладающие идеальной музыкальной памятью. Или Сенека, которому не составляло труда выучить свыше 100 языков, единожды услышав их звучание. В конце концов, Морфи и Сенс – шахматисты, которые могли играть с восемью противниками сразу, держа ход партии у себя в голове.

14. Ученые из университета Южной Каролины создали имплантат, способный стимулировать мозг и обеспечить быстрое запоминание огромных объемов информации

Мы добавляем результаты опыта в подобранные факты о памяти с небольшой оговоркой. Пока что испытания имплантата проводились на людях с болезнью Альцгеймера. С его помощью им удалось улучшить свой показатель запоминания почти на 35%. Но полученный результат наводит на мысли об успехе операции и в случае со здоровыми людьми.

  • А какие факты о памяти смогли удивить вас?

Источник: https://flytothesky.ru/14-faktov-o-pamyati-kotorye-smogut-vas-udivit/

Психология памяти

Память – одна из
важнейших процессов психики. Любая
форма психической деятельности опирается
на память.

Память –
психический процесс, включающий в себя
процессы: запоминание, сохранение,
последующее воспроизведение человеком
его опыта, а также забывание.

Человек способен
удержать в памяти не только то, что он
ощущал, и воспринимал, но и то, что он
думал, переживал и делал. Память человека
тесно связана с ощущениями и восприятием,
с вниманием, мышлением, эмоциями и
чувствами.

Память избирательна.
В ней сохраняется не все, что прошло
через сознание человека или воздействовало
на мозг, а то, что связано с его
потребностями, интересами, деятельностью.
Память – как и другие психич. процессы,
это субъективное отражение объективного
мира. Значит, особенности и установки
личности человека и его деятельность
влияют на содержание, полноту и прочность
его памяти.

Физиологической
основой памяти является образование,
сохранение и возобновление нервных
связей в коре больших полушарий. Связи,
возникающие в мозгу, отражают объективные
связи, существующие между предметами
и явлениями действительности.

Они могут
быть пространственными, временными,
структурными, причинно-следственными.
Запомнить – значит связать что-то с
чем-то, например, имя человека – с его
внешним видом, дату исторического
события – с содержанием события.

Эти
связи называются ассоциациями.

Запоминаниепроцесс памяти, в результате которого
происходит закрепление нового путем
связывания его с приобретенным ранее.
Запоминание избирательно: в памяти
сохраняется не все, что воздействует
на органы чувств. Доказано, что всякое
запоминание есть закономерный продукт
действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания
протекает в трех формах:

— запечатление, — непроизвольное запоминание, —
произвольное запомин.

Запечатление
прочное и точное сохранение в КП и ДП
памяти событий в результате однократного
предъявления материала на несколько
секунд. Путем запечатления возникают
эйдетические образы.

Феномен эйдетизма
в следующем: после взгляда на картинку
испытуемый может дать ответ о ее деталях,
это возможно тогда, когда образ виденного
сохраняется в сознании целиком.

Это
часто встречается у детей.

Непроизвольное
запоминание
– сохранение в памяти
событий в результате их многократного
повторения. Так, с года ребенок запоминает
слова языка, находясь в определенной
языковой среде.

Непроизвольному
запоминанию способствует сильное
чувство (радость, страх, отвращение…).
Этот способ запоминания имеет определенное,
положительное значение, на нем построена
память в начальном периоде усвоения
знаний.

Непроизвольное запоминание
является продуктом и условием осуществления
познавательных и практических действий.

Произвольное
запоминание
– продукт специальных
мнемических действий, т.е. действий,
целью которых будет само запоминание.
Оно возникло в трудовой деятельности,
в общении людей и связано с необходимостью
сохранить знания, навыки, необходимые
для трудовой деятельности. Характерной
чертой произвольного запоминания
является волевой акт и обязательное
присутствие мотива, решающей задачи.

  • Сохранение более или менее длительное удержание
    в памяти сведений, полученных в опыте
    .
    Сохранение имеет две формы:
  • — собственно
    сохранение и — забывание.
  • Различают два вида
    сохранения материала в памяти:
  • 1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная
память
– непосредственное
запечатление совокупности объектов
при однократном восприятии ситуации,
фиксация объектов, попавших в поле
восприятия.

В кратковременной памяти
информация хранится от нескольких
секунд до нескольких часов (1-2 суток).
Объем – 5-6 предметов.

В условиях КП
продуктивными являются задачи, для
решения которых могут быть использованы
автоматизированные способы действия.

Долговременная
память
– запоминание и сохранение
информации, имеющей большее значение,
на длительный срок содержания. Объем
ДП зависит от важности для человека
информации. ДП хранится многие месяцы
и годы. КП – имеет тактическое значение,
а ДП – стратегическое.

Информация,
использованная в деятельности, или
исчезает из памяти или из КП переходит
в ДП.

В качестве
промежуточного звена между КП и ДП
существует оперативная память –
обслуживающая текущие действия человека.
Из ДП извлекается информация, необходимая
для обслуживания соответствующей
деятельности.

Забывание – процесс
памяти, связанный со стиранием из памяти
событий, которые не важны для человека,
не повторяются, не воспроизводятся
человеком в его деятельности. То, что
не включается в деятельность, не
повторяется – забывается. Забывание
полезно и связано с формированием опыта
личности.

Включение в
деятельность – средство связи материала
с потребностями человека, следовательно,
борьба с забыванием. Нужно систематически
повторять то, что было сохранено в
памяти.

Повторять материал необходимо
спустя небольшое время после его
восприятия, например, вечером прочитать
записанную утром лекцию. Забывание
также имеет избирательный характер.
Значимый материал, связанный с
деятельностью, забывается медленно.

А
то, что имело жизненное значение, совсем
не забывается.Сохранение материала
определяется степенью его участия в
деятельности личности
.

Сохраняемое в ДП
не стирается, а становится несосознанным.
Сохранение — процесс не пассивный, а
динамический.

Ранее запомненные знания
взаимодействуют с вновь усваиваемыми:
они ассоциируются, уточняются и
дифференцируются. Сохраняемый в сознании
опыт – постоянно изменяется и обогащается.

В неизменном виде сохраняется и
воспроизводится лишь то, что заучено
наизусть как самостоятельное цельное
высказывание.

  1. Воспроизведение
    – процесс памяти, воссоздание в
    деятельности и общении сохраненного в
    ДП материала и перевода его в оперативную.
  2. Существует 3 уровня
    воспроизведения:
  3. — узнавание, — собственно воспроизведение, —
    припоминание.

Узнавание–
это воспроизведение какого-то объекта
в условиях повторного восприятия. Оно
имеет большое значение в жизни. Без него
мы каждый раз воспринимали бы вещи как
новые, а не как уже знакомые.

Без узнавания
невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое
в систему наших знаний, нашего опыта.
Узнавание сопровождается особым
эмоциональным переживанием – чувством
знакомости: «уже слышал, видел, пробовал».

Узнать легче, чем воспроизвести в
отсутствии оригинала. Каждому приходилось
испытывать странное переживание: ты
приезжаешь в заведомо новый для тебя
город или оказываешься в новой ситуации,
а кажется, что все это уже было.

Мнимое
узнавание называется«дежа вю»(в
переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас
подводят ассоциации – похоже только
кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание
полное, определенное, оно осуществляется
непроизвольно(без усилий) – незаметно
для себя мы узнаем в процессе восприятия
вещи, предметы, которые ранее воспринимали.

Но если узнавание неполное и поэтому
неопределенное, когда , например, увидев человека, мы переживаем «чувство
знакомого», но не можем отождествлять
его с тем, которого знали ранее или мы
узнаем человека, но не можем вспомнить
условия, в которых мы воспринимали
человека, то в этих случаях узнавание
являетсяпроизвольным.

Опираясь на
восприятие объекта, мы намеренное
стараемся вспомнить различные
обстоятельства, чтобы уточнить его
узнавание. В этом случае узнавание
переходит в воспроизведение.

Собственно
воспроизведение –
осуществляется
без повторного восприятия того объекта,
который воспроизводится.

Оно вызывается
содержанием той деятельности, которую
человек осуществляет в данный момент,
хотя эта деятельность и не направлена
специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное.

Но оно не совершается само собой, без
толчка. Толчком к нему бывают восприятия
предметов, представления, мысли, которые
вызваны внешними воздействиями.

Произвольное
воспроизведение
вызывается
репродуктивными задачами, которые
человек ставит перед собой. Когда
материал закреплен прочно, воспроизведение
происходит легко. Но иногда не удается
вспомнить то, что необходимо, тогда
приходится делать активные поиски,
преодолевая трудности. Такое воспроизведение
называется припоминанием.

Припоминание
воспроизведение, при котором в
данный момент нет возможности вспомнить
нужное, но есть уверенность, что оно
запомнено. Припоминание характеризуется
активными поисками в лабиринтах памяти
нужной информации, это определенная
умственная работа, труд.

Требуется
волевое усилие. Припоминание также, как
и запоминание, избирательно. Хорошо
осознанная и точно сформулированная
задача направляет дальнейший ход
припоминания, помогает отбирать в нашей
памяти нужный материал и тормозит
побочные ассоциации.

Рекомендуется два
приема:

ассоциирование
и опора на узнавание. Опора на узнавание
– название возможных вариантов цифр,
слов, фактов, которые могут быть узаны
и припомнены.

  • Все три уровня
    воспроизведения вплетены друг в друга
    и взаимодействуют в мнемической
    деятельности.
  • Ассоциирование– связи между отдельными звеньями
    воспринятого в жизни, играют большую
    роль в запоминании и припоминании.
  • Выученное
    постоянно взаимодействует с тем, что
    изучалось ранее
    .
  • Виды памяти:
  1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

  2. по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

  3. по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная
(моторная)
– запоминание, сохранение
и воспроизведение различных движений
и их систем. Она служит основой для
формирования навыков письма, ходьбы,
танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная
память
– на чувства, заключается в
запоминании, воспроизведении и узнавании
эмоций и чувств. Лежит в основе формирования
привычек. Пережитые и сохраненные в
памяти чувства могут побуждать к действию
или тормозить. Способность сочувствовать
другому человеку основана на эмоциональной
памяти.

Образная память– зрительная, слуховая, осязательная,
обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая
(смысловая)
– заключается в запоминании
и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не
существуют без языка, то и память на них
смысловая.

Источник: https://studfile.net/preview/6023766/page:13/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector