Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Рациональное мышление: основные принципы и способы развитияЖизнь человека, с момента рождения и до самой смерти, состоит из принятия решений. В течение дня каждый из нас принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и сотни тысяч различных решений. При этом при принятии решений человек постоянно сталкивается с проблемой выбора между несколькими способами поведения.

К решениям относится как выбор спутника жизни или места работы, так и малозначащий выбор, например выбор фильма (отличные мотивирующие фильмы про успех) для просмотра или одежды для работы. Одни решения мы принимаем автоматически на подсознательном уровне, другие даются нам с трудом и становятся предметом длительного мучительного размышления, выбора одного из возможных вариантов.

Процесс принятия решений развивается с опытом. Тем не менее, магистр неврологии Колумбийского университета Джон Лерер выделяет несколько общих принципов принятия решений, которые при должном их рассмотрении и применении помогут нам в конкретной ситуации принять лучшее решение.

Методы принятия решений основанные на рациональном и  эмоциональном мышлении

ДАЖЕ НАД НЕСЛОЖНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ НЕОБХОДИМО РАЗМЫШЛЯТЬ

Для человеческого мозга не существует точной границы, которая отделяет сложные вопросы от простых. Одни ученые уверены в том, что любая задача с более чем пятью отдельными переменными вынуждает наш мозг напряженно работать. Другие же полагают, что человек в любой момент может свободно обрабатывать до девяти единиц информации.

С опытом и практикой этот диапазон может быть чуть-чуть расширен. Но в общем префронтальная кора (наиболее развитая часть головного мозга) — строго ограниченный механизм.

Если наше эмоциональное мышление — это навороченный компьютер, состоящий из параллельно работающих микропроцессоров, то наше рациональное мышление — это старый калькулятор.

Но, несмотря на то, что калькулятор вещь старомодная, он все еще может быть нам очень полезен.

Один из недостатков эмоционального мышления заключается в том, что оно руководствуется несколько устаревшими инстинктами, которые уже не годятся для принятия  решений в условиях современной жизни.

Поэтому мы с легкостью поддаемся соблазну рекламы, кредитных карт или игровых автоматов. Единственно верный способ защитить себя от этих недостатков — тренировать рассудок и проверять свои чувства с помощью несложных арифметических выкладок.

Конечно, не всегда можно найти наиболее легкое решение. Например, выбор сорта малинового варенья может показаться простой задачей, однако в действительности он на удивление сложен, особенно когда на витрине магазина десяток видов этого продукта.

Как же принять рациональное решение? Лучший способ — спросить себя, — «Можно ли это решение сформулировать с помощью чисел?» К примеру, большинство сортов варенья похожи по вкусу, поэтому мы вряд ли много потерям сортируя их по цене.

В этом случае при прочих равных условиях лучшим выбором может стать самое дешевое варенье. Дайте взять верх рациональному мозгу (эмоциональный мозг может быть легко введен в заблуждение какой-нибудь несущественной деталью, например стильной упаковкой).

Этот же метод принятия решений можно использовать в любой области, где не особенно важны детали продукта.

Когда же речь идет о более важных решениях, касающихся непростых вещей — например, квартиры, машины или мебели, — классификация только по одной цене исключит массу важной и полезной информации. Возможно, самый дешевое кресло на самом деле плохого качества, или, может быть, вам не по вкусу его внешний вид.

И стоит ли на самом деле выбирать машину или квартиру, основываясь лишь на одной переменной, будь это число лошадиных сил или месячный взнос? Когда вы просите префронтальную кору принимать решения подобного рода, она непременно ошибается.

В результате вы оказываетесь с некрасивым креслом в не подходящей квартире.

Думайте меньше о вещах, которые вас сильно заботят, может это кажется вам странным, но в этом имеется научный смысл. Не бойтесь позволить своим эмоциям сделать выбор.

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ РАЗМЫШЛЕНИЙ

Перед тем как доверить процесс принятия решения по поводу новой проблемы своему эмоциональному мышлению, необходимо спросить себя: как мой жизненный опыт поможет мне решить данную проблему? Откуда приходит решение, из прежнего опыта или это просто необдуманный эмоциональный порыв?

Эмоциям вас не спасти если эта проблема вам незнакома. Единственный выход из беспрецедентных неприятностей — в процессе принятия решений найти творческий подход. Для таких озарений требуются хорошо натренированные нейроны в префронтальной коре.

Однако это не значит, что наше эмоциональное мышление не имеет к этому совсем никакого отношения. Психолог Марк Юнг-Биман, исследующий нейробиологию интуиции, доказал, что люди с позитивным настроением гораздо лучше решают сложные задачи, требующие применения интуиции, чем люди, которые расстроен или чем-то раздраженны.

Веселые и жизнерадостный человек решает на 20% больше головоломок, чем грустный и печальный.

Юнг-Биман предположил, что причина этого в том, что отвечающие за верховный контроль области мозга, не заняты управлением эмоциональной жизнью человека.

Они не переживают, а следовательно могут спокойно решать поставленную перед ними задачу. В результате рациональный мозг может сосредоточиться на поиске решения для уникальных ситуаций, в которых вы оказались.

ОБРАЩАЙТЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СЕБЕ НА ПОЛЬЗУ

Сложные проблемы редко имеют простые решения. Упрощая ситуацию, делая ее в своих глазах пустяковой мы рискуем очутиться в капкане уверенности: мы настолько уверены в своей правоте и непогрешимости, что не обращаем ни какого внимания на факты противоречащие делаемому выводу.

Конечно, не всегда есть время на долгие внутренние дебаты. Но, если есть возможность, необходимо растянуть процесс принятия решения.

Недальновидные решения принимаются, когда мы обрываем свои внутренние дебаты и размышления, когда с помощью быстрого согласия нейронный спор искусственно заканчивается.

Существуют пара простых способов сделать ложную уверенность не мешающей нашему мнению. Первое, всегда учитывайте конкурирующие выводу и гипотезы. Заставляйте себя смотреть на ситуацию под другим углом, оценивайте факты с иной позиции. Так вы можете обнаружить, что ваши убеждения ошибочны, и основаны на непрочном фундаменте.

Второе,  постоянно напоминайте себе о том, что вы не знаете. Мы можем нарваться на неприятности, когда забываем, что наши знания неполные и в них существуют пробелы.

ВЫ ЗНАЕТЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ ДУМАЕТЕ

Парадокс мозга человека заключается в его не очень хорошем знании самого себя. Сознательный мозг не знает о своих собственных основах и слеп ко всей нервной и эмоциональной деятельности. Людские эмоции — внутренние представления о информации, которую мы обрабатываем, но не воспринимаем – это мудрость бессознательного.

Значение эмоций недооценивалось на протяжении долгих лет, потому что их было сложно трактовать и анализировать. Как когда-то заметил Ницше, то, что находится к нам ближе всего, мы хуже всего знаем. Сейчас с помощью инструментов современной нейробиологии, мы можем увидеть, что у эмоций есть собственная логика.

Эмоциональный мышление особенно полезно в процессе принятия сложных решений.

Его вычислительная мощность (способность обрабатывать одновременно миллионы единиц информации) гарантирует то, что при оценке различных вариантов вы сами сможете проанализировать все подходящие данные.

Сложные задачи расчленяются на более простые элементы, которыми намного легче оперировать, а затем они переводятся в практичные чувства.

Эти эмоции так разумны потому что мы научились извлекать опыт из наших ошибок. Вы постоянно извлекаете пользу из своего опыта, даже если вы сознательно не отдаете себе в этом отчета. И не столь важно, в чем вы специализируетесь, мозг абсолютно всегда учится одним и тем же способом, накапливая мудрость через ошибки.

Этот достаточно кропотливый процесс нельзя сократить: чтобы стать экспертом, надо много время и практики. Однако как только в любой из областей вы приобрели опыт, совершив ошибки и набив шишки, стоит начать доверять в процессе принятия решений (в этой области) своим эмоциям.

Эти тонкие сигналы, которые получаем мы от мозга, говорят, что наш мозг научился понимать данную ситуацию. Он научился анализировать практические аспекты окружающего мира таким образом, что вы понимаете, что нужно делать.

Чрезмерно анализируя все эти экспертные решения, вы парализуете свои способности к любому действию.

Это не означает, что всегда следует доверять эмоциональному мышлению. Иногда оно бывает близоруко и импульсивно, чрезмерно чувствительно к стереотипам и  шаблонам (именно поэтому многие люди теряют так много денег в азартных играх). Однако полезно всегда принимать во внимание свои эмоции: следует думать,  почему вы чувствуете то, что чувствуете.

ДУМАЙТЕ О МЫШЛЕНИИ

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Почему думать о своих мыслях так важно? Потому, что это помогает нам не совершить глупость. Вы сможете принять более дальновидное решение, если будете помнить, что мозг к выигрышам и потерям относится совершенно по-разному.

Вы также купите себе лучшую квартиру, если будете помнить, что количество времени затраченного на раздумья еще не гарантия, что выберите лучший вариант. Разум полон недостатков, но их возможно подавлять.

Нет какого-либо секрета в рецепте принятия лучших решений, есть только настороженность и желание уберечься от тех ошибок, которых возможно избежать.

Конечно, даже достаточно разумные и внимательные люди могут совершать ошибки. Однако люди, которые принимают наилучшие решения, не позволяют этим несовершенствам парализовать их деятельность.

Вместо этого они учатся на своих ошибках и всегда готовы извлечь полезный опыт из неудач. Они думают о том, что можно было сделать по-другому в подобных ситуациях, чтобы в следующий раз их нейроны знали как правильно поступить.

Вот это и является самой поразительной особенностью человеческого мозга: он способен к саморазвитию и самосовершенствованию.

P.S. Эмоциональное мышление сродни интуиции, оба процесса происходят на подсознательном уровне. О том, как развить интуицию вы можете узнать на страницах блога.

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Викиум

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/process-prinyatiya-reshenij.html

Рациональное мышление

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Рациональное мышление представляет собой тип мышления, который следует четкой логической связи и ведет к конкретной цели. Иррациональное и рациональное мышление – это противоположные понятия, где иррациональный вариант предполагает отсутствие и логики, и связанности, и целей.

Методы рационального мышления

Рациональное мышление предполагает образ мыслей, при котором не учитывается чувственная сфера. Это сугубо когнитивный процесс, в котором нет места личным эмоциям и оценкам действительности. При этом стоит понимать, что рациональное мышление – еще не значит мышление продуктивное.

Именно рациональный тип мышления позволяет человеку «взять себя в руки» и адекватно оценить происходящее в ситуации, которая выводит его на эмоции. Такой тип мышления отбрасывает предчувствия, импульсы, желания, переживания, впечатления и все субъективное.

Роль рационального мышления в познании трудно переоценить: именно оно позволяет давать беспристрастные характеристики и определения в любых сферах.

Образное мышление также называют наглядно-образным. Его особенность заключается в том, что оно позволяет продвигаться в познании без каких-либо реальных действий. Образное мышление рассматривает ситуацию интуитивно, без анализа.

При этом если результат такого мышления не должен быть озвучен, то словесные выводы не будут сформулированы.

Интересно, что для этого типа мышления сам язык, оказывается, не так важен, как для рационального мышления, которое строится именно на базе знакомых слов, понятий и вариантов мыслительной деятельности.

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

В противоположность рациональному типу, при образном мышлении результат будет наполнен большим количеством личностного содержания и смысла. Образное мышление особенно важно для людей творческих, которые через произведение искусства стремятся донести до других людей образ, который сложно было бы выразить другим способом.

Именно наличие образного мышления делает правдивой знаменитую фразу Тютчева «мысль изреченная есть ложь».

Человек, который пытается объяснить свои чувства, переформулирует образы в слова, а его собеседник из слов извлекает образ, и он уже не тот, который вкладывал другой человек.

Понимать друг друга проще, когда человек оперирует понятиями рационального мышления, логическими выводами и терминами, значение которых точно установлено и известно собеседнику.

Читайте также:  Что такое подсознание и как оно работает: можно ли им управлять?

Источник: https://womanadvice.ru/racionalnoe-myshlenie

Как научиться мыслить рационально | Rusbase

Впервые я узнал, что такое ментальная модель, когда читал историю об известном физике Ричарде Фейнмане. Фейнман получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте и докторскую степень в Принстоне. За это время ему удалось заработать хорошую репутацию среди студентов и преподавателей – он мог решать задачи, которые не могли решить гениальные аспиранты.

Фейнман считал, что его секретное оружие – не интеллект, а стратегия, которой он научился еще в школе. Однажды учитель по физике велел ему остаться после уроков.

«Фейнман, – сказал он, – Вы слишком много болтаете и шумите. Я знаю, почему. Вам скучно. Поэтому я дам вам книгу. Вы сядете на заднюю парту, в углу, и будете изучать эту книгу. Когда Вы будете знать все, что в ней написано, Вы можете снова разговаривать».

Итак, на каждом уроке физики Фейнман не обращал ни малейшего внимания на то, чем вообще занимается класс. Он садился за заднюю парту с книгой Вудса «Дифференциальное и интегральное исчисление». Именно во время чтения он начал разрабатывать свой собственный набор ментальных моделей.

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

greatpeopleinside.com

Когда ребята в МТИ или в Принстоне мучались с каким-нибудь интегралом, это происходило потому, что они не могли взять его с помощью стандартных методов, которые узнали в школе. А Фейнман решал интеграл благодаря новой призме и набору инструментов, которые он узнал из книг.

Фейнмана отличал не интеллект, а его видение проблемы. У него был более широкий набор ментальных моделей.

Что такое ментальная модель?

Ментальные модели – основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Они используются для объяснения причин и следствий, а также придания смысла жизненному опыту. Ментальные модели объясняют, как работает мир.

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Pixabay

Например, спрос и предложение – ментальная модель, которая помогает понять, как работает экономика. Теория игр – ментальная модель, которая объясняет, как работают отношения и доверие.

Ментальные модели определяют ваше поведение и восприятие мира. Это инструменты, которые вы используете, чтобы понимать жизнь, принимать решения и решать задачи. Каждая новая модель, которой вы обучитесь, будет менять ваше видение мира. Это случилось с Ричардом Фейнманом, когда он обучился новой математической технике.

Конечно, ментальные модели далеко не идеальны, однако они очень полезны. В физике или математике, например, не существует ни одной модели, которая идеально и безошибочно объяснила бы Вселенную, однако благодаря лучшим ментальным моделям из этих наук мы научились строить мосты и дороги, разрабатывать новые технологии и даже летать в космос.

«Все ученые согласны, что не существует на сто процентов правильной теории. Поэтому качество знаний определяется не тем, насколько они правдивы, а тем, насколько полезны», – Юваль Ной Харари.

Лучшие ментальные модели – самые полезные идеи. Понимание этих концепций поможет вам принимать разумные решения. Поэтому всем, кто хочет думать рационально и эффективно, важно расширить набор этих инструментов.

Как научиться рационально мыслить?

У всех есть любимые ментальные модели – зачастую это те, благодаря которым мы можем понять, почему или зачем что-то произошло. Мы взрослеем и набираемся опыта в определенной области, и со временем мы начинаем пользоваться только теми концепциями, которые лучше всего нам знакомы.

Unsplash

Вот в чем проблема: когда в вашем сознании преобладает определенное мировоззрение, вы пытаетесь объяснить каждую проблему, с которой сталкиваетесь, через это мировоззрение. В такую ловушку особенно легко попасть умным или талантливым в определенной сфере людям.

Чем лучше вы осваиваете одну ментальную модель, тем больше вероятность того, что она станет вашим большим недостатком, потому что вы начнете применять ее, пытаясь решить каждую проблему. То, что кажется опытом, на самом деле является ограничением. 

Рассмотрим один пример. Биолог Роберт Сапольски задает вопрос: «Почему курица пересекла дорогу?». Затем он предполагает, что ответят разные эксперты.

  • Эволюционный биолог, скорее всего, ответит так: «Курица пересекла дорогу, потому что на другой стороне увидела потенциального партнера для спаривания».
  • Кинезиолог, скорее всего, ответит так: «Курица пересекла дорогу, потому что в ее ногах сокращались мышцы, что заставляло ее двигаться вперед».
  • Нейробиолог, скорее всего, ответит так: «Курица пересекла дорогу, потому что в ее мозге сработали нейроны, которые побудили ее к движению».

По сути, все они правы. Однако никто из них не видит картину целиком. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, нельзя полностью объяснить, используя лишь одну модель мышления.

Полагаться всего лишь на один ментальный инструмент – то же самое, что носить ментальную смирительную рубашку. Когда ваш набор моделей мышления ограничен, ограниченными становятся и ваши решения. Чтобы раскрыть весь потенциал, вы должны обучиться широкому ряду ментальных моделей. Только так вы научитесь мыслить рационально.

Как расширить набор ментальных моделей?

Ментальные модели объясняют нам, как работает мир. Мы должны регулярно читать хорошие книги, изучать основы незнакомых нам областей, общаться с людьми, чей опыт полностью отличается от нашего. Иначе мы будем видеть только часть всей картины.

Unsplash

Почему важно определять связи между ментальными моделями?

В школе мы делим наши знания на различные категории – биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире все должно быть наоборот.

Величайшие умы человечества редко думают категориями. Они не смотрят на жизнь через призму одного предмета.

Очень важно не только обучаться новым ментальным моделям, но и понимать, как они связаны между собой. Креативность и творчество часто возникают на пересечении идей. Определяя связи между разными ментальными моделями, вы сможете найти те решения, которые многие не упустили или не заметили.

Инструменты, которые помогут вам мыслить лучше

Хорошие новости:

Вам не нужно в идеале осваивать каждый предмет, чтобы стать величайшим мыслителем. Вам нужно обучиться всего лишь нескольким ментальным моделям, чтобы понять, как работает мир.

Ключевыми дисциплинами являются биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. В каждой области есть основополагающие идеи, которые нужно знать. Например, в экономике такими являются стимул, дефицит и эффект масштаба.

  • Если вы поймете основы каждой дисциплины, вы сможете составить точную и полезную картину мира.
  • Источник.
  • Материалы по теме:
  • Как научиться быстро засыпать
  • Чему садоводство может научить предпринимателя
  • 10 способов работать продуктивно
  • Является ли телефон частью нашего мышления?

Источник: https://rb.ru/story/how-to-think-rationally/

Рациональное и иррациональное мышление — Психологос

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.

Процесс такого нерационального мышления нередко называется — чувством. Если девушка задумалась, ей что-то показалось, и хотя четкой логики в своих рассуждениях она не видит, он может сказать «Я чувствую».

Особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Тем более, если ее впечатление ее порадовало или испугало – тут точно чувство.

А вот недоделанное мышление, нечеткий, незавершенный мыслительный процесс – это чувство?

Рациональное мышление — когнитивный, а не аффективный процесс

Рациональность мышления — это скорее направленность, способ мышления, а не характеристика его эффективности. Не так важно, насколько в конкретном акте мышления (например) была реализована рациональность — может быть, и в явно недостаточном виде, но важно то, что изначально было выбрано направление рационального, по возможности понятийного и желательно логичного мышления.

Можно было скатиться к чувствам и впечатлениям, но человек включил голову и начал думать.

Здесь важно слово «рациональное», как то разумное и логичное, которое отлично от телесного, эмоционального и чувственного. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. См.→

Иррациональное мышление — мышление без логики и контроля

Иррациональное мышление обычно происходит на более глубоких уровнях внутреннего мира человека. См.→

А.Бек, основоположник когнитивной психологии, условно разделил весь процесс человеческого мышления на три уровня. Во-первых, он выделил произвольные мысли: наиболее поверхностные, легко осознаваемые и контролируемые. Во-вторых, автоматические мысли. Как правило, это стереотипы, навязанные нам в процессе взросления и воспитания.

И, в-третьих, базовые схемы и когнитивные убеждения, то есть глубинный уровень мышления, возникающий в области бессознательного, который труднее всего поддается изменению. Всю поступающую информацию человек воспринимает на одном из этих уровней (или на всех сразу), анализирует, делает выводы и выстраивает на их основе свое поведение.

Неконструктивные мысли Бек называл когнитивными ошибками.

К ним относятся, например, искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение или преуменьшение значимости тех или иных событий, персонализация (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).

Что делать с иррациональным мышлением?

Все эти примеры иррационального мышления — поле деятельности для психолога, работающего в когнитивной традиции. С помощью различных методик он прививает клиенту навык воспринимать информацию адекватно, конструктивно и целесообразно. Как правило, это тот или иной вариант позитивного мышления.

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/racionalnoe-i-irracionalnoe-myshlenie

Что такое рациональное мышление и чем оно особенно

Рациональное мышление: основные принципы и способы развитияМыслительный процесс – особенность, присущая каждому человеку.

Но, несмотря на общность этого явления, выделяется рациональное мышление, аналитическое, логическое и другие его разновидности, которые у всех людей индивидуальны.

Так, рациональное мышление – это форма упорядоченных суждений (умозаключений), имеющих точное логическое основание. Мыслить рационально — означает не думать обо всем и сразу, а идти мысленно только к конкретной цели.

Рациональное мышление являет собой экономный и одновременно выгодный (эффективный) способ суждений, при котором мыслительная деятельность приносит максимально положительный результат при наименьших затратах (психоэмоциональных, интеллектуальных усилиях).

Основным компонентом, отличающим рациональное мышление от обычного, является логика. Каждый этап такого суждения должен представлять собой правильную логическую цепочку.

Кроме того, рациональное мышление не должно испытывать влияние эмоций: оно подконтрольно только разуму. Если же над мыслительным процессом довлеют эмоции, то мышление становится иррациональным.

  • Рациональное мышление применимо как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
  • Некоторые сферы жизнедеятельности общества, например, юриспруденция, экономика, политика не могут существовать без рационального мышления, потому что любой шаг здесь должен быть взвешен, подвержен контролю разума и логически обоснован.
  • К методам рационального мышления относятся:
  • — анализ (аналитическая деятельность позволяет получать максимально возможную полезную информацию из любых доступных сведений).
  • Если для обычного человека статистические данные – это просто набор цифр, то для рационально мыслящего индивида это кладезь полезной информации;
  • — умозаключение (из каждого суждения, а тем более, из системы суждений следует делать вывод).
  • Это позволяет сокращать объем полезной информации и обновлять данные новыми интересующими сведениями;
  • — аргументация (каждое утверждение должно иметь достаточную аргументацию (основание достоверности)).
  • Если исключить из мыслительного процесса неаргументированные доводы, то мышление станет более рациональным;
  • — сравнение (сопоставление имеющихся данных, с целью выявление их общих черт и особенностей);
  • — суждение (утверждение, мнение о каком-либо явлении, формирующееся на основе анализируемых данных).
  • Бизнес, являясь частью экономики, также нуждается в рациональном мышлении.
  • Планирование, прогнозирование, анализ, маркетинговые исследования, организационная деятельность, управление – все это должно быть пропущено сквозь призму рациональности.

Источник: https://berichnow.ru/stati/chto-takoe-ratsionalnoe-myishlenie-i-chem-ono-osobenno

Рациональное и иррациональное мышление: что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Иррациональное и рациональное мышление представляют собой противоположные способы познания. Ум человека базируется на рациональном познании. Иррациональность дает ему безграничные возможности. Надо их только заметить и поймать.

Читайте также:  Зависимость от адреналина: причины возникновения и как лечить?

Рациональное мышление: что это такое

Основу рационального сознания составляют реальные факты для размышлений и логически обоснованные доводы для принятия решений. Они позволяют видеть вещи в истинном свете, объясняют непонятные явления и показывают кратчайший путь к поставленной цели.

Традиционно рациональный образ мысли связывается с точными науками, но и в повседневной жизни люди вынуждены пользоваться им, чтобы выстроить свою карьеру, накопить денег на крупную покупку, спланировать отпуск.

Рациональные личности:

  • здраво оценивают окружающую действительность;
  • ставят перед собой реальные цели;
  • адекватно реагируют на критику;
  • прислушиваются к окружающим;
  • подкрепляют свои выводы конкретными фактами;
  • отличаются расчетливостью и прагматизмом;
  • трезво оценивают возможности – свои и чужие.

Решимость мыслить рационально является позитивным моментом с точки зрения работы человека над своими недостатками.

Людям другого склада, не умеющим и не желающим строить планы на жизнь, порой сложно добиваться своих целей, так как они:

  • не думают о последствиях;
  • везде опаздывают;
  • не умеют предсказывать ход событий.

Руководствуясь рациональными мыслями, человек не совершает спонтанных и необдуманных действий, минимизирует риск неприятных неожиданностей. Именно такой спокойный взгляд на ситуацию позволяет человеку собраться в критический момент, когда вокруг кипят страсти и эмоции.

Методы рационального мышления

Данные методы основаны на использовании логических приемов обработки информации:

  • Анализ — мысленное расчленение некоторого целого на составляющие его элементы, выделение его свойств, связей и прочих характеристик, определение его структуры.
  • Синтез – воссоединение нескольких элементов или частей в единую целостную структуру. С помощью синтеза человек мысленно соединяет части в новых сочетаниях, что позволяет ему установить связи между ними и делать выводы об их взаимодействии.
  • Сравнение — установление сходства и различия между объектами или предметами. При помощи сравнения человек выявляет различные свойства предметов и объектов, как качественные, так и количественные характеристики.
  • Обобщение — мысленное объединение нескольких предметов по некоторым наиболее существенным признакам.
  • Абстрагирование (отвлечение) – выделение основных, существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных деталей.

Важно! Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, один без другого не имеет смысла.

На базе логических приемов мышления осуществляются самые разнообразные процессы. Они успешно применяются как в академических исследованиях и экспериментах, так и в сфере простых житейских дел.

  Как учить ребенка говорить в 1-2 года

Иррациональное мышление: что это такое

Рациональный образ мышления отбрасывает эмоции, порывы, желания, настроения, впечатления и все личностные аспекты, ограничивая, тем самым, интеллектуальный потенциал. В противоположность ему иррациональное мышление «думает сердцем», не стеснено никакими конкретными границами и в основе своей имеет:

  • чувства;
  • впечатления;
  • мистические переживания;
  • душевное состояние.

Ближе всего к иррациональному образу стоит детское мышление, которое обладает подвижностью, эмоциональностью, яркими фантазиями, спонтанностью и отсутствием рассудительности.

Будучи взрослыми, люди иррационального склада предпочитают развивать неистовую активность, но часто их действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В жизни они руководствуются собственными представлениями, которые имеют мало общего с окружающей действительностью.

Иррациональный тип мыслей присущ творческим людям, которым полет фантазии нужен как воздух. Невозможно представить себе творческого гения, писателя или художника, действующего в строгих рациональных рамках. Личности иррационального типа обладают, как правило, ярко выраженной способностью влиять на мысли и желания других людей.

Методы иррационального мышления

В отличие от рационального, иррациональное познание опирается не на логические приемы, рассмотренные выше, а на мгновенное постижение проблемы. В основе иррационального мышления лежат:

  • Интуиция:
    • представляет собой форму непосредственного знания,
    • позволяет постигать действительность без показаний органов чувств.
  • Озарение:
    • означает мысленное постижение целого, а не отдельных частей,
    • перестраивает ситуацию, находит новый взгляд на проблему.
  • Воображение:
    • является специфической формой психологической активности человека,
    • создает новый образ, ситуацию, возможное будущее с использованием прошлого опыта.

Методы не ограничиваются вышеперечисленными формами. К ним можно отнести также эмоциональную сферу, духовные прозрения, практики медитации в восточных религиях и другие.

Важно! Истоки иррационального кроются в глубинных слоях мышления, в неизведанной области бессознательного. Отсюда основные опасности на этом пути: подмена действительного желаемым и запуск неконтролируемых панических состояний.

В повседневности часто можно встретить деструктивные примеры иррационального мышления. Достаточно вспомнить сколько гениальных писателей, художников и музыкантов в реальной жизни были беспомощны не имели элементарных средств к существованию.

  Развитие пространственного мышления

Гармония противоположностей

Психологи уверены, что люди могут без проблем существовать в социуме, пользуясь любым типом мышления.

Рациональная и иррациональная составляющие есть две стороны одной медали. Наше однобокое мировоззрение часто разводит их по противоположным полюсам, в то время как они должны дополнять и обогащать друг друга.

Благодаря взаимодействию этих противоположных начал развивается способность человека находить верный путь в сфере разнообразного опыта постижения неизвестного.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/ratsionalnoe-i-irratsionalnoe-myshlenie.html

Рациональное мышление как основа успешности

Большинство наших проблем, считал основатель рациональной терапии Альберт Эллис, возникает из-за иррациональных установок, которые омрачают людям жизнь и приводят к неврозам. Человеку не в ладах с собой и окружающими часто присуще иррациональное мышление.

Он начинает замечать, что в его жизни появляется все больше и больше барьеров на пути к намеченным целям. Иррациональные установки делают мышление стереотипным, ригидным, не способным приспособиться к новым явлениям и подстроиться под изменившуюся ситуацию.

Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.



  • Тaтьянa Пaвлoвна Aвдулoва

, кандидат психологических наук, дoцeнт кафeдры возpaстной психологии Москoвcкого государственного педагогического унивеpcитета.

В середине XX века британский психотерапевт и психолог Альберт Эллис создал поистине гениальное учение — рациональную терапию. Большинство наших проблем, считал Эллис, возникает из-за иррациональных установок, которые омрачают людям жизнь и приводят к неврозам.

Человеку не в ладах с собой и окружающими часто присуще иррациональное мышление. Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.

Иррациональные установки начинают формироваться с детства. Невольно навязываемые родителями, воспитанием в школе, они впоследствии могут совершенно не осознаваться как ложные. Вместе с тем их пагубная роль проявляется все отчетливее.

Человек начинает замечать, что в его жизни появляется все больше и больше барьеров на пути к намеченным целям. Иррациональные установки делают мышление стереотипным, ригидным, не способным приспособиться к новым явлениям и подстроиться под изменившуюся ситуацию.

Требуется порой кардинальная, жесткая и болезненная встряска, чтобы человек начал задумываться над главной причиной своих жизненных проблем.

На основе лишенных рациональности убеждений возникают ложные умозаключения.

Например, после некоего свершившегося факта человек произвольно делает умозаключение: «Я не смог сдать вступительные экзамены, значит, я ни на что не способен».

Возникшая связь, в свою очередь, может привести к самостоятельно закрепленной новой иррациональной установке. Основная задача в подобной ситуации — научиться контролировать свой мыслительный процесс, сделать его упорядоченным.

Эллис выделял «катастрофические установки» и «установки долженствования».

Катастрофические установки

Под термином «катастрофическая установка» подразумевается
боязнь потерпеть неудачу (катастрофу), если человеку в жизни что-либо не удастся сделать. Эти «катастрофические установки» распространены в обществе и часто используются манипуляторами всех мастей. Вот несколько примеров.

1. Будет ужасно (катастрофическая установка), если я не добьюсь успеха, всеобщего признания, славы. Громадное число людей одержимы идеей стать знаменитыми, быть на виду у всех.

Считается, что стремление к всеобщему признанию вполне естественно для артистов, музыкантов — людей, деятельность которых без любви публики немыслима.

Однако не стремление к признанию, а потребность в самореализации в избранной социальной роли является в данном случае позитивной установкой.

Столь популярная иррациональная идея поддерживается мощной «программой», которая закладывается в подсознание еще в детстве. Сияющие от счастья лица популярных артистов, предметы роскоши, которыми они окружены, повсеместное преклонение, уважение, любовь — все это производит неизгладимое впечатление на неокрепшую психику, внушая ложные идеалы.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Учетная политика организации: с чего начать

2. Совершенно невыносимо (катастрофическая установка), если я не стану богатым(-ой), не смогу обеспечить своих детей.

Стать богатым только из-за того, что вы не можете представить свою жизнь без больших денег, еще никому не удавалось.

Однако данная установка не исчерпывается лишь этим вариантом иррациональной идеи. Как катастрофу некоторые люди расценивают следующее развитие событий:

  • не удается разбогатеть в течение короткого периода времени; вместо этого на достижение поставленной цели уходят годы;
  • не удастся во что бы то ни стало обеспечить на много лет вперед своих детей.

Такие мысли посещают многих. Однако люди забывают об одной существенной детали: большинство богатых людей знают не понаслышке, что такое нужда, и что достаток не приходит ей на смену по мановению волшебной палочки.

Процент преуспевающих людей, которые таковыми были и оставались всегда, намного меньше.

Что же касается заботы о будущем детей, то, достигнув совершеннолетия и получив образование, заботу по накоплению денежных знаков они должны брать на себя — это разумно и рационально.

3. Жизнь не удастся (катастрофическая установка), если я не буду постоянно здоровым, активным, работоспособным. Сердцевиной данной установки является не просто задача быть здоровым и активным.

Здесь, в первую очередь, провозглашается стремление демонстрировать эти качества ежесекундно, причем на высочайшем функциональном уровне.

Под здоровьем подразумевается исключительно богатырское здоровье, под активностью — гиперактивность, под работоспособностью — образ жизни классического трудоголика.

Разумеется, здоровье — это абсолютная ценность. Но оно не может быть неизменной величиной. Не случайно в высокоразвитых странах главенствует доктрина поддержания здоровья на оптимальном уровне, а не перманентного и непрерывного лечения заболеваний.

4. Невозможно представить себе жизнь (катастрофическая установка) без семейного счастья, послушания детей. Есть определенный тип людей, которым семейная жизнь, несмотря на их желание быть в семье, не удается.

Следует ли признать их жизнь никчемной? Они, между тем, прекрасно реализуют себя в работе, искусстве, общественной жизни. Семейное счастье также не возникает автоматически после заключения брака. Чтобы понять всю его ценность, может потребоваться не один десяток лет совместной жизни.

Дети же будут слушаться вас в той степени, в какой вы сможете сделать гибким воспитательный процесс.

5. Ужасно (катастрофическая установка), когда все идет не так, как было запланировано. В этой установке проявляется чрезмерное стремление регламентировать собственную жизнь. Живя по четко составленному расписанию, человек постепенно утрачивает способность реагировать на внезапно меняющиеся жизненные обстоятельства.

Сама жизнь лишается элемента спонтанности, которая и оценивается впоследствии как «приключение». Такая установка к регламенту свойственна людям с выраженными психастеническими чертами характера. Ими напрочь упускается из виду, что все предусмотреть в жизни невозможно.

Зато всегда в наших силах — принять действительность такой, какая она есть.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Дело в радость: как научиться радоваться работе

6. Будет плохо (катастрофическая установка), если я не окажусь во всех отношениях компетентен, разумен и не буду все знать и уметь. Существует хорошо известное ироничное определение — человек-оркестр. Все знать и уметь невозможно в принципе. Ничего страшного не произойдет, если вы в каких-то моментах окажетесь недостаточно компетентны и даже разумны.

Но если вы намерены измотать себя психологически и физически, то более подходящей для этой цели установки трудно найти. Перфекционизм изматывает. Завысив себе планку достижений и требуя от себя постоянного соответствия ей, человеку со временем все труднее и труднее расслабляться.

Это приводит не только к психологическим срывам, но и к более серьезным проблемам со здоровьем.

Читайте также:  Как у ребенка увеличить скорость чтения: 6 способов

7. Ужасно (катастрофическая установка), если в какие-то периоды моя жизнь станет скучной, однообразной, не наполненной событиями.

Если хотите избежать скуки и однообразия, то наиболее разумно развлекать себя за счет собственных активных действий и вовлечения в этот процесс других людей.

Сама по себе, естественно, жизнь не может стать скучной и однообразной. Измениться способно лишь ваше восприятие.

Установки долженствования

Помимо катастрофических установок, Альберт Эллис выделил также установки, которые тормозят личностный рост и делают мышление человека инертным. Он дал им название
«установки долженствования». Эллис считал, что наиболее часто встречаются следующие установки такого типа:

1. Все люди, без исключения, должны быть честными и справедливыми. Что значит быть честным? Всегда и везде говорить правду? Честным прежде всего нужно быть с самим собой. Намного более конструктивным представляется определение, гласящее, что справедливость — это такое отношение к другому человеку, которое он заслуживает.

2. Все неприятности в жизни происходят не по нашей вине, они являются (установка долженствования) результатом неудачного стечения обстоятельств или умышленных действий других людей.

Конечно, принятие ответственности за все совершаемые нами поступки — тяжелая ноша.

Но если мы будем постоянно перекладывать ответственность на других людей или на внешние обстоятельства, то наша оценка ситуации никогда не будет соответствовать реальности.

3. Если вас что-либо тревожит или вызывает серьезные сомнения, нужно (установка долженствования) все время быть настороже. Типичная иррациональная установка людей с психастенической акцентуацией.

Очень часто она прививается в детстве родителями, имеющими в структуре своей личности также психастенические черты.

В конце концов, человек не выдерживает постоянного психического напряжения: у него развивается депрессия или невроз.

4. Любой человек испытывает потребность в чем-либо более сильном и значительном, нежели то, что он чувствует повседневно. Эта потребность обычно исчезает, как только люди теряют то, что казалось им обыденным и несущественным.

При этом вы можете осознать, что то высокое и значительное, чего так страстно хотелось, является лишь мифом, плодом фантазии. С другой стороны, казавшееся ранее обыденным и малозначительным как раз может оказаться подлинным смыслом вашей жизни.

Удивительно, но немало людей проживают жизнь в ожидании неизвестно чего, совершенно утратив способность получать удовольствие от повседневным простых вещей. Ожидание «принца на белом коне» — одна из версии реализации этой установки.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Затратное ценообразование на основе кривой обучения

5. Событие, однажды серьезно повлиявшее на вашу жизнь и судьбу, отныне постоянно будет влиять на нее. Любое серьезное испытание в жизни, безусловно, откладывает отпечаток на восприятии последующих событий.

Но некоторые люди умудряются придать этой значимости основополагающее, «вселенское» значение.

Но что если произойдет еще одно «знаменательное» событие? Неужели опять придется полностью менять жизненную позицию и вводить новые ограничения? Гораздо рациональнее извлекать из уроков жизни полезный опыт, а не превращать их в пожизненное наказание.

6. В жизни нужно постоянно себе в чем-то отказывать и с этим необходимо смириться. Такие люди считают, что держать себя в «черном теле» намного лучше, чем разнообразить свою жизнь.

Еще хуже, если они от этого самоограничения и жертвенности начинают получать удовольствие. Конечно, в жизни приходится порой приносить что-либо в жертву, но это не обязательно должно происходить постоянно.

С такой депрессивной установкой вы не добьетесь ничего, кроме постоянно возникающего чувства неудовлетворенности.

7. Будем ли мы счастливы или нет, целиком зависит от действий других людей, поэтому необходимо стараться изменить их в нужном для нас направлении. Данная установка является следствием неверной психологической гипотезы, согласно которой один человек способен полностью изменить другого.

В реальности такого не бывает. Люди могут изменяться только в том случае, если им самим это изменение принесет пользу или выгоды. Иные варианты невозможны, какие бы изощренные методы манипуляции не использовались.

Кроме того, на наше благополучие в большей степени влияют не действия других людей, а те поступки, которые совершаем мы сами.

Таким образом, избавляясь от катастрофических установок и долженствования, вы сделаете уверенный шаг к рациональному мышлению и успеху.

Научитесь рациональному и выгодному для себя поведению в любых деловых и межличностных ситуациях. При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете составить индивидуальный учебный план из десятков учебных курсов нашего каталога, изучив сотни практических навыков в удобном для себя темпе, времени и месте.

Источник: https://www.elitarium.ru/racionalnoe_myshlenie_osnova_uspeshnosti/

Рациональное мышление и его логические основания

?

Anatoly Levenchuk (ailev) wrote, 2016-11-07 01:46:00 Anatoly Levenchuk ailev 2016-11-07 01:46:00 Categories:

  • литература
  • образование
  • наука
  • общество
  • Cancel

В основании многих и многих видов мышления (system thinking, computational thinking, critical thinking и т.д.) лежит логика — по сути, все эти «мышления» надстраиваются над «правильными рассуждениями», добавляя каждый свою специфику. То есть саму логику каким-то особым мышлением («логическое мышление») вроде как назвать нельзя, но вот «логические основания мышления» — самое оно. С другой стороны, логическое основание с его разнообразными (system, computational, critical и т.д.) надстройками — это и есть рациональное мышление.

Рациональность — это разделение на части, аналитика, хотя мышление в равной мере помогает и синтезу. Но в западной культуре основанной на логике аналитике, т.е. формализации и моделированию, исторически придаётся большое значение, и результаты этой западной ветки цивилизации мне лично нравятся (подробней эту линию рассуждения про преимущества рациональности перед восточным упованием на интуицию и «непосредственное знание» см. в текстах «об членораздельное и голографическое в социологии» http://ailev.livejournal.com/1281819.html и «об интуицию и чуйку» http://ailev.livejournal.com/1295595.html).

Именно логика лежит в основе медленного, «тяжёлого» мышления (мышления-2) по Даниэлю Канеману (хорошо описано у него в книжке «Думай медленно… решай быстро» — https://www.ozon.ru/context/detail/id/24286114/). Это дико энергозатратное мышление, учиться ему нужно именно для того, чтобы оно проходило с минимальным числом искажений, вносимых «быстрым» интуитивным мышлением и чтобы оно было тоже быстрым и лёгким. Это тренируемо, и современные исследования показывают, что в достаточной степени: https://digest.bps.org.uk/2016/11/09/contra-kahneman-your-minds-fast-and-intuitive-system-one-is-capable-of-logic/.

Сама логика как дисциплина неуловима:

— она из себя всё время выбрасывает как отдельные дисциплины разные мышления, оставаясь в основании маргинальной — всё интересное ей порождается, но это уже не она (собственно, в этом логицизм и состоит, если его с «логических оснований математики» распространить и на другие дисциплины — computer science и всё остальное. Об этом печалится логик Андрей Шуман в тексте «о людях с техническими мозгами»: http://minski-gaon.livejournal.com/99986.html).

— логика и вся дисциплина в целом, и отдельные в ней логики, например аристотелева логика, логика Талмуда (как геометрии: и наука в целом, и риманова геометрия в отличии её от евклидовой). Поди пойми, о чём в каждый момент говорится!

— очень часто говорится не о логике, а о её предмете: рассуждении, выводе (inference). Скажем, в машинном обучении речь очень редко идёт о «логике» и это слово не используется, но inference в символическом мире является проблемой — его правила и свойства не обсуждаются, но именно им и занимаются.

Меня это место стыка коннекционизма и символизма в части логического вывода (индукции, абдукции, дедукции — много их) очень интересует, дальше по ссылкам в http://ailev.livejournal.com/1310114.html и особенно в http://ailev.livejournal.com/1266905.html, включая попытки разобраться в «абстрагировании» http://ailev.livejournal.com/1274014.html и даже теории (формализации) творчества (несколько таких теорий можно найти по ссылкам в http://ailev.livejournal.com/1293469.html).

— когда говорят о рациональности как таковой, то имеют ввиду именно логику, «правила рассуждений», общие закономерности мышления. Скажем, вся эта деятельность Элиезера Юдковского — http://lesswrong.org/, Less Wrong is a community blog devoted to refining the art of human rationality, и даже переведённый на русский http://hpmor.ru/ (Гарри Поттер и методы рационального мышления). Там всё крутится вокруг исправления ошибок интуитивного мышления: самих же этих ошибок тьма — https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases— философская логика (главным образом в аналитической философской традиции) это не совсем логика, в ней затрагивается как раз связь рассуждений и реального мира. Собственно, по этой линии онтология, эпистемология и логика давно слились в какой-то единый предмет. Это линия Витгенштейна, Куайна, Крипке, Льюиса, только нужно её брать по состоянию на сегодня, а не по наиболее цитируемым работам полувековой давности. И, конечно, тут волнует отношение логики и языка — рассуждений и языка, который используется для их выражения (а также возможности рассуждений «вне языка», что тоже важно — та самая интуитивная, голографическая линия с её нечленораздельностью).

Рациональному мышлению как таковому, увы, непосредственно не учат. Учат только косвенно, и уж тем более учат совсем уж косвенно логическим основаниям рационального мышления (подробней — «за пределами STEM-образования», http://ailev.livejournal.com/1283663.html).

Я думаю, что нужно учить логическим основаниям рационального мышления: — непосредственно (то есть давая навыки логических рассуждений не по ходу рассуждений в других предметах, а прямо занимаясь постановкой логических оснований мышления, в том числе 1. изучением учебников, 2. решением задач, 3.

работой в конкретных жизненных проектах)

— выводить эти навыки в том числе на уровень осознания (давая возможность рассуждать по поводу логических основаниях мышления — готовя рефлексию, возможность исправлять ошибки и развивать), «пониманию учить вдвое дольше, чем просто навыку» http://ailev.livejournal.com/1285014.html

Тем самым для непосредственного обучения логическим основаниям рационального мышления нужно:1. Сформулировать дисциплину —для этого написать учебник.2. Сформулировать задачи.3. Провести пробные курсы, чтобы отладить содержание.4.

Скорректировать другие курсы (того же системного мышления, как пример), чтобы получить какую-то более-менее полную программу обучения рациональности в мышлении.

Напомню, что вся эта программа обучения мышлению выросла из апрельской «проблематизации образования: чему учиться, если тебе выпало жить в эпоху перемен», http://ailev.livejournal.com/1258949.html и майских тезисов «формальное образование в эпоху перемен» http://ailev.livejournal.com/1263511.html — вывод был в том, что учиться в эпоху перемен нужно не множеству фактов об окружающем мире, а мышлению как таковому. И что увы, мышлению как таковому непосредственно никто не учит.

Как и в случае системного мышления, нужно начинать с формулирования современной дисциплины «логические основания рационального мышления» (то есть «начала логики») в виде учебника. Откуда брать эти основания? Вот мои соображения:

1. За основу нужно брать «логику науки», которая по факту — байесовская логика. Это нужно делать по мотивам работ E.T.Jaynes, например книги E.T.

Jaynes «Probability theory: the logic of science», http://b-ok.org/book/539703/d8b66c. … if degrees of plausibility are represented by real numbers, then there is a uniquely determined set of quantitative rules for conducting inference. That is, any other rules whose results conflict with them will necessarily violate an elementary and nearly inescapable desideratum of rationality or consistency. But the final result was just the standard rules of probability theory , given already by Bernoulli and Laplace; so why all the fuss? The important new feature was that these rules were now seen as uniquely valid principles of logic in general, making no reference to «chance» or «random variables»; so their range of application is vastly greater than had been supposed in the conventional probability theory that was developed in the early twentieth Century . As a result, the imaginary distinction between «probability theory» and «statistical inference» disappears, and the field achieves not only logical unity and simplicity , but far greater technical power and flexibility in applications. Дальше можно привести заголовки первой главы, чтобы было понятней, о чём идёт речь:

Источник: https://ailev.livejournal.com/1311261.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector