Синдром стендаля: поразительная сила искусства

«Искусство не передает видимое, а делает зримым тайно постигнутое»

Пауль Клее

Бывало ли такое, что вы без особой причины застывали перед картиной? С автором такое случилось прямо во время подготовки этой статьи.

В очередной раз посетив Одесский художественный музей, я впервые обратила внимание на картину Ацманчука «Вычислитель». И долгое время не могла оторвать от неё глаз. У меня появилось ощущение, что я давно знаю человека, изображенного на полотне.

Хотя в моем окружении нет похожих людей. Но до сих пор эта картина представляется мне чем-то почти магическим.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Александр Ацманчук, «Вычислитель», 1973. Работа из экспозиции Одесского художественного музея. Фото предоставлено пресс-службой музея

О силе искусства говорят не только в переносном смысле. Исследования доказывают: знаменитые произведения кроме эстетического удовольствия, вызывают у зрителя психологические и даже физиологические реакции. В чем же секрет таких работ? Ученые ищут ответ на этот вопрос в сфере физиологии, психологии и даже психиатрии.

В 2016 году в Италии устроили эксперимент с участием 100 человек. У добровольцев измерили уровень кортизола (гормона стресса) — и отправили их на двухчасовую экскурсию по Базилике в Викофорте. Строение считается шедевром стиля барокко. Купол для него создавал Франческо Галло, а над фресками работали М. Бортолони, Дж. Галли-Бибиена и Феличе Биелла.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Базилика в Викфорте. Источник фото — Википедия

По завершению экскурсии у добровольцев снова измерили уровень кортизола. Он снизился в среднем на 60%.

Мировые шедевры и синдром Стендаля

Однажды Стендаль сделал знаменитую запись, которая после вошла в книгу «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио».

Он писал: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю.

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным…». Из-за этого отрывка впоследствии такое воздействие стали называть синдромом Стендаля.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Собор Святого Креста, Флоренция. Источник фото — Википедия

Чаще всего его наблюдают после посещения музеев и соборов Флоренции. Поэтому синдром ещё называют флорентийским. Первым из ученых феномен описал доктор Грациэлла Магерини. Он собрал 107 случаев заболевания за 10 лет.

Один из ярких примеров — случай с 25-летней девушкой по имени Марта. Согласно записям Магерини, после встречи с работами Фра Беато Анжелико — живописца эпохи Раннего Возрождения — она застыла в углу своего номера в отеле и простояла так довольно долго.

При этом девушка не разговаривала и не двигалась.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

«Благовещение» Фра Анджелико. Источник фото — Википедия

Ещё одна запись описывает состояние, которое было вызвано посещением музея Уффици.  Через несколько дней после экскурсии одна 22-летняя девушка стала утверждать, что видит ангелов и слышит их голоса. А сама она — реинкарнация монахини.

Еще один подобный случай произошел в соборе Св. Петра в Ватикане в 1972 году. Один из посетителей храма настолько проникся атмосферой, что представил себя Христом и набросился с молотком на «Пьету» Микеланджело.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

«Пьета» Микеланджело в соборе Святого Петра. Источник фото — Википедия

Известно, что и многие гении искусства были подвержены синдрому Стендаля. Например, Достоевский.

Его жена, Анна Сниткина, вспоминала в своем дневнике: «Во время путешествия в Женеву мы остановились в Базеле, чтобы посетить музей, в котором выставлялась картина Ганса Гольбейна с изображением тела Иисуса Христа, снятого с креста после жестоких мук, и которое уже начало разлагаться. Вид распухшего лица со множеством кровавых ран был ужасен.

Картина произвела подавляющее влияние на Федора Михайловича. Ошеломленный, он оставался стоять перед ней. И у меня не хватило мужества смотреть на него… и я ушла в другую комнату. Вернувшись через пятнадцать-двадцать минут, я нашла его стоя в том же положении напротив картины. На его взволнованном лице был страх…».

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос в гробу». Источник фото — Википедия

Истории из Одесского художественного музея

Какие из полотен одесских живописцев вызывают эмоциональный отклик у большого количества зрителей? С этим вопросом мы обратились к сотрудникам Музея. И нас повели к произведению Александра Ацманчука «Полет».

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Александр Ацманчук, «Полет». Работа из экспозиции Одесского художественного музея. Фото предоставлено пресс-службой музея

Картина действительно привлекает внимание благодаря ярким оттенкам и масштабности. По словам экскурсовода, именно возле неё многие замирают и не могут оторваться.

Почему? Наш гид объясняет это так: «Полет» — символ любящих друг друга людей, которые сливаются воедино и становятся огнем. Многие способны понять, о чем идет речь. А те, кто не понимает, хотели бы испытать нечто подобное или стремятся слиться с кем-то в таком же порыве».

Работник музея отмечает, что и современники Ацманчука признавали воздействие работы. Правда, в большей степени с негативным оттенком: «Многие художники не могли решиться написать что-то подобное. Такое смелое, страстное и однозначное высказывание».

Тут же нас ведут к следующей картине. Со словами, что влияние искусства на человеческую жизнь может быть очень конкретным. Мы останавливаемся перед полотном Кириака Костанди «Сирень».

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Кириак Костанди, «Сирень». Источник фото — Артхив

«На нем, – говорит искусствовед, — изображен реальный человек, с которым Костанди был знаком. Это Василий Алексеев. Когда-то последний действительно сидел неподалеку от монастыря, размышляя, принимать постриг или нет.

Кириак Константинович подошел к нему, познакомился и они подружились. Именно общение с Костанди помогло молодому человеку выбрать путь. Он так и не ушел в монахи. Вместо этого стал художником.

А момент его сомнений теперь запечатлен в картине «Сирень».

Не обошел вниманием наш гид и работы передвижников. «Такую картину не повесишь в гостиной», — говорит он, глядя на «Бесприютных» Ильи Репина. Кроме самих босяков, на полотне есть ещё одна интересная деталь. Через всю картину проходит композиционная диагональ. Она создает ощущение «неустойчивости» мира, вызывая этим у чутких людей тревогу.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Илья Репин, «Бесприютные». Источник фото — Артхив

Иногда, для того, чтобы произведение вызвало эмоции, зритель должен быть подготовлен. Например, работа «Воскрешение дочери Иаира»  Репина понятна только на тем, кто знаком с библейской легендой. Ведь на картине изображено одно из наиболее символичных для христианской религии чудес.

История такова: начальник синагоги — Иаир — приходит к Христу с просьбой возложить руки на его больную дочь. Иисус пошел за Иаиром. Но дома начальнику синагоги сообщают: «Дочь твоя умерла».

Тогда Христос вместо того, чтобы просто вылечить больную девушку, воскрешает её и отпускает со словами: «Дщерь! вера твоя спасла тебя».

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Илья Репин, «Воскрешение дочери Иаира». Источник фото — Родон

Работы художников могут скрывать в себе удивительные истории, быть созданными в разной манере и вызывать у зрителя сложные, часто противоречивые впечатления. Но в одном искусствоведы согласны: настоящее произведение искусства обязано вызывать эмоции.

Автор — Наталья Плахотнюк
Благодарим пресс-службу Одесского художественного музея за фото работ Александра Ацманчука

Продолжение следует. Во второй части материала — комментарии дилеров и коллекционеров

Источник: http://hudcombinat.com/2018/06/03/stendal/

Синдром Стендаля: почему маньяки нападают на произведения искусства

Страдающий этой болезнью Гоголь беседовал с… собором св. Петра и Колизеем, а художник Верещагин для защиты от психов носил с собою пистолет

Скоро исполнится год, как посетитель Третьяковки напал на картину «Иван Грозный…». Однако до сих пор суд над ним не состоялся: служители Фемиды не уверены в его психическом здоровье и дееспособности. С незапамятных времен маньяки, нападающие на произведения искусства, одержимы болезнью, эпидемия которой в наше время вовсе не собирается сходить на нет.

Ужасно красиво

30 лет назад психолог Грациэлла Магерини выпустила книгу «Синдром Стендаля». Где описала десятки случаев психических расстройств у туристов, приезжающих в Италию.

Синдром стендаля: поразительная сила искусстваГ-жа Магерини первой подметила признаки болезни

Доктор Магерини работала в клинике во Флоренции. Часто к ней приходили пациенты, которые жаловались на необъяснимую тревогу, странные чувства от цвета и звука, уход из реальности в пространство картин и странный «улет» от шедевров архитектуры.

Вместе с этими симптомами у них случались учащенное сердцебиение, слабость, головокружение и обмороки. Необычную болезнь синьора Магерини назвала синдромом Стендаля.

Английские же медики иногда используют термин hyperkulturemia — расстройство психики под влиянием слишком прекрасных произведений искусства.

Неудивительно, что болезнь впервые выявили именно в Италии: от здешней концентрации прекрасного у особо впечатлительных личностей начинает ехать крыша. Они теряют грань между реальностью и произведением искусства. Иногда слышат раздающиеся из картин звуки или могут почувствовать кожей изображенное на полотне.

В самых тяжелых случаях человек не владеет собой. Будто одержимый, он совершает акт вандализма: набрасывается на картину в стремлении уничтожить то, что потрясло до глубины души.

Доктор выяснила, что самые «опасные» художники — Микеланджело, Караваджо, Рафаэль и Брунеллески. Возле их произведений, считает она, необходимо поставить знаки, предупреждающие о потенциальной опасности для здоровья.

Только факт

  • Охранников флорентийских музеев специально обучают, как вести себя с жертвами синдрома Стендаля.

Шокирующий эффект

Синдром неслучайно получил имя великого писателя.

Путешествуя по Италии в 1817 году, Стендаль описал именно те симптомы, с которыми туристов привозят в клинику к Грациэлле Магерини: «…приближаясь к Флоренции, я чувствовал, как сильно бьется сердце. Я любовался Сивиллами Вольтеррано, испытывая, быть может, самое сильное наслаждение, какое когда-либо получал от живописи.

Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством.

Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Бердине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я еле двигался, боясь упасть».

Синдром стендаля: поразительная сила искусстваНиколай Васильевич бродил по Риму и разговаривал с домами. А потом бежал к себе на улицу Сестина, 125 и брался за перо

То у вас собаки лают, То руины говорят

Возможно, подобный синдром испытывал на себе и Гоголь, с которым в Италии «разговаривали» памятники архитектуры. Николай Васильевич писал: «Был у Колизея, и мне казалось, что он меня узнал, потому что он, по своему обыкновению, был величественно мил и на этот раз особенно разговорчив.

Читайте также:  Мужские качества которые ценят женщины: 20 незаменимых

Я чувствовал, что во мне рождались такие прекрасные чувства. Стало быть, он со мною говорил. Потом я отправился к Петру (собор Св. Петра) и ко всем другим, и мне казалось, они все сделались на этот раз гораздо более со мною разговорчивы.

В первый раз нашего знакомства они, казалось, были более молчаливы и считали меня за форестьера (иностранца)…»

Шизофрения, как и было сказано

Вот некоторые случаи, которые показывают, что может натворить умалишенный, которому стало слишком больно от красоты.

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза»

Гениальное полотно притягивает психов как магнит. В 1956 году, например, один из посетителей облил его нижнюю часть кислотой. А 30 декабря того же года боливиец Уго Унгаза Вильегас запустил в картину камнем и сбил слой краски у локтя.

Специально для «Моны Лизы» изготовили пуленепробиваемое стекло. Теперь безумцы не могут серьезно навредить ей. Хотя попыток не оставляют. В 1974 году на выставке в Токио одна из посетительниц распылила красную краску из баллончика. А в 2009-м россиянка, получившая отказ в получении гражданства Франции, швырнула в стекло керамической кружкой.

Цитата

Франсуа Анатоль Грюйе, искусствовед конца XIX века:

«Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней».

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»

Британец Роберт Кембридж в июле 1987-го пришел в Лондонскую национальную галерею с ружьем, спрятанным под пальто. И открыл огонь по картине Леонардо.

Картечь пробила стекло, осколки полетели во все стороны, повредив холст. Кембридж объяснил, что расстреливал картину в знак протеста против политики Маргарет Тэтчер.

Медэкспертиза признала его невменяемым.

Рембрандт. «Даная»

Это случилось в субботу 15 мая 1985 года в Эрмитаже. 48-летний литовец Бронюс Майгис плеснул на холст серную кислоту. Краски запузырились и стали менять цвет.

Кретин вытащил нож и дважды полоснул по картине. Суд признал его душевнобольным: вялотекущая шизофрения. Майгиса отправили в психбольницу города Черняховск (Калининградская обл.), где он просидел шесть лет.

Затем переправили в вильнюсскую психушку.

Синдром стендаля: поразительная сила искусстваХудожник-реставратор Евгений Герасимов вернул картине прежний вид

Рембрандт. «Ночной дозор»

Безумцы портили картину трижды. В 1911-м злоумышленник безуспешно пытался изрезать картину тупым ножом. В 1975 году безработный учитель В. де Ринк нанес по картине десять ударов хлебным тесаком.

Психиатрам, которые ставили ему диагноз, объяснил, что действовал «по приказу свыше». А в 1990-м еще один придурок, сбежавший из лечебницы, облил картину серной кислотой.

Охранники мгновенно стали смывать ее водой, и пострадал только верхний лаковый слой.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства«Ночной дозор» исполосовали хлебным тесаком. artdamagedbook.com

Василий Верещагин. «Воскресение Христово» и «Святое семейство»

В России эти картины были запрещены как подрывающие догматы христианства. В 1886 году они были выставлены в Вене.

Католическое духовенство потребовало снять их, а для тех, кто уже видел полотна, предусмотрело три дня покаяния. Но снять не успели. Фанатик облил обе картины кислотой. Художник ждал покушения на себя.

«Я переложил пистолет из заднего кармана в боковой, — писал он жене, — будь покойна».

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Оттавио Ваннини. «Триумф Давида»

В апреле 2007-го американец Тимоти Кубена бросился с кулаками на картину итальянского художника, выставленную в Художественном музее Милуоки (США). Пробил дыру, сорвал полотно со стены и принялся топтать ногами. Уже в кутузке объяснил, что «сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа». Психом оказался, разумеется, — с синдромом Стендаля.

Придурок нанес ущерб в 105 млн. евро!

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

А немец Ханс-Иоахим Больман стал настоящим серийным убийцей картин, наводящим ужас на старушек-смотрительниц.

Он повредил 56 произведений искусства, включая полотна Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Кранаха Старшего и Кранаха Младшего.

Чаще всего выплескивал серную кислоту, за что его прозвали Кислотным убийцей.

С 16 лет у Больмана стоял диагноз «шизофрения». После нападений на картины его вновь и вновь пытались принудительно лечить — без толку. Освободившись, шизофреник снова шел добывать опасную жидкость, а потом — на дело. Ущерб, который он нанес музеям, оценивается примерно в 105 млн. евро.

Матисс. «Стоящая Зора» («Марокканка»)

В 1998 году в Капитолийском музее Рима проходила выставка Матисса.

Охрана заметила, что три картины повреждены. Два полотна (из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции) неизвестный вандал исчеркал чем-то острым. А картину из Эрмитажа «Стоящая Зора» проткнул насквозь: под ногой изображенной девушки остался 4-сантиметровый след.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

В 1913 году Абрам Балашов набросился на полотно с криком «Довольно крови!». А в 2018-м еще один вандал, Игорь Подпорин, измолотил картину столбиком ограждения.

Никас Сафронов прокомментировал случившееся так: «Человек знал о той истории, и его мучило наваждение. Такой Герострат, разрушивший храм Артемиды. Он уверен, что много ему не дадут, год-два от силы.

Зато все о нем будут говорить. Это идиот, нездоровый человек».

Синдром стендаля: поразительная сила искусстваПриговор Игорю Подпорину, скорее всего, вынесут в августе. А до тех пор маньяк будет сидеть в СИЗО. Кадр канала Москва 24

Казимир Малевич. «Супрематизм»

4 января 1997 года в амстердамском Стеделейк-музее художник Александр Бренер изобразил на картине Малевича знак доллара, распылив зеленую краску из баллончика. Ему дали пять месяцев тюрьмы и еще пять — условно.

На два года суд запретил ему заходить в этот музей и присудил компенсацию реставрационных работ — $10 тыс. Удивительно, но у Бренера нашлись защитники.

Критик Кукулин назвал его действия творчеством, которое есть «юродство как форма общественного морализма, крайней социальной критики».

Источник: https://www.eg.ru/culture/728342-sindrom-stendalya-pochemu-manyaki-napadayut-na-proizvedeniya-iskusstva-055964/

Синдром Стендаля: симптомы и лечение болезни

  • Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
  • 37420
  • Дата обновления: Октябрь 2019

Синдром Стендаля является психосоматическим расстройством, возникающим у некоторых людей при “вхождении” в контакт с произведениями искусства. При рассмотрении исторических артефактов или картин у лица, страдающего патологией, может развиваться тахикардия, головокружение, паническое состояние и даже временная потеря рассудка. У некоторых пациентов на этой почве случались даже галлюцинации.

Что такое синдром Стендаля?

К развитию синдрома Стендаля имеют склонность те люди, которые так или иначе связаны с искусством. При этом они могут быть как творцами, так и ценителями искусства.

Данный синдром проявляется преимущественно в местах высокой концентрации предметов искусства.

Это могут быть древние храмы, музеи, картинные галереи, а также города, имеющие многовековую историю и величественную архитектуру.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Синдром Стендаля – психосоматическое расстройство, когда эмоционально человек начинает жить изображенной реальностью

Синдром был назван в честь классика французской литературы Стендаля (настоящее имя Мари-Анри Бэйль). Еще в относительно юном возрасте писателя настолько поражали различные произведения искусства, что он готов был «рухнуть на землю», а все становилось «маленьким, бессмысленным, ограниченным».

Свои ощущения писатель фиксировал в дневниках, и именно благодаря им синдром со сходными признаками получил в современной медицине имя Стендаля. Спустя более полутора века итальянский психиатр Грациэлла Магерини заметил, что после посещения Флоренции многие туристы не могут прийти в себя по нескольку дней. Они подвергались панике, а некоторые практически теряли рассудок.

Признаки синдрома могут проявляться при созерцании природных явлений, красивых женщин или редких животных – то есть всего, что может поразить человека настолько, чтобы его сознание временно помутилось.

Причины развития синдрома

Подобно многим людям искусства, Фредерик де Стендаль был весьма восприимчивым человеком, который не мог совладать с нахлынувшими чувствами при созерцании очередного шедевра архитектуры или живописи. Подобно ему, многие люди, которые способны замечать красоту в окружающем мире, могут переживать подобное состояние, не являясь при этом писателями или художниками.

Чтобы разобраться в первопричине возникновения данного синдрома, доктор Грациэлла Магерини провела работу с сотней пациентов, у которых в том или ином роде выявлялись признаки подобного состояния. В результате своих исследований Магерини написала книгу, в которой определила группу риска возникновения данного синдрома. По ее утверждению, синдром Стендаля проявляется у лиц, которые:

  • понимают ценность различных произведений искусства, умеют ценить красоту природных явлений и т. д.;
  • имеют сильно развитое воображение, которое плохо поддается контролю;
  • впервые выезжают за пределы своей страны;
  • в первый раз видят произведения искусства «вживую»;
  • имеют высокий уровень образования и культуры;
  • являются образованными и впечатлительными.

Известны случаи, когда человеку с синдромом Стендаля кажется, будто он переносится на полотно, становясь участником изображенного на нем сюжета. При этом происходит абсолютная потеря связи с реальностью. Находясь в полубессознательном состоянии, пациент может предпринимать попытки к уничтожению картины.

Помимо людей, находящихся в группе риска, доктор Магерини выделила и группу лиц, совершенно не подверженных данному синдрому. К ним относятся:

  1. Коренные итальянцы, которые с рождения находятся в соответствующей атмосфере. Даже если речь идет о жителях окраины Италии, они все равно не особо впечатляются архитектурой Флоренции или Венеции. У них к таким красотам имеется определенный иммунитет.
  2. Туристы из Азии и Северной Америки также являются мало подверженными развитию данного синдрома. Это объясняется тем, что европейское искусство имеет отдаленное отношение к их культуре.

Несмотря на то что синдром Стендаля был впервые выявлен во Флоренции, он способен проявляться и в других уголках мира. В данном случае имеет значение не место, а интересы человека – те объекты и культурные явления, которые способны поразить его до такой степени.

По книге Грациэллы Магерини был снят одноименный фильм. В жанре остросюжетного триллера он показывает влияние искусства на психику восприимчивого человека.

Читайте также:  Психосоматика и болезни: бастион организма требует защиты

Симптоматика

Поскольку синдром Стендаля признан заболеванием, то он имеет целый ряд симптомов. Данные признаки могут иметь различную степень выраженности, в зависимости от того, насколько сильные эмоции пробудило в пациенте увиденное.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Более склонны к синдрому Стендаля люди, которые очень эмоционально воспринимают увиденное, имеют повышенное чувство прекрасного

Основными симптомами являются:

  • значительное повышение сердцебиения;
  • расширение зрачков;
  • отсутствие опоры под ногами (как говорят сами пациенты – земля будто уходит у них из-под ног);
  • головокружение;
  • частичная или полная потеря сознания;
  • холодный, липкий пот.

Вышеописанные симптомы возникают у большинства пациентов, страдающих от синдрома Стендаля. Однако бывают и особые случаи, когда состояние пациента в значительной степени ухудшается. Тогда к стандартной симптоматике добавляются следующие признаки:

  • потеря контроля над телом и речью;
  • возникновение галлюцинаций;
  • желание уничтожить предмет искусства, вызвавший столь сильные эмоции;
  • отождествление себя с частью картины;
  • полное отсутствие осознания действительности.

Человек с вышеописанными симптомами может представлять определенную опасность как для себя, так и для окружающих. В данном случае обязательно следует обратиться к специалисту.

Чаще всего развитию синдрома подвержены женщины в возрасте 25-40 лет и лица с эмоциональным восприятием действительности, у которых обострено чувство прекрасного. Также подобное состояние может возникнуть и у тех людей, которые длительное время готовились к какому-либо путешествию или событию. Причем увиденное в итоге может как оправдать, так и не оправдать их надежд.

Виды заболевания

При рассмотрении синдрома Стендаля с научной точки зрения специалист выделяют два вида заболевания:

  1. Парижский синдром. Париж часто называют мировым культурным центром, это город любви и романтики, в котором стремится побывать практически каждый человек. Поэтому неудивительно, что многие люди оказываются разочарованными видом грязных парижских улиц и прочих недостатков. Подобный синдром чаще всего наблюдается у японцев, привыкших к чистоте, их шокирует увиденный во Франции беспорядок. Проблема заключается в том, что представление подобных людей о Париже и его жителях совершенно не соответствует действительности. Потому на фоне подобного несоответствия они могут испытывать чувство преследования, у них развивается деперсонализация и острое бредовое состояние.
  2. Иерусалимский синдром. Пациентам с данным видом расстройства свойственна мания величия, а также проблемы психоэмоционального характера. Данный синдром основан на религиозном аспекте: по приезду в Иерусалим паломник или турист начинает считать себя избранным. Такие люди полагают, что владеют божественным даром или пророческими силами.

Диагностика

Обычно синдром Стендаля имеет довольно яркие проявления, а потому для его определения не нужно быть профессиональным психологом. Но даже если пациент имеет явные отклонения, специалист обязан провести обследование, выявив причину и степень патологии. Для этого используются следующие методики:

  1. Беседа с пациентом. Позволяет психотерапевту установить доверительные отношения и определить истинную первопричину расстройства.
  2. Тесты. Комбинации специально разработанных вопросов позволяют врачу открыть те аспекты личности пациента, о которых последний может даже не догадываться.

Лечение

Конкретная терапия зависит от состояния пациента. Здесь очень важен индивидуальный подход, поскольку только таким образом можно будет побороть данный синдром.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

При проявления синдрома Стендаля необходимо обратиться за помощью к психиатру

В современной медицине различают два типа помощи пациенту, страдающему синдромом Стендаля:

  1. Первая помощь. Если проявления синдрома особо сильны, то пациента следует успокоить, не позволяя ему причинить вред себе и окружающим.
  2. Профессиональное лечение. Направлено на облегчение состояния пациента и предотвращение дальнейших приступов.

Оказание первой помощи

Если у человека был выявлен синдром Стендаля, то его необходимо:

  1. Увести подальше от потенциального раздражителя.
  2. Минимизировать эмоциональные и физические нагрузки.
  3. Вывести человека на свежий воздух или же тщательно проветрить помещение.
  4. При необходимости расстегнуть верхние пуговицы рубашки.
  5. Если спустя 10 минут приступ не прошел – необходимо обратиться за помощью к специалистам.

При остром проявлении синдрома пациент может быть направлен на лечение в психиатрическую клинику.

Терапия

В зависимости от состояния больного ему может быть назначено следующее лечение:

  1. При наличии у пациента истерического психоза, ступора, бредовых фантазий или галлюцинаций ему прописываются капельницы. Как правило, для лечения острых форм недуга используются нейролептики. Препараты данного типа способны быстро подавлять чувство страха, тревоги, способствуя устранению психомоторного возбуждения.
  2. Общеукрепляющая и реабилитационная терапия.
  3. Когнитивная или рациональная психотерапия, основным предназначением которой является восстановление воспоминаний травматического характера. Такие методики позволяют снижать эмоциональное напряжение.

Следует понимать, что самолечение при синдроме Стендаля категорически запрещено.



Источник: https://mozg.expert/sindromy/sindrom-stendalya/

Культурный шок: руководство для начинающих по синдрому Стендаля

Представьте, что вы находитесь во Флоренции, глядя на впечатляющие, захватывающие дух произведения искусства. Если вдруг почувствуете, что буквально не можете дышать, значит испытали синдром Стендаля.

Психосоматическое расстройство, синдром Стендаля вызывает:

  • быстрое сердцебиение;
  • головокружение;
  • потоотделение;
  • дезориентацию;
  • обморок;
  • спутанность сознания.

Возникает при просмотре иллюстраций, с которыми человек глубоко эмоционально соединяется.

Синдром Стендаля напоминает Парижский. Туристы, впервые посетившие Париж, испытывают беспокойство, головокружение, тахикардию, галлюцинации или иллюзии, когда осознают, что Париж резко отличается от идеализированного ими города.

Другой экстремальной формой культурного шока является Иерусалимский синдром. Туристы страдают от навязчивых религиозных мыслей, заблуждений о святом городе Иерусалиме.

Синдром Стендаля – это не просто современное явление, а культурный шок. В 1817 году французский писатель Мари-Анри Бейль, писавший под псевдонимом Стендаля, после посещения базилики Санта-Кроче во Флоренции чувствовал себя ошеломленным красотой и богатой историей, окружавшей его.

Спустя столетие, посетители Флоренции продолжали страдать от подобных симптомов.

Описывая пациентов, которых наблюдала, Магерини сказала, что они чувствительные, эмоциональные люди, которые «передозировали» искусство. Поскольку Флоренция имеет так много знаменитых иллюстраций, туристы склонны просматривать большое количество за несколько дней.

Люди с расстройством, как правило, впечатлительны, одиноки, от 26 до 40 лет. Испытывают стресс от путешествий. Половина, госпитализированных пациентов имела психологические проблемы до поездки.

Так почему Флоренция?

Некоторые случаи синдрома Стендаля произошли в других итальянских городах с потрясающими произведениями искусства. Магерини говорит, что Флоренция – это локус. Так как содержит произведения искусства, узнаваемые, часто содержащие темные, тревожные детали.

Искусство провоцирует подсознательные чувства и воспоминания у чувствительных зрителей. После нескольких дней отдыха или, по приезде домой, человек возвращается к нормальной жизни, восстанавливается полностью.

Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Интересно: итальянский фильм ужасов 1996 года под названием La Sindrome Di Stendhal был о серийной убийце, который похищает женщину, испытывающую синдром Стендаля в музее. Автор и режиссер фильма, Дарио Ардженто, был вдохновлен собственным интенсивным опытом синдрома Стендаля в детстве во время посещения Парфенона со своими родителями.

Одним из наиболее необычных психологических расстройств, является психосоматическая болезнь – синдром Стендаля, также известный как синдром Флоренции или культурный шок.

Триггером для этого его появления являются произведения искусства, размещенные в одном месте (например, художественной галереи), которые человек воспринимает как красивые.

Узнать больше  10 гениальных людей с синдромом Саванта

Симптомы

При воздействии произведений искусства пострадавшие люди испытывают широкий спектр симптомов:

  • физическое и эмоциональное беспокойство (быстрый сердечный ритм, интенсивное головокружение, панические атаки, обморок);
  • чувство замешательства;
  • дезориентацию;
  • тошноту;
  • диссоциативные эпизоды;
  • временную амнезию;
  • паранойю;
  • в крайних случаях – галлюцинации и временное «безумие».

Синдром применим к другим ситуациям, когда люди чувствуют себя полностью подавленными, в присутствии того, что считают очень красивым (например, красивый закат).

Лечение

Эффекты относительно недолговечны, не требуют медицинского вмешательства.

Врачи советуют туристам при посещении художественных музеев и получать достаточно отдыха между просмотрами захватывающих и могущественных шедевров Италии.

История возникновения

Это состояние было названо в честь французского автора XIX века Анри-Мари Бейла (1783-1842) – более известного его псевдонимом «Стендаль». В возрасте 34 лет (1817 год) подробно описал свои негативные переживания (книга Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджо) от просмотра флорентийского искусства итальянского Возрождения. Альтернативное название – Флорентийский синдром.

Когда Стендаль посетил собор Санта-Кроче в Флоренции и впервые стал свидетелем знаменитых фресок Джотто, он чрезмерно впечатлился тем, что увидел:

Начиная с опубликованной записи Стендаля, сотни людей испытывали подобные эффекты. Особенно в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Ее часто называли «Туристической болезнью». Однако только в 1979 году итальянское психиатр доктор Грациелла Магерини описала его.

Она начала наблюдать, что многие туристы, посещающие Флоренцию, оказались с рядом симптомов, включая временные приступы паники, продолжающиеся два-три дня.

Позже она описала 106 подобных случаев, зафиксированных во Флоренции в период с 1977 по 1986 год. В ее книге описаны подробные сведения о людях (включая многих американцев), которые после просмотра известных картин или скульптур испытывали серьезные эмоциональные реакции, приводящие к сильным тревожным или психотическим эпизодам.

Узнать больше  Синдром короткого кишечника

Она считала, что психологические расстройства, связаны со «скрытым психическим расстройством, которое проявляется как реакция на картины битв или других шедевров».

Типы

106 случаев были классифицированы по трем типам:

  1. Тип I: Пациенты (n = 70) с преимущественно психотическими симптомами (например, параноидальные психозы).
  2. Пациенты (n = 31) с преимущественно аффективными симптомами.
  3. Тип III: Пациенты (n = 5), преобладающими симптомами являются соматические проявления тревоги (приступы паники).

38% лиц первого типа имели предварительную психиатрическую историю. Более половины (53%) лиц типа 2 не имели ее. На сегодняшний день в научной литературе имеется сравнительно мало описанных случаев. Самый последний случай – 2009 года.

Доктор Тимоти Николсон и его коллеги опубликовали отчет о болезни в журнале British Medical Journal Case Reports. Отчет описывает 12-летнего подростка, переживающего переходный параноидальный психоз после культурного тура по Флоренции.

В 2005 году бразильский нейрохирург Эдсон Амансио опубликовал статью, в которой утверждалось, что есть свидетельства того, что русский писатель Федор Достоевский страдал синдромом Стендаля, особенно при просмотре шедевра Ганса Гольбейна «Мертвый Христос» во время посещения музея Базеля.

В номере журнала «Британский журнал общей практики» за 2010 год доктор Иэйн Бамфорт утверждал, что Марсель Пруст также пострадал от этого состояния. Также предположил, что психологи Зигмунд Фрейд и Карл Юнг писали об опыте, свидетельствующем о расстройстве.

Вывод

Несмотря на сотни документированных случаев, состояние пока еще не появилось в МКБ10, DSM V. Врачи Италии в настоящее время изучают это явление более систематически. Измеряют реакции туристов (сердечный ритм, кровяное давление, скорость дыхания), рассматривающих произведения искусства во Дворце Медичи Риккарди во Флоренции.

Читайте также:  Книги для саморазвития и самосовершенствования: список

Д-р Марк Гриффитс, профессор, Университет Ноттингема Трент, Ноттингем, Великобритания

Источник: https://ovp1.ru/psihologicheskie/sindrom-stendalya

Нервные «туристические» расстройства .Синдром Стендаля вызван влиянием произведений искусства

В 1979 году специалист в области психологии искусства, психотерапевт Грациэлла Магерини (Graziella Magherini), выпускает книгу «Синдром Стендаля», где описывает более ста случаев психического недомогания у туристов, посещающих Флоренцию.

Доктор Магерини годами принимала во флорентийской клинике Санта Мария Нуова пациентов с жалобами на тревогу, беспокойство, чувство вины, манию преследования, нарушение восприятия реальности, звука и цвета, галлюцинации. Зачастую эти симптомы сопровождались психосоматическими: учащенное сердцебиение, слабость, температура, головокружение, обмороки. Благодаря проведенным исследованиям был выявлен необычный диагноз.

Синдром Стендаля или синдром Флоренции, а также часто используемое в английском языке hyperkulturemia — всё это имена особого расстройства психики, вызванного влиянием произведений искусства.

Рассказывая о Флоренции, Петр Вайль упоминает туристов, которые «валятся в обморок или в истерику где-нибудь на пути из Уффици в Академию».

Этот нервный срыв, по его словам, возникает «от небывалой густоты шедевров, от откровений за каждым углом».

На кого-то действует изобилие предметов искусства — вряд ли могут другие города соревноваться с Флоренцией, колыбелью итальянского Возрождения, по степени концентрации прекрасного.

Кого-то потрясает конкретное полотно, прошлые эмоции, конфликты, законсервированные подсознанием в символы и образы, резко всплывают, и человек не в силах справиться с обрушившимися на него переживаниями.

 В любом случае корень проблемы лежит в плохо очерченной грани между человеком, реальностью и произведением. Есть случаи, когда посетители галереи Уффици начинают «слышать» картины или физически ощущать то, что запечатлено на холсте.

Этот момент проникновения, соединения с изображаемым нашел отражение в фильме Дарио Арженто «Синдром Стендаля». Героиня киноленты чувствует «дуновение ветра», «прикосновение», «плеск волн» и теряет сознание не в силах совладать с этим.

В самых тяжелых случаях синдром Стендаля может привести к депрессии и агрессии. По одной из версий, этот недуг толкает людей на совершение акта вандализма в отношении знаменитых полотен. Вспомним «Данаю» Рембрандта, неоднократные случаи припадков у картины Репина «Иван грозный и сын его Иван» и т. д.

Своим названием синдром обязан французскому писателю Анри-Мари Бейль, более известному как Стендаль: в 1817 году, путешествуя по Италии, он описал те симптомы, с которыми сейчас поступают туристы в клинику к доктору Магерини:

…приближаясь к Флоренции, сердце мое сильно билось… я …любовался Сивиллами Вольтеррано, испытывая, быть может, самое сильное наслаждение, какое когда-либо получал от живописи. … Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее.

Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством.

Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть.

Позже, размышляя над своими переживаниями, Стендаль напишет:

Через два дня воспоминание о всем перечувствованном вызвало у меня дерзкую мысль: для счастья лучше, говорил я себе, иметь бесчувственное сердце.

Действительно, считается, что гиперкультуремии подвержены люди особой чувствительности, эмоциональные и восприимчивые. Наибольшую долю жертв синдрома составляют европейцы среднего возраста, образованные, путешествующие в одиночестве.

  • Последний пункт немаловажен: среди основных рекомендаций по профилактике синдрома — дружеская беседа, возможность разделить созерцаемое и переживаемое.
  • К особо «опасным» авторам Грациелла Магерини относит Микеланджело, Караваджо, Рафаэля и Брунеллески, предлагая организовать возле их работ предупреждающие знаки о возможном нанесении вреда здоровью.
  • Возможно, одним из проявлений нарушения является и страстное отношение Гоголя к Италии, с которым «разговаривали» архитектурные объекты:

Был у Колисея, и мне казалось, что он меня узнал, потому что он, по своему обыкновению, был величественно-мил и на этот раз особенно разговорчив. Я чувствовал, что во мне рождались такие прекрасные чувства. Стало быть, он со мною говорил.

Потом я отправился к Петру [собор Св. Петра] и ко всем другим, и мне казалось, они все сделались на этот раз гораздо более со мною разговорчивы.

В первый раз нашего знакомства они, казалось, были более молчаливы и считали меня за форестьера…

Итальянские ученые сделали еще один шаг в изучении воздействия искусства на психику, обнаружив синдром Рубенса — сильное сексуальное желание при посещении музея изящных искусств.

По данным опроса, среди необычных мест для «амурных похождений» 20% респондентов выбирают музеи, причем изначально подобных целей данные посетители не имеют, любовное настроение застигает их врасплох, являясь спонтанной реакцией на предметы живописи и скульптуры.

Основными «жертвами» синдрома Рубенса становятся поклонники визуального искусства и вовсе не итальянцы, а зарубежные туристы.

Исследователи отмечают, что мифологические полотна вызывают больше внезапных эротических эмоций, нежели абстрактное искусство.

Составлен даже своего рода рейтинг наиболее «провокативных» произведений: так, греческие скульптуры и работы Караваджо скорее приведут к романтическим приключениям, чем полотна Веронезе.

В топ-7 музеев, «пробуждающих Эрос», вошли Палаццо Дориа (Генуя), Пинакотека Брера (Милан), Галерея современного искусства (Турин), Академия (Флоренция), Вилла Панца (Варезе), коллекция Гуггенхайм (Венеция) и музей Каподимонте (Неаполь).

По мнению психолога Массимо Чиконья, выбор именно этих музеев можно объяснить их относительно небольшими коллекциями, отсутствием суеты и массивного наплыва посетителей, что дает возможность более проникновенного изучения предметов искусства.

Если синдром Стендаля приводит к негативным или пассивным формам реакции, то синдром Рубенса рождает сильные положительные эмоции и побуждает к действию.

Искусство погружает человека в мир его воображения, и порой посетитель музея переносит свои фантазии на того, кто в этот момент находится рядом с ним.

С этой точки зрения поход в художественную галерею может быть более интересным, чем на дискотеку, а залы музея Гуггенхайм в Венеции, по выражению итальянской газеты Il Gazzettino, могут «стимулировать сильнее виагры».

В отличие от пикантного эффекта Рубенса синдром Иерусалима представляет серьезную угрозу для путешествующих во Святую землю. На фоне культурного шока и плотности впечатлений у гостей города наступает острое расстройство психики: навязчивые религиозные идеи, мании, ощущение библейской миссии, божественной силы и пророческого дара.

На первых порах синдром имеет схожие симптомы, такие как беспокойство, одержимая страсть к чистоте, желание постоянно мыться и стричь ногти, безустанно молиться. Острые же формы синдрома отличаются разнообразием.

Одни оборачиваются в белое полотно и выходят в город возвещать о Втором пришествии, другие обнажаются и уходят в пустыню крестить всех встречных, представляясь Иоанном Крестителем. Третьи мыслят себя кем-либо из апостолов или Мессией.

Синдром Иерусалима может иметь достаточно тяжелые последствия: например, охваченный этим недомоганием австралийский паломник Деннис Майк Рохан в 1969 году, услышав «божественное послание», пытался совершить поджог мечети Аль-Акса, что спровоцировало городские беспорядки.

Клиника Кфар-Шауль в Иерусалиме за год принимает около сотни подобных пациентов. Аналогичные случаи были известны еще во времена Средневековья, однако материалом для клинических исследований послужили более 1200 историй болезни туристов в период с 1980 по 1993 годы.

На основании полученных данных были сформулированы основные характеристики заболевания.

Удивительно, что синдрому подвержены люди разной национальности и разных конфессий, не только приехавшие в Иерусалим с паломническим визитом, но и в рамках познавательного туризма; обычно это путешественники старше 40 лет и родом из небольших городов и религиозных семей. Пик обострения приходится на Пасху и Рождество.

Причина синдрома не в Святом городе, он становится лишь катализатором хронического расстройства. Исследования о дальнейшей судьбе пациентов не проводились. Придя в стабильное состояние, они возвращаются домой, увозя с собой и ответы на многие вопросы.

С 1986 года известен еще один «городской» синдром — синдром Парижа. Это коварное болезненное состояние психики поражает исключительно японских туристов, объединяя в себе культурный шок и обманутые ожидания. Мы все знаем, что Париж считается городом любви и столицей мировой моды.

Однако в Японии культ Парижа близок к настоящему фанатизму, японцы бредят путешествием во Францию. Глянцевые журналы растиражировали идею идеального Парижа, города, где все люди как с обложки, где каждый способен обрести счастье.

Естественно, что по прибытии романтические представления моментально рушатся: шумная и грязная столица, где люди не всегда бывают вежливы, где все «французское» щедро перемешано с другими культурами, где вместо «амур-тужур» и запаха круассанов — суета, толпа и равнодушие.

Дисциплинированные и крайне деликатные японцы испытывают глубокий стресс, который приводит к галлюцинациям, острому бреду, маниям и попыткам суицида. Случаи парижского синдрома не столь частые (около 20 в год), но достаточно серьезные, об этом свидетельствует наличие отдельной горячей линии в посольстве Японии для тех, кто переживает данный кризис.

В последние годы можно много слышать про индийский синдром — еще не заболевание, но уже явление. В феврале 2012 года в Индии пропал ирландский журналист Джонатан Споллен. Оставив рюкзак с личными вещами и документами, он исчез. По одной из версий, отказался от предыдущей жизни и отправился «освобождать свой разум». Этот случай дал повод обсуждать индийский синдром как тенденцию.

Действительно, путешествие в экзотические страны может вывести из психического равновесия. Согласно одному из исследований, каждый десятый молодой турист, попадая в тропики, испытывает беспокойство, ночные кошмары, утомляемость и другие симптомы. Около 2,5% путешественников настигает острый психоз, требующий продолжительного лечения.

Случай Споллена далеко не единственный. Многие и до него, приехав в Индию в поисках духовности, продавали недвижимость, оставляли записку и уходили в горы. У некоторых открывается третий глаз, другие начинают утверждать, что обнаружили затонувший в Индийском океан континент Лемурию и т. д.

Индийский синдром распространяется в основном на представителей западной цивилизации, которые путешествуют в Азию в поисках духовных откровений, мысля Индию как «чистое» пространство, где сохранились все «настоящие» ценности. Но жесткий контраст самой страны вместе с резкими переменами могут привести к развитию психического заболевания.

Принято считать, что перемена мест порой помогает разобраться в себе, решить какие-то застоявшиеся конфликты и проблемы. Но будьте бдительны: весь самый тяжелый внутренний груз всегда путешествует вместе с нами, и слишком крутая смена обстановки может стать почвой для нового стресса. Наталья Полыця

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/115294.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector