Воображение в психологии: его функции и способы развития

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания.

Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность.

Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов.

Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов.

Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может.

Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Воображение в психологии: его функции и способы развития

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя.

То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма.

По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый.

Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма.

Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте.

Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения

Воображение в психологии: его функции и способы развития

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще.

Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных.

Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании.

Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ.

Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности.

Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву.

Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

Источник: https://psychologist.tips/835-voobrazhenie-chto-eto-v-psihologii-ego-svojstva-i-funktsii.html

Что такое воображение в психологии?

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Воображение в психологии: его функции и способы развития

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Читайте также:  10 способов влюбить в себя парня: топ самых эффективных

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.

  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.

  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.

  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.

  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать.

Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Источник: https://psychologyc.ru/chto-takoe-voobrazhenie-funkcii-vidy-i-sposoby-razvitiya-voobrazheniya/

Воображение

С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять.

Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего-либо нового проявляется еще один феномен психики человека.

Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности.

Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.

Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент.

Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности.

Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти.

Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения.

Деятельность воображения обязательно присутствует в формировании образов каких-либо объектов или явлений, никогда не воспринимаемых человеком. Например, представления о природных зонах или образе литературного героя.

Очень тесно деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого вызывает позитивные чувства и может вывести из негативных состояний, а это значит, что воображение играет значительную роль в регуляции поведения.

Налицо связь воображения и волевых действий. В любом виде трудовой деятельности присутствует воображение, но, прежде чем что-то создать, необходимо об этом иметь представление. Значение воображения возрастает с приближением к творческой деятельности.

Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него.

Непредсказуемость воображения, его сложность, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга. Значительную роль играет здесь гипоталамо-лимбическая система.

Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и на многие другие органические процессы.

Например, представление о вкусной еде вызывает сильное слюноотделение, а внушение об ожоге может вызвать его реальные признаки.

Таким образом, роль воображения в регуляции процессов организма человека и в регуляции его мотивированного поведения, значительна.

Основные функции воображения

Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное.

Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой.

Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:

  • Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
  • Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
  • Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
  • Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
  • Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.

Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:

  1. Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
  2. Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.

В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.

Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего.

Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть.

Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.

Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:

  • Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
  • Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
  • Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.

Функции воображения показаны на схеме ниже.

Воображение в психологии: его функции и способы развития

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/

9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения

Все
представления воображения строятся из
материала, полученного в прошлых
восприятиях и сохранённого в памяти.
Деятельность воображения всегда является
переработкой тех данных, которые
доставляются ощущениями и восприятиями.
Напр.

, человек не бывший на Крайнем
Севере, может вообразить тундру только
потому, что он видел изображения её на
картинках и фотографиях, видел в
действительности отдельные элементы,
входящие в ландшафт тундры, — видел
покрытую снегом равнину, мелкий кустарник,
видел в зоопарке оленей.

Воображение
психич.
процесс, заключающий в создании новых
образов(представлений),путём переработки
материала восприятий и представлений,
полученных в предшествующем опыте.

Присуще только человеку. Оно-познавательный
процесс. Специфика состоит в переработке
прошлого опыта. Оно неразрвыно связано
с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение
и забывание).

Преобразует то, что есть
в памяти.

Виды
воображения: 1
)воссоздающее
воображение — развертывается на основе
описания, рассказа, чертежа, схемы,
символа. 2)творческое воображение –
создание совершенно нового, оригинального
образа, не существовавшего до сих пор.
3)мечта – особая форма воображения,
локализованная в достаточном будущем
и объединяющая представления о жизни
высокого качества.

Виды
воображения:

«»Пассивное
воображение: 1. преднамеренное; 2.
непреднамеренное.

Пассивное
преднамеренное воображение: грёзы –
образы фантазий, преднамеренно вызванные,
но не связанные с волей, направленной
на воплощение их в жизнь.

Пассивное
непреднамеренное воображение: в
полудремотном состоянии, в состоянии
аффекта, во сне (сновидение), при
патологических расстройствах сознания
(галлюцинации) и т. д. Возникает при
ослаблении деятельности сознания,
второй сигнальной системы, при временном
бездействии человека.

  • Активное
    воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.
  • Воображение,
    имеющее в своей основе создание образов,
    соответствующих описанию, называют
    воссоздающим.
  • Творческое
    воображение предполагает самостоятельное
    создание новых образов, которые
    реализуются в оригинальных и ценных
    продуктах деятельности.
Читайте также:  Кидалт и кидалтизм: причины возникновения синдрома

Приемы
(способы) создания образов воображения:

1)агглютинация – создание нового образа
путем соединения в одно целое фрагментов
различных мыслей и слов. наблюдается
при шизофрении(в частности является
одним из механизмов образования
неологизмов) и при очаговых корковых
нарушениях речи (приводит к образованию
парафазий типа контаминаций.

)
2)акцентирование – один из способов
создания образов воображения. выдвигать
на первый план, подчеркивать какую-нибудь
мысль. 3)схематизация – создание образов
с помощью схем, картин.

4)типизация –
отбор или разработка типовых конструкций
или производственных процессов на
основе общих; обобщение, выражение общих
идей, процессов и явлений; выделение
существенного, повторяющегося в
однородных явлениях и воплощение его
в конкретной базе.

  1. Синтез
    представлений в процессах воображения
    осуществляется в различных формах.
  2. 1)
    агглютинация – предполагает «склеивание»
    различных частей в повседневной жизни
    не соединяемых качеств, свойств, частей.
  3. 2)
    гиперболизация — характеризуется не
    только увеличением или уменьшением
    предмета, но и изменением количества
    частей предмета или их смещение.
  4. 3)
    заострение — подчёркивание каких-либо
    признаков (шаржи, карикатуры).
  5. 4)
    схематизация – отдельные представления
    сливаются, различия сглаживаются, а
    черты сходства выступают четко.
  6. 5)
    типизация – выделение существенного,
    повторяющегося, воплощение их в конкретном
    образе.
  7. Развитие
    воображения.
  1. Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

  2. Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

  3. Мечта — образы желаемого будущего.

Источник: https://studfile.net/preview/5997103/page:5/

Функции воображения, его развитие

Воображение — важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Значит, воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Воображение играет огромную роль в его жизни.

Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества — продукт воображения и творчества. Воображение имеет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида.

Оно выводит его за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций (схема 19). Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, что дает возможность пользоваться ими при решении задач.

Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него, так как формирует внутренний план действий, то есть способность выполнять в уме операции с манипуляцией образами. Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний человека.

Посредством образов он получает возможность управлять воспоминаниями, эмоциональным состоянием.

Схема 19. Функции воображения

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, памяти.

Например, с помощью искусственно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

Четвертая функция состоит в планировании и программировании деятельности, преобразовании опыта для построения образов будущего. И, конечно, воображение играет существенную роль в творческом процессе.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую работу. Например, аутотренинг, широко используемый для саморегуляции, основан на процессах воображения.

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Ребенок не мечтает, а воплощает преобразованный образ в свою деятельность — игру (перевернутый стул—пещера, коробочка—машина). Воображение — необходимый элемент игры дошкольника. Фантазия — важное условие нормального развития личности ребенка и усвоения им общественного опыта.

Мечта — новообразование подростка, позволяющего ему строить планы на будущее. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека. Воображение развивается в различных видах деятельности.

Результат этого развития — создание нового, оригинального в той деятельности, в которой реализуется творческий потенциал личности.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления о вещах и событиях из его опыта, мы говорим о процессах памяти.

Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание из этих представлений, то говорят о воображении (схема 20).

Схема 20. Решение творческих задач

Воображение — один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Оно связано со всей ее психической жизнью. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность.

Важна роль воображения и в регуляции мотивированного поведения. Целостность личности зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре ее психической деятельности.

Если у подростка и юноши главным является творческое воображение и им не свойственна пассивная мечтательность, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Источник: https://studref.com/309342/psihologiya/funktsii_voobrazheniya_razvitie

Понятие о воображении и его функциях. Виды воображения

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений.

Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активностиразличают воображение активное и пассивное.

Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображениявозникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Функции.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности — составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Источник: https://studwood.ru/1213919/psihologiya/ponyatie_voobrazhenii_funktsiyah_vidy_voobrazheniya

Воображение, его функции и виды

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

Воображение. Общая характеристика

Человек может представить себе не только те предме­ты и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда не сталкивался. Иначе говоря, чело­век может воспринимать ранее пережитое и воображать нечто неизведанное.

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в моз­гу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных цен­ностей. Человек может также создавать образы объектов, реально существующих, но не встречающихся в его лич­ной опыте.

Воображение как своеобразная форма отраже­ния действительности осуществляет мысленный отход за пределы воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» прошлое.

Физиологической осно­вой воображения является сложная аналитико-синтети­ческая система деятельности мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в созда­нии новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет про­цесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Воображение — важнейшая со­ставляющая часть творческого процесса. Участие вообра­жения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде.

Деятельность воображения зависит от общей направ­ленности личности. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение личности. Процесс воображения не­разрывно связан с эмоционально-волевой и познаватель­ной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика его состоит в пере­работке прошлого опыта; и в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, вли­яет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.

Воображение тесно связано с мышлением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, а основу их со­ставляет опережающее отражение.

Но опережающее от­ражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мыш­ления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать ок­ружающее.

Читайте также:  Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Воображение, его функции и виды

Человек как субъект действия не только созерцает и по­знает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Человек не мог бы совершать всего этого, если бы он не представлял себе результата сво­их действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала вос­приятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение находится в тесной связи со всеми сторо­нами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и пре­образуя то, что хранит память. Воображение активно вклю­чается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы.

Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между во­ображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи.

И мышление, и вообра­жение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении.

Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее от­ражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опо­средованно познавать окружающее.

  • Функции воображения:
  • Ø Образное представление действительности.
  • Ø Регулирование эмоциональных состояний.
  • Ø Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  • Ø Формирование внутреннего плана действий.
  • Воображение играет очень важную роль в жизни и дея­тельности человека. Среди множества его функций наибо­лее значимыми являются следующие:
  • 1) целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в вооб­ражении субъекта;
  • 2)познавательная. Воображение осуществляет мыслен­ный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

3) приспособительная. В психике ребенка возникает кон­фликт между избытком внешней информации и недостат­ком средств, необходимых для понимания и объяснения ок­ружающего.

В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внеш­нему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;

4) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.

  1. Виды воображения.
  2. Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  3. Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

По степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов воображение может быть непроиз­вольным (пассивным) и произвольным (активным).

При не­произвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок.

Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоя­нии, в грезах и т.д.

Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы.

Произвольное вообра­жение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоз­дающее воображение характеризуется тем, что в его про­цессе создаются субъективно новые образы, т.е.

образы, новые для данного индивида, которые объективно уже су­ществуют в определенных предметах культуры.

Воссозда­ние образа может происходить на основе словесного опи­сания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями дру­гих людей.

Творческое воображение является самостоятельным со­зданием новых образов, которые реализуются в ориги­нальных продуктах деятельности. Это продуцирование ори­гинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.

Особой формой воображения является мечта. Она все­гда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку на­мечать будущее и организовывать поведение для его осу­ществления.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характе­ром и эмоциональной насыщенностью, привлекательнос­тью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, ког­да они связывают желаемое будущее с настоящим.

Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может пре­вратиться в грезы, нереальную мечту. Необходимым эле­ментом научного и «художественного творчества представ­ляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов.

Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объясне­ние непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

Для создания новых и преобразования уже существу­ющих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится, прежде всего, комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в но­вых более или менее необычных комбинациях.

Частным случаем комбинирования является агглютинация — созда­ние новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглюти­нации были созданы мифологические образы кентавра, Ми­нотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др.

Агглютина­ции встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).

Другим приемом воображения является акцентирова­ние — подчеркивание тех или иных черт. Это осуществля­ется на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.

Один из приемов создания фантастических образов на­зывается гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посред­ством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы.

Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или об­раза, например, в создании образов многоруких богинь, од­ноглазого циклопа, дракона с тремя головами.

Степень легкости или трудности мысленного преобра­зования предметов, действий, явлений в большой мере ха­рактеризует отношение личности к миру.

Некоторые люди скованы ситуацией и подчинены реальности настолько, что мысленное преобразование окружающей действитель­ности для них затруднено и даже невозможно.

Для других людей, напротив, всякая реальная ситуация выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятель­ности.

  • Виды воображения
  • В психологии принято различать два вида воображе­ния: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное(воссоздающее и творческое).
  • · Непроизвольное пассивное воображение характери­зуется тем, что человек создает образы без всякого наме­рения со своей стороны (сновидения, грезы):
  • · Произвольное пассивное воображение характеризу­ется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего вообра­жения, исходя из имеющегося у нею замысла.

· Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющими­ся в его распоряжении образами.

· Творческое воображение предполагает создание об­разов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.

Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, то это объективно новое н для дан­ного человека, и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданные, то являются субъективно но­выми, оригинальными для данного лица.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего.

  1. Этапы творческого воображения:
  2. • возникновение творческой идеи;
  3. • вынашивание замысла;
  4. • реализация замысла.
  5. Образы воображения
  6. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуще­ствляется в различных формах.
  7. · агглютинация — создание новых образов на основе склеивания частей имеющихся образов и представлений;
  8. · гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  9. · схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сход­ства выступают четко;
  10. · типизация — выделение существенного, повторяю­щегося в однородных образах;
  11. · заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью.

Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действитель­ность, предвосхищает события, и фантастическое вообра­жение, не совпадающее с действительностью.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/46698.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector