Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

Гендер — социальный пол, создаваемый человеком на основе стереотипов: форм поведения, приписываемых людям в соответствии с их биологическим полом. Ориентирование личности на соответствие стереотипам часто приводит к ограничению и подавлению личностных качеств.

Особенности психологии гендера

Гендерная психология — отрасль науки, занимающаяся изучением социальных ролей. Изначально феминные и маскулинные  черты приписывались людям на основании пола.

Различия обуславливались анатомическими особенностями и воспринимались как неизменная данность. Мужской и женский образ противопоставлялись друг другу, как два независимых, не соприкасающихся конструкта.

Но полноценные исследования привели к формированию нового определения традиционных форм поведения как социального конструкта.

Психология пола изучает различия полов. Гендера — особенности личности, сформированные под влиянием дифференциация пола, принадлежности индивида к одному из полов и прохождения идентификации. Комплексный подход в изучении позволяет проанализировать процессы развития и самореализации, переоценить модели поведения, иерархию, статус мужчин и женщин. Задача современных социологов — рассмотрение вопросов неравенства, дискриминации, сексизма, основанных на стереотипах.

Разница восприятия полов

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

  1. Биологический (врожденный) пол. Означает совокупность биологических признаков, на основании которых новорожденного младенца относят к мужской или женской биологической группе.
  2. Определение пола. Подразумевает присвоение половой идентичности индивиду. Оно является категоричным и не подвергается сомнению, но в некоторых случаях может быть ошибочным. Так, если у младенца одновременно присутствуют половые органы мужчины и женщины, врач приписывает ему одну категорию пола. В дальнейшем может обнаружиться психологическое несоответствие приписанного пола и идентичности. В этом случае речь идет о трансгендерности — сознательном преодолении стереотипов поведения.
  3. Гендерная идентичность. Под ней понимают социальный конструкт, созданный на основе представления о половых ролях. В отличие от пола, гендерная идентичность многогранна и требует постоянного подкрепления внешним видом, поступками, особенностями поведения и взаимодействия.

Категории пола и гендера рассматриваются как отдельные дисциплины. Гендеру отдается ведущая роль в формировании личностных установок и особенностей самовосприятия.

Научные исследования

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

  1. Различия — динамику развития личности, оценку природы возникающих различий, влияние различий на перспективы и возможности самореализации.
  2. Социализацию — соответствие развития людей разных полов в контексте социальных, исторических, культурных особенностей.
  3. Характеристики личности — личностные идентичности, связанные с соответствием тактикам поведения, направленных на соответствие или преодоление стереотипов, анализ развития, закрепления и влияния стереотипов на индивида и социальные группы.
  4. Отношения — изучение взаимоотношений представителей разных полов, формирование моделей поведения, возможность формирования иных видов взаимодействия.

Основная задача исследований — изучение развития личности и методов взаимодействия мужчин и женщин, формирование принципиально новых методов развития личности и моделей поведения индивида в социуме, дающих возможность для полноценной самореализации.

Ограничения женской ролевой модели

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

  • подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
  • реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
  • выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.

Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.

Ограничения мужской ролевой модели

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

  • обеспечивать семью;
  • сдерживать эмоции;
  • стремиться к лидерству.

В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.

Традиционная семья и половые роли

Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.

Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.

В чем вред гендерных стереотипов?

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

Гендерная психология предполагает, что половые роли должны быть пересмотрены. Это позволит создать гармоничное общество, в котором человек, независимо от пола, может реализовать себя наиболее эффективным способом.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/gendernaya.html

Гендерная психология — Психологос

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

  • Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
  • ÷Отличия мужского и женского видны с детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают.
  • В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

Мужское и женское

Мужское и женское — есть. Это не пол, это гендер. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. Женщины имеют право быть Женщинами, а не мужчинами, и отличаться от мужчин. Женское начало не лучше и не хуже Мужского, это просто совершенно другой подход к жизни и взгляд на жизнь. См.→

Гендерные особенности в восприятии — есть!

Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.

«Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.

) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию.

Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша.

На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство (Шон Бурн. Гендерная психология.

Прайм-Еврознак, 2008. С.3.)»!» См.→

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/gendernaya-psihologiya

Гендерная психология

Определение 1

Гендерная психология является одним из разделов дифференциальной психологии, изучающим поведенческие особенности людей в соответствии с определёнными характеристиками (биологический пол, социальный пол, их сооотношение).

Замечание 1

Гендерные исследования раскрывают особенности социализации, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Основными направлениями гендерной психологии являются:

  • психология сравнения мужчин и женщин (изучаются специфические особенности мужчин и женщин, устанавливается своеобразие полов);
  • психология женщины (рассматриваются особенности психических состояний женщин с опорой на женскую физиологию);
  • психология мужчины (исследуются особенности психических состояний мужчины в соответствии с мужской физиологией);
  • гендерная социализация (подробно анализируются вопросы формирования гендерной идентичности и освоение гендерных ролей);
  • психология гендерных отношений (рассматриваются взаимоотношения между полами и внутри одного пола);
  • гендерная психология лидерства (изучаются различия между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, отношения доминирования-подчинения);
  • гендерная психология в спорте (особенности, характеризующие спортивную деятельность в соответствии принадлежностью – половой и гендерной – спортсмена или команды.

Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предмет, задачи гендерной психологии

Предметом исследования гендерной психологии являются специфические психические особенности человека, связанные с полом.

В задачи гендерной психологии входит разработка теоретических положений, концепций, методик, проведение исследований, внедрение результатов исследований в практику работы.

Замечание 2

Реализация гендерного подхода представляет собой неотъемлемую часть работы психологов, содержит достаточно широкие возможности для оказания практической помощи специалистам, работающим с людьми.

Методы гендерной психологии

  1. Метод грубой индукции позволяет анализировать житейские высказывания о мужчинах и женщинах, которые получены от знакомых. Надёжность данного метода мала.
  2. Эксперимент как метод в гендерной психологии используется редко.

  3. Дедукция – данный метод заключается в использовании достижений общей психологии относительно испытуемых с учётом пола.

    При использовании данного метода имеются трудности учёта тех или иных особенностей, так как изначально предполагается похожесть испытуемых друг на друга и подчинение их поведения общим закономерностям, что приводит к искажению результатов исследования.

  4. Биографический метод используется для проведения анализа выдающихся исторических деятелей, именно поэтому данный метод не может быть использован по отношению к женщинам, так как количество женщин среди исторических личностей ограничено, кроме того, в литературе присутствует неравномерность освещения исторических ролей мужчины и женщины.
  5. Анкетирование достаточно широко используется в качестве метода в гендерной психологии при условии учёта эмоциональности испытуемых.

В современной литературе представлен целый комплекс методов, используемых в гендерной психологии: проведение наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования, тестов, моделирования и т.п.

Замечание 3

Следует помнить о том, что не все методики могут быть использованы при изучении гендерных особенностей. Некоторые методики создаются заново или адаптируются в соответствии с изучаемыми проблемами.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/gendernaya_psihologiya/

Что такое Гендерная психология? Гендерная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

Читайте также:  Как бороться с комплексами: 5 универсальных способов

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом. Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире.

Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью.

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.

Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:

  1. Психологию мужчины.
  2. Психологию женщины.
  3. Психологию сравнения мужчин и женщин.
  4. Гендерную социализацию.
  5. Психологию гендерных отношений.
  6. Гендерную психологию лидерства.

Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.

Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.

Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной.

Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.

Гендер конструируется:

  1. Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
  2. Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.

Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся.

К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д.

, и «дух» (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские. Для обретения целостности необходимо сочетать дух и душу.

В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.

Как показывает жизнь, к изменам все относятся по-разному. В зависимости от обстоятельств, в которых находятся, от состояния нервной системы, эмоциональной стабильности и даже уровня интеллекта, хотя с этим можно и поспорить.

А вот с тем, что переживание факта измены процесс крайне болезненный — поспорить… Читать дальше

Случалось ли так, что вы поднимали тему для разговора с вашим партнёром неохотно, потому что это неизбежно приведёт к выкрикиванию ругательств и хлопанию дверями?

Случалось ли так, что в середине разговора вы говорили что-то, что непреднамеренно (или, возможно… Читать дальше

И доносить свои мысли, чувства, состояния и ощущения до всех, кто рядом, знать и уважать себя и свои личные границы, не позволяя их нарушать. Тогда всё везде будет Ок. А у нас, наоборот — чаще всего играем в игру «догадайся сам».

Надо признаться хотя бы самим себе в том, что мы очень редко говорим… Читать дальше

Фиктивный развод — парадоксальное явление: юридически такого понятия не существует, но в реальной жизни оно есть. Ответственности за фиктивный развод нет, но урон семье он наносит колоссальный.

Суть фиктивного развода проста: муж или жена предлагают своей законной «семейной половинке» юридически… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Гендерная психология»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/gendernaya_psihologiya/

Гендерная психология

Здравствуйте, читатели и посетители сайта!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас волнует вопрос, что изучает гендерная психология? Назовите ее основные черты и характеристики. Жду вашего мнения…
 

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. И для того, чтобы ее усвоить наилучшим образом, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.  

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

 
Так, какие основные задачи перед собой ставит гендерная психология? Давайте же разбирать данный вопрос вместе.

Стоит отметить также, что гендерная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (то есть иерархией).
 

Стоит добавить, что гендерная психология подразделяется на шесть разделов, входящих в состав гендерной психологии, для каждого из которых характерен свой предмет исследования:

1) Психология сравнения мужчин и женщин. Цель подобного сравнения – установить специфические особенности мужчин и женщин.
2) Психология женщины. Предметом ее изучения являются те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего – связанные с женской физиологией. Например, изучается психическое состояние женщины во время беременности, родов и т.п.
3) Психология мужчины. Здесь предметом изучения являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучаются специфические мужские заболевания, влияющие на психику мужчин, психологические факторы мужской смертности.
4) Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.
5) Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения – это не только отношения между полами, но и внутри каждого пола. В рамках этого направления изучаются особенности поведения людей в однополых и смешанных по полу группах.
6) Гендерная психология лидерства. Эта область исследования охватывает психологические различия между мужчинами и женщинами – лидерами, гендерную социализацию лидерства.
На этом наш урок подошел к завершению. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему, которая относится к одной из основных при изучении такой науки, как психология. Если же что-то осталось сложным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  
Желаем успехов в учебе и в творчестве!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/gendernaya-psixologiya/

Структура гендерной психологии

В настоящее время в структуру гендерной психологии включают пять основных разделов.

  • 1. Психология сравнения мужчин и женщин. Раздел относится к компонентам дифференциальной психологии — психологии пола и связан в первую очередь с выделением половых различий.
  • 2. Гендерная социализация личности.
  • 3. Гендерные характеристики личности. По сути, в данный раздел входят два подраздела: психология мужчины и психология женщины.
  • 4. Психология гендерных отношений.
  • 5. Гендерная психология лидерства.

Кратко охарактеризуем перечисленные выше разделы.

Первый раздел посвящен изучению психологии сравнения мужчин и женщин в таких вопросах, как выявление гендерных различий, факторов и природы их возникновения, влияние гендерных различий на личность мужчины и женщины, самореализацию.

В данном разделе рассматривается весь спектр психологических различий мужчин и женщин, включая когнитивный, эмоциональный, мотивационный, поведенческий и т.д. аспекты. В рамках данного раздела появились такие понятия, как маскулинность, фемининность, андрогинность, гендерные стереотипы и т.д.

Второй раздел — гендерная социализация — рассматривает психосоциальные аспекты развития личности [14]. В этом разделе представлен анализ влияния социальных институтов (семья, школа) на развитие мужчины и женщины. Основными понятиями данного раздела являются: половые роли, полоролевая социализация (гендерная).

Необходимо отметить, что вопросы гендерной социализации как процесса усвоения личностью системы представления о поведении мужчин и женщин в данном обществе относятся часто к области социальной психологии. Считается, что полоролевая социализация должна включать два взаимосвязанных аспекта.

Первый аспект связан с освоением своеобразных принятых социальных моделей мужского и женского поведения, норм и гендерных стереотипов. Второй аспект раскрывает специфику воздействия общества на отдельного индивида с целью принятия им стандартов дифференцированного поведения, которые усваиваются в виде гендерных схем (конструкты).

Процессы полоролевой социализации протекают в две фазы: первая фаза — адаптивная, в виде внешнего приспособления к принятым гендерным ролям, отношениям и нормам. Вторая фаза связана с интериоризацией гендерных ролей, отношений и ценностей.

Третий раздел, изучающий гендерные характеристики личности, в первую очередь направлен на изучение специфики формирования гендерной идентичности и основных ее составляющих: установок, представлений, стереотипов, соответствующих гендерной дифференциации.

Достаточно большое внимание в данном разделе посвящают вопросам развитию адекватных приспособительных стратегий для преодоления существующих гендерных стереотипов, нарушающих адаптивные возможности личности.

В данный раздел также включены вопросы формирования специфики сексуальности мужчин и женщин.

Четвертый раздел, посвященный психологии гендерных отношений, направлен на изучение вопросов межполового взаимодействия, в том числе выявление закономерностей и гендерных стереотипов, побуждающих к формированию асимметричной модели зависимых отношений.

Пятый раздел — гендерная психология лидерства. Необходимо заметить, что данный раздел выделяется в отдельную область психологических исследований не всеми авторами.

Однако ряд авторов, на наш взгляд, достоверно обосновывают необходимость выделения данной области в отдельный раздел гендерной психологии как требующий самостоятельных исследований.

Это связано в первую очередь с тем, что данная область охватывает несколько важных моментов, связанных со спецификой различия между мужчинами и женщинами-лидерами; социализацией лидерства; спецификой женского менеджмента; исследованиями, которые необходимы для адекватной организации производственных отношений. Кроме того, отдельного исследования требуют вопросы часто возникающих между мужчинами и женщинами отношений доминирования и подчинения (лидерство).

Читайте также:  Эффект новизны в психологии: 5 методов применения

Источник: https://studref.com/322109/psihologiya/struktura_gendernoy_psihologii

ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

Авторы: И. С. Клецина

ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, об­ласть психо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти как пред­ста­ви­те­ля оп­ре­де­лён­но­го по­ла, обу­слов­лен­ные яв­ле­ния­ми по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ции, т. е.

про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем муж­чин и жен­щин по лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам, ро­лям со­ци­аль­ным и ста­ту­су. Г. п.

вклю­ча­ет та­кие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний, как пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, пси­хо­ло­гия жен­щин (или фе­ми­ни­ст­ская пси­хо­ло­гия), пси­хо­ло­гия муж­чин, ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция, пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний.

Пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, сфор­ми­ро­вав­шая­ся на ба­зе об­щей и диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, со­сре­до­то­че­на на вы­яв­ле­нии пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий ме­ж­ду по­ла­ми и по­ис­ком их при­чин. В пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ках муж­чин и жен­щин го­раз­до боль­ше сход­ст­ва, чем раз­ли­чий.

В ког­ни­тив­ной сфе­ре у жен­щин луч­ше раз­ви­ты вер­баль­ные спо­соб­но­сти (раз­ли­чия сла­бо вы­ра­же­ны), а у муж­чин – зри­тель­но-про­стран­ст­вен­ные и ма­те­ма­ти­че­ские (раз­ли­чия вы­ра­же­ны в сред­ней сте­пе­ни).

В со­ци­аль­ном по­ве­де­нии раз­ли­чия вы­ра­же­ны силь­нее: муж­чи­ны аг­рес­сив­нее, чем жен­щи­ны, для жен­щин бо­лее зна­чи­мы­ми яв­ля­ют­ся се­мей­ные ро­ли, а для муж­чин – про­фес­сио­наль­ные. Со­цио­био­ло­ги­че­ская мо­дель по­ло­вой де­тер­ми­на­ции (со­глас­но ко­то­рой по­ло­вая диф­фе­рен­циа­ция – уни­вер­саль­ный био­ло­гич.

про­цесс) ус­ту­пи­ла ме­сто со­цио­куль­тур­ной мо­де­ли, в ко­то­рой по­ло­вая диф­фе­рен­циа­ция яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том со­циа­ли­за­ции и влия­ний куль­ту­ры в на­прав­ле­нии ос­вое­ния кон­крет­ных со­ци­аль­ных ро­лей.

Жен­ская, или фе­ми­ни­ст­ская, пси­хо­ло­гия воз­ник­ла в свя­зи с раз­ви­ти­ем меж­дис­ци­п­ли­нар­ной на­уч. сфе­ры «жен­ских ис­сле­до­ва­ний» (Women’s Studies). Од­ни пред­ста­ви­тель­ни­цы «жен­ских ис­сле­до­ва­ний» раз­де­ля­ют взгляд о су­ще­ст­во­ва­нии ми­ним.

раз­ли­чий ме­ж­ду муж­ской и жен­ской пси­хи­кой, дру­гие пы­та­ют­ся мак­си­ми­зи­ро­вать пси­хо­ло­гич. раз­ли­чия, что­бы воз­вы­сить лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва жен­щин, ко­то­рые при­ни­жа­лись «ан­д­ро­цен­трич­ной» куль­ту­рой.

По­зи­ция сто­рон­ниц ми­ни­ми­за­ции раз­ли­чий на­шла от­ра­же­ние в кон­цеп­ции ан­д­ро­ги­нии, в ко­то­рой на­ли­чие фе­мин­ных ка­честв у муж­чин и мас­ку­лин­ных у жен­щин уже не рас­смат­ри­ва­лось как на­ру­ше­ния в раз­ви­тии лич­но­сти.

Сто­рон­ни­цы идеи мак­си­ми­за­ции ген­дер­ных раз­ли­чий счи­та­ют, что жен­ский пси­хо­ло­гич.

склад со­вер­шен­нее муж­ско­го бла­го­да­ря та­ким ка­че­ст­вам жен­щин, как: спо­соб­ность раз­ви­вать­ся и рас­ти в про­цес­се от­но­ше­ний, а не ис­кус­ст­вен­но про­ти­во­пос­тав­лять не­за­ви­си­мость и за­ви­си­мость; ви­де­ние ми­ра, объ­е­ди­нён­но­го че­ло­ве­че­ски­ми взаи­мо­от­но­ше­ния­ми, а не сис­те­мой пра­вил; един­ст­во фи­зич., ум­ст­вен­ной и эмо­цио­наль­ной сфер.

По­яв­ле­ние «пси­хо­ло­гии муж­чин» на ос­но­ве «муж­ских ис­сле­до­ва­ний» (Men’s Studies) сти­му­ли­ро­ва­ло об­на­ру­же­ние ря­да важ­ных фак­то­ров муж­ской об­ществ.

жиз­ни: муж­чи­ны поль­зу­ют­ся ин­сти­ту­цио­наль­ны­ми при­ви­ле­гия­ми за счёт жен­щин; за при­ня­тие сте­рео­ти­пов мас­ку­лин­но­сти (муж­ской иден­тич­но­сти), ра­ди вы­со­ко­го ста­ту­са и при­ви­ле­гий, муж­чи­ны рас­пла­чи­ва­ют­ся по­верх­но­ст­ны­ми меж­лич­но­ст­ны­ми от­но­ше­ния­ми, сла­бым здо­ровь­ем и преж­де­вре­мен­ной смер­тью; не­ра­вен­ст­во в об­ще­ст­ве пат­ри­ар­ха­та рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на жен­щин, но и на муж­чин (мас­ку­лин­ность бе­лых ге­те­ро­сек­су­аль­ных муж­чин сред­не­го и выс­ше­го клас­са кон­ст­руи­ру­ет­ся в про­ти­во­вес не толь­ко фе­мин­но­сти, но и иным фор­мам мас­ку­лин­но­сти, свя­зан­ным с ра­сой, со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем, сек­су­аль­ной ори­ен­та­ци­ей). Изу­ча­ет­ся спе­ци­фи­ка муж­ской иден­тич­но­сти, её кон­стан­ты и стан­дар­ты, при­чи­ны и тен­ден­ции из­ме­не­ния, пси­хо­ло­гич. ас­пек­ты «кри­зи­са мас­ку­лин­но­сти».

«Ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция» – на­прав­ле­ние, сфор­ми­ро­вав­шее­ся на ос­но­ве пси­хо­ло­гии раз­ви­тия и фо­ку­си­рую­щее­ся на ана­ли­зе про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния ген­дер­ной иден­тич­но­сти лич­но­сти, т. е.

на вы­яс­не­нии то­го, ка­ким об­ра­зом маль­чи­ки и де­воч­ки пре­вра­ща­ют­ся во взрос­лых лю­дей, де­мон­ст­ри­рую­щих ти­пич­ное для сво­его по­ла по­ве­де­ние.

Ана­лиз влия­ния раз­ных ин­сти­ту­тов со­циа­ли­за­ции (се­мьи, шко­лы, об­ще­ст­ва свер­ст­ни­ков, СМИ) на фор­ми­ро­ва­ние ген­дер­ной иден­тич­но­сти лич­но­сти по­ка­зы­ва­ет, что ста­нов­ле­ние муж­чи­ны и жен­щи­ны про­ис­хо­дит в раз­ли­чаю­щих­ся пси­хо­ло­гич.

кон­тек­стах, воз­мож­но, в ущерб пол­но­цен­но­му лич­но­ст­но­му раз­ви­тию (не­дос­та­точ­ность са­мо­реа­ли­за­ции жен­щин в проф. сфе­ре, а муж­чин – в се­мей­ной).

Пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний, сфор­ми­ро­вав­шая­ся на ос­но­ве со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ана­ли­зи­ру­ет мо­де­ли от­но­ше­ний ме­ж­ду по­ла­ми (бы­ли вы­де­ле­ны две ба­зо­вые мо­де­ли: до­ми­нант­но-за­ви­си­мая и парт­нёр­ская). На раз­ных уров­нях со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. де­тер­ми­нан­та­ми ген­дер­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся ген­дер­ные пред­став­ле­ния, ген­дер­ные сте­рео­ти­пы, ген­дер­ные ус­та­нов­ки, ген­дер­ные иден­тич­но­сти.

Источник: https://bigenc.ru/psychology/text/2349864

Гендерная психология – психология пола

В настоящий момент как в рамках отдельных наук, использующих гендерный подход в изучении и анализе явлений, так и в самих гендерных исследованиях как отдельной области научного знания отсутствует единство в понимании и определении понятия гендерная идентичность. Однако возможно все-таки вывести некоторые общие идеи и принципы в понимании гендера, механизмов его формирования и гендерной идентичности:

· Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.

· Гендерная идентичность понимается как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности личности.

· Гендерная роль – поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола; другими словами, это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчинам и женщинам.

В психологической науке, мы наблюдает достаточно активное использование понятий и концепций гендерной теории. Гендерные исследования в российской психологии в настоящий момент все больше оформляются в самостоятельный раздел психологического знания.

Сформулировано и институционализировано (изданы учебники, пособия, читаются учебные дисциплины в вузах и колледжах) определение гендерной психологии как отрасли психологической науки, изучающей «закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией». Определены и ведутся конкретные прикладные исследования в области психологической поддержки личности в различных направлениях: гендерные различия и характеристики личности, гендерная социализации, гендерные отношения и др.

Можно выделить три направления в изучении и применении результатов психологического гендерного исследования [9].

В первом направлении предметом исследования являются половые различия между психологическими свойствами или состояниями мужчин и женщин (особенностями внимания, памяти, эмоций или поведения, различия личностных и профессиональных выборов и т.д.).

Во втором направлении предметом исследования оказывается гендерная социализация (факторы, этапы, проблемы).

В третьем направлении предметом исследования выступают конструкты маскулинности (совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины), андрогинности (сохранение отчетливой половой идентичности, при обладании высоких потенциалов и маскулинности и феминности), феминности (совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины), а также их связь с другими психологическими свойствами и состояниями. Маскулинность и феминность – генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов.

Третье направление отличается от первого тем, что рассматривает гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, а от второго тем, что стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию и фасилитации ее индивидуальной гендерной идентичности. Третье направление рассматривается нами как наиболее перспективное в плане изучения многообразия (инвариантности) тендера и переживаний личностью своей гендерной идентичности в пространстве современного постоянно меняющегося мира. Именно это направление уж если не решит теоретикометодологические задачи, стоящие перед гендерной психологией и гендерными исследованиями, то будет содействовать выполнению высокого психотерапевтического запроса со стороны личности, находящейся в сложных кризисных условиях современного общества.

Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, Р. Бернс считает, что осознание себя как представителя определенного пола не имеет большого веса в Я-концепции взрослеющего человека.

С другой стороны, Ф. и Р. Тайсоны, например, уделяли этому фактору серьезное внимание, указывая на то, что в разные возрастные периоды наблюдается то усиление, то ослабление позиции этого аспекта образа Я в Я-концепции личности.

Половая идентичность обусловлена биологически.

«Следует сказать, что роль биологических процессов состоит в согласовании между собой хромосомного, гормонального, морфологического и социального факторов, в совокупности определяющих нормальное развитие чувства половой идентичности» (Баттерворт Дж. Харрис М.).

  • Итак, биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:
  • o хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;
  • o гонадный пол — формирование мужских или женских половых желез;
  • o гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий — половых органов;
  • o морфологический пол — строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;
  • o пубертатный пол — связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.

Хромосомный фактор — это тот кариотип (набор хромосом), который характеризует биологического мужчину и женщину. В мужском кариотипе — 46 ХУ хромосом, в женском — 46 ХХ хромосом.

Давно установлено, что факторы пола локализованы в специальных половых хромосомах. Факторы, определяющие мужской пол, локализованы в У-хромосоме, а факторы, определяющие женский пол, — в Х-хромосоме.

Отклонения от нормального числа половых хромосом в клетках человека, приводят к аномалиям полового развития,

Гормональный фактор обусловлен образованием в половых железах (гонадах) стероидных гормонов. Гормоны регулируют половую дифференциацию и процесс полового размножения. Мужским половым гормоном, синтезируемым в семенниках, является тестостерон, а женским половым гормоном, синтезируемым в яичниках — эстроген.

Морфологический фактор определяется строением тела мужчины и женщины. Он выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и проч., у женщин — в развитии грудных желез, более низком (по сравнению с мужчинами) росте, наличии округлых форм тела и жировой ткани.

Социальный фактор определяется теми стереотипами поведения, которые в обществе ассоциируются с мужским и женским, и определенным стилем поведения родителей, который выбирается ими в соответствии с биологическим полом ребенка. Так, например, родители могут негативно реагировать на плаксивость мальчика, на резкость и агрессивность девочки, но поощрять у мальчика активно-наступательные формы поведения, а у девочки — нежность, ранимость и незащищенность.

Половая идентичность — это «психологическая система, которая соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом и на которую оказывает значительное влияние объектные отношения, идеалы Суперэго и факторы культуры» (Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития.

Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 335). С самых первых дней рождения ребенка родители начинают относиться к нему не просто как к новорожденному, а как к мальчику или девочке. Считается, что фантазии и ожидания женщины во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку.

Читайте также:  Эгоизм в отношениях: психология отношений мужчины и женщины

Двух-трехлетний малыш, имея достаточно диффузное представление о половых различиях, может тем не менее назвать себя мальчиком или девочкой. Подражание, предпочтения в выборе игрушек и игр способствуют в этом возрасте процессу осознания себя как представителя того или иного пола.

Самым интенсивным в этом смысле возрастом является период с 4 до 6 лет (фаллическая стадия по З. Фрейду). В этот период ребенок (ранее участвующий в диадных отношениях с матерью) включается в триадные отношения (Я, мать, отец).

Это позволяет ему обнаружить различия между мужчинами и женщинами и идентифицировать себя с определенным полом.

Под культурой личности имеется в виду ее ценностные ориентации, уровень воспитанности и образованности, нравственного и эстетического развития, приобщенности к культурному наследию человечества.

Инкультурация – это процесс усвоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_25148_gendernaya-psihologiya—psihologiya-pola.html

Что такое гендерная психология и каково ее место в системе наук?

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история.

Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в.

Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах).

Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.).

Порой это знание слишком идерлогизированно.

К примеру, установлено, что пол исследователя и испытуемого может повлиять на получаемые результаты. Но это не должно быть следствием умышленного их искажения. И, зная такую закономерность, переменную пола можно специально контролировать в исследованиях, а не отказываться от них.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.

Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу и нескольких науках, иногда не избежать привлечения работ и идей философов, социологов, демографов, этнографов, которые в свою очередь обращаются к психологическим исследованиям. И все же необходимо помнить о специфике нашей науки, ее понятиях, традициях, методах и методиках, чтобы не утратить предмет собственно гендерной психологии.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.

); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.

); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг.

по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX — начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.).

Итак, на первом этапе разные ученые высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии. Но как самостоятельная область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены интересующей нас проблематике.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России.

Это движение,, которое, повторяем, мы не считаем частью истории гендерной психологии как науки, тем не менее оказало yа нее стимулирующее влияние, прежде всего в том, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Источник: https://students-library.com/library/read/101292-cto-takoe-gendernaa-psihologia-i-kakovo-ee-mesto-v-sisteme-nauk

Что такое гендерная психология?

Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в каком изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, соц полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследовательских работах социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, соц восприятие и самовосприятие, самоуважение, появление соц норм и ролей.

Хотя данная область познания нередко именуется гендерной психологией, поистине гендерной она не является, потому что огромное число исследований, маркированных как половые, не опираются на гендерный подход.

Основная исследовательская методология таковой гендерной психологии — полоролевой подход, в рамках которого дамские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и различными по содержанию.

Начальным основанием является неявное признание био детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского либо дамского начала в человеке.

При анализе детерминант половых различий рассматриваются как био, так и социокультурные причины, при этом все социокультурные воздействия заданы критериями гендерной социализации.

Для основной массы исследовательских работ, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении 2-ух групп разнополых испытуемых и диагностике определенных психических черт с целью сопоставления их меж собой. При всем этом употребляются классические психические способы и методики. Подавляющее число российских гендерно-ориентированных исследовательских работ могут быть отнесены к этой группе.

Большая часть научных работ не нацелена на исследование заморочек общественного неравенства меж полами, порождаемого процессом гендерной социализации.

В работах психологов не отыскивают отражения более важные для гендерной теории такие трудности, как: природа половых различий, оценка психических различий меж полами и их динамика, воздействие этих гендерных различий на личный актуальный путь человека и способности личной самореализации.

Многообещающими исследовательскими работами в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психических свойствах и особенностях поведения парней и женщин, а на поиск их психического сходства; направленные на исследование продуктивных стратегий и тактик поведения парней и женщин в преодолении обычных гендерных стереотипов, также на анализ личных предпосылок удачной самореализации женщин в проф сфере, а парней в домашней.

Все это есть возможность будет воплотить при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области познания, другими словами тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода. Пока же развитие гендерной психологии будет характеризоваться только скоплением суммы фактов в отсутствие способности их обобщения и структурирования в новые концептуальные модели и схемы.

Первоисточники:

  • owl.ru — словарь гендерных определений;
  • ru.wikipedia.org — определение гендерной психологии.
  • Источник: https://kakskolko.ru/chto-takoe-gendernaya-psixologiya/

    Психология гендерная

    подраздел социальной психологии, к-рый изучает психологию мужчины и женщины, и особенности психики, обусловленные ген — дером (полом).

    Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе.

    Это отчасти объясняется тем, что роль мужчины и женщины в общественной среде в настоящее время претерпевает значительные изменения. Но насколько глобальными должны быть эти перемены?

    Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, к-рые предвидят переоценку «гендерных» ценностей.

    Насколько значимы, закономерны и оправданны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-психологи — ческом уровне? Являются ли тендерные различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в данном обществе, определяющей его взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила? Как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество?

    На все эти и многие др. вопросы пытаются ответить представители П.г. Социальная психология тендера-это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных ролей и норм.

    Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование тендера очень политизировано, роль науки состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов.

    Впрочем, это закономерно, ибо социальная психология тендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин.

    Лот (1991) отметил, что социальная психология в любом случае пересекается с тендерными исследованиями, поскольку изучать условия, к-рые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает тендер. Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х гт. XX в. практически игнорировала тендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.

    Тендерные исследования сдвинулись с мертвой точки, лишь когда в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, к-рые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов.

    Источник: https://potencial-school.ru/psixologiya-gendernaya.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector