Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Я уже написал одну статью, которая касается подсознательных процессов и собираюсь написать еще несколько, в основном по поведению детей и подростков.

И тут мне задали вопрос по защитным психологическим механизмам, о которых вскользь упоминалось в статье «Страх и агрессия» — «а что это?».

Поэтому я решил написать об основе психологической структуры подсознания — Ид, Эго, Супер-Его и защитных механизмах.

Теория личности или структуры психики Зигмунда Фрейда

Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда1. Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень «странной».

Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, как у фашистов — его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена.

По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами Известная пародия на Зигмунда Фрейда и его учение. Надпись можно перевести: «Что у мужчины на уме»; или: «Что у человека на уме».

Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Никто до сих пор не заглянул в подсознание, благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам, в том числе и мы во время нашей частной медицинской практики.

По теории Фрейда мы рождаемся с Ид2. Ид отражает первичные процессы (удовольствие, агрессия итп), фактически — требования и желания. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Id уже заложена или «запрограммирована» в нас.

Представим этот компонент психики как ребенка, который все время говорит: «хочу, хочу..», «хочу прямо сейчас…», «дай мне это», » я хочу это».

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами Знакомьтесь — Ваше Ид. Оно импульсивное и глупое, и запросы у него: «Хочу, дай, хочу это, дай мне…»

В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики — Суперэго3. Обратите внимание на возраст и запомните его. Супер-Эго уже отражает мораль, что можно делать, а что нет. Супер-Эго в отличии от импульсивного и глупого Ид, начинает понимать что хорошо и что плохо. Казалось бы вот и замечательно, у нас появилась мораль.

Все было бы хорошо, но от импульсивного Ид, Супер-Эго отличает другая крайняя черта — оно обладает крайне подавляющим характером. В то время, как Ид говорит: «хочу это, хочу», Супер эго отвечает: «нет нельзя, ты не заслужил(ла), страдай, страдание для тебя лучше. Поэтому представим Супер-Эго этакой занудной и поучающей старушкой, оказывающей психологическое давление.

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами Знакомьтесь это Ваше Супер-Эго. Этакая занудливая, чрезвычайно правильная старуха. Она подавляет все желания глупого Ид: «Нельзя! Ты не заслужил(ла)…».

С одной стороны Ид тянет сделать что-нибудь, например исполнить «что хочется» и не важно допустимо это или нет. С другой стороны Супер-Эго подавляет любую инициативу, как хорошую, так и не допустимую в обществе. Другими словами они воют между собой. Долго так продолжаться не может, ведь мы должны в конце концов принять решение.

И вот на помощь приходит Эго4, оно развивается между этих двух крайностей (Ид и Супер-Эго). Эго как дипломат, сотрудничает с ними обоими, пытается их примерить и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами Эго, Ваш дипломат, который находится между Ид и Супер-Эго, помогает найти правильное и рациональное решение.

Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы5. Защитные механизмы это инструмент «в руках» Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго.

Когда сверх активный, глупый и инициативный ребенок и занудливая «сверхправильная» старуха начинают спорить, Эго подбирает наиболее приемлемый защитный механизм в данной ситуации, чтобы погасить конфликт между ними.

Эго учитывает и инициативу Ид и мудрость Супер-Эго и в идеале схема должна получиться такой как на картинке ниже.

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Защитные механизмы

И вот наконец настала очередь поговорить об инструментах, которое использует Эго — защитных механизмах, т.е. к чему мы и шли. Почему они защитные? Потому, что они защищают психику от неприятных переживаний, когда происходит внутренний, подсознательный конфликт, между знакомыми уже Вам: Ид и Супер-Эго.

Вот несколько главных принципов подсознательных защитных механизмов:

  • Все психологические защитные механизмы — подсознательные. Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете — это не защитный механизм.
  • Защитные механизмы изменяются со временем.
  • Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
  • Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.

Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты — психологические защитные механизмы? Если бы Эго работало идеально, ты и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение…

Весь подсознательный процесс еще зависит и от того: насколько Ид инициативно и насколько развито Супер-Эго. Кроме всего прочего в этих процессах, хоть они и подсознательны, важную роль играет возраст.

Помните я говорил Вам запомните возраст развития Супер-Эго? Если Вы помните, то сразу же можете ответить с какого возраста ребенок начинает (только начинает) понимать что такое хорошо и что такое плохо. До этого возраста ребенок просто адаптируется.

Ребенок запоминает, когда его похвалили, а когда поругали. До развития Супер-Эго ребенок не понимает, что лезть гвоздем в розетку плохо и опасно — просто помнит, что его ругали и опять будут ругать.

В этом случае Ид не будет больше проявлять инициативу, ведь Ид все старается делать, чтобы получить удовольствие, а какое же тут удовольствие если будут ругать или накажут?

Вернемся к защитным механизмам.

Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты… Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм?  Не  извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?

Надеюсь Вы хотя бы немного поняли структуру подсознательных процессов,  зачем нужны психологические защитные механизмы и что это. В других статьях мы уже рассмотрим конкретные защитные механизмы в практических случаях.

1 — Зигмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud) австрийский психолог, психиатр и невролог. Родился в 1856 г. в еврейской семье. В 17 лет поступил в Венский университет, медицинское отделение, в 1881г. окончил его. На его труды оказали большое влияние Йозеф Брейер и Жан Мартеном Шарко. У Зигмунда Фрейда родилось шесть детей. Одна из дочерей пошла по стопам отца и основала детский психоанализ.

В 1930 Фрейд получает Приз Гете за вклад в психологию и культуру немецкой литературы. В 1933 году после присоединения Австрии к Германии его труды запрещают, книги сжигают. Его семьей начинает интересоваться гестапо, начинаются допросы. Четырех из пяти сестер Фрейда посылают в концлагеря. Он решает «умереть на свободе».

Ему помогает нацист Anton Sauerwald, он ранее был учеником одного из профессоров, который часто играл с Фрейдом в карты. Уже в Англии в 1939 году Зигмунд Фрейд в  просит своего врача и друга «помочь уйти из жизни», т.к. страдает раком, что вызывает мучения. «Уйдя из жизни» он оставил 24 тома своих научных трудов, но он был не только чистым теоретиком.

У него было много пациентов, включая известных людей. Подробно о жизни и трудах Зигмунда Фрейда, Вы можете почитать ТУТ.

2 — От лат — Id. В русскоязычной литературе — Оно. Зигмунд Фрейд использовал термин «das Es», он взял его от другого немецкого врача — Georg Groddeck. Англоязычная литература, да и в мире в целом, принято использовать латинский термин, т.е. «Id’. Не путайте с английским понятием «Ай-ди» т.е. indentification. Термин Id в психоанализе взят из латыни и произносится как «эд».

3 — Супер-Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином Сверх-Я. В англоязычной Super Ego (лат). Термин самого Фрейда — «das Über-Ich» (нем.).

4 — Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином «Я». В англоязычной — Ego (лат.). У Фрейда это было «das Ich» (я — нем).

5 — Психологические защитные механизмы, или часто просто «Защитные механизмы». В англоязычной литературе — defence mechanisms.

Источник: https://deyneko.com/id-ego-superego-freud-teoria/

Разница между эго и суперэго

Согласно теории психоанализа, которая была введена Зигмундом Фрейдом, который считается отцом психологии, человеческий разум делится на три различных раздела, называемых «ид», «эго» и «суперэго». Состояние бессознательного.

или «идентификатор» определяется как самые примитивные желания человечества, которые действуют на удовлетворение индивидуальных биологических потребностей, тогда как «суперэго» включает в себя социально обусловленную совесть, которая противодействует ид в аспектах моральных и этических запретов. Кроме того, известно, что в значительной степени сознательное «эго» выступает в качестве посредника между идеей эго и суперэго. Эго можно просто определить как здравый смысл, а суперэго можно определить как совесть. Это главное отличие между эго и суперэго.

  • В этой статье мы рассмотрим
  • 1. Что такое эго — определение, концепция и характеристики
  • 2. Что такое Суперэго — определение, понятие и характеристики
  • 3. В чем разница между эго и суперэго

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Что такое эго

«Эго» означает «я» на латыни, а оригинальное немецкое слово, применяемое Фрейдом, известно как «Ich». Эго определяется как чувство самости и набор психологических функций, таких как проверка реальности, защита, синтез информации и памяти.

, Теория психоанализа Фрейда объясняет эго как концепцию, которая является посредником между ид (бессознательное состояние), суперэго (сознательное состояние) и внешним миром, чтобы поддерживать баланс между большинством примитивных побуждений, моральных идеалов и табу с некоторыми ограничениями реальности. , Что еще более важно, эго должно успешно взаимодействовать с вышеупомянутыми аспектами и выполнять основную функцию адаптации, обеспечивать отсрочку удовлетворения движущих сил и импульсов идентификатора до тех пор, пока целевая ситуация не изменится в значительной степени или не станет социально приемлемой. Способ удовлетворения драйва определен.

Идентификатор, который часто включает в себя движущую силу требования удовлетворения, обычно неприемлем для суперэго, и поэтому концепция эго несет огромную ответственность за посредничество в этих побуждениях для реализации соответствующих или приемлемых условий. В результате постоянной борьбы с импульсами, генерируемыми id, эго часто имеет тенденцию развивать несколько защитных механизмов, включая подавление, формирование реакции, проекцию, регрессию, отрицание, рационализацию и сублимацию.

  1. Эти механизмы используются, когда идентифицируется определенный внутренний двигатель, чтобы угрожать чьей-то внутренней личности, вызывать беспокойство или создавать опасные ситуации, которые обычно являются оригинальными, неприемлемыми импульсами, которые трудно всплыть на поверхность.
  2. Вкратце, эта концепция «огромного сознания» или эго сильно стоит между переменными колебаниями ид и суперэго, таким образом уравновешивая примитивные потребности человека и его моральные убеждения.
  3. Кроме того, здоровое эго усиливает способность индивидуума адаптироваться к реальности и взаимодействовать с внешним миром таким образом, чтобы поддерживать положительный баланс между двумя другими частями человеческого разума, который Фрейд называл Ид и Суперэго.

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Зигмунд Фрейд

Что такое Суперэго

Это определяется как социально индуцированная совесть, которая противодействует ид, главным образом в аспектах моральных и этических мыслей. Некоторые религиозные люди выдвигают аргумент, что суперэго является частью человека, в котором обитает Бог. Это также описывается как концепция «выше-эго» ума.

Читайте также:  Игры для тренировки мозга: топ самых эффективных

Этот раздел ума часто выступает против желаний, побуждений, фантазий и т. Д., Порожденных ид. Суперэго призывает человека отложить удовлетворение этих желаний до тех пор, пока не будут выполнены некоторые реалистичные условия. Таким образом, суперэго идентифицируется как часть человеческого разума, которая вкратце суммирует все нормы и запреты.

  • Что касается теоретической части, то суперэго в основном включает в себя совесть (наказания и предупреждения) и идеал эго (вознаграждение и положительное подкрепление), которые функционируют как позитивы и негативы в двух разных целях.
  • Суперэго индивида развивается в конце концов с детства, в основном в зависимости от интернализации мировоззрения, норм, родительских факторов и окружающей среды.
  • Интересно, что конкретный человек будет склонен чувствовать вину или стыд, если не будут соблюдены требования этого суперэго.

Фрейд также выдвинул важную концепцию об особой внутренней силе или инстинктивном побуждении, которое является частью бессознательного разума, называемого Эдиповым Конфликтом, против которого возникает суперэго. Согласно этому объяснению, чувство вины может спонтанно возникнуть без какой-либо сознательной ошибки.

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Хотя оба эти термина являются компонентами человеческой психики, они действуют по-разному, что очень важно идентифицировать, чтобы объяснить базовую структуру личности человека.

Определения:

Проще говоря,

Эго Это здравый смысл, который определяется как реакция человека на его потребности и состоит из хорошо организованных разделов, включающих рассуждения, терпимость, память, понимание, суждение и планирование.

Суперэго определяется как совесть, где внутренний голос постоянно напоминает человеку быть хорошим. Это помогает человеку стать совершенным, следуя своим убеждениям и нормам в жизни, связанным с этикой и духовными ценностями.

Пример:

Эго Считается, что больше связано с идентификацией или потерей сознания. Например, предположим, что девушка с избыточным весом очень увлечена шоколадом.

Зная, что это греховно или неуместно, большинство действий, связанных с шоколадом, таких как страстное желание, наблюдение, соблазн и еда, заставят ее чувствовать себя виноватой, тревожной и неполноценной.

Именно здесь Суперэго приходит в драму психики.

  1. Суперэго действует как ваш собственный критик, и либо ободряет вас, либо обвиняет вас.
  2. По сути, это устраняет мысли человека от простого самоудовлетворения и ведет его к наиболее приемлемому пути, в конечном итоге заставляя его встать в обществе как безошибочный гражданин.
  3. Изображение предоставлено:

Источник: https://ru.strephonsays.com/difference-between-ego-and-superego

Ид, эго, супер-эго — теория Фрейда в психоанализе

Представления о том, что внутренний мир человека имеет сложную структуру, существуют давно. Еще философы эпохи Античности и раннего христианства выделяли три сферы: дух, душу и ум или разум.

В настоящее время самой популярной и одновременно самой разработанной структурой психики является модель З. Фрейда.

Она включает в себя три уровня – сознание, бессознательное и сверхсознание – и является основой теории и практики психоанализа.

Структурная модель психики З. Фрейда

Современный психоанализ во многом отличается от классического учения Фрейда и не является единым образованием, а включает в себя ряд направлений. Однако между ними есть общее.

И прежде всего это такие понятия, как «бессознательное» («ид», «оно»), «сознание» («Я», «эго») и «сверхсознание» («сверх-Я», «супер-эго»).

Взаимодействие этих уровней дает представление о процессах, происходящих в психике человека, и об их влиянии на его жизнь.

Ядром психоанализа можно считать представление о бессознательном. Разрабатывая теорию этой сферы, З. Фрейд совершил настоящую революцию в психологии. Однако, он не был первооткрывателем самого понятия. Еще в XVII веке Г.

Лейбниц писал о бессознательных явлениях в психике людей. Правда, с точки зрения современной науки, его теория выглядит довольно примитивной.

Она сводится к утверждению, что душа человека воспринимает много такого, чего разум осмыслить не в состоянии.

Взяв за основу эту идею, Фрейд не только подробно описал функции сознания и бессознательного, но и выделил еще один уровень, стоящий над сознанием и формирующийся под влиянием социума.

Это «сверх-Я» или сверхсознание.

В упрощенном виде его можно охарактеризовать как совесть или комплекс социальных установок, влияющих на поведение человека и ограничивающих проявление животных инстинктов и желаний.

Каждый из этих трех уровней или сфер выполняет свои функции в психике людей.

Бессознательное, или «оно»

З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно».

Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики.

Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.

Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.

Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:

  • инстинкты;
  • естественные, в первую очередь сексуальные потребности;
  • вытесненные с уровня сознания асоциальные (запретные) желания;
  • агрессивные побуждения и стремления доминировать;
  • психологические комплексы, являющиеся следствием нереализованной энергии запретных желаний.

С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.

«Эго» — «Я»

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.

Хоть анализу этого уровня сам З. Фрейд уделял меньше внимания, его функции определить несложно. К ним относятся следующие:

  • оценка реальной ситуации;
  • анализ осмысленной информации, полученной сознанием из внешних и внутренних источников;
  • принятие решений;
  • контроль за их исполнением;
  • частичное осмысление желаний и преобразование их в действия или перемещение на уровень бессознательного (вымещение);
  • рационализация (объяснение) действий и поступков.

По сути дела, «Я» является посредником в борьбе «оно» и «сверх-Я». Этот уровень психики постоянно ищет компромисс между естественными потребностями и требованиями общества.

«Сверх-Я», или «супер-эго»

Superego – это своеобразная надстройка над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований, запретов – табу. С одной стороны, «супер-эго» позволяет нам различать добро и зло, хорошее и плохое, осознавать нравственные принципы и идеалы.

Но с другой стороны, по мнению Фрейда, «сверх-Я» ограничивает свободу человека, загоняя его в рамки общепринятых норм. Моральные запреты препятствуют удовлетворению естественных потребностей и проявлению столь же естественной агрессивности.

Это приводит к различным проблемам психического характера, например, неврозам.

Чтобы избежать критической ситуации, сознание человека, его «Я» изобретает различные способы компенсации или сублимации – преобразования энергии запретных желаний во что-то более приемлемое для социума.

Взаимодействие трех уровней психики

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Несмотря на кажущуюся противоречивость «целей» бессознательного и «сверх-Я», наша психика – единое образование. И в норме все три уровня действуют согласованно и сбалансированно. Если же эта согласованность нарушается, то происходит отклонение от нормы, то есть возникают серьезные внутриличностные конфликты, или развивается психическое заболевание.

Механизм взаимодействия трех уровней психики довольно прост и состоит из трех этапов:

  1. На уровне бессознательного зарождаются потребности (например, сексуальные) или активизируются инстинкты, удовлетворение которых требует определенных действий. А за принятие решений и за деятельность отвечает сознание.
  2. Активным действиям по удовлетворению этих потребностей препятствует «сверх-Я». Оно блокирует запретные желания, прорывающиеся на уровень сознания («Я»). В результате этого возникает психическое напряжение, связанное с нереализованной энергией желаний.
  3. Чтобы избежать саморазрушения, «Я» отправляет эти желания снова на уровень бессознательного, предварительно сублимируя их – преобразуя в социально поощряемую деятельность. Сублимация необходима для того, чтобы перенаправить энергию желаний «в мирное русло», не допустить негативного воздействия на психику и сохранить внутреннюю гармонию.

Сублимация – это очень важный процесс с точки зрения психоанализа, так как она позволяет избежать внутренних конфликтов и примирить человека и подавляющее его свободу общество. Например, сексуальные желания чаще всего сублимируются в таких социально значимых сферах, как творчество, политика, общественная деятельность.

Однако даже успешная сублимация не может полностью избавить человека от чувства неудовлетворенности и влияния запретных желаний. Они прорываются на уровень сознания в виде сновидений, оговорок, опечаток, склонности к нецензурной лексике и т. д.

Чувство неудовлетворенности может иметь серьезные негативные последствия и стать источником таких психических проблем:

  • фобии;
  • неврозы;
  • состояние фрустрации;
  • психологические комплексы и т. д.

Чтобы избежать этих неприятных последствий, человек часто использует различные способы психологической защиты, которые помогают ему, правда временно, снять негативные ощущения от нереализованных желаний, переживаемых им страхов или комплексов.

Но, с другой стороны, чувство неудовлетворенности может также стать источником социальной активности, подтолкнуть человека к реализации собственных амбиций, способствовать успеху в бизнесе и карьерному росту.

Источник: https://psychologist.tips/4155-id-ego-super-ego-teoriya-frejda-v-psihoanalize.html

Разница между эго и суперэго. Отличия и Сравнение

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами
И эго и суперэго два основных понятия в психологии используемы для определения структуры сознания или психики. Эти два понятия были предложены Зигмундом Фрейдом.

Обе концепции определены в структурной модели психики и также зависят от третьего компонента – подсознания. Эго и суперэго представлены в сознательном, подсознательном и бессознательном состояниях человека.

Содержание

  • 1 Понятие эго
  • 2 Суперэго
  • 3 Основная информация

Понятие эго

Эго рассматривается как организованная, рациональная и реально-ориентированная часть мозга / модели. Оно действует в соответствии с принципами реальности. С другой стороны, супер-эго играет более критичную и моральную роль в личности.

Применительно к подсознанию (часть психики, которая отвечает за страсть, фантазию, импульсы и других человеческие инстинкты), эго контролирует его при взаимодействие с окружающей средой и реальностью.

Подсознание также контролирует эго до некоторой степени.

В управлении подсознанием Эго использует два механизма по принципу получения вознаграждения(удовлетворения): мгновенное удовлетворение и отсроченное вознаграждение.

Суперэго

Между тем, суперэго это прямое противоречие подсознанию. Оно «считает», что подсознание это  оппозиция правил и норм общества. Суперэго часто ассоциируют с совестью, но оно также включает в себя духовность и идеалы личности. Роль супер-эго ограничивать подсознание и Эго (в поведение) в рамках моральных и этических норм, делается это с помощью чувства вины и стыда.

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Эго часто называют разумом и здравым смыслом человека. Оно использует механизмы защиты и изменяет события и вещи во внешней среде.

Подводя итог, эго «обслуживает» подсознание, супер-эго и реальность.

Эго развивается после подсознания, как правило, в течение первых трех лет жизни ребенка. Суперэго развивается через пять лет как третий и последний компонент психики. Обычно в этом возрасте ребенок учится, как вести себя в соответствии с социальными нормами.

Суперэго стремится к совершенству и пытается заставить человека действовать в социальной среде надлежащим образом. Оно основано на моральных принципах. С другой стороны, эго борется за контроль над подсознанием основываясь на реальности и Сверх-Я.

Другое различие между этими двумя компонентами в том, что эго развивает человеческую личность, в то время как супер-эго развивает человеческий характер.

Основная информация

  1. И эго и суперэго это два компонента психики в соответствии со структурной моделью Фрейда. Существует дополнительный компонент психики — подсознание, которое взаимодействует с обоими понятиями. Оба термина часто используются в психологии.
  2. Эго относится к компонентам психики и отвечает за реальность и контроль. Для сравнения, суперэго является последним компонентом, который отвечает за самокритику и мораль.
  3. Эго в основном озабочено выгодами (в частности удостоверение личности). Суперэго функционирует почти так же, за исключением того, что оно включает в себя правила и другие нормы в отношениях и их последствий.
  4. Эго пытается сохранить баланс между реальностью, Супер-Эго и подсознанием. Суперэго ограничивает эго и подсознание.
  5. Эго пытается контролировать подсознание, суперэго прямо противоречит подсознанию.
  6. Эго называют здравым смыслом, в то время как суперэго обычно называют совестью.
  7. Эго развивается первые три года (после подсознания). Суперэго  как правило, на пятый год.
Читайте также:  Интересные сайты для саморазвития: топ 16

Источник: http://raznic.ru/60-ego-i-superego.html

Эго

Эго и суперэго: интересная психология понятными словамиЭго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.

«Равновесие» эго

Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей.

Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен.

Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.

Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.

Эго – источник отождествления

Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают.

Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе.

Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.

Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия.

Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно.

А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.

Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям.

У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.

ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».

Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго.

Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации.

Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.

А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного.

Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация.

Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.

Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится.

Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.

Сексуальность 
– это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств.

Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе.

Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.

Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви».

«Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности.

В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.

Выход рядом

Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.

Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются.

Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом.

Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.

Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.

В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.

Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц.

Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас.

Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Источник: https://progressman.ru/2009/04/ego/

Природа и функции ид эго суперэго. Эго и суперэго: интересная психология понятными словами. Сознательные и
бессознательные аспекты личности

    Леонтьев Алексей Николаевич
    — (1903–1979) советский психолог. Разрабатывая в 20 х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций… … Большая психологическая энциклопедия

    — (1903 79) российский психолог, действительный член АПН России (1950), АПН СССР (1968). Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно историческому развитию психики. Ленинская премия (1963) … Большой Энциклопедический словарь

    — (1903 1979) советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20 х гг., работая у Л.С. Выготского и использ … Психологический словарь

    — [р. 5(18).2.1903, Москва], советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968). Член КПСС с 1948. Профессор (1932). Окончил Московский университет (1924). Ученик Л. С. Выготского. С 1941 профессор МГУ, с 1945 заведующий… … Большая советская энциклопедия

    — (р. 10.05.1927, Москва), сценарист. Учился в Московском авиационном институте (1944 1945), в Московском индустриально конструкторском техникуме (1946 1947). В 1952 годуокончил сценарный факультет ВГИКа. 1957 БЕССМЕРТНАЯ ПЕСНЯ 1959 ДОРОГА УХОДИТ… … Энциклопедия кино

    — (1903 1979), психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968). Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно историческому развитию психики. Ленинская премия (1963). * * * ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич ЛЕОНТЬЕВ… … Энциклопедический словарь

    Психолог; д р пед. наук, проф. Окончил Моск. ун т (1924). С 1941 проф. МГУ, директор Ин та психол., зав. кафедрой психол., зав. отделением психол. филос. ф та; основатель (1965) и декан психол. ф та МГУ, зав. кафедрой… … Большая биографическая энциклопедия

    — [р. 5(18) февр. 1903 ] – сов. психолог, профессор (с 1932), д р педагогич. наук (с 1941). Действит. член Академии педагогич. наук РСФСР (с 1950). Член КПСС с 1948. Окончил Московский ун т (1924). Ученик Л. C. Выготского. С 1941 – проф. Моск. ун… … Философская энциклопедия

    ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич
    — (5(18).02.1903, Москва 2 LO1.1979, Москва) психолог, философ и педагог. Окончил ф т общественных наук Московского ун та (1924), работал в Психологическом ин те и др. московских научных учреждениях (1924–1930), зав. сектором Всеукраинской… … Русская Философия. Энциклопедия

    Леонтьев, Алексей Николаевич
    — (1903 1979) А.А. Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева Российский психолог, один из основателей психологической теории деятельности. В 1924 окончил ф т обществ. наук Московского университета. В 1924 31 гг. вел научную и… … Кто есть кто в российской психологии

  • Белая земля , Алексей Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев родился в 1927 году в Москве. В годы войны работал в совхозе, учился в авиационном техникуме, затем в авиационном институте. В 1947 году поступил на сценарный…
  • Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой , Константин Николаевич Леонтьев. «…Больше всех от гоголевского одностороннего принижения жизни освободился, я говорю все-таки, он же – Лев Толстой – и дорос сперва до военных героев 12-го года, а потом и просто-напросто до…
Читайте также:  Основные жизненные принципы человека: развитие и примеры

Знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго — взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.

Ид

Ид — единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.

Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия
— из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить.

Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно.

Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо.

Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта — как способ удовлетворения потребности.

Эго

Эго — компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире . Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.

Эго действует на основе принципа реальности
, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения.

Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения — Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.

Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями — через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу , созданному Ид в первичном процессе.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности — Суперэго. Суперэго — это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы.

Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения.

Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:

  • Эго-идеал
    , который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения . Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть
    включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям , наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт.

Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент .

Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Как открыть свое предназначение с помощью методики Мастер Кит компании Супер Эго » Открыть свое предназначение с помощью методики Мастер Кит. Получи желаемое уже сегодня https://goo.gl/v8ucZY — Получи уникальный продукт по работе с подсознанием. Продукты Super Ego созданы для решения любых задач 24 часа в сутки. Продуктовая линейка предназначена как для начинающих, так и для продвинутых пользователей системы работы с подсознанием. Что делать для того, чтобы открыть свое предназначение с помощью методики Мастер Кит:
1. Мы воспринимаем образ, т.е. трансформируем этот образ и уравниваем свое желание сознательное с подсознательным
2. Прорабатываем страхи. Страх своего предназначения, т.к. многие думают, что предназначение это что-то совершенно новое, чем никогда не занимался.
3. Далее прорабатываем обиды. Основные обиды, которые когда-либо были в нашей жизни.
4. Универсальные установки (Это установки, которые позволяют вернуть состояние ребенка, когда мы находимся в потоке) Их 6 штук
5. Прорабатываем непринятые качества, которые лишают нас энергии, ресурсов, которые заложены в каждом из нас индивидуально. С помощью методики мы выявляем в себе эти качества.
6. Сознательные установки. (Это мудрости, традиции, тенденции, которые закладываются с молоком матери из поколения в поколение). Каждый человек выписывает свои сознательные установки и с помощью методики их трансформирует.

7. Сознательный запрос. Это то, как мы меняем текущую ситуацию , которой мы не довольны на идеальную картину, которую мы хотели бы в своей жизни иметь.

  • Мастер Кит — это инновационная запатентованная технология работы с подсознанием. Мастер Кит включает в себя программное обеспечение для установки на компьютер, планшет, смартфон
  • Мастер Кит уже помог более чем 1 000 человек по всему миру, более 500 человек решили свои проблемы со здоровьем

Уникальность методики: Это не просто теория. Это практика изменения установок, которая доказала свою эффективность результатами многих людей.
=========================

Источник: https://2s5.ru/diagnostika/priroda-i-funkcii-id-ego-superego-ego-i-superego-interesnaya/

СУПЕР-ЭГО

Super-ego; Uber-Ich) — психоаналитический термин, обозначающий ту часть эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлективной деятельности.

Юнг редко пользовался этим термином, что можно объяснить и тем, что он настаивал на врожденной природе морали, которая представляет «предсуществующий нравственный канал, пропускающий поток психической энергии» (КСАП, с. 147).

Юнг приравнивает супер-эго к коллективной морали (см. коллективное), поддерживаемой культурой и традициями. Относительно основ такой коллективной морали человек должен выработать свою собственную систему ценностей и этических правил (см. индивидуация).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

superego). Согласно Фрейду, компонент личности, в котором заключается совесть человека, набор его моральных правил и его Эго-идеал.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Superego strenght). Один из полюсов типа P, характеризующийся тенденцией к чувствительности, эмпатии. Противоположность психотизму.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of «Personality & Personal Growth»

В теории Фрейда — одна из компонент структуры личности, которая связана с нравственностью и идеалами. В то время как Ид озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, Супер-Эго определяет, является ли данное поведение морально приемлемым.

Супер-Эго развивается в результате решения проблем Эдипова комплекса и большей частью представляет собой интернализацию установок, правил и ценностей отца или матери, в зависимости от пола ребенка.

Оно делится на две части: Эго-идеал, заключающий в себе стандарты нравственного поведения, к которым мы стремимся, и совесть, удерживающую нас от поступков, которые считаются морально неприемлемыми.

Совесть заставляет нас испытывать гордость и удовлетворение, когда мы соответствуем Эго-идеалу, либо чувство вины и стыда, когда мы преступаем моральные нормы. Супер-Эго постепенно начинает оказывать мощное влияние на наше поведение, однако оно постоянно находится в конфликте с Ид, и противоречивые требования двух этих аспектов личности разрешаются через суждения Эго — третьей составляющей структуры человеческой личности.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

superego) — (в психоанализе) в схеме построения личности обозначение наивысшей инстанции, выполняющей функции цензора, отвергающего подсознательные влечения и желания или допускающего их в сознание. Кроме того, в ней происходит формирование идеалов для эго. Фактически супер-эго — это результат соединения родительских наставлений в голове ребенка.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

понятие, используемое в психоаналитической литературе для обозначения одной из частей или инстанций психики, структуры личности.

   В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд выделил три структурные составляющие психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я. В этой работе он впервые использовал понятие «Uber-Ich», переводимое на русский язык как Сверх-Я. При издании работ З.

Фрейда на английском языке немецкое «Uber-Ich» было обозначено термином «super-ego».

В дальнейшем при издании англоязычной психоаналитической литературы на русском языке английский термин «super-ego» стал воспроизводиться как «супер-эго» или «Супер-Эго».

   В настоящее время в различных русскоязычных изданиях немецкое «Uber-Ich» и английское «super-ego» трактуются как равнозначные, в результате чего в одних публикациях фигурирует понятие Сверх-Я, в то время как в других – Супер-Эго. Оба понятия несут одну и ту же смысловую нагрузку.

   В содержательном отношении Супер-Эго олицетворяет собой психическую инстанцию, воплощающую родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи.

С психоаналитической точки зрения, Супер-Эго является наследником эдипова комплекса, образуется в психике человека в процессе интериоризации родительских требований и запретов, включает в себя бессознательное чувство вины и может быть для индивида столь тираническим, вызывающим страх совести, что сшибки между ним и Я способны привести к невротизации, бегству в болезнь.

   З. Фрейд исходил из того, что возникновение Uber-Ich, то есть новой (по сравнению с Оно и Я) инстанции в психике ребенка, связано с разрушением эдипова комплекса.

Многие современные психоаналитики считают, что формирование Супер-Эго начинается в более раннем возрасте ребенка, на доэдипальной стадии его развития.

Так или иначе образование Сверх-Я представляется важным этапом инфантильного развития, оказывающим существенное влияние на мышление и поведение взрослого человека.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

согласно психоаналитической теории З.Фрейда, психологическая подсистема личности, Руководствующаяся требованиями совести, долга и ответственности и выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки деятельности личности. В случае расхождения ее оценок с требованиями двух других подсистем- ид и эго- возникает внутриличностный Конфликт.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

лат. «сверх-я») – в системе психоанализа – психическая сущность, связанная с этическим поведением человека, отвечающая за принимаемые им стандарты поведения. Ср. ид.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

в классическом психоанализе – гипотетическая инстанция личности, связанная с этическим и моральным поведением, рефлексией и самооценкой. Предполагается, что супер-Эго образуют интернализованные социальные требования, в особенности родительские влияния. По мнению ряда аналитиков, источником суровости или нетерпимости супер-Эго является (по крайней мере, частично) насилие субъекта над своими чувствами в детстве. Полагают также, что тенденция супер-Эго к самонападению дает выход собственным агрессивным импульсам, поскольку супер-Эго черпает свою энергию из Ид. Некоторые аналитики считают одной из задач психоаналитической терапии изменение супер-Эго в сторону большей терпимости и реализма, тогда как другие говорят о передаче его функций в распоряжение Эго. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/super-ego.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector