Защитные механизмы по фрейду: теория и реальные примеры

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы — это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего «Я»), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека.

Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека.

Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы.

Вытеснение представляет собой «забывание» или «удаление» из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт.

При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным.

Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление.

Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать предвзятым отношением со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма — это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Реакция замещения присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Рационализация

Психологическая защита как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки.

Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом.

Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины.

Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью.

Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как реактивное образование. Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе.

Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность.

То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Регрессия

Регрессия — это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию.

Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме.

В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения.

Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе.

Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца.

Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека.

Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Книги по психологии, которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • «Ведение в психоанализ» — это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • «Толкование сновидений» — это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • «Психопатология обыденной жизни» — это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • «Я и Оно» — это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны основные положения психоанализа, но также представлены их источники и обоснования.
  • «Тотем и табу» — это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • «Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • «Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы.

Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго.

Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Источник: https://autogear.ru/article/282/789/zaschitnyie-mehanizmyi-po-freydu-s-primerami-knigi-po-psihologii-kotoryie-stoit-prochitat/

Защитные механизмы по Фрейду с примерами

Замечание 1

Согласно теории Зигмунда Фрейда защитные механизмы – это определенные реакции мозга на существующие внешние раздражители, возникающие на бессознательном уровне. Путем искажения реальности они способствуют снижению угрозы стресса и тревожных проявлений.

Читайте также:  Синергия: что это такое и как извлечь пользу от этого эффекта?

Источниками стресса в данной ситуации выступают общественные нормы и правила, оказывающие давление на человека и приводящие к возникновению тревоги, стресса и депрессии.

Основной целью действия защитных психологических механизмов является ограждение человека от возможных переживаний, вызываемых противоречиями между социальными требованиями и личными взглядами человека.

Виды защитных механизмов

В связи с тем, что у каждого человека существуют индивидуальные особенности, реакция на те или иные события у каждого индивидуальная. В связи с этим исследователями были выделены различные виды защитных механизмов. К ним относят:

  • вытеснение;
  • проекцию;
  • замещение;
  • рационализацию;
  • реактивные образование;
  • регрессию;
  • сублимацию;
  • отрицание.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные свойства защитных механизмов и их проявления

Рассмотрим свойства и особенности защитных механизмов более подробно.

Вытеснение — данный защитный механизм является своеобразной основой, на базе которой получают импульс к развитию более сложные защитные механизмы. Данный механизм представляет собой особое «забывание» или «удаление» с сознательного уровня мыслей и чувств, которые выступают как источник тревоги и психологического дискомфорта.

Вследствие действия данного механизма из памяти исчезают события, которые предшествовали возникновению психологической травмы. Однако необходимо отметить тот факт, что защитный механизм вытеснения не является абсолютным и всегда есть возможность того, что подавленные воспоминания найдут выход.

В связи с этим человек затрачивает большое количество энергии на подавление неприятных воспоминаний и тем самым страдает сфера развития личности в целом.

Примером отражения механизма вытеснения в реальной жизни может выступать ситуация в которой добропорядочный супруг, в силу имеющихся у него моральных принципов, не допускает даже малейшей возможности измены в супружеской жизни. Он всячески избегает и вытесняет мысли и фантазии на данную тему. Однако совершенно не исключено, что данный запрет не будет находить свое проявление во сне.

Проекция — механизм при использовании которого человек переносит свои мысли и чувства на окружающих людей, стремясь подобным образом снять с себя ответственность за собственные неприятности и неудачи.

Примером проявления данного механизма может служить ситуация, в которой студент или ученик не приготовились к экзамену. Полученную плохую отметку он пытается объяснить тем, что преподаватель просто предвзято относится к нему как к человеку.

Замещение — действие данного механизма представляет собой переадресацию внимания с угрожающего объекта на другой.

Ярким примером данного механизма выступает поведение ребенка, который был наказан родителями и вымещает свою обиду на младших братьях, сестрах или игрушках, обижая и ломая их.

У взрослых данный механизм также проявляется в вымещении отрицательных чувств на более слабого человека, домашних животных или окружающих предметах.

Рационализация — представляет собой намеренное искажение человеком окружающей реальности с целью сохранения высокого уровня самооценки и самоуважения.

Примером проявления механизма рационализации может выступать поведение мужчины, которому отказывает во внимании интересующая его женщина.

Не желая признать неудачу, мужчина убеждает себя и окружающих людей в ее непривлекательности и наличие у нее множества отрицательных качеств, которые не имеют к нему никакого отношения. Таким образом, мужчина сохраняет чувство собственного достоинства и душевное спокойствие.

Реактивное образование находит свою реализацию на двух уровнях:

  • в процессе подавления возникающих негативных или неприемлемых импульсов;
  • одновременно с этим происходит формирование побуждений противоположного содержания на уровне бессознательного и подсознания.

Чаще всего подобный механизм проявляется в общественной жизни. Например, в социуме считается крайне неприличным активное проявление полового влечения. Таким образом, женщина, которая имеет подобную особенность, активно подавляет ее в себе и для того, чтобы заслужить одобрение и общественный статус выступает активным борцом за мораль и высокую нравственность.

Регрессия — это своеобразный возврат к детским моделям поведения. Действие данного механизма происходит с целью ограждения личности от возникающих потрясений и стресса. Ярчайшим примером данного защитного механизма выступает плач.

Сублимация — психологический механизм, позволяющий человеку изменять свои импульсы и взгляды, для того, чтобы они стали приемлемыми для данного социального окружения.

Именно сублимация считается в психологии одним из самых здоровых и правильных механизмов психологической защиты личности, в связи с тем, что человек не просто сдерживает, имеющиеся у него негативные импульсы, а меняет форму их проявления в соответствии с его возможностями и нормами социального окружения.

  • Яркими примерами проявления данного защитного механизма могут выступать спорт и спортивные достижения человека, создание произведений искусства, литературное творчество.
  • Зигмунд Фрейд чаще всего обращал внимание на сублимацию сексуального влечения человека.
  • Отрицание — защитный механизм, заключающийся в отказе человека признавать факты происшествия отрицательных и травмирующих событий.

Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_zaschity_i_zaschitnye_mehanizmy_v_psihologii/zaschitnye_mehanizmy_po_freydu_s_primerami/

Защитные механизмы по Зигмунду Фрейду

Фрейд описал несколько основных защитных механизмов — это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Вытеснение — это  подавление  подсознательных влечений  и  переживаний, создающих     угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательно. В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии, но подавленные влечения все равно периодически «прорываются» в реальность через оговорки, сновидения и т.д.

Например, добропорядочный отец семейства может не допускать мысли, что он хочет изменить своей супруге. В то же время каждую ночь ему снятся безумные оргии, в которых он принимает участие. Это типичный пример действия вытесненных влечений. Фрейд называл это психопатологией обыденной жизни.

Проекция — это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний. Скажем ханжа — человек, скрывающий свои сексуальные влечения и выискивающий малейшие «грязные» намерения в действиях окружающих. Или мания преследования, — когда человек приписывает другим свои агрессивные импульсы, искренне считая, что они хотят его убить.

Замещение — это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, человек, на которого накричал начальник, дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились. Или мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.

Рационализация — это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений. Скажем, начальник накричал на своих работников, только потому, что «встал не с той ноги». Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты — плохо исполняли обязанности.

Реактивное образование — это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство.

Скажем, женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой.

Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее.

Регрессия — это возврат к детским, ранним формам поведения. К этому типу защитных механизмов прибегают, как правило, незрелые, инфантильные личности. Однако и нормальные взрослые в ситуациях психической перегрузки могут использовать этот защитный механизм. Примеры регрессии — это такие реакции на травмирующие переживания или ситуации, как плач, «надуться» и ни с кем не разговаривать и т.д.

Разновидностью «детских» реакций психики можно считать отрицание. Скажем, человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это. Или мать, чьи дети трагически погибли, ведет себя так, как будто они живы.

Фрейд утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и все люди время от времени прибегают к ним. В тех случаях, когда с их помощью не удается снизить напряжение, возникают неврозы — белее или менее заметные расстройства нормальной психической деятельности.

Вместе с тем, люди различаются между собой по способности к сублимации и к контролю над влечениями. Многое зависит от степени развития, зрелости личности, основы которой закладываются в раннем детстве.

Корни многих неврозов и более тяжелых расстройств — психозов — следует, по мнению Фрейда, искать в ранних детских переживаниях.

В целом взгляд Фрейда на проблему девиантности и агрессии не отличается особым оптимизмом. Фактически он является признанием того, что войны, насилие и психические расстройства — неизбежные спутники человеческого существования.

Проистекают они из инстинктивной, порочной человеческой природы, лишь отчасти облагораживаемой моральными нормами и ценностями. Следует понимать, что психодинамический взгляд на личность — это не только научная теория, но и философия человека.

В частности, вопрос о смысле человеческого существования этим взглядом снимается. Человек рассматривается, как существо, стремящееся к снятию напряжения, гомеостазису.

Интересно, что если логически развить этот взгляд на человека, то различного рода отклонения (например, аморальное или агрессивное поведение) становятся, в определенном смысле, «естественными», — ведь они проистекают из самой природы человека. А сама мораль становится при этом не более, чем коллективным «защитным механизмом». Именно на это философское основание опиралась «сексуальная революция».

Несмотря на достаточно жесткую философскую критику теории Фрейда (и многих его последователей), психоанализ позволил прояснить многое из того в человеческом поведении, что до Фрейда оставалось за пределами научного изучения. Самые знаменитые ученики Фрейда — А.Адлер и Г.Юнг — модифицировали и изменили первоначальную теорию учителя, сохранив общий «динамический» подход.

Источник: https://psychologyc.ru/zaschitnie-mehanizmi-po-zigmundu-freydu/

Проекция, отрицание и другие защитные механизмы по Анне Фрейд в анимированном видео

Кто из нас хоть раз не находился в процессе отрицания, вытеснения, проекции, рационализации или интеллектуализации событий, регрессируя в детство, замещая свой гнев или сбегая в фантазии? Многим эти термины хорошо знакомы.

Своим местом в культуре по большому счёту они обязаны психоаналитику Анне Фрейд, которая каталогизировала эти и другие защитные механизмы в своей книге «Эго и механизмы защиты» (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936).

Она объяснила, как мы иногда впадаем в неприятное и даже смущающее поведение, чтобы защитить своё Эго – предпочтительную версию самих себя.

Дочь Зигмунда Фрейда внесла значительный вклад в психоаналитическую науку. Многие термины, введённые Зигмундом Фрейдом, – Эдипов комплекс, Ид (Оно), Эго и Супер Эго – остаются в современном лексиконе. Определения, которые дочь «отца психоанализа» дала механизмам защиты, находят ещё большее применение.

  • О ключевых механизмах с разъяснениями и примерами можно узнать всего за 6 минут из видео, опубликованного YouTube-каналом The School of Life.
  • Видео с русскими субтитрами, ниже стенограмма:

Анна Фрейд была дочерью основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Она родилась в Вене в 1895 году, когда радикальные теории её отца о сексе и психике начали набирать популярность в Европе.

Она стала школьным учителем и затем – психоаналитиком и пионером в психоаналитическом лечении детей, открывая клиники и детские сады для детей, травмированных войной, выживших в холокосте или имеющих другие сложности в жизни.

Для нас, возможно, наиболее важно то, что Анна – проводник по теме защитных механизмов, которые она прекрасно описала в своей книге 1936 года «Эго и механизмы защиты». В книге впервые изложена идея, что мы инстинктивно пытаемся защитить своё Эго (наше представление о том, кем мы являемся) с помощью различных защит.

Читайте также:  Личное пространство человека: каковы его границы?

Сложность состоит в том, что, защищая себя от гипотетической боли, мы наносим вред нашей возможности построения долгосрочных отношений с реальностью и, как следствие, своему дальнейшему развитию и созреванию.

Анна Фрейд выделила 10 защитных механизмов:

1. Отрицание

Отрицание, это когда мы не признаём существование проблемы, и думаем примерно таким образом: мне нравится выпивать, иногда у меня бывает тяжёлое похмелье, но я могу с этим справиться! Если другие люди пытаются указать нам на нашу проблему, нам свойственно реагировать на это очень плохо.

Механизм немедленного выживания – это краткосрочный инстинкт, чтобы оставаться о себе хорошего мнения – означает отказ признавать нашу потребность в изменениях.

2. Проекция

При Проекции вы приписываете негативное ощущение, которое у вас возникает, кому-то другому. Например, у вас может возникнуть ощущение, что ваш партнёр будет крайне критичным, если вы не заработаете в этом году больше денег, чем в прошлом.

Но в реальности он может быть вполне понимающим и сопереживающим. Жестокие, суровые мысли не в вашем партнёре, они внутри вас – и они принимают форму, которую, скажем, ваша мама использовала при общении с вами…

Но вы приписываете эти негативные ощущения, которые вы не хотите признавать в себе, кому-то другому. Это – проекция.

3. Обращение против себя

Это когда мы думаем плохо о себе, избегая таким образом ещё более ужасных мыслей: что кто-то, на чью любовь мы надеемся, на самом деле нас не любит.

Анна Фрейд обнаружила, что дети делают это постоянно. Ребёнок, подвергшийся насилию со стороны родителя, как правило, будет искать спасения в такой мысли, которая хоть и мрачна, но мене ужасна, чем альтернативы. Он или она будут думать: я, должно быть, никчемный, раз мой родитель так со мной поступает. Так что на самом деле ход мыслей таков: у меня всё ещё есть хороший родитель.

Конечно, больно думать, что мы плохие и никчемные, но для особо хрупкой детской психики это переживается менее катастрофично, чем альтернатива: думать о том, что мы в руках родителя, которому всё равно.

4. Сублимация

Мы сублимируем, когда направляем запретные чувства или мысли – часто о сексе или насилии – на более «высокие» и тонкие материи. Многие художники и особенно музыканты использовали сублимацию для переключения с негативного жизненного опыта, например, наркотическая зависимость, социальные беды, проблемы с семьёй и так далее на популярные и вызывающие резонанс продукты творчества.

Сублимация – всё ещё защитный механизм, но один из самых лучших.

5. Регрессия

Анна Фрейд верила, что когда с нами случается что-то неприятное, то мы часто регрессируем к способу поведения, который использовали когда были младше. В частности, мы делаем то, что обычно делают дети, которые хотят избежать ответственности. Для ребёнка всегда виноват кто-то другой, чаще всего – родитель – и он должен исправить ситуацию.

В регрессии мы переживаем инфантильное чувство собственной чистоты и невинности. Во всём виноват весь остальной мир. Все остальные должны разобраться в проблемах. По Анне Фрейд, это нормально для большинства здоровых в других отношениях взрослых – регрессировать под давлением обстоятельств. Это становится проблемой лишь в том случае, если продолжается слишком долго.

6. Рационализация

Рационализация – это разумное оправдание для наших действий (или того, что с нами случилось). Но оно тщательно адаптировано для получения тех выводов, в которых мы нуждаемся: что мы невинные, милые, достойные люди.

Например, после того, как нас не взяли на работу, рационализирующая защита сказала бы: это была «скучная компания» или «в любом случае я не очень-то хочу там работать».

Такие люди могут очень нуждаться в работе, но очень унизительно и глубоко мучительно признавать это на уровне Эго.

7. Интеллектуализация

Интеллектуализация похожа. Скребущее чувство утраты, вины, предательства и гнева при расставании с партнёром могут быть нейтрализованы с помощью размышления об истории поздней Римской Империи или планах правительства о повышении налоговых ставок.

Многие интеллектуалы не просто много думают, они также виновны в «интеллектуализации», это означает, что им свойственно держать наготове набор наиболее волнительных тем, вызывающих напряжение.

8. Реактивная формация

Реактивная формация побуждает к противоположным, чем наши изначальные неприемлемые чувства. Например, кто-то, испытывающий повышенный интерес к подростковой сексуальности, может уйти в религию, делая особый акцент на воздержании среди молодёжи.

В детстве мы часто грешим реактивной формацией. Когда мы смущаемся из-за интереса к однокласснику, то можем быть злыми или агрессивными по отношению к нему, вместо признания того, что он нам нравится.

9. Замещение

Замещение – это перенаправление (чаще агрессивного) желания на другого получателя, обычно менее угрожающего или того, кого проще обвинить.

Это классический случай, когда кто-то, почувствовав угрозы своего босса, придя домой, начинает срываться на своём партнёре.

10. Фантазирование

Фантазирование – избегание проблем путём фантазии, изолируя себя от реальности: от мечтаний наяву до чтения литературы и просмотра порно. Мы его используем для переноса себя из угрожающего нам мира, чтобы найти комфорт в другом месте.

Превью: Зигмунд Фрейд в своем офисе в Вене с дочерью Анной, 1937 год. Фотография сделана принцессой Евгенией Греческой, дочерью Мари Бонапарт.

Источник: https://cameralabs.org/12142-proektsiya-otritsanie-i-drugie-zashchitnye-mekhanizmy-po-anne-frejd-v-animirovannom-video

1.Психологические защиты в концепции зигмунда фрейда

Изучая
структуру личности, Фрейд (приложение1)
выделил: ид- бессознательное; эго —
сознание и предсознательное; суперэго
— сознание, предсознательное и
бессознательное.

Фрейд определял
защитные механизмы эго как сознательную
стратегию, которую использует индивид
для защиты от открытого выражения
импульсов ид и встречного давления со
стороны суперэго.

Фрейд полагал, что
эго реагирует на угрозу прорыва импульсов
ид двумя путями: 1) блокированием выражения
импульсов в сознательном поведении или
2) искажением их до такой степени, чтобы
изначальная их интенсивность заметно
снизилась или отклонилась в сторону.[№4.
стр.88]

Иными
словами, «СВЕРХ — Я» не пускает инстинкты
в «Я», и тогда энергия этих инстинктов
сублимируется, трансформируется,
воплощается в иных формах деятельности,
которые приемлемы для общества и человека
(творчество, искусство, общественная
активность, трудовая активность, в
формах поведения: в снах, описках,
обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных
ассоциациях, в особенностях забывания).
Таким образом, происходит сублимация,
т.е. преобразование энергии подавленных,
запретных желаний в другие виды
деятельности, которые разрешены в
обществе. Если энергия «либидо»
(сексуальная энергия) не находит выхода,
то у человека будут психические болезни,
неврозы, истерики, тоска. Для спасения
от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются
средства психологической защиты.
Защитное поведение позволяет человеку
защититься от тех проблем, которые пока
он не может решить, позволяет снять
тревогу от угрожающих событий (потеря
близкого человека, любимой игрушки,
потеря любви со стороны других людей,
потеря любви к себе и т. п.), позволяет
«уйти от угрожающей реальности», иногда
преобразовать эту угрозу.[№3. стр.59,60]

  • Все
    защитные механизмы обладают двумя
    общими
    характеристиками
    :
  • 1)
    они действуют на неосознанном уровне
    и поэтому являются средствами самообмана;
  • 2)
    они искажают, отрицают или фальсифицируют
    восприятие реальности, чтобы сделать
    тревогу менее угрожающей для индивидуума.
  • Следует
    также заметить, что люди редко используют
    какой-либо единственный механизм защиты
    — обычно они применяют различные защитные
    механизмы для разрешения конфликта или
    ослабления тревоги.
  • Фрейд
    выделял следующие защитные механизмы:

Вытеснение.
Фрейд
рассматривал вытеснение как первичную
защиту эго не только по той причине, что
оно является основой для формирования
более сложных защитных механизмов, но
также потому, что оно обеспечивает
наиболее прямой путь ухода от тревоги.

Описываемое иногда как «мотивированное
забывание», вытеснение представляет
собой процесс удаления из осознания
мыслей и чувств, причиняющих страдания.
В результате действия вытеснения
индивидуумы не осознают своих вызывающих
тревогу конфликтов, а также не помнят
травматических прошлых событий.

Например,
человек, страдающий от ужасающих личных
неудач, благодаря вытеснению может
стать неспособным рассказать об этом
своем тяжелом опыте.

Освобождение
от тревоги путем вытеснения не проходит
бесследно. Фрейд считал, что вытесненные
мысли и импульсы не теряют своей
активности в бессознательном, и для
предотвращения их прорыва в сознание
требуется постоянная трата психической
энергии.

Эта беспрерывная трата ресурсов
эго может серьезно ограничивать
использование энергии для более
адаптивного, направленного на собственное
развитие, творческого поведения.

Однако
постоянное стремление вытесненного
материала к открытому выражению может
получать кратковременное удовлетворение
в сновидениях, шутках, оговорках и других
проявлениях того, что Фрейд называл
«психопатологией обыденной жизни».

Более того, согласно его теории, вытеснение
играет роль во всех формах невротического
поведения, в психосоматических
заболеваниях (таких, например, как
язвенная болезнь), психосексуальных
нарушениях (таких как импотенция и
фригидность) [№4.стр.90]. Это основной и
наиболее часто встречающийся защитный
механизм, но самый неэффективный, так
как при этом энергия вытесненного и
неосуществленного мотива (желания) не
реализуется в деятельности, но остается
в человеке, вызывая рост напряженности.[№1.
стр.198].

Проекция.
Как
защитный механизм по своей теоретической
значимости проекция следует за
вытеснением. Она представляет собой
процесс, посредством которого индивидуум
приписывает собственные неприемлемые
мысли, чувства и поведение другим людям
или окружению. Таким образом, проекция
позволяет человеку возлагать вину на
кого-нибудь или что-нибудь за свои
недостатки или промахи.

Игрок в гольф,
критикующий свою клюшку после неудачного
удара, демонстрирует примитивную
проекцию. На другом уровне мы можем
наблюдать проекцию у молодой женщины,
которая не осознает, что борется со
своим сильным сексуальным влечением,
но подозревает каждого, кто с ней
встречается, в намерении ее соблазнить.

Классический пример проекции — студент,
не подготовившийся как следует к
экзамену, приписывает свою низкую оценку
нечестно проведенному тестированию,
мошенничеству других студентов или
возлагает вину на профессора зато, что
тот не объяснил эту тему на лекции.

Проекцией также объясняются социальные
предрассудки и феномен «козла отпущения»,
поскольку этнические и расовые стереотипы
представляют собой удобную мишень для
приписывания кому-то другому своих
негативных личностных характеристик.

Замещение.
Взащитном
механизме, получившем название замещение,
проявление
инстинктивного импульса переадресовывается
от более угрожающего объекта или личности
к менее угрожающему.

Распространенный
пример — ребенок, который, после того
как его наказали родители, толкает свою
младшую сестру, пинает ее собачку или
ломает ее игрушки. Замещение также
проявляется в повышенной чувствительности
взрослых к малейшим раздражающим
моментам.

Например, чересчур требовательный
работодатель критикует сотрудницу, и
она реагирует вспышками ярости на
незначительные провокации со стороны
мужа и детей. Она не осознает, что,
оказавшись объектами ее раздражения,
они просто замещают начальника.

В каждом
из этих примеров истинный объект
враждебности замещается гораздо менее
угрожающим для субъекта. Менее
распространена такая форма замещения,
когда оно направлено против себя самого:
враждебные импульсы, адресованные
другим, переадресуются себе, что вызывает
ощущение подавленности или осуждение
самого себя.

Рационализация.
Другой
способ для эго справиться с фрустрацией
и тревогой — это исказить реальность
и, таким образом, защитить самооценку.
Рационализацияимеет
отношение к ложной аргументации,
благодаря которой иррациональное
поведение представляется таким образом,
что выглядит вполне разумным и поэтому
оправданным в глазах окружающих.

Читайте также:  Дауншифтинг: что это и почему он не для всех?

Глупые
ошибки, неудачные суждения и промахи
могут найти оправдание при помощи
рационализации. Одним из наиболее часто
употребляемых видов такой защиты
является рационализация по типу «зелен
виноград». Это название берет начало
из басни Эзопа о лисе, которая не могла
дотянуться до виноградной кисти и
поэтому решила, что ягоды еще не созрели.

Люди рационализируют таким же образом.
Например, мужчина, которому женщина
ответила унизительным отказом, когда
он пригласил ее на свидание, утешает
себя тем, что она совершенно непривлекательна.

Сходным образом, студентка, которой не
удалось поступить на стоматологическое
отделение медицинского института, может
убеждать себя в том, что она на самом
деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное
образование.
Иногда
эго может защищаться от запретных
импульсов, выражая в поведении и мыслях
противоположные побуждения. Здесь мы
имеем дело с реактивным образованием,
или
обратным действием.

Этот защитный
процесс реализуется двухступенчато:
во-первых, неприемлемый импульс
подавляется; затем на уровне сознания
проявляется совершенно противоположный.
Противодействие особенно заметно в
социально одобряемом поведении, которое
при этом выглядит преувеличенным и
негибким.

Например, женщина, испытывающая
тревогу в связи с собственным выраженным
сексуальным влечением, может стать в
своем кругу непреклонным борцом с
порнографическими фильмами.

Она может
даже активно пикетировать киностудии
или писать письма протеста в кино-компании,
выражая в них сильную озабоченность
деградацией современного киноискусства.
Фрейд писал, что многие мужчины,
высмеивающие гомосексуалистов, на самом
деле защищаются от собственных
гомосексуальных побуждений.

Регрессия
еще
один известный защитный механизм,
используемый для защиты от тревоги.
Для
регрессии характерен возврат к ребячливым,
детским моделям поведения.

Это способ
смягчения тревоги путем возврата к
раннему периоду жизни, более безопасному
и приятному.

Узнаваемые без труда
проявления регрессии у взрослых включают
несдержанность, недовольство, а также
такие особенности как «надуться и не
разговаривать» с другими, детский лепет,
противодействие авторитетам или езда
в автомобиле с безрассудно высокой
скоростью.

Сублимация.
Согласно Фрейду, сублимацияявляется
защитным механизмом, дающим возможность
человеку в целях адаптации изменить
свои импульсы таким образом, чтобы их
можно было выражать посредством социально
приемлемых мыслей или действий.

Сублимация
рассматривается как единственно
здоровая, конструктивная стратегия
обуздания нежелательных импульсов,
потому что она позволяет эго изменить
цель, или/и объект импульсов без
сдерживания их проявления. Энергия
инстинктов отводится по другим каналам
выражения — тем, которые общество
полагает приемлемыми.

Например, если
со временем мастурбация вызывает у
юноши все большую и большую тревогу, он
может сублимировать свои импульсы в
социально одобряемую деятельность —
такую, как футбол, хоккей или другие
виды спорта. Сходным образом женщина с
сильными неосознанными садистическими
наклонностями может стать хирургом или
первоклассной романисткой.

В этих видах
деятельности она может демонстрировать
свое превосходство над другими, но таким
способом, который будет давать общественно
полезный результат.

Фрейд
утверждал, что сублимация сексуальных
инстинктов послужила главным толчком
для великих достижений в западной науке
и культуре.

Он говорил, что сублимация
сексуального влечения является особенно
заметной чертой эволюции культуры.

Благодаря ей одной, сублимации, стал
возможен необычайный подъем в науке,
искусстве и идеологии, которые играют
такую важную роль в нашей цивилизованной
жизни.

Отрицание.
Когда
человек отказывается признавать, что
произошло неприятное событие, это
значит, что он включает такой защитный
механизм, как отрицание.

Представим
себе отца, который отказывается поверить
в то, что его дочь изнасилована и зверски
убита; он ведет себя так, как будто ничего
подобного не происходило. Или вообразите
ребенка, отрицающего смерть любимой
кошки и упорно продолжающего верить,
что она все еще жива.

Отрицание реальности
имеет место и тогда, когда люди говорят
или настаивают: «Этого со мной просто
не может случиться», несмотря на очевидные
доказательства обратного (так бывает,
когда врач сообщает пациенту, что у него
смертельное заболевание).

Согласно
Фрейду, отрицание наиболее типично для
маленьких детей и индивидуумов более
старшего возраста со сниженным интеллектом
(хотя люди зрелые и нормально развитые
тоже могут иногда использовать отрицание
в сильно травмирующих ситуациях). [№4.
стр.89-90]

Фрейд
выделял сублимацию, как положительный
защитный механизм, а регрессию, как
отрицательный. Нужно заметить, что
защитные механизмы действуют положительно,
только, если ими не злоупотреблять.

Источник: https://studfile.net/preview/406241/page:2/

Защитные механизмы по Зигмунду Фрейду

Защитные механизмы — формы психической защиты, ограждающие человека от сильных переживаний и травмирующих событий, и связанной с этим тревогой. Это своеобразные механизмы адаптации, позволяющие внутреннему Я регулировать воздействие среды и общества, перенося негативные переживания в область бессознательного.

Такое поведение помогает человеку снять гнетущую тревогу, возникающую в ответ на проблемы, решить которые он не в силах. Это может быть переживание утраты близкого человека, упадок самооценки, травматические воспоминания.

Закономерно, что большинство таких механизмов формируется в детстве, когда ребенок действительно не может решить свои проблемы другим, рациональным путем.

И в этом даже есть положительная сторона — психика стабилизируется, становится менее уязвимой для отрицательных переживаний.

Однако, со временем, защита становится препятствием для развития и личностного роста, человек все больше уходит от реальности, теряет объективность суждений, занимается самообманом.

Характеристики, присущие всем защитным механизмам:

  • действие происходит на бессознательном уровне и носит автоматический характер;
  • результатом становится искаженное восприятие реальности.

Основные защитные стратегии психики

Нужно уточнить, что на сегодня психологами выявлено более 20 видов защитных механизмов. Однако общей и удовлетворяющей всем запросам классификации пока не выработано. Поэтому, для понимания истоков психоанализа и глубинных явлений психики, надо изучить основные и универсальные механизмы защиты, описанные Фрейдом.

Вытеснение

Процесс подавления и вытеснения в сферу бессознательного тех переживаний, мыслей и влечений, которые несут чувство вины и стыда, причиняют стресс, боль или страдания.

Проявляется это в забывании неприятных обязанностей, определенных воспоминаний, или происшествий. Однако эти вытесненные события и чувства никуда не исчезают. Они являются человеку в виде сновидений, оговорках или шутках. Для сдерживания этих прорывов, психика затрачивает много энергии, что ведет к истощению ресурсов и возникновению неврозов, психосоматическим нарушениям.

Фрейд полагал этот механизм первичной защитой от тревоги, которая может служить основой для образования других видов защит.

Проекция

Заключается в приписывании собственных мыслей, поведения и переживаний другим людям или целым сообществам. Это то, что индивидуум считает неприемлемым в результате воспитания или же перекладывание на других вину за свои ошибки и промахи.

Человек отказывается принимать в себе определенные черты характера или чувства, вроде зависти, злобы и лицемерия, обвиняет в них окружающих. Тем самым он защищается от осознания своих проблем или недостатков, перекладывает на других ответственность за свои поступки.

Например, человек может обвинять общество в несправедливости и жестокости, что, в свою очередь, оправдывает такое же отношение к другим, раз уж «мир таков». Или же осуждать людей в извращенных влечениях, видеть в каждом событии грязные намеки, потому что отрицает собственные сексуальные наклонности.

  • Феномен проекции превращает людей в удобные мишени для агрессии и лежит в основе всевозможных предрассудков, общественных стереотипах и расовой нетерпимости.
  • На практике встречается так же часто, как и механизм вытеснения.

Замещение

Процесс, при котором негативные эмоции перенаправляются на более безопасный, с точки зрения индивидуума, объект для реагирования. Муж, которого на работе третирует начальство, срывается дома на жену и детей. Ребенок, получив взбучку от родителей, ломает игрушки или бьет домашнего питомца.

Или же, как вариант, возникает аутоагрессия, которая проявляется в самообвинении и самобичевании, и может перерасти в депрессию.

Суть в том, что истинный объект для выплеска негодования заменяется менее угрожающим. Проявляется замещение также в высокой раздражительности и чувствительности.

Рационализация

Объяснение своего иррационального поведения разумными причинами. Рационализация помогает оправдать свои ошибки и проступки в глазах окружающих. Служит этот механизм, в первую очередь, для сохранения и защиты самооценки. Скажем, студент, проваливший сессию, объясняет это тем, что на самом деле не хочет учиться по специальности.

Рационализация к тому же помогает справиться с фрустрацией, давая объяснения тем поступкам людей, которые способны причинить боль и страдания, будучи понятыми правильно. К примеру, отвергнутый мужчина объясняет неудачу тем, что женщина глупа и некрасива.

Этот механизм гасит тревогу и помогает найти аргументы и логику в собственном неприемлемом поведении или желаниях.

Реактивное образование

Сложный двухуровневый механизм защиты, который, в общем, заключается в том, что человек ведет себя прямо противоположно вытесненному неосознаваемому стремлению. Например, мать, которая не любит ребенка, чрезмерно заботится о нем.

  • На 1 стадии подавляется запретные чувства и переживания;
  • На 2 стадии возникает гипертрофированное противоположное чувство.

Таким образом, психика защищается от социально неприемлемых импульсов и влечений. Возникает обратное действие. Классический случай для объяснения этого феномена — активная и публичная гомофобия, которая является результатом собственных подавленных наклонностей.

Регрессия

Механизм, позволяющий избежать страха и тревоги при помощи возвращения к более ранним, детским моделям поведения. Возникает как реакция на травмирующие ситуации и переживания.

Механизм регрессии подключает более примитивные формы мышления и реагировании. Не зря детство считается периодом, наиболее безопасным и приятным для человека.

Человек начинает дуться, упрямиться, вместо того, чтобы решать проблему, не сдерживает эмоциональные реакции, отрицает аргументированное мнение и факты.

В поведении это может проявляться в том, что человек начинает грызть ногти, или смотреть детские фильмы и мультики.

Считается, что подобная защитная реакция присуща инфантильным людям. Однако и психически состоявшиеся и зрелые личности могут впасть в регрессию в ситуации сильной эмоциональной и психической перегрузки.

Отрицание

Заключается в отрицании реальности или каких-то событий. Считается в определенном роде «детской» реакций, потому что игнорируются очевидные доказательства и доводы, противоречия в логике. Оно типично для детей, во взрослом возрасте проявляется как реакция на сложные травмирующие события.

Например, человек может отрицать совершение преступления, если был пьян и не осознавал происходящее. Или мать может до последнего отказываться поверить в смерть ребенка.

Также отрицание является первой ступенью переживания горя, и нередко, человек не в силах перейти на другую ступень осознания утраты и снова и снова возвращается к отрицанию.

Отрицание спасает человека от первоначального шока, давая время, чтобы постепенно привыкнуть к произошедшему. Но долго задерживаться в этом состоянии нельзя.

Сублимация

Единственная из всех защит, считающаяся положительной и конструктивной. Она позволяет перенаправить нереализованную сексуальную энергию в русло творчества или в другую, социально приемлемую деятельность. Например, человек может найти выход внутренней тревоге, занявшись уборкой дома, спортом, музыкой или рисованием.

Даже выбор профессии может быть обусловлен подавленными инстинктивными импульсами. Агрессивный юноша подастся в футбол или хоккей, женщина с садистическими наклонностями — становится хирургом.

По-мнению самого Фрейда, сублимация послужила основой для великих достижений цивилизации, развитии культуры, искусства и науки.

На сегодня существуют тесты, например, тест Лазаруса, позволяющие выявить у себя конкретные действующие механизмы защиты. Определив 2-3 основных механизмов, можно овладеть контролем над ними, используя копинг-стратегии.

Источник: https://moy-karapuzik.ru/zashhitnye-mexanizmy-po-zigmundu-frejdu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector