Метод цицерона: самый эффективный метод запоминания

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминанияВы уже могли ознакомиться с одной интересной методикой запоминания информации для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. Основная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. Внимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. Обзор. Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Доводка. Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза.

Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно.

В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. Ориентировка. При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Чтение. При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. Обзор. При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Главное. Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате.

Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации.

Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте.

При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат).

Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания
Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты

Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания
Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление).

Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное.

Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания
Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания
Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания
Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки
Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы,  нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания
Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Читайте также:  Красивый почерк: как научиться красиво писать

Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок.

Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации.

Достаточно обратиться за помощью к людям, которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/nauchnye-lajfxaki-4-metoda-effektivnogo-zapominaniya-tekstovoj-informacii/

Методы запоминания. Метод Цицерона

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Г. Ломакина

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
  • «Методы запоминания. Метод Цицерона»
  • Авторы:
  • Леонян Аида,
  • Торяник Валерия,
  • ученица 9 А класса,
  • МОБУ СОШ № 8

им. А.Г. Ломакина

  1. Научный руководитель:
  2. Дорофеева Александра Сергеевна,
  3. учитель информатики МОБУ СОШ № 8

им. А.Г. Ломакина

  • Таганрог
  • 2017
  • Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Обзор различных приемов и методов запоминания информации……..4

    2. Метод Цицерона…………………………………………………………….6

Гдава 2. Применение метода Цицерона учащимися…………………………….9

Заключение………………………………………………………………………….11

Приложение 1………………………………………………………………….…..12

Приложение 2……………………………………………………………………..13

Приложение 3……………………………………………………………………..14

Приложение 4……………………………………………………………………..15

Введение.

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами.

Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные.

Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

В каждом классе бывают ученики, легко запоминающие любую информацию, но есть и та группа учащихся, которая с трудом готовит задания по устным предметам. Объем знаний, получаемый учениками, с каждым годом возрастает.

При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации.

Трудности в запоминании текста, возникшие у детей  еще в начальной школе, в среднем звене — только увеличатся.

  1. Актуальность данной работы заключается в необходимости применения метода Цицерона для запоминания больших текстов.
  2. Мы выдвигаем следующую гипотезу: освоив метод Цицерона, учащиеся быстрее и качественнее  будут усваивать учебный материал.
  3. Объектом нашего исследования является приемы и методы запоминания.
  4. Предмет нашего исследования: метод Цицерона.
  5. Цель исследования: проверить, поможет ли такой прием запоминания как метод Цицерона улучшить качество подготовки домашнего задания  нами и нашими одноклассниками.
  6. Цель работы обусловила постановку следующих задач:
  7. – проанализировать различные приемы и методы запоминания;
  8. – исследовать, какие приемы запоминания используют наши одноклассники;
  9. – исследовать, улучшат ли предложенные нами приемы запоминания качество подготовки одноклассников к предметам;
  10. – проанализировать полученные  в ходе исследования результаты и сделать соответствующие выводы.
  11. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников по теме, анкетирование учащихся, эксперимент.
  12.        Был составлен план исследования:
  1. Изучить литературные источники.

  2. Составить анкету для одноклассников.

  3. Провести анкетирование учащихся 9А класса.

  4. Выявить наличие в классе учащихся, испытывающих затруднение  при запоминании информации.

  5. Провести эксперимент с участием данных ребят.

  6. Провести повторное анкетирование группы учащихся.

  7. Обобщить полученные сведения.

  8. Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.

  9. Определить возможности дальнейшей работы по данной теме.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Обзор различных приемов и методов запоминания информации.

  • Обзор различных приемов и методов запоминания.
  • Идея мнемоники состоит в том, чтобы сухую «неудобную» информацию
  • превращать в яркую, эмоционально-окрашенную, смешную, необычную,
  • интересную, а для этого придется проявить воображение.

Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией.

Вот примеры нескольких мнемотехнических приемов, которые применяется для запоминания трудной, «незапоминаемой» информации:

Рифма — один из наиболее действенных способов обесᴨечить запоминание материала. Этот способ широко используется в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания. Трудную для запоминания информацию необходимо зарифмовать.

  1. Например,
  2. – из геометрии:
  3. «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» ;
  4. – из английского языка:
  5. «Рыбу ловишь – не шумишь, рыба по-английски – fish» ;
  6. – из русского языка:
  7. «Кое, либо, то, нибудь – дефис ставить не забудь» ;
  8. – из химии:
  9. «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда» и др.

Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с ᴨервых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка», для запоминания числа пи рекомендуют запомнить фразу: «Это я знаю и помню прекрасно», в которой число букв в каждом слове соответствует цифрам числа 3,14159.

«Метод ассоциаций» поможет запомнить новые слова. Если слово или его часть ассоциируется с каким-либо известным ему предметом или действием, будет проще вспомнить новое слово.

Рисуем картину. Запоминание стихотворения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения стихотворения, представлять в воображении то, что описывается словами.

«Метод истории».

Суть заключается в построении испытуемым логической связи между случайными словами , составляя из них историю с максимально возможным количеством запоминающихся деталей , чтобы создать в воображении сюжет , легко укладывающийся в памяти . Его особенность заключается в том , что , как правило , чем более странными и смешными будут ассоциации и связи , тем больше вероятность того , что участник сможет воспроизвести всю информацию.

Эти и многие другие способы запоминания удобны для относительно небольшого объема информации. А что же делать, если нужно запомнить большой текст?

1.2 Метод Цицерона.

Проанализировав различную литературу, мы нашли наиболее удобный и эффективный, на наш взгляд, метод запоминания большого объема информации.

Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя — Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

Некоторые источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является одним из самых древних из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.

Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, человеку необходимо определить последовательность мест, на которых он будет размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове.

Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, можно попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно.

Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим.

Если поступить таким образом, то при воспроизведении можно допустить ошибки.

Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов. Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д.

При этом, когда информация хоть как-то тематически связана, то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату.

Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками.

Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место — аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой.

Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь.

Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату, расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, вспоминание содержания доклада), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась

одновременно с обстановкой необходимая информация.

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.

Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.

Читайте также:  Чакры человека и их раскрытие: 3 основных упражнения

Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Глава 2. Применение метода Цицерона учащимися.

Мы решили проверить эффективность метода Цицерона. В исследовании добровольно принимали участие наши одноклассники (25 человек).

  • Месяц назад мы провели небольшое анкетирование. Были получены следующие результаты:
  • – По 1 вопросу «Довольны ли Вы своей памятью?»
  • ответили «да» — (30%), ответили «нет» — (70%)
  • По результатам были составлены диаграммы (приложение 1)
  • – По 2 вопросу «Хотели бы Вы улучшить свою память?»
  • ответили «да» — (80%), ответили «нет» — (20%).
  • По результатам были диаграммы (приложение 1)
  • – 3 вопрос «По какому предмету наиболее сложный текст?»

«История,литература» . СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК?

По результатам были составленные диаграммы (приложение 1)

В качестве запоминаемого текста мы решили выбрать отрывок из литературы- «Письмо Татьяны», . В виде дополнительного домашнего задания мы предложили одноклассникам взять домой на один день текст, содержащий хронологию и рассказать его максимально приближенно к оригиналу.

Мы получили следующий результат:

(70%) точно пересказали стихотворение, у учеников (20%) возникли проблемы с запоминанием , (10%) не смогли пересказать текст. По результатам были составлены диаграммы (приложение 2).

После этого мы подробно рассказали учащимся о методе Цицерона. И предложили также домой взять уже другое стихотворение. И в этот раз результаты следующие: Где результат сколько человек смогли пересказать, а сколько нет? + Диарамма с результатами на приложении 3 аналогично приложению 2

  1. – По 1 вопросу «Довольны ли Вы своей памятью?»
  2. ответили «да» — (80%), ответили «нет» — (20%)
  3. По результатам были составлены диаграммы (приложение 4)
  4. – 2 вопрос «Помог ли вам метод Цицерона?»
  5. ответили «да» — (85%), ответили «нет» — (15%).
  6. По результатам были составлены диаграммы (приложение 4)
  7. Применив на практике метод Цицерона, мы составили советы для запоминания информации:
  8. – важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно;

– нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается.

– изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.

– парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.

Заключение.

Проанализировав результаты, мы увидели, что качество подготовки дополнительного домашнего задания детьми, принявшими участие в эксперименте, улучшилось на 85 %. Кроме того, время на подготовку домашнего задания сократилось на 20 минут .

Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что освоив метод Цицерона, учащиеся стали быстрее и качественнее усваивать учебный материал. Многим из учащихся этот метод понравился и они продолжают запоминать текст по данной методике. В результате, их оценки по различным предметам улучшились.

Эксперимент показал, что дети, владеющие таким приемом запоминания как метод Цицерона, успешно учатся и легко справляются с освоением новой информации. Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, все задачи выполнены.

  • Практическая значимость работы заключается в том, что она помогла нам и ребятам моего класса узнать новые приемы запоминания информации, которые улучшили качество подготовки домашнего задания, повысили качество успеваемости по предметам.
  • Продолжением данной работы будет являться составление памятки для учащихся, практическая помощь учащимся в применении усвоенных нами приемов запоминания, освоение новых сложных мнемотехнических приемов запоминания.
  • Приложение 1.
  • Ответы учащихся
  • до изучения метода Цицерона.
  • 1 вопрос «Довольны ли Вы своей памятью?»

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

2 вопрос «Хотели бы Вы улучшить свою память?»

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

3 вопрос «По какому предмету наиболее сложный текст?»

«История,литература» . СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК?

  1. Составить диаграмму!
  2. Приложение 2.
  3. Результат пересказа текста
  4. до изучения метода Цицерона.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

  • Приложение 3.
  • Результат пересказа текста
  • после изучения метода Цицерона.
  • Приложение 4.
  • Ответы учащихся
  • после изучения метода Цицерона.
  • 1 вопрос «Довольны ли Вы своей памятью?»

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

2 вопрос «Помог ли вам метод Цицерона?»

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

Источник: https://infourok.ru/metodi-zapominaniya-metod-cicerona-2627626.html

Метод Цепочка. Метод Цицерона. День 3

Теория онлайн-курса «Мнемотехника для начинающих»

Метод Цепочка | Метод Цицерона

Метод Цепочка

Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.

Метод Цепочка — это один из самых простых мнемотехнических приемов. Суть его заключается в попарном соединении образов. При этом относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие, а сами образы – яркие и запоминающиеся.

Вы образовывайте связь между первым и вторым образом, а затем убираете из сознания первый образ путем переноса внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары.

Второй образ пары проникает в первый.Второй образ пары находится сверху.Второй образ пары находится справа.Всегда образуйте связи четко по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева.Если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте внизу.

Если образы при соединении проникают друг в друга — помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

Например, нам нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Крупно, ярко представьте себе свежий, хрустящий батон — а на нем сверху лежит пакет молока.

Секунду-другую рассматривайте эту связь, а затем связывайте пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируете связь и переходите к соли.

Когда вы вспоминаете первый образ — батон, в памяти неизбежно всплывет 'молоко', молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом.

Кроме того, если вы забудете одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике — скорее вспомогательная и тренировочная.

Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.

При выполнении тренировочных упражнений вы можете запоминать длинные последовательности образов, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено — можно связать десятки и даже сотни образов.

Метод Цицерона

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

Согласно другим источникам, корни этого метода уходят еще в Древнюю Грецию (поэт Симонид с успехом применял эту технику). Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль.Таким образом, метод Цицерона является самым древним из всех известных на сегодняшний момент техник запоминания.

Научимся выделять опорные образы методом Цицерона на следующем примере.Рассмотрим вашу квартиру (дом). Определите для себя последовательность помещений. Например, запоминайте помещения в следующем порядке – коридор, ванная комната, кухня, большая комната, спальня, балкон.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

Затем, вам необходимо сфокусировать свое внимание на каком-то одном помещении и мысленно обойти его по периметру ( причем всегда в одном направлении- почасовой стрелке). Вспомните 10 объектов в этом помещении.

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

Теперь проделайте тоже самое в других помещениях и в каждом выделяйте по 10 образов (например, предметов мебели).

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

Вот несколько важных правил метода Цицерона:

Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их. Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.

Испытайте метод Цицерона при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.Последовательность работы с текстом следующая:Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.Разбейте текст на несколько смысловых частей.

Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая — ванна — туалет — кухня — гостиная — детская — спальня)

  • Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.
  • Демонстрация метода на примере сказки Колобок

1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:мука — колобок на дороге — заяц — волк — медведь — лиса ест колобкаЭти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.

Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.

2) Соединим в нашем воображении вспомогательные образы (мука, колобок на дороге, заяц…) с опорными (кухня, гостиная, ванна …):мука находится в кухне;колобок катится по дороге в гостиной;заяц в ванной;волк в туалете;медведь на кухне;

лиса ест колобка на балконе.

3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно.

Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд.

Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.

Преимущество метода Цицерона перед, например «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:- в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы- в приеме 'Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.

Данный метод также удобно использовать при запоминании длинных стихов или поэм. Попробуйте применить его на практике и Вы убедитесь, что это действительно работает!

Источник: https://ichebnik.ru/kurs-mnemotekhniki/1067-teoriya-den-3

Метод Цицерона для запоминания. Как запоминать список слов или выступление по методу римской комнаты?

Метод назван так в честь Марка Туллия Цицерона, выдающегося оратора и государственного деятеля Римской республики.

Считается, что во время своих выступлений он никогда не пользовался записями или подсказками, при этом воспроизводил по памяти огромные объёмы информации, включающие в себя множество деталей, фактов и дат.

Помогала ему в этом особая подготовка: Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал темы своего выступления в нём.

Итак, для того, чтобы воспользоваться методом Цицерона, нужно:

  • хорошо знакомое вам место (ваша квартира, кабинет и т.д., это может быть даже дорожка в парке или станция метро);
  • собственно то, что необходимо запомнить.С помощью этой техники можно запоминать как простые ряды слов (например, список покупок), так и большие массивы информации.

Необходимо составить опорный список мест (предметов) для запоминания. Они должны быть статичными. Удобнее всего запоминать последовательность предметов в комнате, на которых будет размещаться информация, по часовой или против часовой стрелки.Не стоит забывать и про последовательность верх-низ.

Поначалу можно даже пройтись в выбранном направлении, так подключится ещё и моторная память. Позже будет достаточно просто окинуть комнату взглядом или представить её мысленно. Начинать проще с небольшого количества точек (например, с десяти), увеличивая его по мере тренировки.

Читайте также:  Прокрастинация, как бороться с ней прямо здесь и сейчас

Чем больше предметов вы запомните, тем больше элементов сможете с ними связать.

Связывать запоминаемую информацию с предметами комнаты/пространства нужно при помощи ассоциаций. Чем ярче, образней и «бредовее» они будут, тем лучше удастся запомнить материал.

Как использовать метод Цицерона для запоминания?

Покажем на примере, как работает метод Цицерона. Скажем, нам необходимо запомнить список из 10 покупок. Намечаем себе 10 предметов в комнате, за которые будем «цеплять» запоминаемые продукты:

  1. Ноутбук
  2. Стул
  3. Лампа
  4. Кровать
  5. Шкаф
  6. Сушилка
  7. Комод
  8. Гирлянда
  9. Кондиционер
  10. Принтер

Наш список покупок:

  1. Кофе
  2. Чай
  3. Хлеб
  4. Сыр
  5. Бананы
  6. Рис
  7. Растительное масло
  8. Печенье
  9. Молоко
  10. Сухофрукты

Метод Цицерона: самый эффективный метод запоминания

Теперь связываем элементы списков, стараясь проявить как можно больше фантазии. Итак, в ноутбуке вместо кнопок клавиатуры представляем кофейные зёрна. Спинка стула превращается в чайный пакетик. Ножку лампы заменяем миниатюрным багетом. На кровати вместо покрывала появляется огромный кусок сыра из нарезки.

Открываем шкаф и видим, что наша одежда висит не на вешалках, а на бананах, сцепленных по парам. Ножки сушилки слеплены из риса. Комод отполирован до ослепительного блеска растительным маслом. На гирлянде развешиваем печенье в качестве съедобных флажков. Из кондиционера при включении льётся молоко, как из душа. Остался принтер и сухофрукты.

Кладём фрукты на место для сканирования, запускаем принтер, получаем свежие самодельные сухофрукты.

Конечно, с помощью этой техники можно запоминать не только простые списки слов. Для запоминания более сложного материала (например, доклада) нужно разбить его на ключевые слова и разместить их в своей римской комнате.

Как видите, методом Цицерона пользоваться очень легко. Его преимущество заключается в том, что к нему можно прибегнуть в любом месте и в любое время без каких-либо вспомогательных материалов. Достаточно просто вспомнить знакомую вам комнату и связать элементы для запоминания с её обстановкой.

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки «Study Place».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/7040_metod_cicerona_dlya_zapominaniya

Метод Цицерона – эффективный инструмент тренировки памяти. Простейший и самый эффективный метод запоминания любой информации «Цицерона

Метод “Цицерона” – это метод запоминания, связанный с памятью на места.

Этот метод еще называют методом “мест”. Его создателем считают греческого поэта
Симонида (ум. в 469 г. до Р.Х.) и рассказывают следующую историю. “Симонида пригласили
к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, поэта вызвали
по важному делу, и он тотчас же вышел из комнаты.

Как только Симонид вышел, комната
провалилась, и все находившиеся в ней люди погибли. Чтобы похоронить погибших, их
родственники и друзья попросили поэта опознать тела. И Симонид вспомнил всех, сидящих
за столом по месту,
которое они занимали.

«Это подало ему повод к
открытию того закона, что по месту
можно вспомнить образ
известного
лица, а это привело к открытию способа запоминания”. (Г.И.Челпанов, 1900 г.)

Так было сделано открытие, что наша память тесно связана с местом.

И действительно,
когда мы встречаем знакомого человека, то его имя можем вспомнить только после того,
как вспомним, где
мы его видели.

То же самое происходит и в ситуации, когда
мы были чем-то заняты, а нас вдруг отвлекли. Мы сможем вспомнить, что делали или
о чем думали только тогда, когда вернемся на
то место
.

Метод назван именем великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и
применил его для запоминания своих речей. Этот метод до сих пор используют для запоминания
длинных выступлений и большого числа точной информации.

  • Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы
  • 1) выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;
  • 2) выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться
    с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или
    места, например, по часовой стрелке
    ;

3) выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся
в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение,
то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая”
информацию вы можете назвать ее не в том порядке;

4) нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность,
когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то
выбрать лучше первое из них;

5) соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно
(о том, как их соединять, мы расскажем позже).

Полезные замечания

1) Перед запоминанием желательно прогуляться по тому месту, на которое будете
запоминать информацию.

2) Подготовьте свои места и запомните последовательности предметов. Это вам понадобится
для запоминания большого объема информации. Желательно иметь систему из 10 комнат,
в каждой из которых выделено по 10 предметов. Тогда вы сможете на эту матрицу запомнить
1000 единиц информации! А это целый учебник!

3) Один список, запомненный методом “Цицерона”, хранится в памяти до трех суток
без повторения. Если вы хотите сохранить информацию надолго, то никогда не используйте
этот список для запоминания другой информации.

Каждый предыдущий список “стирается”
под воздействием следующего.

Если же вам нужно запоминать информацию только на несколько
дней, то можно сегодня запоминать на один список, завтра — на другой, послезавтра
– на третий, а через два дня вернуться к первому.

  1. 5) Обязательным условием является контрольное припоминание
  2. Итак, обойдем хорошо знакомое помещение по часовой стрелке.
  3. РИСУНОК №22

Теперь выделим последовательность предметов, т.е.

  • 1 – дверь
  • РИСУНОК №23
  • 2 – кровать
  • РИСУНОК №24
  • 3 – занавеска
  • РИСУНОК №25
  • РИСУНОК №26
  • 5 — книжная полка
  • РИСУНОК №27
  • Обратите внимание, что в комнате есть второе окно, которое не подходит для запоминания!
  • 6 – письменный стол
  • РИСУНОК №28
  • 7 – кресло
  • РИСУНОК №29

Итак, мы подготовили список предметов, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям.
А теперь приступаем к 5 пункту метода Цицерона, т.е. к соединению этих предметов
с запоминаемой информацией. В нашем случае, мы запоминаем ключ к таблице Менделеева.

Носит имя одного из великих римский политиков, который прославился тем, что в процессе своих ярких выступлений никогда не пользовался записями. При этом оратор оперировал множеством цифр, имен, фактов, а также довольно часто использовал цитаты.

В соответствии с некоторыми источниками, метод Цицерона весьма успешно применялся задолго до официального его автора. В частности, известный древнегреческий поэт Симонид активно и успешно его практиковал.

Этот метод прост и одновременно эффективен. Другое его название – система римской комнаты. Он основывается на том, что ключевые единицы, которые надо запомнить, необходимо расставлять в мыслях в определенном порядке, представляя в голове привычное помещение.

После такой процедуры достаточно лишь восстановить в памяти эту комнату, дабы восстановить все, что вы фиксировали в памяти.

Цицерон, когда был занят подготовкой к публичному выступлению, прохаживался по дому и размещал в голове основные ключевые моменты своей речи в различных местах.

Перед тем, как начать практиковать запоминание по методу Цицерона, определитесь, каким образом вы планируете обходить комнату. Выберите последовательность мест, в которых вы планируете мысленно размещать ключевые единицы.

Для некоторых представления комнаты в голове будет достаточно. Однако в первый раз не будет лишним пройтись по дому, как это делал великий оратор. При этом стоит выбирать привычную комнату, например – свой личный кабинет.

Можете отдать предпочтение способу передвижения по часовой стрелке.

С опытом вы будете в состоянии задействовать все большее число предметов и мест, тем самым расширяя свои возможности для фиксации информации. Вы можете использовать абсолютно любые предметы.

Пусть это будет диван, телевизор, полка, рабочий стол, компьютер и так далее. Мысленно перемещаться можно и слева направо, и вверх-вниз. Вам не обязательно ограничиваться только своей комнатой.

Для более эффективной фиксации в памяти можно использовать знакомые маршруты и т.п.

Вам необходимо связывать ключевые моменты информации, которую вы пытаетесь запомнить, с определенными предметами посредством ассоциаций. Начиная практиковать данный метод, не будет лишним иметь в голове набор элементов комнаты. Таким образом, у вас всегда будет «подручный» набор так называемых ментальных крючков, за которые вы сможете зацепить нужные ключевые моменты.

В качестве примера рассмотрим, как можно легко запомнить список следующих элементов: велосипед, рюкзак, бутылка, пластилин. Эти элементы будут размещены последовательно в соответствии со схемой дома. Начнем мы с коридора. Необходимо использовать нестандартные связи, чтобы его воспроизведение не составило труда даже спустя долгое время.

Велосипед размещаем на вешалке возле двери, причем находится он в перевернутом положении. Такая ассоциация легко отложится в нашей голове. Далее идет рюкзак, который весит на двери, а из него выглядывает кот. В бутылку мы ставим цветок подсолнуха и размещаем его на тумбочке.

Зеркало, расположенное в прихожей, полностью заклеиваем пластилином, тем самым создавая нестандартную ассоциацию и фиксируя последний ключевой элемент в нашем списке. Таким образом, у нас получился довольно необычный ассоциативный ряд, который мы легко сможем восстановить в голове.

Очень важно предварительно определить те предметы, что будут встречаться нам на пути. В противном случае есть риск того, что вы будете сами искать детали, которые будет легче связать с определенным ключевым словом. В итоге, запоминание будет неэффективным.

Разумеется, метод Цицерона стоит применять для задач значительно сложнее. Вышеописанный пример лишь помогает понять, как происходит запоминание информации
.

Данный метод продуктивен в процессе фиксации в памяти текста, плана на день, порядка необходимых телефонных звонков и прочего. Более того, когда информация представляет собой логически связанные данные, а не просто набор слов, вы сможете неоднократно использовать одну комнату.

При этом ряды ключевых элементов не перемешаются, а вы будете в состоянии легко восстанавливать данные по конкретной теме.

Чтобы научиться использовать данный метод, достаточно нескольких тренировок. Это и является его главным плюсом, если сравнивать данную методику с другими. Более того, эту технику можно использовать в любом месте.

А то помещение, где вы находитесь, может стать отличной отправной точкой для запоминания информации. Вам нет необходимости использовать метод связанных ассоциаций или долго восстанавливать цепочку, как это нужно при применении метода последовательных ассоциаций.

Вам лишь нужно восстановить в памяти знакомое помещение или использовать то, где вы находитесь в конкретный момент. Вполне достаточно рассматривать комнату, при этом расставляя ключевые слова и привязывая их к каким-то предметам. Восстановить информацию также просто.

Достаточно вспомнить обстановку. Применяя этот метод, вы поразитесь, насколько легко и быстро можно усвоить даже весьма сложный материал.

Метод Цицерона – это уникальный мнемонический прием
, которому может научиться каждый. Даже если вы не относите себя к личностям с хорошей памятью, используя данную технику, вы легко превзойдете каждого из них.

Источник: https://store-e.ru/metod-cicerona-effektivnyi-instrument-trenirovki-pamyati-prosteishii-i/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector