Развитие концентрации внимания у детей

Евгения Климкович

Внимание! Внимание! Очень важная информация!

Здравствуйте, друзья! Тема действительно очень важная. Поговорим о внимании.

Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться.

Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?

Развитие концентрации внимания у детей

К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.

Упражнение 1. «Сапёры»

Развитие концентрации внимания у детей

Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.

В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.

Развитие концентрации внимания у детей

Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.

Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.

Развитие концентрации внимания у детей

Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.

Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.

Развитие концентрации внимания у детей

А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.

Развитие концентрации внимания у детей

Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.

Упражнение 2. «Дети-шпионы»

Попробуйте прочитать, что написано на картинке.

Развитие концентрации внимания у детей

Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!

Развитие концентрации внимания у детей

Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в х. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.

Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.

Развитие концентрации внимания у детей

Это не письмо получается, а дискотека!

Упражнение 3. «Спасательная операция»

Развитие концентрации внимания у детей

Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.

Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.

  • ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
  • ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
  • ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
  • РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА

Вариант второй. Ищем число 2016 среди цифр.

  1. 47638947201648758900008743720169458
  2. 50320169596677663620164584987384783
  3. 35142632822016906858683764578593578
  4. 78589220164395476782016433487743833

Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти  и обвести на картинках выделенные фрагменты.

Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»

Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!

Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.

Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.

Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.

Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под  елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.

Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.

И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!
Например, задания, где нужно найти отличия.

  • Или различные лабиринты.

Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.

Упражнение 6. «Театральное чтение»

А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».

Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.

Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.

Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.

А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.

Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.

Такое театральное чтение применимо к любым текстам.

Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!

И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!

  1. Заходите в гости снова!
  2. Здесь вам всегда рады!
  3. Евгения Климкович.

Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya/

Как научить ребенка концентрации внимания и зачем это нужно

Рада приветствовать вас на страницах моего блога. Проблема многих современных детей – гиперактивность, неусидчивость, плохая память, отсутствие сосредоточения. У меня хорошая новость. Концентрацию внимания можно накачать точно также как и пресс, нужно лишь ежедневно выполнять упражнения. И это доказано учеными.

А чтобы ребенку не было скучно, я сделала большую подборку упражнений, которые можно менять.Итак, как научить ребенка концентрации внимания? Что для этого можно сделать, какие существуют методы, приемы, игры, которые способны обучить кроху концентрироваться?
Развитие концентрации внимания у детей

А вы способны концентрировать внимание на одном предмете 3 минуты?

Некоторые мамы сами ставят диагноз своему непоседе – гиперактивность. Насколько это правильно? Диагноз могут поставить лишь 3 специалиста одновременно: нейропсихолог (психолог),невролог и психиатр.

Результаты их обследования базируются не только на жалобах матери о том, что кроха не сидит на месте. Ведь, вертлявость, активность ребенка залог его здорового развития.

Во время осмотра учитываются несколько другие моменты в поведении крохи, оценивают несколько аспектов по отдельности и в совокупности.

Таким деткам сложно заниматься одним делом более 5 минут пишут эксперты. Им свойственно перескакивать с одного вида деятельности на другой достаточно резко. Это особенность базируется на физиологических процессах работы головного мозга. Может создаться впечатление, что малыш сам не знает, чем займется через пару минут.

Но это нормально, даже для взрослого. Исследования показали, что в современном мире взрослый человек может находится в состоянии полной концентрации внимания на определенной задаче в среднем 3 минуты.

Через 3 минуты нам начинают лезть в голову мысли: «может чайку», «я же должна была позвонить маме», «мне шеф дал новое задание, а я это еще не сделала». А некоторые вообще не хотят полностью погружаться в задачу и включают телевизор, музыку в фон.

Хотя доказано, что мозг работает на максимуме лишь во время полной концентрации.

А представьте, если вам дали задание, которое вам не интересно, которое вам не свойственно или просто сказали смотреть на часы в течение хотя бы 2 минут. Вы сможете это сделать? Да, если вы натренированы и у вас есть сила воли. Большинство людей могут полностью концентрироваться на той задаче, которая им интересна.

Развитие концентрации внимания у детей

Поэтому не спешите ставить ребенку диагнозы, он развивается, ему все интересно, столько всего нового, а вы хотите, чтоб он сидел и учил таблицу умножения или рисовал картину в течение получаса. Ему надоело, ему стало скучно и это нормально.

Наша задача помочь ребенку научиться концентрироваться. Для этого приучайте делать все без фоновой музыки, мультиков и другого. Если ребенок кушает или лепит — не включайте ему мультик. Такими действиями создается плохая привычка на всю жизнь и отучится от нее очень сложно.

Проанализируйте свое поведение. Можем ли мы спокойно покушать, не ковыряясь в телефоне или не смотря фильм. А дети в основном копируют то, что видят.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой  фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип).

Читайте также:  Надменный человек: что это значит и как с ним бороться

Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни.

Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Решение

Развитие концентрации внимания у детей

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время.

Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия.

Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

Когда начинать занятия

Если ваш кроха не может усидеть на месте более 5 минут, даже занимаясь любимым делом, стоит задуматься о коррекционных занятиях, направленных на развитие психических процессов: улучшение памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

Чем раньше вы станете уделять время этой проблеме, тем проще крохе будет освоить те знания, которыми он должен будет обладать к определенному возрасту; усвоить программу подготовительных курсов перед поступлением в школу; избежите некоторых проблем, связанных с учебой.

Развиваем внимание игры для детей

Составьте режим дня, ежедневно занимайтесь с ребенком по 10-15 минут. Старайтесь составить график так, чтобы занятия приходились на то время, когда он не голоден и не хочет спать, то есть, удовлетворены его базовые инстинкты.

Несложные игры помогут развить внимание, память, мышление детей от 3 лет и старше. Начнем?

Здания для малышей от 3 до 5 лет

«Найди похожие»

Эта игра научит внимательно рассматривать различные предметы, находить сходства, объединять их по признакам.

Возьмите несколько игрушек: плюшевого медведя, котика, куклу, мяч. Попросите ребенка найти похожие. Спросите, почему он выбрал именно эти игрушки? Что у них общего. Например: 4 лапы, хвост.

«Что пропало?»

Всем знакомая и привычная игра с детства. Выложите в ряд несколько предметов, попросите кроху закрыть глаза. Уберите одну игрушку. После того, как малыш откроет глазки, он должен найти пропавший предмет.

Меняйте местами выложенные предметы, спросите: «Что изменилось?».

«Зеркало»

Предложите крохе стать вашим отражением в зеркале. Поднимите одну руку, затем другую, выражайте различные эмоции. Малыш должен повторять ваши движения, «зеркалить» их. Затем кроха сам будет ведущим.

Для детей младшего школьного возраста (6-7 лет)

Что забыл нарисовать художник?

Для занятия понадобятся несколько картинок, в которых не прорисованы 1-3 важные детали. Ребенок должен внимательно посмотреть на изображение, назвать недостающие части, нарисовать их. Это могут быть: машинка без колеса, дом без крыши и/или дверей, цветок без сердцевины. Постепенно переходите к более сложным рисункам.

«Найди отличия»

Возьмите два одинаковых изображения, которые отличаются друг от друга несколькими деталями. Кроха должен постараться найти все отличия, которые есть на картинке.

«Найди пару»

На карточке представлены несколько изображений в квадратах, по типу таблицы, задача ребенка как можно скорее найти пару, ведь у каждого есть близнец, который изображен на этом же рисунке, но в другом квадрате. В такие игры удобно играть в приложениях на мобильном или планшете. В этом случае первая картинка закрывается, если пользователь не отыскал такую же.

«Пазлы»

В начале лучше использовать самые простые из 9-12 крупных составляющих. На них должно быть четкая картинка без лишних прорисованных деталей. Постепенно увеличивайте количество пазлов.

Учим сосредотачиваться детей 9-12 лет

Подвижным школьникам сложно усидеть на месте и выполнить домашнее задание, поэтому помогите чаду развить способность концентрироваться в нужный момент с помощью некоторых приемов.

«Где я?»

  1. Ребенок должен сесть, попросите его закрыть глаза, ощутить и назвать точки опоры, сначала на стуле. Затем озвучить все точки опоры, начиная с самой макушки и заканчивая ступнями: лопатки, ягодицы, стопы (ступни чада должны упираться в пол, используйте для занятия детский стул).
  2. После того, как кроха назвал все точки сверху вниз, попросите его сконцентрироваться на макушке головы (для этого можно положить на голову легкую книгу или журнал). Пусть представит, что он рисует воображаемый круг на макушке, удерживает этот круг во внимании несколько мгновений.
  3. Повторите движение (занятие не должно продолжаться более 3-5 минут)

Методика «Экспресс концентрация» за 1 минуту

Если ребенок сильно отвлекается, не может сконцентрироваться, предложите ему сделать небольшой перерыв.

  1. Пусть закроет глаза, не меняя положения тела.
  2. Подойдите к нему, положите указательный палец на лоб, чуть выше уровня бровей (около 1 см.)
  3. Пусть представит, что его лоб стал вдруг прозрачным, предложите ему посмотреть на ваш палец через собственную голову, и удерживать его в поле зрения несколько секунд. Вы заметите, что глаза чада поднялись под веками вверх.

Это упражнение активирует работу мозга в «положении альфа», способствует лучшей концентрации внимания.

Обратите внимание на готовые сборники-тренажеры для развития ведущих психических функций. В сборниках представлены задания для ребенка, направлены на концентрацию внимания, которые ориентированы на конкретный возраст малыша.

Ограничьте время, которое чадо проводит у телевизора. Используя онлайн игры на современных устройствах, ограничивайте время занятия до 20 минут. Не забудьте принимать витамины, в составе которых лецитин/холин/йод.
Оказывается умение концентрировать внимание влияет на успех и экономическое положение во взрослой жизни. Подробней в видео

Источник: https://daynotes.ru/kak_nauchit_rebenka_koncentracii_vnimaniya/

Как развить внимание у младших школьников

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания.

Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях.

Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Читайте также:  Завершенный гештальт: как определить что он завершен

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

  • Например:
  • 1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
  • Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
  • 2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
  • Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Развитие концентрации внимания у детей

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Источник: https://Lifehacker.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej/

Как развить в ребенке внимательность и усидчивость | Социум | Наша Психология

«Ваш ребенок крутится, вертится, всем мешает! Да сделайте уже что-нибудь!»

Такая фраза может звучать как от воспитателя детского сада, так и от учителя любого класса (чаще, конечно, начальной школы).

Что вызывает эта фраза у родителей?

  • Панику,
  • страх,
  • ужас,
  • стыд за ребенка.

Вам кажется, что с ним что-то не так, что он не соответствует каким-то требованиям. И вы хотите все быстро-быстро исправить. Задумываетесь: как развить внимание у ребенка?

Выдохните! Мы разберемся в вопросах внимательности и усидчивости. Найдем способы, которые помогут развить внимательность у детей разного возраста.

Усидчивость и внимательность связаны со зрелостью нервной системы и головного мозга.

Условия развития мозга

  • 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
  • 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
  • 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
  • 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Научить ребенка быть усидчивым и внимательным можно дома в теплых, доверительных отношениях со значимыми взрослыми.

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

1. Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

Рекомендации обычно просты. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры) и не смотреть телевизор.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

2. Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Все эти дела требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

3. Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

4. Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

Практики осознанности становятся все более популярными. Сегодня mindfulness стала применяться в работе с детьми педагогами и воспитателями.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

5. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.

Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Думающая шляпа»

Трем ладошки до тепла, образуем «теплый шар», надеваем его на голову и начинаем делать массаж ушей к низу.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

Развитие концентрации внимания у детей

6. Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

Источник: https://www.psyh.ru/kak-razvit-v-rebenke-vnimatelnost-i-usidchivost/

Проблемы с концентрацией внимания у ребенка. Советы родителям

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

Читайте также:  Объективизация личности в современном мире

О концентрации внимания.

Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным.

Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы».

Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни.

Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей.

Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться.

И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

  • 3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
  • 4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
  • 5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело.

Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять.

Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому.

Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется.

Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме.

Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу.

Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c0282034daee80592832a17/5c02a12885358603b75ddb3d

Как развить концентрацию и внимание у ребенка — полезные советы и лайфхаки

У многих детей имеется плохая концентрация. Они бывают рассеяны, не способны фокусироваться на одном предмете. Для развития внимания нужно проводить специальные упражнения и игры. Рассмотрим основные методы улучшения концентрации. 

Внимание ребенка делится на несколько этапов:

  1. Рассеянное – с рождения до 1 года. Отвлекающие предметы – домашние животные, звуки речи, игрушки, музыка и другие.
  2. Фиксированное – до 2 лет. В этом возрасте младенцы увлечены игрушками и окружающим миром. Не стоит вмешиваться в происходящее – при отвлечении интерес к игре быстро пропадает.
  3. Гибкое одноканальное – от 2 до 3 лет. Малыш начинает реагировать на свое имя. При этом ему достаточно трудно сконцентрироваться. 
  4. Устоявшееся одноканальное – 3-4 года. Дети без проблем переключаются с одного задания на другое. 
  5. Формирование двухканального восприятия – от 4 до 5 лет. Ребенок делает одновременно несколько занятий – слушает, играет и разговаривает. 
  6. Сложившееся двухканальное – по достижении 5-летнего возраста. После этого разрешается приступать к обучающим программам. 

Для развития концентрации прибегают к определенным методам.

1. Чтение вслух

Стоит подбирать интересные книги (например, сказки или стихи). После прочтения ребенок должен по памяти пересказать книгу. При появлении трудностей нужно помогать, задавать наводящие вопросы. 

2. Распределение внимания

Детям нужно одновременно выполнять несколько занятий. Пример – рассказывать стих и приседать. Такой процесс позволяет задействовать оба полушария головного мозга. 

3. Мозаика

Собирание пазлов положительно влияет на сосредоточенность. После сбора простых головоломок стоит выбирать сложные с множеством деталей. Мозаика способствует развитию мелкой моторики. 

4. Занятия спортом

Регулярные тренировки улучшают умственные способности. Упражнения помогают сконцентрироваться на важном. 

5. Просмотр телевизора (компьютерные игры)

Дети с раннего возраста много времени проводят за телевизором и компьютером. В результате ухудшается внимательность, становится трудно фокусироваться на занятиях.

Необходимо контролировать досуг ребенка, регулярно гулять на свежем воздухе. 

6. Организация пространства

У школьников должно быть специально оборудованное рабочее место. Можно оборудовать отдельную комнату или уголок со столом и необходимыми принадлежностями. Таким образом, учащиеся смогут делать уроки в спокойной и тихой обстановке. 

7. Индивидуальные особенности 

Все дети разные. Одни любят одиночество и уют, другие жить не могут без общения. Во время занятий стоит учитывать характер и привычки ребенка. Обеспечение комфорта – одно из главных правил улучшения концентрации. 

Соблюдение определенного режима положительно влияет на развитие. Школьники должны знать последовательность мероприятий дня. Например:

  1. Завтрак
  2. Поход в школу
  3. Уроки
  4. Обед
  5. Посещение кружка
  6. Свободное время.

Развивающие игры

Подразделяются в зависимости от направления.

1. Повышение концентрации

Существуют игры, которые нацелены именно на повышение концентрации внимания у детей.

  • Пуговки. У малыша и взрослого имеется одинаковое количество пуговиц (различные оттенки). Ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. В это время нужно из своих пуговиц составить любой рисунок. Затем малыш рассматривает рисунок и пытается сложить точно такой же из своих пуговиц.
  • Гусеница. Ребенку дают чистый тетрадный лист. Он должен на основании указаний взрослого проследить и нарисовать путь гусеницы. 

2. Развитие кратковременной памяти

Такие упражнения направлены на запоминание количества и расположения предметов. 

  • Игрушки. Перед малышом раскладывают несколько игрушек (не менее 3-х). Ребенок закрывает глаза, один из предметов убирается. Он должен понять, какая из игрушек пропала. 
  • Картинки. Перед ребенком находятся одинаковые рисунки с некоторыми различиями. Он должен за короткое время найти все отличия. Также можно поискать общие предметы на картинках. 

Применяются следующие методики:

  • использование дидактических игр;
  • задания на сосредоточенность – собирание пазлов, лепка из пластилина, рисование сложных картин и орнаментов, составление аппликаций и поделок и другие;
  • нахождение ошибок в тексте или на экране;
  • чтение книг и последующий пересказ;
  • повторение словосочетаний и чисел;
  • рассказ стихотворений наизусть;
  • поиск различных предметов на картинке;
  • рисование картины с натуры.

Рекомендуется совместно с детьми собирать конструкторы, составлять интересные рассказы, решать примеры, исправлять ошибки. Такой подход поможет найти понимание у ребенка и создать прочную связь. 

Особенности работы с детьми

Перед проведением занятий стоит запомнить правила обращения с маленьким ребенком:

  • не нужно скрывать свои эмоции. Необходимо проявлять искренний интерес, удивляться и восторгаться вместе с детьми;
  • обучение следует проводить тогда, когда  ребенок находится в хорошем настроении. Не стоит заниматься во время болезни, при наличии каких-либо помех (посторонние люди, музыка, шум);
  • рекомендуется использовать необычные задания и методы обучения. 

Этот материал содержит способы развития внимания и концентрации у детей. Для того чтобы достичь хороших результатов нужно постоянно заниматься с ребенком, применять нестандартные методики. 

Источник: https://nyamkin.ru/advice/kak-razvit-koncentraciyu-i-vnimanie-u-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector