Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Расчетливость, удача, настойчивость и терпение в бизнесе – это здорово. Это важные качества, но без достойной идеи они работают впустую. Умение найти небанальный выход из сложной ситуации отличает хорошего бизнесмена от просто предпринимателя. Не зря Джобс говорил, что когда ему не хватало денег, он садился думать, а не бежал зарабатывать.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Один из популярных способов прийти к гениальной идее – мозговой штурм. Но многие компании превращают уникальную уловку в бессистемную свалку, поэтому давайте разберемся, как правильно провести брейншторминг и добыть ту самую гениальную идею.

Что такое мозговой штурм?

Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Зачем нужен брейншторминг? Структурированный и утвержденный процесс принятия решений в компании часто играет злую шутку, когда новые идеи автоматически загоняются в установленные рамки и на выходе мы имеем скуку смертную. Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс генерации идей.

Slack: обзор мессенджера для продуктивной совместной работы

Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Последний часто приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Группа, в свою очередь, помогает членам команды почувствовать себя причастными к процессу принятия решений, что в будущем положительно сказывается на инициативности и творческом потенциале. Но чтобы этот инструмент сработал, а ваше собрание не превратилось в базарную площадь, следует соблюдать ряд простых, но важных правил.

7 правил мозгового штурма

  1. Подготовьтесь. Для начала создайте комфортную атмосферу. Если пытаться генерировать идею века в полутемном помещении, в котором не хватает стульев, а чтобы попить воды надо спускаться на 3 этажа ниже, ни к чему результативному это не приведет.

  2. Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флип-чарте.
  3. Если коллектив не привык работать вместе, проведите разминку, познакомьте всех друг с другом и растопите лед.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

  1. Определите проблему. Даже если вы думаете, что все в курсе, лишний раз подробно опишите задачу.
  2. Не подгоняйте и в самом начале дайте время привести мысли в порядок и придумать первые идеи.
  3. Поощряйте каждого.
  4. Не собирайте больше 10 человек за раз. Эффективность крупных групп намного ниже.

Сотрудники компании: офисный планктон или команда мечты?

19 техник для действительно гениальных решений

Самая большая ошибка – лупить из пушки по воробьям. Для решения любой задачи существует миллиард путей – правильных и нет, реальных и космических, откровенно глупых и гениальных. Если попытаться охватить их все, вы либо лишитесь рассудка, либо соскользнете в проторенную колею – наиболее удобный порядок мыслей, выработанный годами работы в вашем бизнесе.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Чтобы этого не случилось, задайте мозговому штурму цель – направление, в котором следует развернуть орудия:

  1. Путешествуйте во времени.

Представьте, что вам надо решить возникшую проблему 10, 100 или 1000 лет назад. Как бы вы выкрутились в период святой инквизиции и что бы предложили тогда? Или наоборот – представьте, что вокруг безграничные возможности развитого сообщества 2200-го года или постапокалиптическая пустошь 2201-го.

Попробуйте взглянуть на проблему, если бы она настигла вас в другой стране, в совсем другом климате или просто на другой планете. Какие бы решения вы предлагали тогда?

Как бы вы попробовали решить поставленную задачу, если бы постарели на 10 лет или, к примеру, набрали сотню килограммов веса. Мысленно измените в себе привычный параметр образа – национальность, часть внешности, уровень здоровья, расу или степень сумасшествия. Это откроет новый спектр решений, который скрывает от вас подсознание.

Поставьте себя на место вашей супруги, отца, лучшего друга или заклятого врага. Что бы сделали они? Попробуйте влезть в шкуру знаменитости и подумать мозгами Эйнштейна, Теслы или Микки Мауса. Еще вариант – наградите себя невероятными суперспособностями – суперменским умением летать, халковским желанием крушить или госдумовской заботой о населении. Как бы вы поступили тогда?

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

У вас есть отправная точка – условия, при которых вы оказались. И есть конечный пункт назначения – цель, к которой вы стремитесь. По порядку заполняйте пробелы между этими понятиями, максимально подробно дополняя стадии.

К примеру, короткий путь от желания до первой прибыли может выглядеть так: кредит в банке – создание сайта – аренда склада – первая закупка – отработка воронки продаж – запуск рекламы – продажа – повторная продажа.

На самом деле пунктов будет намного больше, потому что каждый основной потянет за собой сотни дополнительных. Ваша цель – распутать и учесть их все. Из этого пункта вытекает следующий.

Плетите их как паук паутину. Разветвляйте задачи настолько, насколько это укладывается в понятие «умственное здоровье». Расщепите задачу на миллион мелких осколков и для каждого подберите решение. При таком подходе всплывают любые подводные камни.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Но не у соседа или конкурента. Смотрите дальше – на другие области. Найдите похожую проблему за пределами отрасли и посмотрите, какие решения уже показали классный результат. Чтобы было понятнее. Допустим, у вас есть группа ВКонтакте, где вы продаете тяжелое строительное оборудование. И вы хотите привлечь в эту группу подписчиков.

Все ваши конкуренты в таком случае делают серьезные посты на стену, покупают статьи. Вы же можете пойти другим путем – настроить таргеттинг на ту же самую аудиторию, но контент предложить развлекательного плана – с шутками и мемами про строителей.

Конечно, в этом конкретном случае качество подписавшихся будет разным, но брейншторминг в этом направлении даст вам много более удачных идей.

Работая в группе, предложите каждому члену команды написать свои идеи по вопросу на бумаге. Далее поменяйтесь исписанными листами и попробуйте дать больше идей, опираясь на варианты, предложенные другими людьми. Отличный способ сломать устоявшийся внутренний порядок мышления.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Этот способ больше остальных похож на традиционный брейншторминг. Поставьте команде задачу «набросать» максимум идей. Выберите лучшие и на их основе дайте еще больше похожих решений. Продолжайте, пока не найдете идеальный выход или пока уборщица не выгонит вас домой.

Начните с самого начала – поставьте под сомнение ту проблему, над которой вы решили поломать мозг. К примеру, вам надо придумать тему для лонгрида в блог TexTerra. Подумайте, а почему именно TexTerra? И зачем лонгрид, если можно сделать серию коротких постов? Часто бывает, что задача изначально ставится неправильно. Чтобы это понять, ее надо детально рассмотреть.

Что лучше: лонгриды или короткие статьи? Кейс «Текстерры»

  1. Не ограничивайте себя в ресурсах.

Представьте, что на выполнение задачи у вас есть ничем неограниченные ресурсы. Как бы вы действовали, если бы получили бесконечный бюджет или сколько угодно времени?

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

  1. Не останавливайтесь, пока не насобираете 101 идею.

Или попробуйте набрать 101 решение за указанный отрезок времени.

97 идей интернет-бизнеса

  1. Используйте случайный фактор.

Выберите случайное слово, изображение или параметр, которое станет базой для всех предложенных идей.

Попробуйте представить, какие силы сейчас находятся на вашей стороне, а какие мешают осуществлению проекта. Думайте не над основной задачей, а над тем, как усилить положительные факторы и свести к минимуму отрицательные.

Что будет, если ваша проблема раздуется в 10 раз? А что, если вы одновременно столкнетесь с 10 подобными задачами? Как вы станете выкручиваться в такой ситуации? И наоборот – можно уменьшить цель брейншторминга в 10 или 100 раз. Как решить такую ерунду?

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?

Когда совсем ничего не лезет в голову (для экстремалов от бизнеса)

Отправляйтесь на пробежку, доведите себя до изнеможения, заставьте кровь циркулировать по телу. Отвлеките мозг на выполнение другой работы, освободите подсознание.

Совсем. Вплоть до галлюцинаций. А вдруг?

Если посчитать, сколько гениальных песен, фильмов, картин и литературных произведений было создано под влиянием опьяняющих веществ, идея выглядит рабочей. Но я не рекомендую, потому что в 99,9% случаев результат такого эксперимента – только головная боль.

Конечно, методы не назовешь универсальными. Всю двадцатку к одному и тому же проекту не применишь, но это и не требуется. Достаточно иметь на вооружении несколько действенных техник.

10 ошибок, которые вы часто не замечаете на своих штурмах

  1. У вас нет темы и направления для штурма. Огульное требование «Давайте, набрасывайте идеи» – самый большой идиотизм на таких собраниях.
  2. У участников нет мотивации придумывать что-то из ряда вон.
  3. Команда не обладает достаточной подготовкой для решения обозначенных задач.
  4. В команде собраны клоны друг друга.

    Какой смысл искать идею среди 10 программистов, которые работают почти под копирку? Пригласите на собрание маркетолога или дизайнера – тогда, возможно, будет неожиданный результат.

  5. Упертость в выборе устаревших идей, которые когда-то сработали. Убийство нестандартных решений прямо во время работы.
  1. Гиперсерьезность.

  2. Частые прерывания на кофе и покурить.
  3. Преждевременный финал. В смысле принятия решения.
  4. В команде собраны конкурирующие звенья компании, когда решения одних могут усложнить жизнь остальным.
  5. Работа из-под кнута и отсутствие времени спокойно подумать.

Growth Hacking: секрет взрывного роста

Как выбрать ту самую идею?

После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:

  1. Как быстро это можно осуществить?
  2. Насколько велика отдача?
  3. Просто ли это сделать?
  4. Дешево ли?
  5. Рискованно?
  6. Что вам подсказывает пятая точка… шестое чувство?

Как вариант для оценки идей можно использовать модифицированную матрицу SWOT. Для этого надо выписать все полученные решения в список, пронумеровать его и рассмотреть каждую отдельно.

Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.

mozgovoy-shturm-7-pravil-19-tekhnik-i-10-chastykh-oshibok

Источник: https://TexTerra.ru/blog/mozgovoy-shturm-7-pravil-19-tekhnik-i-10-chastykh-oshibok.html

15 способов превратить мозговой штурм в результат «огонь»

«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты». Так однажды сказал Майкл Джордан и оказался прав. Любое успешное решение, будь то выигранный чемпионат или релиз нового продукта в IT команде, достигается усилиями каждого отдельного человека. С чего начинается командный путь к успеху? Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать? Помните латвийскую группу Brainstorm с ее популярным хитом Maybe из начала двухтысячных? Хорошая группа, но в этой статье – про другой brainstorm. Тот, который, при качественном подходе, может стать постоянным хитом в рабочих буднях вашей команды и началом большого успеха и глобальных результатов.

Brainstorming или мозговой штурм – это эффективный способ решения проблем и текущих задач, основанный на стимулировании творческой активности членов команды. Цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей и разными способами определить лучшее решение. Обычный brainstorming может стать переломным моментом в судьбе проекта или всего продукта.

Как часто самые крутые и прибыльные проекты начинались в вашей команде с незамысловатого мозгового штурма? Стоит ли применять brainstorming как систематическую практику в рабочей жизни команды? В команде Hygger.io мозговые штурмы не must-have практика, но проводятся регулярно. Если правильно подойти к этому процессу, он перестанет быть пустой тратой времени.

По сути, мозговой штурм в Agile-команде фокусируется на таких же общих целях, что и любой другой brainstorming. Отличия в команде, где основу участников составляют разработчики. Не нужно путать brainstorming и ежедневный stand up.

Daily Stand Up (ежедневные собрания команд) – это мероприятие, которое проходит в командах Kanban, Scrum, Extreme Programming или других командах с целью синхронизации действий и обсуждения статусов по краткосрочным задачам.

Stand Up не должен превращаться в мозговой штурм, поскольку имеет временные ограничения, заданные менеджерам продукта или project менеджером (чаще всего, 10-15 минут). Мозговой штурм в Agile командах – более основательное и детальное мероприятие с конкретной целью поиска решений. Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать? Во время мозгового штурма участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения вопроса. В результате практики выбирается несколько наиболее приемлемых для проблемы решения. В идеале, повестка мозгового штурма должна быть объявлена за несколько дней, чтоб участники и члены команды могли подготовиться заранее. Модератор (в Agile-командах это, чаще всего, project manager или product manager) выбирает и оповещает всех участников, сообщает место и время проведения брейншторминга. Модератору важно понимать, кого нужно приглашать для этого. Это зависит от тематики: контент-менеджер вряд ли будет полезен в технических вопросах разработки, а CEO компании не обязательно присутствовать по обсуждению концепции FAQ-страницы сайта. Хотя, каждый случай индивидуален и во всем бывают исключения.

Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.

Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.

Четкая формулировка важна всем участникам команды. Необходимо обозначить проблему так, чтобы не возникало дополнительных уточнений. Очень часто от одной формулировки цели зависит глобальный исход кампании. Как говориться, как лодку назовешь… Чем больше четких исходных данных будет предоставлено каждому участнику, тем эффективнее пройдет мозговой штурм. Здесь не нужно придумывать велосипед: ставьте свои цели, например, по принципу SMART. По сути, это самый главный этап, на котором, среди десятков вариантов, рождаются реальные решения проблемы. Это должен быть непрерывный поток идей, от самых банальных до фантастических. Чем активнее будут вести себя участники мозгового штурма, тем больше шансов на успешные идеи. Визуализация – первый шаг в поиске решения проблемы. Зафиксировав мысль на бумаге или мониторе, вы быстрее найдете сопутствующую идею или сможете выстроить цепочку от абстрактной идеи то конкретного решения. Рисуйте иллюстрации, графики, используйте преимущества Kanban с его досками c карточками. Все это поможет быстрее найти верный путь. Важно уметь не только слушать, но и слышать. Не перебивайте участников и дайте возможность высказаться всем. Любая, даже самая сумасшедшая идея, имеет право на существование. Критика во время brainstorming может сбить темп или даже обидеть. После активного мозгового штурма начинается этап оценки и ранжирования идей. Самое время вспомнить про техники приоритизации и, если есть возможность, применить доступный инструмент для определения приоритетов, который быстро поможет визуализировать самые важные и второстепенные идеи.

Даже если инструмент для приоритизации рассчитан на долгосрочные планы и идеи, он все равно может быть полезен для краткосрочной помощи. В Backlog Priority Chart, который предлагает платформа для управления продуктами Hygger, для этого продуманы критерии:

  • Quick Wins – для идей первоочередного порядка.
  • Big Bets – для идей с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены чуть позже.
  • Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью, их можно отложить.
  • Time sinks – идеи самого последнего приоритета.

Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать? Если процесс обсуждения зашел в тупик или голоса спорящих поделились поровну, не сомневайтесь звать «свежие» головы. Координатор мозгового штурма не должен оставлять процесс ни на минуту. Некоторые участники могут быть робкими и не высказаться вовремя. Нужно следить за таймингом, задавать наводящие вопросы и дать высказаться всем. Очень важно фиксировать все мысли, чтобы потом была возможность вернуться и проанализировать что-то снова. Мозговой штурм может проходить по вашим правилам, начиная от тайминга до выбора участников, а может строго подчиняться принципам одной из методологий, специально разработанных для проведения успешных брейнштормингов. Stepladder (дословно – стремянка) – простой метод, который стимулирует вступление членов команды в группу принятия решений и демонстрирует, как они это делают. Принятие решений внутри группы может проходить не гладко. Всегда есть более активные участники и те, кто предпочтет промолчать, если его/ее позиция не набирает необходимый вес. Некоторым людям необходимо много времени, чтобы бороться за признание внутри команды, а некоторые завоевывают авторитет с первых минут. Из-за этого ход мозгового штурма может выйти из-под контроля, и команда принимает не лучшее решение. Техника была разработана Стивеном Рогельбергом, Джанет Барнс-Фаррелл и Чарльзом Лоу в 1992 году. Она мотивирует всех членов команды к участию на индивидуальном уровне, без лишнего влияния. Это приводит к более широкому разнообразию идей, не заставляет людей «закрываться» и исключает «подавления» более активными членами группы. Техника подразумевает 5 этапов:

  1. Перед дискуссией все участники узнают о проблеме, которую предстоит обсуждать. Им нужно некоторое время, чтобы составить собственное мнение о том, как наилучшим образом выполнить задачу или решить проблему.
  2. Формируется группу из двух человек. Они начинают обсуждение проблемы между собой.
  3. В группу добавляется третий участник. Он/она представляет свои идеи первым двум участникам, прежде чем услышать их идеи, которые уже обсуждались. После того, как все три участника изложили свои индивидуальные решения и идеи, они обсуждают варианты вместе.
  4. Процесс повторяется с добавлением четвертого человека и т. д.
  5. Окончательное решение достигается после того, как все участники представили свои идеи поочередно и обсудили их со всеми.

Метод Stepladder – это поэтапный подход, который вовлекает всех членов группы и позволяет каждому быть услышанным. Техника полезна застенчивым, скромным, спокойным людям выйти на первый план и повлиять на мнение других. Для решения проблемы – это множество разных точек зрения и индивидуальных предложений. Этот метод считается сегодня эффективным для повседневной жизни и для профессиональных решений, так как позволяет учитывать мнения всех людей, с помощью последовательного объединения предложений и выводов. Этим он похож на технологию Stapladder. Но подход к мозговому штурму здесь другой. В методе Дельфи группой управляет координатор, в методе «Stapladder» все участники равны. Метод Дельфи предполагает анонимность членов группы. Ведущий управляет потоком информации, а участники могут не знать, кто еще находится с ними в группе, в то время, как в Stapladder встречи происходят «лицом к лицу». Дельфийский метод также считается более продолжительным по времени процессом, требующим большего количества людей. Авторы Олаф Хэлмер, Норман Дэлки и Николас Решер разработали технику в 50-60-е годы XX века.

Участники делятся на две группы:

  • Эксперты, которые представляют свою точку зрения на проблему.
  • Аналитики, которые должны привести мнения экспертов к общему знаменателю.

Техника подразумевает три этапа:

  • Предварительный, где происходит подбор экспертной группы (оптимально – до 20 человек).
  • Основной. На этом этапе эксперты изучают основной вопрос, «разбивают» его не несколько более мелких. Аналитики отбирают самых распространённые вопросы и составляют общий опросник. Опросник возвращается экспертам. Они должны сообщить, следует ли ещё что-то добавить, хватает ли данных. Экспертам нужно предложить свои способы решения проблемы и изучить альтернативные позиции. Оценивается эффективность, наличие ресурсов, актуальность способов решения. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить. Шаги повторяются, пока эксперты не придут к консенсусу, и не будет установлено единого мнения.
  • Аналитический — согласование мнений экспертов, анализ полученных выводов и окончательные рекомендации.

Round-Robin – это вариация мозгового штурма, где за основу взят принцип кругового развития идей. Этот метод не занимает столько времени, сколько предыдущие. Чем больше человек в команде участников, тем лучше. Такой мозговой штурм лучше всего проводить за большим, желательно круглым, столом.

Техника работает так:

  • Есть ведущий, который озвучивает проблему собравшимся.
  • Каждый участник записывает собственное решение на лист бумаги.
  • Листы с записями передаются по часовой стрелке следующему.
  • Каждый следующий должен придумать свою идею на основе записанной и также ее записать.
  • Листы передаются и раунды повторяются пока каждому члену команды не вернется его лист. В результате, каждый участник получает свой «банк идей». Начинается обсуждение.

Reverse Brainstorming (мозговой штурм наоборот) для многих команд становится полезным, когда более традиционные техники «изживают» себя. Это радикальный способ поднять активность команды и прийти к эффективным результатам от обратного. Обратный мозговой штурм называю негативным процессом. Вместо генерации лучших идей, участникам предлагается “подорвать” процесс или предлагать невозможные цели. Приверженцы техники утверждают, что так негативные мысли выплывают наружу, а группа получает полезную информацию о том, что и как не работает. Лучший способ представить себе процесс обратного мозгового штурма — сравнить его с типичным мозговым штурмом.

Примеры главных вопросов для обратного мозгового штурма: Как мы так плохо обслуживаем клиентов, что они уходят от нас и покидают наш продукт? Как мы можем гарантировать, что наш продукт является вредоносным и бесполезным?

Такой метод может помочь, когда участники команды «перегорели» или компания «зашла в тупик», когда команда привыкла к существующему укладу и не может выйти из зоны комфорта, когда некоторые участники группы мешают остальным самовыражаться и в других случаях. Негативное всегда найти проще и быстрее, чем положительное, а отрицательные эмоции провоцируют высказаться. Поэтому обратный мозговой штурм может превратиться в увлекательное мероприятие внутри вашей команды. Rolestorming (ролевой мозговой штурм) может показаться игрой или процессом, подходящим только творческим командам. Но часто, эта техника позволяет выйти за рамки принятого и «добыть» совершенно новые и свежие идеи путем представления проблемы от лица другого человека. Вы можете генерировать идеи от лица Марка Цукерберга, Стива Возняка, Била Гейтса или Папы Римского. Каждый участник описывает своего персонажа и презентует проблему и возможное решение с точки зрения описываемого человека. Идеи обсуждаются в группе. Понять, какая из методик подходит именно вашей команде можно только, испытав каждую. Только опытным путем вы сможете определить, что brainstorming – это не пустая трата времени, а продуктивное мероприятие. Вопрос «зачем» должен уступить место вопросу «как». От того, как вы научитесь проводить мозговые штурмы внутри команды, будут зависеть многие результаты.

Пробуйте и делитесь практикой!

Источник: https://habr.com/post/351784/

Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил.

Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения.

Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей.

В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки.

Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4.

Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов.

Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа.

После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными.

В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки.

После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов.

Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей.

Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Источник: https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/

Метод "мозгового штурма": как использовать в процессе обучения

МОЗГОВОЙ ШТУРМ: ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ МЕТОД И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Образовательные задачи современной школы направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка в процессе обучения и реализацию личностно-ориентированного подхода. Для осуществления этих целей используются методы, которые предполагают совместный с учениками поиск решения тех или иных вопросов. Одним из таких приёмов является мозговой штурм.

Характеристика приёма: суть, преимущества, недостатки

Мозговой штурм — это приём, который решает образовательные задачи с помощью стимулирования творческой активности ребят. Он был придуман в 1953 году Алексом Осборном, специалистом по рекламе из Америки, который был убеждён, что главным препятствием на пути поиска нетривиальных идей является страх критики.

Совместная работа над решением конкретной проблемы это опасение сводит на нет. Суть приёма заключается в продуцировании новых идей в процессе работы в группе.

Мозговая атака предполагает объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей друг друга, а также выбор наиболее перспективных, практичных и удачных предложений.

Универсальность метода определяется тем, что он может применяться в изучении любого предмета на любом этапе обучения. Педагоги часто используют его в качестве инструмента работы над темами внеклассной программы, так как приём позволяет оценить степень подготовленности детей и выявить те нюансы самостоятельного изучения, которые требуют доработки.

Как и любой другой метод, мозговой штурм имеет свои плюсы и минусы. Использование приёма способствует развитию:

  • креативного и аналитического мышления (школьники учатся формулировать доказательную базу для своих мнений);
  • навыков успешной коммуникации (ученикам приходится не только высказываться, но и внимательно слушать и прислушиваться). Важно выслушать предложение каждого участника мозгового штурма;
  • воображения (в процессе работы ребята уверены, что не встретят скептическую оценку, даже если их предложение будет из ряда фантастических);
  • продуктивного сотрудничества (детям важно найти как можно больше способов решения поставленной задачи);
  • правильного отношения к адекватной критике (любые замечания по каждой высказанной идее вносятся аргументировано);
  • толерантности (школьники учатся терпимо относиться к мыслям и особенностям рабочего процесса одноклассников).

Мозговой штурм удобен тем, что не требует никакой подготовки со стороны учеников.

Среди недостатков можно выделить следующее:

  • сложность применения приёма для проведения дискуссий — процесс обсуждения тяжело контролировать;
  • отсутствие критериев оценивания работы (естественно, что вклад каждого члена группы неравнозначен, поэтому оценки будут различаться, а это, в свою очередь, может вызвать напряжение отношений внутри коллектива);
  • трудности при выборе наиболее удачных и перспективных идей.
  • Правила организации работы на уроке с помощью метода
  • Эффективность использования приёма на уроках определяется тем, насколько правильно учитель сформулировал проблемный вопрос и сформировал рабочие группы.
  • В каждой группе необходимо выделить две подгруппы:
  • генераторы (выдвигают предложения, создают банк идей);
  • аналитики (обрабатывают предложенные варианты, формулируют решения).

Для старшеклассников возможно совмещение этих полномочий: сначала все ребята предлагают идеи, а затем коллективно обсуждают. Такое объединение становится возможным только тогда, когда учащиеся смогли попробовать себя и в роли генератора, и в роли аналитика, то есть имеют представление о работе каждого участника мозгового штурма.

Но на начальном этапе всё же лучше формировать группы исходя из личностных качеств детей: активные и любопытные школьники отлично справятся с предложением различных идей, а спокойные и вдумчивые — с анализом и построением доказательной базы для этих мыслей. Нужно определить, кто из учеников будет генератором, а кто станет аналитиком в группе.

Чтобы работа шла слаженно и быстро, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:

  • темы должны быть интересны школьникам (как правило, такими являются проблемы, имеющие несколько возможных решений — например, на уроке истории это может быть «Оценка деятельности Петра I»);
  • необходимо следить за тем, чтобы мысли не повторялись (эта особенность часто проявляется в работе с младшими школьниками — они начинают перефразировать чужие идеи, поэтому нужно направлять их в русло новых предложений);
  • обязательно следует формировать равнозначные группы (если все активные ученики будут собраны в одном объединении, то эффективной работы не получится).

Все идеи должны быть зафиксированы.

Обучение в рамках приёма мозговой атаки строится в три этапа:

Наработка банка идей. Для того этапа необходимо выделить около 15 минут. Все предложения ребят фиксируются учителем, лучше всего делать это на доске — так каждый ученик будет чувствовать важность личного вклада в работу группы. На этой стадии ни в коем случае нельзя критиковать и комментировать мысли ребят.

Аналитика. Это основная стадия работы, во время которой происходит коллективное обсуждение, критика всех идей. Детям нужно найти плюсы и минусы каждого предложения, а задача учителя — подкорректировать и усовершенствовать ход мыслей учащихся.

Выбор. Из всех решений, предложенных и проанализированных, выбираются наиболее удачные, интересные и практичные.

Проведение мозгового штурма в процессе обучения в школе

Литература

Как уже говорилось, мозговой штурм можно проводить на уроках любого цикла, но наиболее дискуссионный характер приём получает при изучении предметов гуманитарного цикла. Например, на уроках литературы.

Допустим, тема звучит так: «Русское стихосложение». Детям предлагается несколько стихотворений известных поэтов. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки.

В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ключевую роль играет ударение в словах.

Русский язык

На уроках русского языка в начальном звене учитель может предложить ребятам рассмотреть однокоренные слова и сформулировать принцип их написания в процессе изучения темы «Безударные гласные в корне».

Детям предстоит выявить сходства в их написании по общему значению, а также найти связь между постановкой гласных и ударением.

В результате работы участники мозгового штурма приходят к выводу, что написание гласной проверяется ударением.

Английский язык

Для изучения времён группы Continuous на уроках английского языка проблема ставится в рамках сопоставления с конструкциями Indefinite.

Учитель озвучивает вопрос: в чём разница между «I read at the school every day» и «I am reading now»? Школьники предлагают следующие варианты: время действия, продолжительность, конструкция сказуемого из двух слов, наличие вспомогательного глагола, выраженного спряжением to be, обстоятельства времени.

В итоге группа должна сделать вывод о том, что Continuous — это образ действия, указывающий на его продолжительность, грамматическая конструкция которого состоит из вспомогательного слова и смыслового глагола.

История

На уроке истории по теме «Социально-экономические условия развития России в конце XIX — начале XX веков» в результате генерирования идей учащиеся предлагают свои наработки: половинчатость реформ 1861 года, появление хорошо оборудованных промышленных предприятий, начало буржуазных отношений, тесные связи со странами Европы (Франция, Англия), сохранение крепостнических отношений, безграмотность населения. Вывод, который формулируется в конце, состоит в том, что к началу XX века в России сложилась напряжённая социально-экономическая ситуация, ставшая в конечном счёте причиной переворота 1917 года.

С помощью мозгового штурма можно с интересом обсудить отдельные темы, требующие от школьников применения смекалки. Например, такую: «Пару веков назад Россия поставляла в Европу гусей, перегоняя их своим ходом.

Но кожа на лапках у птиц очень нежная, поэтому купцы придумали хитрый способ, как защитить их от травм. Как же спасали лапки гусей?».

Подобная работа не только вызывает заинтересованность, но и делает процесс более занимательным, позволяя детям проявлять творческие способности.

Обществознание

Урок обществознания также открывает широкие возможности для применения мозговой атаки. Например, тема «Управление».

На вопрос «Что такое деловые отношения?» учащиеся могут предложить следующие ответы: деловитость, спокойствие, коммуникабельность, отсутствие личных симпатий и антипатий, профессионализм.

В процессе аналитики выводится определение, включающее все перечисленные качества отношений делового характера.

Химия

Использовать метод мозгового штурма можно не только на предметах гуманитарного цикла. Предметы естественно-математического цикла также прекрасно вписываются в рамки использования приёма.

На уроке химии тема «Бытовая химия» может стать поводом для дискуссии, в процессе которой ученики предложат охарактеризовать понятие, используя, к примеру, следующие доводы: облегчает жизнь в быту, вредная для здоровья, опасна для окружающего мира, содержит ядовитые вещества, можно отравиться.

На основе предложенных идей можно не только дать толкование термину, но и выдвинуть проблемные вопросы для творческих проектов.

Биология

При изучении класса двудольных на уроках биологии мозговой штурм можно представить в виде аукциона идей: каждый ученик предлагает свой ответ, а затем учитель формулирует определение для записи в тетради.

Задача, например, звучит так: назвать основные признаки двудольных. Варианты ответа: стержневая корневая система, две семядоли, камбий и так далее.

В результате получается следующее определение: двудольные — это класс растений, имеющих стержневой корень, семена с двумя семядолями и камбием.

Математика

На уроке математики метод можно применять не только на начальном этапе обучения, но и в среднем и старшем звене.

К примеру, при изучении темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» ребятам предлагается такая проблема: докажите, что эти выражения являются натуральными числами.

В процессе работы все участники группы решают задачу, а аналитики доказывают, что полученное значение является натуральным числом, то есть его можно умножать, складывать, вычитать, делить и возводить в степень.

Мозговая атака на уроках в школе — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.

Источник: https://multiurok.ru/files/mietod-mozghovogho-shturma-kak-ispol-zovat-v-prots.html

Мозговой штурм как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения

Вспомните свои школьные годы… Как нам нравилось играть на переменах и как нас огорчала необходимость читать скучные учебники, запоминать длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами.

Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на неинтересных занятиях, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает вопрос – почему же многие из педагогов продолжают использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение когда-то у них самих? Нужно приложить усилия для изменения этой ситуации. Серьезная потребность в этом уже давно назрела.

В современной педагогической практике активно внедряются так называемые методы интерактивного обучения. Среди них деловые и ролевые игры, кейс-методы, метод мозгового штурма.

Интерактивное обучение можно назвать диалоговым обучением, поскольку в ходе него осуществляется взаимодействие не только между учащимися и педагогом, но и между самими детьми.

Его целью является создание благоприятных условий для обучения, в процессе которого ребята могут проявить свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Занятия, построенные по интерактивному принципу, позволяют дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия и активности участников.

Мне бы хотелось детально рассмотреть один из методов интерактивного обучения – метод мозгового штурма, изобретателем которого является Алекс Осборн (США, 40-е годы 20-го века). Он является автором нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению. Его основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, это хороший способ быстрого включения всех учащихся группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Цель такого занятия – создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

  • Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
  • – стимулирование творческой активности учащихся;
  • – гармоничное сочетание теоретических знаний с практикой;
  • – активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • – формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме;
  • – формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • – формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • – установление воздействия между детьми, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы.

Особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности учащихся, их взаимодействия, эмоциональное, духовное единение ребят.

Интерактивные методы не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

При использовании метода «мозговой штурм» педагог вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.

Затем педагог знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся.

Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Для проведения мозгового штурма дети либо работают вместе, либо делятся на две группы: генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учащихся, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

  1. Генераторы идей – это творческие люди, учащиеся, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом соблюдая важные правила, такие как:
  2. – исключается доминирование какого-либо участника;
  3. – называя идеи, нельзя повторяться;

– чем больше список идей, тем лучше, т.к. чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

  • – подходить к решению проблемы нужно с разных сторон;
  • – запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от решения основной задачи и сбивает творческий настрой;
  • – необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Как бы ни была невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением. Не стоит думать, что поставленная проблема может быть решена только известными способами. Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/87/9/mozgovoy-shturm-kak-odin-iz-naibolee-effektivnyh-metodov-interaktivnogo-obucheniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector