Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышенияСамо понятие жизнестойкости было введено Сальваторе Мадди и Сьюзен Кобейза. Оно является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и тревоги. И последующее существование складывается согласно этому предположению. Чтобы лучше понять, что такое жизнестойкость, можно привести пример из поведенческой терапии. Существует специальный психотерапевтический прием – клиент должен на один день представить, что все его проблемы решены, что он живет как успешный и состоятельный человек. После этого он действительно начинает вести себя по-другому – становится более уверенным в себе, мужественным и решительным.

Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мужество и жизнестойкость не всегда соотносятся с реальным положением дел.

Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно.

Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений.

Сальваторе Мадди замечает, что жизнестойкие убеждения не должны расходиться с реальным положением дел, как в случае с оптимистическими убеждениями. Ситуацию, когда тяжелобольной человек надеется на чудесное выздоровление, нельзя называть жизнестойкостью, ведь это не соответствует действительности.

Однако если больной верит, что его усилия могут помочь в выздоровлении, что он должен многое сделать, многое успеть, то это уже является жизнестойкостью. Жизнестойкие убеждения по Сальваторе Мадди соответствуют условной конструкции – «если я…, то я могу…».

К примеру, если я проявляю активность, то с большей вероятностью смогу найти в жизни что-то стоящее. Жизнестойкость личности дает возможность признать стресс, а не отрицать его. С ее помощью человек способен мужественно принять стрессовую ситуацию и даже извлечь из нее пользу.

Не всегда мы можем повлиять на ход событий, но жизнестойкость положительно сказывается на саморазвитии.

Основы жизнестойкости

Суть жизнестойких убеждений составляет система мировоззрения о мире, о человеке и об отношении человека и мира. Жизнестойкость человека включает три основы: вовлеченность, контроль, принятие риска. Чем более выражены эти компоненты, тем меньше мы воспринимаем стресс. Человек перестает считать стрессовые ситуации значимыми, поэтому снижается напряжение.

  • Вовлеченность – это убеждение, которое заставляет осознать, чем больше мы вовлекаемся в окружающий мир, тем больше шансов найти для себя что-то действительно стоящее. Если вовлеченность выражена мало, то человек будто выходит из жизни, чувствует себя лишним, отвергнутым.
  • Контроль позволяет думать, что мы способны изменить ситуацию, если будем бороться. Противоположностью контролю станет беспомощность. Если чувство контроля выражено сильно, человек становится хозяином своей жизни. Он осознает, что сам выбирает свой путь, сам принимает решения.
  • Принятие риска также можно назвать вызовом. Человек понимает, что любой опыт, негативный или позитивный, становится источником знаний. А эти знания влияют на развитие происходящего вокруг нас. Сильно выраженное принятие риска заставляет человека воспринимать жизнь как источник опыта. Он не считает, что безопасность и комфорт являются целью. Он может действовать на свой страх и риск, даже если нет гарантий на успешный исход любого дела. Получение знаний из опыта будет полезным в будущем – эти знания можно активно применять на практике.

Развитие основ жизнестойкости начинается с самого детства и продолжается до подросткового возраста. Однако, будучи взрослым человеком, тоже можно развить жизнестойкие убеждения. На выраженность компонентов оказывают огромное влияние отношения родителей и ребенка.

Если ребенок ощущает поддержку и доверие, любовь и одобрение, то у него будет хорошо развит компонент вовлеченности.

Если родители позволяют ребенку проявлять инициативу, учат его ответственности за свои поступки, дают самостоятельно справляться с задачами, то выраженным будет компонент контроля.

А на развитие принятия риска влияет неоднородная среда, новые впечатления и эмоции, богатая палитра чувств. Сальваторе Мадди говорит, что выраженность трех основ жизнестойкости помогает справиться со стрессом, увеличивает работоспособность, позволяет сохранить здоровье.

Принцип работы жизнестойкости

Психология стресса показывает, что существует два способа, с помощью которых психологические факторы влияют на стрессовые ситуации. Первый способ – это оценка ситуации.

Человек начинает задаваться вопросом, является ли стресс для него угрозой, сможет ли он побороть его. Второй способ – это воздействие на реакцию человека.

Он влияет на поведение, на способ преодоления стрессовой ситуации.

Стресс возникает из-за многих факторов. Это может быть и врожденная слабость организма, подверженность заболеваниям, взгляды и убеждения человека, внешние факторы, умение индивида бороться со сложной ситуацией. Врожденная уязвимость и внешние обстоятельства чаще всего неконтролируемы, но развитие жизнестойкости позволяет смягчить их последствия.

Жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации. Мы перестаем понимать стресс как нечто травматичное или опасное, ведь убеждения заставляют нас думать, что мы можем изменить ход событий, добавляют уверенности в себе. Жизнестойкость толкает нас на активные действия.

Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию.

Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.

При воздействии жизнестойких убеждений мы начинаем осознавать окружающую действительность с позитивной стороны. События становятся радостными и интересными, что характеризует вовлеченность. Мы берем ситуацию в свои руки и проявляем инициативу, что характеризует контроль. А также мы готовы к принятию новых знаний из опыта, что характеризует принятие риска.

Формирование жизнестойкости

В основе тренировки жизнестойкости лежит понятие, что убеждения не являются врожденными, а могут быть получены в течение всей жизни. Каждый человек может развить жизнестойкость. Тренировка преследует две основные цели:

  • Глубокое осознание самого понятия стрессовой ситуации, нахождение путей решения любых сложностей, способов преодоления обстоятельств.
  • Углубление трех компонентов жизнестойкости – вовлеченности, контроля, принятия риска.

Жизнестойкость Мадди совершенствуется тремя основными техниками:

  • Реконструкция ситуаций. Здесь важную роль играет воображение. Задаются стрессовые ситуации, которые должны быть решены. Реконструкция позволяет понять, какие ошибки человек совершает при решении конфликта, как стоит поступать в том или ином случае, какие обстоятельства трактуются как стрессовые. При воссоздании стрессовых обстоятельств человек может самостоятельно найти пути решения, увидеть их последствия, как худший, так и лучший вариант развития событий.
  • Фокусировка. Эта техника используется, когда невозможно прямо трансформировать стрессовые обстоятельства. На принятие правильного решения часто влияют скрытые и плохо осознаваемые эмоциональные реакции. Техника позволяет найти и выявить их. С помощью фокусировки вы можете научиться переформулировать стрессовые ситуации, использовать открывшиеся возможности для собственной пользы.
  • Компенсаторное самосовершенствование. Здесь идет акцентирование внимания на другой ситуации, если трансформация стрессовых обстоятельств невозможна. Вторая ситуация должна быть связана с первой. Разрешение второй стрессовой ситуации даст стимул обратить внимание на то, что можно изменить.

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения

Сальваторе Мадди совместил две методики – исследование жизнестойкости и здоровый образ жизни. Так была создана программа повышения жизнестойкости, которая называется Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP). Программа включает в себя:

  • расслабляющие практики (работа с дыханием и мышцами, способы согревания рук, использование методов биологической обратной связи);
  • правильное питание;
  • практика совладания (обучение решению проблем, исследование эмоциональных качеств);
  • обучение коммуникации, развитие навыков общения и социальной поддержки;
  • обучение физическим упражнениям, позволяющим сделать деятельность более эффективной;
  • избавление от вредных привычек (курение, переедание);
  • контроль результатов на протяжении года с целью предупреждения рецидивов.

Хорошая жизнестойкость в психологии связана с хорошей регуляцией деятельности. Жизнестойкие убеждения должны быть отнесены к личностному потенциалу. Они приносят огромную пользу при планировании, когда необходимо ориентироваться в непонятной или новой ситуации, а также при возникновении сложностей, когда необходимо быстро выйти из кризиса без угрозы успеху деятельности.

На саморегуляцию воздействуют следующие механизмы жизнестойкости – работа с оценкой ситуации, выбор копинг-стратегий, то есть стратегий совладания и практики жизнестойкости. Более того, повышение жизнестойкости позволяет проще переносить стресс, т.к. оно связано со здоровым образом жизни. Человек психологически готов к неприятным ситуациям, они не повлекут за собой болезни.

Механизмы жизнестойкости могут отличаться на разных этапах деятельности.

Во время планирования человек лучше воспринимает новую ситуацию, быстрее разбирается в ней, за счет этого высвобождаются ресурсы, позволяющие проще и глубже оценить ситуацию.

Во время конкретизации цели мы получаем дополнительный стимул к действию. Также жизнестойкость – это возможность увидеть смысл в деятельности, возможность не потерять его или найти новый смысл.

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения

Викиум

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/povyshenie-zhiznestojkosti.html

Жизнестойкость человека. Что такое жизнестойкость | Психология Жизни

У каждого из нас бывают моменты, когда мы энергичны, инициативны, воодушевлены и деятельны. Кажется, что у нас вырастают крылья за спиной, и мы можем добиться всего, что пожелаем. А бывают другие, противоположные моменты: время тянется нестерпимо долго, нам скучно, ничего не интересно. В таких случаях мы пассивны, беспомощны и безответственны, все время чего-то ждем.

О том, как развить в себе лучшие человеческие качества и стать активным, энергичным и свободным, нам рассказывает теория самодетерминации, согласно которой каждому человеку, независимо от пола, возраста или расы присущи три универсальные психологические потребности.

  • отношения – потребность в эмоциональной связи с другими людьми, опыте заботы о них, дружбе и любви.
  • компетентность – потребность понимать смысл вещей, разбираться в происходящем, иначе говоря – это потребность в мастерстве и опыте, успехе, достижении целей.
  • автономия – потребность строить свою жизнь согласно своим целям и интересам, однако это не значит быть независимым от других.

Когда все три потребности удовлетворяются, человек испытывает субъективное благополучие. Если потребности не удовлетворяются – человек становится несчастным и неблагополучным.

Что такое жизнестойкость

Жизнестойкость – это теория о том, как научиться преодолевать трудности, и основывается она на трех установках:

  • Вовлеченность – найти в этой жизни что-то свое, что-то ценное и значимое, то, что придавало бы жизни смысл. Противоположностью является отчужденность.
  • Контроль – означает, что за свои позиции нужно бороться, а не пускать все на самотек. Противоположностью является беспомощность.
  • Принятие риска – означает, что любой опыт позитивный или негативный все равно полезен для вас, потому что рано или поздно он может вам пригодиться. Главное – научиться извлекать из него смысл. Противоположностью является чувство угрозы, когда человек не работает над собой и все так и остается на месте.
Читайте также:  Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Вот, почему иногда у нас возникают одни и те же ситуации, из которых мы не знаем выхода. Удовлетворение потребностей влечет за собой жизнестойкие установки, в свою очередь жизнестойкие установки подпитывают потребности. Возникает циклическая связь:

О том, как именно потребности соотносятся с установками, мы рассмотрим ниже. Для примера возьмем ребенка.

Удовлетворение потребностей

Как правило, в родной семье малыша любят, как и малыш любит своих родных и близких – удовлетворяется его первая потребность в отношении. Следовательно, он вовлечен в жизнь: он чувствует себя значимым, ценным и любимым.

Помимо этого он играет, учится, развивается, ему интересен мир вокруг. Потребность в знаниях удовлетворяют взрослые, благодаря тому, что покупают ему книжки, игрушки и развивающие игры, рассказывают ему что-то интересное. Так удовлетворяется его потребность в компетентности. Благодаря удовлетворению потребности, ребенок чувствует контроль над ситуацией.

И последнее – в кругу любящей семьи малыш чувствует безграничную свободу – он играет в ту игру, которая ему нравится и интересуется тем, что ему интересно. Таким образом, удовлетворяется его третья потребность в автономии. Вдобавок, ребенок, рискует, пробует, экспериментирует, он не боится и не остается на месте.

  • Потребность в отношении – 1. Вовлеченность
  • Потребность в компетентности – 2. Контроль
  • Потребность в автономии – 3. Принятие вызова.

Когда у нас удовлетворена потребность в отношении, мы вовлечены. Когда в компетентности – мы управляем ситуацией. И когда удовлетворена потребность в автономии – мы принимаем вызов.

Однако, как известно, не всегда наши потребности удовлетворяются. В стрессовых трудных ситуациях, бывает, что потребности блокируются и ущемляются. В таких случаях удовлетворять их становится гораздо сложнее.

Беспомощность

Предположим, ребенок впервые приходит в школу. Здесь он еще никого не знает, и первая проблема, которая перед ним возникает – завести новых друзей, обрести «группу поддержки». Но вот он один раз пробует, второй, третий… А друзей у него как не было так и нет.

Поначалу его потребность в отношении блокируется: он все еще надеется, что друзья у него будут, но в какой-то момент отчаивается и понимает, что друзей ему не видать. Срывается его потребность в отношении. Как результат, малыш становится замкнутым и отчужденным.

Рассмотрим вторую ситуацию: ребенок хочет стать отличником, однако, за ним твердо закрепилась репутация троечника.

Как он ни учит, как ни старается, учителя, словно не замечают его усилий, в то же время завышают оценки отличникам, которые слабее выучили предмет. Блокируется потребность в компетентности.

Ребенок выучит один раз, второй, а на третий все бросит. Сорвется его потребность в компетентности, и в отношении учебы у него опустятся руки, он станет беспомощным.

Часто детям приходится учить предметы, которые им не интересны, и тогда ущемляется их потребность в автономии. Однако они знают, что если они не будут их учить, им грозит наказание. Например, их могут оставить на второй год. Поэтому инициативы в таких предметах они не проявляют, а изучают чисто из-за угроз.

Снова у нас возникнет циклическая связь, однако, на этот раз обратная. Сорванные потребности будут соотноситься с противоположными установками жизнестойкости.

  • Сорванная потребность в отношении – 1. Отчужденность
  • Сорванная потребность в компетентности – 2. Беспомощность
  • Сорванная потребность в автономии – 3. Чувство угрозы

Из всего исследованного сделаем главный вывод: когда мы становимся неблагополучными и несчастными, это означает не только то, что наши потребности блокированы или сорваны, но и то, что мы используем нежизнестойкие установки. Поэтому, в таких случаях, очень важно не сдаваться и вовремя вспомнить о жизнестойкости, которая позволит подняться над ситуацией!

Психологические тесты

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
  • Как выбрать хорошего психолога
  • Может ли психолог помочь за один час
  • Когда консультация психолога не помогает
  • Стереотипы о скайп-консультациях с психологом
  • В чем заключается работа психолога
  • Семейные конфликты и пути их разрешения
  • Жизненный сценарий в семейной психологии
  • Сколько нужно консультаций психолога
  • Как понять чего я хочу

Источник: https://psy-ask.ru/zhiznestoykost-cheloveka.html

Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышенияТест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди.

Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Понятие жизнестойкости аналогично понятию «отвага быть», введенному П. Тиллихом в рамках экзистенциализма — направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам.

Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер).

Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.

Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

  • Инструкция. 
  • Прочитайте следующие утверждения и выберите  тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.

Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.

Тестовый материал (вопросы утверждения)

  1. Я часто не уверен в собственных реше­ниях.
  2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
  3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с тру­дом заставляю себя встать с постели.
  4. Я постоянно занят, и мне это нравится.
  5. Часто я предпочитаю «плыть по тече­нию».
  6. Я меняю свои планы в зависимости от об­стоятельств.
  7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
  8. Непредвиденные трудности порой силь­но утомляют меня.
  9. Я всегда контролирую ситуацию настоль­ко, насколько это необходимо.
  10. Порой я так устаю, что уже ничто не мо­жет заинтересовать меня.
  11. Порой все, что я делаю, кажется мне бес­полезным.
  12. Я стараюсь быть в курсе всего происхо­дящего вокруг меня.
  13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  14. Вечером я часто чувствую себя совершен­но разбитым.
  15. Я предпочитаю ставить перед собой труд­нодостижимые цели и добиваться их.
  16. Иногда меня пугают мысли о будущем.
  17. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
  18. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
  19. Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
  20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
  21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
  22. Я люблю знакомиться с новыми людьми.
  23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не уме­ет видеть интересное.
  24. Мне всегда есть чем заняться.
  25. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.
  26. Я часто сожалею о том, что уже сделано.
  27. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен.
  28. Мне трудно сближаться с другими людьми.
  29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
  30. Если бы я мог, я многое изменил бы в про­шлом.
  31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
  32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
  33. Мои мечты редко сбываются.
  34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
  35. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.
  36. Порой я мечтаю о спокойной размерен­ной жизни.
  37. Мне не хватает упорства закончить начатое.
  38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бес­цветной.
  39. У меня нет возможности влиять на нео­жиданные проблемы.
  40. Окружающие меня недооценивают.
  41. Как правило, я работаю с удовольствием.
  42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
  43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
  44. Друзья уважают меня за упорство и не­преклонность.
  45. Я охотно берусь воплощать новые идеи.

Обработка результатов теста. 

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Ключ к тесту жизнестойкости.

Прямые пункты Обратные пункты
Вовле­ченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36
Читайте также:  Скучно жить, что делать: 8 простых рекомендаций

Интерпретация (расшифровка) к тесту жизнестойкости.

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности».

Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности.

В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного.

Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.

В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком.

В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей.

Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости. 

Средние и стандартные отклонения общего показателя. 

Нормы Жизне­стойкость Вовле­ченность Контроль Принятие риска
Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности

Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.

Еще по теме:

Сила духа, вера в себя, преодоление трудностей. Лучшие цитаты, афоризмы, статусы, стихи.

Выход из сложных ситуаций. Диагностика копинг стратегий Хайма (Тест Хайма борьбы со стрессом). 

Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ)

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120

Как преодолеть трудности? Опросник Способы совладающего поведения Р. Лазаруса. (Копинг тест Лазаруса)

Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок. Рационально эмотивная терапия (РЭТ).

Как управлять своей жизнью? Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Дж. Роттера· (Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).

Цель-Средство-Результат. Тест-опросник ЦСР. Методика Карманова А. А. для диагностики структуры деятельности.

Секреты счастливой жизни.

Источник: https://psycabi.net/testy/563-test-zhiznestojkosti-metodika-s-maddi-adaptatsiya-d-a-leonteva

Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейза и Сальваторе Мадди — неотъемлемая составляющая человеческого существования. Человек априори предполагает, что его жизнь имеет смысл и у него есть силы преодолеть свой страх, свою тревогу. Поэтому он начинает жить согласно своему предположению.

Упрощенным примером является хорошо известный психотерапевтический прием поведенческой терапии — клиенту предлагают прожить день так, как будто он уже добился того, чего хочет: стал уверенным, успешным, решил свои проблемы. Оказывается, клиент, живя так, «как будто он изменился», действительно меняется.

Человек, живущий так, словно у него есть мужество, является мужественным.

Жизнестойкость рассматривается как убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса. Как и мужество, жизнестойкость может не совпадать с реальностью.

Человек может быть уверен, что контролирует свою жизнь, хотя события происходят помимо его воли. Однако развитие жизнестойких убеждений приводит к нарастанию активности человека.

В результате его реакция на стресс становится менее болезненной.

Мадди специально отмечает, что жизнестойкие убеждения должны соответствовать реальности (в отличие, скажем, от оптимизма): вера больного раком на тяжелой стадии, что ему внезапно станет гораздо лучше, не является жизнестойкой, поскольку не соответствует реальности.

Вера больного, что от его усилий довольно многое зависит и он может многое успеть, если приложит достаточно сил и желания, жизнестойка.

Поэтому модели Сальваторе Мадди все жизнестойкие убеждения сформулированы в условной форме: «если я…, то я смогу…» (например, «если я активен и вовлечен, мои шансы найти интересное и стоящее в жизни максимальны»).

В одной из последних статей Мадди пишет: «Жизнестойкость формирует мужество признавать (а не отрицать) стресс и мужество пытаться превратить его в преимущество». Если изменить саму ситуацию нельзя, жизнестойкое совладание принимает форму компенсаторного саморазвития.

1. Слагаемые жизнестойкости

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. Она включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

  • Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
  • Контроль (control) — это убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым контролем ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
  • Принятие риска или вызов (challenge) — убежденность в том, что все происходящее способствует развитию — за счет извлекаемых из опыта (неважно, позитивного или негативного) знаний. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей.

Для развития контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

2. Как работает жизнестойкость

Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов: они могут влиять на оценку ситуации («Угрожает ли мне эта ситуация?», «Могу ли я справиться с этой ситуацией?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведение; на то, как он преодолевает трудности.

На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией.

Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие жизнестойкости способствует смягчению их последствий.

Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности человека активно действовать и его уверенности в возможности на нее влиять, ситуация воспринимается им как менее травматичная.

С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, побуждает ежедневно делать зарядку, соблюдать диету и т. п.

), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска).

3. Тренировка жизнестойкости

Тренинг жизнестойкости основан на предположении, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Это система убеждений, которая может быть развита.

Можно выделить две основных цели, преследуемых такой тренировкой:

  1. Достижение более глубокого понимания стрессовых обстоятельств, путей совладания с ними; нахождение путей активного разрешения проблем.
  2. Постоянное использование обратной связи, за счет чего углубляется самовосприятие вовлеченности, контроля и принятия риска.

Согласно Сальваторе Мадди, тренинг жизнестойкости включает три основных техники:

  1. Реконструкция ситуаций. При использовании этой техники акцент делается на воображении и разрешении проблемы. Определяются ситуации, воспринимаемые как стрессовые, а стрессовые обстоятельства рассматриваются в расширенной перспективе.

    Совершая реконструкцию ситуаций, человек узнает о формируемых им самим неосознанных допущениях, которые определяют, насколько обстоятельства воспринимаются как стрессовые и какие шаги могут облегчить ситуацию. Реконструируя ситуацию, человек пытается представить себе лучшие и худшие варианты развития ситуации.

  2. Фокусировка.

     Применяется в случае невозможности прямой трансформации стрессовых обстоятельств. Техника представляет собой поиск плохо осознаваемых эмоциональных реакций (в особенности препятствующих принятию решения). Целью является эмоциональный инсайт, способствующий переформулированию стрессовых ситуаций в терминах возможностей, которые открываются перед человеком.

  3. Компенсаторное самосовершенствование. Если трансформировать ситуацию невозможно, делается акцент на другой проблеме, которая как-то связана с данной. Ее решение побудит человека уделять внимание тому, что поддается изменению (невозможно контролировать все).

Впоследствии Мадди совместил практики здорового образа жизни и собственно тренинг жизнестойкости.

Результатом явилась программа повышения жизнестойкости (Hardiness Enhancing Lifestyle Program, HELP), включающая:

  • обучение расслаблению (контролю дыхания, согреванию рук, расслаблению мышц, применение методов биологической обратной связи с целью расслабления);
  • обучение правильному питанию;
  • обучение совладанию (используются техники решения проблем и эмоционального инсайта);
  • использование социальной поддержки (в основном обучение навыкам общения);
  • физические упражнения (сведения об использовании упражнений в целях улучшения здоровья и эффективности деятельности);
  • контроль вредных привычек (курение, переедание и т. п.);
  • предупреждение рецидива (контроль в течение года).

Высокие показатели жизнестойкости связаны с улучшением регуляции деятельности. В этом смысле она должна рассматриваться как один из компонентов личностного потенциала. Вклад жизнестойкости в регуляцию деятельности особенно значим на этапе планирования (в новой, незнакомой ситуации, при неопределенности) и в случае неудач и столкновения с трудностями – то есть в тех случаях, когда эффективность деятельности поставлена под угрозу.

Механизмы, благодаря которым жизнестойкость способствует саморегуляции — это изменение оценки ситуации (как более или менее стрессорной), выбор копинг-стратегий (стратегий совладания), а также жизнестойкие практики. Жизнестойкость связана со здоровым образом жизни, который, в свою очередь, препятствует болезням и психологическому неблагополучию в ситуации стресса.

На разных этапах деятельности механизмы влияния жизнестойкости могут быть различными.

На этапе планирования и выбора цели жизнестойкость способствует снижению тревоги, тем самым высвобождая ресурсы для более полного восприятия и оценки ситуации.

На этапе конкретизации целей жизнестойкость связана с готовностью действовать. Жизнестойкость связана с осмысленностью деятельности, сопротивляемостью человека к потере смысла в деятельности и поиском нового смысла.

Источник: https://www.klerk.ru/boss/articles/392609/

Жизнестойкость как ресурс устойчивости к стрессу | Вологодские новости

Главная » Рубрики » Психология » Жизнестойкость как ресурс устойчивости к стрессу

автор: Анна Климова дата: 12.08.2012 + +432 —

Современный мир находится в ситуации неопределенности, которая является естественным процессом. Напротив, определенность (или, как принято говорить в нашей стране, «стабильность») искусственна, ненормальна. Будущее непредсказуемо, поэтому рождает страхи, которые ассоциируются с психологическим неблагополучием.

Попытки исключить эти неприятные эмоции, построить жизнь так, чтобы все было максимально однозначно, лишают того возможного будущего, которого мы не знаем. Воспроизводя в будущем настоящее, мы тем самым лишаем себя шансов на развитие.

Такая особенность российского менталитета (жизнь вне времени и стремление к стабильности) лишает нас понимания изменений и актуализирует неконструктивные способы поведения в преодолении стрессов.

К таким способам, прежде всего, относятся механизмы психологической защиты (например, псевдоразумное объяснение происходящего, обособление от травмирующей информации, отрицание конфликтной ситуации, стремление к устойчивости, к определенной стереотипии — ограничению себя имеющимися стилями деятельности).

Если регулярно включать психологические защиты, бессознательные по своей природе, это скажется на личностном развитии, замедлив или вовсе остановив этот процесс.

Стратегия совладания

Личность — это то, что человек может противопоставить внешним давлениям и внутренним импульсам.

Когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и своими ресурсами, доступными и необходимыми для взаимодействия с этими запросами (в условиях изменений это происходит регулярно), у человека появляется выбор: принять этот вызов или, подобно страусу, спрятать голову в песок.

Справиться с трудной ситуацией помогает копинг-поведение (стратегии совладания). Оно запускается тогда, когда сложность задач превышает энергетические мощности привычных реакций, требуются новые затраты, а рутинного или стереотипного приспособления уже недостаточно.

Стиль совладающего поведения — это результат накопления наиболее типичных способов сознательного поведения в трудной жизненной ситуации, сформировавшихся у человека.

Это возможно только при активности индивида (и приспособительной, и преобразующей ситуацию и себя как субъекта этой активности).

Особенно эффективными оказываются проактивные копинги — сочетание процессов саморегуляции и совладания, с помощью которых люди предвосхищают или обнаруживают потенциальные стрессоры и действуют с целью предупреждения их влияния.

Психологическая защита и совладающее поведение являются двумя фазами одного и того же процесса защиты от тревоги, где первая фаза («включения») реализуется формой классического защитного механизма, а вторая фаза (регулятивная модель поведения) – копингом.

Жизнестойкость – что это?

Для того чтобы научиться преобразовывать изменения и связанные с ними трудности в преимущества через активное вмешательство в события, необходимо развивать в себе определенные установки и навыки.

Убеждения, с помощью которых человек может найти смысл в новых условиях, реализовать их в свою пользу и выйти на другой уровень существования, осознавая свои реальные возможности, изучаются позитивной психологией.

В рамках этого нового направления академических исследований разрабатывается конструкт, получивший название жизнестойкость (hardiness).

Это убежденность, что быть в гуще событий полезнее, чем оставаться в стороне; понимание, что попытка влиять на происходящее всегда предпочтительнее пассивности; и, наконец, принятие риска, готовность действовать без гарантии положительного результата. Те, кто обладает таким набором качеств, устойчивы к стрессам, а в ситуации дефицита времени или ресурсов и в экстремальных ситуациях действуют эффективнее.

В отличие от копинг-стратегий как способов, алгоритмов действия, привычных и традиционных для человека, жизнестойкость — черта личности, установка на выживаемость, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста. Она подразумевает осознание и принятие человеком собственной уязвимости и своих реальных возможностей.

Составные части жизнестойкости

Жизнестойкость состоит из трех компонентов: вовлеченности (commitment), контроля (control), принятия риска (challenge).

Контроль позволяет чувствовать, что мы можем влиять на свою жизнь, а если что-то пойдет не так, мы сможем справиться, управляя своими ресурсами и принимая необходимые решения.

Человек с развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности.

Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта (неважно, позитивного или негативного).

Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.

Вызов воспринимается таким человеком как ощущение того, что трудности — это соревнование, и если справиться с ними, то это будет полезно для дальнейшего развития.

Вовлеченность как ключевой компонент обеспечивает необходимый уровень «любопытства», стремления принимать участие в том, что происходит вокруг.

Человек с развитой убежденностью в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное, получает удовольствие от собственной деятельности.

В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Социальная поддержка

Эти взаимосвязанные установки, обеспечивающие нужный уровень активации, в более поздних работах дополнены поведенческим компонентом (hardy coping) и социальной поддержкой (hardy social support). Последний компонент вызывает наибольший интерес, т.к.

во многом определяет функционирование жизнестойкости на групповом уровне.

В этом контексте стоит отметить, что жизнестойкость выполняет не только функции профилактики стресса, жизнестойкость может играть и другую роль — помогает успешно справляться с тревогой и стрессами у других людей.

Жизнестойкость важна для сохранения эффективного и проактивного характера группового взаимодействия. Жизнестойкие лидеры в стрессовых ситуациях способны поощрять группу интерпретировать стрессовые события как интересные и позволяющие учиться новому.

Сам этот процесс, а также положительный результат (общее понимание стрессового события как чего-то стоящего и полезного) приводят к развитию общих ценностей, взаимного уважения. Стоит рассматривать жизнестойкость лидера-руководителя как важнейшее условие, обуславливающее общую степень сплоченности группы, и в конечном счете влияющую на эффективность групповой деятельности.

Активность, вовлеченность (как по отношению к происходящим событиям, так и в деятельности) дает группе необходимый для нее совместный опыт преодоления трудностей.

Одним из первых и наиболее убедительных исследований жизнестойкости явилось лонгитюдное исследование менеджеров компании «Бэлл Электроникс» в американском штате Иллинойс. Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США.

В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы.

Исследование, проведенное С. Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании.

При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компонентов — 1,1%.

Эти данные показывают, что жизнестойкость в стрессовой ситуации является жизненно необходимой, причем в буквальном смысле.

Компоненты жизнестойкости можно развивать

Для развития вовлеченности принципиально важно принятие, поддержка и одобрение. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Механизмы психологической защиты, к которым каждый прибегает бессознательно на начальных этапах затруднений, копинг-стратегии как привычные способы сознательного функционирования при разрешении проблем и жизнестойкость как позитивное отношение человека к изменениям — все это внутренние ресурсы, позволяющие справиться с тревогой в ситуации неопределенности. Жизнестойкость, в отличие от психологической защиты и копинг-стратегий, более эффективный ресурс стрессоустойчивости. Жизнестойкость предполагает действия, направленные на совладание со стрессовой ситуацией, и одновременно изменение характера отношений — увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два аспекта формируют систему, которая оберегает от непомерной тревоги и утраты здоровья. Жизнестойкость — необходимый ресурс, на который каждый из нас может опереться при выборе будущего в меняющемся мире.

  • Копинг-стратегии
  • Специалистами выделяются восемь основных копинг-стратегий в поведении людей:
  • • планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению;
  • • конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
  • • принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
  • • самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
  • • положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
  • • поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
  • • дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
  • • бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

автор: Анна Климова дата: 12.08.2012 + +432 —

Источник: https://volbusiness.ru/zhiznestojkost-kak-resurs-ustojchivosti-k-stressu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector