Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.

Возникает логичный вопрос: «Что же такое ассоциации?» Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками.

Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.

Откуда берет начало теория об ассоциациях?

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин «ассоциация» в науке.

Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал.

Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание — различные представления и образы.

Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.

Классы, виды ассоциаций

Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:

  • причинно-следственным связям: холод — болезнь, туча — дождь;
  • подобию понятий: грязь — пыль, свадьба — праздник;
  • близости в пространстве и времени: телевизор — пульт, кастрюля — суп;
  • контрасту качеств предмета: тепло — холод, свет — темнота;
  • обобщению: Ваня — ребенок, роза — цветок;
  • дополнению: каша — масло;
  • подчинению понятий: фрукт — слива, бобовые — фасоль;
  • целому и части: организм — сердце, комната — потолок;
  • соподчинению конкретному объекту: йогуртница — соковыжималка, кресло — диван.

Польза от развития ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.

Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:

  1. У ребенка развивается воображение.
  2. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи.
  3. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.

Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.

Что такое образное мышление у ребенка?

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка — это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк — это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное «сотрудничество» между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше — действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово «прививка», у него возникают ассоциации «боль» — «терпение» — «ограничения» — «тревога» — «боль», а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие «цветы»), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций.

Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память.

К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз.

В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш.

Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Источник: https://www.syl.ru/article/167084/new_assotsiativnoe-myishlenie-u-detey-assotsiativnaya-teoriya-myishleniya

Ассоциативное мышление, его определения, характеристики и упражнения для развития

Мышление с помощью ассоциаций присуще абсолютно каждому из нас. Но вот как правильно работать с ними знает далеко не каждый. Давайте вместе разберемся в том, как же построение связей между словами помогает нам в жизни, а главное – как развить ассоциативное мышление.

История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию

В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.

В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников.

К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила.

Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.

И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.

Ассоциативное мышление — что это такое?

Наверняка многие из нас слышали или сами произносили такую фразу: «Ты у меня ассоциируешься с…». Однако не каждый задумывается о том, что же представляет собой ассоциация.

Как правило, этим словом обозначают взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом.

 Например, кто-то говорит про Новый год, а в нашем сознании всплывает образ апельсинов, ели или фейерверков.

В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:

  • контрастные, противоположные (вода-огонь);
  • родственные (карета-машина);
  • обобщенные (яблоко-фрукт);
  • близкие в пространстве и времени (жара-лето);
  • причинно-следственные (карандаш-рисование);
  • тематические (зуд-аллергия);
  • образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);
  • имеющие фонетическое родство (точка-дочка).

А теперь давайте перейдем к основному вопросу: ассоциативное мышление –  что же это такое, что оно дает человеку? Почему же так важно его развивать?

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Наверняка кто-то подумает, что раньше он легко жил без этого. Однако подобная мысль неверна. Ранее уже отмечалось, насколько часто наше сознание подбирает связи между словами. А чтобы эти связи не были просто набором слов, образов, нужно их развивать. Для начала все же требуется подробнее разобраться в самом механизме нашего сознания.

Читайте также:  Синдром стендаля: поразительная сила искусства

Википедия не дает точного определения, поэтому мы можем вывести его самостоятельно. Ранее мы уже отметили, что такое ассоциации, и на основе этого определения можно обозначить и сам мыслительный процесс.

Итак, ассоциативное мышление – это такой вид мышления, основой которого выступают связи между словами. С его помощью наше сознание может легко перерабатывать поступающую информацию без какого-либо логического анализа. То есть благодаря нему, мы можем мыслить гораздо быстрее и эффективнее.

Решение многих проблем осложняется при ограниченном ассоциативном мышлении. На первый взгляд может показаться, что все мы пользуемся тем объемом информации, который собрали за всю жизнь. Хотя на деле человек привык работать лишь с малой частью запаса собственных знаний. Тем самым самостоятельно ограничивая свои возможности.

У взрослого человека процесс запоминания происходит на базе накопленного опыта. С помощью своего воображения он воспринимает события, явления, предметы, факты и привязывает новое слово к уже знакомому образу.

Соответственно взрослому легче развивать мышление, поскольку он имеет за плечами большой опыт и богатый багаж знаний. Это особенно полезно для людей, занимающихся творческой деятельностью или наукой. Люди, умеющие мыслить ассоциативно, ценятся на работе.

Окружающий мир видится им в ярких красках, а сами они всегда позитивны и креативны.

С  помощью ассоциативного мышления дети познают окружающий мир. Ассоциации в жизни ребенка влияют на его восприятие мира и дальнейшее обучение.

Иногда родители не возьмут в толк, зачем их ребенок должен дополнительно заниматься, если он и без этого берет все необходимое из окружающей среды. Однако специалисты доказали, что сознание не может развиваться самостоятельно, без помощи родителей ребенка. Поэтому желательно начинать развивать мышление ребенка с младенческих лет.

Стоит отметить, что особое внимание требуется уделять негативным связям. Ведь часто при упоминании врача ребенок думает об уколах или горьких таблетках. Школа напоминает о необходимости выполнять много домашнего задания.

Такое мышление отравляет жизнь ребенка, вырабатывая негативное отношение к окружающему миру. Только родитель в силах остановить этот процесс, пустить ассоциации в правильном русле, научить ребенка мыслить положительно.

Ограниченный ряд ассоциаций как у взрослого человека, так и у ребенка мешает развиваться, эффективно и быстро решать задачи.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Какие навыки помогает развивать ассоциативное мышление

Мы не можем отрицать, что человек с развитым мышлением будет гораздо успешнее чем тот, кто его не развивал. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

  • формируется неординарная фантазия;
  • улучшается память;
  • появится произвольное внимание;
  • ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;
  • ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.

Нужно обеспечить благоприятные условия развития ребенка. Исключить любой стресс из его жизни, ведь именно он создает почву для формирования возрастных страхов. А они, как известно, сильно тормозят рост человека, как успешной и интересной личности.

Ассоциативное мышление приносит пользу во время учебы. Школьникам, студентам легче запоминать материал, анализировать информацию с помощью построения особых связей между словами.

Взрослым ассоциации помогают при решении самых разных задач, они стимулируют активную работу мышления.  Специальные упражнения помогают успешнее делать новые открытия, придумывать креативные идеи, лучше запоминать новые сведения. Так, например, система быстрого усвоения информации Тони Бьюзена основывается именно на ассоциативном методе.

В современном обществе высоко ценятся люди с независимым критическим мышлением. Такие люди яркие и творческие, сразу привлекают к себе внимание. Большинству с ними всегда интересно проводить время.

Надеюсь, перечисленных навыков достаточно, чтобы начать работать с ассоциациями. Но хотелось бы выделить еще одну причину – самопознание. Фрейд считал, что наше подсознание с помощью ассоциаций посылает нам тайные послания, разгадка к которым откроет много новой информации о сознании. Если вы готовы открыть новые сведения о себе, тогда приступайте к выполнению упражнений.

5 упражнений, которые помогут вам успешнее работать с ассоциациями

Ряд специальных упражнений для развития ассоциативного мышления помогут интересно и успешно развить наше сознание, пополнить словарный запас и улучшить грамотность речи. Все упражнения достаточно просты и легко выполняются на протяжении всего дня.

Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями:

  1. Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.
  2. Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.
  3. Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.
  4. Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.
  5. Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».

Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Как часто нужно заниматься?

Если вы хотите, чтобы упражнения принесли плоды как можно быстрее и эффективнее, уделяйте им 1-2 часа в день в любое время суток. Можно тренироваться постепенно в течение дня, уделяя одному заданию до 20 минут. Выдумывайте так много ассоциаций, сколько сможете. Это не только полезно, но и весело.

Зачем же это нам нужно?

Ассоциативное мышление позволяет с легкостью усваивать новый материал, генерировать невероятные идеи, быть первым в своем любимом деле.

Создать ассоциативный ряд проще простого, но стоит запомнить и учесть одно важное правило – чтобы связь между словами запомнилась лучше, она должна быть яркой, необычной. Именно такие события прочно откладываются в нашей памяти.

Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности.

Теперь, зная, что такое ассоциативное мышление, вы можете узнавать больше новых слов и не мучить себя запоминанием нудных формулировок. Взрослый вы или ребенок, неважно, развивать ассоциации никогда не поздно.

Прочтение этой статьи является первым шагом на пути к развитию эффективного мышления. Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте.

Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше.

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/thinking/associativnoe-myshlenie.html

Развитие образно ассоциативного мышления у детей — Brain Hack

Для усвоения новой информации и длительного удержания ее в памяти отлично подойдут красочные приметные ассоциации. Их использование позволит в подходящей ситуации максимально точно воспроизвести информацию. Развитие ассоциативно-образного мышления помогает человеку создавать что-то новое, генерировать новые идеи.

Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.

Виды ассоциаций

Ассоциациями называются связи, возникающие между самостоятельными вещами, явлениями и фактами, хранящимися в памяти человека. У каждого они индивидуальны и основываются на опыте.

Ученые выделили несколько групп ассоциаций:

  • Ассоциативное мышление: 10 методов развитияподобие — чайник, электрочайник, кипятильник;
  • противоположность — небо-земля, кислый-сладкий, день-ночь;
  • соотношение части и целого — пирог-кусочек, веник-прутик;
  • причинно-следственные связи — огонь-ожог;
  • обобщение, подчинение — картофель-овощ, тушь-косметика;
  • смежность по пространству или времени — зима-холод, кастрюля-сковорода.

Помимо этого, их разделяют на тематические (связанные одной темой), фонетические (названия созвучны между собой) и словообразовательные (ассоциации — однокоренные слова).

В чем польза ассоциативного мышления

Развитие ассоциативного мышления позволяет человеку глубже понять взаимосвязи между вещами, явлениями, феноменами окружающей социально-природной среды. Чем больше и разнообразнее образы, которые мы накапливаем, тем обширнее возможности нашего разума при совершении операций с их использованием, и тем больше мы развиваем память и творческое мышление.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Ассоциативное мышление представляет собой связующее звено между предметным и абстрактным типами мышления, познания, высокий уровень развития данного вида мышления формирует целостность и эффективность реализации мыслительных процессов.

Как развить ассоциативное мышление

Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:

  • стимулирует работу клеток мозга;
  • увеличивает объем памяти;
  • облегчает восприятие незнакомой информации;
  • способствует развитию новых смысловых связей;
  • позволяет генерировать незаурядные идеи;
  • улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.

Так, в основе мнемоники, помогающей сохранять в памяти большие объемы слов, лежат именно ассоциации.

По возможности развитие необходимо начинать с раннего детства.

Вначале ребенка знакомят со всеми вещами, которые он видит, и связанными с ними действиями. Затем ему объясняют принципы группирования предметов, параллельно чему малыш учится отличать и называть вещи. Детям постарше подойдут упражнения типа ассоциативных рядов или анализа предметов по признаку.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Занятия для развития своих или навыков ваших детей следует проводить регулярно. При этом желательно придерживаться легкой и комфортной формы обучения, поскольку этот вид мышления больше всего связан с творчеством, а оно, как известно, не терпит давления. Однако, это не означает, что нужно игнорировать важные упражнения и надеяться на отличный результат.

Ряд ассоциаций

Игра является самым популярным методом для развития ассоциативно-образного мышления. Подходит для развития детей с 5-6 лет и для взрослых. Сперва придумываются два слова, ассоциирующиеся друг с другом. Например, иголка и дефиле.

Далее выстраивается ряд из слов, которые начинаются первым и заканчиваются вторым. Иголка — нитка — ткань — платье — модель — дефиле.

Ряды могут быть любой длины, но рекомендуется придерживаться продолжительности до 7-10 слов, чтобы дольше сохранить интерес к игре, особенно у ребенка.

Цепочки

Придумайте слово, подберите к нему слово-ассоциацию и далее по тому же принципу. Например, тарелка — кухня — выпечка — пекарня — тепло и т.д. Прелесть игры в том, что у каждого человека такая цепочка уникальна, поскольку он обладает индивидуальным ассоциативным рядом, который невозможно повторить. Упражнение отлично подойдет для развлечения в большой компании.

Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:

  • «Угадай слово по картинке»;
  • «Стоминутка»;
  • «Эмодзи Викторина».

Необычные ассоциации

Существуют ассоциации, которые использует большинство людей. Невеста-платье, мышь-сыр, шайба-хоккей. Из-за этого наш мозг как бы «ходит по кругу». Чтобы избавиться от этого состояния, рекомендуется придумывать необычные ассоциации. Вначале это может показаться тяжелым и долговременным занятием, но постепенно ваш мозг привыкнет к нестандартному мышлению.

Читайте также:  Как вести ежедневник: топ 10 правил и примеры заполнения

Описание предметов

Методика подходит для обучения совсем маленьких детей. Вам необходимо описывать определенные предметы, создавая понятную для ребенка ассоциацию.

Играть можно в любое время, например, по дороге домой или на прогулке, комментируя окружающие вещи.

«Смотри, какой голубой цветочек, как небо», «Ветер дует, как вентилятор», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Сандалики грязные, как посуда после обеда» и т.д. Постепенно ребенок втянется в игру и начнет также активно сравнивать, развивая свое ассоциативное мышление.

Перевоплощение

Игра способствует развитию ассоциативно-образного мышления у детей. Вы представляетесь кем-то, например, мышкой, и задаете ребенку наводящие вопросы. Что делают мышки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Вам необходимо перенять «образ мышки» на себя.

Двигаться на четвереньках, попискивать, двигать носом, принюхиваясь. Попытайтесь с помощью звуков передать то, что хотите сказать ребенку. Игра дает возможность детям представить определенных животных, получить знания о них и понять, нравятся они им или нет.

Во избежание неприятных ситуаций играть в нее следует дома.

«Что? Где? Когда?»

Популярная интеллектуальная игра приносит пользу не только ее участникам, но и всем зрителям.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Игрокам необходимо благодаря эрудиции, логике, способности к образному мышлению и быстрому построению ассоциативных цепочек за отведенное время ответить на поставленный вопрос.

Подобный тренинг вам помогает одновременно развивать многие навыки, включая ассоциативное мышление.

Вы можете попробовать свои силы вместе с официальной игрой, транслируемой по телевизору или воспользоваться онлайн вариантом игры.

Крокодил

Популярная командная игра в ассоциации. Игроки делятся на две команды, и поочередно команды выбирают ведущего, которому соперники предлагают слово.

Задача ведущего при помощи только жестов и мимики показать своей команде выбранное слово.

Ведущий не может указывать на вещи вокруг, артикулировать губами или произносить звуки, показывать слово по частям. Чтобы выиграть, команде необходимо потратить минимум времени на разгадывание всех слов соперника. Если у вас нет возможности собрать команду, воспользуйтесь этой игрой.

Друдлы

Игра является изобретением двух творческих американцев — Роджера Прайса и Леонарда Стерна. Суть — вы описываете изображение, которое имеет несколько интерпретаций. Сами по себе картинки что-то вроде каракулей, но создатели всегда описывают вариативность их восприятия. Здесь вы сможете проверить свои силы и развить ассоциативное мышление.

Ментальные карты

Создатели карт преследовали мысль, что при необходимости запомнить нечто новое, достаточно обобщить это с уже знакомым фактом, хранящимся в вашей голове.

По своей сути ментальные карты — это техника визуализации мышления.

Инструкция для создания:

  1. Возьмите лист бумаги, напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
  2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
  3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Умения составлять mindmaps помогут не только в развитии мышления. Карты значительно упростят процесс запоминания новых данных в любой сфере деятельности.
[table “2” not found /]

Источник: https://smartguy.ru/razvitie-assotsiativnogo-myshleniya/

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни.

Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями.

Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Ассоциации и их виды

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические. Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство).
  • Фонетические. Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом).
  • Словообразовательные. Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный).

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение.

Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах.

Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять  место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового.

Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию.

Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию.

Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей.

Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка.

Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов.

Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов.

Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом.

Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина.

Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина.

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт.

Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян.

Значит, ассоциация – семена.

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Читайте также:  Симптомы хронической усталости: диагностика и лечение

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги».

У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

  • В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.
  • Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Найти подробный обзор betfair всегда можно на нашем сайте bukmekerov.net

Источник: https://newgoal.ru/razvitie-associativnogo-myshleniya/

Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то  увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Что такое ассоциации?

Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ассоциативное мышление: 10 методов развития«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» , Сальвадор Дали, 1944

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.  Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

При помощи ассоциаций и метафор можно установить связи между понятиями. Это полезно для генерации идей. Считается, что любые два понятия можно связать цепочкой в среднем из десяти ассоциативных переходов.

К примеру, ассоциативный переход между понятиями «древесина» и «мяч» будет выглядеть так: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» — «футбольное», «футбольный» — «мяч».

А как связать понятия «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить» — «чай».

Особенности ассоциативного мышления

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти.

Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 102, третий — из 103, четвертый—из 105.

Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Источник: http://mediasvod.ru/metody-associativnogo-poiska/

Как развить креативность с помощью метода ассоциаций

Сегодня весь мир говорит о навыке, ценность которого за последние пять лет выросла в несколько раз. Этот навык — креативность.

На пороге четвёртой индустриальной революции в мире, который, кажется, медленно сходит с ума, люди должны заново придумать свою роль, чтобы остаться нужными и полезными. Иначе что нам останется после неизбежной автоматизации и роботизации всех отраслей и большинства рядовых профессий?

Даже если предыдущий абзац сложно читается и вы не хотите в это верить, перечитайте его ещё раз. Креативность в этом понимании — это не просто умение найти красивую картинку или подобрать рифму к слову «жуй», а возможность продолжать осмысленную жизнь, возможность жить и радоваться, возможность творить и быть полезным.

Я расскажу вам о нескольких инструментах, которые можно брать и применять для поиска новых идей сразу, не имея академического образования в креативности. Сегодня будет первый пост креативной серии про базовый инструмент творческого человека.

Ассоциациями в психологии называют связи, возникающие между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые находятся в сознании человека и закреплены в его памяти.

При наличии ассоциативной связи между явлениями A и B возникновение в сознании A влечёт появление в сознании явления B. Процесс ассоциативного мышления протекает в два этапа: сначала анализ, затем синтез. У вас не получится придумать что-то, что ранее не существовало, так как ассоциативное мышление производит новые комбинации встречавшегося ранее.

С помощью ассоциативного мышления можно улучшить качество жизни. Мы используем ассоциации ежедневно. С их помощью, сознательно или подсознательно, мы находим связи между разными категориями и явлениями, решаем сложные задачи, создаём новые коммерческие продукты и предметы искусства, пишем отличные истории, снимаем кино и искромётно шутим.

Применять ассоциативное мышление для повышения качества жизни можно:

  • для рутины и ежедневных дел;
  • в семейных отношениях;
  • в творчестве, юморе, искусстве;
  • в рекламе и маркетинге;
  • в продажах;
  • при решении технических проблем;
  • в изобретательстве;
  • для развития бизнеса.

А какие ассоциации есть?

  1. По сходству. Явления схожи по некоторым признакам: телевизор — ящик, облако — вата.
  2. По контрасту. Явления противоположны по некоторым признакам: чёрное — белое, смех — грусть.
  3. По расположению в пространстве или во времени.

    Явления близки друг к другу: гром — молния, картина — стена.

  4. Причинно-следственные. Явления связаны как причина и следствие: нарушение — штраф, сарказм — драка.

Правильно поставленная задача — половина успеха. И неважно, кто это сказал.

Вам понадобится:

  1. Сформулировать первый вариант задачи.
  2. Разобрать задачу на составляющие.
  3. Для каждого элемента задачи написать 15–20 ассоциаций.
  4. Переформулировать задачу, используя созданные ассоциации, написать не менее 10 новых формулировок.
  5. Выбрать самую подходящую формулировку.
  6. Реализовать.

Вам потребуется всего шесть минут. За три минуты нужно записать на листе цепь ассоциаций к слову «творчество». Каждое следующее слово должно быть ассоциацией к предыдущему.

Начало цепи: творчество — картина — краска — ворс — буйвол — луг — … Чем закончится такая цепь через три минуты, сложно предположить. Допустим, у меня получилось слово «колония».

Теперь у вас есть два слова: «творчество» и ваше последнее слово в цепи. Засеките ещё три минуты и попытайтесь создать и описать продукт, сервис или услугу, которые объединяют первое и последнее слово. Вариантов может быть несколько.

Мои примеры («творчество» + «колония»):

  • специальная реабилитационная территория, в которую приезжают на постой перегоревшие офисные менеджеры;
  • тематическая выставка современного искусства, посвящённая колонизации человеком других планет;
  • аукцион предметов, созданных заключёнными.

Ассоциативное мышление, как часть мышления творческого человека, можно и нужно развивать. Самые простые способы — играть в настольные игры с друзьями и каждый день практиковать ассоциативную цепь.

Результат такой работы над собой — более гибкое мышление, интересные идеи для работы и жизни. Вы можете получить результат через 20–60 дней. Примерно столько формируется устойчивая привычка.

Источник: https://Lifehacker.ru/metod-associacij/

Статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме: Ассоциативное мышление на уроках математики | Социальная сеть работников образования

  • Ассоциативное мышление на уроках математики
  • Анцупова Юлия Владимировна
  • МБУ СОШ №93 г. Тольятти

        Как известно, что всех людей можно разделить на три группы – это люди с математическим (аналитическим) складом ума, гуманитарным и смешанным. Ученые давно  обнаружили, что полушария нашего головного мозга развиваются неодинаково.

Левое отвечает за анализ, логическое, техническое и пространственное мышление, тогда как правое – за образы, эмоции, чувства, художественное воображение и интуицию.

Практически всегда есть небольшой перевес в развитии правого или левого полушария, поэтому и получается, что одни дети становятся «математиками», а другие – «гуманитариями». Конечно, неправильно было бы говорить о том, что лучше одни или другие. Важно правильно оценить, знать и использовать свои преимущества.

При обучении детей на уроках математики обязательно нужно учитывать данные особенности. Ведь в начальной и средней школе классы, в основном, не делят по направлениям. И если одним ребятам на уроке математики достаточно один раз услышать, прочитать, то другим просто необходим целый ряд мыслительной деятельности. И здесь наше особое внимание на гуманитариев.

  1. При работе на уроке математики очень хорошо помогают ассоциации и аналогии
  2. По определению большого толкового словаря русского языка,
  3. Ассоциация  — связь  между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
  4. Аналогия –сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями , понятиями.

        Ассоциации непроизвольно запоминаются учениками и облегчают запоминание материала. Если ребенок припоминает у него возникает образы, а если просто повторяет – получается, что он заучивает материал. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что ребенок  привязывает новые знания к уже известной ему  информации.

Ассоциативное мышление – это мышление, основанное на ассоциациях. Такое мышление делает возможным обобщение, воспроизведение информации без какого-либо логического анализа. Например, слово «лето» у детей ассоциируется с отдыхом, наряженная елка –с новым годом. Так работает ассоциативное мышление

На уроке учитель может, как предложить свои ассоциации, связанные с тем или иным определением, действием, так и попросить  учащимся немного подумать и придумать свои образы, которые у него возникают при связи одного понятия, рисунка и т.д. с другим. Учащегося , придумавшего лучшую ассоциацию можно поощрить.

Ниже предлагаю некоторые из своих ассоциации, которые использую на уроках математики

  1. (Рис 1)Нередко учащиеся путают, где в дроби находится числитель, а где знаменатель (сами слова). Можно предложить следующую ассоциацию

Источник: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/08/08/assotsiativnoe-myshlenie-na-urokah-matematiki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector