Теория альдерфера: мотивация и потребности человека

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

В этом деле, видится мне, вам требуется проявить максимум изобретательности, чтобы заставить себя, например, начать работать и перестать лениться. Но всё ли в действительности так сложно? Ведь не исключено, будь у вас больше знаний на тему мотивации себя и других людей, всё стало бы гораздо проще, и работа, которая, казалось бы, не может сдвинуться с места, пошла бы полным ходом. В этой статье мы попробуем разобраться, почему так много людей сталкивается с проблемами в мотивации себя и других, вкратце разобрав несколько существующих теорий мотивации.

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человекаНе торопитесь пробегать по строчкам, без осознанного осмысления изложенных ниже теорий, не исключено, что некоторые из них представятся вам слишком замысловатыми и неказистыми, но это только поначалу. Это общепринятые теории, которые используются менеджерами разного уровня, и используются с успехом, примите к сведению, что знание о них в действительности может помочь и вам в мотивации себя и других людей, на работе или в быту. Со своей стороны, я постараюсь изложить теории мотивации наиболее простыми словами, чтобы любой из вас, даже впервые интересуясь этим вопросом, мог понять и, возможно, применить их на практике.

Теория мотивации: Когнитивный диссонанс

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

Слово «когнитивный» происходит от английского слова «cognition», что в переводе означает «познание». Познание, есть элемент знания: отношение, эмоция, убеждение, ценность, поведение и другие формы знания. Диссонанс есть нарушение, или, в данном случае, состояние стресса и тревоги, которое появляется в результате противоречия двух элементов знания друг другу. Классическим примером когнитивного диссонанса является поведение курильщика, столкнувшегося с противоречивой информацией. С одной стороны, он узнаёт, что курение вредно для его здоровья, но с другой стороны, он глубоко убежден, что это приносит ему удовольствие, избавляет от лишнего напряжения или является поводом общения с друзьями.

Естественной реакцией вашего организма на противоречие двух убеждений является стресс и отчаянный поиск вашим подсознанием или сознанием наименее значимого убеждения.

На примере с курением, на «поле битвы» выходят два элемента познания: «курение вредно для здоровья» и «курение приносит мне удовольствие», далее, с целью снижения тревожного состояния, наименее устойчивое из двух убеждений должно быть вытеснено, изменено или проигнорировано.

Если подсознание сделает это без вашего сознательного участия, этот процесс будет называться репрессией, если же вы сознательно будете вытеснять «неудобное» убеждение из вашего сознания, это будет называться подавлением.

Теория мотивации: Иерархия потребностей Маслоу

Иерархия потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, сложена из шести взаимозависимых уровней основных потребностей человека.

Каждый уровень иерархии Маслоу, находящийся ниже, является основой для зарождения мотивации на более высоком уровне, ну на более высоком уровне, мотивация не может быть достаточно сильной до тех пор, пока не удовлетворены потребности на более низком уровне. Давайте рассмотрим эту иерархию поближе, начиная с низшего уровня.

Иерархия потребностей Маслоу:

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

  • 1. Физиологический уровень – еда, кров, одежда.
  • 2. Уровень безопасности – от хищников, себе подобных и так далее.
  • 3. Любовь и чувство принадлежности – отношения.
  • 4. Достаток, престиж и почёт – положение в обществе.
  • 5. Уровень знаний – тяга к знаниям, любопытство.
  • 6. Самореализация – творчество.

Само собой разумеется, у вас не будет ни какой мотивации, или минимальная мотивация, к тяге к знаниям или к самовыражению, до тех пор, пока не будут удовлетворены основные потребности на первых уровнях.

Особенно здесь следует отметить физиологический уровень и уровень безопасности, от которых напрямую зависит наше выживание.

С другой стороны, нередко более низкие уровни удовлетворяются за счёт работы на более высоких уровнях, что, однако, не делает теорию Маслоу несостоятельной, но требует более детального рассмотрения.

Теория мотивации – ERG теория Альдерфера

ERG теория, это аббревиатура указывающая на три уровня потребностей Альдерфера: Existense (существование), Relatedness (связанность) и Growtn (рост).

Теория Альдерфера, скорей, является видоизменённой или модернизированной (как хотите) теорией Маслоу, упрощенной до трёх уровней.

Первые две потребности иерархии Маслоу объединены в потребности существования, вторые две потребности – в потребности связанности, ну и третья пара потребностей – в рост и саморазвитие:

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

Так, удовлетворение потребностей на уровне существования, приводит к появлению потребности в связанности – общению между людьми, удовлетворение потребностей на котором приводит к появлению потребностей на уровнероста – к жажде знаний, самовыражению.

Теория мотивации: Теория цели

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человекаСуществует предположение, что люди стремятся к удовлетворению определённых конечных состояний, или к достижению завершённого вида, либо состояния. Так, видя перед собой нерешённую задачу, человек испытывает желание решить её. Задаваясь вопросом или слыша загадку, человек стремится найти ответ. Горстка предметов, которые могут быть собраны в одно целое, должны быть собраны, хаос должен превратиться в порядок. Теория цели предполагает три основных элемента для определения степени мотивации, вот они.

Длительность

Сколько времени необходимо на решение поставленной перед нами задачи? То есть, сколько времени должно пройти от начала наших действий до получения результата, а, следовательно, и поощрения.

Это довольно значительный фактор, особенно для детей и подростков, ещё не обладающих должным уровнем понимания времени. Кстати это одна из причин, почему так трудно заставить ребёнка учиться и так легко увлечь игрой.

Уровень сложности

Задача должна быть достаточно простой, чтобы у вас было желание её достигать, но и достаточно сложной, чтобы не заставить вас заскучать. Если проблема кажется непреодолимой, у человека пропадает всякое желание преодолеть её. Зачастую единственным способом мотивации на решение большой проблемы является её расщепление на несколько небольших задач.

Специфичность

Какой смысл нам делать что-либо, если мы не знаем, для чего мы это делаем? Поэтому, конечное состояние должно быть чётко определено и понятно. В идеале, человек должен представлять всеми своими чувствами состояние завершения поставленной перед ним задачи и чем ярче эти ощущения, тем выше мотивация.

Из всего этого становится ясно, что наибольший уровень мотивации может быть достигнут, если задача будет достаточно короткой по продолжительности решения, умеренно сложной и решаемой, ну а результат ясным и определённым.

Теория мотивации: Теория мотивации достижения

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человекаВ основе теории мотивации достижения лежит предположение Дэвида МакКлелланда, о трёх факторах, влияющих на мотивацию человека, а именно: потребности в достижении, жажды власти и стремлении к принадлежности. Влияние каждого из этих факторов имеет разную интенсивность у разных людей. Рассмотрим эти факторы чуть подробнее:

Потребность в достижении

Может быть как очень низкой, так и очень высокой, потребность в достижении связана со сложностью выбираемой человеком задачи.

Люди с низкой потребностью в достижении склонны выбирать слишком простые задачи, чтобы избежать неудач, либо слишком сложные, дабы избежать смущения при неудаче.

Люди же с высокой потребностью в достижении склонны выбирать задачи средней сложности.

Жажда власти

Люди с высоким уровнем жажды власти испытывают удовлетворение от процесса влияния на своё окружение и движение его в том направлении, которое они выбирают сами. Жажда власти заставляет человека испытывать сильную потребность в контроле ситуаций и обстоятельств, в которых они оказываются, и это является одним из основных источников мотивации для них.

Стремление к принадлежности

Желание взаимодействовать с другими людьми и общими усилиями достигать цели. Чувство принадлежности и причастности к той или иной социальной группе приносит человеку ощущение счастья. Такая потребность не редкость среди экстравертов, и менее выражена среди интровертов.

В тот или иной период времени вы испытываем каждую из этих потребностей, однако, в разной степени.

Обычное же, в течение всей взрослой жизни нами руководит одна из этих потребностей, ну а то, какая именно, определяет воспитание.

Естественно, это не полный список существующих теорий мотивации, однако вполне достаточный для того, чтобы вы, основываясь на них, находили и применяли свои собственные техники мотивации. Некоторые из перечисленных выше теорий мы будем разбирать более детально, также не исключено, что со временем этот список будет пополнен. Успехов вам и стремительных достижений!

Источник: https://www.me100.by/2014/03/15/teorii-motivatsii/

Мотивация: теория Маслоу и Альдерфера

По теории американского психолога А. Маслоу (1908- 1970) все потребности можно расположить в виде строгой иерар­хической структуры. Он считал, что потребности ниж­них уровней влияют на поведение человека прежде, чем потреб­ности более высоких уровней.

В каждый конкретный момент че­ловек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной.

Потребность следую­щего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении че­ловека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня.

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека Иерархия потребностей по А. Маслоу

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе.

  • Потребности в безопасности и защищенности подразуме­вают защиту от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологи­ческие потребности будут удовлетворены в будущем.
  • Потребности в принадлежности и причастности включают чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
  • Потребности в признании и самоутверждении подразуме­вают самоуважение (личные достижения, компетентность), ува­жение со стороны окружающих.
  • Потребности самовыражения — это потребности в реализа­ции своих потенциальных возможностей.
  • Практические выводы из концепции Маслоу:
  • — потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);
  • — чем выше уровень потребностей, тем для меньшего чис­ла людей они являются мотивами к активной деятельности;
  • — неудовлетворенные потребности стимулируют работни­ков, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;
  • — удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь по­казала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

Во-первых, потребности по-разному проявляются в зави­симости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст и т. д.).

Во-вторых, не всегда имеет место жесткое следование од­ной группы потребностей за другой, как это представлено в «пи­рамиде» Маслоу.

Читайте также:  Нет смысла в жизни что делать: самые эффективные методы

В-третьих, удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

Маслоу считал, что исключением из этого правила является по­требность самовыражения, которая может не ослаблять, а, напро­тив, усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовле­творения.

Практика показывает, что и потребности признания и самовыражения также могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения.

  1. Согласно теории К.Альдерфера, потребности человека могут быть объеденены в три группы:
  2. — потребности существования;
  3. — потребности связи;
  4. — потребности роста.
  5. Эти группы соотносятся с теми, которые выделил Маслоу.

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

Три группы потребностей (по Альдерферу)

Расположены они иерархически. Однако Альдерфер считал, что движение двунаправленное, а не только снизу вверх, как в теории Маслоу.

Наверх — если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз — если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.

В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня сильнее действие потребности более низкой ступени в этой иерархии уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

Если, например, у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи или существования.

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

Порядок актуализации потребностей (согласно теории Альдерфера)



Источник: https://infopedia.su/9xe059.html

Теория ERG К. Альдерфера

В связи с тем, что мотивация управляет поведением человека, доказывает то, что она имеет большое значение в психофизиологическом процессе, который, определяет его направленность, устойчивость, организованность, активность, таким образом уже несколько десятков лет большое количество исследователей по всему миру занимается изучением мотивации деятельности человека.

С целью лучшего понимания психологического феномена такого как мотивация, дающего человеку возможность удовлетворять свои потребности, созданы и продолжают разрабатываться даже отдельные теории, называемые теориями мотивации.

Одной из наиболее молодых из них является ERG теория мотивации психолога из Йельского университета — Клейтона Альдерфера.

Создавая свою теорию Клейтон Альдерфер предположил, что все потребности людей могут быть систематизированы в отдельные группы, таким образом данная теория отчасти схожа с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, следовательно, их очень часто сравнивают, но от пирамиды Маслоу теория Альдерфера отличается тем, что, согласно ей, существует всего три группы потребностей: экзистенциальные или потребности существования, социальные или потребности связи, а также развития (роста), что в английском языке имеют обозначения: existence, relatedness и growth – ERG:

  • Existence (экзистенциальные) к данной группе относятся потребности существования, что выражается в физиологических потребностях и потребностях в безопасности. Сравнивая потребности существования с потребностями пирамиды Маслоу можно обозначить то, что они состоят из потребностей безопасности, в которые, однако, не входит групповая безопасность, и физиологических потребностей.
  • Relatedness (социальные), эти потребности связи, отражают социальную природу человека. Сюда можно отнести потребность в самоутверждении, потребность в стремление человека занимать какое-либо место в окружающем его мире, признании, наличии подчинённых или начальников, коллег, друзей, врагов, быть частью семьи. В потребностях связи можно проследить взаимосвязь с группами потребностей принадлежности и причастности. Так как по мнению Альдерфера, потребности связи, отражают социальную природу людей, то, следовательно, к рассматриваемой группе потребностей можно смело отнести некоторые потребности в признании и самоутверждении из пирамиды Маслоу, тесно связанные со стремлением людей занять своё место в окружающем мире, а также группу потребностей безопасности, но именно групповой.
  • Growth (развития, роста). К потребностям роста, относятся потребности человека, связанные с его стремлением личностно расти и развиваться. Сравнивая с иерархией потребностей А. Маслоу можно провести аналогию с потребностями в самовыражении, но также сюда относятся те потребности в признании и самоутверждении, которые основываются на стремлении человека к самосовершенствованию, развитию уверенности в себе и т.д. Представим теорию К.Альдельфера в виде пирамиды (рис. 1).

Пирамида потребностей по теории ERG К. Альдерфера

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

Рис.1

Так же, как и в пирамиде А. Маслоу все три группы потребностей теории Альдерфера имеют иерархический порядок, но между данными теориями имеется одно очень важное отличие, заключающееся в следующем: согласно пирамиде А.

Маслоу, движение от одних потребностей к другим может происходить только снизу-вверх, таким образом если потребности низшего уровня удовлетворены, можно переходить к удовлетворению потребностей высшей ступени и т.д. Согласно же теории К. Альдерфера движение может осуществляться и вниз, и вверх, т.е. в обе стороны.

Когда не удовлетворены потребности низшей ступени, то происходит движение вверх, а движение вниз возможно в случае, когда не удовлетворены потребности высшей ступени.

Одновременно с этим, утверждение гласит, что неудовлетворённость потребностей высшей ступени приводит к усилению неудовлетворённости потребностей низшей ступени, следовательно, человек автоматически переключает внимание на потребности этой ступени. Например, если потребность в личностном росте не была удовлетворена, у человека активизируются потребности связи, что является регрессивным процессом с верхней ступени потребностей на нижнюю.

Восхождение от более конкретизированных потребностей к менее конкретизированным, исходит из ERG теории. Альдерфер считает, что каждый раз, внимание человека переключается на удовлетворение более конкретизированной потребности, когда какая-либо иная потребность не удовлетворяется, таким образом именно данное нисходящее движение обуславливает движение сверху вниз.

Восходящее движение по ступеням потребностей в теории К. Альдерфера называется процесс удовлетворения потребностей, а нисходящее движение — процесс фрустрации (Фрустрация (лат.

frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей), что определяется неудачей человека в своём желании удовлетворить потребность.

В связи с тем, что по ступеням потребностей имеется наличие двух направлений движения, открываются новые дополнительные возможности для мотивации идей в организации.

Если, к примеру, фирма не имеет достаточных возможностей, чтобы удовлетворить потребность человека в росте, он, руководствуясь этим, может с большим заинтересованностью и рвением переключиться на удовлетворение потребности связи, таким образом фирма уже может дать возможность этому человеку такую потребность удовлетворить, вследствие чего увеличивается её потенциал в мотивации другого человека.

Клейтон Альдерфер считал, что текущие потребности могут остаться неудовлетворенными в течении любого промежутка времени, к примеру, даже через пять лет, и тогда ориентиры могут быть сменены.

Молодые люди могут часто стремиться стать директорами, но в зрелом возрасте приоритеты меняются, и молодой человек может не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни.

Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате определил следующие семь принципов:

  1. Потребности существования (E) проявляю сильнее, чем менее они удовлетворены
  2. Потребности существования (E) действуют сильнее, чем слабее удовлетворены социальные потребности (R)
  3. Социальные потребности (R) начинают активно проявлять себя, если полнее удовлетворены потребности существования (E)
  4. Усиление действий социальных потребностей (R) происходит если они менее удовлетворены
  5. Социальные потребности (R) становятся сильнее, если менее удовлетворены потребности личностного роста и самореализации (G)
  6. Потребности личностного роста (G) действуют сильнее, чем полнее удовлетворены социальные потребности (R)
  7. Потребности личностного роста (G) начинают активнее проявлять себя, если они меньше удовлетворены, но при этом они становятся сильнее, чем больше удовлетворяются.

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Данная теория появилась сравнительно недавно, в 1972 году, таким образом она еще не имеет достаточного количества практических подтверждений, свидетельствующих о её правильности, но, несмотря на это, знание основных положений этой теории представляет пользу для менеджеров, ведь благодаря ней перед управленцами открываются новые перспективы и горизонты в поиске наилучших и эффективных методов мотивации. Следует также заметить, что теория Альдерфера ввиду своим простым формулировкам, была признана научным сообществом, но данная теория во многом совпадает с пирамидой потребностей Маслоу. В обеих этих теориях предлагается взаимосвязь потребностей и разные категории данных потребностей, которую можно использовать для создания особых программ поощрения поведения людей в организациях и мотивации.

Так как в рамках единой иерархической системы потребности не определяются, то согласно мысли К. Альдерферома в любой момент времени каждая из потребностей может быть активна, при этом некоторые из них, например, потребности в росте, вообще могут усиливаться по мере удовлетворения их человеком.

ERG теория обладает рядом преимуществ, которые присущи более ранним содержательным теориям мотивации, однако в ней отсутствуют ограничения, которые им свойственны.

Несмотря на это теория получила только узкую поддержку независимо от того, что результаты проведённых учёными исследований в области человеческих потребностей больше подходят к теории Альдерфера, нежели к пирамиде Маслоу.

Именно поэтому, оснований на то, чтобы видеть в теории Альдерфера альтернативу уже ставшей знакомой и популярной многим пирамиде Маслоу сегодня очень мало.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/motivaciya_deyatelnosti/teoriya_erg_k_alderfera/

Теория ERG К. Альдерфера в менеджменте

Альдерфер создал свою теорию содержания мотивации и так же, как и Маслоу, исходил в своей концепции из того, что человеческие потребности могут объединяться в отдельные группы. При этом теория ERG Альдерфера имеет значительное отличие от теории иерархии потребностей Маслоу.

Теория ERG К. Альдерфера

Теория ERG Альдерфера включала не пять групп потребностей (как было у Маслоу), а всего три, среди которых потребность существования, связи и роста.

В общем виде теория ERG Альдерфера содержит потребности, которые можно достаточно наглядно соотнести с группами потребностей иерархии Абрахама Маслоу.

Теория Альдерфера: мотивация и потребности человека

Потребности существования и связи

Потребности существования включают в себя две группы потребностей, представленных в пирамиде Маслоу: потребность в безопасности (исключая групповую безопасность) и физиологические потребности. Группа потребности связи наглядным образом отражает связь с группой потребности принадлежности и причастности.

В соответствии с теорией Альдерфера потребность связи характеризуется социальной природой человека, его стремлением быть членом семьи, иметь друзей, коллег, руководителей и подчиненных.

По этой причине в эту группу также можно включить часть потребностей признания и самоутверждения из иерархии Маслоу, связанные с человеческим стремлением занять соответствующее место в окружающем мире, а также долю потребностей безопасности иерархии Маслоу, которые относятся к групповой безопасности.

Потребности роста

Теория ERG Альдерфера включает потребности роста, которые выстраиваются по аналогии с потребностями самовыражения иерархии Маслоу, они включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением развивать свою уверенность и самосовершенствоваться.

Группы потребностей, представленные в теории ERG Альдерфера, располагаются в иерархическом порядке. Можно отметить, что между концепцией Маслоу и Альдерфера существует принципиальное различие.

Различие между теориями состоит в том, что по теории Маслоу движение происходит от потребности к потребности в порядке снизу вверх. Удовлетворяя потребность низшего уровня, человек переходит к удовлетворению следующей потребности высшего уровня.

Альдерфер же считал, что движение происходит в обе стороны — вверх, если не происходит удовлетворение потребности нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высшего порядка.

Автор теории считал, что при условии неудовлетворенности потребности высшего порядка происходит усиление степени действия потребностей более низшего уровня. Это переключает внимание людей на данный уровень.

К примеру, когда человек не способен удовлетворить потребность роста, у него снова проявляется потребность связи, что вызывает процесс регрессии с верхнего уровня на нижний уровень. Данным процессом определяется наличие обратного хода в порядке сверху вниз.

Особенности теории Альдерфера

Осуществление движения вверх по ступеням потребностей автор теории называл процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз он характеризовал процессом фрустрации, то есть поражением стремления удовлетворить потребность.

Существование двух направлений движения при удовлетворении потребностей открывало дополнительные возможности мотивации человека в работе любой организации. К примеру, если организация не обладает достаточными возможностями удовлетворения потребностей людей в росте, то, разочаровавшись, они могут с большим интересом переключаться на потребности связи.

В этой ситуации компания способна предоставить работнику возможность удовлетворения этой потребности путем увеличения своего потенциала мотивирования этого человека.

Теория ERG Альдерфера считается полезной в практическом осуществлении управления, поскольку открывает перспективы поиска эффективных методов и форм мотивации, которые можно соотнести с более низшим уровнем потребностей в случае, когда нет возможности создавать условия удовлетворения потребностей более высшего порядка.

Примеры решения задач

Источник: http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/teoriya-erg-k-alderfera/

Теория потребностей Маслоу. Теория Альдерфера

Особый вклад в теорию мотивации внес Абрахам Маслоу, разработавший иерархию потребностей человека. Благодаря ему стало известно о сложности и структуре человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию. Работая над своей теорией мотивации в 40-е гг. XX в.

, Маслоу, проанализировав потребности, определил последовательность их возникновения (иерархию). Первое место занимают физиологические потребности, необходимые для выживания индивида. Они включают потребности в пище, воде, отдыхе, а также сексуальные потребности.

На втором месте находятся потребности в безопасности и уверенности в будущем. В их число входят: потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в возможности удовлетворения физиологических потребностей в будущем.

Третье место занимают социальные потребности, называемые иногда потребностями в причастности. Это понятие, которое включает чувство принадлежности к кому или чему-либо.

На четвертом месте находятся потребности в уважении, в которые входят потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

На пятом месте находятся потребности самовыражения, т. е. реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

В соответствии с теорией Маслоу все потребности можно сгруппировать в строгой иерархической последовательности, т. е. физиологические потребности, потребности в безопасности и защищенности относятся к первичным потребностям, а все остальные принадлежат к вторичным.

Этим еще раз подчеркивается, что потребность нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека, прежде чем на мотивации начинаю сказываться потребности более высоких уровней.

В определенный период времени человек будет стараться стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является наиболее важной. Прежде чем приступать к удовлетворению более высоких потребностей, человек удовлетворяет потребность более низкого уровня.

Человек, испытывающий голод, в первую очередь будет стараться найти пищу и только после этого попытается построить убежище. Однако, живя в удобстве и безопасности, человек будет стремиться к деятельности и социальным контактам и только после этого начнет стремиться к уважению со стороны окружающих.

И только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его потребности начнут расти с его потенциальными возможностями.

Данная теория внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей осуществлять трудовую деятельность.

Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется довольно-таки широкой областью их потребностей.

Для того чтобы мотивировать работника, менеджер должен предоставить ему возможность в удовлетворении его важнейшей потребности таким образом, чтобы достичь целей организации.

Теория Альдерфера

Подход Клейтона Альдерфера возник как реакция на критику иерархической модели Маслоу. Альдерфер предложил более простую структуру мотивационно-потребностной сферы человека, выделив всего три типа потребностей (вместо пяти у Маслоу).

Свое название – ERG – теория Альдерфера получила по первым буквам выделенных им трех групп потребностей: — потребности существования (Existence); — потребности в социальных связях (Relatedness); — потребности роста (Growth).

В отличие от Маслоу, допускавшего что мотивация может развиваться только снизу вверх, от низших потребности к высшим, Альдерфер утверждает, что движение может идти в обоих направлениях.

Потребности, по Альдерферу, не активизируются в каком-то определенном порядке; их актуализация зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от специфики ситуации, любая потребность может актуализироваться независимо от удовлетворения других потребностей.

Согласно теории ERG, если усилия, направленные на удовлетворение потребностей какого-либо уровня, постоянно оказываются безуспешны, то человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более простые, с точки зрения возможности их удовлетворения, потребности.

Сотрудник, который не способен в рамках своей трудовой деятельности удовлетворить потребности в личностном и профессиональном росте, может остановиться на том, что будет выполнять свою работу лишь настолько, насколько необходимо, чтобы не потерять место и удовлетворять социальные потребности (потребность в общении), то есть потребности более низкого уровня. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на более высоком уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на более низком уровне.

Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь принципов 1. Чем менее удовлетворены потребности существования (Е), тем сильнее они проявляются. 2.

Чем слабее удовлетворены социальные (R) потребности, тем сильнее действие потребностей существования (Е). 3. Чем полнее удовлетворены потребности существования (Е), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R). 4. Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие. 5.

Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R). 6. Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G). 7.

Чем меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя. Чем больше удовлетворяется потребность в личном роста, тем сильнее становится эта потребность.

Таким образом Альдерфер ушел от некоторой негибкости модели Маслоу, показав, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от ее места в иерархии, но и от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей. Хотя ERG-теория явилась попыткой развития мотивационной теории А. Маслоу, она не получила такого же признания у практиков.

Источник: https://students-library.com/library/read/48127-teoria-potrebnostej-maslou-teoria-alderfera

Теория мотивации Альдерфера

Сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к мотивации считается концепция ERG Клейтона Альдерфера.

Альдерфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности:

  • 1) экзистенциальные (existence);
  • 2) социальные (relatedness);
  • 3) развития (growth).

Начальные буквы названий этих групп потребностей (в английском варианте) дали название этой теории — ERG-теория. Экзистенциальные потребности связаны с удовлетворением базовых потребностей.

Эта группа совпадает с тем, что Маслоу обозначал как физиологические потребности и потребность в безопасности. Вторая группа потребностей связана с желанием устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи.

Эти потребности лежат в сфере взаимодействия с другими людьми и внешнему компоненту потребности в уважении (то есть в уважении со стороны других людей) по классификации Маслоу. И, наконец, потребности развития — это стремление к совершенствованию и росту личности.

Здесь видны параллели с внутренним компонентом потребности в уважении (самоуважение) и с потребностью самоактуализации [7, c.152].

В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения.

Теория Альдерфера имеет принципиальное отличие от теории Маслоу — движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня.

Так, человек может, например, стремиться к развитию, даже если его экзистенциальные или социальные потребности не удовлетворены. Более того, индивид может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей.

Маслоу утверждал, что неудовлетворенная потребность — ведущий мотиватор, восхождение по пирамиде потребностей возможно только после удовлетворения предыдущего уровня.

ERG-теория вводит очень важное фрустрационно-регрессивное измерение: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т. е.

блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить.

Альдерфер также предполагает, что чем меньше удовлетворяются потребности взаимосвязи (отношений с другими), тем более важными становятся потребности существования (физические/материальные), и что чем меньше удовлетворяются потребности роста (самооценка и самореализация), тем более важными становятся потребности взаимосвязи [7, c.152].

В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников.

Различия в образовании, воспитании, культурных корнях — все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей.

Ряд исследований подтвердил концепцию Альдерфера, однако, по-видимому, ее скорее можно рассматривать как развитие идей Маслоу, чем как самостоятельную теорию.

Теория ERG в целом обладает рядом сильных сторон, присущих содержательным теориям, но лишена многих свойственных им ограничений.

Однако остается фактом неспособность содержательных теорий объяснить всю сложность трудовой мотивации, и, за исключением возможного применения следствий из теории Герцберга для проектирования рабочего места, они не могут быть непосредственно транслированы в реальную практику управления человеческими ресурсами.

теория мотивация персонал административный

Источник: https://studwood.ru/2073052/menedzhment/teoriya_motivatsii_alderfera

Теория erg Альдерфера

Так
же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер
исходит в своей теории
из того, что потребности, человека могут
быть объединены в отдельные
группы. Однако в отличие от теории
иерархии потребностей
Маслоу, он считает, что таких групп
потребностей существует три:

  • потребности существования;
  • потребности связи;
  • потребности роста.

Группы
потребностей данной теории достаточно
наглядно соотносятся с группами
потребностей теории Маслоу.

Эти
три группы потребностей, так же, как и
в теории Маслоу, расположены
иерархически. Однако между теориями
Маслоу и Альдерфера
есть одно принципиальное различие,
состоящее в том, что, по
Маслоу, происходит движение от потребности
к потребности только снизу вверх.

Удовлетворил потребность нижнего
уровня, перешел
к следующей и т.д. Альдерфер же считает,
что движение идет в
обе стороны. Наверх,
если не удовлетворена потребность
нижнего
уровня,
и вниз, если не удовлетворяется потребность
более высокого
уровня.


При этом Альдерфер считает, что в случае
неудовлетворенности
потребности верхнего уровня усиливается
степень действия потребности
более низкого уровня, что переключает
внимание человека на этот уровень.

Например, если человек никак не смог
удовлетворить
потребности роста, у него опять
«включаются» потребности связи,
и это вызывает процесс регрессии с
верхнего уровня потребностей на нижний.

В соответствии с теорией Альдерфера
иерархия потребностей отражает
восхождение от более конкретных
потребностей
к менее конкретным. Он считает, что
каждый раз, когда потребность
не удовлетворяется, происходит
переключение на более конкретную
потребность. И этот процесс определяет
наличие обратного
хода сверху вниз.

Процесс
движения вверх по уровням потребностей
Альдерфер называет
процессом
удовлетворения потребностей,
а
процесс движения
вниз — процессом
фрустрации,
т.е.
поражения в стремлении удовлетворить
потребность.

Наличие
двух направлений движения в удовлетворении
потребностей открывает дополнительные
возможности в мотивировании людей в
организации.

Например, если у организации
нет достаточных
возможностей для удовлетворения
потребности человека в росте,
то, разочаровавшись, он может с повышенным
интересом переключиться
на потребность связи.

И в данном случае
организация сможет
предоставлять ему возможности для
удовлетворения данной потребности,
увеличивая тем самым свой потенциал
мотивирования данного человека.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Широко
распространенной концепцией потребностей,
определяющих
мотивацию человека к деятельности,
является концепция МакКлелланда,
связанная с изучением и описанием
влияния
потребностей достижения и соучастия,
а также
потребности
властвования.
При
этом МакКлелланд
рассматривает эти
потребности как приобретенные
под
влиянием жизненных обстоятельств, опыта
и обучения.

Потребность
достижения

проявляется в стремлении человека
достигать стоящих перед ним целей более
эффективно, чем он
это делал ранее. Люди с высоким уровнем
потребности достижения
предпочитают самостоятельно ставить
свои цели.

При этом они
обычно выбирают умеренно сложные цели
и задачи, исходя из
того, чего они могут достичь и что они
могут сделать. Люди с выраженной
потребностью достижения склонны делать
умеренно рискованные решения и ожидают
немедленной обратной связи от
осуществленных ими действий и принятых
решений.

Им нравится принимать решения
и отвечать за решение задачи, они одержимы
теми
задачами, которые решают, и легко берут
на себя персональную ответственность.

Исходя
из вышеперечисленных характеристик,
можно сказать, что
члены организации, имеющие высокую
потребность достижения,
готовы браться за работу, несущую в себе
элементы вызова, что позволяет
им самостоятельно ставить цели.

Однако
при этом им очень
трудно заниматься той работой, у которой
нет ясного и ощутимого
результата, наступающего достаточно
быстро. Они могут с энтузиазмом и все
время заниматься решением задачи, но
при этом им постоянно нужно получать
результат.

Важно отметить, что качество
результата,
а также качество их работы не обязательно
являются наивысшими.
Люди с данной потребностью много и
охотно работают, но не очень любят
делиться работой с другими.

Совместно
полученный
результат их устраивает гораздо меньше,
чем, если бы они сами
этот результат получили в одиночку.

Считается,
что наличие у работников высокой
потребности достижения оказывает
влияние на их активность и результативность.

Поэтому
полезно оценивать уровень потребности
достижения у членов
организации при их продвижении по
службе, а также у претендентов
на вхождение в организацию.

Оценка
уровня потребности достижения
может быть использована также и для
приведения характера
и содержания работы в соответствие с
потребностями достижения
работников.

В
целях регулирования уровня данной
потребности важно проводить
обучение членов организации и
соответствующим образом организовывать
работу.

В частности, желательно включать
в работу наличие
регулярной обратной связи, разбирать
примеры успешного достижения
целей.

Также в связи с тем, что люди с
высокой потребностью
достижения имеют повышенную самооценку
и соответственно
не склонны ставить трудные цели, нужно
пытаться корректировать
их самооценку.

Стремление
к достижению делает людей успешными в
решении стоящих
перед ними задач. Успешный предприниматель
должен иметь
высокий уровень потребности достижения.

Однако зачастую именно
люди с высокой потребностью достижения
не достигают высших
уровней в управленческой иерархии, так
как на верхних управленческих
уровнях требуется принимать более
рискованные решения
и ставить более высокие цели, чем на это
готовы пойти люди с
высоким уровнем потребности достижения.

Поэтому вполне однозначно можно сказать,
что для людей, занимающихся
предпринимательской
деятельностью индивидуального типа,
желательно иметь высокую
потребность достижения. Если же человек
работает в большой организации, высокая
потребность достижения может создавать
много
проблем и ему, и окружающим его сослуживцам.

Потребность
соучастия

проявляется в виде стремления к дружеским
отношениям сокружающими.

Люди с высокой потребностью соучастия
стараются устанавливать и поддерживать
хорошие отношения,
стремятся получить одобрение и поддержку
со стороны окружающих,
обеспокоены тем, как о них думают другие.

Для них очень важным
является тот факт, что они нужны кому-то,
что их друзья и коллеги не безразличны
к ним и их действиям.

Индивиды
с высокой потребностью соучастия
предпочитают занимать
в организации такие позиции и выполнять
такую работу, которые
позволяют им находиться в активном
взаимодействий с людьми,
как со своими коллегами, так и с клиентами.

Для успешной организации работы таких
членов коллектива необходимо создавать
условия,
позволяющие им регулярно получать
информацию о реакции окружающих на их
действия, а также предоставляющие им
возможность активного взаимодействия
с достаточно широким кругом людей.

Руководство организации должно регулярно
оценивать уровень
данной потребности у подчиненных им
сотрудников, чтобы правильно
и своевременно вносить корректировки
в организацию их работы
с учетом возможного изменения у отдельных
сотрудников уровня
потребности соучастия.

Естественно,
анализ уровня потребности соучастия
должен оцениваться и при приеме человека
в организацию.

Потребность
властвовать

является третьей крупной потребностью,
влияние на поведение человека которой
было изучено и описано МакКлелландом.

Данная потребность также, как и две
предыдущие,
является приобретенной, развивается
на основе обучения, жизненного
опыта и состоит в том, что человек
стремится контролировать
ресурсы и процессы, протекающие в его
окружении.

Основной направленностью
данной потребности является стремление
контролировать
действия людей, оказывать влияние на
их поведение, брать на
себя ответственность за действия и
поведение других людей.

Потребность
властвования имеет два полюса: стремление
иметь как можно
больше власти, контролировать все и
всех и, в противоположность
этому, стремление полностью отказываться
от каких-либо притязаний
на власть, желание полностью избегать
таких ситуаций и действий,
которые связаны с необходимостью
выполнять властные функции.

Лица
с высокой мотивацией властвования могут
быть подразделены
на две, в принципе взаимоисключающие
друг друга, группы.

Первую
труппу
составляют те, кто стремится к власти
ради властвования. В первую очередь их
привлекает сама возможность командовать
другими.
Интересы организации для них часто
отходят на второй план
и даже теряют смысл, так как они
концентрируют первостепенное
внимание на своей руководящей позиции
в организация, на своих
возможностях властвовать, на своей силе
в организации.

Ко
второй
группе
относятся те лица, которые стремятся к
получению
власти ради того, чтобы добиваться
решения групповых задач. Эти
люди удовлетворяют свою потребность
властвования тем, что определяют цели,
ставят задачи перед коллективом и
участвуют в процессе
достижения целей.

При этом очень важно
отметить, что они ищут
возможности мотивирования людей на
достижение этих целей и работают вместе
с коллективом как над определением
целей, так и над
их достижением.

То есть потребность
властвования для этих людей — это не
стремление к властному самоутверждению
ради удовлетворения
своего тщеславия, а стремление к
выполнению ответственной
руководящей работы, связанной с решением
организационных
задач, что, кстати, также является
стремлением к властному самоутверждению.

МакКлелланд
считает, что из трех рассматриваемых в
его концепции
потребностей (достижение, соучастие и
властвование) для успеха менеджера
наибольшее значение имеет развитая
потребность властвования
второго типа. Поэтому исключительно
важно, чтобы работа руководителя,
с одной стороны, давала возможность
менеджерам удовлетворять
эту потребность, а с другой — способствовала
развитию
этой потребности.

Потребности
достижения, соучастия и властвования
в концепции МакКлелланда
не исключают друг друга и не расположены
иерархически, как это было представлено
в концепциях Маслоу и Альдерфера.
Более того, проявление влияния этих
потребностей на поведение человека
сильно зависит от их взаимовлияния.

Так, например, если человек находится
на руководящей позиции и имеет высокую
потребность
властвования, то для успешного
осуществления управленческой
деятельности в соответствии со стремлением
к удовлетворению
этой потребности желательно, чтобы
потребность в соучастии была бы у него
относительно слабо выражена. Также
может приводить
к негативному, с, точки зрения выполнения
менеджером своей работы,
влиянию на ее результат комбинация
сильной потребности достижения
и сильной потребности властвования,
так как первая потребность
все время будет ориентировать властвование
на достижение
личных интересов менеджера. По-видимому,
нельзя делать однозначно
жестких выводов о том, в каком направлении
воздействуют
друг на друга три рассматриваемых
потребности. Однако совершенно
очевидно, что необходимо принимать во
внимание их взаимовлияние
при анализе мотивации человека, при
анализе поведения и
выработке методов управления человеком.

Источник: https://studfile.net/preview/4415811/page:9/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector