Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Ораторское искусство нашей современности берет свое начало с античных греко-римских времен, когда этому виду творческой деятельности уделялось особо пристальное внимание и, когда как ни в какой другой культуре, устная речь не была так совершенна.

О том, что такое ораторское мастерство и искусство речи, как улучшить ораторские способности и стать хорошим оратором, мы расскажем далее. Присоединяйтесь.

Кто такой оратор

Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

  1. Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
  2. Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
  3. Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
  4. Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
  5. Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
  6. Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
  7. С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока — кратко об основах ораторского искусства.

Что такое риторика

Наука об ораторском искусстве называется риторикой.

Искусство ораторской речи, или красноречие, — это высокой степени мастерство выступления перед публикой и оказания на нее влияния.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Виды красноречия

В зависимости от состава аудитории и тематики красноречие подразделяется на виды:

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Ораторская речь может иметь разные цели воздействия на слушателя и бывает:

  • информационная, знакомит с новыми фактами, сведениями, знаниями;
  • развлекательная, имеет увеселительный характер;
  • убеждающая, в которой оратор добивается согласия слушателя со своей точкой зрения;
  • воодушевляющая, эмоционально вдохновляет;
  • призывающая к действию, агитирует совершить действие.

Структура ораторской речи

Для того, чтобы публичное выступление достигло своей цели и никого не оставило равнодушным, оно выстраивается согласно замыслу и содержанию в определенном порядке, который называется композицией.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

  • Вступление должно привлечь внимание, заинтересовать, наладить контакт с аудиторией, дать представление о теме предстоящего сообщения с кратким описанием проблематики.
  • Основная часть ораторского выступления — это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств.
  • Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

К работе над композицией желательно подходить творчески. Соблюдая четкую последовательность и согласованность ее элементов, важно не потерять индивидуальный стиль.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

Например:

  • наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
  • повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
  • аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
  • антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
  • гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
  • риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
  • вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
  • неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь — самое интересное.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

  1. Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
  2. Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса.
  3. Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
  4. Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их. Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
  5. Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Советы начинающему оратору

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Сила слова

Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь.

Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу.

Зажигайте в своих слушателях любознательность. Мотивируйте их на благие поступки.

Созидайте!

Ораторское мастерство и искусство речи: самоучитель как стать оратором Ссылка на основную публикацию Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Источник: https://KakGovorit.ru/oratorskoe-iskusstvo

Убеждающая речь: структура построения, советы и примеры

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко

Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.
Читайте также:  Что такое подсознание и как оно работает: можно ли им управлять?

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание.

Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство.

Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом.

В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства.

При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм.

Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки.

Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/ubezhdayushhaya-rech.html

Особенности ораторского искусства — лингвистические и психологические

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Особой формой деятельности, которая является инструментом непосредственного общения, считается ораторская речь. Обычно она предназначена определенному слушателю либо множественной публике. Основной задачей таких выступлений считается информирование либо оказание на людей определенного воздействия. По своему характеру такой текст представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не требующий какой-либо ответной реакции. Однако, при рассмотрении такого публичного выступления с социально-психологической точки зрения, можно уверенно говорить о том, что такая речь считается не обычным монологом, а сложным процессом двустороннего общения.

Особенности, характеризующие сущность ораторской речи

Выделяют следующие особенности ораторской речи:

  1. Устная форма общения. Ораторская речь представляет собой процесс непосредственного общения с людьми, в котором применяется устный литературный язык. Публичные тексты предназначены для восприятия на слух, поэтому нужно подготовить их таким образом, чтобы они быстро усваивались собравшейся аудиторией.
  2. Присутствие обратной связи. Во время доклада перед людьми выступающий может наблюдать за настроением собравшихся, следить за реакцией на фразы, улавливать настроение людей и отношение к вышесказанному. Кроме этого, по вопросам, поступающим от людей, можно сделать выводы, чем же обеспокоены слушатели в настоящий момент и, при необходимости, вносить корректировки в выступление.
  3. Применение разнообразных средств общения. Такая особенность ораторского искусства заключается в том, что речь является своеобразной формой взаимодействия, в которой присутствуют не только языковые средства. Особое место в публичных выступлениях отдается паралингвистическим и невербальным средствам, а также коммуникации.
  4. Взаимосвязь между книжным текстом и его устным воплощением. Во время различных разработок, обдумываний и написания текста делается акцент на книжные источники. С учетом такой особенности любой подготовленный текст является, по сути, книжной речью. В различных сообщениях об особенностях ораторской речи подчеркивается, что при выступлении перед публикой оратор должен преподнести текст так, чтобы он был понятен для окружающих. В такой ситуации могут понадобиться элементы разговорного общения, и выступающему необходимо опираться на реакцию аудитории.

Лингвистические особенности ораторской речи характерны любому ее виду, будь то выступления в суде либо выступление перед студентами.

Это связано с тем, что основу любого публичного выступления составляет язык, как универсальное средство общения людей друг с другом.

Если кратко, то главной лингвистической особенностью ораторской речи является необходимость найти контакт с аудиторией, что можно сделать с помощью личных местоимений, глагольных форм и вводных конструкций.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Психологические особенности ораторской речи кроются в ораторском искусстве, в восприятии людьми публичных выступлений.

Имея разные объекты и будучи достаточно самостоятельным, они действуют одновременно в живом общении говорящего с аудиторией.

Если кратко, то лингвистической особенностью ораторской речи является побуждение интереса слушателя к произносимым словам и старание в дальнейшем поддерживать его.

Важно: психологическое искусство заключается в способности в любой момент сгладить различные неурядицы и переключить внимание на другой вопрос по ходу лекции.

В оценочных критериях слушателей обычно наблюдается психология восприятия, мотивация и удовлетворение эстетического чувства. Для успешного выступления важно обязательное присутствие этих слагаемых.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Виды ораторской речи

Ораторское искусство является особым мастерством выступления перед публикой для убеждения слушателей в чем-либо. Различные навыки формируются в процессе определенных занятий и тренингов. Характерным их проявлением считаются выступления перед публикой, которые подразделяются на несколько видов.

Важно: местом зарождения ораторского искусства стала Древняя Греция, поэтому существуют виды, которые сегодня уже не практикуются.

Современная классификация выделяет следующие виды ораторской речи, ее специфику, особенности и функции:

  • Социально-политическое искусство оратора включает такие формы выступлений, как доклады на тему экономики и политики, а также митинговые фразы и военно-патриотические слова.
  • Судебное ораторское искусство можно наблюдать в различных судебных заседаниях, и выделяется оно своей аргументированностью, наличием доказательств и нередко носит оценочный характер. Такой вид публичного выступления требует присутствия защитной и обвинительной речи.
  • Академическое искусство оратора выделяется среди остальных видов присутствием специальных терминов и строгих формулировок. Кроме этого, в таких публичных выступлениях отмечается логичность и аргументированность текста. В таком искусстве можно наблюдать такие жанры, как обзор, лекция, доклад и сообщение.
  • Социально-бытовое искусство оратора объединяет в себе одновременно несколько форм. Приемы, которые применяются в таком публичном выступлении, показывают общественные и родственные отношения. Одной из самых популярных разновидностей такой речи считаются поздравительные и юбилейные фразы, а также поминания и тексты над усопшим.
  • Богословно-церковное искусство – это различные проповеди и молитвенные речи, которые используются в церкви. В таком виде публичного выступления отсутствует какая-либо аргументированность, доказательства и логичность. Кроме этого, содержание церковных текстов не требует присутствия в них таких свойств, а слушатели не ждут каких-либо аргументов.

Отдельным видом ораторского искусства считаются диалоги, которые предполагают присутствие дискуссий и активного общения с людьми. Кроме этого, они требуют наличия специальных особенностей, предполагающих воздействие на одного либо группу собеседников.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Недостатки ораторской речи

Можно выделить следующие недостатки ораторской речи:

  1. Слишком бедный словарь. Чаще всего ораторам, выступающим перед публикой, приходится использовать небольшое количество слов и фраз. Это приводит к тому, что довольно часто многие из них повторяются в его речи, и это отражается на ее качестве. Создается удручающее впечатление, свидетельствующее о недостаточной образованности и низком интеллектуальном развитии выступающего. Такие выступления выделяются своим словесным однообразием и банальностью стиля, и соответственно, содержание текста так же бедно. Исправить ситуацию возможно с помощью синонимов, сравнений и красноречивых оборотов, которые должны обязательно присутствовать в публичных выступлениях.
  2. Длинноты. Ораторская речь часто состоит из длинных и замысловатых предложений, описаний и доказательств. Необходимо их обязательно сократить, а сложные предложения разбить на несколько простых.
  3. Несоответствие стиля. Необходимо понимать, что предметы духовно-нравственного достоинства требуют применения различных стилей. Это обозначает, что на поминках нельзя говорить веселыми словами, на свадьбе вряд ли будет уместен грустный тон. Кроме этого, во время выступления не разрешается говорить слишком слащаво либо напыщенно, поскольку это сильно искажает речь и делает ее неестественной.
  4. Излишняя краткость. Нередко во время выступления ораторы опускают определенную информацию, что делает их выступление не совсем понятным для собравшейся публики. Говоря ключевые мысли и рассуждая, необходимо давать определенные пояснения и выделять самое главное в своих выступлениях.
  5. Неясность речи. Происходит при присутствии в тексте выступающего малоизвестных иностранных или устаревших слов, а также диалектов. Такое общение становится малопонятным для слушателей. Для того чтобы избежать неадекватной реакции аудитории, необходимо объяснить знание таких слов и дать им краткое определение.
  6. Неблагозвучие. Во время публичных выступлений следует избегать в речи длительных звуковых пауз. Кроме этого, нужно стараться, чтобы в тексте оратора отсутствовали неблагозвучные сочетания.
Читайте также:  Чем заняться когда скучно: 32 интересные идеи

Подготовка успешного выступления определяется видом текста, контингентом собравшейся аудитории, задачей оратора и набором иных обстоятельств.

Определенные правила формируются уже на этапе подготовки, с учетом сложившихся условий и вышеперечисленных факторов.

Для того чтобы высказывания были грамотными и хорошо воспринималась слушателями, необходимо владеть понятием ораторского искусства и особенностями публичного выступления.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/osobennosti-oratorskoj-rechi.html

7.1. Особенности ораторского искусства

Термин
ораторское
искусство
латинского
происхождения, его синонимами являются
греческое слово риторика
и
русское красноречие.

Ораторское
искусство

искусство построения и публичного
произнесения речи с целью оказания
желаемого воздействия на аудиторию.

Под
ораторским
искусством

прежде всего понимается высокая степень
мастерства публичного выступления,
качественная характеристика ораторской
речи, искусное владение живым убеждающим
словом. Это искусство построения и
публичного произнесения речи с целью
оказания желаемого воздействия на
аудиторию.

Многие
современные исследователи рассматривают
ораторское искусство как один из
специфических видов человеческой
деятельности, овладеть которым обязан
каждый, кто по роду своей деятельности
связан с устным словом. Что обусловило
появление ораторского искусства? На
этот вопрос пытались ответить многие
его теоретики.

Объективной
основой зарождения ораторского искусство
как социального явления стала насущная
необходимость публичного обсуждения
и решения вопросов, имеющих общественную
значимость. Чтобы обосновать ту или
иную точку зрения, доказать правильность
выдвигаемых идей и положений, отстоять
свою позицию, нужно было хорошо владеть
искусством слова, уметь убедить слушателей
и повлиять на их выбор.

История
свидетельствует, что важнейшим условием
появления и развития ораторского
искусства, свободного обмена мнениями
по жизненно важным проблемам являются
демократические формы управления,
активное участие граждан в политической
жизни страны. Не случайно ораторское
искусство называют «духовным детищем
демократии».

Это
обнаружилось еще в Древней Греции.
Наглядным примером служит сравнение
двух наиболее значительных городов-государств
— Спарты и Афин, имевших различное
государственное устройство. Спарта
была типичной олигархической республикой,
а в Афинах был установлен строй
рабовладельческой демократии.

По
свидетельству историков, казарменное
спартанское государство не оставило
ничего достойного своим потомкам, в то
время как Афины с их демократическими
спорами на площадях, в суде и на народных
собраниях в короткий срок выдвинули
выдающихся ораторов, мыслителей, ученых,
поэтов, создали бессмертные произведения
культуры.

Наиболее
активно ораторское искусство развивается
в переломные эпохи в жизни общества.
Оно широко приме­няется, когда возникает
историческая потребность участия
народных масс в решении важных
государственных вопросов. Ораторское
искусство помогает сплачивать людей
вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя
и направляя их.

Доказательством этого
является расцвет красноречия в эпоху
Возрождения, в периоды социальных
рево­люций, когда в общественное
движение вовлекаются миллионные массы
трудящихся.

Новый всплеск общественного
интереса к ораторскому искусству
наблюдается в настоящее время в связи
с демократическими процессами,
про­исходящими в нашей стране.

Каковы
же особенности ораторского искусства?
На
протяжении многовековой истории своего
развития ораторское искусство
использовалось в различных сферах жизни
общества: духовной, идеологической,
социально-политической, деловой и др.

Наиболее широкое применение оно всегда
находило в политической деятельности.
Как свидетельствует история, многие
крупные политические деятели были
известными ораторами. Примером служат
знаменитые ораторы Древней Греции и
Древнего Рима.

Есть
два искусства, — писал Цицерон, — которые
могут вознести человека на самую высшую
ступень почета: одно -это искусство
хорошего полководца, другое — искусство
хорошего оратора.

Это
изречение раскрывает взгляд Цицерона
на сущность ораторства. Ораторство
это
функция политики.

И в
последующие периоды крупными ораторами
становились видные политические деятели.
Следует иметь в виду также, что ораторское
искусство всегда обслуживало и обслуживает
интересы определенных социальных
классов, групп, отдельных личностей.

Оно одинаково может служить как правде,
так и лжи, использоваться не только в
нравственных, но и в безнравственных
целях. Кому и как служит ораторское
искусство — вот основной вопрос, который
решался на протяжении всей истории
ораторского искусства, начиная с Древней
Греции.

Поэтому в ораторском искусстве
очень важна нравственная позиция
оратора, его моральная ответственность
за содержание речи.

Ораторское
искусство — явление
историческое
.
Каждая эпоха предъявляет к оратору свои
требования, возлагает на него определенные
обязанности, имеет свой риторический
идеал. Оценивая деятельность того или
иного орато­ра, следует учитывать ту
историческую эпоху, которая породила
данного оратора, выразителем общественных
интересов которой он был.

Важной
особенностью ораторского искусства
является то, что оно имеет сложный
синтетический характер
.
Философия, логика, психология, педагогика,
языкознание, этика, эстетика — вот
науки, на которые опирается ораторское
искусство.

Специалистов разного профиля
интересуют различные проблемы красноречия.
Например, лингвисты
разрабатывают теорию культуры устной
речи,

дают рекомендации, как пользоваться
богатствами родного языка, соблюдать
нормы литературного языка и т.

д.

И еще
одна существенная особенность. Ораторское
искусство никогда не было
однородным
.
Исторически в зависимости от сферы
применения оно подразделялось на
различные роды и виды.

В отечественных
риториках вычленяются следующие основные
роды
красноречия
:
социально-политическое, академическое,
судебное, социально-бытовое, духовное
(богословско-церковное).

Каждый род
объединяет соответствующие виды речи
с учетом функции, которую выполняет
речь с социальной точки зрения, а также
ситуации выступления, его темы и цели.

Ораторская
(публичная) речь

— это особая форма
речевой деятельности
,
протекающая в условиях непосредственного
общения, речь, адресованная определенной
аудитории. Она произносится с целью
информирования слушателей и оказания
на них желаемого воздействия (убеждение,
Л внушение, воодушевление, призыв к
действию и т.д.).

По своему характеру
ораторская речь представляет собой
монологическую речь, то есть рассчитанную
на пассивное восприятие, не предполагающую
ответной словесной реак­ции. Крупный
ученый-лингвист В.
В.

Виноградов писал:
«Ораторская речь — особая форма
драматического монолога, приспособленного
к обстановке общественно-бытового или
гражданского «действа».

По
мнению специалистов, для современного
монолога типичны значительные по размеру
отрезки текста, состоящие из высказываний,
имеющих индивидуальное композиционное
построение и относительную смысловую
завершенность. Эти признаки свойственны
и публичной речи.

Однако строгих границ
между монологом и диалогом не существует.
Почти в любом монологе присутствуют
элементы «диалогизации», стремление
преодолеть пассивность восприятия
адресата, желание втянуть его в активную
мыслительную деятельность.

Особенно
это характерно для ораторской речи.

Если
рассматривать публичное выступление
с социально-психологической точки
зрения, то это не просто моно­лог
оратора перед аудиторией, а сложный
процесс общения со слушателями, причем
процесс не односторонний, а двусторонний,
то есть диалог.

Взаимодействие между
говорящим и аудиторией носит характер
субъектно-субъектных отношений. Та и
другая сторона являются субъектами
совместной деятельности, сотворчества,
и каждая выполняет свою роль в этом
сложном процессе публичного общения.

  • Особенности
    публичной речи:
  • • наличие обратной
    связи;
  • • устная форма
    общения;
  • • сложная
    взаимосвязь между книжной речью и ее
    уст­ным воплощением;
  • • использование
    различных средств общения.
  • Ораторская
    речь характеризуется рядом
    особенностей
    ,
    определяющих ее сущность:

1.
Наличие
«обратной связи»
(реакция
на слова оратора).

В процессе выступления
оратор имеет возможность наблюдать за
поведением аудитории и по реакции на
свои слова улавливать ее настроение,
отношение к высказанному, по отдельным
репликам и вопросам из зала определять,
что на данный момент волнует слушателей,
и в соответствии с этим корректировать
свою речь. Именно «обратная связь»
превращает монолог оратора в диалог,
яв­ляется важным средством установления
контакта со слушателями.

2.
Устная
форма общения
.
Публичная речь представляет собой живой
непосредственный разговор со слушателями.
В ней реализуется устная форма
литературного языка. Устная речь в
отличие от письменной обращена к
присутствующему собеседнику и во многом
зависит от того, кто и как ее слушает.

Она воспринимается на слух, поэтому
важно построить и организовать публичное
выступление таким образом, чтобы его
содержание сразу понималось и легко
усваивалось слушателями. Ученые
установили, что 'при восприятии письменной
речи воспроизводится лишь 50 % полученной
информации.

То же сообщение, изло­женное
устно и воспринятое на слух, воспроизводится
до

3.
Сложная взаимосвязь между книжной речью
и ее устным воплощением.
Ораторская
речь, как правило, тщательно готовится.

В процессе обдумывания, разработки и
написания текста речи выступающий
опирается на книжно-письменные источники
(научная, научно-популярная, публицистическая,
художественная литература, словари,
справочники и др.), поэтому подготовленный
текст — это, по сути, книжная речь.

Но,
выходя на трибуну, оратор должен не
просто прочитать текст речи по рукописи,
а произнести так, чтобы его поняли и
приняли. И тогда появляются элементы
разговорной речи, выступающий начинает
импровизировать с учетом реакции
слушателей. Выступление становится
спонтанной устной речью.

И чем опытнее
оратор, тем ему лучше удается перейти
от книж­но-письменных форм к живой,
непосредственной устной речи. Следует
при этом иметь в виду, что уже сам
пись­менный текст выступления должен
готовиться по законам устной речи, с
расчетом на его произнесение.

Таким
образом «книжность и разговорность —
вот те опасности, которые постоянно
подстерегают оратора». Выступающий
должен постоянно балансировать, выбирая
оптимальный вариант речи.

4.
Использование различных средств общения.

Поскольку
публичная речь — это устная форма общения,
в ней используются не только языковые
средства,
хотя
язык — это главное оружие выступающего,
и речь оратора должна отличаться высокой
речевой культурой.

Важную роль в процессе
выступления играют также паралингвистические,
невербальные
средства коммуникации (интонация,
громкость голоса, тембр речи, ее темп,
особенности произношения звуков; жесты,
мимика, тип выбираемой позы и др.).

Источник: https://studfile.net/preview/2987219/page:32/

Ораторская речь

Развитие речи.

Тема урока: «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление. (2 часа)

Цель урока:развивать умение отличать ораторскую речь по её основным признакам и научить высказываться публично.

Задачи: — познакомить с ораторской речью и её особенностями; — научить владеть элементами ораторской речи в разных жизненных ситуациях; — показать сходство и различия ораторской и публичной речи; — формировать умение создавать собственное высказывание на общественно значимую тему; — развивать речеведческие умения и навыки, способность владеть аудиторией; — пополнить словарный запас обучающихся; — воспитывать культуру устной речи. Тип урока: развитие речи. Оборудование и материалы:демонстрационно — иллюстративный, дидактический и раздаточны й материал, компьютер, толковые словари, презентация к уроку

Читайте также:  Пунктуальный человек: кто это и как стать такой личностью?

Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний

  • Слова умеют плакать и смеяться,
  • Приказывать, молить и заклинать,
  • И, словно сердце, кровью обливаться,
  • И равнодушно холодом дышать.
  • Призывом стать, и отзывом, и зовом
  • Способно слово, изменяя лад.
  • И проклинают, и клянутся словом,
  • Напутствуют, и славят, и чернят.
  • (Я. Козловский «Слово»)

Учитель — Назовите тему этого текста, который я взяла в качестве эпиграфа к уроку? (Слово) Определите его главную мысль (Слово имеет огромнвнутреннего мира, свои эмоции).

— Кто догадался, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? (о слове, о речи человека). Учитель: Молодцы. Правильно . Тема сегодняшнего нашего урока звучит так – «Ораторская речь ,её разновидности.

Публичное выступление». Перед нами стоит цель — к концу урока научиться отличать ораторскую речь по её основным признакам, а в дальнейшем — научиться высказываться публично. Эта тема рассчитана на 2 часа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями, как риторика, красноречие, оратор, ораторский, пафос, поработаем с ними; постараемся понять, почему так важно уметь говорить правильно, образно и красиво. 3. Проверка домашнего задания (дети зачитывают высказывания о слове,речи). 4.

Словарная работа (работа со словарями – ребята определяют лексические значения слов: Посмотрите внимательно на эти слова. (слайд – Лингвистический тренажёр) — Попытайтесь прочитать их. Вставьте пропущенные буквы: Красн…речие Р…торика Ор…тор Ораторский П…фос — Теперь проверьте их по словарю. — Что их объединяет? (Все они имеют отношение к нашей теме).

Молодцы! Но кроме этого они являются и словарными словами, написание которых нужно запомнить. Запишите данные слова в словарики. А теперь посмотрим, что означают эти слова. — Перед вами карточки с Тестом (слайд — ТЕСТ). — Покажите стрелочками соответствие между словом и его значением (слайд «Проверь себя»). — Таким образом, мы выяснили, что означают данные слова.

Красноречие – дар хорошо и красиво говорить Риторика – теория ораторского искусства.

Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающим даром говорить речи Ораторский – качество произносимой речи (ораторский дар) Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм — Попробуйте составить с этими словами словосочетания (выслушиваю ребят, удачные — записываются на доске и в тетрадях – например, богатое красноречие, ораторский голос, изучать риторику, говорить с пафосом, талант оратора).

Правда, ребята, приятно слушать человека, который при помощи слова умеет владеть целой аудиторией, увлекает своим рассказом, убеждает слушателей, используя при этом минимум жестов 5. Работа с текстами. (Тексты спроецированы на экране) ТЕКСТ 1. Умение говорить красиво ценилось во все времена и у всех народов.

Но только в Древней Греции выразительной и убедительной речи стали учить. Главным образом учили публичному красноречию, ораторов даже специально нанимали, чтобы подготовить речь в суде или в народном собрании. В Древней Греции появилась наука об ораторском искусстве – РИТОРИКА. Эта наука не просто древняя, она – древнейшая, так как она возникла примерно 2500 лет назад.

Древние греки считали её важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе, как чтению и письму. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», — говорили древние. Вот почему вплоть до 19 века риторика оставалась обязательным предметом при изучении словесности. Все названия словесных украшений, которые используют до сих пор, взяты из учебников и трактатов по риторике.

Риторика изучает правила построения ораторской речи и шире – правила эффективного общения .

Что изучает риторика? — Скажите, а зачем это нужно — уметь говорить? Где и как это может пригодиться в жизни? (в общении)

— Значит, риторика учит нас эффективному общению, что чрезвычайно важно в жизни каждого человека.

— Как вы понимаете слова «эффективного общения»? (полезного для обеих сторон)

— Как же отличить ораторскую речь от других типов речи? (по присущим только ей особенностям.) — Что это за особенности вы должны узнать сами. — Перед вами ТЕКСТ 2. Ораторская речь всегда рассчитана на публику, на группу лиц, поэтому она включает обращения к слушателям.

В ораторских выступлениях обычно ставятся и раскрываются вопросы, имеющие общественную значимость, гражданское звучание. Основная задача оратора – воздействие на ум, чувства, действия слушателей. Цецерон говорил: «Пусть зовётся оратор тот, кто умеет своей речью убеждать».

Оратор стремиться повлиять на поведение, поступки людей, убедить их в чём-либо, вызвать у них подъём духа. Ораторская речь, поэтому должна отличаться особой эмоциональностью, яркостью, пафосом.

Аристотель писал: «Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если в его речи и нет ничего основательного.

Задание: выделите в тексте важнейшие признаки ораторской речи (публичность, гражданственность звучания, эмоциональность).

Назовите основную задачу ораторской речи (воздействие на слушателей) — Что по этому поводу говорил Цецерон? — Зачитайте слова Аристотеля.

6. Практическая работа с образцами ораторской речи

Класс делится на 3 группы по рядам. Каждой группе предлагается высказывание известного учёного, писателя. В течение 5 минут нужно раскрыть содержание полученного высказывания, подготовить своё выступление на 1 минуту, применив знание особенностей ораторского искусства, сформулировать своё отношение к данному высказыванию.

(Детям раздаются карточки с текстами и Памятки «Работа с текстом выступления» и «Особенности ораторской речи». 1 текст – «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…» (Д.И.Лихачёв, учёный, академик, исследователь древнерусской литературы) (по речи человека можно судить о его культуре, образованности.

В тексте отражены следующие особенности ораторской речи – обращение к зрителям, яркая выразительная речь, возвышенная лексика (степень интеллигентности, психологическая уравновешенность…); повторы (мы…)

2 текст – «Речь или Слово… есть сочинение, написанное по правилам риторики, назначенное для изустного произнесения и имеющее целью убедить слушателей в какой либо истине, действуя на ум, воображение, чувство и волю их всеми средствами красноречия». (Н.И.Греч, русский журналист, писатель, филолог).

(В тексте говорится о назначении ораторской речи – а именно убедить слушателя в своей точке зрения, в тексте имеется обращение к слушателям (речь – есть сочинение), имеются устаревшие слова, которые помогают создать торжественный пафос (изустного, красноречие …), ряд однородных членов (ум, воображение, волю, чувство), книжная лексика – риторика, красноречие…) 3 текст – «…Оратор старается не только убедить разум, но особенно хочет действовать на волю. Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели, — к сильнейшему воспламенению страстей». (А.Ф.Мерзляков, русский поэт, эстетик, переводчик). (В тексте говорится об ораторе – человеке, обладающим даром речи. Здесь присутствует эмоционально-окрашенная лексика (сильнейшее воспламенение страстей), , Эпитеты (сильнейшее…) , возвышенная лексика (оратор…), книжная лексика (воля, рассудок, разум). 7. Выявление признаков хорошей публичной речи. — Ораторскую речь ещё называют публичной. Почему? (выступление перед публикой). Среди исследователей русского языка ярко выделяется личность Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который огромное внимание уделял речи человека. В одной из своих статей он называет признаки хорошей публичной речи. Давайте попробуем их выделить. Работа с текстом (слайд с текстом Д.С.Лихачёва) – Выразительно прочитайте текст и попробуйте выделить признаки хорошей публичной речи (выслушиваю ответы и показываю Памятку «Признаки хорошей публичной речи». Признаки хорошей публичной речи: Правильность Точность Экономность Краткость Интерес самого выступающего Одна главная мысль 8. Значение ораторской речи в жизни человека — Ребята, скажите, пожалуйста, а где вам пригодятся знания сегодняшнего урока? Зачем вам это нужно? — Где, когда и при каких обстоятельствах вам приходится сталкиваться с ораторской речью? (выступления на уроках – доклады, рефераты, устные ответы на уроках, защита проектов, заметка в газету…)

9. Рефлексия – подведение итогов урока (слайд)

10. Домашнее задание – помня об особенностях и признаках ораторской речи, приготовьте публичное выступление о родном крае, используя Памятки: «План рассказа об истории родного края» и «Как работать над устным выступлением». 11. Оценивание педагогом и одноклассниками.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/oratorskaia_riech

Особенности ораторского искусства

Статья посвящена особенностям ораторского искусства. Актуальность темы обусловлена тем, что владение навыками ораторского искусства является важнейшим компонентом успеха личности в любой сфере профессиональной деятельности.

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку прагматичное стремление современного человека к жизненному успеху, карьерному росту, профессиональной компетентности немыслимо без умения говорить аргументировано, грамотно, убедительно и красиво. Речь – это лучший паспорт человека [1; 2].

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [3; 4].

Ораторское искусство – искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство – это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика [5].

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции.

Ни одна другая древняя культура – ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская – не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.

Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества.

Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад [11].

Свойства ораторской речи. Ораторская речь – это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения [6].

Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения.

Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

Оратор обращается к народу с ораторской речью – не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий. Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей [7; 8].

Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Источник: https://novainfo.ru/article/6812

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector