Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Под памятью принято понимать способность накапливать информацию, запоминать, сохранять и восстанавливать события прошлого. Это сложный психический процесс, состоящий из нескольких этапов. Без него невозможно представить развитие человечества.

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Человеческая память

Память человека в психологии

Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.

Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.

Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

  • генетические особенности;
  • состояние психического и физического здоровья;
  • образ и особенности жизни;
  • воспитание и образование.

В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.

Как человек запоминает

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Какая бывает память у человека, зависит от рода его деятельности и характерных особенностей.

Дополнительная информация. Известно, что у слепых и глухих людей обостряются другие органы чувств. Видоизменяются восприятие мира и типы памяти.

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Поступление сигналов

Человеческий мозг – совершенное устройство. Он способен удерживать и восстанавливать огромное количество информации, но подходит избирательно к запоминанию и воспроизведению. То, что происходит в обычной сознательной жизни, в памяти человека надолго не задерживается. Здесь действуют свои законы:

  • лучше усваивается то, что применяется на практике;
  • новое легче запомнить, связав со знакомыми понятиями;
  • новая информация перекрывает похожую старую;
  • для лучшего запоминания есть оптимальная длина ряда;
  • повтор информации способствует лучшему запоминанию;
  • незавершенные действия, задачи, недосказанные фразы дольше сохраняются в памяти.

Все данные поступают в мозг разными способами. Ученые предполагают, что в процессах запоминания, хранения и извлечения данных задействованы все отделы головного мозга.

Классификация основных типов памяти

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики Низкая самооценка у человека с точки зрения психологии

Основные типы памяти

Классификация памяти в психологии происходит по трем основным критериям:

  1. По психической активности:
  • двигательная;
  • образная;
  • эмоциональная;
  • словесно-логическая.
  • непроизвольная;
  • произвольная.
  1. По продолжительности хранения:
  • кратковременная;
  • долговременная;
  • оперативная;
  • сенсорная.

Для определения видов памяти у разных людей в психологии применяется специальное тестирование.

Кроме основных видов, есть другие разновидности:

  • генетическая;
  • автобиографическая;
  • реконструктивная;
  • репродуктивная;
  • эпизодическая;
  • иконическая;
  • эхоическая.

Это промежуточные подвиды между основными.

Таблица типов памяти

Типы памятиКраткая характеристикаПримеры
По психической активности
Двигательная или моторная Запоминает и воспроизводит движения и трудовые навыки. Чрезвычайно важна как в быту, так и в освоении любых видов деятельности. Занятия всеми видами спорта, танцы, обучение маленького ребенка первым шагам.
Образная Накапливается в виде зрительных, слуховых образов на протяжении всей жизни. На ее сохранение работают все органы чувств. Отличается удивительной точностью. Влияет на запоминание лиц, звуков, запахов, вкусов. Очень развита у людей искусства.
Эмоциональная Надолго запоминает информацию, связанную с яркими чувствами. Заставляет вновь переживать забытые чувства при одном воспоминании и сочувствовать другим людям.
Словесно-логическая Этот вид памяти свойственен только человеку. Благодаря словесно-логической памяти дошкольники способны усваивать большой объем знаний.
По характеру связи и целей
Непроизвольная Хорошо запоминается то, что непроизвольно привлекает особый интерес или имеет значение. Так формируется основная часть жизненного опыта человека.
Произвольная Служит для запоминания необходимой информации. Важна для получения специальных знаний.
По продолжительности хранения
Кратковременная На этом уровне информация обрабатывается по степени важности и нужности. Этот вид памяти имеет небольшой объем. Принимает участие в накоплении информации.
Долговременная Это огромный склад обработанной и осмысленной информации с бессрочным хранением. Иногда ее сложно извлечь. Участвует в накоплении профессиональных знаний.
Оперативная Разновидность кратковременной памяти. Для увеличения объема ее можно успешно развивать. Обучение чтению, письму и другим необходимым навыкам.
Сенсорная Начальный этап процесса запоминания, который происходит на физиологическом уровне. Длится несколько секунд. Наиболее изучены два вида сенсорной памяти: слуховая и зрительная. Переводит важные сигналы в кратковременную память.

Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится

На то, какого типа бывает память у человека, влияют индивидуальные особенности личности и преобладающий в работе анализатор: слуховой, зрительный, осязательный. Встречаются люди со смешанным типом памяти. Они обычно очень талантливы и успешны.

Отличия краткосрочной от долговременной памяти

Кратковременная и долговременная виды памяти представляют собой две ступени одного развития. Долговременная память отлично функционирует только при хорошей кратковременной, которая является своеобразным буфером для продвижения отобранной информации.

Краткосрочная память позволяет без специальной цели и особых усилий запоминать услышанное и увиденное. Она имеет большое значение для формирования жизненного опыта и организации мышления.

Долговременная память наиболее сложная и важная из всех типов. В ее системе длительное время хранится все, что удерживается в поле внимания более нескольких минут. Туда попадают только переработанные и осознанные материалы. Все это напоминает работу современного компьютера, но более совершенного, с огромными объемами разнообразных данных.

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Мозг как компьютер

Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными.

Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства.

Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.

Какие виды памяти можно развивать

На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.

Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи. Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем. Условно принято различать два вида:

  1. Естественная память. Она такая, как есть, и заложена самой природой. Ею пользуются все без исключения.
  2. Искусственная. Ее надо тренировать и развивать на протяжении всей жизни.

Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Особенности памяти

Важно! Методом тестирования можно выявить тип памяти у любого человека, а также наличие каких-либо патологий.

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

  • возрастные изменения;
  • болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
  • нехватка воды в организме;
  • рассеянность;
  • плохой сон.

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.

Полезные качества для улучшения процесса запоминания:

  • внимательность и наблюдательность;
  • интерес к жизни, положительный настрой;
  • организованность в быту;
  • использование образного мышления;
  • изучение иностранных языков;
  • чтение книг;
  • запоминание стихов и цитат;
  • интеллектуальные игры;
  • физические нагрузки;
  • правильное питание;
  • умение правильно выражать свои воспоминания;
  • размышления перед сном о прошедшем дне, перечисление задач на следующий.

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе. Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах.

Видео

Источник: https://srazu.pro/teoriya/vidy-pamyati-cheloveka.html

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Память – вид умственной деятельности и одна из психических функций, работа которой напоминает работу компьютера, ведь сначала информация кодируется, затем сохраняется, и потом уже, по необходимости открывается нужный файл. И сегодня я расскажу о том, какие существуют виды памяти у человека, чтобы вы знали, как ими пользоваться, чтобы эффективно запоминать и управлять информацией.

Чтобы быть работоспособным, осознанным, хорошо чувствовать себя как физически, так и эмоционально, нам необходима хорошая память.

Ведь, как мы будем выполнять свои обязанности, если будем много чего забывать? Для развития и продвижения нам просто необходимо уметь не только улавливать информацию разными способами, но и хранить её, чтобы в подходящий момент воспользоваться.

Иначе мы бы были похожими на младенцев, или, если верить мифу, на рыбок, которые могут помнить что-то только 3-4 секунды. Она многолика, поэтому обязательно следует добавлять прилагательное, которое объясняет её направленность и тип, а также уникальна, ведь, по факту, с её помощью мы можем соединить вместе прошлое, настоящее и будущее.

Классификация

Их характеристика определяется по следующим признакам:

По характеру психической деятельности

1.Образная

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Это процесс запоминания, воспроизведения и сохранения непосредственно образов и представлений и имеет такие типы:

  • Зрительная – у кого хорошо развита, обычно с воображением не имеют проблем. Необходима людям с творческой профессией, например, художникам, композиторам…
  • Слуховая – запоминание звуков. Когда низкий уровень, становится сложно учить иностранные языки и вообще воспринимать на слух материал.
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Обонятельная

Последние 3 вида необходимы только для удовлетворения естественных, биологических потребностей (о них вы можете почитать в этой статье). Делать на них акцент следует только людям, профессия которых непосредственно связана с ними, к примеру, дегустаторам или парфюмерам.

Существует интересный факт, проводились исследования во время учебного процесса, в ходе которых было выявлено, что число тех студентов, которые прослушали лекцию и на следующий день могли пересказать её, составило только 10%.

При этом, процент возрастал до 30 при самостоятельном прочтении, когда было задействовано зрение. Если они её ещё и повторяли, воспроизведя кому-то, то цифра составляла уже 50%.

А практическая отработка материала, чтобы закрепить в виде навыка, достигала 90% успеха.

2.Двигательная

Это возможность запоминать и воспроизводить движения. У ребенка она появляется раньше остальных. С её помощью он учится познавать мир и развиваться. Благодаря ей мы, не практикуясь ездить на велосипеде лет 15, садимся, боимся, и при этом уверенно крутим педали, потому что тело помнит, как это делается.

3.Эмоциональная

На самом деле самая надёжная, и проявляется уже у полугодовалых малышей, которые радуются приближению приятных, близких людей и плачут, если появляется тот, кто когда-то напугал и прочее. Так устроена психика, что приятные моменты откладываются более надёжно, чем негативные. Но есть люди, которых называют обидчивыми, в силу того, что у них происходит наоборот.

4.Словесно – логическая

Уделяется внимание словам, мыслям, а также логике. Об этом типе мышления и о том, что он присущий только человеку, я рассказывал в статье об абстрактно логическом мышлении. Таким людям проще запоминать формулы, термины, прочитанные книги… Появляется у ребёнка уже в возрасте 3-4 лет и ухудшается с возрастом. Может быть:

  • Механической – когда принудительно приходится заучивать какой-то набор слов, или просто повторяя текст, не включаясь в его смысл.
  • Логической – когда приходится привлекать ассоциации или ранее изученные термины.

По продолжительности сохранения материала

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

  1. Мгновенная – удерживает материал, который был получен органами чувств, не обрабатывая его.
  2. Кратковременная, является рабочей, и хранит данные в течение 20 секунд, но в будущем их возможно будет воспроизвести. Очень ценна для нас, так как даёт возможность переработать и отсеять ненужный материал. Обязательным условием для запоминания является обращение внимания. К примеру, вы могли много раз смотреть на свои часы, но если задать вопрос о том, какие именно там цифры, арабские или римские, вы затруднитесь ответить, пока специально не заострите внимание на этом нюансе. Также длительность сохранения зависит от объёма, и когда кратковременная память переполнена, новые данные замещают старые, которые удаляются безвозвратно. Бывали случаи, когда с кем-то знакомились, а потом не могли вспомнить имя? Вот-вот. Но, если это имя для вас важно, вы можете повторить его несколько раз, и оно отложится в следующий тип.
  3. Оперативная. Задаётся определённое время хранения данных, которые после исполнения задачи удаляются. Помните, как бывало в период студенчества, когда за одну ночь готовились к экзамену, а после успешной сдачи как будто наступала амнезия?
  4. Долговременная. Её особенности заключаются в том, что начинает свою работу не сразу, а по прошествии какого-то времени. К тому же данные надёжней закрепляются, если часто воспроизводятся.
Читайте также:  Обидчивый человек: кто это и как перестать им быть?

По степени осознанности

  • Имплицитная — возникает без участия сознания. Например, человек усваивает ценности общества и семьи, не совсем понимая, как себя ведёт и какими принципами руководствуется в жизни. То есть, не осознаёт те знания, которые у него имеются.
  • Эксплицитная – соответственно осознанное пользование своими знаниями.

По характеру участия воли

  1. Произвольная – что-то пытаемся запомнить, применяя усилия, усердие.
  2. Непроизвольная – автоматически, порой, не обращая внимания. Бывали у вас ситуации, когда вы недоумевали, откуда знаете о чём-то? А всё потому, что когда-то заинтересовались чем-то, но особого значения не придали, а материал отложился.

От целей исследования

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

  • Генетическая – благодаря ей мы обладаем инстинктами, рефлексами…
  • Эпизодическая – хранит части информации, зафиксировав ситуацию, в которой была получена. Чтоб было понятнее, приведу пример. Вы попадаете в новый город, и прогуливаясь, обращаете внимание на магазины, продавцов, вывески, по которым будете потом ориентироваться, возвращаясь обратно, чтобы не заблудиться.
  • Репродуктивная – это воспроизводство чего-то путём воспоминания. Например, художник пишет портрет девушки, которая впечатлила его в автобусе.
  • Реконструктивная – восстанавливает изначальную форму чего-то. Женщина, потеряв рецепт, пытается вспомнить, какие и в какой последовательности класть продукты в борщ.
  • Ассоциативная – когда мы устанавливаем связи, чтобы воспроизводить нужную информацию. Например, разговаривая с подругой, которая рассказывает, что была в новом ресторане и отведала прекрасный десерт, вам приходит в голову, что забыли купить печенье к чаю.
  • Автобиографическая – это события из жизни, которые удерживаются в голове и проявляются с помощью воспоминаний.

Механизмы

Я приведу здесь основные процессы, которые приходится проходить каждому ежедневно:

  1. Запоминание – это процесс, при котором новое закрепляется при помощи связывания его со старым, уже приобретённым. Является избирательным.
  2. Сохранение – переработка и удержание необходимых данных.
  3. Воспроизведение – извлечение сохранённой информации.
  4. Забывание – избавление от не нужного, или чем очень давно не пользовались. Может быть как позитивным, когда, к примеру, стирает события, которые вызывали неприятные ощущения, мешали двигаться вперёд, или просто перегружали. А также, негативные, когда полезные и нужные данные стираются целыми блоками, и появляется необходимость обратно их изучать.

Заключение

Напоследок хочется сказать, что не только психология уделяет внимание этим сложным процессам с целью изучить характер и направленность личности, а также физиология с биохимией исследуют образование нервных связей и изменение состава нашей РНК (рибонуклеиновая кислота).

О том как развивать свою память вы можете прочитать в статье: «ТОП 10 упражнений для развития памяти у человека».

И вообще, я рекомендую каждый день тренировать свою память, что бы держать мозг в тонусе и в старости сохранить свою активность. Вот лучшие курсы, на территории России по развитию памяти.

На этом всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить интересные рекомендации о том, как прокачать и улучшить свою память. Успехов вам!

Источник: https://Qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/vidy-pamyati-u-cheloveka.html

Виды памяти. Их краткая характеристика

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память — это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

  • зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
  • слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
  • вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
  • обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
  • тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания.

При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%.

Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память — это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации.

«Ну и злопамятный же ты!» — говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный.

Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников.

Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать — необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую.

О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться.

Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память — это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению.

Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает.

В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память — след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели.

Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.

Пример непроизвольной памяти — запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.

Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече.

Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.
 

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память — это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

  • иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
  • эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память — это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением.

Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.

) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний.

Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током).

Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.

Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида.

Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях.

Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Читайте также:  10 способов влюбить в себя парня: топ самых эффективных

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память — это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Источник: https://psyera.ru/vidy-pamyati-ih-kratkaya-harakteristika-1403.htm

Виды памяти и их краткая характеристика

Виды памяти – система процессов запоминания информации, классифицированная по определенному признаку.

Память – феномен фиксирования действительности посредством получения зрительной, аудиальной, тактильной, моторной, вкусовой, болевой, эмоциональной информации и возможности воспроизведения в краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной перспективе.

Классификация видов памяти

Представляет собой реакцию организма на внешние раздражители органов чувств. Качественные характеристики влияют на когнитивные способности человека.

В мобильных устройствах все таблицы ниже можно двигать влево.

Вид
Особенности
Длительность
Источник
Зрительная Высокое качество данного вида памяти свойственно художникам Зависит от физиологии мозга Фиксирование данных в коре головного мозга обусловлено получением информации через зрительный нерв
Моторная Самый первый вид памяти, осваиваемый человеком. Важен в процессе формирования социальных, профессиональных навыков Зависит от частоты повторения движений Запечатление способов манипулирования опорно-двигательным аппаратом, опосредствованное желанием достигнуть цель
Звуковая Личности с высокой степенью запоминания звукового окружения называются аудиалами. Предполагает задействование вербальных инструментов Зависит от физиологии мозга Способность хранить, сознательно воспроизводить материалы, полученные аудиальным способом. Информация может является музыкой, словами, шумом, звуками
Вкусовая Является основой деятельности дегустаторов напитков, блюд Определяется натренированностью вкусовых рецепторов Способность запоминать действительность через вкусовые рецепторы
Болевая Является основополагающей процесса взросления ребенка. Болевой опыт уберегает от повторения действия, связанных с получением неприятных эффектов Длительный период Проявление кинестетических способностей человека, позволяющих отражать в памяти информацию, полученную тактильным путем
Эйдетическая Характеризуется способностью запоминания через формирование связывающих ассоциаций. Типология эйдетиков предполагает шесть категорий (нулевая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая), дифференцированных по близости запечатленной информации к изначальному источнику Длительный период Преимущественным источником запоминания является зрительный канал

Форма восприятия данных определяет качество процессов записывания. Каждый человек обладает дифференцированными возможностями относительно запоминания через визуализацию, эмоциональную, социальную, пространственную связь.

Вид
Особенности
Длительность
Источник
Образная Результат обретает определенный силуэт. Характеризуется глубокой степенью запоминания, обусловленного многогранностью образованных связей Длительный период Форма, образованная различными каналами чувств
Эмоциональная Повторное испытание пережитых эмоций способствует воспроизведения полученных данных. Первые проявления эмоциональной формы свойственны шестимесячным детям Длительный период Аффективное восприятие
Социальная Является результатом коммуникации между личностями Обусловлена необходимостью осуществления бытовых шаблонов Социальные группы
Пространственная Важный компонент запоминания маршрутов к определенным объектам Чем чаще используется маршрут, тем больше он укрепляется в сознании Сочетание эффектов всех органов чувств
Моторная Самый первый вид памяти, осваиваемый человеком. Важен в процессе формирования социальных, профессиональных навыков Зависит от частоты повторения движений Движения опорно-двигательного аппарата

Процесс формирования памяти личности включает такие стадии: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Словесно-логическая – форма запоминания основной сути информационного потока, полученного от различных каналов. Обладает длительным периодом хранения. Данный вид памяти обладает возможностью реминисценции. Реминисценция – расширенное воспроизведение информации.

Организационный процесс усвоения полученных материалов определяет качество, доступность данных.

Вид
Особенности
Длительность
Источник
Эпизодическая Связанна с определенным событием, временем, местом Безгранична Любые органы чувств, их сочетание
Семантическая Включает общие данные окружающего мира Безгранична Все органы чувств
Процедурная Является результатом закрепления манеры поведения на задействование определенных стимулов Безгранична Любые источники

Связанна с физиологическими особенностями строения головного мозга, влияющими на процессы восприятия, обработки, запоминания информационных потоков.

Вид
Особенности
Длительность
Источник
Долговременная Важная информация семантического, эпизодического характера Не имеет границ Любой
Кратковременная Неполнота данных относительно определенного объекта внимания Примерно 20 секунд Любой
Ультракратковременная Отсутствие необходимости моментального использования данных ведет к безвозвратному стиранию Длится доли секунды Любой

Определенная информация заучивается на бессознательном уровне, минуя осознанную необходимость фиксации конкретных материалов. Иные случаи предполагают целенаправленное запечатление.

Вид
Особенности
Длительность
Источник
Произвольная Присутствует направленная мотивация к усвоению данных Определяется способностями мыслительных процессов Не имеет значения
Непроизвольная Отсутствует целевое назначение запоминания Зависит от важности информации Не имеет значения

Использование психологических техник, направленных на увеличение объёма памяти, скорости воспроизведения информации обуславливают формирование опосредствованной памяти.

Явным представителем техники запоминания является мнемотехника, охватывающая приемы, способы, влияющие на ассоциативное мышление.

Неопосредствованное запоминание позволяет запомнить меньший объём информации, исключая дополнительные методики стимулирования.

Вид
Особенности
Длительность
Источник
Опосредствованная Предусматривает внедрение знаковых средств, нацеленных на запоминание Значительный промежуток времени Через специальные приемы, методы, способы
Неопосредствованная Является простым заучиванием необработанной информации Незначительный промежуток времени Не имеет значения

Источник: https://moy-karapuzik.ru/vidy-pamyati-i-ix-kratkaya-xarakteristika/

48.Определение и общая характеристика памяти человека

Память
— это форма психического отражения
действительности, заключающаяся в
запечатлении, сохранении, узнавании и
воспроизведении следов прошлого опыта.
Память обеспечивает целостность личности
человека и его связь с прошлым опытом.

Память
есть у всех живых организмов, но наиболее
высоко развита у человека. Кроме
генетической и механической памяти,
присущей животным, человек обладает
другими более продуктивными видами
памяти, связанными с использованием
различных мнемонических средств.

Так,
например, у человека есть такие виды
памяти, как произвольная, логическая и
опосредствованная.

Первая
связана с широким волевым контролем
запоминания, вторая — с употреблением
логики, третья — с использованием
разнообразных средств запоминания,
большей частью представленных в виде
предметов материальной и духовной
культуры.

Более точно и строго, чем
это сделано выше, память человека можно
определить как психофизиологический
и культурный процессы, выполняющие в
жизни функции запоминания,
сохраненияи
воспроизведенияинформации.
Эти функции являются для памяти основными.
Они различны не только по своей структуре,
исходным данным и результатам, но и по
тому, что у разных людей развиты
неодинаково. 

В
целом, память человека можно представить
как своеобразный инструмент, служащий
для накопления и использования жизненного
опыта.

Впечатления,
которые человек получает об окружающем
мире оставляют определенный след,
сохраняются, закрепляются, а при
необходимости и возможности —
воспроизводятся. Эти процессы называются
памятью. «Без памяти,— писал С. Л.
Рубинштейн,— мы были бы существами
мгновения. Наше прошлое было бы мертво
для будущего. Настоящее, по мере его
протекания, безвозвратно исчезало бы
в прошлом»'

49.Виды памяти и их особенности

В
зависимости от деятельности хранения
материала выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную,
долговременную и генетическую память
.
Мгновенная
(иконическая) память

представляет собой непосредственное
отражение образа информации, воспринятого
органами чувств. Ее длительность от 0.

1
до 0.5 с. Кратковременная
память

сохраняет в течение короткого промежутка
времени (в среднем около 20 с.) обобщенный
образ воспринятой информации, ее наиболее
существенные элементы.

Объем кратковременной
памяти составляет 5 — 9 единиц информации
и определяется по количеством информации,
которую человек способен точно
воспроизвести после однократного
предъявления. Важнейшей особенностью
кратковременной памяти является ее
избирательность.

Из мгновенной памяти
в нее попадает только та информация,
которая соответствует актуальным
потребностям и интересам человека,
привлекает к себе его повышенное
внимание.

Оперативная
память

рассчитана на сохранение информации в
течение определенного, заранее заданного
срока, необходимого для выполнения
некоторого действия или операции.
Длительность оперативной памяти от
нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная
память

способна хранить информацию в течение
практически неограниченного срока, при
этом существует (но не всегда) возможность
ее многократного воспроизведения.

На
практике функционирование долговременной
памяти обычно связано с мышлением и
волевыми усилиями.

Генетическая
память

обусловлена генотипом и передается из
поколения в поколение. Очевидно, что
влияние человека на этот вид памяти
очень ограничено (если оно, вообще,
возможно). В
зависимости от преобладающего в процессе
функционирования памяти анализатора
выделяют двигательную, зрительную,
слуховую, {осязательную, обонятельную,
вкусовую}, эмоциональную память
.

За
сохранение и воспроизведение зрительных
образов отвечает зрительная
память
.
Она напрямую связана с развитым
воображением: то, что человек зрительно
может себе представить, он, как правило,
легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая
память

— это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков,
например, музыкальных, речевых.

Особую
разновидность речевой
памяти

составляет словесно-логическая, которая
тесным образом связана со словом, мыслью
и логикой. Двигательная
память

представляет собой запоминание и
сохранение, а при необходимости и
воспроизведение с достаточной точностью
многообразных сложных движений. Она
участвует в формировании двигательных
умений и навыков.

Ярким примером
двигательной памяти является рукописное
воспроизведение текста, подразумевающее,
как правило, автоматическое написание
когда-то изученных символов. Эмоциональная
память

— это память на переживания. Она участвует
в работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях.

На эмоциональной памяти основана
прочность запоминания материала: то,
что у человека вызывает эмоции,
запоминается без особого труда и на
более долгий срок.

В
процессе запоминания (воспроизведения)
информация претерпевает разнообразные
изменения: сортировку, отбор, обобщение,
кодирование, синтез. По характеру участия
воли в процессе запоминания и
воспроизведения материала память делят
на произвольную
и непроизвольную
.

В первом случае перед человеком ставится
специальная мнемоническая задача (на
запоминание, узнавание, сохранение и
воспроизведение), осуществляемая
благодаря волевым усилиям. Непроизвольная
память

функционирует автоматически, без особых
на то усилий со стороны человека.

Источник: https://studfile.net/preview/3912867/page:30/

Виды памяти. Их краткая характеристика

  • Виды памяти. Их краткая характеристика
  • Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.
  • По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
  • Образная память — это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
  • — тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память — это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» — говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Читайте также:  Топ фильмов меняющих сознание и смысл жизни: список

Этот вид памяти воспроизводит ранее йены ми ные человеком чувства или, как говорят, восироизно дит вторичные чувства. При этом вторичные чувспи могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный.

Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников.

Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать — необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую.

О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться.

Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память — это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению.

Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает.

В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память — след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели.

Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.

Пример непроизвольной памяти — запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.

Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и арвСТВ при встрече.

Следует отметить, что сравнительнаи характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.Мгновенная (сенсорная) память — это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.

Разновидности этой памяти:- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза.

, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);

— эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память — это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением.

Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.

) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций).

Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний.

Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током).

Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.

Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида.

Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях.

Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память — это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

  1. Исследование преобладающего типа запоминания
  2. Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
  3. Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.
  4. Процедура опыта

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух.

Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке.

В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».

  • Слова для запоминания в первом опыте:
  • машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
  • После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
  • Опыт №2
  • Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.

Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах.

Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Обработка результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.

ТИП ПАМЯТИ
Количество правильно воспроизведенных слов Слуховой Зрительный Моторно/слуховой Комбинированный

Анализ результатов

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

Источник: https://multiurok.ru/files/vidy-pamiati-ikh-kratkaia-kharaktieristika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector