Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Вот бы нам более крепкую силу воли, побольше самоконтроля и настойчивости. Каждый мечтает об этом. Кажется, это обязательно поможет нам быть упорнее в достижении целей.

Но так только кажется. Сила воли не гарантирует, что вы будете сопротивляться соблазнам ради достижения долгосрочных целей. Скорее всего, в момент, когда будет нужна больше всего, она вас подведет. Возможно, вы не раз убеждались в этом на опыте. Вспомните о начатых и брошенных диетах, работе, отложенной ради встречи с друзьями, о лишнем бокале.

Сталкиваясь с выбором: удовольствие сейчас или награда в будущем — мы часто выбираем первое. Причина в том, что сложный выбор истощает наши когнитивные ресурсы.

Чем больше мы сопротивляемся соблазнам, тем выше вероятность сдаться. Более того, если мы не уверены, что текущие усилия принесут плоды в будущем, у нас мало шансов принять мудрое решение.

Мы готовы принести жертву в настоящем, только если будущая награда гарантирована, но так бывает редко.

Эти эмоции помогают нам раскрыться с лучшей стороны и увидеть повседневные действия в долгосрочной перспективе

Сила воли действительно часто подводит. Но есть и другие способы добиться результатов. Например, культивировать положительные эмоции: благодарность, сочувствие и гордость.

Они помогают раскрыться с лучшей стороны и увидеть повседневные действия в долгосрочной перспективе. Кроме того, у них есть три важных преимущества перед силой воли. Во-первых, их сила не истощается. Во-вторых, немедленное вознаграждение не может их «обмануть». И в-третьих, они одновременно повышают качество решений в разных сферах жизни.

Я задался целью выяснить, как стимулирование благодарности влияет на поведение. Для этого мы организовали взрослую версию знаменитого «теста с зефиром».

Сначала мы попросили участников вспомнить случаи, когда они чувствовали себя благодарными, счастливыми и безразличными.

Затем мы предложили им несколько вопросов такого рода: «Что вы предпочтете: получить X долларов сейчас или Y долларов через Z дней?» Сумма Y всегда была больше, чем X, а количество дней (Z) менялось.

Мы выяснили, что чувство благодарности почти в два раза усиливало самоконтроль. Испытуемые, которые вспоминали состояние благодарности, чаще были готовы ждать предстоящей награды, чем те, кто вспоминал счастье или безразличие. Также чувство благодарности связано с готовностью принести жертву, чтобы помочь другим. Когда нам помогают и мы за это благодарны, то охотнее помогаем другим.

Повысить уровень благодарности поможет специальный дневник. Записывайте и анализируйте события, за которые благодарны

Благодарность также делает нас более упорными. Исследователь Элис Айзен выяснила: испытывающие благодарность врачи более тщательно изучают истории болезни пациента и ставят более точные диагнозы. В отличие от силы воли, благодарность не требует больших усилий — мы сами получаем от нее удовольствие.

Повысить уровень благодарности поможет дневник. Записывайте и анализируйте события, за которые благодарны. Достаточно делать записи два-три раза в неделю. Важно обращать внимание даже на мелочи, вроде помощи от друга или коллеги по работе.

Некоторым сложно испытывать это чувство. Им кажется, что в основе их успеха лежит исключительно упорный труд. Если это ваш случай, постарайтесь вспомнить, что помогло вам достигнуть целей.

Возможно, у вас был хороший наставник в школе или в начале карьеры. Может быть, кто-то помог вам финансово или вы оказались в нужное время в нужном месте.

Даже удача, если посмотреть на нее в таком ключе, может вызвать чувство благодарности.

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Если благодарность возникает из осознания, что другие дали нам нечто ценное, то сочувствие — это забота о других (или самих себе) без получения вознаграждения.

В одном исследовании ученые задействовали программное обеспечение для моделирования лица. С его помощью они состарили лица молодых участников эксперимента. После им задавали вопросы о целях в жизни. Во время интервью одной группе участников показывали их настоящие фотографии, а другой — состаренные лица.

Эффективный способ развить сочувствие — практики медитации, которые фокусируются на сочувствии и самосострадании

После интервью участников спрашивали, как бы они распорядились подаренной тысячей долларов.

Участники, которые видели фотографии себя в будущем, решили потратить в два раза больше денег на пенсионные накопления, чем те, кто видел фото себя в настоящем.

Более того: если состаренные лица выглядели грустными, мотивация копить деньги возрастала. Участники сочувствовали своему будущему «Я» и принимали более мудрые решения.

Эффективный способ развить сочувствие — практики медитации, которые фокусируются на сочувствии и самосострадании. Даже краткосрочные тренировки дают положительные результаты.

В одном исследовании участники, прошедшие восьминедельный курс медитации, охотнее уступали место человеку на костылях, чем те, кто не медитировал.

Также развить сочувствие помогает деятельность, при которой мы синхронизируемся с другими: пение в хоре, совместные танцы, синхронное плавание.

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Гордость — естественная реакция на достижение целей и признание ваших способностей другими людьми. В основе гордости лежит стремление повысить свой статус в группе. Те, кто гордятся собой, чаще добиваются целей и проявляют больший самоконтроль.

Гордость помогает нам усерднее работать над решением сложных задач. Также исследования показывают, что люди, испытывающие гордость, начинают выше ценить будущие награды.

Чтобы начать гордиться собой, нужно поверить, что мы учимся на ошибках и что наши усилия приносят плоды.

Благодарность, сочувствие и гордость помогают нам сохранять настойчивость на пути к цели, укрепляют наши социальные контакты, что повышает шансы на счастье и успех. Они учат нас действовать на благо другим, в том числе, нашему будущему «я».

Источник: Greater Good Magazine.

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Дэвид Дестино (David DeSteno) — преподаватель психологии в Северо-Западном университете, автор книги «Эмоциональный успех. Сила благодарности, сочувствия и гордости» («Emotional Success: The Power of Gratitude, Compassion, and Pride», Eamon Dolan/Houghton Mifflin Harcourt, 2018).

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/tri-emotsii-kotoryie-pomogayut-dobitsya-tseley/

Постановка и достижение цели S.M.A.R.T. с составлением поэтапного плана

Как добиться цели в жизни – актуальная тема для каждого человека независимо от возраста, социального статуса и профессии. Сама распространенная ошибка – подмена понятий. Часто путают понятие «достижение цели» и «результат достижения цели». Грамотно сформулированное стремление имеет конкретность, временные рамки, измеримость. В противном случае речь идет о мечтах.

Популярная технология постановки цели S.M.A.R.T

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

На самом деле этот метод общеизвестный – планирование. Прежде всего, необходимо качественное, хорошее стремление, которое соответствует критериям SMART.

  • Specific (конкретность). Прежде всего, важна конкретика. Необходимо четко понимать – почему для вас важна именно эта мечта. Когда будут выявлены истинные причины желаний, можно переходить к планированию.
  • Measurable (измеримость). Конечный результат усилий должен иметь конкретный критерий, по которому можно определить, что желаемое достигнуто.
  • Agreed (согласованность). Необходимо понимать, что для достижения указанной цели потребуется привлечь других людей. Для упрощения задачи необходимо усовершенствовать стратегию таким образом, чтобы исключить или минимизировать участие посторонних лиц.
  • Realistic (реалистичность). Несомненно, амбиции должны быть большими, но в тоже время их важно сбалансировать и соотнести с собственными возможностями.
  • Timed (ограничение во времени). Установите четкий срок, необходимый для осуществления задуманного. Это мобилизует усилия и позволит максимально рационально использовать ресурсы и энергию.

Что рекомендуют психологи

  1. Не стоит путать два понятия «цель» и «средства достижения цели». Например, испечь пирог для супруга – это средство, а порадовать любимого человека – конечный результат.
  2. Подумайте – что вам необходимо на самом деле? Покупка машины – это средство достижения цели.

    Если вы стремитесь обеспечить для себя комфортное передвижение, возможно, имеет смысл обойтись услугами такси.

  3. Задумайтесь – насколько искренни вы в своем стремлении. Не обманывают ли вас ваши ментальные установки? От того, насколько вы честны перед собой, зависит упорство в достижении цели.

    Например, если по
    работе вам необходимо получить дополнительное образование, ответьте сами себе – вы действительно этого хотите или следуете распоряжению руководства?

Это важно! Если вы хотите достичь цели любой ценой и при этом не испытываете искреннего желания добиться результата, даже не начинайте и не тратьте собственное время.

Если сам процесс движения к цели приносит удовлетворение, и вы уверены, что можно пожертвовать для достижения большой цели временем и ресурсами, то вы на правильном пути.

Составление пошагового плана достижения цели

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Совершенно необязательно, чтобы мечта соответствовала всем перечисленным критериям. Можно обойтись краткой формулировкой и в последствие детализировать план, если стратегия достижения цели требует корректировки. О том, как определиться с жизненными целями читайте
здесь.

Когда вы определились в своих стремлениях и уверены, что не будете испытывать душевного дискомфорта, приступайте к составлению плана.

Для достижения поставленной цели необходимо оценить – какие задачи следует решить и сколько потребуется времени на каждую из них. Существует множество методик и техник, но самая популярная и эффективная – составить дерево задач. Можно просто записать каждую задачу и постараться определить ее трудоемкость.

Составляя план, необходимо учитывать ряд факторов.

  • Правильность определения каждой задачи. Необходимо понимать, что задача – это подцель, следовательно, она обязана соответствовать SMART.
  • Ответьте – достаточно ли поставленных задач для достижения указанной цели. Эффективный план не обязательно должен содержать сотни пунктов. Оценить его действенность помогут друзья или другие компетентные люди.
  • Оправдывает ли мечта средства? Если для достижения поставленной цели потребуются ресурсы, которыми вы не располагаете, смысла в потраченных усилиях нет.
  • Правильность определения сроков. Оценивайте реально свои возможности и временные рамки. Масштабность задачи должна соответствовать поставленному сроку. Помните, что стратегия достижения цели может быть продумана до мелочей, но всегда есть вероятность внештатных ситуаций.

Это важно! Составление плана для достижения указанной цели – важный этап. Приступать к его реализации можно только после проверки каждой задачи, оценки ее необходимости и эффективности.

Часто бывает так, что человек полностью погружается в новую идею и стремится перейти к
конкретным действиям. Психологи рекомендуют не поддаваться на провокацию и проявить последовательность и упорство в достижении цели.

Полезно подумать о том, какие качества нужны человеку для достижения цели и имеете ли вы средства для реализации задуманного.

Если вы не составите хороший план, все усилия будут потрачены зря, возможно, вы сможете добиться желаемого, но потратите на это гораздо больше усилий, ресурсов и времени.

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Реализация плана достижения цели

Теоретическую часть вопроса – как достичь цели в жизни – мы изучили. На этапе практической реализации важно регулярно отслеживать динамику и оценивать выполнение плана. Это позволит своевременно корректировать задачи.

Упорство в достижении цели проявляется, прежде всего, в системном подходе и
самодисциплине. Иными словами, если вы чего-то искренне хотите, необходимо последовательно следовать за собственной мечтой и прилагать все возможные усилия.

Для достижения указанной цели необходимо определить периодичность мониторинга. Необходимо установить такие временные рамки, которые позволят совершить конкретные действия. Периодичность отслеживания выполнения плана зависит от конкретного стремления.

  • Если для достижения указанной цели требуется несколько месяцев, мониторинг проводят один раз в неделю.
  • Если на весь план запланировано несколько недель, имеет смысл отслеживать динамику ежедневно.

Мониторинг – инструмент достижения желаемого, который предполагает выполнение определенных действий:

  • оцените – какие пункты плана выполнены, и каких результатов при этом удалось достичь;
  • сравните фактические достижения с запланированными результатами;
  • проанализируйте ситуацию и скорректируйте задачи (при необходимости).

Существует три варианта оценки выполнения поставленных задач:

  1. все идет по плану – менять ничего не нужно;
  2. часть пунктов идут не по плану – в этом случае нужно пересмотреть приоритеты, скорректировать сроки;
  3. все идет не по плану – нужно начать все сначала – сформулировать новую мечту и составить план для достижения указанной цели.

Это важно! По мнению психологов, именно игнорирование этапа мониторинга приводит к тому, что данная методика не срабатывает. Помните, человек, который не имеет собственных стремлений, превращается в марионетку.

Выводы и опыт

Чтобы методика оказалась максимально действенной, необходимо использовать принцип обратной связи. На практике это выглядит следующим образом:

  • по достижении определенного результата оцените – как методика способствовала или мешала достижению результата;
  • сделайте соответствующие выводы;
  • в следующий раз вы сможете составить план с учетом имеющегося опыта.

Теперь вы знаете, как достичь цели в жизни, следующий этап – попробовать методику на практике и убедиться в ее эффективности. Вы же хотите
жить так, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

Смотрите на видео – как добиться желаемого по методу Тони Роббинса.

Источник: https://myself-development.ru/effektivnaya-metodika-postanovki-i-dostizheniya-tseli/

Как управлять эмоциями для достижения своих целей?

Кто управляет своими эмоциями, тот управляет своей жизнью. Дэн Дубравин

Эмоции могут быть как нашими союзниками, так и врагами в достижении целей. Каждая из эмоций имеет энергетические последствия – к лучшему или к худшему. Это значит, что эмоции могут либо помогать нам в достижении целей, либо мешать.

Чем опасны эмоции в достижении целей:

  • Разозлившись, мы можем сорвать переговоры и потерять Клиента;
  • Мы можем откладывать принятие важного решения или прокрастинировать. Испытывать по поводу этого чувство вины.
  • Мы можем испугаться новых задач или ответственности.
  • Мы можем сжигать много энергии, тревожась по поводу неопределенности, когда в вашем движении наступает пауза. Торопить события, когда нужна выдержка и терпение.
  • Мы можем разгневаться на своих коллег и партнеров, из-за накопленного напряжения или усталости. Разрушив тем самым доверие или целиком проект.
  • Мы можем быстро разочароваться в том, что результаты не приходят так быстро, как вы ожидаете. Впасть в апатию или депрессию.
  • Мы можем не внушать уверенность и доверие Клиенту, с которым вы хотите работать.

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Энергия, а не время – вот главная валюта высокой эффективности. Энергия эмоций — это главное топливо для достижения результата. Нет энергии — нет результата. Если ваши эмоции деструктивны, все вокруг рушится как карточный домик. Если ваши эмоции позитивны, вы сконцентрированы на задаче и наполнены вдохновением и уверенностью. Ваши цели достигаются!

Нам нужно научиться извлекать из эмоций их энергетический потенциал и использовать его для достижения своих целей.

Если цель не достигнута, «внутренняя свинья», так назовем эту нашу ленивую часть, может нахрюкать нам на ушко: «Я этого не сильно хотел!» или «Хорошо, что этого не получилось!».

Вам знакома такая ситуация? Для того, чтобы использовать свои эмоции в качестве союзников в достижении целей, необходимо настроить себя на «пилот-волну» наиболее оптимальное состояние, для достижения поставленной цели.

Двумя техниками из целого комплекса методик, которые мы практикуем в школе эмоционального интеллекта, я хочу поделиться с вами в этой статье.

Повышаем энергетичность своей цели

Для того, чтобы повысить энергетичность своей цели, я рекомендую воспользоваться техникой: «Раскрутка вниз».

Запишите свою цель и ответьте себе на вопрос: «Хорошо, представь, что ты достиг свою цель, что тебе это дает?» Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не соприкоснетесь с базовым смыслом, который добавит вам мотивации в достижении этой цели. Попробуйте прямо сейчас!

Эмоциональная со-настройка со своей целью

Со-настроенность, означает процесс, при котором вы приводите свое состояние в соответствие с желаемой целью. Это похоже на то, как лучник, который стреляет из лука, со-настраивается со своим луком и мишенью, в которую метит попасть. Почти то же самое, вам необходимо сделать со своей целью. Для этого полезным будет ответить на несколько вопросов:

  1. Где в твоей цели живет удовольствие?
  2. Делает ли процесс достижения этой цели тебя счастливым?
  3. Кто еще выиграет от достижения твоей цели?
  4. Почему ты заслуживаешь эту цель?
  5. Что вызывает наибольший интерес в твоей цели?
  6. Как ты можешь добавить больше азарта и куража в достижении своей цели?
  7. Кому и за что ты благодарен в процессе достижения цели?

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Таким образом, добавляя в свою цель энергии и со-настраиваясь с ней, вы значительно повышаете вероятность ее достижения. Милтон Эриксон сравнивал наше сознание и бессознательное с глупым всадником и умной лошадью.

Потенциал нашего бессознательного воистину огромен. И все, что нам нужно сделать, это правильно объяснить своему бессознательному, куда нужно ехать, а после расслабиться и получать удовольствие от процесса достижения цели.

Желаю вам успехов!

Анекдот: — Посмотри на себя… Лежишь тут целыми днями, пузо греешь… Вот зачем ты живёшь? Есть у тебя цель в жизни? — Есть. — Да ну? И какая же? — Ты оглохла что—ли? Я сказал— есть. Есть— моя цель жизни.

Источник: https://5sfer.com/20821-kak-upravlyat-emotsiyami-dlya-dostizheniya-svoikh-tseley.html

Достижение целей: как ставить задачи и выполнять их

Почти все люди хотят прогресса. Почти все боятся отстать от своих собственных ожиданий и других людей. Почти все борются за то, чтобы сделать свои стремления и мечты реальностью, но борьба ведется со своими же страхами, отсутствием мотивации или простым непониманием того, как эти мечты реализовать.

По крайней мере, одно из этих препятствий можно пройти. Зная свои цели, которые помогают двигаться вперед, можно сделать страх или отсутствие мотивации несуществующими перед лицом надежды на успех.

Прогресс, достижение цели и успех – неоднозначные термины, но каждый из нас знает, как получить или улучшить конкретные вещи.

Для этого нужно сделать определенные шаги к изменению, быть преданным процессу, который приведет к большой радости и успеху.

Выполнение поставленных целей и задач: отчёт и экстремальные эмоции

Эдвин Локк: теория о постановке целей в жизни

Неоднозначные цели или цели, которых слишком легко достичь, не принесут хороших результатов. Психолог Эдвин Локк работал над проектом, проверяющим влияние настройки целей на выполнение задач, в течение 25 лет. Результаты Локка показывают, что установление высоких целей приводит к повышению производительности человека.

Отношения между производительностью и целями связаны с более высокими целями, ведущими к большим усилиям, и целям, направленным на привлечение внимания и усилий к целенаправленным действиям за счет непредвиденных действий. Например, чтобы написать роман за месяц, нужно писать каждый день, не тратя время на практику идеальной техники набора текста и выполняя основные, более эффективные действия, чтобы выполнить свою работу.

Однако есть и другие важные факторы в достижении цели. Нельзя просто установить задачу и надеяться, что сам акт ее установки вдохновит вам на желание ее завершить. Завершение цели также требует:

  • — Приверженности цели, эффективности и осознания важности цели;
  • — Сложности задачи, в которой трудно приобрести знания;
  • — Ситуационные ограничения: средства, необходимые для выполнения задачи, не могут быть слишком большими или больше, чем требуется для завершения задачи.

Теория Локка применима не только к собственным целям и задачам. Если начальник дает вам поручение, вы также можете рассмотреть его с точки зрения теории Локка. Тем более, что современные исследования лишь добавили доказательств ее эффективности, хотя называть ее научной – не совсем правильно.

В любом случае, настройка своих целей должна помочь не только достичь финишной черты в выполнении установленных задач, но и получить конкретные практические навыки, которые помогут научиться достигать своих целей.

Для завершения любой задачи контрпродуктивным будет являться гонка за целью, хотя продуманное установление сроков, наоборот, может повысить эффективность.

Если начнется беготня и суматоха, вы рискуете сосредоточиться на неудаче, а не на успехе, и рассматривать свою цель скорее как угрозу.

Это изменение приведет к снижению производительности и, как следствие, свою задачу вы не сможете выполнить.

Эти предупреждения дополняют список вещей, которые следует учитывать при определении ваших целей:

— Выполняйте небольшие задачи на пути к своей большой цели, растите, когда вы идете к чему-то;

— Не обманывайте себя идеями или опасениями о неудаче. Чем больше энергии и беспокойства вы тратите на это, тем меньше энергии вы можете посвятить своей цели, а это повредит вашим шансам достичь ее и улучшить себя.

Вдохновляемся: 50 примеров целей

У каждого есть что-то, что хотелось бы изменить или улучшить. Иногда, однако, труднее вносить изменения в правильном направлении, когда способ добраться до этого направления не ясен.

Достижение прогресса может сводиться к достижению четкой цели и соответствующих шагов и действий.

Если вы устанавливаете цели, которые кажутся для вас достижимыми, но все-таки очень сложными, вы скорее добьетесь успеха, чем если выберете цели, до которых очень легко дойти.

Ваши цели должны интриговать и мотивировать вас, разговаривая с вашими страстями и желаниями. Конкретные примеры личных целей в сфере учебы, работы, творчества, здоровья, финансов и отношений могут быть такими:

— Прочитывать одну книгу в месяц в течение года — Прочитывать 15 страниц в день материалов по курсам — Прочитывать три книги в год, считающиеся классикой литературы — Делать записи в дневнике каждый вечер в течение месяца — Делать что-то творческое раз в неделю — Ограничивать потребление пищи раз в неделю в течение года — Есть до 1800 калорий в день — Спать по 7 часов 6 дней в неделю — Два раза в месяц выходить из дома на ночное мероприятие — Откладывать 5% зарплаты каждый месяц в течение года — Откладывать определенную сумму денег на развлечения каждый месяц (кино, театры и т.д.) — Проводить час на улице пять дней в неделю — Взять за правило выполнять задания на курсах или учебе сразу же, а не откладывать до последнего — Выполнять на три задания больше, чем задают — Пойти в течение года на два курса, чтобы повысить свои профессиональные навыки — Учиться делать что-то новое каждый месяц — Учить новую песню на выбранном музыкальном инструменте раз в месяц — Выделять только 30 минут в день на интернет, чтобы проверить новости и сообщения — Выполнять рабочие задачи минимум за день до крайнего срока в течение месяца — Есть за обеденным столом пять дней в неделю — Ограничить потребление пищи за рулем или на бегу хотя бы до двух раз в неделю — Делать что-то спокойное и, возможно, скучное раз в неделю — Проверять прошлые планы и записывать новые раз в месяц — Потерять 2 килограмма за месяц — Прекратить есть вредные конфеты — Ограничить газированные напитки до одного раза в неделю — Ограничить потребление алкоголя до одного напитка на особый случай — Быть волонтером в местной благотворительной организации каждую неделю в течение месяца — Давать пакет с едой бездомному раз в неделю — Собирать пластик дома и отправлять его на переработку в течение года — Ограничить время просмотра ТВ до часа в день — Смотреть серию любимого сериала только после выполнения всех дел — Жертвовать еду или деньги для приютов для животных раз в месяц в течение года — Отдыхать от интернета один день в неделю — Вставать за два часа до выхода на работу — Есть здоровый завтрак пять дней в неделю — Делать анонимное пожертвование или оказывать помощь раз в неделю — Ограничить время пребывания в социальных сетях до получаса в день — Делать кардио-упражнения минимум 30 минут в день в течение года — Звонить бабушке минимум раз в неделю — Участвовать в интересующей деятельности (благотворительность, творчество) раз в месяц — Наблюдать за выступлениями нового комика раз в месяц — Есть овощи с каждым приемом пищи — Заполнять «доску» в Pinterest раз в неделю — Рисовать картину маслом раз в месяц в течение года — Изучить писателей, даты рождения и факты из биографии каждой прочтенной книги — Изучать географию одной страны каждый месяц — Встречаться с начальником раз в неделю для улучшения своей работы — Познакомиться с учителем и встречаться с ним раз в неделю

Источник: https://vegetarian.ru/articles/dostizhenie-tseley-kak-stavit-zadachi-i-vypolnyat-ikh.html

Читать

Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник

Под общей редакцией д-ра психол. наук Н. С. Хрусталевой

ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторский коллектив:

Н.С.Хрусталёва (5.2.1–5.2.4, 5.3.1–5.3.9, 8.6.2); А.М.Беглер (7.7.1); Т.Н.Беркалиев (4.1.2,4.2.1,4.2.3,4.2.6,4.2.7); В. В. Бочаров (6.1, 6.5.2, 7.7.2); М. С. Бриль (6.2–6.4); М.В.Вагайцева (4.2.4); И. А. Воробьёв (2.2); К. С. Денисова (Зорина) (3.3); А. Ю. Егоров (7.1–7.5); А. Д. Жукова (4.2.2); Е. А.Иванов (8.1); Е.Р.Исаева (3.4, 3.4.1, 3.4.2); А. А.

Константинова (Ишуткина) (8.6.2); Э.Б.Карпова (1.1–1.4, 2.1, 3.1); Г.Г.Лебедева (2.1–2.5, 3.4.1); Е. И. Лебедева (4.1.1–4.1.4, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.5, 4.2.6); Н. В. Миргород (Потехина) (2.6.1–2.6.8); О.Г.Мокрецова (5.1.1–5.1.2); Е.В.Пестерева (4.2.4); Е. Н. Петрова (4.1.2, 4.3.1, 4.3.3–4.3.5); Т. М. Попов (4.2.4); В.В.Потявина (6.2); Л.Г.Почебут (8.5); Г.В.

Пятакова (4.1.5, 4.3.6); М.И.Резлер (8.6.2); B. Ю. Рыбников (7.2, 7.3, 7.6); Т. Г. Смирнова (6.1, 6.5.1, 6.5.2, 7.7.1, 7.7.2, 8.6); М. Г. Стадников (8.1–8.3); Ю. Ю. Стрельникова (3.2); В.Ф.Фёдоров (8.4.1–8.4.4); А.В.Цымбал (1.1–1.4); В. А. Чулкова (4.2.4); В. В. Шайдарова (4.2.6); C. П.Шклярук (2.2); О.С.Шурыгина (Мазнева) (4.3.2); А.А.Щеглов (8.1, 8.2, 8.2.

1); А.М.Ялов (4.4).

Редакционная коллегия:

Н.С.Хрусталёва (отв. ред.), Э.Б.Карпова, Т.Г.Смирнова, А. В. Цымбал, В. В. Потявина, А. М. Беглер (отв. секр.)

Рецензенты:

д-р психол. наук, проф. В.А.Аверин (С.-Петерб. гос. педиатр, мед. ун-т); д-р психол. наук, проф. О. Ю. Щелкова (С.-Петерб. гос. ун-т)

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Предисловие

Настоящее издание является продолжением учебника «Психология кризисных и экстремальных ситуаций». Так, в 2013 году было опубликовано учебное пособие «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь». В 2014 году вышла в свет первая часть учебника «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия».

Все три книги представляют собой коллективный труд преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ Кроме того, в состав учебника вошли параграфы, написанные известными специалистами в области психической травматизации и суицидологии.

Идея создания учебника, состоящего из нескольких частей, родилась на очередном заседании кафедры, когда шло обсуждение уровня подготовки будущих специалистов по специализации «психология кризисных и экстремальных ситуаций». Мы решили обобщить разработанные нами в течение 10 лет актуальные курсы лекций, практические занятия, учебные программы в единый учебник, который помог бы студентам и аспирантам лучше усваивать прослушанные курсы.

Материал второй части учебника включает целый ряд тем, связанных с жизнью современного человека, постоянно испытывающего на себе различные стрессы высокой интенсивности.

Например, психология индивидуальных жизненных кризисов, изучающая профессиональные, творческие, экзистенциальные, возрастные кризисы, а также трудные жизненные ситуации и психические травмы эмигрантов.

Кроме того, в представленную часть учебника вошли материалы по суицидологии – как крайней форме аутоагрессии, разработки по психологии экстремальных состояний, агрессии и терроризма, психологии толпы и СМИ, психологии выживания и многие другие темы.

Усвоение теоретических курсов и прохождение различных видов практик позволяют выпускникам кафедры овладеть целым набором специальных компетенций и профессиональных навыков. Перечислим лишь некоторые из них.

Так, молодые специалисты должны обладать знаниями о современных концепциях жизненных кризисов и психологических ресурсах, позволяющих сохранять стрессоустойчивость, саморегуляцию и рациональные копинг-стратегии.

Одной из самых важных задач в подготовке студентов специализации является глубокое понимание психической травмы и психологии травматического стресса, а также владение методами диагностики и психологической помощи.

Использование широкого спектра клинико-психологических методов позволяет выпускникам кафедры распознавать различные жизненные кризисы и последствия пережитых экстремальных ситуаций.

Весьма важными для специалистов являются методы кризисной интервенции в ситуациях потери близких, распада семьи, безработицы, неизлечимых заболеваний, различных видов зависимостей, вынужденной миграции, религиозно-этнических и социальных конфликтов. Умение работать со СМИ и паническими реакциями людей в условиях природных, техногенных и экологических катастроф, военных действий, террористических актов и др. – также одна из важнейших компетенций наших выпускников.

За время своего существования кафедра подготовила и выпустила 230 специалистов в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций.

Специалисты кафедры активно обмениваются своим опытом с ведущими зарубежными коллегами в области клинической психологии. Благодаря этому многие материалы, изложенные в нашем учебнике, были апробированы на международных конгрессах и симпозиумах. Это еще раз доказало практическую востребованность и актуальность представленного в учебнике материала.

Так, в апреле 2013 года в Берлине состоялся конгресс «Психическое здоровье в Германии и России: клиническая и исследовательская инициатива».

С российской стороны организаторами выступили кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ, Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева.

С немецкой стороны партнерами и участниками конгресса стали Психиатрическая университетская клиника Шарите в больнице Св. Хедвига, Форум им. Р. Коха и И. И. Мечникова.

В октябре 2013 года состоялся II Международный конгресс «Ментальное здоровье в России и Германии: клиника и исследования» на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М.

Бехтерева. В работе Конгресса приняли участие психиатры, клинические психологи, наркологи, психотерапевты, неврологи, социальные работники, представители различных этнических диаспор, проживающих на территории России.

В мае 2015 года в Гамбурге состоялся III Международный конгресс «Ментальное здоровье в России и Германии: клиника и исследования», организаторами и участниками которого по-прежнему оставались наша кафедра, Психиатрическая университетская клиника Шарите г. Берлина и университетская клиника г. Гамбурга.

Мы надеемся, что материал, изложенный в учебнике, поможет студентам, аспирантам и молодым специалистам использовать полученные теоретические навыки в их практической деятельности.

Н. С. Хрусталева

Глава 1

Психология кризисных и экстремальных состояний с позиции основных психологических направлений

Психология экстремальных и кризисных состояний – молодое направление в психологии, поэтому изучаемые в нем психологические категории, как правило, не имеют четкого описания в основных психологических школах с гораздо более длительной историей.

Вместе с тем теоретико-методологический подход к изучению экстремальных и кризисных ситуаций необходим, так как делает осмысленной и грамотной и научно-исследовательскую, и практическую работу психолога, специализирующегося в данной области.

Наиболее разработанными, с точки зрения методологии, являются концепции возрастных кризисов (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. С. Выготский) и теоретические интерпретации и модели возникновения последствий переживаний экстремальных ситуаций и сконструированные на их основе модели психологической помощи.

Это касается в первую очередь теоретических концепций посттравматического стрессового расстройства (Тарабрина Н.В., 2001; Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства, 2005; Осухова Н.Г., 2006). Как справедливо отмечает Н.Г.

Осухова, «понимание “нормального целого” (в различных концепциях это “организм”, “личность”, “поведение”, “бытие-в-мире”) и “дефекта” становится отправной точкой для выбора модели оказания помощи».

Добавим, что теоретическая ориентация оказывается определяющей и при выборе психодиагностического инструментария в практической и научно-исследовательской работе вне зависимости от того, осознает ли это практикующий психолог или психолог-исследователь.

Что касается собственно экстремальных и кризисных состояний, теоретические их интерпретации чаще всего лишь имманентно присутствуют в описании различными психологическими школами функционирования психики (за исключением немногих, например, экзистенциально-гуманистического и деятельностного подходов, где жизненные кризисы рассматриваются как самостоятельные категории).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=593737&p=18

Статья по ОБЖ: Управление эмоциями в экстремальной ситуации | Социальная сеть работников образования

Тема: «Управление эмоциями в экстренной ситуации»

Составила Лукина Ю.В.

Навыки управления эмоциями позволяют нам эффективно справляться с нашими эмоциональными реакциями. Хотя мы не можем всегда проконтролировать свои чувства, мы можем проконтролировать то, что мы делаем в ответ на эти чувства.

Правила управления чувствами и эмоциями в конфликте

Первое правило управления эмоциями в конфликте: Спокойно реагировать на эмоциональные действия или «выпады» вашего оппонента.

Когда ваш оппонент находится в состоянии эмоционального накала, вы ни в коем случае не должны поддаться действию «психологического закона заражения» и не допустить ответных проявлений. Лучше остановите себя и задайте себе следующие вопросы: «Почему он себя так ведет?», «Чего он добивается?», «Связано ли его поведение с его характером или есть другая причина его негативизма?».

Как правильно себя вести в конфликте?

Научиться сохранять спокойствие, когда эмоции захлестывают вас, поможет переключение внимания на свое дыхание. Дышите медленно и глубоко, это поможет вам успокоиться и сохранить ясность мышления. Вдыхайте и выдыхайте на счет «восемь» – это помогает отрегулировать дыхание и сохранить спокойствие.

Никогда не обращайте внимания на оскорбления, даже если другие их используют лучше улыбнитесь. Нет ничего более выбивающего из колеи, чем улыбка того, кого пытаются оскорбить.

Как сохранять спокойствие в стрессовой ситуации?

Перед презентацией или выступлением дыхательные упражнения помогут расслабиться и отрегулировать дыхание, чтобы звучать увереннее и убедительнее. В любой волнующей ситуации дыхательные упражнения помогают оставаться спокойными.

Чтобы  оставаться спокойным, расслабиться или сконцентрироваться, необходимо научиться здоровому дыханию, для этого достаточно сесть удобно – так, чтобы обе ноги касались пола.

Далее следуйте следующим пунктам:

1. Сделайте глубокий вдох. Продолжайте вдыхать в течение 8 секунд. Это не обязательно должны быть реальные 8 секунд. Просто считайте про себя.2. Задержите дыхание на 8 секунд.3. Медленно выдыхайте, этот процесс тоже длится 8 секунд. Вы должны выпустить весь воздух из легких. Возможно, придется даже «выталкивать» его на последних секундах выдоха.4. Задержите дыхание на 4 секунды.

5. Повторите весь процесс дважды.

  • Вскоре вы обнаружите, что чем больше практикуетесь, тем спокойнее становитесь.
  • Ещё одно правило управления эмоциями в конфликте состоит в следующем:
  • Поддержание высокой самооценки — это основа конструктивного поведения в любом переговорном процессе в конфликте.

Избегающая модель поведения. Партнер отказывается обсуждать проблемы, стремится уйти от этой темы и изменить предмет общения. Оппонент стремиться избежать конфликта.

Способы управления эмоциями в таком случае:

  • проявлять настойчивость, быть активным, обладать инициативой
  • заинтересовать партнера показом вариантов решения проблемы и возможности положительного решения

Отрицающая модель. Оппонент утверждает, что проблема не актуальна, что конфликт решится сам собой. Партнёр не проявляет усилий для достижения согласия.

Ваши способы управления эмоциями:

  • всячески указывать на наличие противоречий, сложность их и опасность
  • проявлять инициативу в обсуждении сложной проблемы
  • создать благоприятную атмосферу для обсуждения ваших противоречий
  • показывать пути и возможности для разрешения проблемы

Уступающая модель. Партнер соглашается на любое ваше предложение, в том числе, и не выгодное для себя. Мотивом такого согласия может послужить стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией.

Способы управления эмоциями должны быть:

  • всестороннее обсуждение принимаемых решений
  • выяснение степени заинтересованности партнера в соглашении, указание на его выгоду
  • четко оговорите сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения

4. Наступающая модель. Ваш оппонент стремится к успеху, а именно, к принятию решения в свою пользу. Он отвергает все ваши аргументы и доводы. Проявляет напор, и даже агрессию. Мотивами такого поведения могут быть неосознанное стремление взять вверх, завышенная значимость предмета конфликта. Ваши действия и способы управления эмоциями:

  • необходимо проявлять спокойствие и осмотрительность
  • не сдаваться, и демонстрировать свою твердость и убедительность
  • давать понять, что односторонних уступок не может быть
  • предлагать свои варианты компромисса в разрешении конфликта

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2018/10/01/upravlenie-emotsiyami-v-ekstremalnoy

Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях

Библиографическая ссылка на статью:
Мичурин М.И. Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1494 (дата обращения: 07.02.2019).

Актуальность психологической подготовки военнослужащих подтверждает анализ современных войн и военных конфликтов, указывающий на тенденцию к возрастанию требований к психологической подготовке военнослужащих.

При равном соотношении сил и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении превосходит противника, способна сохранять психологическую устойчивость и волю к победе в любой обстановке [1, c. 41].

 Ни для кого не секрет, что в профессиональную деятельность военнослужащих входят различные психогенные факторы: утомление, психическая напряженность, тревожность, неожиданность предстоящих действий. Успешность выполнения поставленной задачи будет зависеть в первую очередь от того, насколько успешно военнослужащие будут справляться с воздействием  перечисленных негативным факторов.

Что же скрывается под понятием психологическая подготовка военнослужащих? По определению Караяни, психологическая подготовка – это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки [1, c. 32].

Основными задачами психологической подготовки военнослужащих для действий в экстремальных ситуациях, являются:     формирование у воинов научно- обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, навыков поведения в боевой обстановке, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом:

Военные специалисты, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских островах, советских войск в Афганистане, США во Вьетнаме, Афганистане и в Персидском заливе, твердо убедились в необходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке, максимально приближенной к боевой, поэтомупсихологическая подготовка личного состава в процессе повседневной боевой учебы осуществляется посредством отработки на каждом занятии определенных элементов психологической закалки воинов.

Военный психолог А.

Маклаков отмечает, что эффективность проводимой в войсках психологической работы будет во многом зависеть от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической обусловленности, содержания психологической подготовки, решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, очень важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач, создавать  учебно-боевые ситуации, моделирующие адекватность психических состояний в бою. [2, c. 175].

В процессе повседневной боевой учебы психологическая подготовка личного состава осуществляется посредством отработки на каждом занятии определенных элементов психологической закалки воинов. Передовой опыт показывает, что психологическая модель современного боя создается путем использования различных средств:

1. Средств имитации: учебные ВВ, имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты огнесмеси, холостые патроны.

2. Трансляции записей шумовых эффектов боя: выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуков низколетящих самолетов.

3. Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий: имитационные минные поля, проволочные и мало заметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов.

4. Организация реального противодействия противника: подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов и др.

Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств, в зависимости от решаемых задач, вида вооружения и рода войск, психолог, совместно с офицерами органов боевой подготовки, командирами и штабами может осознанно вводить в процесс учебно-боевой деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность воина, так и отрицательные психические явления.

 Экстремальные ситуации сопровождаются воздействием на военнослужащих рядам факторов: так создание угрозы для жизни сопровождается действием фактора опасности, реальное огневое воздействие – фактором внезапности, дефицит информации – фактором неопределенности, осуществление незапланированных действий – новизной обстановки. Умелое продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы современного боя, а следовательно и решать задачи психологической подготовки. [3]

При воспитании психологической устойчивости перед факторами, вызванными экстремальной ситуацией, главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для военнослужащего стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом [4, c.120].

В ходе многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях контроль военнослужащего над своими психическими состояниями и действиями улучшается.

 Систематическое упражнение приводят к автоматизации определенных способов действий, т.е. к формированию навыков. Навык относится к приемам и способам выполнения действий.

Он обеспечивает воину возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. Навык, по мнению бихевиористов, – это система реакций, приобретенных на основе немногочисленных врожденных простых реакций.

, основной путь формирования навыков у человека в определенной сфере деятельности – это, по их утверждению воспитание, образование [2, c. 25].

Формированию навыков поведения в условиях боя достигается систематическими упражнениями в применении знаний и умений, которые приводят к автоматизации определенных способов действий. Навык относится к приемам и способам выполнения действий.

Он обеспечивает возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. По мнению кандидата психологических наук В.

Хозиева – опытного специалиста в области психологического обеспечения боевой подготовки воинов к профессиональной деятельности, навык заключается в том, что сознание воина освобождается от необходимости контролировать технические компоненты деятельности в условиях воздействия на психику воина различных стрессовых факторов, позволяя сосредоточиваться на задачах, целях и условиях задания [5, c. 15].

В ходе многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях контроль военнослужащего над своими психическими состояниями и действиями улучшается.

Постепенно формируется психологический механизм устойчивого подавления неуверенности и страха. С улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уверенность в своих способностях преодолевать трудности и достигать поставленной цели [6, c. 115].

Уверенность в себе, своем оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Если военнослужащий владеет такими навыками – это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи в любой ситуации[7, c. 15].

Выработка у военнослужащих определенных навыков является важным инструментов противодействия экстремальной ситуации.

Навык позволяет частично автоматизировать выполнение и регуляциию целесообразных движений и действий, освобождает, как уже было сказано выше, сознание человека от контроля за «черновой работой», позволяя сосредоточиться на главном.

Так, при стрельбе из орудия сознание наводчика концентрируется на цели, а действия по наведению орудия на цель осуществляются автоматически.

Этим обеспечивается устойчивость действий в неблагоприятной обстановке, их экономичность и рациональность, ведь только лишь одно знание того, как поступить в экстремальной ситуации и уверенность в том что действия верны, помогают уменьшить стресогенное воздействие экстремальной ситуации на личность[10, c. 99].

Нельзя не согласиться с немецким военным психологом Шоенау , который утверждал, что человек является живущим и реагирующим на раздражения организмом. Раздражения, влияющие на поведение, характер и личность человека, поступают от ландшафта, климата и среды.

Человек приспосабливается к среде, руководствуясь инстинктом самосохранения, и задача психологической подготовки заключается в том, чтобы как можно лучше приспособить военнослужащего к всевозможным раздражителям, действующих на психику воина во время боевого задания.

Наиболее эффективным средством психологической подготовки  к выполнению боевой задачи, я бы выделил адаптацию солдата «формирование психологической устойчивости» к травмирующему воздействию боевого стресса и выработку навыков поведения в экстремальных ситуация, а этого можно достичь только тренировками, которые должны проводится в условиях, максимально приближенным к боевым, и быть основанными на специфических механизмах функционирования человеческой психики.

Библиографический список

  1. Разведывательная подготовка подразделений воздушно-десантных войск», Москва – Воениздат, 1995 – 208 с
  2. Караяни, А.Г Введение в профессию военного психолога : учеб. Пособие / А.Г. Караяни, И.В.Сыромятников; под ред. – Ю.П Зинченко, Москва : Академия, 2007 – 208 с
  3. Учебно – методическое пособие по общевойсковой подготовке [Электронный ресурс] http://goup32441.narod.ru
  4. Тарас А Подготовка разведчика. Система спецназа ГРУ / Ф.А Заруцкий, А.Г Тарас – Москва : Харвест, 2004 – 608 с.
  5. Гнездилов, О.С. Психология боевой подготовки : дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / О.С. Гнездилов. – Москва, 2003. – 18 л.
  6. Шеллинг Т.К Стратегия конфликта / Т.К Шеллинг – Москва.: ИРИСЭН, 2007, − 366 с
  7. Заякин, Б.Н. Краткая история спецслужб России / Б.Н Заякин. – Екатеринбург : Прометей, 2002 – 20 с.
  8. Абдурахманов Р.А Военная психология: методология, теория, практика : учеб. пособие / Р.А Абдурохманов – Москва : Военный университет, – 284 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1494

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector