Конструктивная критика: определение и принципы использования

  • Конструктивная критика: определение и принципы использования Понятие leismo используется в области грамматики для обозначения замены личных местоимений «lo» , «los» , «la» и «las» на формы «le» и «les» в прямом объекте . Это характеристика способа выражения определенных областей, хотя это не всегда считается правильным с грамматической точки зрения. Например: «Рамон ударил его / Рамон ударил его» , «Я уже слышал Хуана / Я уже слышал Хуана» , «Я вижу вашего отца очень оживленным / Я вижу вашего отца очень оживленным» . Образованная норма испанского языка указывает на
  • Конструктивная критика: определение и принципы использования Империя , от латинского империя , является формой государственной организации, в которой власть падает на фигуру императора. Следовательно, в этих государствах император обладает властью и является монархом. Эта концепция также используется для обозначения временного периода, в течение которого правительство одного из этих лидеров распространяется на эру, в которой у нации были
  • Конструктивная критика: определение и принципы использования Тонкое происходит от латинского слова subtile и относится к чему-то или кому-то, кто деликатен, острый, остроумный, незначительный или проницательный . Тонкое отличается от очевидного или ощутимого и напоминает то, что предлагается или подразумевается. Например: «Я буду хитрым, но я должен сообщить этому человеку, что он должен покинуть дом в ближайшие дни» , «Тонким касанием швейцарец Роджер Федерер определил матч и вышел в финал Ролан Гаррос» , «Ее
  • Конструктивная критика: определение и принципы использования Королевская испанская академия (RAE) определяет ситуацию как действие и последствия размещения или размещения (размещение человека или вещи в определенном месте). Термин также используется для обозначения того, как что-то устроено в данном пространстве. Понятие также относится к структуре или особенностям чего-либо , позиции, связанной с экономикой или статусом, и обстоятельствами, которые влияют в определенный момент . Например: «Никто не хотел бы оказаться
  • Конструктивная критика: определение и принципы использования Первый необходимый шаг для раскрытия значения термина, который нас сейчас занимает, — сделать ставку на установление его этимологического происхождения. Таким образом, мы можем определить, что это встречается на латыни, а точнее в слове limes , родительном падеже limitis , которое можно перевести как «граница или граница». Предел — это разделение , физическое или символическое, которое обозначает разделение между двумя территориями или нациями. Например: «Власти в ярости, потому что утверждают, что соседняя страна нарушила территориальный предел» , «Видите ли вы эти деревья
  • Конструктивная критика: определение и принципы использования Идея психического здоровья обычно понимается как ситуация равновесия, которую человек испытывает по отношению к тому, что его окружает. Когда это состояние достигнуто, человек может без проблем участвовать в общественной жизни, достигая собственного благополучия. Например: «Я беспокоюсь о психическом здоровье Хоакина» , «Слава повлияла на мое психическое здоровье, и я потерял восприятие реальности» , «Я собираюсь бросить работу, чтобы сохранить свое психическое здоровье» . Хотя поня

Источник: https://ru.tax-definition.org/71721-constructive-criticism

Техника и методы конструктивной критики

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает.

И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути. В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

Конструктивная критика: определение и принципы использования

СОДЕРЖАНИЕ

  • Полезный конструктив
  • Неконструктивная критика
  • Учимся критиковать

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни.

Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи.

Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Неконструктивная критика

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» – отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.

Конструктивная критика: определение и принципы использования

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

Источник: https://yapsiholog.ru/tehnika-i-metody-konstruktivnoj-kritiki/

Конструктивная и деструктивная критика в управлении персоналом

Поговорим о том, как указывать подчиненным на ошибки, чтобы они были готовы их исправлять, а не воспринимали критику в штыки.

Вы узнаете:

  • Какие существуют виды критики в деловом общении.    
  • Каковы принципы применения конструктивной критики.
  • Какие приемы используются при конструктивной критике.

Администрирование коллектива строится на способности руководителя проводить анализ деятельности подчиненных и своевременно корректировать ее в случае ошибок.

Одним из важнейших инструментов, применяемых в этих целях, является конструктивная критика.

Конструктивная и деструктивная критика в деловом общении

При постоянном взаимодействии в рамках компании нередко возникают ситуации, в которых необходимо корректировать ошибки персонала. Правильно выраженная критика помогает обратить внимание на слабые места в работе.

Например, такая необходимость может возникнуть в ответ на неэтичное поведение коллег на совещании или в случае невыполнения сотрудниками своих обязанностей.

В практике встречаются 2 основных вида критики: конструктивная и деструктивная. Различия между ними связаны с этической частью, то есть с тем, каким образом будет высказано суждение. В первом случае это детальный анализ проступка и поиск путей решения, во втором – скорее оценочное мнение о человеке и его личных качествах.

Причины деструктивной критики

Рассмотрим причины, которые могут привести к неграмотному проявлению обратной связи:

  • Негативный контекст высказывания

Складывается, если наставник делает замечание, не показывая пути к исправлению.

Пример: «Ты должен был сделать так, чтобы этой проблемы не возникло, но теперь поздно». Отсутствие выхода из обстоятельств загоняет работника в тупик и заставляет его защищаться и оправдываться.

  • Чрезмерная эмоциональность

Конструктивная критика – это спокойное высказывание замечаний, которое показывает оцениваемому путь к саморазвитию и грамотному выполнению работы. Но если эти же слова будут озвучены с применением неподходящих эмоций (гнев, высокомерие), то будут восприняты оппонентом неправильно.

Одна из распространенных ошибок, при которой руководитель преподносит свои требования, излишне показывая превосходство.

Пример: «Я же вам говорил, как надо делать, вот теперь вы это наконец-то осознали». Подобный подход приводит к внутреннему сопротивлению со стороны служащего.

Деструктивная критика – это верный путь к созданию конфликтной обстановки в коллективе.

  • Основная задача того, кто высказывает замечания, – найти оптимальный путь к диалогу, чтобы оцениваемый захотел исправить свои недочеты.
  • Для этого применяются следующие варианты подачи оценки:

Когда наблюдается явное отклонение от рабочих норм, установленных в компании. Например, если сотрудник не предоставил отчетные документы по командировке в срок, то он получит замечание со стороны бухгалтерии.

  • Косвенная конструктивная критика

Является удачным решением в случаях, когда нельзя прямо указать на нарушения. Тогда обсуждается идентичный инцидент, который уже произошел в компании, и его последствия. На примере разбирается правильная стратегия действий.

Основная цель, дающего обратную связь, – побудить персонал к действию.

Пример: «У вас проблема с выполнением показателя в этом месяце, но время еще есть. Вы отличный специалист, я уверен, что вы справитесь».

Направлена на повышение самооценки личности, которой она высказывается. Помогает, когда сотрудник сам видит свои ошибки и демотивируется из-за этого.

Иногда ошибочно относится к деструктивной критике, поскольку используется как рычаг давления на коллектив. Но ее отличие в том, что она показывает решение задачи. Не стоит злоупотреблять этим типом корректирующего диалога, поскольку он перестанет работать из-за привыкания персонала.

Пример: «Почему вы не позвонили клиенту вчера в 17 часов? Я не прошу вас оправдываться. Я прошу сказать, какое теперь у нас будет решение сложившейся проблемы».

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Опрос, проведенный маркетинговым агентством Zoom Market в 2018 году, показал, что 67 % работников называют руководителя сволочью, потому что он требует больше, чем платит.

Электронный журнал «Коммерческий директор» рассказывает, почему руководитель обязан стать полезной и результативной «сволочью» и как работать, чтобы сотрудники и собственники бизнеса вами гордились. Узнайте об этом из статьи, перейдя по ссылке.

Узнать из статьи журнала »

Читайте также:  Техника нлп что это: 11 реальных фактов

Понятие и принципы применения конструктивной критики

Правильная обратная связь всегда уместна, ее используют в тот момент, когда получена гарантированная польза. Но если момент упущен, то подобные указания могут вызвать только агрессию.

Рассматривая подробно, что такое конструктивная критика, следует остановиться на ее основных принципах:

  • Осуществляется немедленно за происшествием

Чтобы подчеркнуть недовольство начальника сложившейся ситуацией и помочь подчинённым найти выход из нее. Если откладывать диалог, будут упущены тонкости дела и актуальность, что снизит эффективность общения.

  • Высказывается объекту проступка

Любые замечания о человеке высказанные третьи лицам без его присутствия создают возможность потенциального конфликта. Это касается и тех случаев, когда автор конструктивной критики не уверен в том, что его разговор с оппонентом останется приватным.

  • Предметом порицания являются дела, а не личность

Обезличенная подача гарантирует отсутствие сопротивления со стороны персонала, потому что не несет агрессии к конкретному лицу, а пытается помочь.

Конструктивная критика – это непредвзятая оценка всех деталей происшествия, поэтому опирается она исключительно на факты. Цель оценивающего – рассмотреть их и показать сотруднику под правильным углом, чтобы тот осознал ошибку и был мотивирован на ее исправление.

Исключает монолог и разрушение личности. Грамотный наставник всегда направляет коллектив к решению сложившейся проблемы. Если объект оценки не видит решения самостоятельно, начальник должен ему его подробно объяснить, добиться понимания и принятия.

  1.  Как строить общение с подчиненными »
  2. В деловом общении партнеры используют специальные приемы, чтобы сделать обратную связь максимально полезной и приемлемой для собеседника. Такой алгоритм подходит и для того, чтобы вести диалог с персоналом, он состоит из нескольких шагов:
  3. Шаг 1. Установление позитивного контакта

Руководитель заводит непринужденный диалог, обозначает тему и держит зрительный контакт. Его задача задать в беседе правильный тон, чтобы последующие замечания воспринимались в таком же ключе.

Шаг 2. Конструктивная критика

Высказывается по существу вопроса, указываются минусы и недостатки, приводятся аргументы в пользу точки зрения начальника. Сотрудник получает возможность высказать свое мнение относительно порицаний.

Шаг 3. Подтверждение понимания

После обсуждения всех моментов у сотрудника должно остаться четкое понимание своих ошибок. Наставнику в данном случае уместно применять следующие вопросы:

  • Как ты понял то, чего я хочу добиться от тебя?
  • Ясны ли предъявляемые требования? Изложи их своими словами.
  • Что было сделано не так?

Шаг 4. Согласование процесса

Самый короткий ответ на вопрос «конструктивная критика – что это такое?» – план конкретных действий с установленным сроком на исполнение. В идеальном варианте стратегия предоставляется персоналом самостоятельно, а директор только согласовывает ее применение.

✪  Критика подчиненных: 9 правил и 5 этапов разговора с сотрудником »

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Вывод

Умение давать и воспринимать грамотную обратную связь является залогом комфортной и успешной работы на коллективе. Соблюдение алгоритма общения и правил делового этикета помогут избежать конфликтов и наладить диалог руководителя с коллективом.

Важно понимать, что использование только лишь поощрений не способствует развитию специалистов и личностному росту управленцев. Конструктивная критика является инструментом, с помощью которого наставник может побуждать подопечного к обучению через отрицательные эмоции, которые являются более сильным стимулятором активности.

Источник: https://www.kom-dir.ru/article/2678-konstruktivnaya-kritika

Конструктивная критика — Психологос

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, «Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!» — или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»

То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат».

Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку, которого вы собираетесь критиковать — не делайте этого.

Как-то моя маленькая дочка подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: «Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!» Далее я помню то, что меня впечатлило надолго.

Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: «Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно.

А как правильно?» — Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.

А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?

Тогда я сказал себе: «Может быть, мне сильно не нравится чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!» Нет конструктива — критика запрещена.

С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.

Когда вы привыкнете, для вас это также станет очень простым.

Смотрите, «Почему ты не сходил в магазин, я же тебя просила?» — это неправильно, тут содержится упрек, человек в ответ начнет бухтеть (вслух или про себя) Проще и правильнее попросить внятным образом еще раз: «Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед». Аналогично, вместо «Что ты на меня кричишь?» удачнее сказать так: «Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне».

Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,

— Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!

— Прости, пожалуйста. Но ты на меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю. Да? Поможешь мне?

Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/konstruktivnaya-kritika

Конструктивная и деструктивная критика. Как реагировать?

11.07.2015 10 826 0 Время на чтение: 14 мин. Рейтинг: Конструктивная критика: определение и принципы использования

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое конструктивная и деструктивная критика, каким должно быть отношение к критике, как реагировать на критику. Любой человек, занимающийся каким-то делом, или даже просто открыто выражающий свое мнение, свою позицию по какому-то вопросу, обязательно будет в той или иной степени подвержен критике. Причем, чем сильнее его путь или его позиция отличаются от того, что делает или думает большинство, тем больше критики он услышит в свой адрес. Что делать в этом случае, как реагировать на критику? Обо всем этом в сегодняшней статье.

Начну с того, что от отношения человека к критике действительно зависит очень многое. Для одних людей критика выступает стимулом для саморазвития и движения вперед, для других — наоборот, дестабилизирующим фактором.

Отношение к критике может очень сильно повлиять на отношения с другими людьми, причем, не только с посторонними, но и с близкими. Ну и, наконец, есть множество примеров, когда человек терпел серьезные неудачи только потому, что не хотел реагировать на критику.

И, наоборот, когда люди отказывались от перспективных и успешных проектов из-за того, что их критиковали.

Реакция на критику — очень важное качество для любого человека, чем бы он не занимался. Отношение к критике может привести к серьезным переменам в жизни, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Чтобы разобраться, как правильно реагировать на критику, нужно, в первую очередь, определить, к какому виду критики она относится.

Виды критики. Конструктивная и деструктивная критика

Итак, рассмотрим основные виды критики. Их всего два.

1. Конструктивная критика — это выражение своего мнения с целью оказания помощи. В данном случае критик дает оценку вашим действиям или вашей позиции, желая помочь вам, принести какую-то пользу. Конструктивная критика может быть выражена в форме объективного анализа или в форме неких советов, рекомендаций по улучшению.

Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, что это именно конструктивная критика:

  • Объективность. Выражая свое мнение, критик не претендует на абсолютную истину, он подчеркивает, что это лично его позиция, его мнение;
  • Конкретность. Критикующий указывает на конкретные детали или моменты, которые он подвергает сомнению, при этом не говорит, что плохо совершенно все;
  • Аргументированность. Человек, который критикует, приводит конкретные аргументы, обосновывает свою позицию, показывает, на чем основана его критика;
  • Примеры из жизни. Критикуя, человек приводит конкретные примеры из личной или чужой жизни, которые подтверждают ход его мыслей;
  • Знание дела. Критик сам хорошо разбирается в тех вопросах, которые критикует (например, имеет профильное образование, опыт, личные достижения);
  • Отсутствие перехода на личности. Человек критикует, проявляя уважение, не переходит на личности, критикует не самого оппонента, а его действия или убеждения;
  • Указание на положительные моменты. Критикующий указывает не только на недостатки, но и на преимущества вашей работы или вашей позиции.

Конструктивная критика позволяет увидеть свои недостатки со стороны и исправить их. При грамотном отношении она может принести немалую пользу в любом деле.

2. Деструктивная критика — это выражение своего негативного мнения бесцельно, либо с корыстными целями. В этом случае критик нисколько не желает помочь тому, кого он критикует, он делает это с какими-то низкими целями или вообще без таковых.

Выделим основные причины деструктивной критики:

  1. Манипулятивное воздействие. Критик таким образом воздействует на оппонента, с целью склонить его к каким-либо, выгодным ему, действиям.
  2. Зависть. Человек может банально завидовать другому человеку, и от этого стараться искать в нем недостатки и открыто на них указывать.
  3. Чувство собственной важности. Есть люди, которые критикуют ради самого процесса и получения от этого морального удовлетворения. Это тоже деструктивная критика в чистом виде.
  4. Нестандартные мысли, путь развития. Если человек выделяется из толпы, мыслит и делает не так, как большинство, то найдется немало желающих раскритиковать его только потому, что он не такой, как они. Такая критика тоже не является конструктивной.

Теперь рассмотрим основные признаки, указывающие на то, что это именно деструктивная критика. В основном это все то, что противоположно конструктивной:

  • Необъективность. Критик явно демонстрирует, что все, что он говорит — безусловная, 100%-я истина, которую даже нельзя подвергнуть сомнению;
  • Отсутствие конкретики. Критикуется просто все, используются общие, размытые формулировки: «все плохо», «все ужасно», «это неправильно», «это бесперспективно», «ну кто же так делает» и т.д.;
  • Голословность. Деструктивная критика никак не аргументируется, критик не приводит никаких примеров, просто критикует и все;
  • Цепляние к мелочам. Критик активно критикует самые несущественные аспекты, не оказывающие особого влияния на общий процесс или позицию;
  • Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свою критику, по собственной инициативе, когда его никто об этом не просит, и даже дает понять, что его мнение не интересно;
  • Переход на личности. Критикующий выражает свое мнение не о действиях и суждениях, а о самом человеке, причем, все это в неуважительной форме.
Читайте также:  Как достичь своей цели: основные способы и приёмы

Деструктивная критика не несет в себе никакой пользы, а несет только вред. Ее главная цель — вывести человека из равновесия, заставить его отказаться от своих дел или мыслей в угоду критику.

Теперь, когда вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим, как реагировать на критику.

Как реагировать на критику?

Прежде всего, хочу отметить очень важный момент:

Если вы не умеете правильно реагировать на критику, если вы с радостью принимаете похвалу, а любую негативную оценку воспринимаете «в штыки», вам будет сложно добиться успеха в чем-либо. В этом случае критика будет мешать вам во всех начинаниях, портить ваши отношения с другими людьми, сделает вас злым и раздражительным человеком.

Необходимо использовать конструктивную критику себе во благо, а из деструктивной делать выводы. Вы будете подвержены критике в любом случае, даже если будете все делать идеально.

Избежать ее не получится, поэтому главное — сформировать у себя грамотное отношение к критике, знать и понимать, как реагировать на критику в той или иной ситуации.

Реакция на критику у грамотного человека должна начинаться с определения вида критики, то есть, конструктивная она или деструктивная. По каким признакам это можно определить — описано выше. Итак, рассмотрим, как реагировать на критику.

1. Не теряйте самооценку и веру в себя. Даже конструктивная критика ни в коем случае не должна стать причиной к занижению собственной самооценки и потере уверенности в собственных силах.

2. Отделяйте эмоции от полезных советов и рекомендаций. Часто и конструктивная, и деструктивная критика могут быть в той или иной степени эмоциональными.

Однако, между эмоциями могут быть «спрятаны» действительно полезные замечания, советы и рекомендации. Слушая критику, сразу отделяйте все эмоции, пропускайте их мимо ушей.

А вот на конструктивных замечаниях, советах и рекомендациях — наоборот, заостряйте внимание.

3. Не отвечайте на критику сразу. Реакция на критику должна быть обдуманной.

Часто человек, которого критикуют, особенно — если критикуют эмоционально и деструктивно, тоже попадает под власть эмоций, отвечает в том же духе, критика перерастает в ссору, отношения портятся.

Кто от этого выигрывает? Никто. Поэтому лучше молча выслушать критику, и если она требует ответа — взять паузу для обдумывания.

4. Используйте конструктивную критику как помощь. Поскольку конструктивная критика и проводится с целью оказания помощи — воспользуйтесь этим, используйте ее себе во благо. То есть, проанализируйте и сделайте выводы.

5. Нельзя совсем не реагировать на критику. Даже если это деструктивная критика, нужно понять, чем она вызвана, возможно, над вами нависла какая-то существенная угроза, и это только начало?

6. Не принимайте критику близко к сердцу. В то же время, думая над тем, как реагировать на критику, старайтесь отбросить все эмоции. Чем их будет меньше — тем более правильное решение вы сможете принять.

7. Важнее не мотивы критикующего, а суть критики. Часто бывает, что человек, которого критикуют, в первую очередь пытается понять, чем он вызвал такой интерес, какое отношение к нему имеет критикующий, чего он хочет добиться. Но гораздо важнее суть выявленных недостатков, тем более, если это конструктивная критика.

8. Если разные люди критикуют одно и то же — это повод задуматься. Одно дело, когда определенный недостаток видит один человек, его мнение может быть субъективным, а вот когда об этом говорят разные люди — следует задуматься.

И, наконец, очень важное правило:

Умный и грамотный человек, занимающийся саморазвитием, стремящийся к успеху и самосовершенствованию, должен уметь выявлять не только явную, но и скрытую критику, и оперативно на нее реагировать.

К примеру, не станет же подчиненный открыто критиковать своего начальника. Однако, по некоторым его действиям или словам, грамотный начальник должен сам заметить критику, и если она конструктивна — то отреагировать на нее.

На этом буду заканчивать. Теперь вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, как определить вид критики и как реагировать на критику в том и другом случае. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, и вы начнете применять ее на практике.

Источник: https://fingeniy.com/konstruktivnaya-i-destruktivnaya-kritika-kak-reagirovat/

Что такое конструктивная критика и зачем она нужна?

Нас часто спрашивают в жизни, счастливы ли мы? И мы задумаемся над ответом на этот вопрос. А вот спроси любого, обижен ли он? И абсолютное большинство скажет, что обижен. Чаще всего обиду в человеческой душе можно вызвать посредством критики.

Абсолютное большинство сталкивалось с критикой в своей жизни очень часто.

В детстве мы слышим критику от родителей, школьных учителей, позже нас критикуют члены семьи и друзья, а также коллеги по работе и руководящие сотрудники.

Но неужели без критики нельзя обойтись? Почему она так важна и распространена в жизни человека? И как правильно критиковать человека, чтобы добиться продуктивного труда и активных действий?

Как правило, даже незначительный упрек вызывает в человеке клубок отрицательных эмоций: обиду, печаль, злость. Если упрек заслуженный, его следует принять не как обиду, а как урок.

Можно даже поблагодарить своего обидчика – не вслух, а мысленно. Если же упрек не заслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез.

Прежде чем реагировать на упреки обидчика, следует разобраться, к какому виду критики относятся его слова?

Основные виды критикиКонструктивная критика: определение и принципы использования

  1. Конструктивная критика – это разумный и уважительный анализ действий человека.
  2. Деструктивная критика – негативный, часто не подкрепляемый объективными фактами отзыв о человеке.

Конструктивная критика подразумевает сплочение коллектива и совершенствование межличностных отношений.

Данный вид анализа человеческих действий не подразумевает снижения самооценки человека и продуктивности его труда.

Критикующий старается преподнести информацию максимально просто и доступно для понимания, анализа и изменения сложившейся ситуации. Основной целью конструктивной критики является сплочение и усиление отношений между людьми, а также повышение уровня компетенций критикуемого человека. Данный вид критики не несет в себе задачи превосходства над критикуемым, его унижения и обиды.

Основные правила конструктивной критики

Если вы решили высказать несколько упреков близкому человеку или коллеге, следует придерживаться основных правил. Дабы не навредить отношениям и способствовать положительным изменениям в жизни человека:

  • Уважительный тон. Принимая решение критиковать человека, не забывайте об уважении к каждому как к личности. Важно сохранить ровный тон разговора, и подбирать аргументы с крайней осторожностью.
  •  Конкретность. Критикуя чьи-то действия или ситуацию следует отмечать не общую плачевность сложившейся ситуации и её безвыходность, а конкретные моменты, подлежащие исправлению.
  • Обладание знаниями. Для критики необходимы объективные знания дела, наличие образования или жизненного опыта.
  • Положительные моменты. Любая работа не может быть выполнена абсолютно плохо. Всегда найдутся положительные моменты, которые необходимо отметить во время диалога. Следует начать разговор с выделения достоинств выполненной работы. Особенно важным данный момент является для детей. Поскольку взрослый человек, родитель выглядит в глазах маленького ребенка эталоном и примером, необходимо подчеркнуть даже незначительные положительные моменты в выполненном деле.
  • Совершенствование результата. Аргументы и комментарии следует выстроить так, чтобы напомнить о цели данной работы и способах ее достижения. Следует предложить поискать способы изменения сложившейся ситуации, проговорить этапы выполнения действия для исправления.
  • Критикуем результат, а не самого человека. Это является одним из важнейших принципов конструктивного порицания, ведь критика человеческой личности и его поведения говорят о стремлении задеть человека, а не попытаться ему помочь.

В современном деловом общении подчеркивается важность конструктивной критики, так как она помогает обсуждению и решению насущных проблем. Критика может быть полезна, если человек готов правильно её воспринимать. Если критикующий объективно прав, то необходимо выполнить некоторые условия для исправления ситуации.

Первый этап – это признание критики, второй этап – размышление над способами решения проблемы, третий – исправление ошибки, четвертый – умозаключение, исключающее повторение ошибки в будущем.

Лучшей реакцией на критику будет обещание исправления ситуации. Важное правило конструктивной критики – равенство сторон критикующего и критикуемого, а также достижение совместной цели.

Деструктивная критика – это выражение своих негативных мыслей, отрицательного мнения по поводу ситуации или дела. Деструктивная критика не имеет под собой цели в виде исправления ситуации. Здесь критикующий старается задеть чувства оппонента, вывести его из стабильного состояния.

В большинстве случаев деструктивная критика применяется в случаях личной неприязни и не связана с результатом работы или конкретной ситуацией. Чаще люди прибегают к данному виду критики, преследуя низкие цели. Для деструктивной критики характерны: субъективность фактов, переход на личности, отсутствие стремления к исправлению, желание обидеть и досадить.

Независимо от вида критики любому человеку необходимо научится правильно на нее реагировать, иначе не избежать череды поражений, как в семейной жизни, так и на работе. Необходимо научиться использовать критику себе во благо, делая определенные выводы для самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.

Устраниться от критики не получится, любое столкновение с внешним миром несет для человека способы изменения, также посредством критики. Главное здесь – научиться правильно на нее реагировать, делая выводы для будущей жизни.

Чаще всего критика задевает людей с завышенными требованиями к себе и миру, так называемых перфекционистов. Эта категория людей стремится быть лучшими во всем и всегда, не допуская промаха и ошибки. Как правило, данная категория людей склонна прибегать к деструктивной критике окружающих людей, с целью возвышения своей личности и самоутверждения.

Также подвергаются критике и тяжело ее переносят люди с заниженной самооценкой. Любая критика, будь то конструктивная или деструктивная обидит и расстроит этих людей. Переживая из-за критики, эти люди перестают стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.

Если вы столкнулись с ярким проявлением деструктивной критики, и упреки не объективны и скупо аргументированы, в ваших силах не воспринимать его. Следует с достоинством отстаивать право на свободу своей личности неприкосновенность к ней. Необходимо потребовать аргументирования данной критики с точки зрения оценки деятельности, а не вашей личности.

К примеру, вам сказали гадость. Поразмышляйте: зачем обижаться? Есть ли достоверность в сказанных словах? Имеют ли они отношение к вам? Вероятнее всего, это лишь выплеск отрицательных эмоций. Ведь данные эмоции были следствием чувств обиды, зависти или злости.

Если в оскорблении нет ни малейшей правды, то следует сохранять спокойствие и постараться побыстрее забыть о случившемся. Необходимо помнить, что в ваших силах не придавать значения тому, чему не так важно для вашего развития в данный момент.

Конструктивная критика очень ценна. Но необходимо правильно на нее среагировать. Именно она помогает нам расти личностным и профессиональным качествам. Важно запомнить, как нельзя реагировать на все виды критики будь то конструктивная или деструктивная критика. Первое, нельзя все отрицать, проявлять агрессию, или прибегать к игнорированию. Также не будет верным извиняться и оправдываться.

Начиная критиковать, окружающие нас люди, как правило, стремятся выказать недовольство нашими действиями. Чаще всего мы воспринимаем со страхом, так как критика грозит падением нашей независимости в глазах окружающих. Не стоит глубоко уходить в обиду. Само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке и невозможности саморазвития человека.

Важно научиться самому правильно реагировать на критику и также воспитывать детей. Ребенок, неспособный к адекватной реакции, ожидающий постоянной похвалы будет пребывать в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Также важно научиться определять конструктивную и деструктивную критику, чтобы понимать необходимость эмоционального отклика и дальнейших действий.

Читайте также:  Техника ближе дальше: как правильно использовать и защищаться?

Советы для родителей, как научить ребенка правильно реагировать на критику

1. Посоветуйте ребенку сохранять спокойствие, в случаях критики со стороны взрослого человека: учителя, воспитателя. Но, следует объяснить ребенку, что никто не в праве унижать его, портить личные вещи и оскорблять прикрываясь конструктивной критикой. 2.

Наладьте доброжелательный контакт с ребенком, чтобы всегда знать о случаях критики со стороны других взрослых. Ребенок должен быть с вами откровенен. 3.

Научите ребенка правильно отвечать обидчику, не зависимо от возраста, не оскорбляя в ответ и не опускаясь до грубостей.

4. Не следует вменять ребенку чувство вины или воспитывать перфекциониста, нацеленного на идеальный результат. Объясните, что каждый имеет право ошибиться.

Источник: https://motivacii-net.ru/chto-takoe-konstruktivnaja-kritika-i-zachem-ona-nuzhna/

Что такое конструктивная критика?

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Эта статья является продолжением статьи «Что такое поддерживающее окружение», которая вызвала большой резонанс и обсуждения. Прежде чем читать данную статью, рекомендую прочитать предыдущую и комментарии к ней, чтобы понимать контекст нашего сегодняшнего обсуждения.

По итогам обсуждений прошлой статьи некоторые читатели высказали тезис: «что и покритиковать нельзя, а если конструктивно? Кто, как не близкий человек скажет нам правду и поможет измениться?».

  • Давайте разберемся, что же такое конструктивная критика.
  • Смотрим определения:
  • «Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм».
  • Какие нужно соблюдать этические нормы и правила, чтобы критика была конструктивной:
  • найти повод для похвалы («метод бутерброда» — похвала в начале и в конце критического замечания),
  • критиковать поступки/поведение человека, а не его личностные качества и свойства,
  • предлагать собственные решения,
  • выслушивать критикуемую сторону (объяснения, дать возможность реабилитироваться),
  • сохранять ровный тон общения (не кричать, не язвить),
  • признать собственные ошибки в рассматриваемой  ситуации, рассказать о своем опыте.

Обращаясь к близкому человеку, желая ему помочь в чем-то, подсказать и научить, вы, казалось бы, могли бы соблюдать эти правила, чтобы ваша критика стала конструктивной. То же самое можно сказать о людях, желающих помочь нам.

Но все не так просто.

Потому что не учтен самый важный критерий конструктивной критики, который приведен повсеместно в описаниях этого приема. А именно: имеете ли вы право критиковать человека? Да — продолжайте, нет — откажитесь от критики (держите свое мнение при себе!).

  1. И это — самый главный вопрос.
  2. Потому что не имея права на критику, даже используя все вышеприведенные методы ее смягчения, вы оказываетесь в роли агрессора и разрушающего окружения для человека (или он для вас, если критикуют вас).
  3. Итак, право на критику.
  4. У меня есть собственные критерии, по которым я проверяю себя — имею ли я право на критику?
  5. Первый критерий  «Существует ли бревно в вашем собственном глазу».

Если поведение другого человека меня не устраивает, и мне хочется ему об этом сказать, прежде всего я обращаюсь к себе с вопросом: а веду ли я себя аналогичным образом? Если ответ  — да, то критиковать я права не имею.

Например, ваш муж сидит целый день за компьютером, в то  время как ему нужно идти пылесосить ковры. Спросите себя, прежде чем критиковать: бывают ли в моей жизни такие ситуации, когда мне нужно делать домашние дела, а я сижу за компьютером/перед телевизором.

Ответ «да», значит, вы поступаете также, как и ваш муж, и критика тут будет неуместна.

Можно в этой ситуации спокойно спросить, когда он будет пылесосить? Но раздраженно ворчать (даже тихо, про себя) что, мол вечно он за компьютером, лентяй и тунеядец будет неправомерно, ведь и вы поступаете также иногда.

Второй критерий «Влияет ли непосредственно на вас «неправильное» поведение другого человека»?

Первый пример: ваш взрослый сын собирается сделать на свои деньги, своими силами в своей собственной квартире странный, на ваш взгляд, ремонт в стиле хай-тек (стекло и металл). На самом деле, напрямую это вас не касается. Ну и что, что вас коробит от такого стиля, вы такое не понимаете, и вам это не нравится. Дизайн его помещения — его личное дело.

Второй  пример: ваш взрослый родной брат на собственные деньги открыл свой бизнес, постоянно берет кредиты и у него ничего не получается. Вы в ужасе — как он не видит своих ошибок? Почему не пойдет работать «как все нормальные люди» в фирму?

Но это его жизнь и его выбор, его жизненные уроки. Он сам решает, как зарабатывать деньги и, наверняка, видит свои ошибки.

На вас, кроме ваших переживаний и опасений за его судьбу, его поведение никак не влияет (он не берет у вас денег, не вкладывает в бизнес ваше общее имущество или наследство).

Вы можете помочь ему, если хотите — давая деньги просто так или находя ему клиентов или выгодные поставки, вот и все. Пытаться его вразумить и наставить на путь истинный (если он не просит совета) — бесполезная затея, разрушающая отношения.

Третий  пример: ваш муж/жена слушает ужасную музыку и играет в глупые компьютерные игры, вместо того, чтоб слушать лекции по саморазвитию или читать полезную литературу как вы. Как проводить свой досуг — личное дело каждого человека.

Здесь есть подправило: «О вкусах не спорят». Первый и третий  пример — как раз об этом. Есть целый ряд вещей, которые вам могут не нравиться, а другому человеку нравиться, и вы не имеете права навязывать ему свое мнение.

Да, если вы живете в комнате вместе, вы имеете право обсудить предполагаемый дизайн, но если человек живет в комнате без вас, то навязывать ему свои вкусы не стоит.

Если вы едете в автомобиле вместе, то можно обсудить, какую музыку вы будет слушать, но если человек слушает свою музыку сам, в наушниках — его право выбирать, что слушать, а что нет.

Третий критерий: «Если человек уже взрослый (старше 14 лет) — дать ему возможность пройти свои уроки».

Очень большое наше заблуждение думать, что другой человек не знает о своих слабостях и не отдает себе в них отчет. Ваш близкий человек много курит, пьет, имеет лишний вес, проблемы со здоровьем, долги? И вы постоянно твердите ему об этом.

Думаете, он сам не знает? Думаете, не хочет избавиться от своих плохих привычек и проблем? Но люди слабы. Разве у вас нет проблем — лишнего веса, плохих привычек, долгов (или не было в прошлом)? Разве вы не откладываете постоянно на завтра их решение и свое начало новой жизни? Мы все проходим свои уроки.

Нужно дать человеку возможность осознать трудные ситуации своей жизни, свои неверные выборы и неправильные привычки, дать возможность собраться с духом и попробовать все исправить. И да, он будет сто раз начинать и сто раз бросать свои начинания, останавливаться, спотыкаться и ошибаться снова и снова.

А разве у вас в жизни не так? В общем, смотри пункт 1 — «бревно в собственном глазу».

Четвертый критерий: «Знаю ли я все предпосылки поведения, цели, планы другого человека (точно ли я знаю, ЧТО для него будет лучше?»

В НЛП (нейролингвистическое программирование) есть такой постулат — каждый человек всегда делает наилучший выбор из имеющихся в его распоряжении в данный момент. Даже тот, кто совершает преступление, на данный момент видит внутри себя это лучшим выбором из имеющихся.

Вам никогда до конца не понять картины мира другого человека. Его мечтаний, целей, убеждений. Но знайте, он действует так, потому что делает лучший из имеющихся выборов у него.

Чтобы сделать другой выбор, он должен вырасти, осознать свои ошибки — значит, дайте ему в конце-концов пройти свои уроки.

Все это можно подытожить как правило соблюдения «прайвиси» — уважение к личному жизненному пространству другого человека. Потому что на самом деле есть очень мало ситуаций, когда мы имеем право в это жизненное пространство другого человека лезть со своей критикой и советами. Нужно разобраться прежде всего с собственными бревнами в глазах и со своей жизнью.

Давайте рассмотрим в итоге ситуацию, когда критика к близким все же уместна.

Ну во-первых, это когда у вас просят высказать ваше мнение и просят совета, помощи в разрешении ситуации. Тут будет хороша конструктивная критика по всем правилам, потому что прямую критику даже в этой ситуации мало кто может выдержать (включаются подсознательные защитные реакции Эго, и человек просто пропускает суть вашей критики мимо ушей).

И также это ситуации, когда поведение вашего близкого человека напрямую влияет на вас. Он тратит бездумно ваши общие деньги, портит ваше общее имущество, разводит беспорядок, грубо обращается с вами, не выполняет договоренности, опаздывает на встречи.

Но та коммуникация, которая должна происходить в данных ситуациях — это не критика, потому что критика (даже конструктивная) и здесь будет неуместна и будет разрушать отношения. Если речь идет о близких людях, о семье — здесь нужно уметь договариваться, просить.

«Мне не нравится то-то и то-то в твоем поведении, так как это влияет и на мою жизнь тоже, мы могли бы договориться, чтобы ты в будущем поступал вот так?».

Если договориться не получается, есть два выхода — быть снисходительным к этим слабостям и несовершенствам человека или ставить ультиматумы и прерывать отношения. Решать вам.

Итак, вернемся к конструктивной критике.

Существуют лишь три сферы, где вышеприведенные критерии анализировать не нужно, и вы обязаны научиться приемам конструктивной критики и давать ее при необходимости.

Это когда вы являетесь руководителем/воспитателем/учителем другого человека. То есть это производственные отношения и отношения с детьми.

А также любые ситуации, когда вы по взаимной договоренности обучаете человека чему-либо.

В производственных отношениях вы обязаны направлять поведение ваших подчиненных, потому что вы ответственны за результаты подчиненных и за результаты компании в целом. Если ваш сотрудник будет вести себя неправильно, то его деятельность будет не результативна и его придется уволить, также он не принесет результатов компании. Поэтому ваша обязанность — конструктивно критиковать.

В отношении детей — то же самое. Ваша обязанность как родителя: направлять поведение ребенка в нужное русло, чтобы вырастить из него хорошую, сильную личность.

Правда с детьми нужно все же ориентироваться на приведенные в данной статье критерии, чтобы ограничивать свое критиканство до конструктивных пределов и давать критику именно в тех ситуациях, которые напрямую влияют на формирование личности ребенка.

Также психологи придерживаются мнения, что воспитывать напрямую своих детей (как воспитатель) возможно лишь до 12 (в некоторых источниках до 14 ) лет, дальше самый лучший вариант — стать вашему ребенку добрым другом. А вот в дружбе важна поддерживающая составляющая (смотри прошлую статью), а излишняя безудержная критика разрушает отношения и снижает самооценку ребенка.

  • В ситуации обучения все понятно, чтобы научить человека чему-то, нужно постоянно направлять его действия в правильное русло, конструктивно критикуя.
  • Конечно, эта тема обширна, и в одной статье я не могла учесть все нюансы и аспекты, но постаралась рассказать о своем видении основных моментов, связанных с критикой.
  • Давайте обсудим ваше видение в х!

Источник: https://eharitonova.ru/chto-takoe-konstruktivnaya-kritika/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector