Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Духовная ценность – одна из высших потребностей человека, регулирующая процесс познания и самопознания личности. Богатство внутреннего мира дает уникальную возможность проявить индивидуальность: раскрыть природные способности, проявить таланты и дарования.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Основные ценности человечества

Духовные потребности людей что такое

Духовные потребности – стремление к познанию внутреннего мира через самосовершенствование. В поиске гармонии личность приобщается к науке, искусству, философии, религии.

В чем отличие от материальных потребностей

Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.

Самоотверженность людей — что это такое

Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.

Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.

Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание.

Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.

Основные признаки духовных потребностей

Мания величия — что это значит у людей

Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:

  • возникают в сознании;
  • обладают относительным характером надобности, выбором способов для воспроизводства;
  • степень удовлетворения потребностей обусловлена наличием свободного времени, объемом накопленных богатств духа, желанием и возможностями человека участвовать в их реализации;
  • взаимосвязь субъекта и объекта построена на бескорыстности;
  • процесс реализации духовных нужд неограничен.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Базовые потребности людей

Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды.

Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей.

Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.

Виды духовных потребностей

Самые странные фобии у людей

Главные нужды в духовной сфере условно разделены на 2 части: одна – связана с накоплением духовного потенциала, вторая – его проявлением в обществе.

Первую группу составляют:

  1. общение и наблюдение за подлинными и вымышленными героями из книг, спектаклей, кино;
  2. эстетическое удовлетворение от красивых пейзажей, художественных работ, музыкальных композиций;
  3. научно-познавательная деятельность, расширяющая границы мировоззрения;
  4. поддержание здоровья как фундамента для новых начинаний.

Ко второй группе относят потребности социального характера:

  1. Трудовая деятельность, способствующая материализации духовных запросов.
  2. Нравственные ориентиры, используемые для сопоставления собственных взглядов на ситуацию с общепринятыми идеалами;
  3. Патриотическая составляющая поступков, ориентирующая индивида на защиту и любовь к отечеству.

Последовательность реализации запросов обеих групп нельзя назвать линейной. Чаще она сопряжена с материальными нуждами и внутренним миром субъекта.

Потребность в познании

Человек, чувствующий необходимость узнавать новое, стремится разнообразить будни, расширяет кругозор через курсы, мастер-классы, литературные произведения. Природный интерес к внешним факторам побуждает людей принимать активные действия для повышения уровня знаний и способностей. Если потребность не удовлетворяется, личность замыкается и может отрицательно относиться к переменам.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – способность самостоятельно развивать разум, заботиться о личностном росте, воспитывать положительные качества личности. Процесс саморазвития является интеллектуальным, предполагает осознанность человеком собственного места в мире, мотивов, результатов деятельности. Одновременно процесс является волевым, зависит от конкретной ситуации и образа жизни индивида.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Стратегия саморазвития

На этапе самосовершенствования важно проводить аналоги со вчерашним существованием. Осознание личностного развития положительно отражается на новых сферах жизни. Мечты становятся смелее, планы далеко идущими, появляется надежда на будущее. Для идеального самосовершенствования нужно четко определить цели.

Важно! Неуверенность и страх разрушительно действуют на исход событий. Не стоит оглядываться на других, люди свободны в выборе действий и желаний.

Любимое дело

Любимое дело заряжает энергией для самореализации, придает смысл действительности, вдохновляет на подвиги, помогает выразить индивидуальность. На пути к цели индивиды используют собственный талант, умственные и физические способности. Человек, посвящающий большую часть времени творчеству или бизнесу, по доброй воле не откажется от любимого дела.

Любовь и счастье

Любовь – доброта, дарующая людям положительные эмоции, и потребность осчастливить всех вокруг, наслаждаясь чужим счастьем как олицетворением собственных чувств.

Потребность излучать любовь сильнее материальных нужд, статуса в обществе и успеха в бизнесе. Каждый человек желает чувствовать себя нужным и востребованным окружающими людьми.

Одиночество наводит тоску и скуку, создает, прежде всего, ощущение внутренней пустоты.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Реализовать духовные качества помогут:

  1. Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
  2. Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры. Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов.
  3. Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
  4. Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
  5. Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Поиск душевной гармонии через единение с природой

Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.

От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.

Видео

Источник: https://srazu.pro/vospriyatie/duxovnye-potrebnosti-lyudej.html

4 вида потребностей человека

Каждый человек обладает большим спектром потребностей. Мы с вами все чего-то хотим, постоянно. Кто-то автомобиль, кто-то шубу. Получить диплом, создать бизнес, написать книгу, выйти замуж, поехать отдыхать, построить дом… и многое-многое другое. Множество потребностей и множество желаний окружают нашу жизнь. Это совершенно естественно.

Потребности необходимы нам, чтобы жить и развиваться. Более того, мы не можем полноценно существовать, не учитывая своих потребностей. Смогли бы вы жить, если бы игнорировали свою потребность в еде и воде? Нет.

Так значит стоит удовлетворять все свои желания – спросите вы? Можно делать все, что захочется? Не совсем. Современная массовая культура формирует в нас столько искусственных желаний, которые не имеют ничего общего с нашими истинными потребностями.

И потом не все желания приносят нам настоящее удовлетворение и пользу, некоторые из них вредят. Но об этом чуть позже.Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Сейчас же мы рассмотрим, какие у нас есть виды потребностей. Они связаны со структурой нашей личности. Ведь мы с вами довольно сложно устроены.

Первый вид потребностей, самый понятный и доступный для реализации: потребности нашего тела. Это еда, вода, чистая окружающая среда, окружение, кров (защита от непогоды), сон и так далее. Все то, что имеет прямое отношение к нашим физическим желаниям.

Деться от этих потребностей никуда не получится, но и не надо. Их надо уважать и удовлетворять с одним «но»: любые потребности (в том числе и потребности тела) реализовывать надо «чистым», «гармоничным» образом.

То есть в соответствии с закономерностями функционирования нашего физического мира.

любые потребности (в том числе и потребности тела) реализовывать надо «чистым», «гармоничным» образом

Что это значит? Есть здоровую пищу в нормальном (не избыточном) количестве, пить чистую воду, соблюдать режим сна-бодрствования, не иметь вредных привычек, по возможности жить в благоприятной с экологической точки зрения обстановке и так далее. Тогда ваши потребности получат естественную гармоничную реализацию.

А что будет, если не соблюдать «чистую» реализацию? Будет то, что положено быть по вполне естественным законам: усталость, депрессии, болезни различных органов и прочее. Согласитесь, вряд ли у человека, питающегося постоянно трижды в день фастфудом, может быть здоровый желудок, печень, и вес в норме.

Сомневаюсь, что у курильщика со стажем здоровые и чистые легкие. А человек, спящий по 4-5 часов утром, в то время, как его организм требует спать по 8 часов и ночью, вряд ли будет румяный и бодрый. Это вполне естественно и закономерно.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Но это лишь малая доля потребностей нашей личности. И далеко не самая важная.

Социальные потребности. Это более тонкие потребности в социальной реализации, общении, дружбе, взаимодействию с другими людьми.

Это отношения с родителями, детьми, друзьями, знакомыми, коллегами, учителями в широком смысле, реализация в карьере, работе.

Социальная изолированность, одиночество на самом деле очень тяжелое испытание, далеко не каждый способен выдержать долгую изоляцию.

На этом уровне также необходимо реализовывать свои потребности чистым образом, в гармонии с законами мироздания. А именно строить отношения на основе любви, уважения и служения другим людям. Именно поэтому невозможно  быть счастливым в отношениях, где присутствует агрессия, недоверие, эксплуатация, упреки, недовольства, безразличие, ненависть, зависть, обида.

По-настоящему чистые отношения приносят счастье обеим сторонам. И стремиться к гармоничным отношениям нужно не только в отношениях с близкими людьми. Учиться служить и любить надо во всех типах отношений (и с коллегами по работе, с подчиненными, с малознакомыми, с соседями), только тогда можно по-настоящему понять природу экологичных отношений.

Читайте также:  Чем мотивация отличается от стимулирования: основные различия

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Потребности разума. У каждого из нас есть потребности знать этот мир, изучать, как он устроен. С этим связано неимоверное любопытство, присущее многим людям.

Как? Почему? Откуда? Особенно яркими представителями людей, потребности разума которых стоят на первом месте, являются ученые, исследователи. Они не могут жить без того, чтобы не изучать, не узнавать новое. Но и все остальные также обладают этими потребностями.

Наш разум дает нам возможность познавать, анализировать, рассуждать, находить решения.

Есть также экологичные способы удовлетворить эти потребности.

Ведь разум можно использовать как во благо (изучать, как правильно жить, придумать что-то полезное для людей), а можно создать сверхмощное оружие массового поражения или синтезировать наркотик.

И в том и в другом случае человек получает моральное удовлетворение от того, что сумел сделать что-то особенное, но направляя свою деятельность разума на благие намерения, мы укрепляем его. А в обратном случае разрушаем себя медленно.

И, наконец, потребности души. Самые глубокие и подчас самые забываемые людьми потребности. Они есть у нас у всех. Просто мы обрастаем толстым слоем потребностей других уровней и о душе часто забываем, не слышим ее. Но в каждом из нас эти потребности есть, как бы глубоко они не сидели.

Что относится к потребностям души? Познать то, что находится за пределами нашего физического мира, познать и реализовать свое предназначение, познать смысл жизни, иметь высшую духовную цель, миссию и выполнять ее. Искреннее желание служить людям, быть полезным им. Понять, почувствовать и приблизиться к абсолютному началу.

Все это разные проявления потребностей души.Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

На самом деле одна из важнейших наших задач в этом мире реализовывать именно эти потребности, а не обрастать потребностями других типов.

Нереализованность на этом уровне приводит к тому, что при все внешней благополучной жизни человек не ощущает себя счастливым, реализованным, жизнь кажется бессмысленной и пустой. Человек чувствует, что в жизни его не хватает чего-то важного, хотя на внешнем плане все есть.

Более подробно о потребностях мы поговорим позже.

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/4-vida-potrebnostej-cheloveka/

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально.

А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.
Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания: чем опасно и как лечить?

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Источник: https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html

Самая “высокая” потребность человека, и как ее удовлетворить

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

 Пирамида потребностей Маслоу очень часто используется в маркетинге. Она помогает понять саму суть потребностей клиентов и аудитории, и соответственно — адекватно к ним обратиться.

Но понимая что-то про кого-то мы забываем о том, чтобы начать понимать что-то про себя — тоже. А ведь и в этом пирамида потребностей Маслоу может быть интересным инструментом.

Большая задача коуча — это помочь клиенту увидеть свои потребности и главное — суть и источник этих потребностей. Вот где опять не мешает взглянуть на пирамиду Маслоу. Давайте взглянем.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворитьПирамида потребностей Маслоу

Мы имеем несколько уровней потребностей. В основе — базовые потребности: питание, сон, размножение… Потом — потребность в наличии крова, ресурсов, потребность в безопасности. Их называют выживательными. С ними все понятно:

Затем идут потребности в признании, принадлежности к какой-либо группе, любви и понимании.

И на вершине всего этого онтологического великолепия — потребность в самоактуализации.

Самое интересное в этой пирамиде то, что пока не удовлетворены потребности нижнего уровня, потребности следующего уровня не возникнет.

Простой пример: если за вами гонится разъяренная собака и вам реально страшно за свою жизнь, вам в данный момент будет глубоко плевать на то, что подумают о вас окружающие — лишь бы унести ноги.

Пока потребность в физической безопасности не удовлетворена, потребность в признании носа не показывает.

И вот поэтому о самоактуализации еще совсем недавно говорили скорее, как об утопии. Сам Маслоу ее представлял примерно так: “Оно вам конечно иногда хочется, но дудки вам”.

Еще 50 лет назад большинству людей было “пророчество”: “не видать вам самоактуализации, как собственного носа”. Еще совсем недавно самоактуализация была недостижимой вершиной человеческого счастья.

А для многих она совершенно не виделась потребностью — выжить важнее, чем самоактуализовываться.

Теперь же все чаще и чаще наблюдаешь, как именно потребность в самоактуализации свербит. Как именно в удовлетворение потребности в самоактуализации упираются те, кто открывает свой бизнес, задает новые цели, чему-то учится, к чему-то стремится.

Я думаю, это напрямую связано с тем, что индустриальный и технологический прогресс и общее повышение уровня жизни помогают проще удовлетворить низлежащие потребности, и обнажают потребность в самоактуализации, которая ощущается так же остро, как выглядит собственно в схеме.

Что при этом значит “удовлетворение”? Удовлетворение потребности в крове, например, что это? Личная бочка, как у Диогена, трехкомнатная квартира в приличном районе или личная вилла в Майами Бич? И все, и ничего — одновременно.

На деле удовлетворение потребности не имеет никакого отношения к тому, как это оформлено внешне. И именно поэтому столько людей никак не успокоятся, пока не обзаведутся домами во всех частях мира, а Диоген вон спокойно себе самоактулизовывался в бочке, вполне довольный своим кровом.

Удовлетворение потребности — скорее внутреннее состояние, чем внешние факты.

  • И это внутреннее состояние диктуется нашим механизмом выживания, и тем, за что этот механизм выживания зацепился.
  • И сейчас будет мое нескромное заявление: потребность в самоактуализации  — это не еще одна потребность в пирамиде, а принципиально иная категория потребностей, отличающаяся от остальных уровней.
  • Все потребности под ней — это работа механизма выживания и продиктованы они страхом: не иметь ресурсы, не иметь кров, не иметь способности размножаться, не быть признанным и принятым “своими”, быть отвергнутым — для нашей лимбической системы все это считывается, как прямая угроза выживанию.

А вот самоактуализация — это уже феномен совершенно иного порядка. Потребность самоактуализации — это скорее вопреки выживательным инстинктам.

Именно потребность в самоактуализации движет нами, когда мы рискуем, принимаем сложные решения без оглядки, идем вперед, несмотря ни на что. И когда мы мечтаем. Способность мечтать — это проявление бесстрашия. И самоактуализация — это зачастую и есть исполнение нашей мечты.

Потребность в самоактуализации — это то, что диктует не природный страх не выживать, а духовная составляющая, которая хочет не выживать, а жить, да со смыслом.

Именно поэтому имея потребность в самоактуализации мы можем маятником метаться в страхи “не выжить” и гулять вниз-вверх по пирамиде дедушки Маслоу, тем не менее так или иначе возвращаясь наверх — к самоактуализации.

Источник: http://olgareinholdt.ru/fitness/samaya-vysokaya-potrebnost-cheloveka-i-kak-ee-udovletvorit/

Удовлетворение потребностей – погашение личностного дефицита

Потребность – острая или приглушенная необходимость в удовлетворении какой-либо физиологической или психологической надобности, субъективное ощущение, испытываемое человеком.

Удовлетворение потребностей – предоставление организму веществ или соединений, в которых образовался дефицит, или нематериальных субстанций – эмоций, знаний, общения, удовольствий. В теоретическом маркетинге различают насыщаемые и ненасыщаемые потребности.

В первом случае есть определенная грань после которой нужда уже не испытывается. Во втором – например, в области знаний, человек разумный может испытывать все большую жажду в познании нового, которая проистекает из уже усвоенного, но недостаточно информативного.

Поэтому, не зная, какого рода возникла необходимость, невозможно однозначно ответить на вопрос, о характере и природе способов удовлетворения потребностей.

Что такое потребности и почему их нужно удовлетворить?

Человеческий организм – открытая система, для существования которой необходимо постоянное поступление компонентов, участвующих в биохимических реакциях. Природа предусмотрела разум и изобретательность, как способ выживания человека, не имеющего естественных орудий обороны и нападения, добычи пищи, получения тепловой энергии.

Отсюда перманентно испытываемая нужда в принятии пищи, жидкости, в естественных отправлениях, одежде и обуви.

Все это человек получает благодаря умственной и трудовой деятельности, изобретению инструментов и способов производства. От этого зависит его жизнеспособность, состояние здоровья, развитие физическое и умственное.

Однако свести понятие удовлетворения потребностей только к физиологическим процессам уже не удается.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Благодаря устройству своей эмоционально-психической сферы, человек нуждается в:

  • Общении.
  • Доминировании.
  • Сильных эмоциях и удовольствиях, которые не всегда приносят пользу организму, не запрограммированному природой на употребление вредных, но приятных веществ.

Иерархия социума предполагает желание владеть большим количеством одежды, чем ее требуется для защиты от холода, жильем, необходимым не только для укрытия от природных воздействий и объема знаний, превышающего только информацию о способах выживания. Система потребностей зависит от множества условий – материального положения, места проживания, воспитания и исповедуемой религии.

Можно сказать, что удовлетворение потребностей – это активность, направленная на подавление или насыщение нужды любого происхождения. А перечень надобностей определяется индивидуальными особенностями личности.

Способы удовлетворения своих потребностей

Способы удовлетворения зависят от того, какие именно нужды испытываются индивидуумом. Несмотря на высокую духовную организацию, основными все же остаются потребности материальные и органические – пища, питье, защита от холода, боли, болезней.

Они находятся на определенном уровне в зависимости от климата, научно-технического прогресса и условий жизни. В случае с едой, например, это может быть простая пища, выращенная своими руками или ресторанные деликатесы из привезенных издалека продуктов.

У одного человека еда – это способ существования, у другого – демонстрация материального положения и социального статуса.

Естественные потребности человека: как определить и удовлетворить

Что же касается удовлетворения эмоциональных, психологических и личностных потребностей, то здесь тоже многое определяется самим человеком.

Кто-то в поисках общения посещает ночные клубы, кто-то сидит в интернете, а есть люди, посещающие собрание единомышленников или единоверцев.

Тонкости определения способа интересны тем, кто занимается научными исследованиями, а практическое насыщение, в любом из существующих видов надобностей все же выбирается самим человеком.

Как научиться быстро удовлетворять потребности?

Прежде всего нужно научиться дифференцировать желания и потребности. Желание не всегда совпадает со второй категорией, нередко – это действие на подсознание настойчивой рекламы, образа жизни других людей, навязанного тенденциозно построенными произведениями искусства или маркетинга.

Как только удастся различать действительно необходимые вещи для жизнеобеспечения организма или его усовершенствования и то, что настойчиво диктуется извне, список потребностей существенно уменьшится. И тогда удовлетворять их не составит труда даже при низком заработке или отсутствии времени на получение новых знаний.

Источник: https://TrenerMozga.ru/chelovek/udovletvorenie-potrebnostej.html

Введение

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.

Потребность — это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект — в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).

Актуальность данной темы — одна из самых важных тем по этой дисциплине. Для того что бы работать в сфере сервиса необходимо знать основные методы удовлетворения потребностей клиентов.

  • Цель: является изучение методов удовлетворения потребностей сферой сервиса.
  • Объект исследования: метод.
  • Предмет исследования: методы удовлетворения потребностей сферой сервиса
  • Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
  • 1. Рассмотреть понятие и сущность человеческих потребностей
  • 2. Рассмотреть понятие сферы сервиса

3. Рассмотреть основные методы удовлетворения потребностей человека сферой деятельности.

Для исследования данной темы я использовала разные источники. Благодаря книге М. П. Ершова «Потребность человека» психологу А. Маслоу, философу Достоевскому я раскрыла основные определения потребности.

Основные методы удовлетворения потребностей я узнала из учебного пособия «Человек и его потребности» под ред. Огаяняна К. М. А для определения методов к определённому характеру мне помогла книга «Основы общей психологии» Рубинштейн С. Л.

И учебно-методическое пособие Каверина С. В.

Понятие потребность и их классификация

Потребности — это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность — компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности.

Читайте также:  Абстрактно логическое мышление: как повысить свой уровень развития

Она — структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности.

Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент».

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя.

Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

«Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности…», — писал Маркс, и только тогда они «относятся друг к другу как люди…» когда «общая им родовая сущность осознана всеми».

В книге М. П. Ершова «Потребность человека» (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность — первопричина жизни, свойство всего живого. «Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, — пишет П.

М. Ершов, — отличающее ее, живую материю, от материи неживой». Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

Потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания — понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека.

они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты.

Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека.

«Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов… и лишь они играют главную роль».

Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «… в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен.

Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков.

В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские — семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность.

Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания — то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно.

Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя» Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1974. С.145-169. .

Потребность — это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо — это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело — испытывать стремление, а другое — осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.Влечение неосознанно и беспредметно.

Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным — влечение должно перейти в желание.

По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению.

Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975. — 28 с..

Существует единственное обстоятельство, порождающее «потребность» — это случай, когда взрослый отказывается от события с ребенком, когда он подменяет себя, подставляет на свое место какой-либо предметный заместитель (не случаен поэтому фундаментальный родительский принцип: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»). Заместитель предметен лишь по форме, его содержанием всегда является другой человек.

Вот этой-то подменой, отчуждением взрослого и формируется впервые специфический функциональный орган — «потребность», которая впоследствии начинает жить своей собственной «жизнью»: определяет, требует, принуждает человека к осуществлению определенной деятельности или поведения. Г. Гегель писал, что «…

мы скорее служим нашим чувствам, влечениям, страстям, интересам и тем более привычкам, чем обладаем ими» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1990. — с. 51. В психологии существуют различные классификации потребностей человека. Основатель гуманистической психологии А.

Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Первая группа потребностей — витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая группа — потребности в безопасности. Третья группа — потребности в любви и признании у других людей.

Четвертая группа — потребности самооценки, самоуважения. Пятая группа — потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж.Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей: 1) органические потребности (в воде, пище, сексуальное побуждение, общая активность); 2) потребности, относящиеся к условиям среды (в комфорте, приятном окружении); 3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство и т.д.

); 4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе); 5) социальные потребности (потребность в других людях).Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей.

Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики.

В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов.

Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу (Maslow, Abraham Harold, 1908- 1970, психолог и философ, США) Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.:

(а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);

  1. (б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность);
  2. (в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации.
  3. Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов:
  4. (1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,
  5. (2) подчиненные духовным — психические потребности,
  6. (3) низшие, подчиненные духовным и психическим — физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы — мотивы — потребности — планы поведения — программы действий Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 1996. — с. 71.

Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.

Потребности — это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы (рис.): элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности.

Таблица 1

Классификация потребностей современного человека

Потребности в деятельности Потребности в общих условиях жизни Элементарные потребности
  • · в труде,
  • · в семейно-бытовой деятельности,
  • · в досуге.
  1. · в здоровье,
  2. · образовании,
  3. · культуре,
  4. · в перемещении в пространстве,
  5. · в личной безопасности.
  • · в пище,
  • · в одежде,
  • · в жилье.

Источник: https://studbooks.net/1547045/marketing/potrebnosti_cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector