Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленцаКачества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Основные направления

Нельзя одномоментно стать начальником. Даже если удастся получить место, используя связи, продержаться на нем долго не выйдет. Любой рядовой сотрудник может стать руководителем, но для этого необходимо развивать в себе определенные навыки, умения.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Условно можно выделить три группы качеств:

  • профессиональные;
  • личные;
  • деловые.

Каждая имеет значение и выполняет определенную роль в формировании будущего директора. Он должен быть хорошим специалистом в сфере. В этом помогут соответствующее образование, опыт работы, постоянное повышение квалификации. Желательно изучать смежные виды деятельности.

Вторая важная часть профессиональных качеств руководителя — это навыки. Это знание иностранных языков, владение компьютерными программами, умение водить машину. В этом направлении тоже необходимо развиваться, так как эффективный руководитель должен быть образцом для подражания.

Идеальный портрет

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Для того чтобы понять, какими качествами должен обладать руководитель, нужно составить его абстрактный образ. Для менеджера обычного магазина будет один набор характеристик, для управленца крупной компании — другой.

Сильная сторона хорошего директора — это высокие моральные принципы. Команда относится к нему с уважением только в случае справедливого отношения.

Руководитель уважает каждого сотрудника, не использует интриги, не лжет и не шантажирует. Попытки добиться признания с использованием авторитарной модели поведения не увенчаются успехом.

Современный управляющий должен быть нацелен на сотрудничество.

Настоящий лидер интересуется людьми, создает им комфортные условия для труда. Когда работники видят человеческое отношение, они готовы переждать даже сложное время и не увольняться.

Постоянные стрессы, дедлайны и загруженность не прибавляют руководителю здоровья. Поэтому необходимо грамотно планировать дела, выделять время на отдых. В сфере продаж можно получать большую зарплату, но в такой работе придется изрядно нервничать. Нельзя вымещать злость, раздражение на рядовых сотрудниках.

Руководство отделом — непростое занятие. Поэтому потенциальному управленцу нужно иметь веру в себя и иметь высокую самооценку. Важное качество личности — это уверенность в успешности предприятия. Такой оптимизм заразителен и вдохновляет сотрудников.

Эффективность начальника

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Характеристику руководителя составить сложно, так как каждый человек уникален. Современные психологи считают, что в такой должности будет комфортно амбициозной личности. Такому человеку будет легко удаваться ставить максимальные цели, достигать их, заниматься профессиональным развитием.

Сотрудники могут описать образ идеального управленца следующими качествами:

  • коммуникабельность;
  • уверенность;
  • стратегическое мышление.

Ценный навык профессионала — умение создавать команду. Он не просто набирает группу специалистов, а прикладывает усилия для выработки мотивации, стимулирует коллектив на достижение целей и следит за атмосферой.

Эффективность управленца выражается в увеличении производительности труда, повышения прибыли. Сотрудники с удовольствием ходят на работу, в коллективе царят дружелюбные отношения.

Личные качества

Хорошего руководителя можно охарактеризовать разными положительными словами. Для того чтобы стать начальником, нужно работать над характером. В основе успеха лежит честность — любой сотрудник это оценит. Поэтому всегда нужно сообщать правдивые условия труда, объяснять необходимость переработок, особенности начисления премий и т. п.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Руководящая должность всегда связана с ответственностью. Человек не просто принимает решения, но и готов отвечать за их последствия. Перекладывать это на других сотрудников — признак плохого начальника.

В компетенцию управленца входят разные обязанности, в том числе и решение конфликтных ситуации. Необходимо обладать уравновешенность, терпеливостью, сдержанностью. Нельзя оскорблять работника, унижать или угрожать.

Лидерская личность должна иметь способность организовать себя и среду вокруг. Для этого нужно вырабатывать навык распределять время, выделять приоритетные задачи, перекладывать частично полномочия на помощника.

Перечень качеств руководителя может быть объемным. В списках психологи выделяют харизматичность, стрессоустойчивость, отзывчивость, целеустремленность, честолюбие, справедливость.

Деловая сфера

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Главная задача управленца — организация трудового процесса, осуществление контроля, самоорганизация. Поэтому он должен хорошо владеть навыками тайм-менеджмента, постоянно стремиться к самосовершенствованию.

Руководитель служит примером для сотрудников. Он обладает критическим мышлением, умеет быстро анализировать текущую ситуацию и оценивать ее. В этом ему поможет эрудированность — широкие познания в разных областях.

Начальник постоянно ищет новые формы и методы работы. Он открыт всему новому и пробует необычные подходы к организации процесса. Существуют психологические тренинги, которые обучают лидерству.

В любой работе бывают сложные моменты, особенно если отдел задействован в продажах. Из-за кризиса покупательская способность падает, и это негативно сказывается на доходах компании. Поэтому задача управленца — поддержать моральный дух коллектива.

Особенности резюме

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Хороший руководитель никогда не останется без работы. Его резюме должно показывать сильные стороны специалиста. После указания личных данных необходимо выделить информацию об образовании и повышении квалификации.

Нужно не только перечислить навыки и умения, желательно указать способы их применения в реальной жизни. Например, правильная оптимизация рабочего времени позволяет увеличить производительность. Стрессоустойчивость дает возможность не теряться в критичных ситуациях.

На собеседовании будущему руководителю будут задавать разные вопросы. Некоторые специалисты по подбору кадров предпочитают предлагают решить небольшие задачи — это позволяет оценить навыки человека. Важно показать уверенность в себе и харизматичность.

Популярные ошибки

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

В литературе по психологии рассматриваются разные черты человека. Для каждой профессии выделяется особый список нежелательных привычек. Плохие личные качества руководителя могут серьезно снизить эффективность работы.

Эффективный управленец умеет мотивировать сотрудников на выполнение задач. Контролировать каждый шаг и чрезмерно загружать делами — неправильное решение. Люди не будут понимать, зачем они заполняют отчеты, и от этого будет снижаться заинтересованность.

Отрицательное качество лидера — нерешительность. Он не захочет брать ответственность за принятые решения и предпочтет сделать виноватым рядового сотрудника. Из-за упрямства управленец не будет слышать ценных идей от коллектива.

Слабые стороны руководителя:

  • страх делегировать часть обязанностей;
  • неспособность расставить приоритеты;
  • категоричность.

Никто не идеален, но управленцу необходимо уделять время и силы личностному росту. Это позволит ему снизить проявление отрицательных черт характера.

Нельзя вести себя агрессивно, высокомерно, осуждающе, консервативно. Все это только негативно скажется на управленческой деятельности.

Источник: https://nauka.club/karera/kachestva-rukovoditelya.html

Качества руководителя. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства :

Современный мир бизнеса устроен так, что он делится на людей, которые принимают решения, руководят всем процессом производства, и людей, которые осуществляют этот процесс. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы направить бизнес к росту и процветанию.

Кто такой руководитель?

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Это прежде всего человек, который официально уполномочен управлять коллективом предприятия и организовывать всю его деятельность. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование всего предприятия. Основные его задачи перечислены ниже.

  • Направить деятельность как всего коллектива, так и каждого сотрудника в отдельности, в нужном направлении.
  • Создать такие условия труда, чтобы работа выполнялась наилучшим образом.
  • Контролировать весь процесс выполнения поставленной задачи.

Руководители бывают разные – хорошие и плохие, талантливые и не очень, высшего звена и низшего и т. д.

Даже если человек занимает такую небольшую должность, как руководитель отдела, качества лидера помогают ему не только справляться с поставленными задачами, но и в целом успешно строить карьеру и отношения с окружающими. Также руководитель должен быть харизматической личностью.

Только так он сможет добиться того, чтобы его слушали и исполняли принятые им решения.

Для того чтобы разобраться, какими качествами должен обладать руководитель, нужно рассмотреть наиболее важные составляющие его личности, учитывая спрос и требования современного делового общества. Также важно учитывать род деятельности, например, требования к главе научного коллектива будут предъявляться несколько другие, чем к управленцу на производстве.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Качества хорошего руководителя включают: индивидуальные особенности личности человека, его темперамент и характер, особенности памяти, профессиональный опыт, теоретическое и практическое мышление, интеллект, стрессоустойчивость. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Индивидуальные особенности личности человека

Поскольку главной особенностью руководящей работы является огромный объем информации, то способность ее воспринимать и перерабатывать является неотъемлемой составляющей личности руководителя. Информация поступает разнообразная.

Это данные о сотрудниках предприятия, новые технологии, поставщики, состояние рынка, будущие прогнозы, текущие внутренние процессы и многое другое.

Важно, чтобы руководитель мог охватить всю информацию в целом, также смог вычленить и увидеть необходимые детали, осмыслить и систематизировать полученную информацию.

Все это является особенностями восприятия человека, а также внимания, профессиональной наблюдательности, логического и аналитического мышления. Важно отметить, что восприятие информации руководителем имеет непосредственно отношение к его профессиональному опыту и знаниям. Чем более опытен и образован лидер, тем быстрее он способен принимать адекватные решения.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Темперамент

Качества хорошего руководителя непосредственно зависят от его темперамента. Так, управленец с холерическим темпераментом способен прекрасно ладить с людьми, отличается инициативностью, живостью ума, решительностью.

Но его склонность к авантюрам может поставить под угрозу всю работу предприятия. Лидер с сангвинистическим темпераментом деловит, энергичен, общителен и отзывчив. Он обладает высокой работоспособностью, но ненавидит кропотливый труд.

Поэтому, если он потеряет интерес к работе, то её качество тоже пострадает. Руководитель-флегматик не способен проявлять свои эмоции, но его работоспособность феноменальна. Его подход к работе чисто деловой, не терпящий фривольных отношений.

Если глава коллектива – меланхолик, то ему противопоказано переутомляться. Он очень чувствителен к критике, мнителен и необщителен.

Особенности памяти

Нельзя сказать, что память начальника должна быть просто хорошей. Многие люди обладают прекрасной памятью, но они не в состоянии взять в свои руки руководство большим заводом или другим предприятием. Память руководителя должна прежде всего соответствовать требованиям управленческой деятельности.

Для эффективной работы лидер должен быть способен не только охватить большой объем информации, но сохранить его в памяти долгое время, уметь выделить главное и связать воедино разносторонние факты, быть способным быстро вспомнить необходимую информацию в нужное время, легко переключаться с одной задачи на другую.

Профессиональный опыт

Профессиональный опыт руководителя формируется на основе всей его деятельности и личной жизни. Все, что когда-либо делал человек, навсегда запечатлевается и хранится в его памяти.

Также все свои действия так или иначе человек оценивает как хороший или плохой опыт, придавая им эмоциональную окраску, затем систематизирует и упорядочивает.

Таким образом, при возникновении специфической ситуации руководитель способен извлечь из свой памяти и выбрать нужный способ поведения для решения управленческой проблемы.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Теоретическое и практическое мышление

Благодаря теоретическому мышлению руководитель способен разрабатывать тактику и стратегию управления предприятием, а с помощью практического мышления он осуществит все свои планы.

Интеллект

Когда говорят об интеллекте человека, то имеют ввиду все его личные и общие познавательные способности в совокупности. Очень часто такие способности зависят от особенностей его личных психических познавательных процессов – памяти, мышления, восприятия и других.

Читайте также:  Упражнения для улучшения дикции в домашних условиях

Также качества руководителя должны включать креативный подход к решению нестандартных ситуаций, хорошую обучаемость, активность.

Руководитель с высоким уровнем интеллекта обладает гибким поведением, то есть способен менять свои взгляды в случае необходимости, адекватно воспринимает все новое.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Стрессоустойчивость

Для начальника стрессовые ситуации – это неотъемлемая часть его работы. Огромные информационные перегрузки, а также большая ответственность являются основными причинами стресса. Негативное воздействие оказывают отсутствие времени на решение проблем и конфликтные ситуации в коллективе.

Психологи считают, что умеренный стресс иногда полезен, он заставляет человека находиться в состоянии мобилизации, концентрируя силы. Однако если напряжение от работы становится слишком длительным или постоянно усиливается, это может привести к психическому переутомлению. Постоянный стресс способен спровоцировать невроз, что, в свою очередь, ведет к более серьезным последствиям.

Таким образом, стрессоустойчивость – это то качество, которым руководитель просто обязан обладать.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Успешный руководитель — его качества

Специалисты разделили все качества руководителя на три большие группы: личные, деловые и профессиональные. Сочетание качеств всех трех групп является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любой организации.

Личные качества руководителя – это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников. Среди них можно назвать отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье.

Деловые качества руководителя – это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль. Все вместе эти характеристики показывают уровень компетентности и организаторских способностей управленца, насколько хорошо он готов справиться с поставленными перед ним задачами.

Профессиональные качества руководителя – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности.

Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как настойчивость, целеустремленность, ответственность.

Все эти качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. Этот образ, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Влияние качеств руководителя на стиль руководства

Личностные качества руководителя выражаются также в его стиле руководства.

В зависимости от того, какая на предприятии установлена структура управления, какой преобладает социально-психологический климат среди сотрудников, какая сложилась социально-политическая ситуация, а также согласно свойствам своей нервной системы, темпераменту, характеру, опыту, убеждениям, способностям, воспитанию, начальник выбирает методы и форму управления.

Психологи выделили 3 основных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. Все они представляют собой реальные способы управления, в которых качества руководителя будут играть решающую роль.

Лидеры, которые выбирают авторитарный или директивный стиль, отдают распоряжения и приказы подчиненным единолично. Сотрудники находятся в полной власти начальника, их мнение его не интересует. Руководитель также определяет конкретные методы и способы решения поставленных задач. В качестве стимула к действию используется наказание.

Противоположным является демократический стиль руководства. Здесь подчиненные имеют возможность советоваться с начальником, самостоятельно выбирать способы реализации принятых решений. Тотальный контроль отсутствует, поскольку сотрудники хорошо знают свою работу и полномочия. Есть система проверки результатов работы и поощрения успехов.

При демократическом стиле управления очень важны все профессиональные и личные качества руководителя, так как именно они позволят найти правильный подход к сотрудникам, создать атмосферу кооперации и получить кредит доверия. Сегодня многие современные корпорации выбирают такой стиль руководства.

Он также дает возможность карьерного роста и творческой реализации.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Главным отличием либерального стиля руководства является то, что руководитель не принимает активного участия в процессе управления предприятием.

Он ставит перед коллективом общую задачу и определяет правила ее решения, а в итоге только проверяет результат. Что касается всех действий подчиненных, то они имеют полную свободу творчества.

Эффективен этот стиль только лишь, если коллектив готов работать самостоятельно, а начальник способен грамотно сформулировать задачу и распределить полномочия.

Очень редко какой-либо из этих стилей руководства применяется в чистом виде. Сочетая все лучшее, присущее каждому из них, эффективный руководитель может гибко координировать работу людей. Опытный лидер способен использовать каждый из стилей управления, а также свои профессиональные и личные качества руководителя для достижение поставленных задач в нужное время.

Источник: https://www.syl.ru/article/153998/new_kachestva-rukovoditelya-sovremennyiy-rukovoditel-lichnyie-kachestva-i-stil-rukovodstva

Качества руководителя

Личные качества руководителя оказывают непосредственное влияние на развитие компании и эффективность всей команды. В этой статье расскажем о том, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы предприятие было успешным.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Качества успешного руководителя

Управление организацией – не просто должность, это специфическая система мышления, особый набор личных качеств, позволяющих эффективно строить стратегию развития, организовывать и руководить другими людьми. Основные качества руководителя разделяются на три группы – профессиональные, деловые и личностные.

  1. К профессиональным качествам руководителя относятся его знания и опыт работы как специалиста в своей сфере деятельности. Без знания внутренних процессов производства невозможно правильно организовать систему управления;
  2. Деловые качества руководителя – это навыки управления, знание структуры организации, умение координировать и контролировать действия подчиненных, умение расположить к себе как сотрудников, так и партнеров;
  3. Личностные качества руководителя – комплекс моральных, нравственных и личных устоев, индивидуальные особенности, характеризующие начальника как человека и в итоге определяющих его стиль управления.

В недавнем прошлом для управления организацией достаточно было быть профессионалом и четко понимать структуру предприятия.

Но в условиях современного рынка, при необходимости взаимодействия с различными смежными структурами одного профессионализма мало. Именно комбинация всех трех категорий качеств создает идеального руководителя.

Рассмотрим подробнее каждую группу качеств, необходимых современному руководителю.

Директор ИП: ответы на главные вопросы

Деловые качества хорошего руководителя

В управлении организацией на первый план выступают управленческие качества руководителя, так называемая «деловая хватка». Под деловыми качествами подразумеваются:

  • умение быстро и объективно оценивать, анализировать информацию;
  • способность принимать самостоятельные обоснованные решения;
  • умение оперативно мыслить и действовать;
  • способность быстро ориентироваться в сложной ситуации;
  • навыки многозадачности;
  • умение разумно использовать различные ресурсы;
  • способность грамотно оценивать и распределять роли;
  • умение четко ставить задачи и координировать действия сотрудников;
  • способность налаживать контакты с вышестоящим руководством и партнерами;
  • способность выстраивать стратегии развития;
  • умение налаживать коммуникации с партнерами и контрагентами различного уровня.

Хороший руководитель должен объединять в себе стратегические и оперативные качества. То есть важными качествами руководителя выступают умение планировать и организовывать стратегию развития предприятия.

В ситуациях, когда нужно действовать оперативно, руководитель должен уметь держать под контролем собственные эмоции, объективно оценивать, быстро принимать решения и четко ставить задачи перед сотрудниками. Хороший управленец умеет правильно расставлять приоритеты в задачах и избавляться от ненужной рутины, передавая, например, часть работы на аутсорс и таким образом оптимизируя работу компании.

Немаловажным фактором для успешной работы любого предприятия выступает налаживание контактов с нужными организациями, получение и обмен информацией, взаимодействие с партнерами. Управленческие качества руководителя неотделимы от его личностных характеристик, по сути, они выступают задатками для развития деловой хватки.

О профессиональных навыках и компетенции руководителя читайте здесь

Личные качества успешного руководителя

Один человек не может быть компетентен одновременно во всех вопросах и задачах, особенно когда речь идет о крупной организации. Поэтому для каждого управленца важно создать эффективную работу команды специалистов-отраслевиков, финансистов, маркетологов, юристов и т.д.

К личным качествам идеального руководителя относятся:

  1. Адекватная самооценка. Невозможно анализировать способности и корректировать работу других людей, если человек не умеет объективно оценивать и контролировать себя. Самоконтроль и самокритика – качества, необходимые руководителю для создания четкого взаимоотношения внутри коллектива.
  2. Высокие амбиции, целеустремленность. Руководитель, который нацелен на успех, стремиться к развитию компании и создает не только собственный настрой, но и цели всей команды.
  3. Решительность и настойчивость. Принятие нестандартных и иногда рискованных решений, упорство в достижении поставленных целей – отличительные черты успешных людей.
  4. Уравновешенность, выдержка и стрессоустойчивость. Человек, склонных к субъективному эмоциональному восприятию препятствий, не способен принимать взвешенные решения и брать ответственность на себя.
  5. Коммуникабельность, тактичность и уважение к подчиненным. Создание комфортных условий для работы, умение конструктивно высказывать критику, уважительное отношение к членам коллектива формируют главную базу для успеха – командную работу.
  6. Требовательность.Требовательность и авторитет руководителя гарантируют дисциплину и в коллективе, слаженность работы, исполнение должностных обязанностей.
  7. Новаторство и креативность. Стремление к преобразованиям, готовность пробовать и внедрять новые методы работы, умение идти на риск и увлекать за собой других – качества настоящего лидера.

О 8 поступках руководителя, из-за которых увольняются талантливые сотрудники, читайте здесь

По оценке специалистов, самым редким личным качеством среди руководителей является объективность. Человеку с лидерскими качествами руководителя сложно сохранять ровное отношение к подчиненным, поэтому стоит развивать в себе склонность к самоанализу и умение отстраняться от личных предпочтений в пользу профессиональных ценностей.

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца

Профессиональные качества успешного руководителя

В зависимости от отрасли руководителю необходимы специфические профессиональные знания. К важным качествам руководителя относятся:

  • высокий уровень образования, компетентность в своей сфере деятельности, опыт работы;
  • эрудиция, широта взглядов, базовые знание смежных профессий и отраслей производства;
  • умение находить и применять на практике новые методы работы;
  • способность к самосовершенствованию, стремление к получению новых знаний и опыта;
  • критическое восприятие, умение переосмысливать новые факторы.

Мы сознательно оставили оценку профессиональных качеств руководителя напоследок. Тому есть две причины:

  1. Для управления организацией или предприятием важными качествами руководителя выступают организационные способности и личностные особенности человека. Есть множество примеров, когда управленец приходил на руководящую должность с совершенно иной сферы деятельности и успешно организовывал работу предприятия, благодаря умению анализировать потенциал и ресурсы, оценивать способности сотрудников, четко распределять задачи.
  2. Профессиональные знания, как правило, выступают базовой основной для развития лидерских задатков, социального и практического интеллекта. То есть, специфические знания и навыки работы в определенной сфере деятельности безусловно важны для руководителя, но их значимость уступает место деловым и личным качествам руководителя. Именно поэтому не каждый профессионал способен управлять компанией.

Цитата из книги Эскиев М. А., Бексултанова А. И., Аслаханова С. А. «Профессионально важные качества руководителя»:

«Профессиональные знания — определено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем нужных узкоспециальных знаний уменьшается, так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог, однако топ-менеджер должен знать, отвечают ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции, т. е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах».

Читайте также:  Ревность женщины: причины возникновения и советы по избавлению

Автор Ирина Маслюковская

Источник: https://www.business.ru/article/1812-kachestva-rukovoditelya

Развитие управленческих качеств личности руководителя

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Развитие навыков руководства М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (См. табл) М. Вудкок, Д. Френсис. Указ. соч. С. 145.. При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства Высокие навыки руководства
  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с “трудными” людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  1. принимает во внимание поведение подчиненных;
  2. устанавливает дисциплину, если это требуется;
  3. приспосабливает стиль руководства к переменам;
  4. понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  5. развивает добрые отношения с окружающими;
  6. дает четкие указания;
  7. регулярно анализирует работу подчиненных;
  8. поощряет наилучшие примеры;
  9. системно подходит к анализу работы;
  10. квалифицированно передает полномочия;
  11. избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  12. создает позитивную обратную связь;
  13. устанавливает приемлемые отношения с “трудными” людьми;
  14. защищает свою группу, если возникает угроза;
  15. ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  16. устанавливает критерии успеха.

Для руководителей очень полезно усвоить последовательный и систематизированный подход к своему развитию. По мере того, как совершенствуются профессиональные навыки и умения, формируется твёрдая основа для компетентной работы. Поэтому в развитии управленческих навыков должны участвовать и организация, и сам руководитель.

Условия работы в процессе развития предприятия могут и должны изменяться, и поэтому, очевидно, руководителю необходимо иметь способность менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий.

В этом-то заключается, в частности, способность руководителя при любых условиях успешно управлять производством.

Следовательно, как считают многие ученые, общие требования к знаниям, умениям, деловым и личным качествам руководителей могут быть сформулированы, однако конкретные требования, конечно, будут отличаться для руководителей разного уровня.

Разграничивая понятия — знание, умение, деловые и личные качества, можно примерно так определить разницу между ними. Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки, правильную оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по реализации принятых решений.

Чтобы квалифицированно управлять производством, руководителю необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления.

Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы на производстве.

Общий объем комплекса теоретических и практических знаний и соответствие знаний в различных областях науки и техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет руководитель.

Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Руководителю необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление производством заключается, прежде всего, в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений.

Интересны высказывания по этому поводу А. Файоля. А. Файоль считает, что чем выше ранг руководителя, тем большее значение для него имеют административные способности. Роль технических способностей при этом уменьшается Файоль А. Управление — это наука и искусство. Сборник — М.: Республика, 2000. С.156..

С такой точкой зрения сегодня согласны большинство специалистов в области менеджмента.

Любой самый талантливый и работоспособный руководитель не сможет добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами.

Руководителю надо иметь способности предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию производства.

Оперативное руководство производством заключается в умении руководителя быстро найти и принять конкретное решение различных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению нормального ритма и хода производства.

Большое значение имеет умение руководителя подбирать своих ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохранив за собой оперативный контроль за работой своих звеньев.

Важным для руководителей является знание и понимание ими людей, умение правильно оценивать способности и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, поддерживать их инициативу и использовать ее в практической работе.

Руководитель, если он хочет, чтобы его предприятие имело потенциал развития, должен задавать для нее цели, и брать на себя ответственность за их осуществление. Те, кто добился определенных успехов, ориентируются на создание стабильно развивающейся организации, устойчивой к любого рода потрясениям — как внешнего, так и внутреннего характера.

  • Осознание руководителем собственной управленческой ситуации — это:
  • — осмысление своей собственной управленческой миссии на предприятии,
  • — определение объективных и субъективных ограничений, мешающих достижению целей,
  • — принятие внутренней этически непротиворечивой управленческой позиции.
  • Тогда и мотивация сотрудников становится оптимальной, направленной на развитие:
  • — практически каждый имеет перед собой образ будущего своей организации,
  • — руководитель в случае необходимости способен убедить коллектив в принятии решения, которое должно было бы вызвать крайнее неприятие,
  • — в момент обострения трудностей, каждый способен работать еще лучше, воспринимая проблемы предприятия как препятствие, которое нужно преодолеть.
  • Развитие ответственности

“Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. ” Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. — Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: “Дело ЛТД”, 1994.С. 309.

Особенность ответственности заключается в ограниченности ее вертикального движения. Другими словами, она не может делегироваться вниз по структуре предприятия до конечных исполнителей; каждый уровень управления ответственен за результаты работы вверенного ему подразделения.

Таким образом, руководитель становится ответственным за работу своих подчиненных; и если результаты работы окажутся неудовлетворительными, то ответственность перед вышестоящим руководством несет именно руководитель подразделения. Именно он является организующей и руководящей силой, и результаты работы его подразделения — это результаты его работы как управленца.

Бесспорно, для обеспечения выполнения подразделением поставленных перед ним задач, руководитель этого подразделения должен иметь возможность влияния на его работу.

Такая возможность предоставляется путем передачи полномочий руководителю подразделения.

“Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Указ.соч.С.310.”

Предоставляя полномочия, руководитель предприятия предоставляет человеку, занимающему должность право руководства и контроля вверенного ему подразделения “в обмен” на принятие ответственности за результаты такого руководства.

В некоторых случаях руководитель также получает право и на изменение технологии деятельности его участка, также неся при этом ответственность за достижение установленных результатов.

В любом случае, пределы распространения полномочий должны быть строго определены; какая-либо должность не должна получать слишком много или слишком мало полномочий.

  1. В первом случае объем полномочий и, следовательно, возможности управлять работой, не соответствует налагаемой на должность ответственности, вынуждая руководителя нести наказание за недостатки, которые он бессилен изменить.
  2. Во втором случае возможное пересечение полномочий руководителя одного подразделения с полномочиями другого могут вызвать несостыковку технологий деятельности различных участков и, в конечном итоге, двоеначалие.
  3. Таким образом, если преследуется цель построения четкой и эффективной организации работы предприятия, полномочия должны предоставляться только в объеме, не большем и не меньшем которого они необходимы для ведения участка к выполнению им его функций и достижения установленных в рамках всей организации целей.
  4. Пepeдaчa ответственности представляет собой нaбop умений, который можно в ceбe развивать. Ключевыми для успешной передачи ответственности являются следующие из них:

1. Эффeктивнocть пepeдaчи oтвeтcтвeннocти oзнaчaeт, что пpиcyщиe ей pиcки не выпycкaютcя из виду, oцeнивaютcя и минимизиpyютcя. Это можно ocyщecтвить, зaгpyжaя, но не до пpeдeлa, cвoиx пoдчинeнныx, a тaкжe paзвивaя cвoe yмeниe yпpaвлять пpoцeccoм пepeдaчи пoлнoмoчий.

2. Пepeдaчa пoлнoмoчий пoлeзнa как для opгaнизaции в цeлoм, так и для oтдeльнoгo чeлoвeкa, гoтoвoгo к бoлee oтвeтcтвeннoй paбoтe. В том cлyчae, ecли люди не имеют cпocoбнocтeй или жeлaния бpaть на ceбя нoвыe зaдaния, опытный руководитель дoлжeн paбoтaть над yлyчшeниeм paбoты, вьпoлняeмoй ими в нacтoящee вpeмя.

3. Pacшиpeниe индивидyaльныx обязанностей тpeбyeт вpeмeни, и руководитель выбepeт пoдxoдящий темп вoзpacтaния oтвeтcтвeннocти. Cлишкoм бoльшиe тpeбoвaния вызoвyт cтpecc, нapyшaт oднopoднocть в paбoтe, пpивeдyт к coмнитeльнoмy кaчecтвy и вepoятнocти oбщeй нeyдaчи, но нeдocтaтoчныe тpeбoвaния — pacтoчитeльны и дeмopaлизyющи.

4. Квалифицированная пepeдaчa полномочий tpeбyeт четкого установления целей и общего согласия c ними, a также выбора критерия ycпexa. Если цели не установлены, задача остаётся неясной, cвoбoдa действий — ограниченной, a оценить paбoтy становится практически невозможнo.

5. Пepeдaчa пoлнoмoчий пpeдcтaвляeт coбoй фopмy yпpaвлeнчecкoгo paзвития, таким oбpaзoм, cтaнoвитcя вoзмoжньм иcпoльзoвaниe зaдaний для paзвития дpyгиx людей.

Пocкoлькy пoдчинeнный пoлyчaeт нacтaвлeниe в том, как нayчитьcя xopoшeй paбoтe, a pyкoвoдитeль oбpeтaeт чyвcтвo бoльшeй yвepeннocти, пpoцecc кoнcyльтиpoвaния пoмoгaeт и тем и дpyгим. .

Здecь тpeбyeтcя дocтaтoчнo вpeмeни для глyбoкoгo изyчeния пpoцecca paбoты над зaдaниeм.

6. Kaждый руководитель пepeдaeт чacть cвoeй paбoты, и опытный руководитель ищет вoзмoжнocти для pacшиpeния пepeдaчи пoлнoмoчий. Oднaкo пepeдaчa cлишкoм бoльшoй чacти paбoты вызoвeт чyвcтвo вoзмyщeния и yкaжeт на то, что poлью yпpaвлeния пpeнeбpeгaют.

7. Руководитель может передавать только те полномочия, которыми он располагает, поэтому важно, чтобы пределы его власти были чётко уяснены.

Развитие умения влиять на людей

Всем руководителям приходится влиять на окружающих, но умение влиять особенно важно, когда успех зависит от способности человека произвести хорошее первое впечатление, развить взаимопонимание, добиться доверия и быть отзывчивым к нуждам окружающих.

Koгдa pyкoвoдитeли жaлyютcя, что им не xвaтaeт влиятeльнocти, они имеют в виду, что иx идеи, нужды, взгляды, чyвcтвa и зaмeчaния нeдocтaтoчнo пpинимaютcя во внимaниe теми, кто пpинимaeт peшeния. Oпиcывaя, что это за чyвcтвo — не иметь дocтaтoчнo влияния на oкpyжaющиx, они чacтo иcпoльзyют тaкиe cлoвa, как “не приняли в pacчeт”, “пpoглядeли”.

Mнoгим кaжeтcя, что oкpyжaющиe должны бы были oбpaщaть на них бoльшe внимания. Oднaкo не вce мoryт быть oдинaкoвo влиятельными, поскольку вce точки зpeния дocтaтoчнo зpeлы и пoлeзны для ocтaльныx. Paзyмнo, кoгдa вклад кaждoгo oцeнивaeтcя по его объективным достоинствам.

Читайте также:  Изменение сознания: 6 практических методов

На самом же деле чаще всего эта оценка бывает совершенно иррациональной, и ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор.

На многих людей производит впечатление властность, то, как человек себя держит, а также таинственное, хотя и реальное качество, известное как харизма.

Haвыки и мeтoды вoздeйcтвия на oкpyжaющиx мoгyт быть cильнoдeйcтвyющими и yбeдитeльными. Иx мoжнo иcпoлъзoвaть как для кoнcтpyктивныx цeлeй, так и для paзныx мaxинaций. Чем бoлee oткpыты люди по пoвoдy cвoиx цeлeй, тем тpyднee нeэтичнo иcпoльзoвaть эти мeтoды.

Люди, эффeктивнo влияющие на oкpyжaющиx, пpиoбpeтaют навыки ycпeшнoй пpeзeнтaции. Они тaкжe вocпpинимaют взгляды, мнения и дpyгyю инфopмaцию от тex, на кoгo cтpeмятcя влиять. Пocкoлькy влияние пpeдcтaвляeт coбoй двycтopoнний пpoцecc, вaжнo yмeниe пpиcлyшивaтьcя к дpyгим. Taкoe yмeниe мoжeт быть cпeциaльнo paзвитo.

Pyкoвoдитeли, paзвившиe в ceбe yмeниe влиять на дpyгиx, пpиoбpeли нaбop мoгyщecтвeнныx cpeдcтв, кoтopыe мoжнo иcпoльзoвaть в чeлoвeчecкиx oтнoшeнияx. Эти навыки пoвышaют эффeктивнocть и cпocoбcтвyют пpи-знaнию coбcтвeннoй цeннocти, иx мoжнo плoдoтвopнo иcпoльзoвaть для oкaзaния пoмoщи oкpyжaющим:

— Oдeвaтьcя cooтвeтcтвyющим cлyчaю oбpaзoм. Индивидуальный облик и выбор одежды обычно рассматриваются как свидетельство того, как человек сам себя представляет.

— Иметь yбeдитeльный внешний вид. Наружность и жесты дают представление об душевном и эмоциональном состоянии человека.

— Яcнo излaгaть cвoи мысли. Вне зависимости от содержательности своей речи, люди, которые мямлят, говорят несвязно, воспринимаются как менее значительные, чем те, которые говорят ясно и убедительно.

— Быть уверенным в ceбe. Вести себя не вызывaющe, но yвepeннo. Уверенность в себе — это качество, которое демонстрируют люди, знающие, что они ощущают и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясны.

  • — Уcтaнaвливaть xopoшee взaимoпoнимaниe с людьми.
  • — Уметь поощрять окружающих.
  • — Иметь peaлиcтичecкoe пpeдcтaвлeниe o ceбe.
  • — Отдавать чeткиe yкaзaния.
  • — Cтpeмитьcя быть нacтoйчивым.
  • — Эффeктивнo пpиcлyшивaтьcя к дpyгим.

Источник: https://studbooks.net/697540/psihologiya/razvitie_upravlencheskih_kachestv_lichnosti_rukovoditelya

Оценка деловых и личностных качеств руководителя (стр. 1 из 8)

  • Курсовая работа
  • по дисциплине: Основы менеджмента
  • тема: Оценка деловых и личностных качеств руководителя
  • Введение

Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е.

насколько эффективно используются организационные ресурсы. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника.

Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности — в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.

Деятельность руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью решения производственных задач.

Ролевая структура деятельности предполагает исполнение руководителем весьма широкого круга действий и обязанностей, среди которых разработка технологических схем управления, подготовка и принятие решений, осуществление управленческих воздействий и взаимодействие с подчиненными, формирование микросреды, выполнение множества дополнительных операций, сопутствующих управленческой деятельности. Функционально полная система психологических характеристик руководителя — это минимально необходимый набор характеристик, достаточный для описания обобщенного психологического портрета личности руководителя и позволяющий сформировать описание всех прочих психологических характеристик, которые таким образом могут быть описаны как комбинация или следствие характеристик, образующих функционально полную систему. Основной целью курсовой работы является изучение психологических закономерностей управленческой деятельности; выявление требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.

Специфика труда руководителя Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает по преимуществу в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

В рамках определенных правовых норм руководитель должен проявлять инициативу, развивать инициативу управленческого коллектива, трудящихся и соответственно нести полную ответственность за собственные действия и их результаты. С информационной точки зрения труд руководителя — это сбор информации, ее передача, переработка, организация обратной связи и т. д.

Процесс преобразования информации имеет свои законы, которые также определяют характер его труда.

Управленческий труд — вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Объектом управленческого труда является сфера его приложения — организация, структурное подразделение.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. Продукт управленческого труда — управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляется членами производственного коллектива, приоритетное значение имеет управление живым трудом, т. е. целесообразной деятельностью всех членов коллектива.

Более полные результаты управленческих воздействий могут быть достигнуты только с учетом их распространения не только на живой, но и на овеществленный труд, так как производство соединяет эти две его стороны. Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления.

К их числу можно отнести: определение целей и планирование, организацию исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обусловливая соответствующие стиль и методы управления.

Существо труда руководителя заключается в обеспечении общего руководства процессом функционирования и развития системы управления. Составляющие труда руководителя: производственная, социально-экономическая и организационно-управленческая.

Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействую на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Руководитель как лидер коллектива рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат.

Научная организация труда персонала управления предполагает определенную степень регламентации труда по содержанию и времени. Организация труда работников аппарата управления представляет собой сложный и многогранный процесс. Важнейшей проблемой для любого работника сегодня является рациональное использование рабочего времени. Поэтому начальным этапом научной организации управленческого труда является использование рабочего времени работников аппарата управления. Изучение использования рабочего времени позволяет выявить его потери, их причины, разработать новые формы и методы выполнения работ.

  1. Система деловых качеств руководителя
  2. Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:
  3. · способности находить кратчайший путь к достижению цели;
  4. · способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
  5. · способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;
  6. · способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).
  7. В чем же конкретно обнаруживаются деловые качества? Обладающий деловыми качествами руководитель должен:
  8. · уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;
  9. · точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;
  10. · разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;
  11. · своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;
  12. · ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;
  13. · проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;

Оставаться самокритичным в оценке итогов деятельности. Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего.

Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.

Некомпетентный, не разбирающийся в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения. Он вынужден оценивать обстановку по подсказкам своих подчиненных или вышестоящих начальников.

Он, как правило, затрудняется высказывать весомые суждения, предпринимать активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам. Он нередко вынужден имитировать полезную деятельность, ибо неспособен к реальным и ответственным действиям. Он обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремится окружить себя столь же некомпетентными людьми и отдалить способных работников. Организаторские способности руководителя выражаются, прежде всего, в следующем:

  • · в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;
  • · в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;
  • · в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;
  • · в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;

В умении постоянно и успешно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля. Хороший организатор, как правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих решений он претворяет в жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела.

При этом он может пойти на определенный риск, действуя в условиях неопределенности, смело и решительно, не дожидаясь указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий.

Зачастую такой организатор не лишен также «пробивных» способностей, которые помогают ему находить наиболее результативные в данной ситуации ходы и верные средства решения проблем. Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности.

Организаторская работа немыслима без твердой дисциплины и порядка, иначе большие и хорошо продуманные усилия по улучшению организации деятельности могут быть сведены на «нет». Соблюдение дисциплины и порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны руководителя.

Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в процессе учебы и работы. Таким образом, чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и решать возникающие проблемы.

Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений. Один из наиболее полных перечней квалификационных требований к управленческому персоналу используют в Великобритании. Среди них:

Источник: https://mirznanii.com/a/165697/otsenka-delovykh-i-lichnostnykh-kachestv-rukovoditelya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector